Верховный суд РФ поставил точку в затянувшемся споре управляющей домом организации и органа ГЖН о том, какие площади включаются в общее имущество собственников при расчёте платы за коммунальные ресурсы, потреблённые в целях содержания такого имущества. Читайте о доводах и решении ВС РФ по этому вопросу.
При расчёте платы за КР на СОИ используются данные о площади общего имущества дома
Поводом к судебному разбирательству по делу № А57-26118/2017 стало предписание органа ГЖН в отношении одной из управляющих организаций Саратова.
По жалобе собственника помещения в многоквартирном доме надзорный орган провёл внеплановую документарную проверку УО по вопросу о том, корректно ли вёлся в июне 2017 года расчёт платы за КР на СОИ в данном доме.
Речь шла об оплате горячей, холодной воды и услуг по водоотведению.
Расчёт платы за ресурсы, потреблённые в целях содержания общего имущества собственников, УО вела исходя из норматива, установленного в регионе. При этом управляющая организация использовала площадь всего общего имущества, которая составляла более 5,8 тыс. кв.м.
Орган ГЖН, завершив проверку, зафиксировал нарушение управляющей организацией п. 29 ПП РФ № 491, п. 27 приложения 1 к ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Инспекторы зафиксировали, что УО при расчёте платы за холодную, горячую воду и отведение сточных вод, израсходованных на содержание общего имущества, включила в состав ОИ помещения, не предусмотренные для расчёта такой платы.
Госжилинспекция требовала, чтобы УО устранила нарушения и сделала перерасчёт собственникам, исключив из расчётов площадь машинных отделений, лифтов, мусоросборников, технического подполья и пожарных выходов – почти 763 кв.м.
О расчёте платы за КР на СОИ при наличии в доме «умного» счётчика
Уо использовала для расчётов платы за кр на сои данные о площади всех общих помещений в доме
Управляющая организация с такой точкой зрения не согласилась и подала иск в суд с требованием признать предписание органа ГЖН недействительным и неисполнимым. В обоснование своей позиции УО указала, что в состав общего имущества собственников в соответствии с пп. «а» п. 2 ПП РФ № 491 включаются помещения, которые не являются частями квартир и обслуживают более одного помещения.
Сюда относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи, гаражи, технические подвалы, котельные, бойлерные. Услуги по их содержанию входят в минимальный перечень услуг и работ по содержанию общего имущества, указанный в ПП РФ № 290, и их оплачивают собственники.
К услугам по надлежащему содержанию общих помещений в доме относятся уборка и санитарно-гигиеническая очистка таких помещений, на которую расходуются коммунальные ресурсы (п. 11 ПП РФ № 491).
В соответствии с ПП РФ № 1498, плата за потреблённые в этих целях ресурсы с января 2017 года включена в перечень жилищных услуг по содержанию жилого помещения и исчисляется из расчёта стоимости 1 кв.м.
общей площади жилья.
Когда применение повышающих коэффициентов влияет на объём КР на СОИ
Состав общего имущества для расчётов платы за КР на СОИ указан в ПП РФ № 306
Орган Госжилнадзора в суде настаивал на правильности своих выводов, сделанных после проверки деятельности управляющей организации. Представитель надзорного органа настаивал на том, что площадь общего имущества собственников в МКД, которую следует применять для расчёта платы КР на СОИ, составляет 5053,3 кв.м.
В эту площадь входят, согласно технической документации дома, лестницы, коридоры и колясочные. По мнению ГЖИ, управляющая организация неправомерно включила в расчёт площадь машинных отделений, лифтов, мусоросборников, техподполья и пожарных выходов.
Подобные действия УО противоречат п. 27 приложения 1 к ПП РФ № 306, который устанавливает нормативы потребления воды и услуг по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в доме.
В указанном пункте говорится о том, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме для расчёта платы за указанные КР на СОИ, определяется как суммарная площадь:
- межквартирных лестничных площадок и лестниц;
- коридоров, тамбуров, холлов;
- вестибюлей, колясочных;
- помещений охраны (консьержа).
Увеличение площади общего имущества за счёт иных помещений приводит к завышению платы собственников за КР на СОИ.
Должна ли РСО делать перерасчёт при отрицательном объёме КР на СОИ
Состав общего имущества для расчёта платы за КР на СОИ индивидуален для разных жилищных услуг
Суды всех инстанций согласились с аргументами органа Госжилнадзора, и управляющая организация обратилась в Верховный суд РФ, но и высшая судебная инстанция не согласилась с доводами УО.
Решение по спору ВС РФ принимал, опираясь на следующие требования нормативно-правовых актов, которые приводили и все предыдущие судебные инстанции, разбирая спор:
- Площадь общих помещений, которая используется при расчёте платы за холодную, горячую воду и водоотведение, потреблённые на содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме, определяется в соответствии с требованиями ПП РФ № 306 и техническим паспортом МКД.
- В площадь общего имущества для расчётов за КР на СОИ по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению включаются только площади помещений, указанных в п. 27 приложения 1 к ПП РФ № 306: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны согласно данным, указанным в техдокументации.
- Следовательно, для расчёта платы за горячую и холодную воду, водоотведение, предоставленные в целях содержания общего имущества, приняты площади не всех общих помещений, указанных в ст. 36 ЖК РФ. Перечень их индивидуализирован для расчёта конкретной жилищной услуги.
- При расчёте площади помещений, входящих в состав общего имущества собственников в МКД, УО должна учитывать один и тот же состав как при определении нормативов КР на СОИ, так и при расчётах платы за такие услуги.
Также суды подчеркнули, что за подобное нарушение при расчёте платы КР на СОИ управляющая организация уже привлекалась к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ – за нарушение порядка ценообразования (дело № 5-969/2017).
Учитывая приведённые выше требования нормативно-правовых актов, ВС РФ подтвердил правоту органа Госжилнадзора и оставил в силе принятые ранее по делу решения.
Вывод Верховного суда РФ был однозначным: включение в состав общего имущества не указанных в ПП РФ № 306 площадей помещений для расчётов платы КР на СОИ по услугам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения и определения является неправомерным.
Запомнить
Управляющая домом организация, а также ТСЖ и РСО, которые начисляют жителям многоквартирных домов плату за коммунальные ресурсы, потреблённые в целях содержания общего имущества, должны чётко разделять две ситуации:
- Состав общего имущества, куда входят все объекты, перечисленные в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 ПП РФ № 491, используется для расчёта размера платы за содержание жилого помещения и других жилищных услуг.
- Состав общего имущества, который применяется при определении норматива потребления ХВС, ГВС и отведения на СОИ и при расчётах платы за эти жилищные услуги, определяется согласно п. 27 приложения 1 к ПП РФ № 306.
Расчёт платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривает включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов. Это подчёркивает Минстрой РФ в письме от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04.
А вы правильно ведёте расчёты за КР на СОИ по горячей, холодной воде и водоотведению? Проверьте до того, как это сделает орган ГЖН.
Нежилые помещения и места общего пользования в многоквартирном доме
Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме. Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.
В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.
Итак, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.
2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
- К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
- Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.
- У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.
- Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.
Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.
В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.
Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.
Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.
Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов.
Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например.
Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.
Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.
Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений.
Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина.
Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.
А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.
Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.
Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.
В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.
Информация подготовлена специалистами Центра информирования и консультирования граждан ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» с использованием материалов сайта https://raschetgkh.ru/articles/177-nezhilye-pomeshcheniya-v-mnogokvartirnom-dome.html
Содержание общего имущества в коммунальной квартире
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Жилищный фонд » Содержание общего имущества в коммунальной квартире
Каждый из участников правоотношений испытывает на себе бремя по должному поддержанию помещений в коммуналке.
Содержание
Согласно ст. 41 ЖК РФ, хозяин помимо комнаты, эксплуатируемой с целью пребывания, в коммунальной квартире является обладателем доли на эксплуатацию совместного имущества, значащегося в долевой собственности.
При этом площадь части на общее имущество в коммунальной квартире рассчитывается строго с учетом квадратуры имущества, которое принадлежит владельцу. Расчет размера доли идет в соответствии с законодательным порядком.
Поэтому каждый из участников правоотношений испытывает на себе бремя по должному поддержанию помещений в коммуналке, которые числятся в статусе долевой собственности.
Содержание жилого помещения в коммунальной квартире
Совместное проживание нескольких лиц в одной квартире коммунального характера может предстать причиной многочисленных конфликтов, которые возникают на различной почве. В большинстве случаев детерминирует споры пользование общей инфраструктурой.
К сожалению, подобные ситуации могут длиться на протяжении ни одного десятилетия, тем самым усложняя жизнь собственников.
Это связано с тем, что не все владельцы помещений (комнат) жилого предназначения имеют представления о законодательной базе, которая регулирует совместную жизнь в подобных объектах.
Содержание жилплощади в коммуналке регламентировано нормативными принципами ЖК РФ, а именно, ст. 43. Указанная правовая норма гласит о том, что при существовании долевой собственности все собственники комнат обязаны выплачивать налоги и коммунальные платежи.
Кроме того, на плечи владельца возлагается обязанность оплачивать дополнительные финансовые издержки, требуемые на поддержку приемлемого для жизни состояния в квартире коммунального типа, но их расчет обуславливается размером доли, выведенной из общего имущества.
Бремя по содержанию общего имущества
ЖК подразумевает обязательный характер для всех собственников нести ношу по поддержанию приемлемых условий в совместно используемом имуществе в многоквартирном доме. Подобное бремя выражается в материальной форме, иными словами, все из собственников помещений должны оплачивать услуги, которые исчисляются на общее имущество в коммунальной квартире.
Сумма всех необходимых взносов рассчитывается пропорционально доли жилых комнат в коммуналках, числимых в собственности у владельца, и помещений, находящихся в совместной долевой эксплуатации.
Однако здесь необходимо отличать случаи, когда взимается плата на поддержание помещения в пригодном для пребывания людей состоянии в коммунальной квартире, от фактов, когда имущество числится в общей долевой собственности.
Первый вариант подразумевает, что все владельцы помещений признаются дольщиками единого объекта, поэтому совместно принимают участие в обеспечении должного состояния квартиры. В случае квартир коммунального типа каждый из собственников представляет собой отдельного владельца жилой комнаты, иными словами, он сам возлагает бремя по их содержанию.
Говоря проще, если один участник является хозяином в двухкомнатной квартире коммунального плана помещения в 20 кв. м, а другое лицо – комнаты 10 кв.м, то доли распределяются следующим образом:
- первый собственник обладает долей в размере 2/3;
- второй собственник, соответственно, 1/3 доли.
Таким образом, опираясь на законодательство РФ, на каждого из двух этих владельцев комнат возлагается бремя пропорционально 2/3 и 1/3 доли в коммунальной квартире.
Бремя расходов на содержание общего имущества коммунальной квартиры
Общее имущество собственников комнат в коммунальной квартире определено на основании Правительственного постановления, которое было издано 30 июля 2004 года. К таковым объектам причисляются:
- кухонная зона;
- санитарные комнаты;
- подсобки и иные помещения;
- коридоры;
- инженерное оборудование и коммуникационные сети.
При этом пользование совместным имуществом подразумевает образование как прав, так и обязанностей всех собственников помещений.
В том числе формируется бремя дополнительных издержек на содержание общего имущества в коммунальной квартире.
При этом размер финансовых затрат, если наблюдается пользование общим имуществом в коммунальной квартире, вычисляется как цена услуг или ремонта, которая умножается на размер занимаемой жилплощади.
Основания оплаты коммунальных услуг
Порядок оплаты коммунальных услуг в коммунальной квартире исчисляется из принципа содержания совместного имущества. Механизм распределения платы может происходить двумя способами:
- по соглашению между владельцами комнат;
- без договоренности между владельцами помещений.
Оплата коммунальных услуг в коммунальной квартире и расчет издержек посредством соглашения подразумевает определенный порядок эксплуатации совместного имущества.
Например, если на территории коммунальной квартиры установлено средство телефонии, которое можно эксплуатировать коллективно, то и расходы на обслуживание распределяются между всеми участниками равномерно в соответствии с заключенным договором. Этот принцип касается и системы отопления и газификации помещения.
Если эксплуатация общего имущества в коммуналке не подразумевает заключение соглашения между владельцами комнат, то оплата коммунальных услуг и ее исчисление предполагает следующий порядок:
- Оплата электроснабжения, если на территории коммунальной квартиры предусмотрены общедомовые счетчики, рассчитывается с учетом мощности установленных электроприборов и осветительных приборов на всех собственников комнат.
- Затраты на услуги телефонии при коллективном пользовании распределяются с учетом количества жильцов всех помещений, которые эксплуатируют устройство. При этом оплата в роуминге осуществляется отдельно.
- В случае если установлены отопительные приборы, то расчет коммунальных услуг происходит с учетом площади помещений, где они монтированы.
- Плата за газ раскидывается на всех жильцов коммунальной квартиры без учета их возраста.
Каждый владелец жилого помещения несет ответственность за своевременную оплату коммунальных платежей, в том числе и на коллективное имущество домовладельцев в коммунальной квартире. Если хозяин жилплощади находится в отлучке, то есть не являет собой в данный момент потребителя коммунальных услуг, то законодательство РФ предусматривает компенсацию.
Проблемы, связанные с содержанием общего имущества
Общее имущество собственников помещений в коммунальной квартире может стать предметом раздора между участниками правоотношений. Конфликтные ситуации в таких случаях разрешаются только в суде, что предусматривает законодательный порядок.
По судебному решению между собственниками составляется определенный договор, который направлен на справедливое распределение затрат.
При этом во внимание принимается факт использования тех или иных ресурсов, объем которых фиксируется приборами учета, установленными в коммунальной квартире.
Если счетчики отсутствуют, тогда судебная инстанция может брать за основу для исчисления платежей удельные затраты, которые рассчитаются индивидуально для каждого коммунального ресурса в соответствии с нормами потребления.
Содержание общего имущества в коммунальной квартире – процесс достаточно сложный. При учете всех законодательных нюансов совместное проживание будет успешным, так как будут соблюдены интересы и права каждого из собственников.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Что должно быть включено в площадь общего имущества МКД для целей расчета КР СОИ по воде?
Казалось бы, понятие коммунального ресурса на содержание общего имущества (КР СОИ), введенного с 01 января 2017 года вместо понятия ОДН (общедомовые нужды), действует уже почти 3 года, и все спорные вопросы должны были быть разрешены и разъяснены за это время. Но Верховный суд РФ по-новому растолковал норму жилищного законодательства РФ при рассмотрении спорной ситуации.
Часто по судебным спорам по КР СОИ возникает вопрос о том, какие площади должны быть правильно использованы для целей расчета этих расходов. Органы государственного жилищного надзора (далее — ГЖН) в этом вопросе придерживаются того мнения, что для расчета этих площадей необходимо придерживаться только данных технического паспорта.
Но уже не один год градостроительные нормы не требуют оформления данного документа при окончании строительства. Однако бОльшая часть жилого фонда в регионах состоит все-таки из домов застройки прошлого века, когда технический паспорт должен был быть у каждого МКД.
Но, в период становления законодательства по ЖКХ, а также войн за дома, задолго до лицензирования деятельности управляющих организаций (УО), технические паспорта сохранились не у всех и не везде.
Да и содержание этих документов не всегда отображает все необходимые сведения о площадях МКД. Такой документ, как «МИ 3290-2010 ГСИ. Рекомендация по подготовке, оформлению и рассмотрению материалов испытаний средств измерений в целях утверждения типа (с Изменениями № 1, 2, 3)» до сих пор является действующим.
А в пунктах 24-26 Правил содержания общего имущества МКД, утв. Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.06.2006 г (далее — Правил 491), отсутствует такой документ, как технический паспорт МКД, хотя ссылки на него есть и в нормативно-правовых актах (НПА), и в письмах Минстроя РФ, да и в судебных решениях.
Кроме того, при абсолютном нежелании собственников помещений МКД оплачивать в экономически обоснованном размере услуги управляющих организаций, актуализация технических паспортов практически никем и нигде не производится (очень редко). Хотя по закону (п.
27 Правила 491) техническая документация должна содержать актуальную информацию. И делаться это должно за счет платы за содержание общего имущества (СОИ) МКД, то есть, за счет собственников.
Но на обновления технического паспорта МКД цены совсем недетские, непонятно, откуда и из чего рассчитанные в организациях, оказывающих эти услуги…
Еще в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11 апреля 2017 г. № 12368-А4/04 «Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» указывалось:
«…
При расчете по формуле 26 приложения № 2 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам».
Так органы ГЖН и толкуют данные вопрос о площадях МКД для целей расчета КРСОИ по водоснабжению и водоотведению. Хотя в силу пункта 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу МКД относится, в том числе и:
-
помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
-
иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Состав ОИ содержится и в пункте 2 Правил 491, который включает в себя также:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В пункте 29 Постановления Правительства № 306 от 23 мая 2006 г.
«Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Правила 306) нормативы потребления КРСОИ в МКД по каждому виду коммунальных ресурсов включают …
также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Если обратиться к минимальному перечню работ по содержанию МКД, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 года (далее — Перечень 290), то в нем содержится много видов работ, когда искпользуется вода, соответственно, и водоотведение.
К таким работам можно отнести также: очистку, промывку загрузочных клапанов стволов мусоропроводов, мусоросборной камеры и ее оборудования; очистка кровли и водоотводящих устройств от грязи, промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе, промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений, промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений,поливка летом газонов (зеленых насаждений).
В пункте 23 Перечня 290 указано, что работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме следующие: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов), а в пункте 24 Перечня 290 указано о промывке урн возле подъездов.
Также не стоит забывать об уборке после проведения ремонтов в подъездах МКД. А органы ГЖН и суды очень даже активно применяют Постановление Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее — Правила 170), правомерность применения которых весьма спорна.
Например, в Правилах 170 (пункт 3.2.7) указано про мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д., которые следует производить не реже чем через пять дней, а стен — не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
Как рассчитываются коммунальные услуги на содержание общего имущества
Граждане, которые живут в многоквартирном доме, ежедневно пользуются общим имуществом. За содержание общей собственности (ОС), проживающие в доме люди должны ежемесячно вносить плату. И поэтому у многих людей возникает вопрос: что относится к этой собственности, и как рассчитываются коммунальные услуги на содержание общего имущества.
Что относится к коллективной собственности
Объекты, которыми пользуются все жильцы многоквартирного дома, являются коллективными. К ним следует отнести:
- подъезды, коридоры;
- лестницы и лифты;
- чердаки, крыши;
- подвальные помещения;
- земельные участки, относящиеся к придомовой территории;
- инженерные системы и оборудование.
Полный перечень прописан в пункте 1 статьи 36 ЖК РФ[1]. Еще одним нормативно-правовым актом, регулирующим данные правоотношения, является Постановление Правительства РФ № 354[2].
Содержать в надлежащем состоянии МКД должны жильцы и ЖКХ. С управляющей компанией владельцы заключают договор, в котором определяют список работ по обеспечению сохранности объекта и работоспособности техники в МКД.
Обслуживающая компания должна:
- Проводить уборку придомовой территории.
- Вывозить мусор и другие отходы.
- Производить капитальный и текущий ремонт.
- Осуществлять проверочные мероприятия для предотвращения поломок сетей.
- Контролировать соблюдение правил пожарной безопасности.
- Поставлять ресурсы, потребляемые для освещения и обогрева подъездов и лифтов.
- Облагораживать участок и т. д.
Часть работ может осуществлять другая компания, с которой договорились пользователи. А УК будет оказывать минимальный перечень работ.
Кто должен за это платить
Содержание коллективной собственности — это обязанность жильцов. Данное обязательство указано в Правилах содержания коллективного имущества, утвержденных Постановлением Правительства № 491[3].
Так, они должны ежемесячно перечислять определенную сумму, а также дополнительно вносить взносы на произведение капитального ремонта, для того чтобы покрыть расходы УК при осуществлении ее деятельности. При этом потребители обязаны расплачиваться лишь за то, что они сами выбрали.
Дополнительное обслуживание, введенное без согласия собственников, может не оплачиваться, за исключением случаев предусмотренных законом или условиями соглашения. Любые изменения должны согласовываться с плательщиками.
Список услуг утверждается на собрании владельцев, так же в процессе сразу определяется стоимость сервиса. Цена не должна превышать установленный норматив.
Если обслуживание обошлось дороже предполагаемого, то разницу выплачивает поставщик.
Как рассчитывается стоимость
Согласно жилищному законодательству размер оплаты за обеспечение помещения зависит от доли владельца в доме. Определение доли производится по правилам, установленным ст. 37 ЖК РФ[4].
Таким образом, чтобы рассчитать размер платы за работу, произведенную в целях обеспечения ОИ, собственнику необходимо просто умножить норматив на квадратные метры квартиры. Тариф устанавливается всеми жильцами на собрании, действует он в течение года, после чего рассчитывается новый. Этот способ используется ЖКХ при начислении квартплаты.
Как это отражается в квитанции
За жилищное обслуживание организации взимают отдельную плату. Оно отдельно прописываются в квитанциях ЖКХ. Новая графа в платежке появилась в 2017 году, раньше жилищное обслуживание включалось в коммунальное.
Если обслуживающая компания выделит в отдельную графу любую услугу по обеспечению ОИ, то плательщик не должен расплачиваться за это. Так как это противоречит нормам Жилищного законодательства.
Так УК старается получить двойную прибыль, введя пользователей в заблуждение. При обнаружении дополнительной графы в квитанции необходимо сразу же обратиться к руководству УК с требованием устранить нарушение.
При игнорировании заявления следует писать жалобу в жилищную инспекцию.
Что если не платить
Многие люди думают, что рассчитываться они должны только за то, что есть у них в жилье (вода, свет, газ), и отказываются оплачивать иную деятельность УК.
Отказ вносить плату является нарушением, и человек будет привлечен к ответственности. Так как внесение денег за оказанный сервис является обязанностью пользователей, которая возникает с момента подписания договора.
За нарушение условий договора, сторона обязана выплатить пеню и долг.
При отказе добровольно исполнить обязательство поставщик может прекратить поставку ресурсов, и обратиться в правоохранительные органы. Однако действия плательщика будут правомерны, если нарушения были совершены организацией (предоставление услуг ненадлежащего качества, произведение неправильного расчета).
Взыскание платы за содержание общего имущества с собственников нежилых помещений в МКД. Обзор судебной практики
- Николай Монтиле
- Эксперт портала «Правовые аспекты энергоснабжения. Консалтинг»
- 1. Обязанность собственника нежилого помещения в МКД оплачивать услуги по содержанию общего имущества в МКД
1.1.
Собственник нежилого помещения, расположенного в МКД, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Определение Верховного Суда РФ от 25.01.
2018 N 308-ЭС17-21687 по делу N А53-4643/2017Оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды установили, что в спорный период общество являлось собственником нежилых помещений, оплату за содержание общего имущества дома не вносило; компания осуществляла обслуживание жилого дома, несла затраты, связанные с оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, и, руководствуясь статьями 39, 136, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворили иск к обществу, поскольку собственник нежилого помещения, расположенного в МКД, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Определение Верховного Суда РФ от 11.03.
2019 N 310-ЭС19-633 по делу N А35-10015/2017Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 154, 155, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды удовлетворили заявленные требования, сделав правильный вывод, что Общество как собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязано вносить управляющей организации плату за содержание общего имущества этого многоквартирного дома.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.01.
2019 по делу N 308-ЭС18-14220, А63-935/2018Таким образом, из приведенных положений статей 210, 249 ГК РФ, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества и взносов на капитальный ремонт.
Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.
1.2. Отсутствие письменного договора между собственником нежилого помещения и управляющей организацией не отменяет обязанность такого собственника по внесению платы за содержание общего имущества.
Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2019 N 306-ЭС18-24107 по делу N А12-7123/2018Ссылки на отсутствие договора на оказание коммунальных услуг были предметом исследования судебных инстанций и обоснованно отклонены. Указанное обстоятельство не отменяет обязанность управления по внесению платы за содержание общего имущества.
Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.01.
2019 по делу N 308-ЭС18-14220, А63-935/2018Следовательно, вывод суда о необходимости наличия договора на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома между собственником нежилого помещения и Товариществом противоречит положениям статей 210, 249 ГК РФ, части 3 статьи 30, статей 36, 39, 154, 158 ЖК РФ, разъяснениям, изложенным в пункте 12 Постановления N 22, и не мог быть положен в основу судебного акта.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»12.
Наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом.
Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Определение Верховного Суда РФ от 07.06.
2017 N 310-ЭС17-5860 по делу N А64-6019/2015В частности, суд округа справедливо указал, что обязанность собственника (лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления) по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома возникает в силу наличия у него права собственности (оперативного управления) на помещение в многоквартирном доме независимо от существования договорных отношений с управляющей компанией; фактическое освобождение лица, владеющего нежилым помещением многоквартирного дома на праве оперативного управления, от обязанности внесения платы за содержание общего имущества многоквартирного дома противоречит требованиям действующего законодательства.
Определение Верховного Суда РФ от 31.05.
2016 N 307-ЭС16-4808 по делу N А05-1507/2015Как правомерно указали суды, обязанность собственника по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома возникает в силу наличия у нее права собственности на помещение в многоквартирном доме независимо от существования договорных отношений с управляющей компанией, актов выполненных работ и счетов-фактур.
Освобождение собственника нежилого помещения от внесения платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, текущий и капитальный ремонты противоречило бы требованиям действующего законодательства.
Определение ВАС РФ от 30.08.
2013 N ВАС-11279/13 по делу N А12-21631/2012Отсутствие договорных отношений между собственником и управляющей компанией, а также невыставление обществом квитанций на оплату расходов на содержание общего имущества жилого дома, само по себе не является безусловным основанием для освобождения собственника нежилого помещения от установленной законом обязанности вносить плату за содержание общего имущества.
Доказательств того, что обществом услуги по содержанию дома не оказывались, либо оказывались некачественно, не предоставлено.
1.3. Особый статус нежилого помещения в МКД, предназначенного для целей гражданской обороны, не освобождает его владельца от обязанности по несению расходов по содержанию и ремонту общего имущества МКД.