Мы получаем субсидию на возмещение затрат на проведение ремонтных работ к чемпионату мира. находимся на упрощенке 6%. нужно ли уплачивать налог?

Во время коронавируса государство давало предпринимателям помощь: субсидии, отсрочки по кредитам и аренде, беспроцентные кредиты. Чтобы бизнес не платил с этой помощи налоги, в Налоговый кодекс внесли изменения.

Из этого материала вы узнаете, как правильно учитывать помощь от государства при расчёте налогов и как это сделать выгоднее.

По 12 130 рублей выдали бизнесменам на каждого работника плюс по 12 130 на самих ИП. Эти деньги можно потратить на любые нужды, связанные с бизнесом.

Пример. Предприниматель получил субсидию на себя и работников в размере 72 780 руб. Этими деньгами он оплатил аренду склада. Такие расходы обычно вносят в КУДиР, а потом вычитают из доходов, чтобы уменьшить налог. Но в нашем случае ИП не должен этого делать, потому что оплатил аренду не своими заработанными деньгами, а субсидией.

То же самое с зарплатой. Обычно её включают в расходы, но не в случае, когда бизнесмен выплачивает зарплату за счёт субсидии. Здесь она облагается НДФЛ и взносами как обычно.

Если субсидия покрыла только часть зарплаты и взносов, то оставшуюся часть, которую предприниматель выплатил из своих денег, можно включить в расходы.

Пример. В фирме 2 сотрудника, их зарплата до вычета НДФЛ — 30 000 рублей, плюс 30,2% страховых взносов — это ещё 9 060 рублей. Итого расходы организации на двух сотрудников — 78 120 рублей. Организация получила субсидию 26 260 рублей и потратила её на зарплату сотрудникам. В расходах нужно показать затраты на зарплату за минусом субсидии, то есть 51 860 рублей.

Таким образом, когда вы за счёт субсидии оплачиваете расходы, то платите больше налога, чем если бы оплатили эти расходы из своих денег. В нашем примере если бы зарплату полностью выплатили из своих средств, налогооблагаемый доход уменьшился бы на все 78 120 рублей, а теперь он на 26 260 рублей больше. Соответственно, больше и налог с дохода.

Чтобы извлечь максимальную выгоду, можно часть субсидийных денег направить на расходы, которые и так нельзя вычитать из доходов. А те, что можно — оплачивать своими деньгами.

Например, на УСН «Доходы минус расходы» нельзя включать в расходы спецоценку рабочих мест. Если предпринимателю и так пора было проводить спецоценку, он может оплатить её за счёт субсидии. За счёт субсидии также можно оплатить сам налог.

Пример. ИП на УСН получил на себя и работников субсидию 97 040 рублей. У него были траты на 45 000 рублей, которые нельзя учитывать в расходах. Их оплатили за счёт субсидии. Остаток субсидии в сумме 52 040 рублей направили на зарплату. Если бы 45 000 тоже направили на зарплату, то упрощённый налог был бы больше на 15% от этой суммы, то есть на 6 750 рублей.

А вот с НДС дела обстоят по-другому. Обычно НДС с покупок за счёт субсидий принимать к вычету нельзя, но для «коронавирусных» субсидий сделали исключение.

Если вы за счёт этой субсидии покупаете что-то с НДС, то потом можете этот НДС взять к вычету так же, как если бы купили это за свои деньги. Но только если эту покупку используете в деятельности, облагаемой НДС.

Арендные и кредитные каникулы

УСН «Доходы минус расходы». Предприниматели на упрощёнке применяют кассовый метод и показывают в расходах только те траты, которые уже оплатили. Поэтому отсроченные арендные платежи и проценты, которые вы пока не платите, но банк продолжает начислять, включать в расходы не нужно. Вы будете показывать их по мере того, как будете оплачивать, когда закончится отсрочка.

Общая система налогообложения. Здесь чаще всего используют метод начисления. Несмотря на то, что проценты банку и аренду вы пока не платите, нужно каждый месяц отражать их в расходах. При методе начисления налогооблагаемую базу эти расходы уменьшают сейчас, а не когда заплатите.

Кредиты на выплату зарплаты и на возобновление деятельности

Если вы брали эти льготные кредиты в течение 2020 года, а банк за них получил субсидию от государства, то ни списанные проценты, ни прощённая задолженность по кредиту не считаются вашим доходом. А значит, налог платить не нужно.

Всё о льготном кредите

Проценты по льготному кредиту на возобновление деятельности начислять и отражать в расходах пока не нужно. Если выполнить все условия, то ни кредит, ни проценты платить не придётся совсем. Поэтому начислить проценты нужно будет только если вы не выполните условия и должны будете погасить кредит.

А вот по поводу расходов за счёт такого кредита и НДС никаких отдельных разъяснений и изменений в Налоговом кодексе не было. Значит, можно поступать как обычно — отражать такие расходы в учёте, уменьшать за счёт них налог. Принимать к вычету НДС тоже можно по общим правилам. Не исключено, что позже налоговая выскажется и по этому поводу.

Коротко

  1. Безвозмездная помощь в размере 12 130 рублей на каждого сотрудника не облагается налогом. Но и расходы за счёт этих денег не уменьшают налогооблагаемую базу. А вот НДС брать к вычету можно.
  2. Отсроченные арендные платежи, кредиты и проценты по ним при методе начисления учитывают в расходах как обычно, независимо от того, когда на самом деле заплатили. При кассовом методе только после перечисления денег.
  3. Льготные кредиты и проценты по ним не считаются доходом и не облагаются налогом. Расходы за счёт таких кредитов можно списывать как обычно, и принимать к вычету НДС.

Бухгалтерский учет бюджетных субсидий

Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство.

Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес.

Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

Какие есть правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства?

Целевое назначение субсидий

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Отражение в бухгалтерском учете получения коммерческой организацией субсидий на возмещение или финансирование расходов зависит от принятого в учетной политике организации способа их признания:
— по мере появления уверенности организации в получении этих средств;
— по мере фактического получения бюджетных средств.
Как отражается получение субсидий на возмещение или финансирование расходов?

Посмотреть ответ

Субсидии в Плане бухгалтерских счетов

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Какие операции с субсидиями отражаются в проводках

Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  • поступление дотационных средств;
  • применение финансов по целевому назначению;
  • возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.

Когда отражать субсидии

Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

  1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
    • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  2. «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
    • дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.
Читайте также:  Система отклоняет заявку на формирование временного адреса из-за индекса, что делать?

Отражение субсидирования капитальных расходов

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
  • дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.

Как отразить субсидию на текущие расходы

Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

  • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
  • дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.

Отражение возврата субсидий

Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

  • времени получения основного транша;
  • способа отражения этого получения.
  1. Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
    • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  2. Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
    • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
    • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
    • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
  • дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.

Субсидия и налоги

ВАЖНО! Рекомендации по учету субсидий в целях налога на прибыль от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Как учесть субсидии при УСН?

Для плательщиков ЕНВД

Налогообложение грантов и субсидий, полученных индивидуальными предпринимателями

Елена, во-первых, необходимо внимательно посмотреть документ, на основании которого Вы получили денежные средства. Здесь имеет принципиальное значение два момента:

  1. Как в документе называются те денежные средства, которые Вы получили. Это может быть действительно грант, а может быть и субсидия, полученная в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  2. Наименование источника финансирования. Это может быть как бюджет субъекта Российской Федерации или бюджет местного органа самоуправления, так и средства коммерческой или некоммерческой организации, зарегистрированной в России или за рубежом.

Грант — это имущество или денежные средства, которые предоставляются безвозмездно и на безвозвратной основе гражданами России, некоммерческими предприятиями и фондами, международными организациями, объединениями. Перечень этих организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области культуры, искусства, охраны здоровья и т.п.

Если Вы действительно получили грант, то в соответствии с пп 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ средства, полученные в виде грантов не учитываются при налогообложении.

 Эти средства признаются целевым финансированием и должны учитываться в учете обособленно.

 Даже в случае применения упрощенной системы налогообложения в виде доходов, Вы обязаны вести как учет доходов, так и учет расходов средств целевого финансирования.

Индивидуальный предприниматель  должен вести учет и доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов.

При этом расходы, осуществленные в рамках предпринимательской деятельности при налогообложении «Доходы» в Книге доходов и расходов не отражаются, а средства, израсходованные в рамках целевого финансирования — отражаются.

Эти расходы должны быть подтверждены всеми первичными документами — договорами (если договоры заключались), кассовыми и торговыми чеками, платежными поручениями, товарными накладными (в зависимости от того, каким способом была осуществлена оплата).

Однако, денежные средства, полученные на развитие собственного бизнеса под понятие «грант» не подпадают. Скорее всего, Вам была выдана субсидия из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абз. 6 пункта 1 статьи 346.17. НК РФ   «Порядок признания доходов и расходов»:

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Порядок признания доходов, предусмотренный абзацами четвертым — шестым настоящего пункта, применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств), указанных в абзацах четвертом — шестом настоящего пункта.

Таким образом, как и в случае получения гранта, Вы обязаны отразить в Книге доходов и расходов и доход в виде полученных денежных средств, и расходы, произведенные за счет этих средств.

Все денежные средства должны быть отражены в течение двух налоговых периодов, то есть в течение двух лет. Если денежные средства получены в 2011 году, то доход должен быть отражен в полном размере в двух декларациях — за 2011 и за 2012 годы.

В каком году какую сумму дохода отражать? Ответ находим в том же абз. 6 пункта 1 статьи 346.17. НК РФ — доходы отражаем пропорционально расходам. То есть если в 2011 году расхода не было, то и доход отражать не надо. Если расходы были фактически произведены и могут быть признаны для целей налогообложения в 2011 году, то точно в той сумме должны быть отражены и доходы.

Читайте также:  Где разместить тарифы в ГИС ЖКХ?

Ещё раз обращаю Ваше внимание, что данное правило справедливо ко всем индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и уплачивающим 15% с разницы между доходами и расходами, и уплачивающими 6% с доходов.

При этом расходы должны быть подтверждены первичными документами и отражены в Книге учета доходов и расходов.

Теперь давайте разберемся как отражаются в учете и признаются для целей налогообложения расходы на приобретение основных средств. Этот порядок установлен п. 3 ст. 346.16  и пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Расходы на приобретение основных средств при применении упрощенной системы налогообложения признаются расходами для целей налогообложения в следующем порядке:

  1. Расходы признаются в размере оплаченной стоимости основного средства. То есть, если в 2011 году была осуществлена частичная оплата, то и в качестве расходов в 2011 году можно признать только сумму частичной оплаты. А в 2012  году сумму оплаты, произведенной в данном году.
  2. Расходы признаются в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода. Как понимать такую формулировку? Налоговую декларацию индивидуальный предприниматель сдает один раз  в год, а Книгу доходов и расходов ведет поквартально. Поквартально оплачивает и авансы налога по УСН. Предположим, что основное средство оплачено и введено в эксплуатацию во втором квартале 2011 года.  Значит всю оплаченную сумму надо разбить на три части и равными долями отразить в Книге доходов и расходов за второй, третий и четвертый кварталы.

    Кроме того, в Книге учета доходов и расходов есть раздел II «Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу». Основные средства, приобретенные за счет целевого финансирования необходимо отразить и в этом разделе наряду с другими основными средствами, применяемыми в предпринимательской деятельности и принадлежащими на правах собственности индивидуальному предпринимателю.

  3. Расходы признаются с момента ввода в эксплуатацию основного средства. Значит необходимо заполнить все первичные документы, которыми подтверждается ввод основного средства в эксплуатацию. Унифицированные первичные документы по учету основных средств утвержденны Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»: — Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме  зданий, сооружений) — унифицированная  форма ОС-1; — Инвентарная карточка учета объекта основных средств — унифицированная форма ОС-6;

    — Инвентарная книга учета объекта основных средств — унифицированная форма ОС-6б.

Все эти формы  должны быть закреплены в Учетной политике для целей налогообложения.  Дело в том, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ каждый налогоплательщик должен формировать учетную политику для целей налогообложения. И никаких исключений для индивидуальных предпринимателей  в этом плане в Налоговом Кодексе не предусмотрено.

Итак, в Книге доходов и расходов мы отразили в равных суммах доход и расход. А как это все отразить в налоговой декларации? Ведь обязанность по уплате налога здесь не возникает?

А в налоговой декларации по УСН эти суммы отражать не надо. Но зато возникает необходимость заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль. Да, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на прибыль. Но в случае получения средств целевого финансирования они обязаны заполнить и представить в налоговую лист 07.

В соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ получатели целевых средств обязаны по окончании налогового периода предоставить в налоговую инспекцию отчет о целевом использовании полученных средств. А этот отчет входит в состав декларации по налогу на прибыль (лист 07).  Конечно, необходимо заполнить ещё и титульный лист.

При этом эти два листа необходимо сдать именно в сроки, утвержденные для сдачи именно этой декларации — не позднее 28 марта 2012 года. Так как в соответствии со статьёй 285. «Налоговый период. Отчетный период» налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

 Если Вы этого не сделали своевременно, то это необходимо сделать сейчас.

Я постаралась максимально полно ответить на вопрос Елены. Но если вдруг у Вас остались какие-то вопросы, пишите в х. Постараемся разобраться ещё глубже.

Распечатайте и отнесите мой ответ Вашему налоговому инспектору.  Свои права надо отстаивать с Налоговым Кодексом в руках и со ссылкой на статьи, параграфы, пункты и абзацы.

Удачи! 

Учёт коронавирусных кредитов и субсидий

Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.

Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.

Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке  (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 % 

Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.

Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576)

В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-05/54635).

Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2020 № 976

При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2020 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).

Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В КУДиР сумма субсидии отражается так:

  • сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
  • расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.

Льготный кредит под 2 % годовых

Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.

Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).

Если выполняются  все условия для списания кредита, «прощённая» сумма тоже не учитывается в доходах при УСН (пп. 21.4 ст. 251 НК РФ), а значит, не указывается в КУДиР.

Бухучёт кредита на возобновление деятельности

Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).

  • В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:
  • Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.
  • Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:

Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:

  • Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
  • Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.

Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).

Читайте также:  Какие программы подходят для выгрузки готовых форм в ГИС ЖКХ?

Бухучёт коронавирусных субсидий

Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.

Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)

В отчёте о финансовых результатах субсидия отражается в прочих доходах на основании данных о движении средств на субсчетах к счёту 91 «Прочие доходы и расходы», а также в себестоимости либо в коммерческих и управленческих расходах — зависит от того, в каком процессе эти расходы возникают. 

Счёт 86 «Целевое финансирование» нужен, чтобы обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н). Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:

  • Дт 76 «Бюджет» Кт 86 «Целевое финансирование» — получены средства целевого назначения
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 98 «Доходы будущих периодов» — бюджетные средства направлены на финансирование расходов
  • Дт 10 «Средства защиты» Кт 60 «Поставщики» — приобретены средства защиты;
  • Дт 20, 26, 44 «Затраты» Кт 10 «Средства защиты» — выданы средства защиты;
  • Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» — отражены прочие доходы на сумму использованных средств субсидии.

Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.

Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576) 

Субсидия  по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г. 

Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.

В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег. 

В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:

  • Дт 51 Кт 76 «Управление Федерального казначейства» — поступила субсидия из федерального бюджета;
  • Дт 76 «Управление Федерального казначейства» Кт 86 «Целевое финансирование» — отражено поступление целевого финансирования;
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 91.1 «Прочие доходы» — отражена сумма полученной компенсации в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99).

Денежные потоки, которые нельзя однозначно классифицировать по п. 8-11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций (п. 12 ПБУ 23/2011). В отчёте о движении денежных средств сумма субсидии отражается в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по строке 4119 «Прочие поступления». 

Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.

Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только  бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.

Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013). 

В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.

Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор

Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям города на возмещение части фактически понесенных и документально подтвержденных затрат на оплату труда работникам

Размер субсидии составляет 13 942,53 руб.

в месяц и суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование, обязательное медицинское страхование на каждого работника в зависимости от режима налогообложения организации.

Предварительное определение размера субсидии производится городскими комиссиями по оказанию мер поддержки хозяйствующим субъектам, пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции.

Условия получения поддержки:

  1. Организация, должна быть зарегистрирована в установленном порядке на территории города Нижнего Новгорода;
  2. Организация должна подтвердить, что за период с даты введения режима повышенной готовности (13 марта) до даты вступления Указа Губернатора Нижегородской области от 07.04.2020 № 53 «О мерах поддержки организаций и лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (7 апреля) численность работников не уменьшилась более чем на 10 (десять) процентов;
  3. Организация должна взять на себя обязательство о недопущении снижения численности работников, за которыми сохраняется заработная плата, более чем на 15 (пятнадцать) процентов на период с введения (13 марта) и до снятия режима повышенной готовности;
  4. Организация должна осуществлять выплату заработной платы всем работникам в течение периодов нерабочих дней с сохранением заработной платы, установленных указами Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и от 11 мая 2020 года № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в соответствии с трудовым законодательством;
  5. Организация должна предоставить согласия всех работников организации на выполнение социальных работ, осуществив сбор согласий в электронном виде посредством личного кабинета на портале nn-card.ru либо в мобильном приложении «Карта жителя Нижегородской области», а в случае отсутствия технической возможности — в виде скан-образа бумажного документа. В случае если согласия на выполнение работ предоставлены не всеми работниками (без учета работников, имеющих основания не быть привлеченными для осуществления таких работ, исходя из состояния их здоровья и жизненной ситуации), сумма Субсидии пропорционально уменьшается;
  6. Организация — юридическое лицо не должно находиться в процессе реорганизации, ликвидации, и в отношении него не должна быть введена процедура банкротства, деятельность организации не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а индивидуальным предпринимателем не прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
  7. Организация не должна являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
  8. Организация не должна быть получателем аналогичной муниципальной поддержки;
  9. Наличие субъекта МСП — заявителя в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте nalog.ru;
  10. Организация не привлекалась к административной ответственности в соответствии со статьями 6.3 или 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований Указа Губернатора области № 27.

Для получения субсидии необходимо предоставить следующие документы (должны быть четко напечатаны, заполнены по всем пунктам (в случае отсутствия данных ставится прочерк), без подчисток и исправлений; все листы заявки должны быть пронумерованы и заверены; документы отсылаются в той же последовательности):

  1. Опись представленных документов по форме (.docx, 13,6 Кб)
  2. Заявление на получение субсидий по форме (.docx, 14,9 Кб)
  3. Справка, подтверждающая соответствие организации требованиям, установленным пунктом 2.1 настоящего Порядка предоставления субсидий, по состоянию на дату подачи заявки, по форме (.docx, 14,4 Кб)
  4. Расчет размера субсидии по форме (.docx, 16,3 Кб)
  5. Выписку с расчетного счета организации, подтверждающую перечисление заработной платы работникам и ведомость начисленной заработной платы работникам за период заявленного возмещения затрат на оплату труда работникам.
  6. Копию формы «Сведения о застрахованных лицах», утвержденную постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 1 февраля 2016 г. № 83п по состоянию на 1 марта 2020г. (за февраль) и 1 апреля 2020г (за март).
  7. Копию устава для социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Алгоритм действий:

  1. Организации, претендующие на получение субсидий, представляют в администрации районов города Нижнего Новгорода, на территории которых они зарегистрированы, в бумажном виде по почте заявку на получение субсидий с прилагаемыми документами, перечень которых определен настоящим Порядком, или посредством Системы, заявку, заверенную электронной цифровой подписью руководителя, с обязательной досылкой в бумажном виде по почте.

  2. После поступления заявки проводится заседание комиссии, подписывается протокол, утверждается сводный реестр получателей субсидии. Затем с получателем Субсидии заключается соглашение о предоставлении Субсидии в соответствии с типовой формой соглашения (договора) о предоставлении из бюджета города Нижнего Новгорода субсидии юридическому лицу, ИП, физическому лицу — производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (утверждено приказом директора департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода от 05.04.2017 № 46).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *