Каждый месяц нужно выкладывать расчеты с рсо

В работе управляющей компании (УК) иногда случаются проблемы, которые могут дорого ей обойтись. Из-за поломки общедомового счетчика ресурсоснабжающая организация может выставить счет в 20 раз больше, если применит отраслевые правила расчета.

Если услуга некачественная, но управляющая компания неправильно составила акт — ей придется заплатить полную цену. Кроме того, ресурсоснабжающая организация может вынуждать УК содержать фактически бесхозные коммунальные сети или оплатить услуги, за которые УК не собирала деньги с жильцов.

Есть ли выход из этих ситуаций? Сергей Сергеев из МКА “Арбат” рассказывает, когда управляющей компании можно не переплачивать.

Управляющие компании против ресурсоснабжающих: ловушка переплаты

Управляющие компании (УК) оплачивают коммунальный ресурс, как правило, согласно показаниям общедомовых счетчиков. Большинство домов содержат такие приборы, а с 2010 года их обязательно устанавливают в новостройках.

Проблемы начинаются тогда, когда счетчики не работают. Первые три месяца счета выставляют исходя из средних показателей, а дальше объем определяется расчетным способом. Как именно считать, единого ответа нет..

Наоборот — в нормативно-правовых актах существует противоречие, которое может дорого обойтись потребителю.

2,2 млн руб. за месяц – такова может быть разница в расчетах управляющей компании и ресурсоснабжающей организации (РСО). Эту цифру приводит юрист МКА «Арбат» Сергей Сергеев, который делится случаем из своей практики.

Одна управляющая компания ведала четырьмя домами по 110-130 человек в каждом, в которых некоторое время не было счетчиков, рассказывает он. По версии РСО, за водоснабжение и водоотведение ей были должны 2,3 млн руб.

Эту сумму организация посчитала по пропускной способности трубы (согласно отраслевым «Правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденных постановлением Правительства от 4 сентября 2013 г. N 776).

2,2 млн руб. в месяц

Такова может быть разница в расчетах управляющей компании и ресурсоснабжающей организации

У управляющей компании, по словам Сергеева, получилось в 20 раз меньше — 113 012 руб. Она считала согласно другим нормам — пп. «в» п.

21 «Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями» № 124, которые Правительство утвердило 14 февраля 2012.

Там приводится формула, которая, в частности, учитывает показатели других приборов учета (в том числе квартирных), а если их нет – нормативы потребления ресурса.

Здесь права управляющая компания, уверен Сергеев: ведь в силу ст. 4 Жилищного кодекса специальное правовое регулирование (правила № 124 или другие, аналогичные правила № 354) имеет приоритет над отраслевым (например, правилами № 776).

Поэтому УК должна оплатить коммунальные ресурсы именно в том объеме, что и конечные потребители – собственники квартир, а не больше, подчеркивает Сергеев.

По его словам, РСО может оправдывать использование отраслевых правил тем, что она не имеет отношений с жильцами и продает коммунальный ресурс, а не оказывает услугу.

Однако, как решил Верховный суд, управляющая компания действует лишь как посредник между РСО и конечными потребителями, без собственного экономического интереса (Определение от 18 августа 2016 г. N 305-ЭС16-3833 по делу № А40-39666/2015). Это, опять-таки, значит, что УК оплачивает ровно столько, сколько все конечные потребители.

Свобода договора как аргумент в пользу управляющей компании

Еще один аргумент, которым РСО объясняют использование выгодных им отраслевых правил – это договор с управляющей компанией. В нем может быть прописан порядок расчетов, которые противоречит новому закону — это характерная примета для договоров, заключенных до 2014 года, комментирует Сергеев.

Этим пользуются некоторые ресурсоснабжающие организации, чтобы насчитать больше. Но публичные договоры не могут противоречить актам Правительства, а значит, спорные условия просто перестают действовать, когда акты вступают в силу. С новыми договорами проще: об их условиях можно спорить, перед тем как подписать документ.

Со старыми договорами сложнее.

Сергеев рассказывает, как определить, не переплачивает ли управляющая компания:

  1. Сначала нужно изучить порядок расчета в договорах ресурсоснабжения и проверить, соответствует ли он нормам № 124.
  2. Проверить платежно-расчетные документы (счета, счета-фактуры), особенно за те периоды, когда домовой прибор учета не работал. Это нужно, чтобы понять, как затраты считает РСО.
  3.  Рассчитать сумму, которая подлежит оплате, может сама управляющая компания, ведь она выставляет счета собственникам квартир и обладает всей нужной информацией.

Если обнаружены переплаты, здесь можно пойти двумя путями, рассказывает Сергеев. Можно перечислять РСО завышенные суммы, а затем потребовать в суде переплату (неосновательное обогащение), а также проценты за пользование деньгами.

Второй способ, по словам Сергеева, —  оплачивать ресурс по своим данным и дождаться иска от РСО, которая захочет взыскать “недоплаченное”. А в суде заявлять, что требования безосновательны, потому что доначисления противоречат закону.

Каждый месяц нужно выкладывать расчеты с РСО

«Золотая» вода для управляющей компании

Оспорить доначисления в суде удалось ООО «ДЭЗ» (дело № А41-81723/16). «Водоканал» предъявил к ней иск на 3,4 млн руб., и первая инстанция его удовлетворила. Но апелляция отменила это решение и подтвердила долг в размере всего лишь 140 444 руб. – в 24 раза меньше.

Спор возник вокруг оплаты холодной воды и приема сточных вод за сентябрь 2016 года, когда в пяти домах не работали счетчики. «ДЭЗ» снял их весной 2016 года, а экспертиза показала, что они завышают показания. В сентябре они еще не работали.

Поэтому «Водоканал» счел правильным посчитать оплату исходя из пропускной способности труб, согласно отраслевым правилам № 776. Судя по выставленному многомиллионному счету, вода оказалась практически «золотой». В то же время, по расчетам «ДЭЗ», она должна была за сентябрь всего 140 444 руб.

(согласно правилам № 124). РСО отказывалась исправлять счет, управляющая компания отказывалась по нему платить. Встретились они в суде.

Арбитражный суд Московской области занял сторону «Водоканала». Первая инстанция сочла, что правила № 124 можно применять в тех случаях, если прибор вышел из строя или был утрачен (в результате аварии и т.д.), а «не самовольно демонтирован». Поэтому плату следует считать по отраслевым правилам.

10 Арбитражный апелляционный суд с этим не согласился. Жилищное законодательство не предусматривает расчета по пропускной способности трубы, если между сторонами есть договор.

Кроме того, цена и способ ее определения не зависят от того, по чьей вине не работает прибор учета и действий, которые по этому поводу предпринимаются. Ответчик не допускал здесь злоупотреблений – в этом апелляция убедилась, изучив переписку сторон.

В итоге суд признал правоту управляющей компании и освободил ее от оплаты 3,4 млн руб.Каждый месяц нужно выкладывать расчеты с РСО

Некачественная услуга: как подтвердить

 Если из-под крана вместо холодной воды течет теплая или электричество отключили на значительный срок (в том числе из-за ремонта или профилактики) – это повод требовать перерасчета или вовсе отказаться от оплаты услуг. Об этом говорит ст. 98 правил № 354, которые также устанавливают требования к качеству коммунальных услуг.

Если услуга некачественная, управляющей компании очень важно это правильно зафиксировать, чтобы получить подтверждение самого факта нарушения и его периода. Как это сделать, рассказывает юрист МКА «Арбат» Сергей Сергеев. Получив жалобу жителя, управляющая компания должна оперативно провести проверку и составить акт.

При проведении проверки Сергеев советует учитывать некоторые нюансы: «Например, давление и температуру в системах холодного или горячего водоснабжения надо измерять в часы пик: с 7:00 до 9:00 или с 19:00 до 22:00».

Чтобы подтвердить, что некачественный ресурс поставляет именно ресурсоснабжающая организация, Сергеев предлагает проводить замеры не только в помещениях, но и на границе балансовой принадлежности сетей. 

По результатам замеров составляется акт. Если участник проверки на нее не пришел или отказался его подписывать, документ должны подписать другие участники и не менее двух незаинтересованных лиц. Это не могут быть сотрудники управляющей компании, предупреждает Сергеев.

Пригласить можно муниципальных чиновников или сотрудников инженерной службы. МОЭК с этой целью направлял уведомления в управы районов или местные ГУ ИС, делится Сергеев.

По его словам, в акте важно отразить данные незаинтересованных лиц (к примеру, реквизиты паспорта или номер удостоверения).

Кроме того, нужно точно определить период нарушения качества. О том, что исполнитель возобновил подачу качественного ресурса, могут свидетельствовать:

  • запись об этом в журнале регистрации;
  • сообщение потребителя в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя;
  • показания общедомового или индивидуального прибора учета.

Если период не совсем ясен, нужно провести повторную проверку. Сергеев также советует в любом случае составлять акт о том, что коммунальные услуги опять оказываются качественно. После окончания процедуры можно обратиться в ресурсоснабжающую организацию за перерасчетом. РСО должна отразить это в корректировочных счетах-фактурах и первичной документации, обращает внимание Сергеев.

План Б: как выйти из бюрократического тупика

Управляющие компании нередко нарушают правила актирования недостатков коммунальных услуг. РСО обычно не посылают своих сотрудников для участия в проверке, а УК не может самостоятельно соблюсти процедуру.

Однако некачественную услугу обязательно надо задокументировать, перед тем как оплатить ее “со скидкой”, иначе РСО через суд потребует оставшуюся сумму.

А суд встанет на ее сторону, потому что нарушение договора не доказано согласно правилам  № 354.

Безвыходная ситуация? Вовсе нет, обнадеживает Сергеев. Ведь закон не запрещает защитить свое право иным способом. Его предлагает п. 2 ст.

542 Гражданского кодекса, который позволяет абоненту отказаться от оплаты некачественной энергии.

С учетом показаний приборов учета, а также факта использования данных показаний РСО – суд может принять решение и без установленных документов, говорит Сергеев.

«Отказаться от оплаты некачественной энергии» — значит, не платить вообще ничего, уточняет Сергеев. С другой стороны, если энергия все-таки пригодилась, РСО вправе потребовать неосновательное обогащение – по сути, «компенсацию» за ее использование. Но от юридической формулировки этой суммы, по сути, зависит судьба иска в суде.

РСО должна заявить ко взысканию именно неосновательное обогащение (не основанное на договоре). Если она потребует долг по договору – УК может защищаться тем, что она в принципе отказывается оплачивать услугу согласно п. 2 ст. 542 ГК, подсказывает Сергеев. В этом случае суд откажет, а РСО вынуждена будет подать другой иск.

Второй вариант – оплатить некачествественный ресурс в полном размере и, наоборот, взыскать неосновательное обогащение с РСО.

Есть еще одно обязательное условие для того, чтобы УК снизили плату за коммунальный ресурс – нужно доказать, что она уже «симметрично» пересчитала плату конечным потребителям. «Это есть во всех судебных актах без исключения,» — подчеркивает Сергеев.

Каждый месяц нужно выкладывать расчеты с РСО

Как Верховный суд облегчил задачу доказывания

27 июня 2017 года вышло Постановление Пленума Верховного суда № 22 “О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности”

Согласно п.

22 документа, при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Читайте также:  Если заменить подрядчика по обслуживанию домофона( без ухудшения условий) без решения ОСС какие могут быть последствия?

Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I “О защите прав потребителей”).

Таким образом, процесс доказывания факта оказания услуг ненадлежащего качества должен существенно упроститься. К чему это приведет, покажет практика. Сергеев готовит подобное исковое заявление в отношении нескольких РСО. Каждый месяц нужно выкладывать расчеты с РСО

Споры о точке присоединения: когда компромисс невозможен

Границы балансовой принадлежности определяют ответственных за части инженерной инфраструктуры. Их устанавливают в акте разграничения – обязательном приложении к договору ресурсоснабжения.

Закон говорит, что такие границы определяются по признаку собственности (законного владения), говорит юрист МКА «Арбат» Сергей Сергеев. Казалось бы, все просто: если оба собственника известны – точка поставки будет находиться на границе их сетей.

Как правило, граница балансовой принадлежности проходит по внешней стене дома, если иное не установлено законодательством (п. 8 правил № 491).

Есть также позиция, что обслуживание имущества на участке под многоквартирным домом (например, теплового пункта) – это прерогатива собственников помещений (определения Мосгорсуда от 26 февраля 2015 N 33-6038 и от 16.04.2014 по делу N 339112).

Проблема заключается в том, что многоквартирный дом присоединен к сетям ресурсоснабжающей организации опосредованно через сети третьих лиц, рассказывает Сергеев. По его словам, они обычно не находятся на балансе УК, РСО или иной теплосетевой организации.

РСО обычно давит на УК, чтобы та согласилась взять под свою ответственность этот «ничейный» участок. Таким образом ресурсоснабжающая организация хочет снять с себя ответственность за нарушения качества, которые могут случиться на этом отрезке.

Получается, управляющая компания должна будет оплачивать содержание и ремонт спорного участка сетей, а также потери коммунального ресурса, которые на нем неизбежны, предупреждает Сергеев.

Здесь сложно найти компромисс, потому что никто не хочет отвечать за чужое имущество.

Если техусловия или инвестконтракт не предусматривают, что спорный отрезок должен входить в состав общего имущества дома – значит, управляющую компанию нельзя заставить его содержать, полагает Сергеев.

В подобных ситуациях управляющая компания должна быть готова отстаивать свои права в суде. Там Сергеев советует в первую очередь доказывать, что спорный участок сетей не являются общим имуществом собственников многоквартирного дома, поэтому они не обязаны его содержать.

Многоэтажки подключают к коммунальным сетям через участки сетей, владелец которых неизвестен. Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации спорят, кто должен содержать и ремонтировать «бесхозное» имущество. Делать это, понятно, не хочет никто.

Судебная практика здесь на стороне управляющих компаний. Если собственник сетей неизвестен, но они не имеют статуса бесхозяйных – это еще не повод «вешать» ответственность на собственников помещений дома. Такую позицию занял в деле А40-141381/2013 Верховный суд.

Более того – суды признают незаконным бездействие муниципальных чиновников, которые не передают бесхозяйные сети в ведение РСО. Так закончилось, например, дело А40-95542/14, в котором московская фабрика подала соответствующий иск к местным властям.

Спор разгорелся из-за «ничейного» теплопровода: фабрика просила подготовить его к зимнему отопительному сезону (опрессовать), а МОЭК отказывалась, ссылаясь на отсутствие договора.

Чиновники сообщили, что передадут бесхозные сети в ведение МОЭК в течение полутора лет, а пока фабрика должна готовиться к зиме за свои средства. Но суды встали на сторону истца, а бездействие властей признали незаконным.

А в деле А40-45275/12 суд решил: акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности еще не говорит о том, что управляющая компания владеет спорным участком сети.

А других доказательств того, что он передавался ей во владение, РСО не представила. В итоге суд признал акт разграничения недействительным, поскольку он противоречит п. 8 правил № 491 о том, что точка поставки находится на внешней стене многоквартирного дома.

В 2013 году правоту такого решения подтвердил Высший Арбитражный суд.

Сложности “переходного” периода

Постановление № 897 о правах и обязанностях управляющих и ресурсоснабжающих организаций при прямом договоре

ПП РФ № 897 внесло изменения в законодательство в части информационного взаимодействия управляющих и ресурсоснабжающих организаций при переходе на прямые договоры. Во второй статье рассказываем о новых обязанностях УО, правилах контроля качества услуг и обмена показаниями приборов учёта с РСО.

Каждый месяц нужно выкладывать расчеты с РСОКак постановление № 897 изменило порядок взаимодействия УО с РСО

Уо отвечает за состояние внутридомовых сетей и предоставляет рсо доступ к общему имуществу

Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 897 обязало управляющие организации при переходе собственников на прямые договоры передавать в РСО большой объём информации о жителях дома и помещениях в нём (п.п. 6, 6(1), 148, 148(1) ПП РФ № 354 в ред. ПП РФ № 897). Эти данные необходимы исполнителю коммунальных услуг или регоператору по обращению с ТКО для начисления платы за услуги.

Помимо обязательной передачи РСО информации для расчётов, согласно новому постановлению, управляющая домом организация при прямом договоре собственников с поставщиками коммунальных ресурсов должна:

  • заключать договоры на приобретение КР на СОИ;
  • проводить техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем;
  • принимать жалобы потребителей на качество КУ, организовывать и проводить вместе с РСО проверки по таким жалобам, составлять акты проверок и фиксировать вред, причинённый имуществу и/или здоровья жителей дома ненадлежащим качеством КУ;
  • контролировать качество коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ раздела внутридомовых и централизованных сетей;
  • установить и ввести в эксплуатацию ОДПУ в течение 3 месяцев с момента, когда собственники на ОСС решили включить расходы на такие работы в плату за содержание жилого помещения.

Также ПП РФ № 897 закрепило в обязанностях управляющих организаций при прямых договорах предоставлять представителям РСО доступ к общему имуществу многоквартирного дома, чтобы исполнитель КУ мог провести работы по приостановлению или ограничению КУ.

Уо ведёт учёт жалоб потребителей на качество услуг по обращению с тко

ПП РФ № 897 ввёл в жилищное законодательство понятие прямого договора собственников с регоператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (п. 148(11) ПП РФ № 354).

В связи с этим в ПП РФ № 354 появились отдельные обязанности управляющих организаций, если собственники заключили прямой договор с регоператором. Перечень таких обязанностей приведён в новом п. 148 (22-1):

  • проводить техобслуживание внутридомовых систем, с использованием которых предоставляется услуга по обращению с ТКО;
  • принимать жалобы на некачественное оказание услуг по обращению с ТКО, проводить проверки изложенных в жалобах фактов, привлекая к ним представителей регоператора, составлять акты по итогам проверки;
  • вести учёт жалоб потребителей на качество предоставления услуг по обращению с ТКО, а также направлять потребителю ответ об итогах рассмотрения такой жалобы в течение 3 рабочих дней со дня её получения.

Каждый месяц нужно выкладывать расчеты с РСОДолжна ли РСО делать перерасчёт при отрицательном объёме КР на СОИ

Рсо может по соглашению с уо передать ей часть своих прав и обязанностей

В новом пп. «ж» п. 31(1) ПП РФ № 354 законодательно закреплено, что управляющая организация обязана вводить ограничение предоставления КУ или приостанавливать её в случае, если у неё с РСО заключено соглашение об этом.

Речь идёт о передаче управляющей организации части прав и обязанностей исполнителя коммунальных услуг. Такое право ПП РФ № 897 напрямую закрепил, дополнив ПП РФ № 354 новыми пунктами: п. 148(23-1) в отношении регоператоров по обращению с ТКО и 32(1) – в отношении других РСО.

РСО и реогоператор могут передать управляющим организациям все свои права, указанные в п.п. 32, 148(23) ПП РФ № 354, а также следующие обязанности:

  • снимать показания ИПУ, установленных вне жилых помещений, и проводить проверку их состояния не реже 1 раза в полгода (пп. «е(1)» п. 31 ПП РФ № 354);
  • проверять состояние ИПУ по заявлению потребителя в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента его обращения (пп. «е(2)» п. 31 ПП РФ № 354).

Но РСО и регоператор не могут этого сделать в одностороннем порядке. Передача прав и обязанностей УО происходит по соглашению сторон на основании договора (п.п. 32(1), 148(23-1) ПП РФ № 354 в ред. ПП РФ № 897).

Если часть прав/обязанностей, которые РСО получила при переходе на прямой договор, была передана управляющей организации, то РСО/регоператор обязаны сообщить об этом потребителям, разместив информацию на стендах в подъездах МКД и на досках объявлений в собственных офисах.

Уо обязана принимать показания ипу и передавать их вместе с данными одпу исполнителю услуг

В обязанностях управляющих организаций, которые появились в новом п. 31(1) ПП РФ № 354, при переходе собственников на прямые договоры теперь появилась требование по передаче в РСО показаний общедомовых и индивидуальных приборов учёта.

После заключения прямого договора с РСО жители дома должны предоставлять показания счётчиков исполнителю коммунальных услуг, но так бывает не всегда. Кому-то удобнее передавать данные в УО или потребители не знают, как можно отправить показания новому исполнителю КУ.

Если собственники или наниматели жилых помещений в доме передали показания ИПУ в управляющую организацию, то она обязана собрать полученные данные и направить их в РСО не позднее 26-го числа текущего месяца (пп. «е» п. 31(1) ПП РФ № 354).

В такие же сроки УО обязана предоставить в РСО показания общедомового прибора учёта ресурсов, если таковой установлен в доме.

Снять показания управляющая организация должна в период с 23-го по 25-е число текущего месяца.

Порядок предоставления данных должен быть закреплён в договоре между УО и РСО о поставке коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома (пп. «д» п. 31(1) ПП РФ № 354).

Каждый месяц нужно выкладывать расчеты с РСОКак УО выстроить отношения с РСО после принятия ПП РФ № 1090

Рсо должна передавать управляющей организации показания ипу потребителей

ПП РФ № 897 предъявило требования по передаче данных счётчиков не только к управляющим, но и к ресурсоснабжающим организациям. Новый НПА внёс изменения в пп. «е,ж» п. 31 ПП РФ № 354, обязав РСО при прямом договоре с собственниками:

  1. Принимать от УО показания ИПУ и ОДПУ до 26-го числа каждого месяца;
  2. Принимать показания от жителей МКД и использовать поступившие не позднее 25-го числа данные при расчёте платы за КУ за расчётный период.
  3. Направлять в управляющую домом организацию показания, которые предоставили жители дома.

Следовательно, с 31 июля 2019 года исполнитель услуг обязан делиться с управляющей организацией показаниями ИПУ, которые собственники ему предоставили. Передать показания, которые собрала, РСО может с использованием ГИС ЖКХ.

Это должно решить проблему, когда управляющая организация, не имея на руках актуальных показаний счётчиков, установленных в жилых помещениях, не могла проверить правильность начислений за КР на СОИ. Получая сведения от ресурсоснабжающей организации, УО сможет контролировать расчёт платы за эту услугу.

Исполнители ЖКУ не должны размещать рекламу на платёжных документах

ПП РФ № 897 внёс в ПП РФ № 354 ещё одно важное требование – запрет размещения на платёжном документе рекламы. Запрет на неё был введён ещё 3 июня 2018 года Федеральным законом от 03.04.2018 № 61-ФЗ, об этом также говорила Федеральная антимонопольная служба.

Читайте также:  Что делать, если застройщик заставляет нас подписать акт приёма-передачи МКД?

Теперь этот запрет внесён и в ПП РФ № 354 в п. 69(1). Исключение – социальная реклама, а также справочно-информационные сведения, в том числе о предоставлении коммунальных услуг, об изменении законодательства в сфере предоставления ЖКУ и/или тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг.

На платёжном документе указывается информация о регоператоре по обращению ТКО: номера контактных телефонов, адрес сайта в сети Интернет, на котором размещается в том числе информация о графике работы его офисов.

На заметку

После вступления в силу № 59-ФЗ, который закрепил право собственников помещений перейти на прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов, у всех участников этого процесса – жителей дома, УО и РСО – появилось немало вопросов по процедуре передачи полномочий от управляющей организации к новому исполнителю КУ.

С одной стороны, новое ПП РФ № 897 вносит порядок в некоторые аспекты взаимодействия УО и РСО при переходе на прямые договоры и после них:

  1. Регламентирует сроки и перечень информации, которую УО должна передать новому исполнителю коммунальных услуг для расчётов.
  2. Обязывает РСО ежемесячно передавать управляющей организации показания ИПУ, которые поступили ей от потребителей.
  3. Закрепляет право УО по договору с поставщиком ресурсов проводить проверки показаний и состояния приборов учёта коммунальных ресурсов.

В то же время изменения в ПП РФ № 354 создали новые трудности для управляющих организаций: они обязана передать РСО сведения о документах, удостоверяющих личность каждого собственника или нанимателя помещений в доме. Однако чаще всего таких данных у УО нет.

Также теперь в жилищном законодательстве закреплена ответственность УО перед РСО за ошибки в переданных сведениях для расчётов. Если неточность в них приведёт к необоснованному увеличению платы за КР, то управляющая организация должна будет возместить исполнителю КУ ущерб в размере штрафа, который РСО выплатит потребителю согласно п. 155(1) ПП РФ № 354.

При внесении платы в УК или РСО погашается текущая задолженность, а не ранее возникшая — КС Цитадель

Нередко потребители жилищно-коммунальных услуг при внесении платы сталкиваются с ситуацией, когда текущая плата управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией (РСО) засчитывается в счет погашения ранее возникшего долга многолетней давности, в том числе сторонним организациям, с которыми исполнитель заключил договоры по взысканию задолженности.

Однако такие действия управляющей компании или РСО неправомерны. Плата за ЖКУ должна засчитываться именно за тот период, который указан в квитанции. Если такого указания в квитанции нет, то плата засчитывается за период, указанный самим потребителем.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 319.

1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если исполненного должником недостаточно для погашения всех однородных обязательств должника перед кредитором, исполненное засчитывается в счёт обязательства, указанного должником при исполнении или без промедления после исполнения. Если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда должник не указал, в счёт какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, либо, когда обязательство не имеет срока исполнения, то обязательство, которое возникло раньше. Если сроки исполнения обязательств наступили одновременно, исполненное засчитывается пропорционально в погашение всех однородных требований.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г.

№ 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», если платёжный документ не содержит данных о расчётном периоде, денежные средства, внесённые на основании данного платёжного документа, засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счёт какого расчётного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истёк (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

  • В соответствии с пунктом 41 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
  • Следовательно, при обращении УК или РСО в суд с иском о взыскании долга за ЖКУ и при наличии заявления должника о пропуске срока исковой давности исполненное добровольно должником обязательство не может быть зачтено за периоды, по которым истёк срок исковой давности.
  • Определение Верховного суда РФ от 17 сентября 2019 г. № 4-КГ19-40

Каков порядок выставления и оплаты счета за использование услуги/оборудования?

При кредитной схеме вы сначала пользуетесь услугами, а потом платите. В конце месяца выставляется счет, который необходимо оплатить до 25 числа. Период расчета абонентской платы – один календарный месяц. Дата выставления счета – 5-е число каждого месяца. Период доставки счетов – до 15 числа (в электронном виде — до 10 числа). Дата оплаты — до 25 числа.

Например, если вы подключились к нашим услугам 20 декабря, счет будет выставлен за неполный месяц — с 20 по 31 декабря. Счет вы получите до 15 января, а оплатить его нужно до 25 января. Следующий счет будет выставлен с 1 по 30 января с датой оплаты до 25 февраля.

Авансовая схема

Авансовая схема доступна не для всех продуктов. При этой схеме вы сначала платите, а потом пользуетесь услугами. Период расчета абонентской платы – один календарный месяц. Дата списания денег со счета — 1-е число каждого месяца. Узнать свою схему оплаты можно в договоре или Личном кабинете.

Узнать свою схему оплаты можно в договоре, либо в Личном кабинете.

Куда приходит ежемесячный счет

Счет на электронную почту

Вы можете заказать доставку счета на электронную почту любым удобным способом: в Личном кабинете, по номеру 8 800 100 0 800 или через форму обратной связи. Мы будем ежемесячно присылать счет на указанный вами адрес электронной почты.

Счет в Личный кабинет

Перейти на электронный способ доставки счета можно через ваш Личный кабинет. Счет будет размещаться там же ежемесячно.

* Личный кабинет — информационно-справочный сервис для пользователей ПАО «Ростелеком».

Смс-информирование

Закажите СМС-информирование в Личном кабинете, по номеру 8 800 100 0 800 или через форму обратной связи. Каждый месяц вы будете получать СМС о выставлении счета, а также о поступлении денежных средств при его оплате.

Смс на короткий номер 2558

Сервис предоставляет клиентам-физическим лицам возможность бесплатно получить основную информацию о лицевом счете:

  • баланс
  • расшифровка последнего выставленного счета
  • последний платеж
  • список лицевых счетов

Также с его помощью вы можете подключить обещанный платеж и изменить способ доставки ежемесячного счета за услуги.

Чтобы воспользоваться сервисом, отправьте СМС на номер 2558. Услуга доступна, если подключен сервис СМС-информирования. 
Команды:

  • СЗ 1 или СЗ Б – запрос баланса
  • СЗ 2 или СЗ ЛС – список лицевых счетов
  • СЗ 3 или СЗ С — последний выставленный счет
  • СЗ 4 или СЗ П – последний платеж
  • СЗ 5 или СЗ ОП – подключить обещанный платеж
  • СЗ 6 или СЗ Д – изменить способ доставки счета

Интерактивное речевое меню

Вы можете узнать состояние лицевого счета по телефону 8 800 100 0 800 в разделе «Расчеты» Интерактивного речевого меню.

История платежей и начислений

Вы всегда можете посмотреть историю начислений и платежей в Едином личном кабинете.

Время поступления средств после оплаты

После оплаты денежные средства поступают на счет сразу же. Исключение — платежи в отдаленных от региональных центров отделениях «Почты России».

В Личном кабинете информация о зачислении средств появится через 5−10 минут.

Отключение услуг за долги

При кредитной схеме оплаты услуги могут быть отключены, если вы не оплатили их до 25 числа месяца, следующего за расчетным.

Перед отключением услуг мы проинформируем вас о задолженности по телефону, через СМС и электронную почту.

Восстановление работы услуг после оплаты

После оплаты задолженности услуги подключат в течение часа.

Если услуга не работает

Если услуга не работает по техническим причинам – обратитесь к нам по номеру 8 800 1000 800 или через форму обратной связи в Личном кабинете. За период отсутствия услуги сумма к оплате будет пересчитана.

Контроль и оптимизация расходов

Бонусная программа

Вступайте в Бонусную программу и обменивайте бонусы на подарки: минуты разговоров, пакеты телеканалов, скидки на услуги связи. Программа доступна для всех, кто пользуется Домашним телефоном, Домашним интернетом, Мобильной связью или Интерактивным ТВ.

Пакетные предложения

Пользуйтесь пакетными предложениями, чтобы получать подарки и скидки на услуги связи.

Детализация звонков

Закажите отчет о всех совершенных и принятых звонках по телефону 8 800 100 0 800, через форму обратной связи в Личном кабинете. Детализация поможет проанализировать ваши разговоры и подобрать самый подходящий тарифный план для местной, междугородной и международной связи.

Я не нашел ответ на свой вопрос

  • Уважаемые клиенты, теперь ОнЛайм предоставляет услуги под брендом Ростелеком — для вас доступны все технологичные услуги и сервисы оператора.

Оплата коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающей организации 2021 год

Еще совсем недавно все жильцы многоквартирных домов обязаны были платить «коммуналку» через посредника, которым выступали УК или ТСЖ. Но в связи с изменениями в законодательстве теперь собственники могут заключать соответствующие договора напрямую с поставщиками.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Согласно жилищному законодательству все собственники жилой (и нежилой) недвижимости обязаны оплачивать свет, газ, воду, водоотведение и другие предоставляемые ресурсы. Обычно все расчеты, а также передачу средств берет на себя управляющая компания. Многие годы эта процедура оставалась неизменной.

Итак, управляющая компания на основании показаний счетчиков жильцов самостоятельно или с помощью специального центра осуществляет необходимые расчеты. После этого каждый собственник получает Единую платежную квитанцию.

Особенности этого документа следующие:

  • В квитанции указываются все предоставляемые услуги.
  • Жилец может самостоятельно выбрать сумму, перечисляемую каждому конкретному поставщику.

Однако в связи с изменениями в жилищном законодательстве уже в 2021 году владелец квартиры сможет платить за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям напрямую. Но перечислять коммунальные платежи напрямую поставщику необязательно, так как это не является принуждением со стороны Правительства.

Если жильцы довольны организацией, которая занимается содержанием их дома, сотрудничать с поставщиками самостоятельно не нужно.

Перед тем, как платить ЖКХ напрямую поставщику, необходимо уточнить все нюансы процедуры. Во-первых, закон в 2021 году уже вступил окончательно в силу, поэтому о заключении соглашений уже можно говорить. Во-вторых, порядок оплаты закреплен на законодательном уровне. Поэтому собственникам придется соблюдать все правила.

Договор об оплате поставщику напрямую можно заключать в том случае, если новая модель расчетов будет утверждена на общем собрании жильцов. Закон разрешает владельцам квартир инициировать процедуру заключения договоров самостоятельно.

Поставщик также может предложить осуществлять оплату без посредника, то есть, без управляющей компании. Это возможно тогда, когда УК задолжала ресурсоснабжающей организации установленную законом сумму. Наличие долга при этом должно быть зафиксировано судом.

Читайте также:  Относятся ли проезды и въезды, находящиеся непосредственно на подземной парковке (не на подъздах к ней) к общедомовому имуществу?

При оформлении договора со всеми жильцами он будет считаться заключенным на следующих основаниях:

  • Если решение было принято на общем собрании собственников квартир.
  • Спустя месяц после расторжения договора поставщика и УК. Причем при наличии долга поставщик может аннулировать соглашение в одностороннем порядке, лишь отправив соответствующее уведомление второй стороне.

После этого посредничество управляющей компании при расчетах и оплате будет прекращено. И уже в следующем месяце жильцы получат платежки, где будет указан другой получатель.

Проект закона, о котором идет речь, был разработан еще в 2017 году. И сразу появилось большое количество как сторонников, так и противников данного нововведения. Ведь речь идет о том, чтобы убрать УК и осуществлять расчеты напрямую с жильцами.

А это означают, что простые граждане останутся один на один с юридическими лицами, которые могут пользоваться своими полномочиями более свободно.

Президент РФ подписал проект закона №59 еще в апреле, поэтому теперь все владельцы квартир могут применять новую процедуру на практике.

Когда речь заходит об изменениях в жилищном законодательстве, многие граждане видят в этом только недостатки. Но если говорить о прямых расчетах с поставщиками коммунальных услуг, то не все так страшно. Для обычных потребителей найдется немало положительного.

Данное нововведение появилось в результате появления больших задолженность по оплате «коммуналки». Обычно ситуация развивается по одному из двух сценариев – либо платят на жильцы, а УК, либо наоборот собственники перечисляют деньги управляющей компании, а та не передает их поставщику.

В обоих случаях страдает не только ресурсоснабжающая организация, но и пользователи. Ведь рано или поздно УК становится банкротом, а долги никуда не деваются. С исчезновением посредника сторонам будет легче решать подобные финансовые вопросы.

Еще один несомненный плюс заключается в том, что управляющие компании смогут тратить средства не на оплату задолженности, а на благоустройство МКД и территории. Помимо этого все жильцы будут знать, что средства идут сразу поставщику, а не оседают на счетах управляющей компании.

Тем не менее, есть у законопроекта и ряд недостатков. В первую очередь это касается слабой юридической защищенности жильцов, которые остаются один на один с поставщиками. Еще одна проблема – это тарифы, так как владельцы квартир боятся, что придется платить намного больше. Так ли это на самом деле, покажет лишь время.

Существует ли срок давности по коммунальным платежам? Смотрите тут.

Конфликты у жильцов и УК очень часто возникают из-за необоснованного увеличения тарифов. Причем собственники узнают об этом не сразу, а через несколько месяцев оплаты по новым ценам. Именно поэтому договора с поставщиками вызывают большие сомнения, ведь и они могут сделать оплату ЖКХ неподъемной для простых граждан.

На практике причин для увеличения стоимости «коммуналки» нет. Как в среднем цена поднималась на 4% в год по стране, так и, скорее всего, и будет подниматься. Естественно, и о снижении тарифов речи быть не может. Поэтому владельцы квартир могут легко заключать договора с ресурсоснабжающими организациями и платить как обычно.

Задолженность по оплате «коммуналки» – это всегда проблема не только для УК, но и для всех жильцов. Пока наличие посредника между собственником и поставщиком является обязательным, именно управляющие компании стараются бороться с должниками.

Способов для осуществления этой процедуры не так уж и много. В первую очередь используется отключение ресурсов, а при игнорировании жильцом этих мер осуществляется взыскание долга через суд. Но так как процедура эта обычно затягивается на длительное время, УК платят поставщикам из своего кармана.

Как только новый закон вступит в силу, борьбой с недобросовестными клиентами будут заниматься ресурсоснабжающие организации. Что касается способов, то они стандартные:

  • штрафные санкции (при этом возможно увеличение суммы);
  • использование упрощенной процедуры взыскания долга через суд;
  • запрет на создание управляющий компаний или товариществ руководителями таких организаций, которые ранее были признаны банкротами;
  • использование банковской гарантии от компаний, занимающихся содержанием МКД, в пользу поставщика ресурсов.

Как оплатить ЖКХ без комиссии через интернет? Информация здесь.

Как подать заявление в УК на перерасчет коммунальных услуг? Подробности в этой статье.

Введение новых правил по оплате ЖКХ не означает, что все жильцы МКД должны неукоснительно их соблюдать.

Это лишь рекомендация и помощь тем собственникам, которые не могут найти надежную управляющую компанию, а потому вынуждены постоянно покрывать долги перед поставщиками. Таким потребителям в первую очередь нужно обратить свое внимание на возможность заключения прямых договоров.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это интересно:  Амнистия по коммунальным платежам 2021 год

В жилищном кодексе изменения: теперь платить за свет, воду, отопление и газ можно той организации, которая поставляет эти ресурсы. Если заключить договор напрямую, то деньги от собственников уйдут сразу поставщику, а не на счет управляющей компании или ТСЖ .

Чтобы платить напрямую, нужно договориться с соседями и принять решение на общем собрании. Если все получится — сэкономите, уменьшите риск мошенничества со стороны УК и сможете получить от нее денег.

Заключить договор напрямую с поставщиком воды, газа или электроэнергии было нельзя. Управляющая компания выставляла счета, в которых сама указывала какие-то суммы, тарифы и нормативы. Собственники перечисляли всю сумму на счет УК , а та — поставщикам ресурсов.

В жилищном кодексе была возможность для оплаты напрямую, но не все могли ее использовать. Договор между собственником и поставщиком при этом все равно не заключался: прямой могла быть только оплата. Но теперь этот пункт уже не работает.

Чаще всего у дома есть управляющая компания или ТСЖ , которые выставляют квитанции и принимают деньги.

Некоторые управляющие компании работают честно: не завышают плату, перечисляют деньги вовремя и не искажают показания. Тогда собственники не переплачивают, а дом не числится в должниках у условного энергосбыта или водоканала.

Но есть нечестные УК . Они завышают показания, неправильно начисляют плату, а деньги от жильцов не переводят поставщикам ресурсов вовремя. Иногда такие УК даже воруют деньги, а потом банкротятся или пропадают. На доме висят долги, а разбираться с ними приходится собственникам или новой УК .

До сих пор жильцы не могли полноценно и оперативно контролировать платежи. Приходилось доверять управляющей компании, но это не всегда оправдано.

Теперь жильцы многоквартирного дома могут заключить прямые договоры с поставщиками ресурсов. Платежки за коммуналку им будут выставлять не управляющие компании, а энергосбыт, межрайгаз или водоканал — то есть те компании, которые подают в дом свет, тепло и воду.

Управляющая компания не будет получать денег за те услуги, которые сама не оказывает. Но эта возможность у жильцов не появится сама по себе. Чтобы заключить прямой договор по желанию собственников, этим нужно кому-то заняться.

Напрямую можно платить за все коммунальные услуги:

  1. Холодное и горячее водоснабжение.
  2. Водоотведение (то есть канализацию).
  3. Отопление всех видов.
  4. Энергоснабжение.
  5. Газоснабжение.
  6. Вывоз мусора.

Можно заключить прямые договоры на все виды услуг или только на вывоз мусора и отопление, в любом сочетании.

Чтобы платить напрямую, нужно провести общее собрание собственников. Договор с поставщиком ресурсов заключается со всеми собственниками одновременно. Не будет такого, что одна квартира платит напрямую в энергосбыт, а другая — управляющей компании.

Если на общем собрании примут решение платить напрямую, это решение нужно направить поставщику ресурсов, например в местный водоканал. Тогда жильцы будут получать платежки от водоканала и деньги переводить тоже ему.

Если управляющая компания или ТСЖ задолжали поставщику ресурсов деньги больше чем за два месяца, договор с ними могут расторгнуть принудительно. Для этого поставщик должен подать на УК в суд и выиграть его.

Водоканал или энергосбыт пришлют собственникам уведомление о расторжении договора с УК и заключении прямых договоров. Жильцам письменный договор заключать не нужно: отказ поставщика работать через управляющую компанию будет односторонним.

Уведомление о переходе на прямую оплату разместят где-то на видном для жильцов месте, опубликуют на сайте и напечатают в официальной местной газете.

Через месяц после такого уведомления договор с УК считается расторгнутым. Жильцы начинают платить напрямую. Управляющая компания больше не сможет выставлять квитанции за воду, газ и свет и требовать денег. А если она так сделает, ее можно штрафовать: хитрая УК заплатит собственнику в два раза больше, чем выставила в квитанции.

Даже при наличии прямого договора с поставщиками ресурсов жаловаться можно по-прежнему в управляющую компанию. По закону она обязана содержать в порядке все системы в доме, даже если за воду и газ жильцы платят не ей.

Если собственник найдет ошибку в квитанции или горячая вода покажется ему недостаточно горячей, можно обратиться в УК . Управляющая компания не может сказать: «С кем заключали договор, туда и идите», — она обязана принять обращение и отреагировать. Но нести ответственность за качество услуг по прямому договору будет поставщик, а не управляющая компания.

А вот за коммуникации в доме даже при прямых договорах отвечает управляющая компания. Если течет труба или проблемы с электрическим кабелем, можно требовать от управляющей компании все починить. Ссылки на прямой договор с поставщиком услуг в таком случае бесполезны.

По соглашению с поставщиком управляющая компания может ограничить ему доступ к ресурсам. Отключить в квартире должников свет может электрик из энергосбыта, а может — из управляющей компании. Они договорятся, кто это сделает: закон позволяет.

Управляющая компания зарабатывает не на ресурсах, а на обслуживании дома и содержании общего имущества. Свои деньги она не потеряет: собственники будут платить ей по согласованным тарифам за текущий ремонт, уборку подъездов и другие услуги, которые есть в договоре на управление домом.

Даже заключив прямые договоры, вы все равно будет получать квитанции от управляющей компании и обязаны их оплачивать. Там просто не будут указаны те ресурсы, которые вы оплачиваете поставщикам.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *