Любая управляющая домом организация стремится к тому, чтобы заложить тариф, достаточный для содержания общего имущества, чтобы не реализовывать убыточную экономическую политику. Закон исходит из принципа равенства прав участников жилищных отношений, но судебная практика идет по иному пути.
Общая проблема заниженности тарифов
Структура платы за содержание жилого помещения для собственника определена в п. 2 ст. 154 ЖК РФ и включает:
- — плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
- — взнос на капитальный ремонт;
- — плату за коммунальные услуги.
Из всех этих групп платежей в руках у собственников находится только плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Все остальное тарифообразование является государственно-регулируемым.
Самая главная проблема тарифа на содержание – его заниженность. Если тарифы на коммунальные ресурсы, поставляемые ресурсоснабжающими организациями, или взнос на капитальный ремонт – устанавливаются государственными органами власти и, как правило, ежегодно индексируются, то сфера жилищных услуг является наиболее недофинансированной.
Причины такой ситуации очевидны: жители, испытывая на себе непрекращающееся падение доходов из-за тяжелой экономической ситуации в стране, хотят платить как можно меньше. А поскольку размер тарифа находится в руках жильцов, то они вправе отказывать управляющей организации в увеличении тарифа бесконечное число раз.
Более того, у собственников есть теоретическая возможность даже принять решение о снижении тарифа на содержание, например, с 30 рублей до 1 рубля с 1 м2.
Так, в соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Однако, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности.
Управляющая организация (как одна из сторон договора) осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом. Собственники такую деятельность не осуществляют, а потому они вправе в одностороннем порядке снизить тариф. В дальнейшем это создаст проблемы управляющей организации, которая будет оспаривать принятые на общем собрании решения.
С другой стороны, очень часто собственники не заинтересованы вопросами установления тарифа на текущее содержание, а общие собрания, проводимые с данной повесткой, игнорируются.
Управляющая компания, с одной стороны, не может убедить собственников увеличить тариф (потому что прежний тариф убыточен), с другой стороны, не может стимулировать явку на общее собрание для принятия нужных решений.
Градация тарифов исходя из категории собственников
Вопросы установления разных тарифов для разных категорий собственников – являются щепетильными прежде всего потому, что в соответствии со ст. 1 ЖК РФ признается равенство участников регулируемых жилищным законодательством отношений. Дифференцированные тарифы отчасти игнорируют принцип равенства.
Общий порядок установления тарифа на содержание установлен в п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, далее – Правила № 491) и предполагает следующий алгоритм:
- — управляющая организация обязана представить собственникам помещений предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания;
- — если предложенный тариф превышает размер платы за содержание жилого помещения, установленный органом местного самоуправления, то в предложении управляющей организации о размере платы должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы.
- При этом Правила № 491 исходят из того, что размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
- Судебная практика высших судов идет вразрез с Правилами № 491.
В постановлении Конституционного суда от 29.01.2018 № 5-П были обозначены условия возможности установить дифференциацию размеров платы за жилищные услуги и учитывать особенности жилых и нежилых помещений при определении платежей или иные объективные обстоятельства.
Как отмечает Конституционный суд, подобный подход позволяет обеспечить на основе автономии воли собственников помещений в многоквартирном доме принятие ими решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения либо размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, с опорой на конкретные характеристики соответствующих помещений и условия их использования.
Таким образом, общее собрание вправе установить дифференцированные тарифы для разных типов собственников помещений многоквартирного дома в ситуации, если одинаковый тариф не будет отвечать принципу справедливости и разумности.
Например, если одинаковый тариф для собственников жилых и нежилых помещений грубо нарушает права и публичные интересы собственников жилых помещений (которые вынуждены своими средствами покрывать расходы по содержанию за самого крупного собственника в доме, а также собственников, использующих нежилое помещение для ведения своей деятельности), может быть принято решение о дифференцированном тарифе.
- Таким образом, градация на разные тарифы может идти по принципу:
- — жилое помещение или нежилое;
- — используется помещение для предпринимательской деятельности или не используется;
- — является ли собственником физическое лицо или юридическое лицо.
Судебная практика по дифференцированным тарифам
Помимо позиции Конституционного суда РФ реальной судебной практики в арбитражных судах или судах общей юрисдикции – немного. Однако она есть. Например, по одному из нежилых помещений общей площадью более 2000 м2 удалось установить и закрепить тариф в 30 р. с 1 м2 (при тарифе на жилые помещения в 18 р. с 1 м2).
Решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-1779/2019 от 25.04.2019 г. было определено, что установление дифференцированного тарифа за содержание нежилых помещений, не являющихся общим имуществом МКД, в сумме 30 руб. за 1 м2 нежилого помещения МКД не противоречит закону, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
С другой стороны, нужно учитывать, что дифференцированные тарифы не обязательно должны быть выше: они могут быть и ниже, если к тому есть соответствующие основания. Конечные решение и сметное проектирование необходимо осуществлять исходя из особенностей дома.
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Содержание общего имущества многоквартирного дома
Подробности Опубликовано 15 Май 2012
- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и нежилого помещения в этом многоквартирном доме (в т.ч. лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование);
- крыши;
- ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (в т.ч. фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
- ненесущие конструкции многоквартирного дома (в т.ч. окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
- механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и нежилого помещения (квартиры);
- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы, которого, определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
- иные объекты, расположенные в границах земельного участка, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;
- внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, система водоотведения, система отопления, электроснабжения.
Причем, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
- Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
- Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения, обеспечение необходимой температуры и влажности в помещениях общего пользования, а также их освещение и уборку; обеспечение мер пожарной безопасности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, уход за элементами озеленения и благоустройства, текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации.
- В состав услуг и работ не входят:
- содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования;
- утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования;
- уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества.
Содержание общего имущества дома обеспечивается:
- собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, либо путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом);
- товариществом собственников жилья (жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) путем членства собственников помещений в указанных организациях либо путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями.
- Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
- Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, размер платы за содержание и ремонт жилья утверждается на общем собрании собственников помещений на срок не менее чем один год. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений, внося соответствующие платежи, при этом расходы собственника должны быть соразмерны площади жилого помещения, находящегося в индивидуальной собственности
В соответствии со ст.
165 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны представлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
В случаях оказания услуг или выполнения работ ненадлежащего качества исполнитель обязан снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ отражается в акте, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
- Для этого собственники помещений (наниматели) в первую очередь должны обратиться с заявлением об изменении размера платы в добровольном порядке к ответственному лицу (управляющей организации, ТСЖ).
- В течение 2 рабочих дней, с даты получения заявления об изменении размера платы, собственнику помещения (нанимателю) направляется извещение о дате его получения, регистрационном номере и информация об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления, с указанием причин.
- Заявление об изменении размера платы может быть направлено в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения (письменно или устно) и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
- При личном обращении на экземпляре заявления делается отметка о дате приема и регистрационном номере.
- В случае отказа в удовлетворении заявленных требований в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить иск в суд по месту своего жительства, месту своего пребывания либо по месту нахождения исполнителя.
Также обращаем внимание потребителей, что Управление, как государственный орган, осуществляет надзор в сфере жилищно-коммунальных услуг в рамках установленных полномочий — в части доведения до граждан полной и достоверной информации и правильности составления договора на оказание услуг.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор за соблюдением требований жилищного законодательства, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещения в многоквартирном доме, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в городе Москве данным органом является Государственная жилищная инспекция г. Москвы, расположенная по адресу — 129090, г. Москва, проспект Мира, д. 19 (телефон (499) 763-18-56, телефон «Горячей линии»: (495) 681-77-80, 681-21-45, 681-20-54).
Что такое содержание жилого помещения в квитанции
Собственник обязан оплачивать жилищно-коммунальные услуги, знают все. Но, получая счет на оплату услуг ЖКХ, у некоторых возникает вопрос, что такое содержание жилого помещения в квитанции? Насколько законно предъявляет это к оплате управляющая компания, стоит ли оплачивать?
Понятие
Помимо принадлежащей владельцам квартиры в многоквартирном доме есть так называемые «места общего пользования» – подъезды, пролеты, лестницы, чердаки, крыши и так далее.
Хотя напрямую отнести к конкретному собственнику это имущество нельзя, однако все вместе владельцы, проживая в доме, обязаны помимо своих квартир ( ст.210 ГК[1]), содержать общее имущество.
А содержать – значит нести расходы пропорционально своей доле ( п.1, 2 ст.39 ЖК[2]).
Что включается
Расходы на содержание общего имущества (гл. III Постановления правительства от 13.08.2006 № 491[3]) обусловлены необходимостью, в которую входит:
- обслуживание внутридомовых систем инженерных коммуникаций;
- осмотры по соответствию норм, требований законодательства по безопасности жизни и здоровья проживающих;
- проверка инженерных систем, приборов, оборудования, общедомовых счетчиков, безопасная их эксплуатация;
- поддержание необходимой температуры;
- обеспечение нормативного уровня влажности помещений дома;
- уборка общих помещений;
- поддержание чистоты участка вокруг дома, входящего в собственность;
- вывоз мусора;
- обеспечение мер от пожаров;
- уход за зелеными насаждениями, территорией и объектами на ней;
- текущий, капитальный ремонт общего имущества;
- сезонные работы, например, утепление входных групп, очистка крыш от снега, льда, прочие работы.
Дополнительные затраты
Кроме указанных работ, используются для обслуживания дополнительные ресурсы: вода, отведение стоков, электроэнергия для обслуживания общего имущества – освещение подъездов, влажная уборка. Каждый вид ресурса, использованный по общедомовым нуждам, насчитывается управляющей компании ежемесячно и предъявляется к оплате. Он должен быть вписан отдельной строкой квитанции.
Ремонт
Управляющая компания ведет ремонтные работы по текущему ремонту только общих помещений, капитальный ремонт – всего дома; платит за капремонт собственник, но управляющая организация обязана проверять необходимость проведения капремонта общего имущества.
Как рассчитывается содержание
Прежде чем установить тариф, необходимо уточнить перечень услуг, входящих в графу «содержание».
Конкретные виды работ, тариф обсуждаются и принимаются ежегодным собранием жильцов, с присутствием представителей управляющей компании, если нет ТСЖ.
Управляющая компания должна за 30 дней до собрания направить предложения, чтобы каждый жилец мог ознакомиться, а при необходимости, и направить свои предложения. Работ указано больше – плата больше.
Список обязательных мероприятий указывается отдельными пунктами договора, подписывается документ обеими сторонами (представителями). При отсутствии договора плата взимается на уровне, установленном местными властями.
Квитанция заполняется каждый месяц, указывается принятый тариф и площадь принадлежащая владельцу, произведение этих показателей – сумма к оплате на содержание. Окончательный счет формируется с указанием коммунальных услуг, использованных на нужды собственника/владельца, затем израсходованных на общедомовые нужды и затрат на содержание.
Можно ли не платить
Обязанность вносить плату за жилищно-коммунальные услуги, возмещать расходы по общему имуществу, установлена российским законодательством, отражена ст. 153[4], 158 ЖК[5]. Даже при отсутствии договора с управляющей компанией ответственности за несвоевременную оплату счетов по содержанию не избежать.
Судебная практика стоит на стороне управляющих компаний и ТСЖ. При заложенности по оплате сейчас применяется упрощенный порядок взыскания с собственника – посредством обращения за судебным приказом.
Отмена, снижение платы или ее части возможно только в судебном порядке. Возможно, состоится только при тщательной подготовке документов и направления их суду для решения.
При этом участие всех собственников многоквартирного дома (или их уполномоченных представителей), обосновывающими невыполнение договора или обязательных работ, указанных в установленном минимальном перечне работ местными властями, весьма затруднительно.
Вывод такой – вносить деньги для поддержания дома в безопасном/хорошем состоянии владельцам придется, сколько – зависит от всех собственников многоквартирного дома. Повлиять на итоговую сумму счета способен каждый жилец, убедив остальных в своей правоте. Иногда стоит заплатить побольше, чтобы получить более комфортные условия проживания.
Содержание общего имущества в многоквартирном доме
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Жилищный фонд » Содержание общего имущества в многоквартирном доме
Бремя расходов на поддержание состояния и эксплуатацию общедомового имущества возложено на собственников.
Содержание
Граждане, проживающие в одном жилом многоквартирном доме, кроме индивидуальных прав и обязательств относительно своей личной собственности имеют круг правомочий, относящихся к общему имуществу.
Каждый из собственников имеет права на общедомовое имущество и в то же время обязан совершать ряд действий, направленных на повышение параметров сохранения и поддержания этого имущества в нормальном состоянии.
За ненадлежащее содержание общего имущества нарушители несут ответственность.
Бремя расходов на содержание и эксплуатацию общего имущества
Российским жилищным законом бремя расходов на поддержание исправного состояния и эксплуатацию общедомового имущества возложено на собственников жилых помещений, имеющих жилье в одном многоквартирном доме.
Все собственники, независимо от их юридического и правового статуса обязаны участвовать в несении необходимых расходов, законодатель не делает исключений в несении бремени расходов для отдельных субъектов в этом вопросе (см. ст. 39 ЖК РФ).
При передаче права пользования жилищем другим лицам, собственник не освобождается от несения расходов.
Например, если квартира передана физическому лицу для проживания по договору найма, обязанность на надлежащее содержание общего имущества и несение расходов, связанных с этим содержанием, с наймодателя не снимается, хотя фактически пользуется квартирой и общедомовым имуществом наниматель.
В обычной практике суммы, необходимые на оплаты счетов по нормативам, выделяет наниматель, тем самым исполняя обязанность собственника по содержанию общего имущества.
Но это условие должно быть установлено договором между лицами, в противном случае несение расходов входит в прямую обязанность собственника помещения.
Платежи на содержание общего имущества носят исключительно целевой характер, должны быть потрачены по прямому назначению, с максимальной эффективностью. Суммы платежей повышаются только по четкому обоснованию.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме
Правила регламентированы нормативным актом Правительства РФ и обязательны к исполнению для всех граждан РФ (см. Постановление Правительства N 491 от 13.08.2006).
При утверждении правил содержания общего имущества были конкретизированы требования к содержанию этого имущества, определен его состав, освещены вопросы контроля за расходами и меры повышения эффективности содержания имущества.
Из анализа правового акта становится понятно, что общее имущество должно отвечать следующим требованиям:
- безопасность и надежность дома, как архитектурного объекта;
- безопасность для жителей дома и лиц, пользующихся помещениями дома и общедомовым имуществом;
- нахождение в исправном состоянии, гарантирующем использование имущества по назначению в любой момент и эффективную подачу коммунальных услуг;
- доступность для граждан.
Большинство перечисленных показателей оцениваются по установленным нормативам. Содержание имущества – один из аспектов управления этим имуществом, доступный для собственников.
Центральные вопросы, относящиеся к процессу содержания, обговариваются собственниками и регулируются соглашениями, принятыми на общем собрании собственников жилья (см. ст. 44 ЖК РФ).
Содержанием общего имущества уполномочены заниматься Управляющие организации, ТСЖ или сами собственники эффективным личным участием, указанные организации не вправе повышать тарифы на услуги самовольно, без обсуждения такого повышения на общем собрании собственников.
Плата за содержание и ремонт многоквартирного дома и ее размер
Оплата за содержание помещения состоит из сумм по счетам за горячее и холодное водоснабжение, электрическую энергию, работы и услуги, связанные с содержанием дома и т.д.
Суммы, вносимые за содержание и ремонт дома должны быть достаточными для проведения необходимых мероприятий по эффективному содержанию и ремонту в полном объеме.
Суммы расходов на указанные мероприятия не могут устанавливаться и повышаться своевольно и безосновательно, они высчитываются на основании нормативных актов, регулирующих рассматриваемые вопросы.
Размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома устанавливается на основании нормативов, признанных стандартов обслуживания домов.
При определении нормативов для ремонта и содержания обязательно учитывается состояние здания и внутренних помещений, его соответствие санитарным, противопожарным нормам и требованиям, предъявляемым законом к безопасности проживающих в доме людей. При определении размера оплаты, его изменения и повышения, учитываются и такие факторы, как расположение дома, качество и доступность необходимой для нормальной жизни людей инфраструктуры.
Капитальный ремонт
Капитальный ремонт включает в себя перечень мероприятий и работ, которые в значительной степени улучшают состояние здания, его внутренних помещений и внешнего фасада, замену и переустановку изношенных деталей и объектов, что приводит к значительному повышению функциональности приборов и оборудования.
От текущего ремонта капитальный ремонт отличает масштабность. Кроме того, текущий ремонт обычно обходится дешевле капитального. Производится капитальный ремонт по плану, в соответствии с нормативами, и в установленные сроки.
Ежемесячная уплата взносов на капитальный ремонт входит в обязанность собственников жилых помещений.
Минимальную границу размера взносов собственников на капитальный ремонт дома определяет субъект РФ, к территории которого относится дом.
Определяется сумма взноса на основании расчетов общей площади, которую занимает собственник и на основании федеральных нормативов и методических рекомендаций.
При назначении размера взноса учитывается состояние жилья, количество этажей в доме, степень изношенности его элементов.
По решению собственников жилья сумма взноса на капитальный ремонт может быть изменена в сторону повышения, для улучшения эффективности принимаемых мер. Если дом признан в установленном порядке аварийным, либо участок земли, на котором он расположен, изымается для нужд государства или МО, собственники помещений такого дома освобождаются от уплаты взносов за капитальный ремонт.
Обязательные платежи и взносы
Жилищный закон определяет перечень обязательных платежей, которые должны вносить собственники и наниматели жилых помещений.
Закон не обозначил такие платежи одним термином, и привычная в обиходе формулировка «квартплата» емко описывает назначение этих платежей.
Указанные лица должны платить за содержание, ремонт жилища, и оплачивать коммунальные услуги по определенным тарифам и нормативам, иными словами, собственники и наниматели платят за свою квартиру.
Группа обязательных платежей включает в себя такие направления:
- плата за коммунальные услуги;
- плата за содержание и ремонт;
- плата за наем.
Собственникам жилья, нанимателям, должен быть обеспечен бесперебойный доступ к коммунальным услугам в соответствии с нормативами потребления услуг.
Тарифы на коммунальные услуги высчитываются исходя из финансовых затрат, произведенных на реализацию эффективного обеспечения этих услуг гражданам. Тарифы могут индексироваться.
В состав платы за указанные услуги входит оплата за горячую воду, холодную воду, электроснабжение, отопительные системы, водоотведение, снабжение газом.
Плату за содержание и ремонт вносят и собственники жилых помещений и наниматели. К этой группе относится оплата за содержание и ремонт общего имущества в доме, а также оплата управления многоквартирным домом. Работы по управлению осуществляют уполномоченные обслуживающие организации.
Они занимаются уборкой территории около дома, проверкой, контролем над техническим состоянием объектов и элементов общего имущества, мероприятиями по энергосбережению, вывозом мусора, принимают эффективные меры к обслуживанию лифтового оборудования и другими мероприятиями, которые обеспечивают соответствие состояния дома и придомовых территорий нормативам по технической эксплуатации дома.
Обязательства относительно ремонта, платежи на его проведение определяются исходя из характера прав на жилье. Граждане, у которых жилье находится в собственности, оплачивают не только капительный, но и текущий ремонт.
Местные власти могут увеличивать своим решением перечни услуг и работ, они зависят от климатических условий региона, градостроительных, географических особенностей и состояния жилого фонда.
Граждане, проживающие в государственных и муниципальных домах, как наниматели, должны вносить еще и плату за наем, другими словами, за пользование помещением.
Уплата установленных налогов
Гражданским законодательством России на гражданина — собственника – возложена обязанность по несению бремени содержания имущества, находящегося в его собственности.
Иными словами, нести бремя содержания – так относиться к своему имуществу, чтобы оно находилось в исправном состоянии, регулярно обслуживалось, и было пригодным к использованию по своему назначению. Собственник обязан соблюдать правовые акты, которыми закон регулирует правоотношения в жилищной сфере.
К одной из обязанностей собственника относится своевременная уплата налогов, связанных с реализацией собственником его прав на жилье.
Граждане–собственники жилых помещений платят налог на имущество физических лиц, собственники, сдающие жилье ради получения выгоды, должны платить подоходный налог. Закон предусматривает и перечень иных налогов и сборов. Налогообложение регулируется налоговым законодательством РФ, в частности Налоговым кодексом РФ, актами субъектов и муниципальных образований.
К объектам налогообложения относится имущество, принадлежащее гражданину на праве собственности, применительно к жилым помещениям таким имуществом признается квартира, дом, комната, также в эту категорию входят дачи и придомовые земельные участки, предназначенные для ведения хозяйственной деятельности их собственником.
Общее имущество собственников не является объектом для налогообложения.
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
Данные мероприятия предназначены для экономии энергетических и топливных ресурсов и, соответственно, снижения трат граждан на их оплату.
Лица, отвечающие за содержание и ремонт общего имущества жилого дома, разрабатывают перечень мер для повышения энергетической эффективности и представляют его собственникам помещений. Осуществляют мероприятия управляющие и энергосервисные организации.
О проведении мер энергосбережения и улучшения энергетической эффективности собственники должны быть предупреждены объявлениями в местах общего пользования, или другими методами.
Обязательно мероприятия должны проводиться в отношении систем электроснабжения, энергоснабжения, отопления, водоснабжения и в отношении проемов дверей и окон, являющихся общим имуществом собственников. Расходы по энергосберегающим мероприятиям несут собственники помещений.
Перечень работ устанавливается в каждом случае исходя из состояния дома, включает в себя промывку и очищение трубопроводов, замену ламп накаливания, установку и настройку автоматического закрывания дверей, уплотнение оконных блоков, утепление кровли, чердачных помещений и другие работы.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Что входит в содержание общего имущества
Получая квитанцию, многие жильцы задаются вопросом: что означает строка «Ремонт и содержание жилья»? Чтобы знать, за что вы платите, следует ознакомиться со списком услуг, которые включены в данную графу. Оплата за содержание дома начисляется по установленным тарифам в соответствии с таким документом, как Жилищный кодекс.
В перечень услуг входит проведение капитального ремонта и поддержание общих зон (лифтовое оборудование, лестничные площадки, коридоры и так далее) в надлежащем состоянии. Что касается проведения ремонтных работ, здесь вопросов возникать не должно. А понятие «содержание» дома требует более подробного пояснения.
Содержание жилья: за что вы платите в 2016-2017 году
Организации, которые отвечают за безопасность жильцов многоэтажного дома, регулярно должны проводить осмотр здания (статья 154 ЖК РФ) для выявления каких-либо неисправностей, оценки состояния дома и его отдельных зон. В оплату услуг по содержанию также входят:
- освещение зон общего пользования (замена лампочек);
- уборка помещений общего пользования;
- поддержание чистоты на придомном участке;
- озеленение двора и прилегающей территории;
- гарантирование надлежащей температуры и относительной влажности воздуха внутри дома;
- обеспечение всех норм безопасности;
- своевременный вывоз мусора.
Вышеперечисленные услуги относятся к основным. Кроме этого, содержание жилья включает еще целый ряд дополнительных работ, которые более подробно изложены в статье 154 ЖК РФ.
В перечень периодически вносятся изменения и различные дополнения, решение о которых принимается на общем собрании жильцов.
На этом собрании должны присутствовать представители ЖКХ для составления протокола, который вступает в силу только после того, как его подпишут уполномоченные сотрудники УО (управляющей организации) и представители от жильцов многоэтажного дома.
Текущий ремонт
Если в квитанции есть отдельная строка «Текущий ремонт», следует знать, что входит в эту стоимость. Как правило, в перечень услуг входит ремонт газового оборудования, находящегося внутри дома, проведение восстановительных работ различных конструктивных элементов здания, а также плановое обслуживание инженерных систем и оборудования.
Все эти услуги жильцы должны оплачивать, в зависимости от размера своей доли в собственности, которая принадлежит всем владельцам квартир в данном здании. Размер платы устанавливается на общем собрании. Чтобы самостоятельно рассчитать точную сумму платежа, необходимо узнать значение действующего тарифа и умножить на квадратуру вашей квартиры.
Сезонные работы
Сумма, указанная в квитанции, может варьироваться в зависимости от времени года. Управляющие организации, помимо основных регулярных услуг, проводят дополнительно сезонные работы. Среди таких услуг следует выделить:
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 8 (800) 302-92-80 — Звонки из всех регионов бесплатно! Это быстро и бесплатно!
- Ремонтные работы и укрепление кровли, водостоков.
- Содержание фасадов, а также удаление отслоившейся штукатурки или замена плитки на стенах здания.
- Уход за перилами, дверями и окнами.
- Сезонные работы по покрытию деревянных конструкций антисептическими средствами.
- Очистка крыши от снега и льда в зимнее время года.
- Уборка снега на территории, прилегающей к дому.
- Подготовка (покраска) детских площадок к использованию в теплое время года.
- Уход за растениями на земельном участке возле каждого подъезда и на все прилегающей к дому территории.
- Расконсервация и консервация отопительной системы.
Полный перечень услуг должен оговариваться представителями управляющей организации с жильцами. Тарифы на ремонт жилья и другие виды работ по его содержанию тоже должны согласовывать с собственниками. Каждый владелец квартиры имеет возможность проверить соответствие установленных тарифов законодательно установленным нормам.
Часто из-за незнания многие переплачивают за ремонт и содержание жилья, поскольку далеко не в каждом случае этот вопрос обсуждается и согласовывается с жильцами. Поэтому рекомендуется проверять действующие тарифы перед тем, как осуществлять платеж.
При выяснении того обстоятельства, что перечень услуг был составлен без общего собрания, и жильцы теперь должны оплачивать услуги, которые им не предоставляются, следует организовать собрание в срочном порядке.
Согласно действующему законодательству, представители управляющей компании не имеют права отказать: они должны явиться на собрание в обязательном порядке и согласовать полный перечень услуг, входящих в ремонт и содержание жилья.
Если речь идет о формировании цен на данный вид услуг для жильцов муниципальных зданий, в оплату также включается обязательный платеж за наем жилья. Эта сумма впоследствии используется для оплаты ремонтных работ, покупки строительных материалов и проведению работ по поддержанию дома в надлежащем состоянии.
При этом в квитанциях, приходящих жильцам муниципальных домов, не должно быть строки «Капитальный ремонт и содержание жилья». Эти услуги оплачивает собственник жилья или организация, которая является его владельцем.
Тарифы формируются для каждой отдельной группы услуг: определяется стоимость капитального ремонта, работ по содержанию и обновлению жилья и так далее.
Если в квитанции, которую вы получили, в отдельной строке вынесена такая услуга, как вывоз мусора или уборка лифта, скорее всего, это делается для того, чтобы ввести жильцов в заблуждение. Такие работы входят в перечень услуг, обозначенных в строке «Ремонт и содержание жилья», поэтому отдельная плата за них взиматься не должна.
При обнаружении такого нарушения следует организовать общее собрание и потребовать у уполномоченных сотрудников управляющей организации исключить эту строку из квитанций. Если отдельно вынесена такая услуга, как электроосвещение мест общего пользования, значит, в строке «Содержание и ремонт жилья» должна быть указана меньшая сумма.
Перечень, периодичность оказания услуг и их стоимость указываются в договоре управления многоквартирным домом.
В данном документе также должен быть указан состав имущества, с которым будут проводиться работы, порядок определения стоимости и порядок внесения платы.
Уполномоченные сотрудники управляющей организации, являясь заказчиками услуг, обязаны осуществлять контроль, постоянно следить за качеством и сроками выполнения всех видов работ, прописанных в договоре.