Как рассчитывается потребление ресурса, если во время отключения отопления счетчик был снят на поверку?

Любое метрологическое устройство, которое занимается учетом показаний, нуждается в подтверждении работоспособности. Поверка теплосчетчиков — обязательная процедура, позволяющая получить информацию о функционировании устройства.

Проверка избавляет от необходимости замены ИПУ на новый, ведь констатация работоспособности стоит существенно меньше. Проведение экспертизы должно осуществляться по существующим правилам, иначе механизм не будет признан годным к дальнейшей эксплуатации.

Как рассчитывается потребление ресурса, если во время отключения отопления счетчик был снят на поверку?

Существует несколько вариантов подтверждения правильного функционирования, которые прибор может проходить на разных этапах:

  1. Госповерка. Обязательная процедура, выполняемая на заводе-производителе. Процесс проводится при помощи специального оборудования. Итогом служит допуск механизма в продажу. В паспорте теплосчетчика проставляется штамп с датой, от которой отсчитывается срок до следующей диагностики.
  2. Периодическая. После истечения межповерочного интервала возникает необходимость провести очередную экспертизу, которая должна подтвердить правильность работы счетчика. Если не выполнить процедуру, ИПУ будет признан непригодным для дальнейшей эксплуатации.
  3. Внеочередная. По причинам, прописанным в Постановлении Правительства № 354 или обусловленным иными факторами, счетчики отопления требуют проведения поверки до истечения МП.

В зависимости от модели и производителя существуют конкретные сроки, устанавливаемые от заводской (первичной) до периодической диагностики. Чаще всего встречаются следующие варианты:

  • Общедомовые счетчики тепла в многоквартирном доме имеют межповерочный интервал от 4 до 8 лет. Стандартные примеры: модели «КМ 5», «Ду(25-50)», «ТЭМ-104», «ВИС.Т». Период эксплуатации составляет от 12 до 18 лет.
  • Межповерочный интервал квартирных теплосчетчиков варьируется — от 4 до 6 лет. Срок службы — от 12 до 18 лет. Примером может служить изделие марки СТК «МАРС». Многие изготовители дополнительно указывают средний период эксплуатации, на который лучше всего ориентироваться.

От срока службы зависит количество возможных экспертиз работоспособности.

Как рассчитывается потребление ресурса, если во время отключения отопления счетчик был снят на поверку?

В бытовом секторе одной из наиболее популярных моделей считается счетчик тепла «Марс», этот аппарат удачно соединяет в себе приемлемую цену с высоким качеством

Совет! Чем больше временной промежуток до очередной поверки, тем выгоднее. Это объясняется периодом окупаемости, после которого наступает реальная экономия.

Куда обратиться

Услуги по проведению диагностики могут предлагать разные фирмы, но действительным будет результат, полученный от организации с сертификатом (лицензией) на проведение подобных работ.

Чтобы поверить теплосчетчик, нужно обращаться в следующие учреждения:

  1. Заводы-изготовители индивидуальных приборов учета. Не все производители предоставляют услуги обслуживания счетчиков. Компания может находиться слишком далеко, что не оправдает затраты на доставку устройства в обе стороны.
  2. Территориальные метрологические службы (государственные). Это крупные поверочные лаборатории, которые обладают современным оборудованием и гарантируют качественный результат.
  3. Сертифицированные коммерческие организации. Чаще всего предоставляют комплекс услуг, включающий демонтаж, проведение экспертизы, выдачу справок и обратную установку.
  4. Исполнители коммунальных услуг. Из-за малой распространенности приборов учета тепла не всегда структуры имеют нужное оборудование и специалистов.

При выборе подходящего варианта необходимо обращать внимание на ряд факторов: наличие разрешающих документов, удаленность подрядчика и цена процедуры. Конечная стоимость складывается в зависимости от комплекса предоставляемых услуг. Если собственник сам привозит и забирает счетчик, растраты будут минимальны.

Порядок действий

После получения предписания от сбытовой организации или при возникновении потребности во внеочередной поверке владелец жилого помещения должен соблюдать следующую инструкцию:

  1. Подается заявление исполнителю коммунальных услуг. Необходимо пригласить специалиста для фиксации конечных показаний и удаления пломбы.
  2. Демонтируется счетчик тепловой энергии. Важно не нарушить общее функционирование системы.
  3. Прибор вместе с сопроводительными документами передается в сертифицированную лабораторию. На специальной установке для поверки механизм проходит испытания. Может потребоваться настройка электронной части или замена элемента питания.
  4. Если работоспособность подтвердилась, выдается свидетельство с печатями и голографическими наклейками.
  5. Пишется заявление в УК или сбытовую компанию. В обращение указывается необходимость ввода ИПУ в эксплуатацию и опломбировки. Уточняются дата, время. Дополнительно прилагаются справка о прохождении диагностики, паспорт изделия и личные сведения.
  6. Осуществляется установка счетчика в квартире. Оценивается работоспособность системы отопления (при возможности).
  7. В назначенное время приходит специалист, который проводит проверку. Если проблем не обнаружено, выполняется опломбировка, платить за которую не нужно.

Когда акт ввода в эксплуатацию передан в обслуживающую компанию, показания учитываются для расчета потребленного ресурса.

Как рассчитывается потребление ресурса, если во время отключения отопления счетчик был снят на поверку?

Очередность действий при проверке работоспособности теплового ИПУ

Возможна ли поверка теплосчетчиков без снятия

Современные технологии значительно расширили возможности проведения экспертизы работоспособности ИПУ. Некоторые приборы учета проходят диагностику непосредственно на дому. Но выполнить поверку счетчика тепла без снятия невозможно.

Это объясняется действующими схемами проведения процедуры, которые утверждены государственными нормативными актами. Любые фирмы, которые предлагают выполнить работу прямо в квартире, вводят пользователей в заблуждение.

Кто оплачивает поверку общедомового счетчика

Решение, нужно ли собственникам квартир платить за диагностику единого измерительного устройства, всегда вызывает множество споров. Порядок действий отражен в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Пункт 34(д) содержит следующие предписания:

  • Если прибор учета тепла — собственность жильцов (установлен на средства собственников, передан на баланс ТСЖ или смонтирован за счет государства, но период выплат завершен), оплачивать поверку должны владельцы помещений.
  • При наличии договора с исполнителем коммунальных услуг, в котором содержится пункт, что техническое обслуживание счетчика, установленного в многоквартирном доме, проводится за счет подрядчика, собственники освобождаются от уплаты денежных средств за диагностику.

При необходимости внесение суммы за процедуру проверки происходит в виде единого целевого взноса или платеж распределяется на определенный период и вписывается в квитанции.

Что делать, если просрочена поверка водосчетчика: правила 2021 года

Каждый счетчик холодной и горячей воды снабжен сертификатом от производителя, который подтверждает его исправность. Эта информация действительна в период межповерочного интервала. Просрочка поверки счетчика воды означает, что аппарат автоматически переходит в разряд неисправных, и его показания не могут учитываться при начисления платы.

В 2020 году с 6 апреля по 31 декабря из-за коронавируса был объявлен мораторий на поверку всех бытовых счетчиков. Это означает, что можно было не поверять приборы и при этом платить по их показаниям. В 2021 году мораторий закончился. Разбираемся, что делать, если до этой даты прибор не успел пройти проверку, и она просрочена.

Последствия просрочки в 2021 году

2 апреля 2020 года Правительство РФ издало Постановление № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В нем говорится, что все исправные приборы учета воды, электричества, газа, тепла признаются годными для эксплуатации до 31 декабря 2021 года (либо дольше – до даты следующей поверки).

Постановление запретило производить начисление неустоек и штрафных санкций в 2020 году.

Читайте подробности о просрочке поверки счетчиков во время карантина.

1 января 2021 года мораторий закончился. И это означает, что если официальный срок поверки счетчика воды истек, то оборудование считается непригодным к использованию.

В течение 3 месяцев оплата будет начисляться по вашим среднемесячным показаниям за последние полгода. Начиная с четвертого месяца, расчеты начнут производиться по нормативам, с повышающим коэффициентом 1,5. Обычно эта сумма в разы выше, чем по показаниям счетчиков.

Если поверка счетчиков воды не сделана вовремя, надо срочно подать заявление на вызов мастера из сертифицированной компании по поверке. После окончания работы хозяину выпишут акт о том, что прибор готов к дальнейшей эксплуатации.

Другой вариант – поменять счетчики воды на новые. После того, как данные о поверке или замене поступят в управляющую компанию, плата снова будет начисляться по показаниям счетчиков.

Важный нюанс: с сентября 2020 года свидетельство о поверке всех видов счетчиков (воды, электроэнергии, газа, тепла) стало цифровым, и все данные вносятся в электронном виде в госреестр “Аршин”. Читайте по ссылке об электронных свидетельствах.

Как рассчитывается потребление ресурса, если во время отключения отопления счетчик был снят на поверку?

Часто возникает вопрос: чем грозит просрочка поверки счетчика воды?

Штраф за просроченный водяной счетчик не начисляется. Закон не предусматривает санкций за такой вид нарушения.

Если межповерочный интервал истек в 2020 году, в период моратория, то в январе, феврале и марте 2021 года вы будут платить по средним показаниям ваших водосчетчиков. Если вы не сделает поверку, то спустя 3 месяца после просрочки, то есть с апреля, счета вырастут примерно в 2-4 раза. Плата будет начисляться по нормативам, с повышающим коэффициентом 1,5.

Иногда коммунальщики пользуются ситуацией и выставляют неадекватно большие счета. Тогда суммы в квитанции просто огромные. При получении таких счетов необходимо сразу же идти и разбираться в правильности начислений. Примерный алгоритм действий в случае, если вам пришел неоправданно большой счет:

  1. Сначала надо вызвать специалиста, который проводит осмотр прибора, снимает все контрольные показания и выписывает на основании этих данных акт. Предварительно у него проверяется наличие лицензии на проведение подобных работ.
  2. От управляющей компании или ТСЖ приглашается представитель, который фиксирует наличие пломб и снимает показания счетчика. Это очень важная информация. С ее помощью будет производиться начисление за период использования неучтенных ресурсов.
  3. Пишется заявление в управляющую компанию с просьбой перерасчета на основании приложенных документов, оформленных приглашенным специалистом.
  4. Если коммунальщики откажут производить перерасчет, следует обраться в суд. Обычно эта последняя инстанция идет навстречу потребителям.
Читайте также:  Есть ли возможность внесения платы для ЮЛ?

Зачем нужна поверка и как ее проводят

Поверка водосчетчиков как холодной, так и горячей воды проводится, чтобы выяснить, правильно ли начисляется плата за воду. При длительном использовании оборудования точность замеров может снижаться. Для выявления неисправностей аппарату надо пройти поверку.

Как рассчитывается потребление ресурса, если во время отключения отопления счетчик был снят на поверку?

Для этого существуют лаборатории, где приборы подсоединяются к специальному оборудованию. Сначала фиксируется объем проходящей воды. Затем высчитывается погрешность и сопоставляется с допустимым значением. Если эта величина в пределах нормы, то прибор разрешен к эксплуатации. Когда показатели выходят за пределы допуска, выдается документ о его замене.

Поверка бывает:

  • с демонтажом;
  • без демонтажа.

При демонтаже оборудование снимается и передается в учреждение для поверки. На этот период на место снятого счетчика временно устанавливается сгон тубы.

При поверке без демонтажа оборудования пишется заявление в организацию, оказывающую такие услуги. Указываются:

  • ФИО;
  • модель счетчика и номер;
  • домашний адрес.

Компания должна быть лицензирована, а мастер обязан иметь лицензию при себе. После приемки прибора учета специалист выдает документы о поверке: акт и договор об услугах.

Как определить срок поверки водосчетчика

Каждый индивидуальный прибор учета на воду должен проходить поверку. Процедура обязательна и контролируется законом. Оборудование устанавливается на холодную и горячую воду. Срок поверки счетчиков воды имеет свой межповерочный интервал:

  • на холодную воду – 6 лет;
  • на горячую – 4 года.

Уменьшенный интервал для счетчика горячей воды обоснован тем, что ему приходится работать в более агрессивной среде. Изменение температуры, ржавчина и накипь в трубах негативно влияют на детали аппарата.

Некоторые из них изготовлены из полимерных материалов и не такие крепкие, как металлические. Например, крыльчатка.

В процессе работы, сталкиваясь с металлическим частицами, находящимися в воде, и подвергаясь воздействию высокой температуры, она деформируется.

Все сроки поверки зафиксированы в документах (в паспорте), где говорится о том, что прибор исправен и поставлен на учет. В последние годы началось изготовление универсального оборудования. Для него межповерочный интервал установлен одинаковый – 6 лет. Оно может ставиться и на холодную, и на горячую воду.

Как рассчитывается потребление ресурса, если во время отключения отопления счетчик был снят на поверку?

Исключением являются некоторые счетчики иностранных производителей. Их межповерочный интервал достигает 10 лет.

Во время установки или замены прибора учета данные подаются в управляющую компанию. В них указывается дата проведения работы. Только после этого все показания считаются действительными. У таких компаний в архивах содержится вся информация об установленных счетчиках, и часто они сами подают сигнал владельцам о необходимости прохождения очередной поверки.

В домашних условиях процедура проверки занимает не более часа. Если прибор снимается и отдается в лабораторию, ожидание может затянуться на 2 недели.

Как рассчитать стоимость воды, если срок поверки истек

Когда межпроверочный период закончился и оказалось, что просрочена поверка счетчика воды, у поставщика есть все основания считать показания, снятые со счетчика, недействительными. Таким образом, если просрочен контроль оборудования, то оплата начисляется по средним нормативам потребления с повышающим коэффициентов 1,5, что в несколько раз превышает стандартный расход.

Делая расчет оплаты по завышенным расценкам, хозяева хотят после проведения внеплановой поверки сделать перерасчет за предыдущий расчетный период. Поскольку была переплачена значительная сумма, у потребителей воды есть желание вернуть себе хотя бы часть денег.

Бывают случаи, когда поставщик воды отказывается сделать перерасчет, мотивируя это тем, что прибор только что прошел внеплановую поверку. Тогда возникают сложности, поскольку представитель компании формально прав и имеет основания для отказа.

Важно, чтобы хозяину была выдана на руки официальная бумага. Тогда есть возможность обратиться за перерасчетом в прокуратуру или в инспекцию, которая занимается жилищными вопросами.

Сложность заключается в том, что когда срок поверки счетчика истек, он считается неисправным, и расход воды рассчитывается по графе с завышенным тарифом. Компания обосновывает свой отказ тем, что контроль прибора следует проводить вовремя, и отказывается возвращать деньги.

ФЗ №102, которые регламентирует использование счетчиков, можно скачать ЗДЕСЬ.

Учитывая, что интервал поверки довольно длительный, у потребителей воды особых проблем с его соблюдением не возникает. Тем более что управляющие организации зачастую сами напоминают о том, что подходит срок. Однако на это рассчитывать не стоит. Сама процедура несложная.

Главное – о ней помнить. Следует вовремя подавать заявление в соответствующие службы. Также требуется постоянно наблюдать за приборами, ведь любой механизм имеет свойство ломаться. Обнаружив нарушения в работе оборудования, надо быстрее сообщить мастеру о выявленных поломках.

Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями! 

Как начисляется оплата за воду (отопление) без счетчика (пока прибор в поверке)

Если прибор учета был сдан на поверку (в ремонт), то за тот месяц, за который показания прибора переданы не были, оплатить нужно будет среднемесячный расход, определяемый на основании показаний счетчика за предыдущие 6 месяцев (в случае с платой за отопление берутся в расчет последние 6 месяцев месяцы отопительного периода).

Как рассчитывается потребление ресурса, если во время отключения отопления счетчик был снят на поверку?

Данный принцип расчета действует 3 месяца для жилого помещения и 2 мес. для нежилого.

Например, если последние показания счетчика были переданы в январе, в феврале прибор сняли и отправили на поверку, то на то, чтобы установить его обратно дается 3 месяца — за февраль, март и апрель будет начислена оплата за среднемесячный объем потребления (если, конечно, прибор не будет поставлен на место раньше).

Данное положение регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг, закрепленными в Постановлении Правительства РФ № 354 от 06.05.2011.

Дословно пункт 59 (см. стр.24):

  • 59. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
  • а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
  • б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, — начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд;
  • в) в случае, указанном в подпункте «д» пункта 85настоящих Правил — начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям) до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом «е» пункта 85настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Верховный суд определился с безучетным потреблением при нарушении срока поверки прибора учета

Одним из положительных моментов уходящего 2020 года следует считать окончательное формирование практики по безучетному потреблению при нарушение сроков поверки приборов учета.

Очень долго долгое время, такие суды, как Арбитражный суд Центрального округа, отклоняли доводы абонентов о том, что на момент проверки ресурсоснабжающей компанией прибор учета находился в исправном состоянии и по результатам последующей  поверки спорный прибор учета признан годным к эксплуатации. Суды упорно насчитывали безучетное потребление за период, когда первый период поверки закончился до даты последующей поверки. Никакие экспертизы исправности прибора учета этот подход не изменяли.

Подход абонетов, по мнению многих судов, настроенных строго формально, свидетельствовал бы о легитимной возможности использования абонентами формально исправных приборов учета в условиях не проведения в отношении них обязательной поверки по истечении установленного межповерочного интервала, что полностью нивелирует позицию законодателя по вопросу самой возможности применения спорного метода учета пропускной способности устройств. При этом суды не смущало, что эта жесткая позиция противоречит здравому смыслу, ведь по сути прибор учета как был исправлен, так и оставался таким, что с поверкой, что без поверки, а суммы за безучетное потребление достигали просто фантастических величин, по нескольку миллионов, что разоряло многие компании, которым приходилось платить или идти в банкротство за по сути нарисованные цифры.

    Нельзя сказать, что такой подход был не основан на Законе, в широком смысле этого слова, но только у многих закрадывались сомнения, что такие нормативные положения были кем-то очень сильно пролобированы.

     30 октября 2020 года было принято Определение Верховным судом по делу № А68-1493/2019, где было указано, что абонент, пропустивший установленную дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим МПИ, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора учета соответствующим метрологическим требованиям по смыслу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»  подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки. Этот вывод был сделан в отношении водопотребления.

  •         Примечательно, что в этом деле Верховный суд не просто, как это обычно бывает, послал дело на пересмотр, а принял полностью новый судебный акт, разрешив дело по существу.
  •      Аналогичный вывод в отношение электросчетчиков вошел в обзор практики Верховного суда за 3 квартал 2020 года, где в пункте 25 разъяснено, что           потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным способом, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных на весь период после окончания срока поверки.
  •    Таким образом, следует ожидать в 2021 году унификацию судебной практики по данному вопросу во всех окружных судах.
Читайте также:  Ук отключила гвс через год(!) после уведомления об отключении

Вс счел обоснованной оплату отопления в летний период, если узел учета неисправен или поверка просрочена

Верховный Суд РФ опубликовал Решение от 6 ноября по делу об оспаривании жильцами дома двух пунктов Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно которым плата за отопление квартир может взиматься и в неотопительный период.

Галина Овешникова, Ольга Михайлова, Валерий Клыков и Галина Русановская являются собственниками квартир в многоквартирном доме, отопление которого обеспечивает ООО «Газпром теплоэнерго Орел».

Данная услуга оказывается на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников жилья.

Обслуживание общего имущества дома осуществляет ТСЖ «Советская-17».

Дом, в котором проживают граждане, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии.

С момента его установки жильцы оплачивали фактически потребленное количество тепла по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона. По окончании сезона 2018–2019 гг.

общество продолжило выставлять жильцам счета за отопление, которое перестало подаваться в квартиры с 24 апреля.

В ответе на запрос граждан от 24 июля общество пояснило, что основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии (далее – ОДПУ) требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии из-за истечения в марте межповерочного интервала на один его элемент. По состоянию на 11 июня все элементы ОДПУ прошли поверку и были признаны технически исправными, однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, так как коммунальный ресурс с 24 апреля не поставлялся и вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.

В очередном ответе на запрос общество указало, что восстановление работоспособности ОДПУ путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период. Тем не менее оплата отопления на основании п. 59.1 и 60.

1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ (вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет).

Впоследствии граждане обратились в Верховный Суд с административным иском о признании недействующими п. 59.1 и 60.1 указанных Правил. В обоснование своих требований истцы ссылались на то, что спорные нормы допускают для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период.

По их мнению, указанные нормы допускают возможность изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления – с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года, что нарушает права потребителей. Истцы сочли, что спорные нормы противоречат ЖК РФ и ГК РФ, а также законам об энергосбережении и о теплоснабжении.

В судебном заседании представитель истцов поддержал их требования и отметил, что оспариваемые нормы позволяют ресурсоснабжающим организациям расширительно толковать положения Правил.

Таким образом, компании начисляют потребителям плату за отопление в неотопительный период в случае выхода из строя (истечения сроков поверки) ОДПУ в течение отопительного сезона даже в том случае, если ранее использовался способ оплаты в течение отопительного периода.

В свою очередь представители ответчика – Правительства РФ – возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на соответствие оспариваемых положений действующему законодательству.

Изучив материалы дела № АКПИ19-699, ВС напомнил, что разд. 6 Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

В случае выхода из строя или утраты ранее эксплуатируемого коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации предусматривается льготный период для расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (п. 59.

1 Правил). Данная льгота распространяется на оплату услуги отопления, рассчитываемую из среднемесячного объема потребления ресурса.

По истечении трех расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили восстановление работоспособности вышедшего из строя прибора учета, п. 60.1 Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.

После анализа норм жилищного и гражданского законодательства Верховный Суд отметил соответствие им оспариваемых положений Правил.

Он указал, что согласно ЖК размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям приборов учета (ч. 1 ст. 157). В соответствии с п. 1 ст. 544 и ст.

548 ГК оплата энергии производится за количество, фактически принятое абонентом в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В свою очередь, положения Закона об энергосбережении устанавливают, что расчетные способы определения количества энергоресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных с помощью приборов учета. Исходя из ст.

19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет теплоэнергии и теплоносителя производится путем измерения приборами учета.

Учет расчетным путем допустим лишь в установленных законом случаях (например, при неисправности приборов учета, нарушении установленных сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии соответствующих приборов в точках учета).

«Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется», – резюмируется в решении. ВС также добавил, что содержание оспариваемых норм является ясным и определенным.

При этом Верховный Суд отклонил доводы истцов о том, что после окончания отопительного сезона общество выставляло собственникам квартир счета за отопление, хотя данная услуга не оказывалась и теплоэнергия не поставлялась.

Как пояснил Суд, данные доводы не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в рамках гражданского судопроизводства. В итоге ВС отказал в удовлетворении иска.

Комментируя выводы Суда, адвокат КА Кировской области «Кодекс» Артем Смертин отметил, что за последние годы законодатель достаточно полно отрегулировал жилищно-коммунальную сферу, и данное решение соответствует сложившейся правоприменительной практике.

«Верховный Суд указал, что действующее регулирование предусматривает стимулирование начисления платы за потребленный ресурс, исходя из количественных значений, определенных на основании данных прибора учета.

Бремя содержания имущества в многоквартирном доме возлагается на собственников, его своевременное техобслуживание – на управляющие организации.

Следовательно, обеспечение исправности прибора учета тепловой энергии для точного расчета количественного показателя и платы за ресурс возлагается, в первую очередь, на собственников помещений в многоквартирном доме», – считает эксперт.

Читайте также:  Как указать данные о пользователе - ФИО и электронную почту?

Он добавил, что в данном случае Суд разъяснил, что при наличии фактов злоупотребления правом со стороны ресурсоснабжающей организации при начислении платы за поставку теплоэнергии, на которые указывали истцы, вопросы правильности начисления разрешаются в гражданском судопроизводстве.

Адвокат АП г. Москвы Олег Лисаев выразил категорическое несогласие с позицией ВС. «Во-первых, закон обязывает жильцов оплачивать отопление в потребленных объемах, установленных прибором учета. Истечение срока поверки общедомового прибора не означает, что он неисправен. Кроме того, проведение поверки и составление акта займет максимум один рабочий день.

Почему же ни в чем не виноватые собственники квартир несколько месяцев должны платить за услуги, которые им фактически не оказываются? – отметил он. – Во-вторых, обращение в суд в данной ситуации бессмысленно, поскольку последует аналогичный отказ в иске по тем же основаниям (теплоснабжающая организация действует в рамках правительственных Правил)».

Эксперт полагает, что в рассматриваемом случае Верховный Суд должен был удовлетворить иск либо отказать, но дать официальное толкование оспариваемых пунктов, которое ограничивало бы права коммунальной службы и защитило права собственников жилых помещений.

Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов назвал решение типичным судебным актом по оспариванию нормативно-правового акта после введения в действие КАС РФ. По его мнению, высшая судебная инстанция с невероятной формальностью подошла к требованиям истцов.

«Данное решение приведет как минимум к тому, что у административных истцов практически не будет перспектив при подаче иска к ресурсоснабжающей организации – судье психологически будет проще отказать в удовлетворении заявления.

Кроме того, он может сослаться на выводы ВС в части того, что действия ресурсоснабжающей организации соответствовали Правилам, которые не нарушают ни одного вышестоящего закона», – пояснил он.

Эксперт выразил уверенность, что решение повлияет на другие аналогичные ситуации. «Ресурсоснабжающие организации точно воспользуются им в своей судебной практике. Я крайне негативно воспринимаю данный документ в связи с тем, что потребители должны оплачивать услуги, которые фактически не потребили.

Как это соотносится с Законом о защите по потребителей (в частности, ст. 37), мне непонятно. Оспариваемая норма явно противоречит здравому смыслу, а также логике законодательства о защите прав потребителей, которые должны платить не потому что потребляют какую-либо услугу, а потому что так написаны нормы права.

Это требует корректировки», – заключил Александр Немов.

Что делать если прибор учета вышел из строя

В данной статье разберем случаи что делать если прибор учета вышел из строя по причине поломки или севшей батарейки, и что в таком случае делать собственнику.

Пунктом 81.12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила № 354), установлено, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

  • а) неотображения приборами учета результатов измерений;
  • б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
  • в) механического повреждения прибора учета;
  • г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
  • д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
  • По мнению автора в случае выхода из строя элемента питания и соответственно прекращения отображения показаний, прибор нужно признавать вышедшим из строя.

Но есть и случаи, когда это не так явно проявляется, как яркий пример — это прибор учета электроэнергии. Он же питается от сети, а батарейка служит только в период отключения электроэнергии в целях сохранения данных о календарной дате и времени.

В случае, когда батарейка в приборе учета села и происходят отключения электроэнергии, то со временем прибор станет показывать дату и время с погрешностью. При действии одного тарифа, такая неисправность в принципе не может повлиять на расчет платы за потребленную электроэнергию.

Но совсем другая ситуация возникает при применении в расчетах двухзонного тарифа – день/ночь. При погрешности даты и времени прибор учета, также с погрешностью будет показывать потребление электроэнергии в установленных регулятором зонах.

А это, по мнению автора,уже подлежит регулированию подпунктом «г» пункта 81.12 Правил № 354.

Итак, прибор вышел из строя… Что делать дальше собственнику? Менять батарейку самому? Или Исполнитель коммунальной услуги может это сделать?

А здесь обращаем внимание на положения пункта 81.10 Правил № 354: эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Что такое техническая документация? Не знаю никакой иной технической документации на индивидуальные приборы учета кроме как паспорт на прибор учета, и производители еще утверждают руководство по эксплуатации приборов учета.

Открываем и смотрим техническую документацию. Например, на квартирный теплосчетчик достаточно распространенной марки, где черным по белому в руководстве по эксплуатации написано: Ремонт теплосчетчика и замена элемента питания производится только на предприятии-изготовителе или в сертифицированных сервисных центрах. И так делает абсолютное большинство производителей.

А зачем производитель загоняет потребителя в сервис-центры?

В основном обоснование следующее:

  • замена элемента питания требует вскрытия корпуса прибора учета;
  • в некоторых случаях установлены специализированные элементы питания, которые отсутствуют в свободной продаже и при установке, в том числе требуется дополнительная пропайка контактов и т.д.;
  • в большинстве случаев после замены элемента питания требуется колибровка прибора учета для установки точной даты и времени.
  • ну и конечно привязка потребителя к собственному сервису и дополнительный заработок.

Выходит на месте установки прибора учета элемент питания не поменять…

Соответственно, в силу пункта 81.13 Правил № 354 Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан:

  • незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности);
  • обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности);
  • в случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

Хорошо если сервисный центр расположен где-то в городе потребителя или недалеко, тогда можно еще успеть за 30 дней. А если не успел? Остается расчет по нормативу? К тому же допустим мне в ближайшем сервисном центре была озвучена стоимость замены батарейки в размере 800 рублей в индивидуальном приборе учета тепловой энергии.

Может поэтому потребителям проще менять приборы учета, если конечно разница между ремонтом и стоимостью нового не является слишком большой. Но как-то слишком много проблем из-за небольшой батарейки.

А что если поменять батарейку самому или где-нибудь у знакомого технаря? Опять смотрим руководство по эксплуатации, где указано, что при отправке теплосчетчика в ремонт вместе с прибором должны быть отправлены:

  • рекламационный акт с описанием характера неисправности и ее проявлениях;
  • паспорт прибора учета.

С рекламацией в принципе все ясно, а паспорт теплосчетчика направляется в целях внесения соответствующих отметок о ремонте.

И при вводе в эксплуатацию прибора учета после ремонта Исполнитель может увидеть, какие именно манипуляции совершались с прибором учета. И если соответствующих отметок нет, то можно сделать вывод о нарушении потребителем пункта 81.10 Правил № 354 и соответственно недопуска Исполнителем прибора учета в эксплуатацию.

Также интересен вопрос для Исполнителя коммунальной услуги вопрос: а является ли пломбировка после установки прибора учета после ремонта платной услугой или нет?

Смотрим пункт 81.14 Правил № 354: ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 — 81(9) настоящих Правил.

 Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Исходя из буквального толкования указанного пункта законодатель нам специально выделил бесплатную опломбировку только после первичной установки и после проведения процедуры поверки.

Следовательно, после ремонта Исполнитель вправе взымать с потребителя плату за повторную опломбировку прибора учета.

Но это частное мнение автора, которое может не совпадать с позицией контролирующих и надзорных органов.

По материалам блога Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/, статья М.Тельтевский.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *