К кому переходят на прямые расчеты по электроэнергии жители (есть мнение, что только к гарантирующему поставщику могут)

К кому переходят на прямые расчеты по электроэнергии жители (есть мнение, что только к гарантирующему поставщику могут)

Поставщик электроэнергии попадает в одну из 3 категорий:

В свою очередь сбытовые организации делятся на

  • гарантирующего поставщика и
  • энергосбытовую организацию.

Также встречаются понятия энергоснабжающая организация и ресурсоснабжающая организация.

Далее мы более подробно посмотрим чем все эти поставщики электроэнергии отличаются друг от друга и зачем они вообще нужны.

К кому переходят на прямые расчеты по электроэнергии жители (есть мнение, что только к гарантирующему поставщику могут)

Почему нельзя покупать у производителя электроэнергии?

  • У покупателей возникает логичный вопрос — зачем вообще нужны посредники на рынке электроэнергии?
  • Почему покупатель не может покупать на прямую у производителя, снизив тем самым стоимость электроэнергии для себя?
  • Ответ простой: борьба с монополиями.

К кому переходят на прямые расчеты по электроэнергии жители (есть мнение, что только к гарантирующему поставщику могут)

Поставщики электроэнергии разделены таким образом, что бы ни у кого из них не возникла возможность создать монополию и начать диктовать свои цены.

Давайте посмотрим как это работает:

К кому переходят на прямые расчеты по электроэнергии жители (есть мнение, что только к гарантирующему поставщику могут)

Генерирующая компания

Итак, генерирующая компания производят электроэнергию и продают ее на оптом рынке по рыночной цене.

К кому переходят на прямые расчеты по электроэнергии жители (есть мнение, что только к гарантирующему поставщику могут)

Оптовый рынок электроэнергии

Цена на оптовом рынке электроэнергии регулируется спросом и предложением.

К кому переходят на прямые расчеты по электроэнергии жители (есть мнение, что только к гарантирующему поставщику могут)

Энергосбытовая организация

Независимая энергосбытовая организация или гарантирующий поставщик покупают электроэнергию на оптовом рынке.

К кому переходят на прямые расчеты по электроэнергии жители (есть мнение, что только к гарантирующему поставщику могут)

Сетевая организация

Сетевая организация занимается доставкой электроэнергии до потребителей.

К кому переходят на прямые расчеты по электроэнергии жители (есть мнение, что только к гарантирующему поставщику могут)

Потребители электроэнергии

Потребители электроэнергии покупают электроэнергию у гарантирующего поставщика или независимых энергосбытовых организаций.

Электроэнергия поступает к потребителям по сетям сетевых организаций.

В соответствии с ФЗ-36 от 26.03.2003 «Об особенностях функционирования электроэнергетики»:

  • Генерирующие компании формитуют предложение электроэнергии – они обязаны продавать электроэнергию по рыночным ценам на оптовом рынке электроэнергии.
  • Гарантирующие поставщики и энергосбытовые компании формируют спрос – они обязаны покупают электроэнергию на оптовом рынке по рыночным ценам.
  • Сетевые организации обеспечивают доставку электроэнергии до потребителей. Покупать или продавать электроэнергию на оптовом рынке им запрещено.
  • Совмещать деятельность по покупке, продаже и передаче электроэнергии запрещено.
  1. Как вы видите, каждый поставщик электроэнергии отвечает за свой участок рынка.
  2. Все игроки разделены таким образом, что бы ни у кого из них не появилась возможность контролировать розничный рынок электроэнергии.
  3. Разделение поставщиков электроэнергии на три категории это единственная возможность защитить рынок электроэнергии от монополизации.
  4. Более детальную информацию по этой теме вы найдете в нашей статье про работу рынка электроэнергии в России.
  5. Далее, мы рассмотрим за что отвечает каждый поставщик электроэнергии, зачем он нужен, какие у него функции и обязаности.

К кому переходят на прямые расчеты по электроэнергии жители (есть мнение, что только к гарантирующему поставщику могут)

Гарантирующий поставщик (гарантированный поставщик)

Гарантирующий поставщик это продавец электроэнергии, который

  • занимает полу-монопольное положение в отдельном регионе, области, городе или районе,
  • имеет практически эксклюзивное право продавать электроэнергию населению,
  • имеет практически эксклюзивное право продавать электроэнергию всем небольшим и средним юридическим лицам и предприятиям,
  • на своей подконтрольной территории, обязан заключить договор на продажу электроэнергии с каждым покупателем, который к нему обратился,
  • назначается органом исполнительной власти (государством),
  • тарифы и цены, по которым гарантированный поставщик продает электроэнергию, регулируются государством.

Деятельность и понятие гарантирующего поставщика детально описаны в ФЗ №35 «Об электроэнергетике» от 26.03.2003.

  • В общем, гарантирующий поставщик, это поставщик электроэнергии, который практически полностью контролирует продажи электроэнергии в определенном географическом регионе.
  • Гарантирующий поставщик покупает электроэнергию на оптовом рынке, добавляет свою сбытовую надбавку и перепродает электроэнергию населению и юридическим лицам.
  • Сбытовая надбавка, которую гарантированный поставщик добавляет сверху, ежегодно устанавливаются службой по тарифам вашего региона.
  • Для населения гарантирующий поставщик продает электроэнергию по льготной цене установленной государством.
  • Для юридических лиц, гарантирующий поставщик продает электроэнергию по одной из шести ценовых категорий.
  • Система розничного рынка электроэнергии выстроена так, что для населения – гарантирующий поставщик — это практически монополист, единственный поставщик электроэнергии в регионе.

К кому переходят на прямые расчеты по электроэнергии жители (есть мнение, что только к гарантирующему поставщику могут)

  1. В теории население может сменить поставщика электроэнергии, но на практике сделать это сложно и происходит очень редко.
  2. Для предприятий и юридических лиц – гарантирующий поставщик — это «полу-монополист», так как у больших предприятий и организаций есть возможность выйти на оптовый рынок электроэнергии или перейти на обслуживание к энергосбытовой организации.
  3. Необходимо подчеркнуть, что уйти от гарантирующего поставщика могут себе позволить только большие организации, у которых потребление несколько тысяч МВт в год и больше.
  4. Все малые и средние юр лица практически привязаны к гарантирующему поставщику.

Особенности работы гарантирующего поставщика

  • Гарантирующий поставщик назначается государством по результатам конкурса.
  • Региональные власти проводят конкурс на выбор гарантирующего поставщика на вашей территории один раз в три года.
  • Главным критерием на право стать гарантирующим поставщиком — это выручка от продажи электроэнергии.
  • А у кого самая высокая выручка от продажи электроэнергии в вашем регионе?
  • – У действующего гарантированного поставщика.
  • Отсюда не сложно догадаться, что действующий гарантирующий поставщик практически всегда выигрывает конкурс и вновь становится гарантирующим поставщиком.
  • Единственная ситуация, когда в вашем регионе может сменится гарантирующий поставщик, происходит когда
  • действующий гарантирующий поставщик влазит в долги,
  • не платит сетевым организациям,
  • плохо собирает долги у своих покупателей,
  • теряет право покупать электроэнергию на оптовом рынке.
  1. В общем, когда юридическое лицо – гарантирующий поставщик начинает разваливаться, региональные власти проводят внеочередной конкурс и назначают нового гарантирующего поставщика.
  2. Других реальных вариантов смены гарантирующего поставщика практически не существуют.

  3. Посмотреть на перечень организаций, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, можно во по этой ссылке.
  4. Подводя итог, гарантирующий поставщик это поставщик электроэнергии в вашем регионе по умолчанию.

  5. Основные особенности генерирующего поставщика:
  • обязан работать со всем потребителями, которые к нему обратятся,
  • ценовые категории генерирующего поставщика установлены государством,
  • сбытовая надбавка (заработок генерирующего поставщика), устанавливается региональной службой по тарифам,
  • предлагает стандартные цены и условия работы.

Теперь давайте посмотрим каким образом большие организации и предприятия могут сократить свои затраты на электроэнергию, уйти от гарантированного поставщика и начать покупать электроэнергию у других продавцов по более выгодным ценам.

Назависимый поставщик электроэнергии — энергосбытовая организация (ЭСО)

  • Независимая энергосбытовая организация это коммерческая организация, которая занимается перепродажей электроэнергии.
  • Как правило, энергосбытовая организация покупает электроэнергию на оптовом рынке и перепродает ее по свободной цене на розничном рынке.
  • Цены энеросбытовой организации не регулируются государством, поэтому, энергосбытовая организация может оптимизировать свою деятельность и предложить покупателям стоимость электроэнергии, которая ниже чем у гарантирующего поставщика.
  • Казалось бы, если тарифы у энергосбытовой организации ниже, чем у гарантирующего поставщика, все юридические лица будут переходить от гарантирующих поставщиков к энергособытовым организациям.
  • Но, не тут то было.
  • Для того, что бы перейти к энергосбытовой организации, потребитель должен
  • быть присоединен к сети через группу точек поставки мощностью не менее 750 кВА и
  • установить у себя коммерческую систему учета электроэнергии АИИС КУЭ, которая соответствует требованиям оптового рынка электроэнергии.
  1. Стоимость установки АИИС КУЭ начинается от 2х-2,5 миллионов рублей.
  2. Эти 2,5 миллиона рублей, которые необходимо потратить на установку системы коммерческого учета АИИС КУЭ, и являются основным барьером для ухода от гарантирующего поставщика.

  3. Тем не менее, для организаций с высоким потреблением электроэнергии, установка системы учета АИИС КУЭ может окупиться достаточно быстро – за один — два года, а то и быстрей.
  4. Срок окупаемости будет зависеть от объема потребления электроэнергии и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, которая установлена для вашего региона.

  5. Чем выше объем потребления и чем выше сбытовая надбавка — тем быстрей может окупиться переход к энергосбытовой компании.
  6. Если вы хотите снизить свои затраты на электроэнергию — обращайтесь 8(499)490-60-60.
  7. Мы бесплатно проконсультируем вас и
  • рассчитаем экономию электроэнергии от смены поставщика электроэнергии,
  • экономию от выхода на оптовый рынок электроэнергии или
  • экономию от смены ценовой категории у гарантирующего поставщика.
Читайте также:  При каких условиях УК должна заниматься обслуживанием рядом стоящей детской/спортивной площадки?

Поставщик электроэнергии – Сетевая организация

Сетевая организация — занимается поставкой электроэнергии от производителя к покупателю.

Сетевые организации владеют сетями и оборудованием по которым «течет» электроэнергия.

В соответствии с ФЗ №35 «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 деятельность по передаче запрещено совмещать с деятельностью по продаже электроэнергии.

  • Поэтому, сетевая организация это поставщик электроэнергии, который не имеет права продавать электроэнергию потребителям, а занимается, по сути, только обслуживанием электрических сетей.
  • Деятельность сетевых организаций регулируется службой по тарифам вашего региона.
  • Поэтому, сетевые организации по передаче электроэнергии еще называют — регулируемыми организациями.
  • Тарифы на передачу электроэнергии устанавливаются службой по тарифам.
  • Потребитель может сам, на прямую заключить договор с сетевой организаций и оплачивать ей тариф по передаче электроэнергии.
  • Также, оплата тарифа по передаче электроэнергии может осуществляться через энергосбытовую организацию или гарантирующего поставщика.
  • С кем потребитель заключит договор на передачу электроэнергии — не важно.
  • Цена от этого не измениться.
  • Для того, чтобы стать сетевой организацией, организация должна владеть или управлять трансформаторными подстанциями и линиями электропередачи.
  • Подводя итог, основные задачи сетевой организации заключаются в следующем:
  • бесперебойная поставка электроэнергии от производителя к покупателю
  • обслуживание электрических сетей,
  • развитие сетевой инфраструктуры,
  • подключение новых потребителей к своей сети.

Другие поставщики электроэнергии

  1. Энергоснабжающая организация — продает потребителям произведенную или купленную электрическую или тепловую энергию.
  2. Энергоснабжающая организация — это обобщенное устаревшее понятие, которое в современных договорах больше не употребляется.

  3. Термин энергоснабжающая организация пришел к нам из утратившего силу ФЗ-41 от 14 апреля 1995 г.

    «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»

  4. Ресурсоснабжающая организация — осуществляет продажу коммунальных ресурсов населению в многоквартирных и жилых домах.

  5. Энергосбытовая организация и управляющая компания могут быть ресурсоснабжающей организаций.

Понятие ресурсоснабжающая организация определено в Постановлении правительства №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг».

Оптовые генерирующие компании

  • Оптовые генерирующие компании производят электроэнергию и продают ее на оптовом рынке электроэнергии по рыночным цена.
  • Цена на рынке электроэнергии формируется на каждый час суток в зависимости от спроса и предложения.
  • Чем больше спрос, тем выше цена.
  • Как правило, самый высокий спрос в часы пиковой нагрузки.
  • Часы пикой нагрузки разные для каждого региона.
  • Но, как правило, пиковая нагрузка самая высокая утром и вечером, поэтому, в эти часы электроэнергия на оптовом рынке самая дорогая.
  • Оптовые генерирующие компании — это около 700 компаний с максимальной мощность более 25 МВА.
  • На перечень генерирующих компаний можно посмотреть по этой ссылке.

Розничные генерирующие компании

  1. Розничная генерирующая компания это производитель и поставщик электроэнергии, максимальная мощность которого не превышает 25 МВА.

  2. Небольшие генерирующие компании не допускаются на оптовый рынок электроэнергии и продают свою электроэнергию на розничном рынке.

  3. Розничные генерирующие компании могут продать выработанную электроэнергию
  • гарантирующим поставщикам,
  • энергосбытовым организациям и
  • на прямую конечным потребителям.

Кто такой поставщик электроэнергии – подводим итог

  • Надеемся, эта статья помогла вам разобраться какие существуют игроки и поставщики электроэнергии на рынке России.
  • На первый взгляд система достаточно запутаная и сложная, сложно с ходу понять зачем каждый из этих игроков нужен.
  • Но, если копнуть глубже и немного разобраться – рынок электроэнергии и обязаности каждого игрока на нем становятся понятными и логичными.
  • Если вам нужна консультация, или вы хотите сократить затраты на электроэнергию – обращайтесь, наш телефон 8(499)490-60-60.

Электроэнергия в СНТ: Как перейти на прямой договор с энергосбытом?

15.11.2019

Свет / Электроэнергия в СНТ

К кому переходят на прямые расчеты по электроэнергии жители (есть мнение, что только к гарантирующему поставщику могут)

Как члену садоводческого товарищества начать платить за свет напрямую энергосбытовой компании по «официальному» тарифу и перестать зависеть в вопросах электроснабжения от своего СНТ? Такого рода вопросы регулярно приходят от посетителей нашего сайта. Ниже – разъяснения на этот счет со ссылками на нормативные документы и примерами из судебной практики.

Почему члены СНТ переходят на прямые договора с поставщиком электроэнергии?

Почему члены СНТ, а так же граждане, ведущие деятельность на своем участке в пределах СНТ в индивидуальном порядке (так называемые «индивидуалы»), стремятся перейти на прямые договора с энергосбытом? Ответ очевиден.

Во-первых, во многих случаях плата за свет в кассу СНТ оказывается выше, чем официальный тариф на электроэнергию, утвержденный в данном регионе для населения.

Дело в том, что садоводческому товариществу необходимо оплачивать потери в своих сетях (в том числе, возникающие по причине воровства электроэнергии), компенсировать расходы электроэнергии на общие нужды, финансировать обслуживание и ремонты энергохозяйства.

По-хорошему, эти платежи должны быть отделены от платы за, собственно, электричество. Однако во многих случаях плата за свет выставляется садоводам в виде единой суммы. И цена за один кВт.ч. оказывается намного выше, чем «официальный» тариф.

Переход на прямой договор с энергосбытом эту проблему решает. Плата за свет, начисленная по официальному тарифу, перечисляется сбытовой организации. Остальные платежи (за потери в сетях и расходы на общие нужды), начисляются в виде отдельных взносов. Ситуация становится понятно и прозрачной.

Во-вторых, оплачивая электроэнергию через кассу СНТ, сознательные члены товарищества (т.е., не имеющие долгов за свет) оказываются в «заложниках» у своих соседей – «неплательщиков».

Ведь если СНТ в целом накопит большую задолженность перед поставщиком электроэнергии, то энергобыт имеет право прекратить энергоснабжение товарищества до погашения долгов.

Соответственно, чтобы свет не отключили всем членам СНТ, тем, кто платит, приходится платить еще больше. И за себя, и за тех, кто свет не оплачивает.

Переход на прямой договор с энергосбытом эту проблему решает. Если у собственника участка в пределах территории СНТ заключен со сбытовой компанией прямой договор и по нему задолженности нет, то лишить его электроснабжения сбыт права не имеет. Чтобы там ни происходило между СНТ в целом и энергосбытом, и какие бы долги энергетики товариществу не насчитали.

Прямой договор с энергосбытом для члена СНТ. Что говорит законодательство?

Порядок расторжения и заключения договоров энергоснабжения описывается в постановлении правительства РФ №442 от 04.05.2012 г.

«О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

А точнее, в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии» (сокращенно – ОПФРР), которые утверждены постановлением №442. Ссылка на актуальную версию документа: https://base.garant.ru/70183216/

В частности, в п. 34 ОПФРР приводится перечень документов, которое обязано предоставить лицо, желающее заключить договор энергоснабжения. В этот список входят:

— Документ, удостоверяющий личность

— Документы, подтверждающие право собственности на «энергоспринимающее устройство» (т.е. жилой дом или нежилое здание)

— Документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающего устройства к электросетям

— Документы, подтверждающие допуск в эксплуатацию прибора учета (при его наличии)

На первый взгляд все просто, документов надо немного. Но есть проблема. Заключается она в том, что документы, подтверждающие, что дом (участок) в СНТ подключен к электросетям, а счетчик электроэнергии — исправен, должно выдать правление (или председатель правления) товарищества. Речь идет об:

  • — акте о выполнении технических условий на присоединение к электросетям,
  • — акте технологического присоединения,
  • — акте ввода прибора учета в эксплуатацию.

И таких документов у СНТ просто может не быть. В силу, например, того, что товарищество электрофицировалось несколько десятилетий назад, когда действовали другие требования. Однако документы могут не выдавать еще и по причине нежелания «властей» товарищества отпускать членов СНТ на прямые договора. 

Ведь количество обязательных плательщиков за свет в кассу СНТ сокращается, а доля «неплательщиков» — растет. Соответственно, увеличивается «дыра» между фактическими сборами за свет и необходимыми платежами в адрес энергосбыта. Поэтому правление (председатель) товарищества обращения членов выдать документы, необходимые для заключения прямого договора может просто игнорировать.

Впрочем, с апреля 2017 года в п. 34 ОПРФФ внесено дополнение, согласно котором акты, подтверждающие подключение к электросетям можно заменить другим документом. Например, справкой, подтверждающей что гражданин, желающий заключить прямой договор энергоснабжения, являлся членом СНТ в момент электрофикации товарищества.

Или же может быть предоставлен любой документ, что член СНТ получает и оплачивает электроэнергию в настоящее время. В качестве такового может быть использована обычная платежка из СНТ. Норма эта сформулирована в восьмом абзаце п. 34 ОПРФФ.

От СНТ в таком случае в обязательном порядке требует лишь предоставить акт о вводе в эксплуатацию прибора учета. Этот документ получить гораздо проще. Например, его обязаны оформить при замене старого счетчика на новый.

Таким образом, законодательство в целом стоит на стороне члена СНТ, желающего перейти на договор прямого энергоснабжения. Алгоритм прост: член СНТ собирает описанный выше пакет документом, обращается с ним в энергосбыт. Энергокомпания, в свою очередь, получив документы, обязана заключить прямой договор энергоснабжения.

Но что делать, если на этом пути возникают сложности? Рассмотрим несколько примеров из судебной практики.

Прямой договор энергоснабжения для члена СНТ. Три примера из судебной практики

Пример 1. В Читинской области собственник земельного участка и дома на территории СНТ «Геодезист» обратился в местную энергосбытовую компанию АО «Читаэнергосбыт» с заявлением о заключении прямого договора энергоснабжения.

К заявлению он предложил требуемые законодательством документы – акт о выполнении ТУ на присоединение к электросетям, акт выполнения самого технологическом присоединении и акт ввода в эксплуатацию прибора учета, по которому ведет расчет потребляемой электроэнергии.

Тем не менее, энергосбыт отказал в заключении прямого договора энергоснабжения. Тогда собственник участка подал в суд заявление с требованием обязать АО «Читаэнергосбыт» заключить прямой договор с ним, а так же выплатить компенсацию морального ущерба в объеме 50 тысяч рублей.

Суд, рассмотрев дело, обязал энергосбыт заключить прямой договор энергоснабжения. Однако в выплате компенсации отказал. Решение дела доступно по ссылке: https://sudact.ru/regular/doc/HrPSLbxIklVR/.

Пример 2. В Санкт-Петербурге собственница дома и садового участка, расположенных на территории СНТ «Зеленый шум» в Ленинградской области, подал в суд на АО «Русэнергсобыт».

В своем исковом заявлении она потребовала обязать Русэнергосбыт заключить с ней прямой договор энергоснабжения.

Ранее энергокомпания отказала ей в этом, сославшись на отсутствие акт ввода в эксплуатацию счетчика электроэнергии, установленного на границе земельного участка.

Суд, рассмотрев обстоятельства дела, согласился с позицией «Русэнергосбыта». «Понудить» энергокомпанию к заключению прямого договора энергоснабжения, как того требовала истица, судья отказался. Решение суда можно посмотреть по ссылке: https://sudact.ru/regular/doc/XrFg6elvQwlm/.

Пример 3. Жительница Владимирской области, владеющая земельным участком и домом на территории СНТ «Озерки», обратилась в суд с требованием обязать правление товарищества выдать ей документы, необходимые для заключения прямого договора энергоснабжения.

До этого ее попытки получить от правления СНТ нужные документы, а именно — акты о технологическом присоединении к электросетям и балансовом разграничении электросетей, успеха не имели. СНТ таких документов не предоставило.

Позже в суде представитель товарищества аргументировал свою позицию тем, что в ходе электрофикации СНТ в 1994 году никаких технический условий членам СНТ не выдавалось, соответственно, актов об их выполнении не имеется. Равно как не имеет и актов технологического присоединения энергопринимающих устройств отдельных садоводов к сетям СНТ. Поэтому их невозможно выдать.

Суд, тем не менее, эти объяснения не принял. СНТ обязали выдать истице документы, необходимые для заключения прямого договора энергоснабжения. Полностью решение суда можно посмотреть здесь: https://sudact.ru/regular/doc/DG46BV2DAd6r/.

Каким образом это решение было реализовано, сказать сложно. Однако стоит уточнить, что вынесено оно было в июне 2017 года.

А в ноябре того же года вступили в силу нормы в законодательстве, которые (как это уже было сказано выше) разрешили подтверждать наличие действующего подключения к электросетям справками о членстве в СНТ в период электрификации товарищества или иными документами (вплоть до платежек за свет), подтверждающими наличие электроснабжения участка (садового дома).

Платите как хотите! Все ли знают о своём праве платить за квартиру не полностью?

К кому переходят на прямые расчеты по электроэнергии жители (есть мнение, что только к гарантирующему поставщику могут)

moe-online.ru

Именно этой проблеме была посвящена состоявшаяся на минувшей неделе по инициативе службы жилищного просвещения встреча с участием руководителей УК, ресурсников, жителей города.

Три варианта перехода

  • После того, как в апреле 2018 года вступил в силу договор о «прямых расчётах» за коммунальные услуги и ресурсы жителей МКД и ресурсоснабжающих организаций (без посреднического участия управляющих компаний), у собственников и нанимателей жилья в многоквартирных домах появился выбор из трёх вариантов.
  • Первый: ресурсоснабжающие организации вправе расторгнуть договоры с УК в одностороннем порядке, если у последних имеются долги в размере двух и более среднемесячных платежей.
  • Второй способ: жители могут принять решение от посредничества УК на общем собрании и заключить прямые договоры с РСО на оказание услуг водоснабжения и водоотведения, отопления жилья, вывоза мусора.
  • Наконец, третьим вариантом останется прежняя схема, когда жители заключают один договор — со своей УК, которая затем заключает договоры со всеми РСО, покупает у них ресурсы и перепродаёт собственникам и нанимателям жилья.
  • Для управляющих компаний переход на прямые платежи выгоднее — в этом случае долги жильцов за отопление, воду, электроэнергию и газ ресурсникибудут взыскивать самостоятельно, — единодушно заявили Самолёту практически все руководители череповецких УК.

«Чтобы заключить договор, собственники приносят нам протокол общего собрания, — пояснил заместитель директора по правовым вопросам ООО „Газпром теплоэнерго Вологда“ Егор Сысоев. — После его рассмотрения мы подтверждаем, что готовы перевести дом на прямые договоры с отсрочкой в три месяца. Эти три месяца коммунальные услуги предоставляют УК и ТСЖ. Отдельно каждому собственнику заключать прямой договор с ресурсниками не нужно. Эти договоры публичные, тарифы установлены для всего Череповца».

Чего опасаются собственники?

Тем не менее, как можно было судить по реакции собственников жилья, не всех пока до конца убедили доводы УК и РСО. По словам одного из руководителей ГК «Олимп» Сергея Васюнова, почти двухмесячная кампания по проведению общедомовых собраний показала, что лишь примерно половина жителей МКД согласна прямо сейчас перейти на прямые расчёты.

«У людей есть опасение, что что-то рушится. Но УК так же отвечает за содержание дома и двора, — говорит руководитель группы управляющих компаний „Жилремстрой“ Галина Маврина.

— Все обращения изначально идут к нам, а мы уже разберемся. Внутридомовые сети — наша проблема, магистральные — ресурсника. Мы его сами вызываем. Подготовка сетей дома к зиме — тоже наша забота и ТСЖ.

Никого не бросим. Способы передачи показаний те же».

Помимо это, полагает финансовый директор УК «Олимп» Татьяна Мартынова, собственники опасаются ещё и удорожания ЖКУ: ведь, рассуждают они, РСО придётся набирать целый штат работников для того, чтобы разбираться с каждым домом отдельно.

«Никакого удорожания не будет, — уверена Мартынова. — Просто потому, что системы уже отработана: несколько лет УК работали по системе прямых платежей, теперь будут прямые расчёты. Вся разница — в том, кто будет начислять платежи. А так каждая РСО уже давно приняла на работу всех необходимых людей».

Зато, уверена собеседница Самолёта, жирный плюс собственники получают из-за того, что прямые расчёты позволяют им не отвечать коллективно за долги соседей.

Да, формально закон запрещает наказывать весь дом за отдельных должников, но по факту это происходило сплошь и рядом.

Когда, например, организация-поставщик электроэнергии через суд блокировала счета УК, на которых аккумулировались взносы жителей на текущий ремонт, или средства, собранные домом от сдачи в аренду общего имущества.

«А вообще, — говорит Татьяна Мартынова, — я думаю, что люди просто устали от нестабильности нашего жилищно-коммунального законодательства. Возможно, постоянные „инициативы“ по „улучшению“ позволяют чиновникам имитировать бесконечную „реформу ЖКХ“, но людей всё это пугает, вызывает подозрения».

Можно платить частями?

Свежий пример очередной «новации» в ЖК: россиянам хотят разрешить оплачивать коммунальные услуги частями. Такие поправки в Жилищный кодекс поступили на рассмотрение Госдумы.

Сейчас при неполной оплате жилищно-коммунальных услуг жильцы, которые, к примеру, хотят рассчитаться за свет и воду, но не желают платить управляющей компании, по их мнению, работающей не так, как надо, становятся должниками по всем пунктам, указанным в едином платежном документе.

Авторы инициативы считают такое положение дел несправедливым. Если гражданин полностью не оплачивает все виды предоставляемых коммунальных услуг, исполнитель рассчитывает задолженность по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

Если же потребитель частично оплачивает коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит поровну полученную плату между всеми указанными в платежке видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт.

И тогда задолженность жильца рассчитывается исходя из остатка непогашенной суммы.

То, что россияне не могут самостоятельно внести изменения в платежку, не соответствует принципам Гражданского кодекса, который отдает приоритет воле плательщика, настаивают депутаты.

Тем более что причина неплатежа может быть разная — от нехватки денег до ненадлежащего качества той или иной услуги. Депутаты предлагают предоставить право жильцам самостоятельно распоряжаться принадлежащими им деньгами.

То есть, чтобы гражданин, который должен оплатить несколько платежей, мог сам определять назначение каждого и обязательство, которое он им погашает.

Эксперты же считают, что без таких поправок можно обойтись — инициатива депутатов просто дублирует уже существующие нормы гражданского законодательства.

«При наличии единого платежного документа, если гражданин вносит платеж не полностью, достаточно написать соответствующее заявление в банк или единый информационно-расчетный центр, в зависимости от того, через кого жильцы оплачивают коммуналку, — пояснила „Российской газете“ исполнительный директор НП „ЖКХ Контроль“ Светлана Разворотнева. — То есть речь должна идти не об изменении законодательства, а об информировании россиян, поскольку мало кто знает о своих правах».

Марина МельниковаСамолётЪ

Закупки электроэнергии по 44-ФЗ

Каждый заказчик – потребитель электрической энергии. Закон № 44-ФЗ предусматривает особые основания для заключения договоров энергоснабжения, купли-продажи электроэнергии, а также услуг по ее передаче.

Однако заключение и исполнение таких договоров регулируется не только законодательством о контрактной системе, но и специальным законодательством об электроэнергетике.

В статье расскажем, как заказчикам учитывать это в своей работе.

Очевидный ответ — п. 29 «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии». Но чтобы пользоваться этим пунктом правильно, нужно знать разницу между договором энергоснабжения и договором купли-продажи электроэнергии.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик не только продает электрическую энергию, но и обеспечивает ее передачу до электроприемных устройств заказчика (П. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв.

постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442). А по договору купли-продажи электроэнергии заказчик приобретает только электроэнергию, услуги электросетевой организации по передаче электроэнергии в этом случае закупаются отдельно. Основанием для такой закупки будет уже не п.

 29, а п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Первый пункт ч. 1 ст. 93 используется для закупки услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Услуги по передаче электрической энергии относятся к числу таковых в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Неправильный выбор основания для осуществления закупки грозит должностному лицу заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (штраф 50 тыс. руб.).

Нужно ли включать в договор условие о твердой цене контракта?

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта могут быть определены заказчиком в документации о закупке лишь в случаях, установленных Правительством РФ.

Закупка электроэнергии — это закупка у единственного поставщика, документация о закупке в данном случае не составляется. Поэтому Правительство РФ и не включает электроэнергию в перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (постановление Правительства РФ от 13.01.

2014 № 19).

Получается, что заказчикам следует понуждать гарантирующих поставщиков электроэнергии ко включению в договоры условия о твердой цене контракта (См. письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159). С этой целью заказчики составляют протоколы разногласий к договорам, полученным от гарантирующих поставщиков.

Однако суды указывают, что делать этого не нужно.

Пример При заключении договора энергоснабжения заказчик настаивал на установлении конкретного объема энергоресурса и фиксированной (твердой) цены договора на весь срок его исполнения.

Не соглашаясь с этим, гарантирующий поставщик предлагал редакцию договора с указанием ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены договора.

Правовая оценка Верховного Суда РФ: из положений законодательства об электроэнергетике следует, что цена не является существенным условием договора энергоснабжения.

При этом окончательная цена единицы электроэнергии за месяц устанавливается после завершения расчетного периода в рамках предельных уровней нерегулируемых цен. Таким образом, определить твердую стоимость электрической энергии на момент заключения договора не представляется возможным. Следовательно, невозможно и установить твердую цену договора.

Нормы Закона об электроэнергетике являются специальными по отношению к Закону № 44-ФЗ. В связи с этим условия договора энергоснабжения о количестве товара и его цене, а также о цене договора определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики (Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016).

Можно ли установить в договоре возможность изменения количества электроэнергии с пропорциональным изменением цены договора?

Получатели бюджетных средств (органы государственной власти, казенные учреждения и т.д.

) отражают ориентировочный объем энергопотребления в приложении к договору с гарантирующим поставщиком («соглашении о бюджетном финансировании»), где указываются доведенные заказчику «натуральные» (кВт·ч) и «денежные» (тыс. руб.

) лимиты. Такие лимиты формируются главным распорядителем бюджетных средств с учетом данных о потреблении электроэнергии в предшествующие годы.

Разумеется, фактическое потребление электроэнергии никогда не совпадает с «натуральными» и «денежными» лимитами.

Чтобы хоть как-то решить эту проблему в рамках Закона № 44-ФЗ, заказчики настаивают на включении в договор с гарантирующим поставщиком условия, восходящего к подп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ («по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара может быть увеличено не более чем на 10%, с пропорциональным изменением цены контракта»).

Но мы уже разобрались ранее, что количество электроэнергии и ее цена в принципе не могут быть зафиксированы. А раз так, то и условие об увеличении количества товара в пределах 10% от первоначального объема не имеет смысла.

Пример Заказчик настаивал на включении в договор энергоснабжения условия о возможности применения подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Гарантирующий поставщик отказывался это сделать, ссылаясь на несоответствие спорного условия Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии (постановление Правительства РФ от 04.05.

2012 № 442), а также самой природе отношений в сфере энергоснабжения. Правовая оценка суда: сторонами договора согласован лишь ориентировочный годовой объем электропотребления. В сфере энергоснабжения абонент имеет право на произвольное (одностороннее) сокращение / увеличение количества принимаемого и оплачиваемого им ресурса.

Для этого законодательство в сфере электроснабжения не требует заключать дополнительное соглашение. Абонент не может знать, какое именно количество электроэнергии ему потребуется в определенном расчетном периоде. Электропотребление зависит от деятельности абонента и может меняться под воздействием каких-либо обстоятельств.

По договору энергоснабжения абонент вправе потреблять энергию в любом необходимом ему количестве, при условии оплаты за фактическое потребление.

Гарантирующий поставщик, в свою очередь, не может понудить абонента к выборке из присоединенной сети именно того количества ресурса, которое ориентировочно согласовано в договоре энергоснабжения, и в отсутствие законных оснований не может ограничить абонента в потреблении необходимого ему количества электроэнергии.

Таким образом, разумные и законные основания для включения в договор спорного пункта отсутствуют (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).

Каков размер ответственности заказчика за просрочку оплаты электроэнергии?

Если заказчик просрочил исполнение своих обязательств по контракту, поставщик вправе потребовать уплаты пени. Согласно ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ размер пени устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.

Однако ч. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике устанавливает иное. А именно, потребитель электрической энергии, который несвоевременно и / или не полностью оплатил электрическую энергию, обязан уплатить гарантирующему поставщику пеню в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России от не выплаченной в срок суммы.

Как и в случае с «твердой ценой контракта», суды отдают приоритет законодательству об электроэнергетике, а не Закону № 44-ФЗ.

Пример Заказчик нарушил срок оплаты за потребленную электроэнергию. Гарантирующий поставщик рассчитал неустойку исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России. Заказчик не согласился с этим: по его мнению, неустойка должна исчисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования, как это предписано ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Правовая оценка Верховного Суда РФ: положения Закона об электроэнергетике носят специальный характер по отношению к Закону № 44-ФЗ.

Последний устанавливает лишь общие особенности участия заказчиков в гражданско-правовых отношениях и не учитывает специфику отношений в сфере энергоснабжения, в т.ч. конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.

В связи с этим при расчете неустойки следует исходить из 1/130 ставки рефинансирования Банка России (Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2016).

Таким образом, договоры с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями должны заключаться и исполняться с учетом положений законодательства об электроэнергетике. Формальные требования Закона № 44-ФЗ в данном случае отступают на второй план.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *