Что делать, если ГЖИ не добавляет дом в реестр?

Что делать, если ГЖИ не добавляет дом в реестр?

Нет, не до конца мая, как надеялись некоторые жители.
Запрет содержится в Постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля…».
Он касается не только лиц, которые управляют многоквартирными домами, но и практически всех остальных юрлиц, как являющихся субъектами малого предпринимательства (п. 1), так и всех прочих (п. 2).
Но поскольку этот блог о ЖКХ, то и речь пойдёт только о нём.

Кому интересно содержание постановление полностью, то оно хорошо изложено на сайте одной из прокуратур.

Добавлю, что постановление принято на основании ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», иначе многие увидят здесь отмену закона подзаконным актом. Право уточнять особенности проведения проверок в 2020 году у Правительства появилось после поправок от 01.04.2020 № 98-ФЗ.

Теперь жилищная инспекция, Роспотребнадзор не будут проводить внеплановую проверку на основании жалоб жителей, если только речь не идёт об угрозе жизни и здоровью людей

Отсутствие санитарной обработки подъездов создаёт такую угрозу, поэтому сайты органов жилищного надзора пестрят рассказами об успехах инспекций в этом направлении.

Одновременно с этим Генеральная прокуратура РФ уже рапортует о том, что по факту проведения внеплановых проверок вопреки установленному мораторию и без согласования с прокурором внесено представление в усердно работающую Государственную жилищную инспекцию администрации Владимирской области.

На некоторых сайтах органов жилищного надзора (в Краснодаре, Камчатском крае, Московской области) можно увидеть информацию о том, что проверки по обращениям, не связанным с угрозой жизни и здоровью жителей, не проводятся. Но на большинстве сайтов ГЖИ такой информации нет, и жители узнают грустную для них новость уже из ответов самих инспекций.

Собственники, сообщающие о нарушениях при начислении платы или об отсутствии реакции УК на заявления, получают примерно такой ответ (спасибо подписчикам из Краснодара и Москвы):

«В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 438 „Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора)…

“ до 1 января 2021 года проводятся внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры. В связи с этим, в настоящее время, основания для назначения внеплановой проверки на основании Вашего обращения отсутствуют.»

Еще ГЖИ добавляют, что УК «объявлено предостережение.

Таким образом, можно продолжать писать обращения, но суровой реакции ждать не стоит

Это будет предостережение или информация в сторону УК, ТСЖ, кооператива, если повезёт.
Устно инспекции объясняют свою позицию тем, что стараются не кошмарить УК, так как у них возросли затраты на дезинфекцию (спасибо за информацию подписчице из Кемеровской области — Кузбасса).

Это всё понятно, но остальные нарушения никуда не денутся, многих они волнуют куда больше обработки подъездов. При этом часто речь о вопросах, которые не требуют мегазатрат от управляющих компаний (дать письменный ответ, сделать перерасчёт неправильно начисленного, выложить протокол собрания в ГИС, пнуть охранников, которые плохо работают, дать показания ОДПУ и т. д.).

Как с этим жить?

Перечислю все варианты, которые приходят мне в голову (в порядке от сложного к трудному):

1) Наиболее эффективным способом защиты своих прав остаётся суд.
Сначала — претензию в УК, ТСЖ, кооператив, по возможности добавив туда про права потребителей, а в случае игнора — в суд.

2) Большинству предыдущий способ сложен, неохотен или чересчур радикален.
Дёшево и просто будет написать в жилищную инспекцию просьбу направить в УК, ТСЖ, ЖСК предостережение / информацию / другую бумажку, которую ей не жалко направить, в надежде, что это подействует. Возможно, этого будет достаточно.

3) Если в обращении можно обосновать угрозу жизни, здоровью, — то этим надо пользоваться, воображение поможет.

4) Закон №294, проверки по которому приостановлены, не распространяется на органы прокуратуры (п. 3 ч. 3. ст. 1).
Но прокуратуре другой закон (п. 2 ст. 26 ФЗ „О прокуратуре РФ“) запрещает подменять контролирующие органы, что в большинстве случаев служит причиной для перенаправления жалоб жителей в те органы контроля и надзора, которые должны заниматься проблемами жителей.

Можно попробовать воспользоваться небольшим шансом и всё же написать жалобу в прокуратуру того же уровня, что и орган жилищного надзора (районная прокуратура не может направить требование в ГЖИ субъекта):

„В связи с запретом для контролирующих органов проводить практически все внеплановые проверки (постановление Правительства от 03.04.2020 №438), прошу вас:
1. организовать и провести проверку исполнения жилищного законодательства или
2. направить в орган жилищного надзора требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившему в орган прокуратуры обращению в порядке п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, п. 3.1 Приказа Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93.
(Дальше описать суть жалобы).“

На направление требования я бы особо не рассчитывала, потому что оно крайне непопулярно в прокурорской среде из-за муторного порядка его направления и последующего контроля.

5) Ещё можно попробовать зайти в прокуратуру сверху — через Депутатов Госдумы РФ или Администрацию Президента РФ.

Когда я работала в прокуратуре, эффективнее было первое (депутатский запрос — поручение областной прокуратуры о проверке), а от жалоб Президенту глаза закатывались как у Роберта Дауни младшего (ведь заявитель просто потерял время из-за пересылки письма).

Теперь коллеги пишут, что политика партии поменялась, и из Администрации обращения приходят „с контролем“, а не тупо спускаются вниз.

  • Тут можете поэкспериментировать, работают ли способы, и какой лучше.
  • 6) Никуда не жаловаться, если проблема незначительная, а УК, ТСЖ, ЖСК в целом адекватные и работают.

7) Если они неадекватные и не работают от слова „совсем“, то пора менять управляющую организацию (или правление, если речь о товариществе и кооперативе). Сейчас то время, когда можно воспользоваться недовольством обычно неактивных соседей, ведь они, наверняка, также почувствуют на себе все прелести запрета на проверки.

Что делать, если ГЖИ не добавляет дом в реестр?
Эта публикация и весь остальной контент сайта написаны исключительно для моего телеграм канала ЖКХ и его подписчиков.
Если вы попали сюда случайно (не являетесь подписчиком блога в телеграм), то полученные из статьи знания могут быть фрагментарными: сама по себе заметка не отражает того контекста, в котором она написана. Возможно, что-то важное было опубликовано на канале чуть ранее или будет размещено позже. Поэтому рекомендую подписаться на сам канал или хотя бы посмотреть список публикаций на сайте.
Ещё сайт собирает cookie-файлы, а воровать посты с него — незаконно; подробную скучную правовую информацию об этом можно почитать здесь, а о самом авторе блога — на этой странице.

Что должны делать собственники, если их дом исключили из реестра лицензий у управляющей компании?

В соответствии с ч. 6 ст. 198 ЖК РФ, исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.

В течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом (часть 4 статьи 200 ЖК РФ).

Таким образом, орган местного самоуправления в течение 15 дней организовывает общее собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления. С учетом этого, собственники помещений должны выбрать один из трех способов управления (управление УК, создание ТСЖ, непосредственный способ, при условии количество квартир не превышает 30).

Если собственники помещений не примут решение, орган местного самоуправления обязан провести конкурс в течение 1 месяца со дня его объявления.

Если же и в результате конкурсных мероприятий управляющая организация не определится, то орган местного самоуправления должен самостоятельно своим решением определить такую организацию.

Так, 12 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 31.12.

2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия определения управляющих организаций содержатся в новых правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616.

Что касается вопроса  обслуживания дома до выбора новой управляющей организации либо реализации другого способа упарвления, то эта обязанность продолжает осуществлять действующая управляющая компания до того момента, пока не будет выбрана другая управляющая организация или пока не будет изменен способ управления домом. При этом данная организация продолжает нести полную ответственность за качество предоставляемых услуг собственникам помещений.

Первые шаги после регистрации ТСН — Абонент консалт

В этой статье мы расскажем Вам о первых шагах, которые обязательно нужно сделать после государственной регистрации товарищества собственников недвижимости (далее по тексту – ТСН).

Стоит отметить, что ТСН создаются и существуют либо по Жилищному кодексу РФ, либо по Федеральному закону «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ. О разнице между ними можно почитать здесь.

В этой статье речь пойдет исключительно о тех товариществах, которые созданы по Жилищному кодексу РФ (то есть про ТСН по типу ТСЖ).

Товарищества по Жилищному кодексу создаются в многоквартирных домах, в коттеджных поселках, в офисных зданиях, в гаражных комплексах, в апартаментах.

К нежилой недвижимости Жилищный кодекс применяется по аналогии, готовая правовая позиция на этот счет написана здесь.

Вне зависимости от объекта недвижимости, в котором ТСН было создано, Вам необходимо сделать следующее:

  1. Сделать печать ТСН. Ее можно заказать в любом месте, где делают печати. Из требований нужно чтобы было название ТСН и ОГРН / ИНН.
  2. Уведомить прежнюю управляющую организацию о смене способа управления в течение десяти календарных дней (часть 1 ст. 46 ЖК РФ), при этом предоставить этой организации подлинники решений (бюллетеней) и подлинный протокол общего собрания собственников. Обращаем Ваше внимание, что закон требует передачи оригиналов. Часто эти оригиналы умышленно или неумышленно теряются или уничтожаются. И если протокол всегда можно переподписать, то потеря бюллетеней фактически означает, что протокол можно расценивать как поддельный. В связи с изложенным, рекомендуем передавать в предыдущую управляющую организацию оригинал протокола общего собрания и копии бюллетеней.
  3. После получения протокола и бюллетеней прежняя управляющая организация обязана уведомить Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) о том, что ТСН было создано, что произошла смена способа управления. ГЖИ осуществляет государственный жилищный надзор за деятельностью ТСН. Закон обязывает уведомить ГЖИ в течение пяти дней, но несоблюдение этого срока не влечет никаких негативных последствий (часть 1.1 ст. 46 ЖК РФ). За время нашей работы мы не встречали управляющих организаций, которые выполняли бы это требование закона. На нашей практике прежняя управляющая организация никогда не передает оригиналы документов в ГЖИ, и это приходится делать самостоятельно. Это еще один повод не передавать оригиналы бюллетеней прежней управляющей организации. ГЖИ также свойственно «потерять» бюллетени в самый важный момент, поэтому дадим Вам чисто практический совет: давайте оригиналы бюллетеней только в крайнем случае, если ГЖИ не принимает копии или если прислали предписание предоставить оригиналы.
  4. Нужно уведомить Городскую Управу (или Управу района) о том, что ТСН было создано, что произошла смена способа управления. Управа осуществляет муниципальный контроль за деятельностью ТСН. К такому уведомлению нужно приложить копии Протокола со всеми обязательными приложениями.
  5. Открыть расчетный счет в любом банке, чтобы собственники могли законно оплачивать платежи.
  6. Потребовать от прежней управляющей организации передачи технической и иной документации на объекты общего имущества. По закону они обязаны передать Вам техническую документацию в течение трех рабочих дней после получения уведомления (часть 3.1 ст. 161 ЖК РФ).
  7. Провести общее собрание членов ТСН. В повестке дня, как минимум, должны быть вопросы об утверждении
    сметы доходов и расходов; об утверждении всех дополнительных платежей типа «охрана», «КПП», «видеонаблюдение» и проч.; об утверждении штатного расписания; об утверждении годового плана содержания и ремонта общего имущества.
  8. Заключить новые договоры с ресурсоснабжающими организациями, если собственники не приняли решение о заключении прямых договоров.
  9. Нанять персонал или обслуживающие компании. Мы можем порекомендовать Вам опытных бухгалтеров, коммуникабельных управляющих и многих других полезных сотрудников.
  10. Подготовить и утвердить обязательные документы ТСН в соответствии с приведенным перечнем.
Читайте также:  Как оформить заявку в первый раз?

Обращаем Ваше внимание, что закон требует уведомить Жилищную инспекцию о создании ТСН. Каких-либо норм, говорящих о том, что в гаражах, офисах, апартаментах не нужно уведомлять ГЖИ о создании Товарищества, не существует. Поэтому по умолчанию Вы должны в любом случае уведомить ГЖИ о создании Товарищества.

Далее обсудим особенности, которые стоит учесть на отдельных видах недвижимости:

  1. В многоквартирных домах рекомендуем провести общее собрание собственников помещений для открытия собственного счета капитального ремонта дома. Это позволит Вам эффективнее управлять домом и вовремя его ремонтировать.
  2. В многоквартирных домах нужно написать письмо в ГЖИ с просьбой включить ТСН в реестр управляющих организаций;
  3. В многоквартирных домах нужно написать письмо в ГЖИ с просьбой выдать ТСН ключи доступа к ГИС «ЖКХ» и прочим аналогичным сервисам, которые обязательны для заполнения;
  4. В многоквартирных домах, офисных зданиях, апартаментах рекомендуем провести общее собрание собственников помещений с целью принять решение о сдаче в аренду общего имущества. Это даст Вам дополнительные деньги на уставную деятельность.
  5. В коттеджных поселках рекомендуем провести общее собрание собственников жилых домов для организации поселка «закрытого типа». На таком собрании можно принять решение об ограждении территории, об установке шлагбаума.

Будем рады помочь Вам организовать работу в Товариществе в соответствии с законом. Многие наши клиенты после работы по созданию ТСН работают с нами дальше, поэтому мы имеем большой опыт работы с вновь созданными Товариществами.

Большой опыт и наработки позволяют нам работать эффективно и легко прогнозировать эффект от тех или иных решений. Полагаем, что специализация на ТСН и невысокие цены делают наше предложение уникальным.

Условия работы с нами есть в открытом доступе здесь.

Мы можем подобрать Вам особые условия, если не нравятся представленные тарифы. Если Вам нужны юристы, будем рады дальнейшему сотрудничеству.

Садов Александр Сергеевич, партнер юридической компании Абонент Консалт

Позвоните нам по телефону: +7 (495) 968 44 34, а мы Вас проконсультируем

Есть ли коррупция в ГЖИ Московской области?

Собственники одного из домов в подмосковных Химках из ответа Госжилинспекции Московской области с удивлением узнали, что их дом находится под управлением химкинского МУП «Жилищник г.о.

Химки» на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В письме ГЖИ утверждала, что документы собрания проверены, признаны соответствующими закону и на этом основании в реестр лицензий Московской области внесена запись об управлении домом МУП «Жилищник г.о. Химки».

В ходе судебного процесса о признании недействительным решения собрания ГЖИ на запрос суда ответила, что документы, на основании которых она внесла Жилищник в реестр лицензий, у нее отсутствуют. Оказывается, Жилищник написал в ГЖИ письмо, в котором сообщил, что заявил о внесении изменений в реестр по ошибке. И ГЖИ отдала документы обратно.

Представитель Жилищника предпочел в суд не приходить, а на запрос суда ответил, что Жилищник не может предоставить протокол собрания с приложениями, так как по данным системы документооборота эти документы в Жилищник не поступали.

Таким образом, из представленных в суд документов следует, что МУП «Жилищник г.о. Химки» передало в ГЖИ документы собрания с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий. ГЖИ проверила эти документы. сочла процедуру собрания полностью соответствующей закону и внесла изменения в реестр лицензий.

Значит, в ГЖИ был представлен протокол, решения собственников, документы об их уведомлении о собрании и др. После этого Жилищник обратился в ГЖИ с просьбой вернуть документы собрания, которые ГЖИ возвратила, не оставив себе даже копии протокола. При этом Жилищник наличие этих документов у себя отрицает.

Я сообщил суду, что частью 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что подлинники документов собраний (протоколы, решения собственников и пр.) хранятся в Госжилиниспекции. Возможность возврата этих документов из ГЖИ законом не предусмотрена.

Задача ГЖИ – быть независимым хранителем документов, исключая возможность их утраты и внесения в них последующих изменений, и надзирать за соблюдением порядка проведения собраний. Совершенно непонятно, как ГЖИ внесла сведения об управлении МУП «Жилищник г.о. Химки» в реестр лицензий на основании документов, которых никто не видел.

Непредставление документов по запросам суда – это попытка скрыть преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса РФ (подделка документов).

Так как в ходе рассмотрения дела доказательств проведения общего собрания добыть не удалось, иск о признании недействительным решения собрания, судья, естественно, удовлетворила. Также судья обещала направить сообщение в следственные органы по выявленным в ходе процесса фактам.

Позавчера, кстати, Московский областной суд оставил в силе другое решение Химкинского городского суда о признании недействительным решения собрания собственников о выборе в этом же доме другой муниципальной УК – МП «ДЕЗ ЖКУ» (предшественник МУП «Жилищник г.о. Химки», сейчас находится в банкротстве из-за миллиардного долга перед ресурсниками).

Судья Мособлсуда обратил внимание на поведение ГЖИ, которая подачей необоснованной жалобы затянула на полгода вступление в законную силу решения суда, и сказал, что если еще раз встретит дело, где ГЖИ вместо защиты жилищных прав граждан защищает интересы отдельных УК, то вынесет частное определение с просьбой к Прокуратуре Московской области проверить ГЖИ и возбудить уголовные дела в отношении отдельных сотрудников.

Полезная статья? Поделитесь в соцсетях!

Нужна юридическая помощь? Звоните +7(985)477-69-70

Почему жилищная инспекция приостановила внесение изменений в реестр лицензий

Есть Приказ Минстроя России от 25.12.2015 г. № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ», а также ст. 198 и 200 Жилищного кодекса РФ. Эти нормы регулируют большую часть процесса перехода дома от одной УО в другую.

Реестр лицензий – сведённые в одно место сведения об управляющих организациях и домах, которыми они управляют. Изменения в реестр лицензий вносятся на основании заявлений от УО.

В теории

  • ▪ проводят собрание, на котором расторгают договор со старой УО и выбирают новую;
  • ▪ в старую УО направляют протокол и уведомляют о принятом решении распрощаться с ней.
  • 2.Старая управляющая организация:
  • ▪ с радостью пишет заявление в ГЖИ о расторжении с нею договора управления;
  • ▪ направляет туда же оригинал протокола;
  • ▪ просит внести изменения в реестр – чтобы убрали запись о том, что дом управляется именно ею.
  • ГЖИ «убирает» эту запись.
  • 3.Новая управляющая организация:
  • ▪ тоже пишет заявление о том, что жители выбрали её управлять домом;
  • ▪ прикладывает, среди прочего, копию договора управления;
  • ▪ просит написать в реестре, что теперь она будет управлять домом;

ГЖИ вносит эту запись. Все довольны и счастливы. До внесения этой записи дом управляется старой компанией.

Читайте также:  Каким образом будет обслуживаться ВДГО, если дом перешёл на непосредственное управление?

В реальной жизни чаще всего пункт 2 вываливается

Старая УО не подаёт никаких заявлений, затягивает передачу технической документации, оспаривает решение общего собрания руками других собственников.

И когда в ГЖИ поступает заявление и протокол / копия протокола от новой УО, инспекция открывает реестр и видит, что дом числится за другой УО. При этом в протоколе написано, что договор со старой УО жители расторгли, а по реестру получается, что как будто нет. Надо провести проверку и разобраться, запросить дополнительные сведения и документы.

ГЖИ это делает не потому, что ей больше делать нечего и хочется потянуть срок, а потому что так написано в Приказе № 938/пр. Когда инспекция получает заявление, она обязана сверить полученные документы с тем, что уже есть в реестре. На языке ГЖИ это как раз «проверить отсутствие противоречий между сведениями от новой УО и сведениями, содержащимися в реестре» – подп. «в» п. 5 Порядка.

  1. При рассмотрении заявления у инспекции есть три варианта действий:
  2. ✔ внести изменения;
  3. ✔ отказать во внесении изменений;
  4. ✔ приостановить рассмотрение полученного заявления для проведения проверки.

То есть отказ и приостановление – это разные вещи. Приостановление – это не отказ. Это временная и вынужденная мера из-за бездействия старой управляющей компании.

Временная – потому что приостановить можно на срок не более 30 рабочих дней. Дальше будет либо внесение изменений, либо отказ в этом.

Вынужденная – потому что принимается не по хотелкам инспекции, а по строго перечисленным в приказе основаниям. Они записаны в п. 10 Порядка, на который и ссылаются инспекции в своих якобы отписках. Там же они указывают подпункт, чаще всего это буква «а» и/или «в».

▪ Буква «а» означает, что когда ГЖИ сверяла полученные документы с реестром, там обнаружилось противоречие, о котором шла речь выше.

▪ Буква «в» пишется, когда в ГЖИ не поступило заявление от старой УО о расторжении с нею договора управления.

Эти буквы тесно связаны, поэтому в разбираемых псевдоотписках ГЖИ встречаются часто беспорядочно при одинаковых исходных данных – то «а», то «в», то сразу обе. Это не влияет на необходимость проверки.

▪ Ещё есть буква «б» – это когда старая УК приносит другой протокол нового или параллельного собрания о выборе самой себя. Мол, жители передумали и вовсе не хотят с ней расставаться. Тут, понятное дело, без проверки тоже не разобраться.

Инспекция сама не в восторге от дополнительных бумажек. Однако если она внесёт изменения без проверки при наличии перечисленных выше причин для приостановления, то старая УО просто успешно оспорит это решение ГЖИ в суде.

И процесс перехода жителей под крыло новой компании затянется на ещё больший срок, а 30 рабочих дней покажутся мгновением.

Деятельность ГЖИ

Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются государственные жилищные инспекции (далее – ГЖИ), осуществляют не только жилищный надзор, но и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, именно орган Госжилнадзора вносит изменения в реестр лицензий соответствующего субъекта РФ.

Государственный жилищный надзор

Понятие «государственный жилищный надзор» определяется частью 1 статьи 20 ЖК РФ. Указанной нормой установлено, что функции органов Госжилнадзора именно надзорные.

Причем, надзор может осуществляться в отношении не только управляющих организаций (далее – УО), ТСЖ и ЖСК, но и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц.

А перечень требований, за исполнением которых надзирают органы ГЖН, довольно обширный.

К сожалению, на практике ГЖИ субъектов РФ чаще всего контролируют соблюдение только узкого перечня требований и осуществляют надзор только в отношении УО и ТСЖ/ЖСК. И, как многие другие надзорные органы, «страдают» избирательностью своей деятельности: в отношении одних субъектов рьяно «роют землю» в поисках нарушений, в отношении других – ни при каких условиях «не усматривают нарушений».

Например, ГЖИ имеет право обратиться в суд с иском «о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме» (часть 6 статьи 20 ЖК РФ).

Однако, несмотря на то, что довольно часто в ГЖИ поступают заявления о фальсификации протоколов общих собраний, а некоторые протоколы являются очевидно недостоверными, в подавляющем числе случаев ГЖИ не спешит их оспаривать в суде, сообщая заявителям о наличии права оспаривания у самих заявителей.

При этом оспариваемый протокол ГЖИ берет в работу и на его основании вносит изменения в реестр лицензий.

Одновременно с нежеланием действовать в одних случаях, ГЖИ зачастую активно ищут нарушения в других.

Например, если речь идет о нарушениях управляющей организацией, за которые на эту организацию можно наложить штраф, органы Госжилнадзора нередко проявляют завидное рвение в поисках нарушений.

Разрешение вопроса, продиктовано ли это рвение желанием пополнить бюджет или желанием нанести финансовый ущерб проверяемому лицу, оставим на усмотрение читателей.

Насколько реально привлечь ГЖИ к ответственности за неправомерные действия или бездействие, порассуждаем в последующих публикациях, в настоящей статье сконцентрируемся на некоторых обстоятельствах, позволяющих ГЖИ злоупотреблять своими полномочиями.

Итак, государственный орган, осуществляющий надзор, может серьезно «попортить крови» поднадзорным субъектам.

Дополнительно стоит отметить, что спецификой работы ГЖИ является то, что эти органы помимо жилищного надзора занимаются еще одним видом деятельности – в соответствии со статьей 192 ЖК РФ именно эти органы являются лицензирующими, осуществляют лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и лицензионный контроль.

В том числе, одним из полномочий органов Госжилнадзора является внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ.

И такие полномочия, с учетом последствий внесения/невнесения изменений в реестры лицензий, позволяют органам ГЖИ не только осуществлять жилищный надзор и лицензионный контроль, но и прямо вмешиваться в жилищные отношения между управляющими организациями (осуществляющими управление МКД на основании лицензии) и потребителями жилищно-коммунальных услуг, принимая решения, определяющие, кто и в какой период имеет право управлять тем или иным МКД.

Реестр лицензий

Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ с 1 сентября 2014 года в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) введен Раздел X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».

  • В числе прочего в ЖК РФ введено понятие «Реестр лицензий субъекта РФ» и установлено, что указанный реестр «должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат» (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
  • Необходимо отметить, что изначально предполагалось, что реестры лицензий служат цели информирования неопределенного круга лиц о том, какая организация управляет тем или иным домом.
  • При этом частью 4 статьи 198 ЖК РФ было установлено, что при «внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса».

В свою очередь, частью 7 статьи 162 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания».

То есть, жилищным законодательством было определено, что обязанность по управлению МКД возникала у управляющей организации с того момента, который установлен договором управления, а в случае, если договором такой момент не установлен, то не позднее 30 дней с момента подписания такого договора (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).

Однако, право УО управлять МКД могло возникнуть с этой же даты только при условии внесения в реестр лицензий сведений об этом МКД как о доме, управляемом соответствующей УО (часть 4 статьи 198 ЖК РФ)

Разумеется, таким образом возникло некоторое ограничение. Теперь управляющие организации прежде, чем начать управление многоквартирным домом, должны были направить сведения о заключении договора управления с собственниками помещений такого дома.

Немаловажно отметить, что в соответствии с частями 2-3 статьи 198 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено:
«2.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
3. В течение трех дней со дня получения указанных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».

То есть, если в договоре управления не указывался срок начала действия договора, то в течение 30-дневного срока, предусмотренного для начала управления МКД, управляющая организация вполне успевала направить уведомление в орган ГЖН, который также успевал внести изменения в реестр. Если же в договоре указывалась дата начала управления МКД, необходимо было определить указанную дату с учетом срока направления уведомления и срока внесения изменений в реестр. В принципе, установленные ограничения не были так уж существенны.

Как добавить дом в лицензию управляющей компании — Портал о ЖКХ

Как внести и как исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ.

Мы уже рассказывали о том, что такое реестр лицензий субъекта РФ. Советовали, что делать, если ГЖИ не вносит в него изменения.

Читайте также:  Как изменить ПД, загруженный в ГИС ЖКХ с ошибкой?

Сегодня мы поговорим о том, как внести и как исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ.

И всё же, что такое реестр лицензий субъекта рф

Реестр лицензий – это документ, в котором собраны данные о лицензировании деятельности по управлению МКД, сведения о лицензиатах, которые управляют домами, и адреса этих домов.

В этом документе нет данных о домах, где создано ТСН или установлена форма непосредственного управления (ч. 2 ст. 195 ЖК РФ).

Вопросы внесения и исключения домов из реестра описаны в Жилищном кодексе РФ:

  • вот так нужно вносить – ч. 2 ст. 198 ЖК РФ;
  • а так исключать – ч. 5–7 ст.198, ст. 199 ЖК РФ.

Как внести дом в реестр лицензий

Изменения в реестр лицензий вносятся при заключении, расторжении и прекращении договора управления (ст. 198 ЖК РФ).

Напомним, что договор управления заключается по итогам ОСС (ст. 44 – 48 ЖК РФ) или по результатам открытого конкурса по отбору УО (ПП РФ N 75). Расторгается по соглашению сторон (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 450 ГК РФ) или в одностороннем порядке по инициативе собственника (ч. 8.1. – 8.2 ст. 162 ЖК РФ).

Договор управления прекращается, когда истекает срок его действия и не предвидится пролонгация (ч. 6 ст. 162 ЖК РФ, ст. 407 ГК РФ).

Во всех перечисленных случаях лицензиат за три рабочих дня со дня заключения, прекращения или расторжения договора управления:

  • размещает эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации,
  • отправляет их в орган ГЖН.

Орган ГЖН получает эти данные и вносит изменения в реестр лицензий субъекта РФ.

Официальный сайт для раскрытия информации – ГИС ЖКХ, но ГЖИ не вносят изменения в реестр лицензий и не исключают из него дома, пока сведения о заключении, расторжении или прекращении договора управления не появятся на Реформе ЖКХ.

Внести их на сайт необходимо за в течение семи дней после изменений. Это противоречит правилам, установленным ст.

198 ЖК РФ, но с 1 июля 2017 года всё вернётся на круги своя, когда у всех поставщиков информации снова появится обязанность размещать данные на ГИС ЖКХ.

Кто вносит изменения в реестр лицензий

Порядок действий лицензиата и ГЖИ описан в приказе Минстроя РФ от 25.12.2015 N 938/пр.

Порядок действий такой. Первый шаг делает лицензиат. Он отправляет в орган ГЖН заявление о внесении изменений в реестр лицензий. Делает он это за 3 дня со дня заключения, прекращения, расторжения договора управления МКД (ст. 198 ч. 2 ЖК РФ)

К заявлению нужно приложить (п. 3 приказа Минстроя РФ N 938/пр):

  • копию протокола ОСС о выборе способа управления МКД и заключении/расторжении договора управления;
  • копию протокола конкурса по отбору УО;
  • копию договора управления, а если УО выбрали по открытому конкурсу – копию договора управления, подписанного заявителем;
  • копию акта приёма-передачи технической документации и других документов, связанных с управлением МКД;
  • документ о полномочиях представителя лицензиата;
  • опись представляемых сведений.

Дальше подключается орган ГЖН. Он рассматривает заявление о внесении изменений в реестр лицензий и принимает одно из трёх решений:

  • вносит изменения,
  • отказывает лицензиату во внесении изменений,
  • приостанавливает рассмотрение заявления.

Срок – десять рабочих дней с даты поступления заявления. Если принимается решение о приостановлении рассмотрения заявления, десятидневный срок продлевается на срок, который нужен для того, чтобы запросить у лицензиата документы. Но он не может быть дольше, чем тридцать рабочих дней (п. п. 3, 7 и 10 приказа N 938/пр).

Следующий шаг – орган ГЖН вносит изменений в реестр лицензий. Сделать это нужно не позднее даты, указанной в решении (п. 14 приказа N 938/пр).

Последнее, что нужно сделать органу ГЖН – за три дня с момента принятия решения направить копию решения лицензиату (п. 11 приказа N 938/пр).

Управляющей организации нужно беспокоиться о внесение изменений в реестр лицензий. Для управления домом недостаточно просто заключить договор управления. УО имеет право приступить к управлению МКД только с даты внесения изменений в такой реестр (ч. 4 ст. 198 ЖК РФ). В противном случае это станет нарушением лицензионных требований.

Вы слышали мнение, приступить к исполнению обязанностей по договору управления можно, но выставлять собственникам помещения квитанции об оплате за весь период следует только после внесения изменений в реестр лицензий.

Мы не согласны с этим, поскольку Жилищный кодекс прямо запрещает до момента внесения изменений в реестр вести любую деятельность по управлению домом.

Как исключить дом из реестра лицензий

Исключить дом из реестра можно в двух случаях:

  • вы нарушили лицензионные требования – суд два и более раз назначил вам административное наказание за нарушение лицензионных требований или деятельности по управлению МКД (ч. 5 и 5.1 ст. 198 ЖК РФ);
  • вам аннулировали лицензию – лицензию аннулировал суда по решению органа ГЖН (ст. 199 ЖК РФ).

Причина исключения – неправомерные действия управляющей организации. Управляющей организации не нужно подавать никакие сведения в орган ГЖН, инициатор исключения всегда ГЖН.

Важный момент. При исключении МКД из реестра лицензий у управляющей организации возникает обязанность продолжать управлять домом, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества (ч. 3 ст. 200 ЖК РФ).

Делать это нужно до дня:

  • пока другую УО не выберут на ОСС или по результатам открытого конкурса;
  • когда ТСЖ, ЖК или ЖСК не заключит договор управления с УО;
  • возникновения обязательств по договорам, которые перечислены в ч. 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ;
  • государственной регистрации ТСЖ, ЖК или ЖСК.

При исключении МКД из реестра лицензий новая обязанность появляется и у органа местного самоуправления. ОМС должен организовать ОСС для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

Не путайтесь: обязанность управлять домом до момента решения его судьбы появляется у УО только когда сведения о таком доме исключают реестра лицензий, но не когда в реестр вносятся изменения.

В последнем случае собственники знают дату расторжения или прекращения договора, у них есть время выбрать другую управляющую организацию или изменить способ управления.

Поэтому управляющей организации и не нужно управлять домом до того момента, как определится новая УО.

Это подтвердил Минстрой РФ на Всероссийском селекторном совещании по вопросам работы органов ГЖН субъектов РФ 5 мая 2016 года.

Автор статьи: Елена Шерешовец, директор СРО «КИТ», член Экспертного Совета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы РФ, заведующая кафедрой РосКапСтрой при Министерстве строительства и ЖКХ РФ, сотрудник Экспертной группы Центра управления жилищно-коммунальным хозяйством для информационно-аналитического сопровождения реформирования и модернизации отрасли ЖКХ в России в РАНХиГС при Президенте РФ. Ксения Терлецкая

Полезная статья?

  • Поделитесь с коллегами и друзьями
  • Сегодня мы поговорим о том, как внести и как исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ.
  • Управдомы: без лицензии вход воспрещен.

Нужно ли оплачивать коммунальные счета, если управляющая компания не получила соответствующую лицензию? Как понять, законно ли УК занимается обслуживанием вашего дома? И помогло ли обязательное лицензирование сделать работу управляющих компаний лучше? На эти и другие вопросы нашему сайту ответила исполняющий обязанности начальника Госжилинспекции Челябинской области Ирина Гончарова.

– В мае 2015 года компании, управляющие многоквартирными домами на Южном Урале, прошли обязательное лицензирование. Сколько управляющих компаний в Челябинской области имеют сегодня лицензию?

– Лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Челябинской области получили 526 организаций. Из них в Челябинске управляют домами 236 компаний.

На балансе одних находится пара-тройка домов, у других – сотни многоэтажек.

На сайте жилищной инспекции каждый собственник может посмотреть реестр лицензиатов и проверить, получила ли его компания разрешение на свою деятельность.

– Сразу после этапа лицензирования в мае прошлого года в регионе многие УК отказывалась от домов старого жилфонда. Кто взял к себе «брошенные» дома?

– Многоквартирных домов Челябинской области, оставшихся без управления в связи с неполучением лицензии управляющей организацией, нет.

В случае, если собственники принимают решение о расторжении договора управления с УК, эта организация продолжает управление домом до тех пор, пока не будет подписан договор управления с новой.

Еще один вариант для жителей – самостоятельно организовать в доме ТСЖ или ЖСК.

– Сейчас ТСЖ или ЖСК могут обслуживать дома без лицензии, в отличие от управляющих компаний. Надо ли таким организациям тоже проходить экзамен?

– Действительно, обязанность проходить экзамен на получение лицензии сегодня есть пока только у управляющих компаний. Но региональная Госжилинспекция полагает, что необходимо внести некоторые изменения в закон и обязать руководителей товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов сдавать экзамен.

– Позволяют ли вопросы, содержащиеся в экзамене, убедиться в нужном уровне знаний и опыта претендентов?

– Думаю, что спектр вопросов для этого достаточный. Важно понять, что руководители управляющих компаний знают правовые нормы, которые используются при управлении жилым фондом. Вопросы для квалификационного экзамена утверждены приказом Минстроя России, с которым каждый желающий может ознакомиться на официальном сайте Госжилинспекции Челябинской области Gzhi74.ru.

– При каких условиях управляющую компанию могут лишить лицензии?

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *