Появление новой мошеннической схемы зафиксировал банк ВТБ: аферисты требуют с жителей оплаты несуществующих долгов за жилищно-коммунальные услуги.
Сергей Коньков/ТАСС
С описанием подобных ситуаций обратились в банк уже несколько клиентов. Мошенники направляли им сообщение с требованием оплатить возникшие долги по ЖКХ и ссылкой для проведения транзакции.
Сумма варьировалась от 10 до 20 тысяч рублей.
Если клиент игнорировал сообщения, аферисты звонили ему якобы от имени управляющей компании для проверки совершенных ранее в этом году платежей и убеждали в наличии долга.
Центробанк дал рекомендации, как нужно разговаривать с мошенниками
Выяснив способ оплаты и реквизиты карты, по которой проходил платеж, лжесотрудники УК предлагали совершить «тестовую транзакцию для проверки» и сообщить им код из направленного СМС. После чего они получают доступ к банковским счетам клиента.
«Управляющие компании традиционно делают перерасчет за ЖКУ по итогам года, особенно если граждане несвоевременно передавали показания счетчиков воды и электроэнергии», — говорит вице-президент ВТБ, руководитель департамента эквайринга Алексей Киричек. Перерасчет происходит, как правило, по итогам всего календарного года, то есть не ранее января, добавляет Киричек.
Проверить, есть ли долг по квартплате, можно, позвонив в управляющую компанию или зайдя в личный кабинет на сайте поставщиков коммунальных услуг.
Весной у многих жителей действительно возникли сложности с оплатой ЖКУ из-за введения режима самоизоляции и временного закрытия отделений банков и пунктов оплаты. В связи с этим были отменены пени и штрафы за несвоевременную оплату коммунальных услуг, мораторий действует до конца года.
После этого собираемость платежей резко упала — в апреле до 81%, в мае — до 92,5%. Однако к осени, по данным Минстроя, платежная дисциплина восстановилась — в августе и сентябре она вернулась к допандемийным 97%.
В целом население в этом году платит за коммунальные услуги даже лучше, чем год назад, отмечало ведомство — если в 2019 году задолженность населения за ЖКУ равнялась 800 млрд рублей, то осенью 2020 года она около 731 млрд.
Блог
Пока рассматривается проект закона о новом КоАП РФ, где хотя увеличить сроки привлечения к административной ответственность до года, поговорим сегодня о положительной практике, когда управляющие организации отменяют постановления жилищной инспекции о привлечении к административной ответственности за нарушение лицензионных требований при начислении размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги (в частности — за начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества) в связи с истечением сроков привлечения (п. 6 чт. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.
2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, чтов протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
К событию административного правонарушения относится время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Частью 1 ст. 23.55 КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Тем самым, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ для юридических лиц, составляет 2 месяца.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 24 марта 2005 г.
№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п.
4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением перечисленных в данном пункте стандартов, к которым относятся, в частности числе организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (п.п. Ж).
В силу прямого указания п. 1 ч. 2 ст.
155 ЖК РФ платежные документы, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, представляются потребителям не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (расчетным периодом), за который производится оплата. Иной срок представления платежных документов может быть установлен договором управления многоквартирным домом.
Таким образом, учитывая положения ст. 4.5 КоАП РФ и правовую позицию, выраженную в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.
2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вмененные управляющей организации правонарушения при начисления размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги длящимися не являются, и как следствие срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению не со дня обнаружения административного правонарушения, а со дня его совершения.
Рассмотрим на примере дела № А43-31684/2019.
Жилищной инспекцией в апреле 2019 года в отношении управляющей организацией была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой были выявлены нарушения лицензионных требований, выразившееся в неправомерно начислении потребителям размера платы за электроэнергию, использованную на содержание общего имущества в период январь-август 2017 года без учета показаний общедомового прибора учета и использованный нормативов, и как следствие привлечения последней по ч. 2 ст. 14.1.3 с наложением штрафа в размере 250 000 рублей.
Управляющая организация обращается в Арбитражный суд с жалобой на постановление жилищной инспекции о привлечении к административной ответственности, учитывает вышеназванные положения закона и условия договора управления, и как следствие в данном случае за указанный в материалах дела (акт проверки и т.д.
) период (по п. 1 с января по июнь 2017 года и по п. 2 с июля по август 2017 года) нарушения при начислении размера платы за электроэнергию, использованную на содержание общего имущества могли быть допущены управляющей организацией не позднее срока, установленного для представления платежных документов.
Начисление ЖКУ: основные ошибки УО и ответственность. Часть 2 – gkhhelp.ru
В прошлой статье мы уже рассказали Вам об ошибках при начислении ЖКУ по причинам недоначисления коммунальных услуг собственникам и применении неверных тарифов. Прочесть вы можете здесь: Начисление ЖКУ: ошибки и ответственность ТСЖ, ЖСК и УК. Часть 1
Сегодня продолжим рассказывать о самых частых ошибках при расчете квартплаты и ответственности УО за неверное начисление.
3. Ошибки в квитанциях по вине жильца/собственника МКД
- Пожалуй, это самая частая разновидность ошибок при начислении квартплаты в ТСЖ/ТСК, ЖСК или УК.
- Распространённые причины ошибок со стороны собственника или жильца МКД следующие:
- 1) Ошибки при подаче показаний приборов учета.
- Одна неверная цифра в предоставленных жильцом показаниях ИПУ и окончательная цифра в квитанции, положенная к уплате, увеличивается на сотни, а то и на тысячи рублей!
Наверняка, и в вашу бухгалтерию, или может Вам лично звонили недовольные жильцы с возмущением по поводу больших начислений.
Но после проверки выяснялось, что все дело в лишней цифре.
Ошибка при начислении ЖКУ: Неверная подача данных ИПУ
Избежать данной ошибки можно лишь более внимательно проверяя данные, поданные потребителями услуг (если жилец всегда потреблял 2 м3 горячей воды, а в этом месяце подал 20 м3). Хотя это и не входит в обязанности бухгалтерии или руководителей ТСЖ/ТСН, ЖСК или УК, но это поможет сохранить время, нервы и лояльность жителей.
2) Неисправность счётчика, истёк срок поверки счетчика
- Причины неисправности ИПУ могут быть разные – от обычной поломки до выхода из строя из-за слишком горячей воды.
- Мы с вами помним, что ЖК РФ устанавливает следующее: размер платы за КУ рассчитывается исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утвержденных субъектами РФ (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
- Ошибка при начислении ЖКУ:
- При неисправном ИПУ ошибкой будет производить начисление по нормативу!
Порядок расчета платы за коммунальную услугу в случае выхода из строя или утраты ИПУ регламентируется подпунктом «а» п.59 Правил 354.
- Данный пункт гласит: среднемесячные показания ИПУ в расчетах стоимости коммунальных услуг применяются в случае, если прибор учета коммунального ресурса до момента выхода из строя эксплуатировался не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев в течение отопительного периода.
- Среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах с момента выхода прибора из строя (если такой момент определить невозможно, то с начала расчетного периода, в котором неисправность обнаружена) и до момента введения прибора учета в эксплуатацию, либо до момента истечения 3 расчетных периодов для жилых помещений (2 расчетных периодов для нежилых помещений), в течение которых среднемесячные показания ИПУ применялись в расчетах.
- Формула расчета устанавливается с отсылкой на пункт 42 Правил. И в данном случае применяется формула а(1) пункта 4 Приложения 2 к Правилам:
- в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1):
Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,
где:
ni — количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj — норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Kпов — повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5.
Tкр — тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Внимание: из буквального прочтения приведенной нормы следует, что количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания ИПУ, не зависит от момента начала применения таких показаний в первый расчетный период.
То есть, например, если ИПУ, эксплуатируемый в жилом помещении, вышел из строя в сентябре, то среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах платы за коммунальную услугу в течение трех расчетных периодов — сентябрь, октябрь и ноябрь.
Расчеты за октябрь и за ноябрь, разумеется, будут идентичны — среднемесячный объем потребления, определенный по ИПУ, умноженный на тариф.
- 3) Не предоставление показаний ИПУ
- При наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета потребитель (собственник или жилец) должен ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания в управляющую организацию не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
- Ошибка при начислении ЖКУ:
Некоторые специалисты отдела бухгалтерии (в частности расчетных отделов УК) считают, что в случае неподачи счетчиков расчет ЖКУ необходимо проводить по нормативам, установленным в данном субъекте РФ. Но это суждение не верно и ошибкой будет проводить начисление по данному принципу.
Если потребитель не предоставил сведения о показаниях счётчика в квартире в установленные сроки, тогда в соответствии с подпунктом «б» пункта 59 Правил 354 плата за коммунальную услугу начисляется исходя из расчёта среднемесячного объема потребления услуги за период не менее 6 месяцев. Если период работы прибора составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев.
Расчет по среднемесячному объему производится начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Если по истечении 3 месяцев потребитель не предоставил сведения о показаниях ИПУ, тогда в соответствии с пунктом 60 Правил 354 расчёт ЖКУ происходит исходя из норматива. При этом повышающий коэффициент не применяется!
4. Начисление повышающего коэффициента
На основании п. 1 ст. 157 ЖК РФ оплата за потреблённый коммунальный ресурс рассчитывается, исходя из показаний счётчика. Этот же пункт содержит указание на то, что если счетчиков нет, следует применять коэффициенты.
Повышающий коэффициент может быть применен в следующих случаях:
- В квартире (доме) не установлен индивидуальный прибор учета.
- Счетчик был снят на проверку или ремонт, который длится более трех месяцев.
- Управляющая компания не может зафиксировать показания счетчика более трех месяцев.
Ошибка при начислении ЖКУ:
Применение повышающего коэффициента для МКД, не имеющих возможности установки счетчиков.
Коэффициент не может быть применен для домов и квартир, в которых монтаж счетчиков невозможен по техническим причинам. В подобной ситуации вины собственника нет, поэтому ни о каком повышении оплаты услуг речь идти не может.
В завершении о начислении пени
Согласно п. 3–п. 5 постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424 до 1 января 2021 года приостановлено:
- применение положений договоров о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающих право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное управляющими организациями МКД обязательство по оплате коммунальных ресурсов;
- применение положений договоров управления МКД, устанавливающих право лиц, осуществляющих управление МКД, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение;
- взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капремонт.
Соответственно, до 6 апреля начисляем пени в прежнем размере и отражаем их в квитанции в полном размере. С 6 апреля и по 31 декабря 2020 г введён мараторий на пени при неоплате коммунальных услуг.
В завершении хотим заметить, что это далеко не полный перечень ошибок. Многие ТСЖ/ТСН, ЖСК и УК допускают эти ошибки в своей работе, но эти ошибки могут дорого обойтись руководству УО и самой управляющей организации.
Ответственность за неверное начисление ЖКУ
Федеральным законом от 31.12.2017г. №485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены порядок получения и размер штрафов за неправильное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги.
- При выявлении нарушения порядка расчета размера платы за содержание жилого помещения или коммунальные услуги, повлекшим необоснованное увеличение размера такой платы, у собственника или жильца МКД есть возможность получить некоторую компенсацию платы в размере 50% от суммы превышения платы.
- Что касается начисления платы за коммунальные услуги, то здесь штраф уплачивает лицо, предоставляющее коммунальные услуги, причем размер штрафа и порядок его получения тот же, что и при нарушении начисления платы за содержание жилья.
- Например, Вы произвели неправильное начисление размера платы за горячее водоснабжение.
В квитанции указали сумму к оплате в размере 600 рублей, а должны были начислить 400 рублей. Сумма превышения — 200 рублей, сумма штрафа, который Вы должны уплатить собственнику — 100 рублей.
- УО не позднее 30 дней после поступления обращения от пострадавшего собственника обязано провести проверку правильности начисления платы и направить ответ либо о выявлении нарушения и выплате штрафа, либо об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
- Если нарушение при начислении платы все же будет выявлено, то выплата штрафа производится не позднее 2 месяцев со дня получения обращения от собственника или нанимателя путем снижения платы за жилищно-коммунальные услуги, либо уменьшения суммы задолженности на основании вступившего в законную силу судебного акта.
- Услуги начисления ЖКУ и расчетного центра для ТСЖ/ТСН, ЖСК и УК
- без ошибок и с гарантией от профессионалов бухчета — от 5000 р/мес. (услуги оказывает ООО «БукКипер Проф»)
- Оформить заявку и получить консультацию можно:
- по тел. +7 812 327-09-10
- Или по эл.почте info@ gkhhelp. ru
Может ли новая УК взыскать старые долги за ЖКУ?
Наша УК — банкрот. Долги жильцов выкупила какая-то контора и теперь пытается их взыскать.
У меня долгов за ЖКУ нет. Я подняла оплату через «Сбербанк-онлайн» за три года и пришла в эту контору. Они сунули мне бумагу из единого расчетного центра, где написано, что у меня якобы есть долги за период с 2010 по 2016 год. Квитанции об оплате у меня были, но год назад я их выбросила, потому что на чеках уже ничего не было видно. Кажется, что доказать мою правоту нереально.
- Но если ссылаться на статьи 195 и 196 ГК РФ, то действия новой УК неправомерны, ведь срок исковой давности истек.
- Контора будет подавать в суд на всех должников, а не по отдельности, и, скорее всего, суд удовлетворит иск, не разбираясь конкретно по каждому человеку.
- Как правильно поступить в данной ситуации?
- Виктория
Судебные иски сразу к нескольким должникам бывают. Но это не ваш случай: если бы у вас и был долг, он никак не связан с вашими соседями, поэтому суд будет рассматривать вашу ситуацию отдельно.
Сразу скажу, что эта контора — не коллекторское агентство, которое выкупило долги. С 26 июля 2019 года долги за ЖКУ запрещено передавать коллекторам.
Но их разрешено передавать организации, заменившей ту, которой люди задолжали. То есть в вашем случае вместо одной УК появилась другая с тем же функционалом.
Деньги с вас хотят получить те же, кто направляет в ваш подъезд уборщицу и сантехника.
Также бывает, что при не самых обоснованных требованиях управляющие компании пытаются ограничиться досудебными методами: звонить, присылать претензии, вешать объявления в подъезде. Кому-то проще заплатить, чем разбираться и спорить. Может быть, новая УК соберет таким образом минимальное желаемое количество денег и успокоится. Тогда вам не придется ничего предпринимать.
Все о том, как жить в РоссииИ взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи
Общий срок исковой давности действительно составляет три года, но при спорах о долгах за ЖКУ есть особенности. Мы уже подробно про них писали, потому повторю только основные моменты.
В случае приказного производства должник узнает о требованиях только после вынесения судебного приказа. То есть ваша новая управляющая компания может потребовать выдать судебный приказ за долги 2010—2016 годов на основании справки из единого расчетного центра. Если судья вынесет приказ, все будет по закону: об истечении сроков исковой давности суд думать не должен.
Этим управляющие компании и пользуются: раз вы ранее не оспаривали долги и платили, значит, срок исковой давности не истек.
При этом если после отмены судебного приказа срок исковой давности окажется меньше шести месяцев, то он удлиняется до шести месяцев.
Для вас это означает, что если бы в 2016 году старая управляющая компания потребовала в суде взыскать с вас долг за 2010—2016 годы и суд вынес бы такой судебный приказ, то это было бы законно.
Так УК заморозила бы ваш старый долг с 2013 года — на три года срока исковой давности.
Если бы вы узнали про приказ только сейчас и потребовали его отменить, то уже у новой управляющей компании появились бы дополнительные шесть месяцев, чтобы взыскать с вас замороженный долг.
Для собственного спокойствия и на случай, если дело дойдет до суда, соберите доказательства в свою пользу.
Свежая квитанция об отсутствии долгов докажет, что у вас их нет, ведь сведения в ЕРЦ подавала ваша прежняя управляющая компания, и все ранее истребованные суммы вы оплатили. Даже если в 2020 году у вас есть задолженность за несколько месяцев, то это будет долг именно за 2020 год.
Так что не волнуйтесь и проверяйте почтовый ящик: вдруг там появятся судебные извещения. Иногда можете также проверять сайт судебных приставов-исполнителей, чтобы не пропустить информацию о судебном приказе. Но пока нет писем из суда и сведений об исполнительных производствах, опасаться нечего.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Какие будут штрафы за ГИС ЖКХ в 2019 году?
С начала 2018 года управляющие организации будут штрафовать за нарушение при размещении информации в государственной информационной системе ЖКХ. Какие поправки внесены в законодательство? Уменьшат ли штрафы по ГИС ЖКХ? Ответим на вопросы и расскажем, что делать, чтобы избежать штрафов.
Зачем нужны штрафы
Система стартовала с 1 июля 2016 года, но раскрытие сведений еще не приобрело массового оборота. В мае 2017 года в системе разместили данные всего 50% предприятий всех регионов страны. К 10 января 2018 года зарегистрированы:
- более 85 000 организаций и органов власти;
- сведения о 18 миллионах многоквартирных и частных жилых домов;
- более 100 миллионов лицевых счетов;
- свыше 50 миллионов квартирных приборов учета.
Система создана, чтобы обеспечить прозрачную работу жилищно-коммунального хозяйства. Она регулирует деятельность управляющих компаний, прием и оплату платежей за коммунальные услуги, обрабатывает обращения граждан. Штрафные санкции введены, чтобы:
- в процесс прозрачной работы вовремя «втянулись» еще не зарегистрированные в системе организации;
- данные поступали без запозданий;
- данные соответствовали актуальному положению дел.
Законопроект о снижении штрафов за ГИС ЖКХ
С 29 декабря 2017 года вступил в силу Федеральный закон РФ № 437-ФЗ, который уменьшил штрафные санкции за некорректное размещение информации в государственной информационной системе.
Он сократился с 30 000 до 5–10 тысяч рублей. Изменят ли штрафы по ГИС ЖКХ еще? Законопроекты и поправки находятся на стадии разработки и изменений.
Пока неизвестно, будут ли еще менятся суммы и условия штрафов.
За что штрафуют в 2019 году
Первое нарушение. Из-за трехлетней разработки системы несколько раз откладывался ее запуск, а следовательно происходил перенос штрафов.
Власти дали возможность внести требуемые данные до 1 июля 2017 года, а с 1 января 2018 года ввели административную ответственность за нарушения в раскрытии информации.
По закону за первое нарушение, задержку или отсутствие размещения данных в ГИС ЖКХ не назначают штраф, а выносят предупреждение.
Последующие нарушения. Если УК нарушит правила во второй раз, она должна будет выплатить штраф в размере от 5 000 до 10 000 ₽. За третье и все дальнейшие нарушения штраф поднимается до 15–20 тысяч рублей.
Отмена штрафов. Штрафы за незаполнение ГИС ЖКХ отложили для городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Для управляющих организаций этих регионов штрафы за ГИС ЖКХ перенесут на июль 2019 года.
Штрафы за неразмещение информации: кто контролирует и кто отвечает
Контролируют размещение информации органы государственного жилищного надзора и прокуратура. У контролирующих лиц есть полный доступ к аналитической отчетности ГИС ЖКХ — они уполномочены просматривать отчетность, отслеживать процесс размещения информации по отдельным МКД или группе домов поставщика информации.
К административной ответственности привлекут должностных лиц организаций, управляющих многоквартирными домами.
С какого времени вступают в силу штрафы за гис жкх?
Вс объяснил, как сгорают долги за коммунальные услуги
Собственник имеет право гасить долг за жилищно-коммунальные услуги за тот период, который он считает нужным, суды не могут за него произвольно решать, какую именно задолженность он оплачивает, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ. Это указание очень важно для владельцев недвижимости, которые длительное время не могли оплатить услуги ЖКХ, так как через три года наступает срок исковой давности и взыскание долга прекращается.
При этом ВС РФ обязал суды проверять не истёк ли срок давности по каждому платежному документу.
Суть дела
В суд обратилась подмосковная управляющая компания, которая пыталась взыскать долги за коммунальные услуги: собственница квартиры более семи лет вносила оплату несвоевременно и не в полном объёме. Коммунальщики сначала добились вынесения в отношении должницы судебного приказа, но он был отменён.
Тогда управляющая компания подала в суд исковое заявление. Две инстанции по разному рассчитали сумму, которую должна была вернуть собственница.
Одинцовский городской суд взыскал с ответчицы чуть более 100 тысяч рублей, учитывая, что она с декабря 2014 года по май 2018 года все же перечислила управляющей компании 305 тысяч рублей.
Однако Мособлсуд это решение отменил и обязал ответчицу заплатить более 400 тысяч рублей, а также выплатить пени. Апелляционная инстанция сочла, что уже перечисленные 305 тысяч рублей идут в зачёт ранее образовавшегося долга — за неоплату услуг до 2014 года.
- Как учитывать поступившие от собственника платежи и когда по таким делам наступает срок исковой давности объяснил Верховный суд РФ.
- Позиция ВС
- Если должник гасит сумму, которой недостаточно для покрытия всех его однородных обязательств, то считается оплаченной та задолженность, которую указал должник (пункты 1 и 3 статьи 319 Гражданского кодекса), напоминает ВС РФ.
- Он также приводит разъяснения специального постановления пленума: если платёжный документ не содержит данных о расчётном периоде, денежные средства засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (пункт 32 постановления Пленума от 27 июня 2017 года №22).
«В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счёт какого расчётного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истёк (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса, пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 Гражданского кодекс), отмечает ВС.
При этом срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (пункт 41 постановления Пленума, часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ), поясняет высшая инстанция.
Общий срок исковой давности составляет три года. А в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, то она удлиняется до шести месяцев (абзац второй пункт 18 постановления пленума ВС РФ от 29 мая 2015 года №43).
- «Таким образом, исходя из смысла приведённых правовых норм и разъяснений Пленума по их применению исполненное добровольно (должницей) не могло быть зачтено за периоды, по которым истёк срок исковой давности», — подчёркивает ВС.
- Однако суд апелляционной инстанции все внесённые ответчицей средства счёл погашением долга, который возник ещё до мая 2014 года, указал он.
- ВС поясняет, что по подобным вопросам юридически значимыми обстоятельствами являлись конкретные даты платежей и размер внесённой денежной суммы.
- Суд должен был по каждому ежемесячному платежу посчитать срок исковой давности, а также выяснить вопрос, к какому виду долга и за какой период управляющая организация зачла каждую перечисленную сумму, отмечает ВС.
- Именно эти обстоятельства имели существенное значение для правильного разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции оставил их без исследования и правовой оценки.
- «В нарушение приведённых норм права суд апелляционной инстанции засчитал исполненное в счёт задолженности без исчисления срока исковой давности в отношении каждого платежа и без ссылки на доказательства, в связи с чем судебное постановление нельзя признать отвечающим требованиям закона», — считает ВС.
- Он счёл, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем отменил определение Мособлсуда и направил дело на новое рассмотрение.
- Алиса Фокс
Начисление платы за ЖКУ: по количеству проживающих или зарегистрированных? — КС Цитадель
Все чаще мы сталкиваемся с вопросами потребителей: Почему мне начисляют плату на 3 человек, если у меня зарегистрирован только один.
Или же: почему у меня возросла плата за коммуналку и в квитанции об оплате, проставлено больше проживающих, нежели на самом деле? Давайте вместе разберемся почему такие случаи возникают и как все таки должно происходить начисление платы за ЖКУ по количеству проживающих или зарегистрированных граждан в квартире?
С 2011 года действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Данные Правила устанавливают в том числе порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно указанных Правил расчет коммунальных платежей собственникам квартир за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию производится либо по показаниям индивидуальных приборов учета воды и электроэнергии, либо по количеству проживающих в квартире лиц.
При наличии счетчиков воды и электроэнергии совершенно неважно сколько в квартире проживает лиц или сколько лиц зарегистрировано. При наличии счетчиков собственник квартиры будет оплачивать коммунальные услуги по показаниям индивидуальных счетчиков с учетом тарифов и количества потребленных коммунальных услуг за месяц.
Однако, расчет управляющими организациями коммунальных платежей за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, собственникам квартир не имеющих счетчиков, исчисляется исходя из количества проживающих в таком помещении лиц, что следует из приведенной ниже правовой нормы п. 42 Правил:
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Обращаемся к ссылке на формулы 4 и 5 Приложения № 2:
в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4:
Pi = ni x Nj x Tкр,
ni – количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj – норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Tкр – тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Формула № 4 применяется, если в жилом/нежилом помещении отсутствует техническая возможность установки индивидуального прибора учета потребляемых коммунальных услуг. Если же такая возможность имеется, то расчет платы за коммунальную услугу рассчитывается с учетом повышающего коэффициента:
а(1)) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1):
Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,
где:
ni – количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj – норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Kпов – повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. – 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
Tкр – тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) в i-м нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 43 Правил определяется как произведение расчетного объема потребленной холодной воды, горячей воды, сточных вод, электрической энергии и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальную услугу “газоснабжение” рассчитывается по формуле 5:
а) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета газа, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 5:
Pi = [(Si x Nгаз.о.) + (ni x Nгаз.п.) +
+ (ni x Nгаз.в.)] x Tг,
где:
Si – общая площадь i-го жилого помещения;
Nгаз.о. – норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на отопление жилых помещений;
ni – количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nгаз.п.
– норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на приготовление пищи;
Nгаз.в.
– норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения;
Tг – тариф (цена) на газ, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) в i-м нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета газа, согласно пункту 43 Правил определяется как произведение расчетного объема потребленного газа и тарифа на газ, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом во всех формулах для расчета платы за коммунальные услуги применяется количество граждан постоянно или временно проживающих. Соответственно количество граждан зарегистрированных в помещении для расчета применяться не может.
Это может оказаться полезным
Обязанность уплаты повышающего коэффициента для расчета платы за коммунальные услуги
При расчете платы за жилищно-коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента (п. 42 Правил).
Порядок расчета платы при временно проживающих в жилом помещении граждан
В соответствии с пунктом 56 Правил № 354, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временнопроживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Особо хотелось бы отметить, что в случае невыполнения потребителем обязанности п.
56 Правил и если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта – исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
Т.е. управляющая организация, жилищное объединение или совет дома наделяются правом выявления временно проживающих граждан с составлением акта, который впоследствии может быть принят как основание для расчета платы по количеству постоянно и временно проживающих граждан.
Кем вносится плата за временно проживающих граждан и дата прекращения взимания такой платы
Согласно пункту 57 Правил № 354 размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем.
Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем: а) ввода в эксплуатацию индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета горячей воды, холодной воды и (или) электрической энергии, предназначенного для учета потребления такого (таких) коммунальных ресурсов в жилом помещении, которым пользуются временно проживающие потребители; б) окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.