Верховным судом рассматривалось дело по заявлению о признании недействующим пункта 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.
148(36). При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения
Заявитель ссылался на то, что оспариваемые положения не соответствуют части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 1, пункту 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июня 1998 г.
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 27, пункту 4 статьи 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г.
№ 2300-1 «О защите прав потребителей» и нарушают ее права на оплату тех услуг, которые были ей фактически оказаны.
Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги при наличии приборов учета и без них происходит по-разному. При отсутствии счетчиков плата за коммуналку осуществляется за число проживающих в квартире Подробнее
В частности, истец указала, что в ее собственности находится квартира.
На основании оспариваемой нормы ей начисляют оплату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая рассчитана с учетом количества собственников жилого помещения, то есть на одного человека.
Региональному оператору по обращению с твердыми бытовыми отходами она представила документы об отсутствии проживающих в указанной квартире в течение всего календарного года, но ей было отказано в перерасчете платежей.
В удовлетворении иска заявителю было отказано, однако Верховный суд РФ в своем решении указал следующее.
- пункт 148(36) Правил определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами;
- твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления;
- ч. 11 ст. 155 Жилищного кодексапредусматривает, что при временном отсутствии граждан в жилом помещении внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан. Порядок этого перерасчета утверждается Правительством РФ;
- Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил;
- Подводя итог рассмотрения дела, Верховный суд РФ указал, что доводы истца о том, что региональный оператор отказал в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 ГК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
- Соответственно, если региональный оператор отказал в перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, то такому потребителю необходимо обратиться либо в суд с иском о защите нарушенных прав, либо с жалобой в орган государственного жилищного надзора.
Государственное казенное учреждение Центр координации ГУ ИС Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы
Порядок расчета за коммунальные услуги исходя из количества собственников при отсутствии в жилом помещении зарегистрированных граждан и отсутствии ИПУ
07.08.2019
Все чаще мы сталкиваемся с вопросами потребителей: «Почему мне начисляют плату на троих человек, если у меня зарегистрирован только один».
Или же: «Почему у меня возросла плата за коммуналку и в квитанции об оплате, проставлено больше проживающих, нежели на самом деле?».
Давайте вместе разберемся почему такие случаи возникают и как все-таки должно происходить начисление платы за ЖКУ по количеству собственников или зарегистрированных граждан в квартире?
Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), устанавливают порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно указанных Правил расчет коммунальных платежей собственникам квартир за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение производится либо по показаниям индивидуальных приборов учета воды, либо по количеству проживающих в квартире лиц.
При наличии счетчиков воды совершенно неважно сколько в квартире проживает лиц или сколько лиц зарегистрировано. В этом случае собственник квартиры будет оплачивать коммунальные услуги по показаниям индивидуальных счетчиков с учетом тарифов и количества потребленных коммунальных услуг за месяц.
Однако, если в жилом помещении не установлены индивидуальные приборы учёта воды, то согласно с п. 56(2) Правил, с 01.01.2017 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, объем коммунальных услуг будет рассчитываться с учетом количества собственников такого помещения.
Данное утверждение справедливо при отсутствии у исполнителя информации о проживающих в жилом помещении потребителях где:
- никто не зарегистрирован в помещении по месту жительства, пребывания;
- собственник (постоянно проживающий в помещении потребитель) не представлял исполнителю заявление о пользовании жилым помещением временно проживающими в нем потребителями;
- акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, не составлялся.
Правило о расчете платы за коммунальные услуги исходя из количества собственников в отсутствие в жилом помещении ИПУ и проживающих применяется независимо от того, кто является собственником жилого помещения (физическое или юридическое лицо, публично-правовое образование). Указанная норма введена в Правила Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498.
Неправомерные начисления РСО оспариваются в суде
При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»
Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №12(110) 2016
Судебная практика показывает, что РСО повсеместно игнорируют требования закона при начислении денежных средств за потребленный многоквартирным домом коммунальный ресурс, а управляющие организации (далее — УО) силу отсутствия профессионализма, не имеют возможности проверить корректность начисления и доказать неправомерность начисления. Но не спешите сдаваться, если получили иск от РСО.
Правовые основы для взаимодействия РСО и управляющих организаций
В силу положений ст. 161 ЖК РФ, п. 8 и п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354, УК/ТСЖ/ЖСК являются исполнителем коммунальных услуг (далее КУ) и обязаны приобретать у РСО тепловую энергию и горячую воду с целью предоставления КУ гражданам.
Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ регулирует отношения между поставщиком ресурса и потребителем ресурса.
Однако порядок определения объема энергии в жилищном законодательстве существенно отличается от порядка, предусмотренного общегражданским законодательством.
Статьей 4 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих жилищные отношения.
РСО часто ссылаются на п. 1 ст. 544 ГК РФ, предусматривающего возможность установления расчетного способа объема потребленной энергии отдельным законом, правовыми актами или соглашением сторон. Однако жилищное законодательство, приоритетное в отношениях РСО – УО, не допускает такой возможности — объем потребленной энергии рассчитывается либо по нормативу, либо по прибору учета
При расчетах за поставленный ресурс РСО обязаны принимать во внимание, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров и урегулирования взаиморасчетов (ст. 426 ГК РФ).
Такими правилами являются следующие нормативные акты:
- ФЗ от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
- ПП РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»;
- ПП РФ от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»;
- ПП РФ от 29 июля 2013 г. № 643 «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения»;
- «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354;
- ПП РФ от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»;
- «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденные ПП РФ от 23.05.2006 № 306;
- «Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг», утвержденные ПП РФ от 28 марта 2012 г. № 253;
- ПП РФ от 29 июня 2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг»;
- ПП РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в МКД и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
- Судебная практика и правовые основы, на которые необходимо обратить внимание
- Как показывает судебная практика, РСО повсеместно игнорирует требования закона, а УО в силу отсутствия профессионализма, не имеют возможности проверить корректность начисления и доказать неправомерность начисления.
- Решения Арбитражных судов последних лет (дела №№ А40-97448/15, А40-154803/2013, А40-103676/2013, А40-181013/2014, А40-65794/2014, А40-119898/2014) подтверждают неправомерность сумм взыскиваемых задолженностей и начислений РСО, выставленных в адрес УО.
Арбитражными судами высших инстанций установлено, что РСО зачастую без наличия на то правовых оснований производят расчет объема горячей воды, исходя из норматива потребления в жилых помещениях, где установлены индивидуальные приборы учета, что противоречит положениям ст.
157 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных ПП РФ от 23.05.2006 № 307 (далее ПП РФ № 307) и Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания КУ, утвержденных ПП РФ от 14.02.
2012 № 124 (далее ПП РФ № 124).
Расчет по нормативу применим только к жилым домам, не оборудованным приборами учета.
Кроме того, Арбитражными судами высших инстанций установлено, что РСО в процессе судебного разбирательства изменяют методику расчета начислений по услугам, при этом ссылаются на представленные РСО в материалы дела акты выполненных работ, подписанные сторонами. РСО настаивают, что такие акты могут служить подтверждением поставленных объемов энергоресурсов.
В силу п. 2 ПП РФ № 124 данные Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения, заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями с РСО, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил. Подпунктом «д» п.
18 ПП РФ № 124 в договоре энергоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения.
Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет РСО соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
- Арбитражными судами высших инстанций повсеместно отклоняются доводы РСО о том, что УО не исполнила обязанность по передаче в адрес поставщика информации о показаниях приборов учета, поскольку данная норма носит лишь организационный характер и не предусматривает последствий нарушения срока предоставления в адрес РСО показаний индивидуальных приборов учета.
- А в случае, если расчеты РСО с УО производят через агента (расчетный центр, РЦ), то по условиям четырехстороннего договора об организации расчетов на основании единого платежного документа РСО фактически ежемесячно должен получать показания индивидуальных приборов учета (ИПУ) от РЦ.
- Арбитражные суды высших инстанций в своих постановлениях подчеркивают, что несвоевременное предоставление показаний ИПУ не может:
- — служить основанием для отказа в перерасчете объема оказанных услуг в соответствии с показаниями ИПУ;
- — не является основанием для определения этого объема иным способом;
- -не является основанием отказа в перерасчете его стоимости в случае последующего предоставления абонентом в разумный срок достоверных учетных сведений.
Исходя из системного толкования ст. 544 ГК РФ, п. 1 ст. 19, п. 2 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» № 261-ФЗ, пп. «в» п.
21 ПП РФ № 124, коммунальный ресурс, фактически поставленный в МКД, не оборудованный общедомовым прибором учета, определяется как совокупный объем, зафиксированный квартирными приборами учета и норматива по квартирам, где такие приборы отсутствуют. Из буквального толкования пп.
«в» п. 21 ПП РФ № 124 следует, что для применения показаний ИПУ достаточно факта их наличия. Данная норма не содержит ссылки на показания ИПУ, переданные РСО.
При расчетах с УО через агента РСО повсеместно вольно распоряжается с поступившими через транзитный счет платежами, производя их зачет за иной более ранний период, отличный от периода платежа, указанного потребителем услуг.
При этом РСО не представляет доказательств, что ранее уведомлял УО о проводимых зачетах.
При этом УО не изменяли назначение платежей и не давали согласие на зачисление платежей в счет задолженности, обратное не следует из материалов дел.
Такие действия признаются судами высших инстанций неправомерными. Ни истец, ни ответчик, ни РЦ, ни банк не вправе самостоятельно изменять назначение платежа, которое должно соответствовать периоду оплаты, указанному в платежных документах населения.
В соответствии с п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 «Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований» для прекращения обязательства зачетом за иной период, заявление о таком зачете должно быть получено соответствующей стороной.
Ссылки РСО на то обстоятельство, что УО, подписывая счета-фактуры и акты поставки должен был знать о проводимых зачетах, признаны судами несостоятельными, поскольку данные документы подтверждают объем поставки ресурса до перерасчета. Кроме того, эти документы не связаны с денежными расчетами, осуществляемыми сторонами.
Исходя из системного толкования положений ГК РФ и Постановления Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65, производя зачет, кредитор обязан уведомить об этом должника в пределах трехлетнего срока исковой давности.
РСО довольно часто производят зачет платежей, поступивших от потребителей в периоды, которые находятся за пределами трех лет (срока давности).
Согласно п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 обязательство не может быть прекращено зачетом встречного однородного требования, если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек (ст.411 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, действия РСО по зачету требований, срок исковой давности по которым истек, является злоупотреблением права на зачет.
Уо и тсж обязаны предоставлять по запросу рсо информацию из реестра собственников
Обо мне — УСЛУГИ — УПРАВЛЕНИЕ МКД — МИФЫ ЖКХ — ДЛЯ ТСЖ/ЖСК, УО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ В СНТ
___________________
УО и ТСЖ обязаны вести реестр собственников (см. как легко получить реестр собственников). Но мало кто из УО и ТСЖ знают, что по запросу РСО, обязаны предоставить информацию из реестра.
Чаще всего УО и ТСЖ воспринимают такие запросы с доводами: РСО работает напрямую с собственниками, вот пусть у них и запрашивают или сами ведут реестры собственников, заказывая выписки из ЕГРН.
Разберемся подробнее.
источник: ЯндексКартинки
В течение 10 рабочих дней УО и ТСЖ обязаны предоставить сведения из реестра собственников
Такое положение установлено в п. 6(1) Правил 354.
УО и ТСЖ обязаны в течение 10 рабочих дней со дня запроса от РСО предоставить следующие сведения из реестра собственников:
- сведение, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме;
- полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
- номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо;
- сведения о размерах принадлежащих долей в праве общей собственности на общее имущество
Форма предоставления сведений из реестра собственников
Информация предоставляется единовременно в двух формах:
- на бумажном носителе за подписью директора (руководителя) УО или председателя ТСЖ;
- на электронном носителе (например, на электронную почту РСО).
Зависит от обязанность предоставить сведения от наличия прямых договоров
Пункт 6(1) не связывает предоставление информации из реестра собственников от наличия прямых договоров в МКД. Напомню, что при прямых договорах, УО и ТСЖ обязаны предоставить больший объем информации, вплоть до паспортных данных и копий правоподтверждающих документов.
См. также:Открытие специального счета для кап ремонта: смена способа формирования фонда капитального ремонтаКаких соседей не должно быть в многоэтажке: какой бизнес запрещен в жилых домах?Куда идут деньги за ЖКХ? Миф о расшифровке штрихкодов на платежках ЖКХ
Подписаться на жкх: ПЕРЕВЕРНУТЬ МИР ЖКХС уважением, Дмитрий Бурняшев! Заглядывайте ко мне на сайт
Непредставление сведений о показаниях ИПУ
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.
2011 № 354 (далее — Правила 354) устанавливают, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В настоящей статье рассмотрим порядок расчета размера платы за коммунальную услугу в случае непредставления потребителем показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета (далее — ИПУ).
Передача показаний ИПУ
Подпункт «к(1)» пункта 33 Правил 354 устанавливает:
«Потребитель имеет право:
…
к(1)) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг».
При этом исполнитель согласно подпункту «ж» пункта 31 Правил 354 обязан принимать от потребителей показания ИПУ. Необходимо отметить, что принимать переданные показания — это обязанность исполнителя, а вот передача показаний ИПУ — это право потребителя, а не обязанность.
Исполнитель при этом имеет право проверять достоверность передаваемых потребителем сведений о показаниях ИПУ (подпункт «г» пункта 32 Правил 354) и даже несет обязанность такую проверку осуществлять (подпункт «б» пункта 82 Правил 354), а потребитель, соответственно, несет обязанность допускать исполнителя в занимаемое помещение для снятия показаний ИПУ, но не чаще 1 раза в 3 месяца (подпункт «ж» пункта 34 Правил 354).
Таким образом, потребитель имеет право передать показания ИПУ не позднее даты, установленной договором, а исполнитель обязан такие показания принять. При этом исполнитель имеет право и обязанность проверять достоверность передаваемых потребителем сведений, а потребитель обязан допустить исполнителя в занимаемое помещение, но не чаще 1 раза в 3 месяца.
Необходимо отметить, что в обязанности исполнителя, кроме того, входит уведомление о сроках и порядке снятия потребителями показаний ИПУ и передачи сведений исполнителю. Такое уведомление должно не реже 1 раза в квартал указываться в платежных документах (подпункт «з» пункта 31 Правил 354).
Последствия непредставления показаний ИПУ
Если потребитель не предоставил сведения о показаниях ИПУ в установленные договором сроки, тогда в соответствии с подпунктом «б» пункта 59 Правил 354 плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев. Расчет по среднемесячному объему производится начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Если по истечении указанных трех расчетных периодов потребитель так и не предоставил сведения о показаниях ИПУ, тогда в соответствии с пунктом 60 Правил 354 размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги. При этом повышающий коэффициент не применяется!
Применение в расчетах показаний ИПУ, представленных позднее установленного срока
Необходимо отметить, что в случае перехода на расчет по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса и при последующем переходе на расчет по нормативу предоставление потребителем показаний ИПУ не влечет за собой никаких перерасчетов. Перерасчет в этом случае Правилами 354 не предусмотрен.
Показания, переданные потребителем, в этом случае учитываются как начальные показания ИПУ, применяемые для определения размера платы за коммунальную услугу в расчетном периоде, следующем за тем расчетным периодом, в котором потребитель передал сведения о показаниях ИПУ.
Нормы, дословно устанавливающей применение переданных потребителем показаний ИПУ в качестве начальных показаний для расчета в следующем периоде, Правила 354 не содержат.
Однако, из совокупности положений Правил 354 следует, что исполнитель обязан принять переданные потребителем показания ИПУ и обязан применить эти показания в расчетах, при этом проведение перерасчета за предыдущие расчетные периоды исходя из переданных с нарушением установленного срока показаний ИПУ, Правила 354 не предусматривают.
Какие сведения УК должна предоставлять ресурсоснабжающей организации при заключении прямых договоров
ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», осуществляющее поставку газа населению Калининградской области, попросило управляющую компанию ООО «ЖЭУ №7» предоставить сведения о зарегистрированных в доме лицах. Получив отказ, организация решила обратиться в арбитражный суд.
Суды первой и второй инстанций отказали истцу (дело № А21 – 356/2020)
В исковом заявлении общество указало, что УК при прямых договорах обязана предоставить сведения, предусмотренные в п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354:
- Ф. И. О., дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений, наименование и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником квартиры является юридическое лицо;
- адреса жилых помещений, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общедомового имущества, а также количества лиц, постоянно проживающих в квартире, и других сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги;
- сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений;
- сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки счётчиков в жилых помещениях многоквартирного дома;
- сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг;
- сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления;
- сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальные услуги, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет, за предыдущие 12 месяцев;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение и (или) их копии (при их наличии).
Компания не согласилась с заявленными требованиями. Она настаивала, что не обладает такой информацией. Основания для её получения отсутствуют, необходимо согласие жителей дома.
Первая и апелляционная инстанции отказали истцу:
- действующее законодательство не содержит обязанность управляющей организации представлять такие сведения;
- изменения в пункт 6 Правил № 354, предусматривающие предоставление сведений о собственниках введены лишь с 13.07.2019 г. Управляющая организация не была наделана ни правом, ни обязанностью по сбору и хранению подобного рода данных;
- истец не доказал, что ответчик располагал запрашиваемыми сведениями.
Кассационный суд направил дело на новое рассмотрение
Арбитражный суд Северо-Западного округа отменил судебные акты (Постановление от 25 декабря 2020 г. № Ф07 – 12070/2020):
«в обязанность лица, осуществляющего управление МКД, при переходе ресурсоснабжающих организаций на прямые договоры с гражданами вменяется предоставление информации о показаниях приборов учета, а также иных сведений, необходимых для начисления платы за коммунальную услугу.
Ответчик должен обладать сведениями, в отношении собственников и нанимателей жилых помещений, указанными в пункте 6 Правил № 354. Отсутствие информации не позволяет истцу достоверно определить размер платы за газ, что сказывается на правах потребителей, ущемляя их, а также имеет для истца неблагоприятные последствия.
По запросу ресурсоснабжающей организации ответчик обязан предоставить истцу сведения, указанные в пункте 6 Правил № 354».
Может ли РСО начислять оплату по нормативу тем кто не предоставил допуск в жилое помещение для проверки приборов учета? — Правовед.RU
408 юристов сейчас на сайте
Мы — ваш онлайн-юрист
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький. Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Проконсультироваться
Добрый день. Мы являемся ресурсоснабжающей организацией (Водоканал). С потребителями работаем по прямым договорам. Имеем ли мы право проводить проверку приборов учета, а также начислять оплату по нормативу тем кто не предоставил допуск в жилое помещение для проверки приборов учета? Можем ли мы ссылаться на Постановление Правительства №354?
Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос
Ответы юристов (2)
Добрый день!
Можем ли мы ссылаться на Постановление Правительства №354?
Да, можете ссылаться.
Согласно п.9 Постановлени Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)
Потребитель обязан:
е) допускать представителя ресурсоснабжающей организации в жилое помещение потребителя для снятия показаний приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
При недопуске 2 и более раз потребителем в занимаемое им жилое и (или) нежилое помещение исполнителя для проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, проверки достоверности представленных сведений о показаниях таких приборов учетаи при условии составления исполнителем акта об отказе в допуске к прибору учета показания такого прибора учета, предоставленные потребителем, не учитываются при расчете платы за коммунальные услуги до даты подписания акта проведения указанной проверки. В случае непредоставления потребителем допуска в занимаемое им жилое помещение, домовладение исполнителю по истечении указанного в подпункте «в» пункта 59 Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов в соответствии с приведенными в приложении №2 к Правилам формулами расчета размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предусматривающими применение повышающих коэффициентов, начиная с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, указанным в подпункте «в» пункта Правил, до даты составления акта проверки.
Здравствуйте!
Согласно Постановлению Правительства № 354 осуществлять плановую поверку приборов учета воды обязан собственник помещения. На него возложена ответственность за соблюдение сроков поверки. Межповерочный интервал указывается в паспорте прибора учета и, как правило, для приборов учета холодной воды равен 6 годам, для счетчиков горячей воды он составляет 4 года.
Причины применения норматива при расчетах: несвоевременная передача показаний или просроченная дата поверки водомера.
Скорее всего при заключении договоров с потребителями все документы на ипу вы запрашивали и Вам не составит труда провести проверку сроков поверки.
Относительно допуска Ваших представителей в помещение для проверки приборов учета следует, что Вы должны направить уведомление собственнику о согласовании даты и времени, составить акт. Если представителя РСО не пустили в помещение, то после 3-х расчетных периодов после составления акта Вы имеете право считать по нормативу.
Учитывая изложенное следует, что РСО имеет право требовать проверки прибора учета.
Рсо — просто жулики | жкх: открытая трибуна
Неверная передача показаний ИПУ: когда суд на стороне собственника
Приборы учёта •
потребитель передаёт показания ИПУ неверно, например, вместо 5 цифр 4, то суд обычно признаёт его вину и обязывает оплатить задолженность. Сегодня разберём интересное дело, в котором суд частично встал на сторону собственника и вместо 290 886 рублей взыскал с него 67 655. Кто платит за ошибку при определении разрядности прибора учёта
Собственник квартиры обратился с иском к ресурсоснабжающей организации. Просил признать незаконным начисление платы за электричество с использованием показаний прибора учёта, начисления завышенными и обязать РСО сделать перерасчёт.
В ноябре 2017 года РСО провела проверку прибора учёта электроэнергии в квартире собственника и выявила, что тот неправильно передавал данные о потребляемой энергии. Собственник передавал показания счётчика исходя из четырёхзначных значений вместо пятизначных.
В итоге образовался немаленький долг – 290 886,37 рублей за период с июня 2014 года по ноябрь 2017 года. Истец с этой суммой не согласился по ряду оснований.
Он заявил, что РСО: не указала период, за который образовалась задолженность; не доказала объём фактически потреблённой энергии; ненадлежащим образом исполняла свои обязанности – не произвела осмотр прибора учёта. К тому же собственник указал, что показания ПУ, которые передала в РСО управляющая домом организация при переходе дома на прямые договоры, недостоверны.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, а апелляционный суд частично поддержал собственника.
Первый суд встал на сторону исполнителя коммунальной услуги Первый суд принял невыгодное для собственника решение: признал указанную РСО задолженность и обязал собственника её оплатить.
Суд исходил из того, что расчёт спорных начислений ресурсоснабжающая организация производила по фактическим показаниям прибора учёта.
Собственник же не предоставил доказательств неверного расчёта платежей за электроэнергию и их завышения.
- Истец, конечно, не согласился с таким решением и подготовил апелляционную жалобу с требованиями: отменить решение суда первой инстанции и принять новое; признать начисления РСО за объём энергии 108 540 кВт в 290 886,37 рублей завышенными; обязать РСО сделать перерасчёт по фактическому потреблению энергии – 13 047 кВт.
- Собственник заявил, что вины его в неправильной передаче показаний приборов учёта нет, это РСО не разъяснила порядок снятия показаний и не проводила проверки с 2003 по 2017 год.
- К тому же РСО предоставила суду недостоверную историю начислений по счётчикам с августа 2014 по июль 2015 года. Класс точности электросчётчиков и его влияние на объём КР на СОИ 3183 1
- Апелляционный суд частично удовлетворил требования потребителя Апелляционный суд не согласился с выводами первого суда, назвав их ошибочными.
И вот, по каким причинам. Граждане и организации обязаны своевременно платить за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 1 ст. 153 ЖК РФ). Сроки для этого устанавливаются законодательством или заключённым между сторонами договором (п. 1 ст. 155, п. 4 ст.
154 ЖК РФ). РСО приступает к предоставлению коммунальной услуги жителям в многоквартирном доме, в отношении которого расторгнут договор о приобретении УО, ТСЖ или ЖК коммунального ресурса для предоставления коммунальной услуги, – до заключения нового договора (пп. «е» п.
17 Правил № 354).
С момента расторжения ресурсоснабжающей организацией договора ресурсоснабжения с управляющей организацией исполнителем коммунальной услуги становится РСО.
У неё появляется право на получение оплаты за оказанную коммунальную услугу непосредственно с собственников и пользователей жилых помещений в МКД. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг.
Объём определяется по показаниям приборов учёта (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
По договору энергоснабжения РСО обязуется подавать потребителю энергию, а потребитель – оплачивать её, соблюдать режим её потребления и обеспечивать безопасность эксплуатации энергетических сетей и исправность приборов и оборудования (ст. 539 ГК РФ). Количество поданной потребителю энергии определяется по показаниям прибора учёта. Платит потребитель за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учёта энергии (п. 1 ст. 541, п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Тот, кто нарушает условия договора энергоснабжения, обязан возместить другой стороне причинённый этим реальный ущерб (п. 1 ст. 547 ГК РФ). РСО не предоставила собственнику достоверную информацию об услуге.
Собственник квартиры длительное время передавал показания прибора учёта исходя из четырёхзначных показателей. Это привело к искажению информации о фактически потреблённой энергии.
Потребитель указал, что делал он это не специально, а по требованию управляющей организации.
Изначально показания подавались исходя из пятизначных значений прибора учёта. Это подтверждается квитанциями. Потребителей коммунальных услуг защищает Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно этому закону, исполнители услуги должны предоставлять потребителям полную и достоверную информацию о предоставляемой услуге, правилах её предоставления, ценах, тарифах и т.д. (ст. 10 Закона). В нашем случае РСО эту обязанность исполнила не должным образом.
Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ 3721 0 РСО не проводила проверок приборов учёта Исполнитель коммунальной услуги, согласно п.
82 Правил № 354, обязан проводить проверки: состояния установленных и введённых в эксплуатацию приборов учёта и распределителей, факта их наличия или отсутствия, достоверности представленных потребителями сведений о показаниях ПУ.
Проверка достоверности предоставленных показаний приборов учёта производится путём их сверки с показаниями соответствующего прибора учёта на момент проверки. Проводятся такие проверки не реже одного раза в год. Если же приборы учёта расположены в жилом помещении потребителя – то не чаще 1 раза в 3 месяца (п. 83 Правил № 354).
Управляющая организация при переходе РСО на прямые договоры с жителями дома передала ей конечные показания приборов учёта электроэнергии. В том числе и для спорной квартиры. Их РСО приняла как начальные при открытии счёта.
При этом ресурсоснабжающая организация не провела самостоятельную проверку приборов учёта, не составила соответствующий акт.