Как начислять коммунальные ресурсы на содержание общего имущества с 10.08.2017г.?

Казалось бы, понятие коммунального ресурса на содержание общего имущества (КР СОИ), введенного с 01 января 2017 года вместо понятия ОДН (общедомовые нужды), действует уже почти 3 года, и все спорные вопросы должны были быть разрешены и разъяснены за это время. Но Верховный суд РФ по-новому  растолковал норму жилищного законодательства РФ при рассмотрении спорной ситуации.

Часто по судебным спорам по КР СОИ возникает вопрос о том, какие площади должны быть правильно использованы для целей расчета этих расходов. Органы государственного жилищного надзора (далее — ГЖН) в этом вопросе придерживаются того мнения, что для расчета этих площадей необходимо придерживаться только данных технического паспорта.

Но уже не один год градостроительные нормы не требуют оформления данного документа при окончании строительства. Однако бОльшая часть жилого фонда в регионах состоит все-таки из домов застройки прошлого века, когда технический паспорт должен был быть у каждого МКД.

Но, в период становления законодательства по ЖКХ, а также войн за дома, задолго до лицензирования деятельности управляющих организаций (УО), технические паспорта сохранились не у всех и не везде.

Да и содержание этих документов не всегда отображает все необходимые сведения о площадях МКД. Такой документ, как «МИ 3290-2010 ГСИ. Рекомендация по подготовке, оформлению и рассмотрению материалов испытаний средств измерений в целях утверждения типа (с Изменениями № 1, 2, 3)» до сих пор является действующим.

А в пунктах 24-26 Правил содержания общего имущества МКД, утв. Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.06.2006 г (далее — Правил 491), отсутствует такой документ, как технический паспорт МКД, хотя ссылки на него есть и в нормативно-правовых актах (НПА), и в письмах Минстроя РФ, да и в судебных решениях.

Кроме того, при абсолютном нежелании собственников помещений МКД оплачивать в экономически обоснованном размере услуги управляющих организаций, актуализация технических паспортов практически никем и нигде не производится (очень редко). Хотя по закону (п.

27 Правила 491) техническая документация должна содержать актуальную информацию. И делаться это должно за счет платы за содержание общего имущества (СОИ) МКД, то есть, за счет собственников.

Но на обновления технического паспорта МКД цены совсем недетские, непонятно, откуда и из чего рассчитанные в организациях, оказывающих эти услуги…

Еще в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11 апреля 2017 г. № 12368-А4/04 «Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» указывалось:

«…

При расчете по формуле 26 приложения № 2 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам».

Так органы ГЖН и толкуют данные вопрос о площадях МКД для целей расчета КРСОИ по водоснабжению и водоотведению. Хотя в силу пункта 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу МКД относится, в том числе и:

  1. помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

  2. иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

Состав ОИ содержится и в пункте 2 Правил 491, который включает в себя также:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

В пункте 29 Постановления Правительства № 306 от 23 мая 2006 г.

«Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Правила 306) нормативы потребления КРСОИ в МКД по каждому виду коммунальных ресурсов включают …

также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Если обратиться к минимальному перечню работ по содержанию МКД, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 года (далее — Перечень 290), то в нем содержится много видов работ, когда искпользуется вода, соответственно, и водоотведение.

К таким работам можно отнести также: очистку, промывку загрузочных клапанов стволов мусоропроводов, мусоросборной камеры и ее оборудования; очистка кровли и водоотводящих устройств от грязи, промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе, промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений, промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений,поливка летом газонов (зеленых насаждений).

В пункте 23 Перечня 290 указано, что работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме следующие: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов), а в пункте 24 Перечня 290 указано о промывке урн возле подъездов.

Также не стоит забывать об уборке после проведения ремонтов в подъездах МКД. А органы ГЖН и суды очень даже активно применяют Постановление Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее — Правила 170), правомерность применения которых весьма спорна.

Например, в Правилах 170 (пункт 3.2.7) указано про мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д., которые следует производить не реже чем через пять дней, а стен — не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.

Одн и нормативы (с 01 января 2017 года) — кто будет выставлять счета?

Главная страница » ЖКХ » Одн и нормативы (с 01 января 2017 года) — кто будет выставлять счета?

Совсем недавно я публиковала статью про начисление расходов на общедомовые нужды и вот с 1 января 2017г. порядок начисления расходов на ОДН меняется — об этом далее.

Что изменится в начислении ОДН?

Плата за ОДН теперь однозначно во всех случаях будет начисляться и указываться в счете, выставляемом УК или ТСЖ, и являться частью платы за содержание жилого помещения (п. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Раньше плата ОДН была в составе платы за коммунальные услуги. Энергоснабжающая организация отныне не сможет включать ОДН в счет за воду или электроэнергию исходя из площади помещений.

Плата за ОДН не может превышать норматив потребления на общедомовые нужды, установленный региональным законодательством. Нормативы можно найти на сайте администрации или Региональной службы. Во многих регионах они до сих пор еще не приняты, в обязательном порядке должны быть утверждены к 01 июня 2017 года.

Порядок расчет норматива по ОДН (нового) я не нашла, по всей видимости расчет будет произведен согласно старому постановлению 306, по формулам 27, 37, либо будет утвержден новый порядок регионами. Как следует из свежих пояснений Минстроя размер расходов на содержание общего имущества должен определяться:

исходя из площади общего имущества, информация о которой указана в техническом паспорте на дом и исходя из вида помещений, указанных в п. 1, 2 ст. 36 ЖК РФ, а для применения нормативов потребления холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях использования общего имущества — согласно п. 27 Приложения N 1 к Правилам N 306.

Читайте также:  Обязана ли новая ук заполнять гис жкх за старую ук

Пункт 1 и 2 статьи 36 ЖК к общему имуществу относит:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

В правилах 491 дан более широкий перечень общего имущества, но смысл тот же — основным требованием для отнесения имущества к общему является наличие инженерных коммуникаций или оборудования, использования имущества собственниками в разных целях. Также как то еще в 2012 году Минрегион высказывался о площади общего имущества.

Площадь помещений по своему дому можно проверить на сайте реформы ЖКХ  https://www.reformagkh.ru/ — введя в форму адрес своего дома.

Однозначного ответа на этот вопрос в законодательстве я не нашла (добавлено 01.08.2017г нашла, ниже указала), но как следует из пояснений Минстроя, на которые я ссылалась выше (пункт 5):

Фактические расходы по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, производимые ежемесячно исполнителями, не учитываются в целях перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, в том числе в части платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества.

14 февраля 2017 года Минстрой опубликовал очередное письмо, в котором однозначно указывает, что после 01 июня уплата ОДН должна производиться не ниже норматива.

Но, существует проект закона, согласно которому в п. 9.2 ст. 156 подготовлены изменения:

Оплата холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ не в соответствии с нормативами потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а в соответствии с фактическим потреблением, может осуществляться в случае, если соответствующее решение будет принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Проект еще не внесен в Госдуму и произойдет это событие или нет не понятно, изменения можно отслеживать на сайте (номер проекта 00/03-23656/03-15/67-13-4 — ввести в форму поиска). Недавно (11.04.2017г.) Минстрой дал по этому поводу пояснения, о чем я написала в другой статье.

Добавлено 01.08.17г.

О расчетах за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, до и после 1 июня 2017 года :

С 1 января так называемые общедомовые нужды (ОДН) включены в состав платы за содержание жилого помещения. Перечень коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества многоквартирного дома приведен в ч. 2 ст. 154 ЖК РФ и включает в себя следующие ресурсы: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия и отведение сточных вод.

Чтобы новый порядок можно было применять, Правительство РФ внесло изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354).

По обновленным Правилам № 354 холодная вода, горячая вода, электрическая энергия и отведение сточных вод, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, могут быть (в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом) как коммунальными ресурсами на содержание общего имущества в структуре жилищной услуги, так могут и остаться коммунальными услугами на ОДН.

При этом данные изменения в жилищном законодательстве не затронули услугу по отоплению. Отопление всегда считается коммунальной услугой независимо от выбранного способа управления МКД, ее нужно оплачивать совокупно без разделения на плату за потребление в жилом или нежилом помещении и потребление в целях содержания общего имущества в МКД. Это закреплено в п. 40 Правил № 354.

Теперь остановимся подробнее на каждом из случаев.

В случаях, когда собственники помещений выбрали непосредственное управление МКД, не выбрали способ управления либо выбранный способ управления является нереализованным, то плата за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, включается в плату за коммунальные услуги, которую потребителю вправе предъявлять ресурсоснабжающая организация, включая в платежный документ объем коммунальных услуг на ОДН. Это установлено ч. 5 ст. 154 ЖК РФ и п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, в таких многоквартирных домах договорные отношения собственников с ресурсоснабжающими организациями остались прежними, что и были до вступления в законную силу с 1 января 2017 года новых изменений в жилищном законодательстве, и плата за коммунальные ресурсы рассчитывается, по-прежнему, как коммунальная услуга на ОДН. Здесь важным моментом является то, что с 1 июля 2016 года на законодательном уровне запрещено ресурсоснабжающим организациям предъявлять потребителю сверхнормативный объем потребления коммунальных услуг на ОДН, рассчитываемый исходя из нормативов потребления, установленных Региональной энергетической комиссией — департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее — РЭК-департамент), если общим собранием собственников не принято решение о полной оплате получаемого небаланса между объемом, учитываемым общедомовым прибором учета и суммарным объемом индивидуального потребления.

В случаях, если многоквартирным домом управляет управляющая организация, ТСН (ТСЖ), ЖСК либо иной специализированный кооператив, то потребителю предъявляется плата за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, в составе платы за содержание жилого помещения. Никаких дополнительных строк, граф в платежном документе на оплату ОДН быть не должно!

При этом переход на такую платежную систему осуществляется в 2 этапа.

Первоначальный этап (с 1 января по 1 июня 2017 года) предполагал при определении размера платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, исходить из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, который действовал в регионе по состоянию на 1 ноября 2016 года. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — постановление № 1498). Таким образом, начисление платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, производится исходя из площади помещений, относящихся к общему имуществу в МКД; тарифов для населения на холодную и горячую воду, электрическую энергию; нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН, утвержденных РЭК-департаментом.

Отметим, что Минстрой рекомендует распределять плату между собственниками помещений в МКД соразмерно площади принадлежащих им помещений (письмо от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04).

Также хотелось бы обратить внимание, что первоначальное включение платы за коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества не требует решения общего собрания собственников помещений в МКД. Это указано в ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ.

Оно требуется только в том случае, если перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД превышает Минимальный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

Тогда собственники на общем собрании могут принять решение об увеличении размера платы на коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества, объем которых превысил установленный РЭК-департаментом норматив в связи увеличением перечня работ и услуг, необходимых для содержания общего имущества в МКД.

Вместе с тем, к оплате собственникам за коммунальные ресурсы, необходимые на содержание общего имущества, нужно предъявлять фактический объем холодной и горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества. Но если фактический объем получился больше норматива, то к оплате предъявляется нормативный объем. Такие разъяснения изложил Минстрой России в письме от 14.02.2017 № 4275-АЧ/04.

Предлагаем пошаговый расчет размера платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества:

1. Определяем фактический объем. Для этого из объема, учтенного ОДПУ, вычитается объем индивидуального потребления, определенный исходя из показаний всех индивидуальных приборов учета (далее — ИПУ), установленных в жилых и нежилых помещениях, и объем коммунального ресурса, потребленный в помещениях, не оборудованных ИПУ (формула 10 Приложения № 2 к Правилам № 354).

2. Определяем нормативный объем. Для этого умножаем норматив потребления холодной воды, горячей воды (ее компонентов) или электроэнергии, установленный Приказом РЭК-департамента, на площадь помещений, входящих в состав общего имущества.

При этом, для расчета по холодной и горячей воде используется площадь мест общего пользования без учета площади чердаков и подвалов, а при расчете нормативного объема по электроэнергии данная площадь учитывалась при расчете норматива, поэтому применяется в расчетах нормативного объема потребления.

3. Сравниваем полученный результат и фактическое потребление. Если факт меньше норматива — принимаем к расчету факт (при наличии решения о ежемесячной корректировке), если больше — принимаем к расчету норматив (см. письмо Минстроя России от 14.02.2017 № 4275-АЧ/04).

Читайте также:  Каждый месяц нужно выкладывать расчеты с рсо

4. Определяем стоимость ресурса. Полученный объем умножаем на тариф за коммунальную услугу, установленный для категории «население».

5. Определяем долю расходов для каждого собственника. Площадь помещения, находящегося в собственности, разделите на общую площадь помещений в МКД и умножьте на стоимость ресурса, полученную по 4 позиции.

Следующий этап перехода (с 1 июня 2017 года) на новую платежную систему предполагает следующее.

Не позднее 1 июня 2017 года РЭК-департаментом должны быть утверждены новые нормативы на все виды коммунальных ресурсов (а именно: холодная вода, электричество, тепловая энергия, необходимая для подогрева воды, а также сточные воды). Новые нормативы уже прошли все публичные слушания и соответствующий приказ принят РЭК-департаментом 18 мая 2017 года.

Далее, для последующего включения в размер платы за содержание жилого помещения коммунальных ресурсов требуется принятие решения на общем собрании собственников о включении в размер платы за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества.

Такие собрания должны быть проведены во всех многоквартирных домах, где одним способов управления является ТСН (ТСЖ), ЖСК либо управляющая организация, в период с 1 июня до 1 июля 2017 года.

Собственники должны принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения коммунальные ресурсы, необходимые на содержание общего имущества, а также определиться, каким способом будет производиться расчет за коммунальные ресурсы: вариант 1) строго по нормативам с возможной корректировкой исходя из фактических показаний общедомового прибора учета, но не более 1 раза в год, либо вариант 2) по фактическому потреблению коммунальных ресурсов, но не превышающему нормативный объем.

В случае если собственниками на общем собрании принято решение о проведении корректировки 1 раз в год, то расчет производим по нормативам с последующим перерасчетом в установленный срок.

Калькулятор расчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества МКД | Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области

  • Уважаемый посетитель сайта, обращаем Ваше внимание!
  • В соответствии с Жилищным кодексом РФ с 1 января 2017 года коммунальные услуги на общедомовые нужды именуются коммунальными ресурсами, потребляемыми при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и включены в расходы по содержанию общего имущества.
  • В расход коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в частности, входит:
  • по электрической энергии – освещение мест общего пользования (лестничных площадок, тамбуров и приподъездной территории), электрическая энергия, потребляемая домофонами, лифтами и иным электрооборудованием, технологические потери во внутридомовых сетях.
  • по холодной воде – вода на мытье лестничных площадок и мусоропровода, на полив газонов и палисадников, промывку коммуникационных сетей, внутридомовые потери в водосетях.
  • по горячей воде – вода на сброс воды в стояке, когда в многоквартирном доме производится ремонт батарей, на опрессовку системы отопления после ремонта, на технологический пролив системы при подготовке к отопительному сезону, внутридомовые потери в водосетях.

Калькулятор расчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, разработан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (Постановление № 306)

Для расчета коммунальных ресурсов в калькуляторе использованы следующие формулы:

– по электрической энергии

  1. Wобщ.i – суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) оборудованием, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;
  2. Sои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирного дома (с чердаками и подвалами) (кв. м);
  3. 12 – количество месяцев в году.
  4. – по холодной (горячей) воде

0,09 – расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 человека) (согласно Постановлению № 306);

K – численность жителей, проживающих в многоквартирном доме;

Sои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирного дома (без чердаков и подвалов) (кв. м).

Расчетное потребление коммунального ресурса, определенное с использованием калькулятора, носит информационный характер.

При этом полученное расчетное значение может отличатся от размеров нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 31.05.2017 № 20

  • Результаты расчета калькулятора могут быть использованы:
  • – для разработки и реализации в многоквартирном доме энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий,
  • – при выборе, в соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса РФ, оптимального способа оплаты потребляемых электрической энергии, холодной и горячей воды при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома.

Взыскание платы за содержание общего имущества с собственников нежилых помещений в МКД. Обзор судебной практики

  • Николай Монтиле
  • Эксперт портала «Правовые аспекты энергоснабжения. Консалтинг»
  • 1. Обязанность собственника нежилого помещения в МКД оплачивать услуги по содержанию общего имущества в МКД

1.1.

Собственник нежилого помещения, расположенного в МКД, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.

Определение Верховного Суда РФ от 25.01.

2018 N 308-ЭС17-21687 по делу N А53-4643/2017Оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды установили, что в спорный период общество являлось собственником нежилых помещений, оплату за содержание общего имущества дома не вносило; компания осуществляла обслуживание жилого дома, несла затраты, связанные с оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, и, руководствуясь статьями 39, 136, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворили иск к обществу, поскольку собственник нежилого помещения, расположенного в МКД, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.

Определение Верховного Суда РФ от 11.03.

2019 N 310-ЭС19-633 по делу N А35-10015/2017Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 154, 155, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды удовлетворили заявленные требования, сделав правильный вывод, что Общество как собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязано вносить управляющей организации плату за содержание общего имущества этого многоквартирного дома.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.01.

2019 по делу N 308-ЭС18-14220, А63-935/2018Таким образом, из приведенных положений статей 210, 249 ГК РФ, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества и взносов на капитальный ремонт.

Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.

1.2. Отсутствие письменного договора между собственником нежилого помещения и управляющей организацией не отменяет обязанность такого собственника по внесению платы за содержание общего имущества.

Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2019 N 306-ЭС18-24107 по делу N А12-7123/2018Ссылки на отсутствие договора на оказание коммунальных услуг были предметом исследования судебных инстанций и обоснованно отклонены. Указанное обстоятельство не отменяет обязанность управления по внесению платы за содержание общего имущества.

Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.01.

2019 по делу N 308-ЭС18-14220, А63-935/2018Следовательно, вывод суда о необходимости наличия договора на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома между собственником нежилого помещения и Товариществом противоречит положениям статей 210, 249 ГК РФ, части 3 статьи 30, статей 36, 39, 154, 158 ЖК РФ, разъяснениям, изложенным в пункте 12 Постановления N 22, и не мог быть положен в основу судебного акта.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»12.

Наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом.

Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).

Определение Верховного Суда РФ от 07.06.

Читайте также:  Как рассчитывать размер платы для жилых помещений, находящиеся в муниципальной собственности?

2017 N 310-ЭС17-5860 по делу N А64-6019/2015В частности, суд округа справедливо указал, что обязанность собственника (лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления) по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома возникает в силу наличия у него права собственности (оперативного управления) на помещение в многоквартирном доме независимо от существования договорных отношений с управляющей компанией; фактическое освобождение лица, владеющего нежилым помещением многоквартирного дома на праве оперативного управления, от обязанности внесения платы за содержание общего имущества многоквартирного дома противоречит требованиям действующего законодательства.

Определение Верховного Суда РФ от 31.05.

2016 N 307-ЭС16-4808 по делу N А05-1507/2015Как правомерно указали суды, обязанность собственника по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома возникает в силу наличия у нее права собственности на помещение в многоквартирном доме независимо от существования договорных отношений с управляющей компанией, актов выполненных работ и счетов-фактур.

Освобождение собственника нежилого помещения от внесения платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, текущий и капитальный ремонты противоречило бы требованиям действующего законодательства.

Определение ВАС РФ от 30.08.

2013 N ВАС-11279/13 по делу N А12-21631/2012Отсутствие договорных отношений между собственником и управляющей компанией, а также невыставление обществом квитанций на оплату расходов на содержание общего имущества жилого дома, само по себе не является безусловным основанием для освобождения собственника нежилого помещения от установленной законом обязанности вносить плату за содержание общего имущества.

Доказательств того, что обществом услуги по содержанию дома не оказывались, либо оказывались некачественно, не предоставлено.

1.3. Особый статус нежилого помещения в МКД, предназначенного для целей гражданской обороны, не освобождает его владельца от обязанности по несению расходов по содержанию и ремонту общего имущества МКД.

Расчет платы за ОДН: электроэнергия, вода, общее имущество МКД

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ расскажет о новых правилах расчета платы за ОДН (общедомовые нужны) и на содержание общего имущества многоквартирного дома (ОИ МКД).

Как будут платить за содержание общего имущества?

В течение 2017 года значительно изменяется структура платы за жилое помещение (ст. 154 ЖК РФ). Помимо платы за коммунальные услуги и взносов на капремонт с января в нее включена плата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома (п. 2 ч. 1 ст.

154 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ). К таким ресурсам отнесены холодная и горячая вода, электроэнергия, а также учитывается отведение сточных вод в целях содержания ОИ МКД.

Там же указывается, что размер платы за ресурсы на ОИ МКД не может превышать нормативы потребления комуслуг на общедомовые нужды в субъекте РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года (ч. 10 ст.

12 Закона), а до 1 июня 2017 года в субъектах должны быть установлены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания ОИ МКД (п.2 Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»).

Если до 1 июня на федеральном и региональном уровнях не будут утверждены новые нормативы потребления, взимание коммунальных платежей на содержание дома станет незаконным. В связи с этим продолжают вносить изменения в жилищное законодательство и давать разъяснения, как рассчитывать плату в переходный период.

В Письме Минстроя РФ N 12368-А4/04 «Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания ОИ МКД» разъясняется, как должны учитываться нормативы потребления комуслуг на ОДН и показания общедомовых счетчиков, за какие помещения в составе общего имущества нужно платить.

Кроме того, 14 апреля 2017 года в первом чтении Госдумой принят законопроект № 113667-7, изменяющий ч. 10 ст. 12 Закона. В случае окончательного принятия она будет дополнена положениями о том, когда необходимо собрание собственников помещений в МКД для установления размера платы и когда оно не требуется.

Что разъяснил Минстрой РФ?

До 1 января 2017 года расходы на ОДН высчитывался как разница между показаниями общедомовых и индивидуальных счетчиков: из расходов на воду для уборки лестничных площадок, электричество для домофонов и лифтов и др. вычиталась сумма, соответствующая показаниям счетчиков в квартирах или нормативам.

Получившееся значение делилось между всеми собственниками пропорционально занимаемой площади. С 2017 года расходы определяются по нормативам. Однако региональные власти часто нарушают правила утверждения нормативов (см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г.

N 306), неверно используя в формулах площади общего имущества, а также не учитывая определенные конструктивные и технические параметры МКД, что приводит к завышению нормативов (например, в двух соседних областях с равными экономическими показателями нормативы могут отличаться в два раза).

В связи с этим Минстрой дал необходимые разъяснения по расчету нормативов органами власти субъектов РФ и объема коммунальных ресурсов, за который платят собственники конкретной квартиры или нежилого помещения.

Нормативы ОДН – как рассчитываются?

Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на ОДН рассчитываются по формуле 26 приложения N 2 к Постановлению N 306.

При этом при расчете ОДН на воду учитывается суммарная площадь помещений, не являющихся частями квартир: межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны и иных помещений, согласно паспорту МКД обслуживающих более одного помещения и не принадлежащих отдельным собственникам.

Расчет ОДН по электроэнергии производится по формуле 34 приложения N 2 в отношении суммарной площади помещений общего имущества в МКД, перечисленного в п.п. 1, 2 ч.1 ст.

36 ЖК РФ: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации иное оборудование, обслуживающее более одного помещения в данном доме.

Кроме того, должно учитываться электроснабжение помещений для удовлетворения социально-бытовых потребностей (досуг, спорт, культура и т. п.), не принадлежащих отдельным собственникам. О нарушениях, допущенных при расчете ОДН и последующем утверждении нормативов можно сообщать в госжилинспекцию.

Расчет ОДН – за что платят собственники?

При расчете платы за ресурсы на содержание общего имущества МКД помимо указанных нормативов нужно учитывать объем коммунальных ресурсов в целях содержания ОИ МКД, приходящийся на каждую квартиру или нежилое помещение в собственности.

В отсутствие общедомовых счетчиков или в случае превышения показаний счетчиков над нормативами по состоянию на 1 ноября 2016 года этот объем рассчитывается по формуле 15 приложения N 2 к Постановлению N 306 с учетом площади жилых и нежилых помещений (так же, как объем ресурсов на ОДН за месяц (расчетный период), то есть: V = Nодн * Sои * (Si / Sоб), где

Nодн — норматив потребления коммунальной услуги на ОДН (если норматив потребления коммунального ресурса в целях содержания ОИ МКД не установлен) или норматив потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания ОИ МКД за расчетный период, утвержденный по правилам N 306;

  • Sои — общая площадь помещении, входящих в состав ОИ МКД (та же площадь, в отношении которой рассчитываются нормативы потребления комслуг на ОДН)
  • Si — общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
  • Sоб — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
  • Таким образом, в плату за жилое помещение в плату должна включаться разная площадь общего имущества для разных коммунальных ресурсов. Расходы по оплате ресурсов на общее имущество определяются в соответствии с показаниями общедомовых счетчиков, если:
  • объем ресурсов по счетчику ниже объема, рассчитанного по нормативу потребления комуслуг на ОДН;
  • собранием собственников принято решение о распределении между ними объема ресурсов на ОИ МКД, превышающего объем ресурсов, рассчитанный по нормативу потребления ком услуг на ОДН.

Согласно Законопроекту № 113667-7, если такое решение не принято, расходы на содержание ОИ МКД будут включены в плату за содержание жилого помещения в размере стоимости объемов коммунальных ресурсов, рассчитанных по нормативам потребления коммунальных услуг на ОДН.

Также законопроект предусматривает изменение размера платы за жилое помещение соответственно изменениям оплаты ресурсов на ОИ МКД в связи установлением (изменением) тарифа или норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания и использования ОИ МКД.

Для этого решение собрания собственников не потребуется.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *