Если ОСС по утверждению тарифа не состоялось, нужно перейти на муниципальный тариф?

Содержание

  • 1 Когда ждать повышения
  • 2 На сколько повысят

Процент повышения тарифов ЖКХ в 2021 году уже утвержден Распоряжением Правительства РФ № 2827-р от 30 октября 2020 г. Единого для всей страны показателя, как и прежде, не будет. Насколько вырастут цифры в платежках за коммуналку будет зависеть от региона проживания, но в любом случае их рост не превысит уровень прогнозируемой годовой инфляции.

Когда ждать повышения

С 1 января 2021 года россиянам не стоит ждать квитанций с новыми более высокими суммами. Повышение тарифов ЖКХ традиционно пройдет во втором полугодии – с 1 июля.

Если ОСС по утверждению тарифа не состоялось, нужно перейти на муниципальный тариф?

Подобный подход позволяет «затормозить» инфляционные процессы в начале года и немного сгладить рост расценок на фоне сезонного понижения цен на продукты питания (в частности, плодоовощную продукцию) в летнее время.

Принцип летнего повышения цен на коммуналку был нарушен только в 2019 году, что было связано с введением нового значения НДС с января (20% вместо 18%). Тогда их индексация проводилась дважды – в начале первого и второго полугодия.

С начала года россиян ждет новое «несчастье» – в России с 1 января 2021 года отменяется мораторий на отключение услуг ЖКХ за неуплату, ожидаются пени и штрафы.

Это может поставить многие семьи в очень непростое положение, особенно в условиях падения доходов в связи с пандемией и ограничительными мерами, когда многие не платили коммуналку. Причем штрафы в данной ситуации можно назвать меньшим «злом» по сравнению с отключением услуг.

В зимний период должников не могут лишить только отопления и холодной воды. Все остальные виды услуг разрешается отключать в любое время года.

Если ОСС по утверждению тарифа не состоялось, нужно перейти на муниципальный тариф?

Россияне, оставшиеся в период пандемии без работы, могут погасить долги за ЖКХ в рассрочку, обратившись в управляющую компанию с официальным заявлением, или за счет предоставляемых государством субсидий. Если в семье лишился заработка только один человек, предусмотрена частичная компенсация платежей. В случае полного отсутствия доходов коммунальные платежи возмещаются в полном объеме.

На сколько повысят

  • Действующим законодательством установлено, что размер повышения не может превышать темп годовой инфляции, которая по прогнозам Центробанка не превысит 4,2%.
  • Соответственно индексация для услуг ЖКХ в 2021 году в целом не должна превышать указанный процент, но при этом цена отдельных ресурсов может расти сильнее.
  • Что касается разбивки по их видам, согласно прогнозам Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития, в среднем по России ожидаются такие значения:
  • теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, вывоз мусора – 4%;
  • электроэнергия – 5%;
  • плата за газоснабжение – 3,11%.

Если ОСС по утверждению тарифа не состоялось, нужно перейти на муниципальный тариф?

Процент повышения также будет зависеть от региона. Правительство уже утвердило в распоряжении № 2827-р средние значения для каждого субъекта РФ, которыми и будут руководствоваться местные власти при утверждении предельных тарифов ЖКХ.

Так, согласно последним новостям, они колеблются в пределах 3,2-6,5%. Максимальное подорожание коммуналки с 2021 года ожидается в Чеченской Республике, Новгородской области и Якутии – 6,5%, 6,4% и 6% соответственно, минимальное – в Мурманской области, где прирост цен составит 3,2%.

В Москве и Московской области индекс установлен на уровне 4,6% и 3,6% соответственно.

Указанные индексы не распространяются на оплату капитального и текущего ремонта дома, содержания общего имущества, домофона, охрану. Для них регулирование Правительством не предусмотрено, поэтому расценки могут вырасти уже с начала года, а размер повышения может превышать установленные для конкретного региона значения.

Отдельного внимания заслуживает Республика Крым и Севастополь, которые в указанном распоряжении вынесены в отдельную таблицу. Во-первых, средний индекс установлен на уровне 6,2%. Во-вторых, здесь вводится дополнительная величина в виде предельного отклонения для различных муниципальных образований, которое в 2021 году не может превышать 2,4%.

Власти некоторых субъектов РФ уже заявили, что повышения тарифов до предельных величин (установленных Правительством) не будет в связи с ухудшением финансового положения граждан на фоне тяжелой эпидемиологической ситуации и экономического кризиса. То есть можно надеяться, что реальный рост стоимости услуг ЖКХ в 2021 году пройдет не в полном объеме.

Если ОСС по утверждению тарифа не состоялось, нужно перейти на муниципальный тариф?

С другой стороны, не стоит забывать о предусмотренном законодательством праве для региональных властей повышать расценки свыше указанных норм при наличии соответствующего экономического обоснования. Кроме того, максимального процента индексации наверняка будут добиваться ресурсоснабжающие компании в целях компенсации убытков в виде недополученных платежей от населения в 2020 году.

Может ли управляющая компания сама поднять плату за текущее содержание жилья?

Рассказываем, что делать, если УК выставила больший счёт за обслуживание общедомового имущества, ссылаясь на повышение муниципального тарифа.

— На двери подъезда появилось объявление от управляющей компании о проведении общедомового собрания.

Главный вопрос: повышение платы за текущее содержание общедомового имущества в связи с повышение муниципального тарифа. Жильцы дома хотят массово проигнорировать собрание.

Но не получится ли так, что если собрание не состоится, управляющая компания автоматически переведёт нас на дорогой муниципальный тариф?

Что такое муниципальный тариф?

Как поясняет специалист в сфере ЖКХ, руководитель АНО «ЖКХ-Эксперт» Андрей Воробьев, муниципальный тариф устанавливается только в определенных случаях:

  • Для небольших домов до 30 квартир, если собственники решили заниматься обслуживанием своего дома сами, без управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК и когда они на общем собрании не установили размер платы за текущее содержание жилья ( ч. 4 ст. 158 ЖК РФ и п. 36 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
  • Для многоквартирных домов, жильцы которых вообще не определились, кто же будет управлять их домом. Например, застройщик сдал дом, а участники долевого строительства еще не определились с управляющей компанией, так как не все собственники еще заехали в квартиры. При этом дом находится в эксплуатации. Кто будет обслуживать дом: заниматься уборкой подъездов, чистить снег, отвечать за работу лифта? Если в течение трех месяцев у жилого дома не появляется обслуживающей организации, администрация города должна провести конкурс и выбрать УК, которая будет управлять этим домом. В этом случае выбранная УК будет заниматься текущим содержанием дома на основе муниципального тарифа (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ).
Читайте также:  Отказ собственников от договора с ук

В Кирове количество домов и той, и другой категории, по оценкам Андрея Воробьева, составляет около 10% от общего числа жилых домов в городе. Если учесть, что в Кирове 4000 домов, то под новый муниципальный тариф подпадает примерно 400 домов.

Почему вырос муниципальный тариф?

По теме

Если ОСС по утверждению тарифа не состоялось, нужно перейти на муниципальный тариф? С 1 июля в Кировской области вырастут тарифы на коммуналку

4780 6

В администрации Кирова обосновали необходимость повышения муниципального тарифа несколькими причинами: для мусорных операторов повысилась плата за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем вырос тариф за вывоз твёрдых бытовых отходов для УК; повысился минимальный размер оплаты труда (МРОТ), что привело к росту затрат на зарплату обслуживающего персонала (дворников, сантехников, ремонтников); ужесточилось законодательство по обслуживанию газового оборудования: раньше его должны были обследовать раз в три года, а теперь — ежегодно.

Прежний муниципальный тариф действовал в Кирове с 2014 года. С 1 июня 2018 года его повысили почти на четверть, в зависимости от категории дома. В абсолютных цифрах рост составил от 2 до 6 рублей за квадратный метр.

И теперь плата составляет от 16 рублей с квадратного метра жилья (для многоквартирных домов, у которых нет мест общего пользования, но есть центральный водовод), до 53 рублей за квадратный метр (для домов с полным благоустройством, с лифтом и газовым оборудованием).

Кто устанавливает плату за текущее содержание?

Большинство кировчан ошибочно думают, что размер платы за текущее содержание жилья устанавливается государством в лице Региональной службы по тарифам или городских властей. Это не так.

— Если бы тариф устанавливался государством, нам бы просто пришли платежки с новыми цифрами. Но размер платы за текущее содержание дома устанавливается на общем собрании собственников дома, почему сейчас управляющие компании массово и инициируют такие собрания — говорит Андрей Воробьев.

Решение о плате за содержание жилья собственники должны принять на основании предложений управляющей компании, которая этим домом управляет. Это не фиксированная ставка, а именно согласованная плата, которая формируется на основании перечня работ, которые УК будет делать в течение года в доме. На собрании УК должна предоставить перечень работ в доме и их периодичность.

— Жильцы дома, согласовывая плату за текущее содержание жилья, должны понимать, сколько в данном тарифе плата за вывоз мусора, сколько пойдет на работу дворника, сколько на обслуживание лифта и уборку подъезда, — говорит Воробьев. — Сейчас большинство кирован вообще не понимают, на что идут их деньги, какие работы на них выполняются.

Многие управляющие компании пользуются этим незнанием, ссылаются на рост муниципального тарифа и повышают тот уровень платы, который был утвержден жильцами на общедомовом собрании. Но хочу подчеркнуть, что если жильцы дома уже утвердили тариф на текущее содержание жилья, изменить его в одностороннем порядке УК не имеет законного права.

Собственникам дома нужно помнить, что если они со своей управляющей компанией не договорились о размере платы за обслуживание дома, то она и не имеет права заниматься этим обслуживанием.

А договорились — значит размер платы обговорили, он известен и по жилищному законодательству он будет действовать в течение пяти лет. Все эти годы вы точно должны знать, сколько будете платить и за что.

Если этот вопрос не урегулирован, то никакого управления дома быть не может.

Что делать, если УК повысила плату?

Как рассчитывать платежи, если собственники не утвердили размер платы за содержание | ЖКХ: ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

Если собственники не утвердили размер платы, управляющие обязаны в зависимости от ситуации продолжать применять утвержденный ранее тариф или начать использовать принятый органом МСУ. В рекомендации мы рассказали, какой размер взять за основу для расчетов и как рассчитать по нему плату.

На чем основывать расчет, если собственники не утвердили размер платы

Чтобы определить, какой размер платы взять за основу для расчета, выясните:

  1. 1.      утверждали ли собственники решение о размере платы ранее;
  2. 2.      если утверждали, то на какой период.

Закон не ограничивает период, на который собственники помещений в МКД или члены ТСЖ, ЖСК вправе утвердить размер платы. Чтобы разобраться, как часто утверждать, ознакомьтесь с предыдущими решениями общих собраний и уставными документами организации. Особенности утверждения размера платы в зависимости от способа управления МКД мы привели в таблице 1.

Таблица 1. Особенности утверждения размера платы в зависимости от способа управления МКД

Способ управления Кто утверждает На какой период Какие документы закрепляют
УО Общее собрание собственников помещений с учетом предложений УО (ч. 7 ст. 156 ЖК) Не менее чем один год Протокол ОСС, договор управления МКД илидокументация открытого конкурса, если УО отобрали на таком конкурсе
ТСЖ, ЖСК, ЖК Общее собрание членов товарищества или кооператива (ч. 8 ст. 156 ЖК) Период определяет устав ТСЖ, ЖСК, ЖК Протокол общего собрания членов ТСЖ, ЖСК

Какой размер платы применять, если в предыдущем решении собственники не указали период

Если предыдущее решение собрания содержало формулировку без указания сроков окончания действия, вы обязаны продолжать применять ранее утвержденный размер платы. Применять нужно до момента, когда общее собрание примет новое решение. На практике такой промежуток может продлиться в течение нескольких лет.

УО, ТСЖ, ЖСК не вправе самостоятельно изменить размер платы (определение Верховного суда от 14.02.2018 № 304-КГ17-22877), но могут инициировать общее собрание и предложить собственникам утвердить экономически обоснованную плату. Провести ОСС целесообразно в случае, если ранее утвержденный размер не позволяет качественно содержать и ремонтировать общее имущество.

Читайте также:  Размещение информации по одпу и их показаниях

Какой размер платы применять, если собственники указали период или не утверждали ранее размер платы

Если срок ранее утвержденного собственниками размера платы истек или не утверждался, применяйте размер платы за содержание в размере, установленном нормативным актом органа МСУ (ч. 4 ст. 158 ЖК). Применять размер платы, утвержденный на прошедший период, УО, ТСЖ, ЖСК не вправе.

Внимание: собственники вправе принять решение о применении размера платы, установленного органом МСУ.

Как использовать размер платы, утвержденный органом МСУ

Ознакомьтесь с нормативно-правовым актом об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в МКД, утвержденным органом власти вашего региона.

Как правило, такой нормативный акт ежегодно утверждается органом МСУ и размещается на официальном сайте органа МСУ.

Если на официальном сайте отсутствует такой документ, письменно направьте в орган МСУ запрос о наличии на территории муниципального образования такого нормативного акта и где с ним можно ознакомиться.

Пример: мэрия Новосибирска утвердила с 1 июля 2019 года размер платы за содержание жилого помещения для 11 категорий домов (постановление мэрии города Новосибирска от 29.05.2019 № 1984).

  • Каждый субъект РФ утверждает свой перечень категорий домов, единого подхода нет.
  • Для каждой категории утверждают перечень работ по содержанию, исходя из которого рассчитывают размер платы
  • ​Выберите и используйте размер платы для категории, которая подходит для МКД в вашем управлении, в котором собственники не утвердили размер платы на общем собрании.

Как начать собирать платежи исходя из размера платы, утвержденного органом МСУ

Чтобы начать начислять плату за содержание жилого помещения исходя из утвержденного органом МСУ размера, выполните два действия:

  • распределите затраты по статьям расходов;
  • проинформируйте собственников.

Распределите затраты по статьям расходов. Как правило, в нормативном акте орган МСУ указывает размер платы за содержание жилого помещения исходя из 1 кв. м общей площади жилого помещения. При этом такой нормативный акт конкретизирует лишь часть статей расходов. Например, на содержание лифтов, на расходы по начислению платы за содержание жилого помещения.

В отношении не определенных в нормативном акте органом МСУ затрат установите их соотношение в порядке, предусмотренном условиями договора управления или решениями собраний. Если условия договора управления МКД или решения собраний это не определяют, примите решение сами. Учтите мнение совета МКД либо правления ТСЖ, ЖСК, ЖК.

Проинформируйте собственников помещений в МКД в письменной форме об изменении размера платы за содержание жилого помещения. Сделайте это не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата исходя из размера, утвержденного органом МСУ (ч. 13 ст. 155 ЖК).

Разместите уведомление на информационных досках в подъездах МКД, а УО – также на стендах в офисе. В уведомлении укажите реквизиты документа, который устанавливает размер платы, и адрес сайта госоргана, который утвердил такой размер. На случай обращения жителей подготовьте копии нормативных актов.

  1. Каждый субъект РФ утверждает свой перечень категорий домов, единого подхода нет.
  2. Для каждой категории утверждают перечень работ по содержанию, исходя из которого рассчитывают размер платы
  3. ​Выберите и используйте размер платы для категории, которая подходит для МКД в вашем управлении, в котором собственники не утвердили размер платы на общем собрании.

​ © Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»

Тарифы ЖКХ увтерждает собрание жильцов. Надо ли их менять каждый год?

Как известно, плата за ЖКУ состоит из платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилья. Причем плата за содержание устанавливается решением общего собрания дома. Вокруг этого возникает множество споров. Начиная от размера тарифа, заканчивая возможностью его изменить по решению только управляющей организации.

Судебная практика

Один из таких споров был рассмотрен в Определении Верховного суда РФ от 14.02.2018 N 304-КГ17-22877.

Ситуация была такая. Общее собрание утвердило тариф. На следующий год управляющая организация предложила изменить этот тариф и увеличить плату. Однако общее собрание с этим не согласилось. Что сделала управляющая организация?

Организация посчитала, что собственники не утвердили новый тариф, а прежний тариф утратил силу. Поэтому УО решило применять тариф, утвержденный органами местного самоуправления. Естественно, это нарушало права собственников и дело дошло до суда.

Сейчас обсудим, что постановил суд и насколько была не права УК. А пока посмотрите короткое видео об отмене штрафов для управляющих организаций:

Верховный суд рассмотрел эту ситуацию и сделал интересный вывод. По мысли суда, здесь надо применять часть 7 статьи 156 Жилищного кодекс РФ. В этой норме сказано, что тариф утверждает общее собрание. Причем тариф устанавливается на срок не менее одного года. Цитата из ЖК:

7. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Суд указал, что речь идет именно о минимальном сроке действия тарифа, а не о максимальном.

Например, если общее собрание в 2017 году утвердило тариф, то такой тариф может действовать и несколько лет. То есть его вполне можно применять и в 2019. Это справедливо, если общее собрание не утвердит новый тариф в 2018.

Опираясь на этот вывод, суд признал действия управляющей организации незаконными. Тот факт, что общее собрание не согласилось с увеличением платы, предложенным управляющей организацией, также не означает, что УО может не применять ранее установленный собранием тариф.

  • Подписывайтесь на канал ЖКХ: вопросы и ответы, жмите кнопку ???? и делитесь этой статьей в соц.сетях.
  • Завтра будет новое полезное видео на канале, а в ближайшее время будут выходить материалы на самые разные темы в ЖКХ. Не пропускайте!
Читайте также:  Как уведомить должника при ограничении водоотведения?

5 случаев, когда применяется «муниципальный тариф» на содержание жилья

12 января 2021

Антонина Юдина

На сайте Государственной жилищной инспекции Ростовской области опубликован доклад о правоприменительной практике за 2020 год. Самое интересное в нём — про размер платы за содержание жилья, а именно про применение муниципального тарифа.

Госжилинспекция указывает, что есть пять возможных случаев начисления платы за содержание жилья в размере, утвержденном органами местного самоуправления:

  1. Собственники помещений ранее не принимали решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения.

  2. Собственники на общем собрании приняли решение применять размер платы за содержание жилого помещения в размере, установленном органом местного самоуправления, либо такое условие указано в договоре управления, при этом конкретный размер платы не устанавливался.

  3. Условие о применении размера платы за содержание жилого помещения, установленного органом местного самоуправления, содержится в конкурсной документации при проведении конкурса по отбору управляющей организации и (или) договоре управления, заключённого по результатам такого конкурса.

  4. В случае, если органом местного самоуправления назначена временная управляющая организация в соответствии с ч. 17 ст. 161 ЖК РФ.
  5. Собственники на общем собрании ранее приняли решение об установлении конкретного размера платы за содержание жилого помещения со сроком действия такого размера, который истёк, при этом новое решение об установлении размера платы не принималось.

Не может применяться размер платы за содержание жилого помещения, установленный органом местного самоуправления, в следующих случаях:

  • Размер платы был ранее утверждён решением общего собрания собственников помещений без срока его действия. В таком случае такой размер платы действует бессрочно, до утверждения нового размера платы в установленном законодательством порядке.
  • Размер платы был установлен при проведении открытого конкурса в размере, не соответствующем установленному органом местного самоуправления, что отражено в конкурсной документации и (или) договоре управления.
  • Размер платы установлен решением общего собрания собственников помещений, но в договоре управления предусмотрены различные условия индексации размера платы за содержание жилого помещения, в том числе с применением размеров платы, установленных органом местного самоуправления (например, с формулировкой, что если утверждённый ранее размер платы за содержание жилого помещения меньше, чем установленный органом местного самоуправления, то применяется последний), однако такие условия не утверждены решением общего собрания.

В таких случаях должны применяться ранее утверждённые размеры платы, их изменение недопустимо. В случае нарушений орган жилищного надзора выдает управляющим организациям предписания.

Дорогие читатели! Присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте или подписывайтесь на наш телеграм канал, чтобы всегда оставаться в курсе новостей ЖКХ.

Изменение стоимости содержания общим собранием собственников

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы.

Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли.

Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное.

Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>

**************************************************

В статье «Кто устанавливает размер платы за содержание?», входящей в состав цикла «Мифы ЖКХ», было разъяснено, что при управлении домом управляющей организацией размер платы за содержание определяется на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Однако, понимание указанных полномочий общего собрания нередко приводит к необоснованному предположению, якобы собственники в любой момент имеют право установить любую стоимость содержания жилья, независимо от того, согласна с такой стоимостью управляющая организация или нет.

Необходимо отметить, что данное предположение является очередной лжетеорией — именно она и рассмотрена в настоящей статье.

Суть лжетеории

Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме». При этом часть 1 статьи 162 ЖК РФ устанавливает: «При выборе управляющей организации общим собраниемсобственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания».

  • Таким образом, именно общее собрание собственников помещений имеет право в одностороннем порядке утвердить условия договора управления и размер платы за содержание жилого помещения, а управляющая компания обязана заключить договор управления на условиях, утвержденных общим собранием, и предъявлять к оплате собственникам помещений стоимость содержания жилья в размере, установленном решением общего собрания.
  • Приверженцы приведенного мифа часто не отрицают того, что следование их мнению приводит к ущемлению прав управляющей организации (далее — УО), создает неравные условия для двух сторон договора управления, однако нисколько этим не смущаются.
  • Проанализируем, в чем же ошибочность такого подхода.

Требования к размеру платы за содержание

Необходимо отметить, что стоимость содержания не должна устанавливаться произвольно, и об этом прямо говорит Жилищный кодекс РФ.

Часть 1 статьи 156 ЖК РФ устанавливает: «Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства».

Пункт 29 Правил содержания общего имущества, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила 491), подтверждает приведенную норму: «Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *