- При любом ДТП с наездом автомобиля на сооружение или объект необходимо вызывать для оформления ГИБДД.
- ОСАГО в таких авариях работает только в случаях, когда виновен водитель авто (и на машину есть действующий полис).
- Если даже транспортное средство припарковано с нарушением ПДД, то открывашиеся ворота не делают водителя виновным.
- А европротокол в таких случаях оформлять нельзя.
Если с ситуациями при авариях на дороге всё чаще всего предельно понятно, то в случае с ДТП с забром, створками ворот и иными хозяйственными сооружениями зачастую возникает много вопросов, и не всегда виновник оказывается настоящим, а потерпевшему удаётся взыскать возмещение – по меньшей мере полноценное и справедливое. В этой статье мы рассмотрим, что делать при таких происшествиях, и что говорит законодательство 2021 года о виновности и обязанности оформления документов.
Можно ли не оформлять такое ДТП?
Если вы попали в аварию с любым сооружением в виде ворот или забора, либо зданием и вообще объектом, то первое, что необходимо сделать – вызвать сотрудников ГИБДД и оформить такое ДТП… Даже если виновный сразу предлагает оплатить причинённый вред.
Зачем же вызывать полицию при согласии на возмещение стоимости ущерба? А затем, что в этом случае перед вами виновный в такой аварии предлагает понести гражданскую ответственность. Но от этого ваша административная ответственность никуда не девается, если вы в данном ДТП – водитель автомобиля.
Как мы знаем, в нашей стране действуют 2 интересующих нас нормативных акта: Гражданский кодекс и КоАП РФ.
И если первый обязывает причинившее вред лицо полностью возместить нарушенное право потерпевшего лица, то второй предусматривает наказания за нарушения, в результате которого такой вред причинён.
И будьте уверены, если ДТП произошло, то нарушения в любом случае будут – как минимум, универсально приписываемое сотрудниками нарушение пункта 10.1 ПДД.
Если ДТП с наездом на ворота или, наоборот, на автомобиль воротами не оформлено, а водитель оставил место происшествия, то его могут наказать по части 2 статьи 12.27 КоАП с длительным сроком лишения прав и большим штрафом. И, обратите внимание, ДТП по определению считается любое событие с участием авто, при котором нанесён материальный ущерб или в котором пострадали или погибли люди.
Поэтому, если произошла авария, то ваши первые действия следующие:
- немедленно остановиться и не перемещать ни автомобиль, ни сами ворота и забор, если те не угрожают причинить больше повреждений или не создают дальнейшую опасность,
- включить «аварийку»,
- выставить знак аварийной остановки (безусловно, находитесь вы на дороге ворота с забором стоят в поле, и вы в них въехали либо те упали, открылись или закрылись в вашу машину),
- позвонить в полицию по номеру 102 либо в дежурную часть, если вы знаете номер, и ожидать приезда сотрудников.
Если есть пострадавшие или погибшие люди
Разумеется, если в аварии пострадали люди, то в первую очередь необходимо вызвать скорую помощь. Но внимательно оцените характер увечий. Помните, что если формально ДТП будет оформлено как с пострадавшими, то будет 2 негативных последствия:
- для виновника будет жёстче наказание, независимо от того, кто виноват – владелец забора или водитель, вплоть до уголовной, если вред здоровью судмедэкспертизой будет признан тяжким или результатом ДТП станет смерть людей,
- для потерпевшего, даже при незначительном вреде здворовью пострадавших, время получения возмещения может затянуть до года и более, пока не будут закрыты все расследования (административное и/или уголовное).
Наезд на забор – что делать?
Если вы именно въехали в чужой забор (обратите внимание, даже если в свой, то оформлять ДТП по Правилам всё равно нужно), то виновность в этом происшествии лежит на вас.
Но есть и хорошие новости в этом – если ваша автогражданская ответственность застрахована, то собственник забора получит возмещение в полном объёме в пределах страховой сумммы 400 тысяч рублей, обратившись в вашу страховую компанию по ОСАГО. Правда, стоимость страховки в следующем периоде для вас из-за этого возрастёт, но с большой долей вероятности меньше, чем стоимость забора.
И в ДТП с наездом на забор особенно важно, чтобы оно было оформлено сотрудниками – без этого потерпевшему просто не выплатят. И поэтому что делать в первую очередь? Верно, обязательно вызвать полицию для оформления!
И всё это работает аналогично с ущербом любому другому имуществу:
- припаркованному автомобилю,
- самому зданию дома, сарая, гаража или любого другого сооружения,
- декоративным постройкам,
- домашним животным или скоту,
- и даже высаженным во дворе растениям.
Если ГИБДД отказывается оформлять
Но в 2021 году бывают случаи, когда сотрудники полиции отказываются выезжать на место ДТП по той причине, что это не дорога, а прилегающая территория, и потому их компетенция здесь не действует.
Это в корне не верно, так как сам принцип действия ПДД распространяется на всю территорию России, вне зависимости от наличия дорог (пункт 1.
1 ПДД), а, если машина изначально съехала с дороги, совершив наезд на забор, не справившись с управлением, к примеру, то здесь есть чёткое нарушение Правил, и полиция обязана на это реагировать (пп. 7.
3 Административного регламента, введённого Приказом №664).
В этом случае ваши действия могут быть следующие:
- потребовать сообщить вам входящий номер вашего устного заявления,
- позвонить в дежурную часть и сообщить об отказе выезжать сотрудников ГИБДД, сообщив входящий номер,
- если и это не решит проблему, то можете вызвать местного участкового для оформления документов о ДТП.
По результату у потерпевшего на руках должны быть:
- постановление, вынесенное в отношении виновника, либо соответствующее определение (если приезжали сотрудники ГИБДД,
- сведения о ДТП (может быть другое название, но должно содержать все данные о происшествии, включая ФИО участников, данные автомобиля, место и время происшествия, его обстоятельства, информация о страховке водителя),
- информация о вашей страховке – сообщите ему название страховой компании, где вы покупали полис, серию и номер полиса (хотя, эти данные также должны быть указаны в сведениях о ДТП).
У меня нет страховки
В этом случае водителю придётся оплачивать нанесённый забору ущерб из собственного кармана. И сделать это лучше всего, договорившись с владельцем сооружения без суда, так как в противном случае при выигрыше в суде с вас взыщут издержки, которые могут включать услуги представителя, госпошлину при её оплате и другие расходы истца.
Если вы добровольно выплачиваете сумму ущерба, то обязательно возьмите об этом расписку либо запишите передачу денег на видео, оглашая, за что, в какую дату и время и в какой сумме вы передаёте средства.
Если скрылись с места ДТП
- Здесь разделим порядок действий для водителя и владельца забора.
- Водителю, чтобы избежать административной ответственности за оставление места происшествия, достаточно не попасться инспекторам ДПС в течение срока давности привлечения к ответственности, который составляет 3 месяца с даты происшествия.
- При этом, следует учесть следующие обстоятельства:
- даже если вас вызовут в полицию для дачи показания, вы можете указать, что за рулём были не вы (если, конечно, же по камерам очевидно не удастся доказать вашу причастность), а другой человек, и на основании статьи 51 Конституции РФ отказаться свидетельствовать против себя и своих близких,
- последствий за неявку в отделение для вас не никаких,
- но если дело дошло до суда, то судья может назначить принудительный привод.
Обратите внимание, всё вышеуказанное подразумевает административное преследование. Если в ДТП с наездом на забор пострадали люди (в том числе пассажиры вашего авто или пешеходы), то здесь ситуация другая, и просто скрываться вряд ли поможет.
Для владельца забора тоже есть хорошие новости. Вам достаточно идентифицировать машину, и не обязательно устанавливать водителя. Требуется также, чтобы у собственника автомобиля было действующее ОСАГО. В этом случае вы сможете получить возмещение.
Что делать в первую очередь при таком ДТП:
- вызвать полицию для возбуждения дела,
- выяснить, попало ли происшествие в объектив камер (видеорегистраторы свидетелей, камеры наружного наблюдения, в том числе ваших соседей),
- если камеры принадлежат организациям или госорганам, подать письменное ходатайство в ГИБДД, где возбуждено административное расследование, об истребовании видеозаписей, при этом, желательно предварительно попросить хозяев камер сохранить запись,
- попытатья «по свежим следам» от аварии найти автомобиль, вызвать ГИБДД и сфотографировать повреждения – главная задача здесь – доказать причастность именно этого авто к вашему ДТП.
Сколько стоит забор?
Порядок определения размера ущерба для возмещения виновником можно определить по имеющимся у вас чекам на стройматериал (например, профлист) и документам о проведённых работах по его монтажу.
Если таких документов нет, то придётся заказывать экспертизу, где специалист посчитает, сколько элементов повреждено, и затем по среднерыночны ценам документально подтвердит размер вреда. До экспертизы ремонтировать забор нельзя.
Это всё, разумеется, актуально, если вам не удастся договориться с водителем-виновником без суда.
Кто виноват в ДТП с воротами?
Тот, кто причинил ущерб, как бы абсурдно это ни звучало:
- если на ворота наехал автомобиль, то вина лежит на водителе, и что делать в таком случае, описано полностью идентично ДТП с забором выше, когда виновен автолюбитель,
- если створка открылась произвольно, то виноват ответственный за их эксплуатацию и техническое состояние (должностное лицо в организации или хозяин ворот, если это частная территория),
- если кто-то открывал эти створки и ударил чужую машину, то ответственность лежит именно на нём,
- а когда и авто двигалось, и ворота открывались/закрывались, то здесь может быть и обоюдная вина, однако, такие дела следует рассматривать в контексте, чьё нарушение конкретно привело к аварии и удалось бы избежать ДТП при отсутствии одного из предполагаемо виновных действий (например, если авто влетело в ворота на большой скорости, то уже не имеет значения, двигались ли их створки – происшествие в любом случае бы произошло).
Если автомобиль припарковался слишком близко
ПДД предписывают не затруднять и не загораживать въезды и выезды (пункт 12.4). Тем не менее, даже если кто-то открывал ворота, либо они приводятся в действие автоматически, то это не имеет значения. Ответственность, согласно судебной практике 2021 года, лежит именно на воротах.
Это так, потому что суды действуют примерно следующим образом при выяснении виновости: если бы вместо припаркованного в нарушение ПДД автомобиля там был не нарушающий ничего человек, то удалось бы избежать вредных последствий? Нет, не удалось бы. Вот и ответ на наш вопрос.
Что делать?
Увы, но в данном случае, когда вина лежит на владельце ворот, ОСАГО для водителя не работает, потому что этот вид страхования работает в отношении ответственности перед другими при виновности в ДТП. А в данном случае водитель не виновен.
Поэтому требовать возмещения придётся в общегражданском порядке – с ответственного за его причинение. Для этого, в первую очередь, нужно также обязательно вызвать полицию и оформить происшествие. Без документов о ДТП суд с большой долей вероятности не примет правильное для вас решение. Аналогично забору для этого подойдёт и участковый.
Далее либо устно, либо письменным требованием попытайтесь договориться о возмещении вам ущерба. Для оценки здесь подойдёт любой жестянщик из автосервиса, который огласит стоимость ремонта автомобиля.
Если «полюбовно» договориться не удалось, то придётся заказывать экспертизу повреждений. Это платная услуга, но проигравшиая сторона возмещает стоимость в суде. Для оценки вреда следует воспользоваться среднерыночными расценами, а не Единой методикой ОСАГО – в этом случае стоимость запчастей будет больше.
Далее вам нужно подать досудебное требование с приложением результатов экспертизы. И в случае отказа в удовлетворении требования в разумный срок (10-20 дней, которые также указываются в «досудебке») подавать в суд по месту регистрации ответчика.
Можно ли оформить европротокол?
Нет. Одно из условий для оформления без сотрудников ГИБДД – если не причинено вреда иному имуществу, кроме автомобилей, а само происшествие произошло с участием 2 и более машин.
Поэтому, если вы решите разойтись с европротоколом, то в любом случае потерпевший не получит возмещение по ОСАГО.
Несколько важных тонкостей
- В случае с ДТП с наездом на ворота или забор, когда виноват водитель машины, не работает источник повышенной опасности – это действует только когда автомобиль был таким источником по отношению к пешеходам, пассажирам или велосипедистам.
- Если вы договорились о добровольном возмещении ущерба, это никак не отменяет состава по лишению прав и крупному штрафу за оставление места ДТП, поэтому поступать так можно только на свой страх и риск.
- В любом происшествии, где причинён вред, не бывает невиновных по российскому законодательству 2021 года. Даже если машина сама скатилась в сооружение, то вина лежит на том, кто последним управлял.
- На будущее, даже если вам кажется, что вы попали в обычную аварию с участием 2 автомобилей, обратите внимание на то неочевидное, что ещё могло пострадать: бордюры, столбы, люки, отбойники – даже если на них только царапины, формально это ущерб, и участников ДТП здесь уже более двух.
Какую ответственность несет владелец автомобиля при ДТП
Ежегодно законами РФ предусматриваются изменения в Правила дорожного движения, а также вводятся новые штрафы. Это вызвано усовершенствованием характеристик автомобилей и стремительным ростом количества автолюбителей. Немаловажную роль в ПДД стали отводить ответственности владельца авто в случае аварии.
Ответственность собственника транспортного средства при ДТП может наступить, даже если он не был водителем автомобиля во время дорожного происшествия. Разберемся, в каких случаях владелец может быть подвергнут взысканию.
Ответственность водителя
В большинстве случаев виновником правонарушения является человек, который в момент ДТП находился за рулем автомобиля.
Водителя могут привлечь к разным видам ответственности, начиная с административной, заканчивая уголовной. Это напрямую зависит от того, каким именно был характер противоправных действий.
Причины и последствия аварии определяют вид наказания. Нарушения правил ПДД чреваты административным наказанием. При авариях без нанесения вреда здоровью других людей водителя могут привлечь к материальному взысканию, позволяющему возместить вред, причиненный другим участникам дорожного движения. В этой ситуации действуют статьи Гражданского кодекса РФ.
Если в ДТП есть пострадавшие, суд может назначить арест или лишение водительского удостоверения на определенный срок. В самых сложных случаях предусмотрено уголовное наказание.
Очень многое при дорожных происшествиях зависит от поведения водителя. К примеру, покинув место ДТП, можно навлечь на себя дополнительные санкции.
Ответственность владельца транспортного средства
Как показывает судебная практика, далеко не во всех случаях при автоавариях за рулем находится тот, кто по документам владеет автомобилем. Нередко хозяева доверяют управление своим авто друзьям или членам семьи. Хотя обязательства водителя и владельца отличаются, последний в определенных ситуациях может быть наказан за происшествие.
В судебной практике ответственность владельца транспортного средства при ДТП – не очень частый случай, тем не менее его могут ожидать такие виды ответственности:
- административная;
- гражданская.
Уголовная ответственность
Если ДТП привело к нанесению тяжкого вреда здоровью человека или к его гибели, согласно статьям 264 и 268 Уголовного кодекса РФ виновника обязаны привлечь к уголовной ответственности. В данном случае авария расценивается как преступление, которое водитель мог совершить умышленно или случайно.
Конечно, если владелец не управлял транспортным средством во время происшествия, уголовная ответственность за совершение ДТП на него не ляжет, так как его умысел в данном случае отсутствует. Даже если в тот момент хозяин находился в салоне авто, он не может иметь ничего общего с преступлением, так как его вины в ДТП нет (вина – основная составляющая преступления).
Административное наказание
Если уголовная ответственность при ДТП автовладельца не коснется, то к административному наказанию его привлечь могут, даже если автомобилем управлял другой человек. Однако просто так никто не назначает взыскания с собственника авто: для этого требуется установление вины.
Существует широкий список правил, нарушение которых грозит административными санкциями. К примеру, если автовладелец передал управление автомобилем лицу, не имеющему при себе водительского удостоверения либо вовсе не получившему права.
Наказать владельца могут также в случае, если он разрешил вести машину человеку, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Административное взыскание ожидает владельца ТС и тогда, когда правонарушение зафиксировано лишь при помощи дорожных камер. Так, если водитель спровоцировал ДТП, но скрылся с места происшествия, ответственность ляжет именно на владельца.
Из этого правила есть исключения. Под административное взыскание не подпадают те собственники, у которых угнали автомобиль. Важно, чтобы факт кражи машины был документально подтвержден обращением в отделение полиции.
Гражданская ответственность
Гражданская ответственность предполагает возмещение ущерба, нанесенного другому лицу либо транспортному средству во время аварии.
Взыскание может заключаться в возмещении расходов в связи с лечением в больнице или в связи с ремонтом автомобиля. Нередко виновнику приходится компенсировать также моральный вред.
Ответственность, согласно Гражданскому кодексу РФ (статья 1079), возлагается на хозяина автотранспорта.
Данное правило имеет исключения. Так, если хозяин во время дорожного происшествия не являлся фактическим владельцем автомобиля в связи с угоном, его никак нельзя привлечь к такому наказанию. Наказания для владельца не будет и в том случае, если следствие докажет, что потерпевший действовал умышленно, чтобы получить выгоду.
Это обстоятельство является для суда основанием, чтобы снять с собственника обязанности по возмещению вреда. Кроме того, судья может снизить размер выплат. Уменьшение суммы компенсации возможно, если потерпевший действовал неосторожно.
Гражданская ответственность для владельца авто не наступит, если за рулем находилось лицо, имеющее законные основания для управления транспортным средством (доверенность). Отвечать за происшествие будет водитель. Но если хозяин авто был в это время в салоне, считается, что транспортное средство находилось в его владении. Поэтому взыскания его все же коснутся.
Важно помнить, что владелец машины имеет право в судебном порядке взыскать с виновника аварии и водителя автомобиля сумму, выплаченную им за гражданское нарушение.
Взыскание в данном случае происходит в обратном порядке.
Выплаты по ОСАГО
Тем, кто виноват в дорожно-транспортном происшествии, возмещение убытков по ОСАГО не полагается. Этот вид страховки подразумевает материальные выплаты исключительно потерпевшей стороне.
Не стоит рассчитывать на компенсацию, если автомобилем управлял человек, не вписанный в страховой полис транспортного средства.
ОСАГО не предполагает и выплаты по возмещению морального вреда или убытков, нанесенных незастрахованным опасным грузом.
Бывают ситуации, когда компания выплачивает убытки потерпевшим, но требует вернуть средства. Это касается случаев, когда водитель управлял автомобилем без прав либо находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Действия водителя после ДТП. Что делать и в каком порядке?: Видео
На кого подавать в суд при ДТП, на водителя или на собственника?
Не всегда за рулем автомобиля, участвовавшего в ДТП, находится его собственник. Такие ситуации порождают много вопросов относительно того, кто же будет возмещать материальный ущерб потерпевшей стороне?
Ответить однозначно на них не представляется возможным. Ведь многое зависит от того обладал водитель полномочиями на управление этим автомобилем или нет, кто является ее собственником?
Кто возмещает ущерб от ДТП, виновник или собственник
Обязанность по устранению всех последствий аварии обычно ложится на собственника автомобиля или на лицо, которое управляло им во время ДТП.
Точное установление лица, которое обязано будет по закону возместить причиненный в результате аварии материальный ущерб, зависит от множества обстоятельств: является собственником транспортного средства юридическое или физическое лицо, на каком основании право управления автомобилем было передано лицу, совершившему ДТП.
Чтобы разобраться в ситуации, помните о следующем:
- если водитель имел доверенность на управление не принадлежащим ему транспортным средством, то ответственность за возмещение ущерба будет нести он сам;
- при самовольном управлении им чужим автомобилем без доверенности, решайте все вопросы по возмещению ущерба также и с собственником автомобиля;
- если имя водителя внесено в полис ОСАГО, то обращайтесь в страховую компанию, заключившую договор страхования;
- если ДТП совершено на автомобиле, числящимся в угоне, отвечать придется лицу, виновному в его угоне и аварии.
После того как будет ясно, кому придется возмещать ущерб, причиненный ДТП, направьте виновному лицу письменную претензию со своими расчетами и просьбой о добровольном возмещении им ущерба. При получении отказа или при игнорировании виновником вашего обращения, подготовьтесь к судебному разрешению спора.
Получить от виновника аварии денежные средства для возмещения причиненного вам ущерба, если тот управлял не собственным автомобилем, не составит никакого труда при наличии у него генеральной доверенности. Предъявляйте ему свои претензии на вполне законных основаниях.
Если виновник аварии управлял этой машиной без ведома ее владельца или без оформления своих полномочий, то отвечать придется собственнику автомобиля. Конечно, речь не идет о случае, когда автомобиль был угнан, и столкновение было совершено угонщиком.
В данном случае возбуждается уголовное дело. Лицо, совершившее угон, будет нести ответственность за возмещение причиненного им ущерба. Но для этого автовладельцу придется доказать факт угона автомашины документами, полученными от следственных органов, например, постановлением о возбуждении уголовного дела.
Обычно в таких случаях пострадавший признается гражданским истцом. Его иск разрешается вместе с уголовным делом. Результат его рассмотрения отражается в приговоре суда.
Внимание! У владельца транспортного средства, оплатившего все расходы потерпевшего по восстановлению его имущества, здоровья, есть возможность вернуть эти денежные средства, если он не был виновен в ДТП. Для этого ему достаточно предъявить настоящему виновнику аварии иск, называемый регрессным.
Наличие у автовладельцев полисов ОСАГО гарантирует возмещение ущерба страховщиками не только в случаях, если авария совершена собственником автомобиля, но и при управлении им третьим лицом на основании генеральной доверенности.
Если с вами произошло дорожно-транспортное происшествие, следуйте следующим правилам:
- вызовите на место происшествие сотрудников ГИБДД и аварийного комиссара для оформления всех необходимых документов, в том числе и схемы ДТП, которые понадобятся для решения вопроса о возмещении ущерба;
- со справкой о ДТП обратитесь в страховую компанию. Также там потребуются паспорт, страховой полис, заявление на получение возмещения, ПТС и данные банковского счета для зачисления сумм. Ответ придет в течение 20 дней.
- Неполучение ответа в указанный срок или несогласие с размером суммы страхового возмещения дают основания для обращения в суд и проведения независимой экспертизы.
- Сложнее обстоит дело, если ущерб придется возмещать виновнику аварии, а не страховой компании.
- Такое возможно при следующих обстоятельствах:
- если имя водителя не было вписано в страховой полис;
- если истек срок действия страховки;
- если автомобиль находился в угоне и авария совершена угонщиком.
Отсутствие страховки предполагает, что обязанность возмещать материальный ущерб, причиненный пострадавшим, придется нести собственнику автомобиля или лицу, управлявшему транспортным средством.
Сложность заключается в том, что у них может не оказаться денежных средств, достаточных для погашения ущерба.
Если можно будет обеспечить исполнение иска за счет наложения ареста на автомобиль собственника, то сделать это по отношению к лицу, управлявшему им по доверенности, невозможно. Возможно, что удастся установить наличие у него другого имущества. При его отсутствии ждать возмещения ущерба придется долго.
Ежемесячные поступления по исполнительному листу из его заработной платы не помогут вам быстро отремонтировать поврежденный автомобиль.
Но в любом случае пострадавшей стороне предстоит выявить все его повреждения, оценить стоимость ремонта, запасных частей и деталей, а также определиться с окончательной суммой возмещения. Для этого придется провести независимую экспертизу. А во избежание в дальнейшем споров желательно ее проведение в присутствии виновника аварии.
Из содержания статьи 1079 ГК РФ следует, что ответственность за вред, причиненный автомобилями, которые являются источниками повышенной опасности, несут их собственники или лица, владеющие ими на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на ином законном основании.
От ответственности они будут освобождены только в том случае, если докажут, что источник повышенной опасности выбыл из их владения из-за противоправных действий третьих лиц, например, в результате угона автомобиля. При таких обстоятельствах вред будет возмещен тем лицом, которое будет признано виновным в судебном порядке в незаконном завладении автомобилем и его угоне.
Если будет установлена вина владельца автомобиля и его действия способствовали незаконному изъятию у него автомобиля, то отвечать перед потерпевшими придется ему совместно с лицом, незаконно завладевшим транспортным средством.
Если ДТП совершено на автомобиле, принадлежащим юридическому лицу, то отвечать будет оно. Ведь это юридическое лицо является владельцем источника повышенной опасности. Например, в случае, если авария совершена водителем предприятия на служебном автомобиле.
После окончательного расчета с пострадавшей стороной, юридическое лицо вправе возместить свои убытки и взыскать уплаченную им сумму со своего сотрудника, виновного в аварии. Для этого ему следует подать иск в суд и представить документы, подтверждающие произведенные им выплаты.
Как составить иск в суд о возмещении ущерба при ДТП
При недостижении участниками ДТП договоренности о порядке возмещения ущерба и его размерах пострадавшей стороне придется обращаться в суд.
Помните о том, что законом установлен срок исковой давности для обращения в суд, равный трем годам. Не пропустите этот срок, ибо по истечении этого времени вы теряете право на судебную защиту своих интересов.
И в таком случае причиненный вам ущерб так и останется невозмещенным.
Используйте изложенные ниже рекомендации и составьте исковое заявление в суд самостоятельно, без дополнительных затрат на услуги юристов:
- определите ответчика по иску. Им может быть владелец автомобиля или лицо, управлявшее им по генеральной доверенности;
- соблюдайте правила подсудности. Иск о возмещении ущерба подается в суд по месту проживания или нахождения ответчика. При наличии нескольких ответчиков, можете выбрать любой суд по месту проживания любого из них. От цены иска зависит также какой суд будет рассматривать ваше дело. Если сумма ущерба не превышает 50 000 рублей, то дело рассматривается мировым судьей. Остальные дела находятся в юрисдикции районных судов;
- если виновников аварии несколько, то нет необходимости предъявлять иск каждому из них. В одном исковом заявлении можно указать нескольких ответчиков;
- опишите обстоятельства, при которых произошло ДТП, кто виноват в его совершении, какие повреждения причинены вашему автомобилю и сошлитесь на заключение эксперта;
- укажите предпринятые вами меры по мирному урегулированию спора: дата подачи претензии и полученный вами ответ (их копии приложите к иску);
- изложенные в исковом заявлении доводы подкрепите имеющимися у вас доказательствами: документами ГИБДД, заключением экспертизы, расчетами суммы ущерба, квитанциями о покупке запчастей, документами об уплате госпошлины.
При подготовке иска можете просить суд взыскать с виновника не только фактически понесенные вами затраты по восстановлению автомобиля.
Помимо них можете указать в иске:
- о затратах, которые вы еще не произвели, но совершение которых вам предстоит. Например, стоимость ремонтных работ. Оценивать их придется предварительно, исходя их существующих тарифов на аналогичные работы;
- о возмещении вам морального вреда. При условии доказанности того, что вам были причинены физические и моральные страдания. Сумма взыскиваемого морального ущерба устанавливается истцом самостоятельно;
- о взыскании рыночной стоимости поврежденного автомобиля. Она потребуется при сильном повреждении автомобиля, если стоимость ремонта превышает его цену.
Каждое их этих заявленных требований должно быть подтверждено документально с приведением точных расчетов. Это не относится к определению размера возмещения морального вреда. Он устанавливается истцом произвольно. При вынесении решения суд тщательно оценивает все представление истцом доводы и возражения по ним ответчика. Исход дела зависит прежде всего от обоснованности иска.
Если составление искового заявления вызывает у вас затруднения, то воспользуйтесь консультацией юристов. Они не только помогут грамотно написать исковое заявление, но и подскажут какие документы нужно представить в суд. При этом все затраты на оплату юридических услуг вы сможете взыскать с ответчика. Для этого сохраните все квитанции и приобщите их к иску.
Исковое заявление подается в суд с соблюдением правил подсудности. После чего судьей проводится беседа с истцом и ответчиком, назначается день судебного разбирательства дела.
Если ответчик игнорирует повестки и не является без уважительных причин неоднократно в суд, то дело может быть рассмотрено заочно (без участия ответчика).
После получения решения дождитесь вступления его в силу и выписки исполнительного листа.
Передайте его в службу судебных приставов. Теперь только от них зависит быстрое исполнение решения. При несогласии с вынесенным судом решением вы вправе в установленный срок обжаловать его.
«Незаконный» водитель и законный владелец ТС совместно отвечают за вред в ДТП
5 августа 2019 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ вынесла Определение по делу № 82-КГ19-1, которым отменила судебные акты первой и второй инстанций и направила дело на новое рассмотрение.
Отмечу, что ВС РФ объективно подошел к рассмотрению спора о возмещении вреда в ДТП, изучив все обстоятельства дела.
На мой взгляд, выраженная позиция интересна также тем, что в ГК РФ отсутствует прямое указание на то, что добровольная, в нарушение закона, передача законным владельцем его транспортного средства иному лицу является противоправным выбытием ТС из законного владения по вине законного владельца.
ВС: Совместная ответственность владельца авто и лица, управляющего им без водительских прав, возможнаКак указал Суд, долевая гражданская ответственность наступает, если владелец заранее знал, что второе лицо не имеет права на управление транспортным средством, при этом доля ответственности определяется в зависимости от степени вины каждого из них
Напомню, что дело было возбуждено по факту ДТП, в котором погибли два человека – водитель и пассажир автомобиля «Шевроле Круз», столкнувшегося с автомобилем «Мерседес Бенц Е200», выехавшим на встречную полосу.
Родственники погибших обратились в суд с исками о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда к водителю, пассажиру и собственнику автомобиля «Мерседес». Впоследствии истцы уточнили требования о взыскании солидарно с водителя, законного владельца и собственника машины морального вреда и расходов на погребение погибших.
Суды первой и второй инстанций частично удовлетворили исковые требования, взыскав компенсацию и расходы только с пассажира «Мерседеса» – законного владельца автомобиля. Они обосновали это тем, что на момент аварии он являлся единственным законным владельцем ТС, поскольку был допущен собственником к управлению согласно полису ОСАГО.
Водитель, находившийся за рулем «Мерседеса», управлял машиной без законных оснований: на момент ДТП был лишен прав, находился в состоянии алкогольного опьянения и не был указан в полисе ОСАГО в качестве допущенного к управлению ТС лица.
В своем определении ВС указал суду первой инстанции на обстоятельства, которые необходимо установить при рассмотрении спора по существу.
В частности, были ли основания для взыскания компенсации и расходов как с пассажира «Мерседеса», так и с водителя в долевом порядке – в зависимости от степени вины? Можно ли констатировать обстоятельства, свидетельствующие о противоправном завладении машиной водителем, а также о виновном поведении владельца автомобиля, передавшего полномочия по его управлению лицу в состоянии алкогольного опьянения и не имеющему права на управление ТС?
Такая позиция высшей судебной инстанции представляется обоснованной. Кроме того, ранее ВС РФ уже выносил аналогичные судебные акты.
ГК РФ предусмотрен круг лиц, которые несут ответственность в случае причинения вреда ТС.
Первую группу «ответственных» (п. 1 ст. 1079 ГК РФ) составляют собственники ТС либо лица, владеющие им на ином законном основании (праве хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, по доверенности, в силу распоряжения соответствующего органа и т.п.).
Доказательством законного владения также служат добровольная передача собственником ключей и документов на ТС, а также указание лица в полисе ОСАГО в качестве допущенного к управлению. Такой позиции придерживается и ВС РФ (Определение от 14 марта 2017 г. № 7-КГ17-2).
Во вторую группу «ответственных» лиц (п. 2 ст. 1079 ГК РФ) входят незаконные водители – лица, противоправно завладевшие ТС (например, угонщики). При этом у законного владельца ТС не должно быть вины в угоне.
Третью группу (п. 2 ст. 1079 ГК) образуют и «незаконные» водители, и законные владельцы. В этом случае предусмотрена долевая ответственность указанных лиц в зависимости от степени вины каждого из них.
Вина законного владельца выражается не только в содействии противоправному изъятию ТС из его обладания, но и в том, что он передал полномочия по владению лицу, использование ТС которым противоречит специальным нормам и правилам безопасности, содержащим административные требования по его охране и защите (Определение ВС РФ от 22 ноября 2016 г. № 41-КГ16-37).
В частности, долевая ответственность предусмотрена в случаях, когда законный владелец оставил автомобиль на неохраняемой парковке открытым с ключами в замке зажигания либо передал полномочия по управлению автомобилем лицу, не имеющему соответствующего права и находящемуся в состоянии опьянения.
Таким образом, полагаю, что в рассматриваемом деле ответственность за причинение вреда должны нести водитель и пассажир автомобиля «Мерседес», в зависимости от степени вины каждого при следующих обстоятельствах.
Во-первых, законное владение.
Пассажир данного автомобиля будет являться законным владельцем на момент ДТП, если помимо указания его в полисе ОСАГО как лица, допущенного к управлению ТС, будет доказано, что ключи и документы на машину собственник передал ему добровольно. Для этого собственника следует вызвать на судебный процесс для дачи показаний по делу. В определении ВС РФ не упомянуто, были ли переданы ключи и документы добровольно.
Во-вторых, вина законного владельца в выбытии ТС из его владения. Пассажир «Мерседеса», будучи осведомленным о нетрезвом состоянии водителя и о том, что он лишен водительских прав, тем не менее передал ему управление. То есть противоправное выбытие ТС из законного владения пассажира произошло по его вине.
Наконец, водитель «Мерседеса» в нарушение ПДД выехал на встречную полосу, где столкнулся с «Шевроле». Таким образом, он является непосредственным виновником аварии.
Думается, что данное Определение поможет людям, оказавшимся в аналогичной ситуации, подтвердить неправомерность выбытия ТС из законного владения, ссылаясь на позицию ВС РФ.
Запрещают въезд на территорию дома. Верховный суд разъяснил права жильцов
Верховный суд разъяснил, кто имеет право на въезд во двор многоквартирного дома.
И кто может лишить автовладельца такого права собственников жилья право пользования парковкой во дворе их дома безусловно.
После введения платной парковки массовые огораживания дворовой территории и установка шлагбаумов буквально захлестнули крупные города. Еще бы, гаражи есть не у всех.
И вот тут-то началась борьба за место под солнцем. Дворовые объединения автовладельцев собирают плату за парковку во дворе, за работу шлагбаума. А тех, кто не платит, буквально выгоняют на улицу, запрещая подъезд к собственному дому.
Законно ли это?
Вправе собственники закрывать свой двор? Вправе одни соседи говорить «не пущу» другим соседям, не заплатившим за место под солнцем во дворе?
Именно с такой ситуацией пришлось разбираться Верховному суду. А поскольку таких случаев много, это дело было включено в обзор судебной практики. То есть теперь все судьи при разборе подобных дел должны ориентироваться на правовые позиции Верховного суда, указанные в этом процессе.
Итак, собрание автовладельцев одного из многоквартирных домов приняло решение лишить гражданку С. возможности парковать автомобиль на придомовой территории.
Несмотря на то, что эта гражданка имеет в собственности квартиру в этом доме, там же зарегистрирована и постоянно проживает.
Поводом для этого послужило нарушение ею положений о порядке въезда и парковки, утвержденных этим же благородным собранием. Также собрание решило вернуть ей ранее уплаченные деньги — ее первоначальный взнос.
Случилось это спустя два года после того, как она получила брелок от шлагбаума.
Лишившись подъезда к дому, гражданка С. подала в суд на жилищно-строительный кооператив. Однако суд первой инстанции отказал ей в удовлетворении иска.
По его мнению, доказательств препятствия доступа к принадлежащему ей жилищу не представлено.
Ограничение права на пользование парковочным местом, находящимся в общем пользовании собственников помещений многоквартирного дома, установлено решением общего собрания автовладельцев.
- С этими доводами согласился и суд апелляционной инстанции.
- Но Верховный суд посчитал, что они не соответствуют закону.
- Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты.
- Участок, на котором стоит многоквартирный дом, — это общая долевая собственность хозяев помещений.
- В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», с момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета, участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность хозяев помещений многоквартирного дома.
- Согласно части 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных этим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома. При этом какие-либо способы ограничения или лишения собственника помещения в многоквартирном доме такого права действующим законодательством не предусмотрены, отметил Верховный суд.
Кроме того, право гражданки С. на беспрепятственный въезд на огороженную территорию части двора многоквартирного дома как собственницы жилого помещения в этом доме закреплено и Положением о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории, утвержденным общим собранием членов ЖСК.
Ссылка нижестоящих судов на то, что решение собрания автовладельцев — это правомерное основание для ограничения права истца на пользование парковочным местом, противоречит нормам материального права.
Одно из обязательных условий признания решения собрания основанием для возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей — это наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия, обязательные для всех управомоченных на участие в таком собрании лиц.
Исчерпывающий перечень органов управления жилищного кооператива содержится в статье 115 ЖК РФ. Он включает общее собрание членов жилищного кооператива, конференцию, если число участников общего собрания более пятидесяти, а также правление и председателя правления жилищного кооператива.
Общее собрание автовладельцев в этом перечне не указано. Значит его решения не могут иметь последствий для гражданки С. Но именно этого не учли ни суд первой, ни суд апелляционной инстанций. В общем, лишить права парковать машину во дворе собственника жилья практически невозможно.