Не во всех многоквартирных домах установлены общедомовые и индивидуальные приборы учёта горячей воды. Между тем платить по нормативу дороже, чем по счётчику. Узнайте, какие бывают виды приборов учёта воды, кто отвечает за установку ОДПУ и ИПУ и что нужно запомнить о правилах их установки.
Виды приборов учёта горячей воды
Счётчиками воды или приборами учёта воды называют оборудование, предназначенное для измерения количества объёма воды, проходящей по водопроводу за единицу времени. Такой объём измеряют в кубических метрах.
Существуют индивидуальные и общедомовые приборы учёта воды. Общедомовые приборы устанавливаются в технических помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД. ОДПУ подсчитывает объём коммунального ресурса, поступивший в дом.
Индивидуальные приборы учёта устанавливаются в каждом жилом и нежилом помещении и определяют объём коммунального ресурса, использованный собственником или нанимателем отдельного помещения.
Приборы учёта горячего водоснабжения разделяются на виды в зависимости от технических характеристик и особенностей конструкции:
1. Многоструйные водомеры мокрого типа.
Такой счетчик можно погружать в воду, поэтому многоструйные водомеры мокрого типа подходят для затапливаемых зданий.
2. Многоструйные приборы учёта сухого типа.
Такие насосы не соприкасаются с водными потоками. Вода, поступающая в прибор учёта сухого типа, делится на струи, которые позволяют обеспечивать равномерную работу крыльчатки. Такие приборы учёта подходят для установки в частных многоэтажных зданиях.
3. Турбинные водомеры.
Турбинные водомеры учитывают большой объём ресурса. Монтаж таких ПУ подходит для административных и офисных помещений. Особенность турбинных водомеров заключается в их способности работать при максимальной нагрузке, не снижая при этом показателей давления.
4. Комбинированные приборы учёта.
Этот вид ПУ – сочетание турбинных и многоструйных устройств. Его преимущество в том, что он может функционировать при сбоях давления.
5. Комбинированные счётчики с наличием специальной обводной линии.
Предназначены для учёта холодной и горячей воды. От комбинированного ПУ этот счётчик отличается наличием в конструкции обводной линии, которая ведёт учёт большого количества горячих и холодных потоков. Таким счётчиком можно управлять дистанционно.
За эксплуатацию коллективных приборов учёта КУ вся ответственность ложится на плечи управляющих компаний
Обязанность установки ОДПУ
Обязанность собственников помещений в МКД устанавливать общедомовые приборы учёта определена ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ. Поставить ОДПУ горячего водоснабжения нужно было до 1 июля 2012 года.
В соответствии с документом, если собственники помещений не установили ОДПУ, оборудовать многоквартирные дома такими приборами должны организации, которые осуществляют снабжение или передачу ресурса: ресурсоснабжающие или управляющие организации.
Независимо от того, кто установил ОДПУ, собственники помещений в МКД оплачивают расходы на его установку (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ). После того, как прибор учёта установлен, на собственников помещений ложится обязанность компенсировать затраты на его обслуживание (ст. 158 ЖК РФ).
ПП РФ 1498: как проводить проверки приборов учёта
Установка ОДПУ в многоквартирных домах
Управляющая организация не имеет права установить общедомовой прибор учёта без решения общего собрания собственников помещений в МКД.
Управляющая организация может проинформировать собственников о необходимости установки ОДПУ, а затем инициировать ОСС для решения этого вопроса. На собрании собственники смогут не только принять решение об установке ОДПУ, но и определиться с тем, как будут оплачивать установку приборов учёта:
- соберут средства прямым путём;
- выделят средства из фонда капитального ремонта;
- заключат с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении и обслуживании счётчика с рассрочкой выплат.
К вопросу установки приборов учёта в многоквартирных домах
Проблемы, которые решит ОДПУ
Общедомовой прибора учёта упростит жизнь как управляющих организаций, так и собственников помещений. Он поможет:
- обнаружить утечки в системе водоснабжения,
- усилить возможность сбережения потока,
- регулировать идентичность параметров ресурсов,
- защитить собственников от оплаты потерь воды,
- оплачивать только расходуемую воду.
Расчёт платы за водоснабжение при наличии ОДПУ
В домах с общедомовыми приборами учёта горячей воды расчёт размера платы за горячее водоснабжение производится по фактическим показаниям общедомовых приборов учёта ГВС.
Разница между объёмами горячей воды по общедомовому прибору учёта и суммой объёмов по показаниям индивидуальных приборов учёта, начислений по нормативам для тех квартир, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учёта или их собственники несвоевременно передают показания приборов учёта, считается общедомовым потреблением. Образовавшаяся разница распределяется между всеми потребителями пропорционально занимаемой площади жилых и нежилых помещений.
В расчёт потребления горячей воды для общедомовых нужд включаются:
- внутридомовые потери в водопроводных сетях,
- сброс воды в стояке,
- технологический пролив системы во время проведения подготовительных к началу отопительного сезона работ,
- опрессовка системы отопления.
Подводные камни замены старых счётчиков
Индивидуальные приборы учёта ГВС
Обязанность собственников установить индивидуальные приборы учёта коммунальных ресурсов определена ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ. Индивидуальные приборы учёта не относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД, поэтому расходы на их установку и обслуживание несёт житель квартиры, в которой установлен такой прибор учёта.
Приобрести индивидуальные приборы учёта воды можно в любом магазине сантехники. Собственник устанавливает прибор учёта самостоятельно или обращается для установки ПУ в управляющую или подрядную организацию.
Для регистрации счётчика понадобится:
- паспорт прибора учёта;
- сертификат соответствия;
- договор на поставку и монтаж ПУ;
- акт ввода счётчика в эксплуатацию, подписанный собственником, представителем УО и специалистом организации, которая занималась установкой прибора учёта.
Индивидуальные приборы учёта воды должны проходить поверку один раз в шесть лет. Но поверка не даёт гарантии, что счётчик признают пригодным к эксплуатации, поэтому считается, что проще заменить старый прибор учёта на новый, чем поверить счётчик.
Нужно ли устанавливать счетчик воды в 2021 году?
Началом массовых установок учетов потребления энергоресурсов можно считать 2009 год. С принятием закона от 23.11.2009 г.
№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» были внесены ряд изменений в законодательные акты.
Теперь на владельцев квартир налагается обязанность установить счетчики учета потребления ресурсов: электроэнергии, газа, воды в своем жилом помещении.
В Законе указан срок установки счетчиков воды – до 1 июля 2013 года (пункт 12 статьи 13), но его постоянно отодвигают. Многие владельцы жилой площади с вступлением в силу документа начали активно устанавливать их. Этому способствовала и активная деятельность компаний, предлагающих произвести работы на выгодных условиях.
Однако тем, кто по-прежнему не торопится обзавестись прибором учета расходуемой воды, следует учесть, что правительство за неисполнение законодательных норм предусмотрело введение штрафных санкций. Исполняться это будет в виде постоянного значительного увеличения тарифов, что вынудит население перейти на учет воды.
Когда необходимо ставить счетчики на воду в 2021 году по закону
Как уже говорилось ранее, ставить счетчики на воду – наша обязанность по закону. Поэтому, несмотря на разговоры о возможной отмене этой нормы, ожидать ее вряд ли стоит. Непосредственно жильцов, не желающих устанавливать прибор учета или не имеющих на это средств, никто наказать не может. Но возрастающие тарифы могут сильно ударить по карману.
В итоге остается просчитать все расходы на сами индивидуальные приборы учета, их установку и ежемесячную плату и сопоставить их с тем, что ожидает в 2021 году жильцов в квартирах без них. В таком жилье плата за расходование воды рассчитывается путем умножения нормативного тарифа, утвержденного местными властями, на количество прописанных людей на данной жилплощади.
С каждым годом к тарифу будет применяться добавочный коэффициент. В 2021 году повышающий коэффициент на воду без счетчика остается прежним, как и в 2020 году, согласно Постановления от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам МКД» действующий с 27.12.2018 года.
Таким образом, в 2021 году те, кто не установил счетчики на воду, платят за расход на 50% больше, то есть повышающий коэффициент составит 1,5. Это значительно ударяет по семейному бюджету.
Помимо прочего, за то, насколько исполняются нормы Закона во вверенных им домам, отвечают управляющие компании. Их задача добиться максимального количества квартир, оснащенных счетчиками на воду. Поэтому они активно работают в этом направлении, предоставляя даже порой рассрочку платежа на несколько месяцев.
С установкой приборов вы лишитесь головной боли в лице управляющей компании, настойчиво требующей это сделать, и значительное снижение платы за воду, поскольку она будет напрямую зависеть от фактического потребления.
Чтобы установить водомер, необходимо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не имеет разрешения на эту деятельность, то обязана предоставить перечень организаций, оказывающих эту услугу.
Собственникам муниципального жилья счетчики на воду устанавливаются бесплатно, для приватизированных квартир стоимость может варьироваться в пределах 4000-7000 рублей.
После установки необходимо пригласить представителя управляющей компании, который составит акт ввода в эксплуатацию и поставит пломбу. Опломбировка является бесплатной услугой.
А Вы знаете, кто должен устанавливать общедомовой счетчик тепла в многоквартирном доме?
Установка индивидуальных приборов учета (счетчиков) попадает под нормы действующего законодательства. Федеральный закон № 261-ФЗ обязывает применять их, ведь это повлечет значительную экономию энергетических, водных ресурсов, а также позволит вести учет их расходования.
Что же касается новостроек, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу Закона, то они однозначно должны оснащаться всеми необходимыми счетчиками: газа, воды и электричества. Это означает, что все жилые помещения должны вводиться в эксплуатацию с такими приборами.
Компании-застройщики обязательно устанавливают счетчики на воду в том количестве, сколько требуется в конкретную квартиру, то есть на каждую трубу водоснабжения как холодного, так и горячего, а также общедомовой прибор учета.
Жильцы при осмотре помещений должны обязательно обращать на это внимание и не подписывать передаточный акт при их отсутствии.
Если их нет, то этот факт нужно отразить в документе или письменном уведомлении застройщику, который обязан исправить ситуацию.
Стоит отметить и тот факт, что без счетчиков на воду вводимое в эксплуатацию жилье не может быть принято государственной комиссией. А это значит, что сам факт приемки комиссией не позволит квартиры в доме реализовать и заселить.
Срок эксплуатации счетчиков на воду в квартирах
Прибор учета потребляемой жильцами воды является измерительным и с течением времени может становиться недостаточно точным. Это искажает фактические цифры, уменьшая или увеличивая их.
Для того, чтобы не допускать таких расхождений, введены правила и сроки проверки счетчиков на воду. Они составляют:
- для холодной воды – 6 лет,
- для горячей воды – 4 года.
Если проверка показала исправность измерительного инструмента, им можно продолжать пользоваться до следующей проверки, в ином случае следует заменить. Отметим, что средний срок эксплуатации счетчиков на воду составляет 12 лет.
Отслеживать окончание межпроверочного периода обязан сам собственник жилья и вовремя обращаться в специализированные организации, занимающиеся проверкой и выдачей соответствующего акта. Узнать срок окончания такого периода можно из акта установки счетчиков или предыдущего акта поверки. Не рекомендуем откладывать процедуру поверки на последние дни, а позаботиться об этом заранее.
Как проверяются счетчики на воду
Проверка может быть осуществлена двумя способами:
- Без снятия счетчика. Специалисты выезжают на место и производят тесты водомера. В итоге собственник получает на руки акт с указанием даты и результатов испытаний. Это удобно для жильцов – достаточно лишь предоставить беспрепятственный доступ к счетчику – и требует минимальных затрат времени.
- Со снятием счетчика. Представители фирмы демонтируют его, увозят в лабораторию и там производят измерения. Если обнаружится небольшая проблема в механизме, то они могут ее исправить и установить счетчик обратно. В случае, когда счетчик проверяется на месте, исправить ничего невозможно. Поэтому мастер может предложить снять его и отвезти в ремонт либо выдать акт с заключением о замене.
Самый простой способ, конечно, первый. Он не требует отключения стояка, чтобы снять прибор и дождаться обратной установки. По времени это может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Чтобы не возникало вопросов к качеству проверки, сразу уточните у фирмы, имеет ли она соответствующие разрешения на этот вид деятельности.
Проверка является платной услугой. Стоимость проверки одного счетчика может составлять в пределах 1000 рублей.
Видео: Обязательно ли ставить счётчики воды? Как обманывают при установке счетчика?
Установка счетчиков учета расходования воды подчиняются ряду правил и норм. Они практически одинаковые как для жителей многоквартирных домов, так и для частных жилых строений. Поэтому перечислим, какие должны быть соблюдены правила при установке приборов учета воды:
- Использовать необходимо только приборы, прошедшие сертификацию в России. К каждому должен прилагаться технический паспорт. Заводской номер, содержащийся в этом документе, должен соответствовать нанесенному на корпус счетчика. Показания на табло обнулять не нужно, поскольку они будут зафиксированы при опломбировке и станут отправной точкой отсчета расходования воды.
- В трубу до места установки счетчика должен быть врезан фильтр грубой очистки. Это необходимо, чтобы прибор прослужил дольше. В поступающей из водопровода воде могут содержаться плотные частицы, приводящие к быстрому износу водомера, точнее его механических деталей. Наличие фильтра приводит к снижению вероятности различных проблем и повышает точность работы прибора.
- Обязательно необходима опломбировка прибора учета, иначе его показания не будут считаться действительными. Пломбируют их в квартире представитель управляющей компании, а в частном доме – организации, осуществляющей водоснабжение. Стоимость услуги по закону — бесплатно.
- Следует соблюдать определенное расстояние, которое составляет не более 20 см от входа в трубопровод до счетчика. Это необходимое условие, чтобы хозяин не смог осуществить самостоятельную врезку до прибора учета.
- Устанавливать счетчик в частном доме нужно в помещении, в которое выведена труба из центрального трубопровода. Она должна проходить вдоль стены. При этом в помещении должна присутствовать температура воздуха не ниже 5 градусов. Если водопроводная магистраль находится в достаточно большом отдалении от дома, то потребуется установить прибор учета на улице. В этом случае строится специальный колодец, где он размещается. Пломбируется тогда не только сам счетчик, но и крышка, которой колодец закрывает. Сорвать пломбу на крышке разрешено только в случае аварии или пожара.Владелец жилого строения несет ответственность за состояние трубопровода от местонахождения прибора учета воды до самого дома.
Видео: Что нужно знать при установке счетчика на воду
Особенности расчета ГВС при самостоятельном приготовлении
Пожалуй, одним из самых трудных для понимания в Правилах предоставления коммунальных услуг является пункт 54, который регулирует порядок определения стоимости услуг горячего водоснабжения (ГВС) и отопления в случае, если в МКД нет централизованного теплоснабжения и ГВС. В данной статье мы расскажем, как можно определить стоимость ГВС и отопления в ситуации, когда горячее водоснабжение и отопление производятся с использованием оборудования входящего в состав общего имущества МКД.
Начнем с изучения самого п.54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила).
В первом абзаце п.54 Правил указано, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД, расчет стоимости коммунальной услуги отопления и (или) ГВС производится исходя из объема, потребленного при производстве вышеуказанных коммунальных услуг коммунального ресурса.
С учетом того, что согласно п.37 Правил расчетным периодом признается месяц, то для расчета стоимости услуги отопления и ГВС необходимо брать объемы коммунальных ресурсов, потребленных в течение месяца.
Давайте рассмотрим, как определяется стоимость ГВС при самостоятельном приготовлении.
Согласно абзацу 5 п.54 Правил размер платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения №2 к Правилам как сумма 2 составляющих:
-
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
-
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.
Вроде бы все логично, если в доме есть ГВС, значит, она откуда-то появилась. Соответственно в горячую воду входит стоимость холодной воды и затраты на ее подогрев до необходимой температуры, складывающиеся, в нашем случае, из стоимости тепловой энергии.
А теперь начинается самое интересное, а именно сам расчет стоимости одного кубического метра горячей воды.
Открываем формулу 20 приложения №2 к Правилам и видим следующее:
Данную формулу можно условно разделить на 2 части:
Первая часть – стоимость холодной воды в составе горячей. Тут вопросов, как правило, не возникает, так как объем потребленной услуги в конкретном помещении известен, а тариф на холодную воду установлен на уровне субъекта РФ.
Вторая часть – стоимость коммунальных ресурсов, необходимых для подогрева кубометра холодной воды до температуры, необходимой для предоставления ГВС.
Давайте разберем данную часть формулы 20 подробнее, а именно показатель — удельный расход на подогрев воды (далее по тексту — удельный расход).
Данный удельный расход в Правилах описывается как «удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению». Многие, прочитав данную формулировку, считают, что показатель удельного расхода всегда равен нормативу на подогрев холодной воды. Однако, это не так.
В Правилах отдельно описан порядок определения размера удельного расхода в ситуации, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета коммунального ресурса, который использован на подогрев горячей воды для целей ГВС и предоставления коммунальной услуги по отоплению. В такой ситуации удельный расход определяется по формуле 20.1 Правил:
Давайте разберем данную формулу на «части».
В числителе мы видим показатель V, который в Правилах обозначен как «объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома».
В ситуации, когда в МКД услуги отопления и ГВС производятся с использованием оборудования входящего в состав общего имущества, управляющая организация (ТСЖ) в числителе формулы 20.1 указывает объем коммунального ресурса, который был израсходован на подогрев холодной воды и на отопление по показаниям общедомового прибора учета.
Вроде бы всё логично, но подогрев горячей воды может быть произведен:
-
с помощью тепловой энергии полученной из тепловой сети;
-
с помощью электрической энергии;
-
с помощью газа.
- В зависимости от используемого коммунального ресурса в числителе могут отображаться Гкал, Квт/часы или кубометры.
- В нашем случае мы будем рассматривать подогрев воды с помощью тепловой энергии, полученной в МКД от РСО.
- С числителем понятно, беремся за знаменатель, который состоит из суммы показателей Qгв и Qо, которые определяются как«количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил»;
- Открываем п.54 Правил №354 и видим, что:
- Общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, определяется:
-
по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению;
-
при отсутствии вышеуказанных приборов учета — как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по:
- — показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей;
- — объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета;
- — объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
- Обратите внимание, что приборы учета по ГВС не определяют объем тепловой энергии, которая была потрачена на подогрев холодной воды до необходимой температуры, а лишь определяют объем потребленной горячей воды. Следовательно, для определения объема произведенной тепловой энергии для нужд ГВС и отопления необходимо просуммировать:
-
объем потребленной тепловой энергии в помещениях, которые оборудованы ИПУ по отоплению;
-
объем потребленной тепловой энергии в помещениях, которые не оборудованы ИПУ по отоплению, рассчитанной исходя из норматива потребления тепловой энергии на нужны отопления (с учетом абзаца 4 п.42.1 Правил с учетом правовой позиции КС РФ. Подробнее об этом здесь;
-
объем тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды на цели горячего водоснабжения.
Как мы уже говорили выше, ИПУ по ГВС не определяют объем тепловой энергии, а значит, объем тепловой энергии на цели ГВС определяется «в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета», а именно как произведение объема потребленной услуги на величину норматива на подогрев холодной воды (по формуле 23 приложения №2 к Правилам);
-
объем тепловой энергии, используемой в целях представления ГВС на КРСОИ, определяемый путем умножения норматива потребления ГВС на КРСОИ на площадь помещений входящих в состав общего имущества.
В результате применения всех вышеописанных «неизвестных» в знаменателе формулы 20.
1 Правил №354 в месяцы, когда оказывается услуга отопления будет получаться величина «произведенной тепловой энергии», которая не будет совпадать с объемом коммунального ресурса «использованного за расчетный период на производство тепловой энергии». Как видно из рисунка ниже, формула 20.1 Правил №354 фактически вводит некий «корректирующий коэффициент» к нормативу на подогрев.
Согласно заложенному в Правила №354 порядку расчета, стоимость ГВС при самостоятельном приготовлении всегда будет «колебаться» в большую или меньшую стоимость по сравнению с домами, которые получают «готовую» ГВС с помощью централизованных систем.
С учетом того, что п.
54 Правил №354 не регулирует порядок определения стоимости услуги отопления в отдельном помещении в МКД, для того, чтобы собственники не переплатили за ГВС лишнего и не заплатили меньше и применяется рассматриваемый нами порядок.
Минусы для потребителей при самостоятельном приготовлении ГВС очевидны:
-
сложный для понимания порядок расчета стоимости ГВС;
-
запредельная стоимость ГВС в летние месяцы, когда формула 20.1 Правил №354 полностью распределяет объем использованной тепловой энергии на ГВС в части индивидуального потребления (отопления то нет). Таким образом, в ситуации, когда суммарное потребление ГВС в МКД в летний период низкое, стоимость ГВС растет и наоборот;
-
стоимости горячей воды,потребленной на содержание общего имущества, определяется исходя из норматива на подогрев, который в свою очередь устанавливается во всех регионах как «средняя температура по больнице».
В тех МКД, где площадь помещений, входящих в состав общего имущества достаточно большая, существенная доля тепловой энергии, фактически израсходованной на предоставление коммунальных услуг (ГВС и отопление), перекладывается в состав жилищной услуги в виде КРСОИ.
Учитывая все вышеприведенные мной минусы, многие собственники помещений и начали жаловаться на управляющие организации и ТСЖ из-за огромной стоимости кубометра горячей воды.
Минстрой опубликовал письмо от 22.03.2017 №9268-ОО/04 «О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению». Рассматривая в письме вопрос определения размера платы за ГВС при самостоятельном приготовлении, чиновники указали, что в п.
54 Правил №354 «предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Данный принцип обеспечивает распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Если же использовать механизм распределения объема тепловой энергии, используемой на цели горячего водоснабжения, определенного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в горячей воде, то будет складываться ситуация, при которой собственники помещений, несанкционированно подключившиеся к внутриквартирной системе горячего водоснабжения и тем самым потребившие больший объем тепловой энергии, будут оплачивать тепловую энергию в составе платы за горячее водоснабжение меньше, чем собственники помещений, в которых отсутствуют дополнительные теплопотребляющие устройства».
Отбросив очевидно прямо противоречащие Правилам доводы Минстроя, необходимо все же пользоваться нормами Правил, хоть это и дорого для потребителей коммунальных услуг.
По материалам блога Бурмистр.ру.
Требования к приборам учета горячей воды, эксплуатация и обслуживание приборов учета горячей воды
Общие требования, предъявляемые к расчетному счетчику горячей воды.
- Прибор учета горячей воды должен быть зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений и иметь сертификат Главгосэнергонадзора Российской Федерации.
- Каждый прибор учета горячей воды должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом. Приборы учета, у которых истек срок действия поверки и (или) сертификации, а также исключенные из Реестра средств измерений, к эксплуатации не допускаются.
- Приборы учета горячей воды должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет тепловой энергии, массы (или объема) и регистрацию параметров теплоносителя, должны обеспечивать измерение массы (объема) теплоносителя с относительной погрешностью не более 2% в диапазоне расхода воды.
-
- Допуск в эксплуатацию приборов учета горячей воды (водосчетчиков) у гражданина — потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй — представитель энергоснабжающей организации.
- Акт допуска в эксплуатацию прибора учета горячей воды должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации. Для допуска приборов учета горячей воды в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить: — проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией; — паспорта на приборы узла учета;
- — документы о поверке приборов учета с действующим клеймом госповерителя.
- Учет горячей воды на основе показаний приборов учета горячей воды осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
- После истечения срока действия Государственной поверки хотя бы одного из приборов учета горячей воды, показания приборов всего узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем. Прибор учета считается вышедшим из строя.
Обязанности гражданина-потребителя по содержанию приборов учета горячей воды.
Гражданин-потребитель обязан:
-
Принимать меры по сохранности и безопасности эксплуатации трубопроводов, сантехнического оборудования, принимать меры по сохранности и безопасности эксплуатации приборов учета, находящихся в собственности гражданина-потребителя, а также составляющего часть общего имущества многоквартирного дома.
Сохранность прибора учета определяется отсутствием следов порчи корпуса прибора или повреждения его внутреннего оборудования, а также сохранностью пломб и знака маркировки (идентификационного номера).
- Обеспечивать доступ к прибору учета представителям Энергосбытовой организации по их служебным удостоверениям для исполнения своих обязанностей и реализации прав.
- Держать свободным проход к прибору учета, не загромождать проход вещами, не размещать на приборе учета какие — либо предметы, не окрашивать прибор учета.
- Обеспечивать замену и поверку счетчика, находящегося в собственности гражданина-потребителя, в сроки, установленные для его эксплуатации, а также замену прибора учета при его неисправности.
- До начала проведения электромонтажных работ, которые могут повлиять на работу прибора учета или нарушить его целостность, а также до его замены, известить об этом Энергосбытовую организацию путем подачи заявления в департамент реализации энергоресурсов населению ЗАО «Волгаэнергосбыт» не менее чем за 5 рабочих дней до начала таких работ либо замены счетчика.
Снятие пломб с приборов учета допускается только в присутствии представителя Энергосбытовой организации. («Правила учета тепловой энергии и теплоносителя», утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, зарегистрировано в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954).
Технологическое присоединение
Аварийно- диспетчерская служба ООО «Теплосети»:
295-84-66
(по вопросам предоставления горячего водоснабжения и центрального отопления)
Оперативно-диспетчерская служба АО «Энергосетевая Компания»:
262-12-48
(по вопросам предоставления электроэнергии) Аварийная служба
- ООО «Наш Дом»:
- 298-04-44; 293-54-99
- 293-41-14; 253-46-94
- 268-10-00; 280-84-00
Городская аварийная служба по Автозаводскому району: Справочная служба Домоуправляющих компаний Ленинского и Канавинского районов:
Правила установки счетчика воды в частном доме и квартире
Массовое обеспечение домохозяйства счётчиками воды подтолкнуло рынок предоставления услуг к ещё одному виду выполнения работы. Имеются в виду предложения услуг по монтажу водомеров. Действующим Законом о жилищно-коммунальных услугах разрешено устанавливать приборы учёта не лицензированным специалистам, но с соблюдением [1]Постановления Правительства №644.
Порядок действия перед установкой прибора учёта воды
Для правильного выполнения действий по обеспечению своего жилища водосчётчиком необходимо следовать следующему алгоритму:
- Приобретение водомера. Законом предусмотрено приобретение и установка счётчиков за счёт средств собственника квартиры. Муниципальное жильё обеспечивается водомерами за счёт бюджета или статьи «рентабельность» УК. В продаже имеются расходомеры простого механического типа или более сложного исполнения – ультразвуковые. Рекомендаций по выбору типа счётчика нет. Решение остаётся за собственником жилья, так как ценовой диапазон у этих расходомеров разниться. Практика использования механизма показала, что длительность эксплуатации обоих типов примерно одинаковая. Средний срок службы 12 лет. Совершая покупку, необходимо обратить внимание, на какой спектр температур он рассчитан. Существуют приборы для горячего и холодного водоснабжения. В настоящее время в продаже имеются «серые» счётчики универсальные для всех температур, но это модель второго поколения, не прошедшая должной модернизации в процессе эксплуатации. Важно обратить внимание на наличие паспорта изделия и совпадение серийного номера указанного в документах с номером на корпусе механизма.
- Установленный прибор невозможен для принятия к учёту без технической обвязки, которая состоит из фильтра и обратного клапана. Их диаметр обязательно должен совпадать с диаметром расходомера.
- Обследование места монтажа расходомера на предмет наличия технической возможности. Перед установкой водосчётчика нужно убедиться в рабочем состоянии запорной арматуры, перекрывающей подачу воды на квартиру. Важно определить состояние водяной трубы и оценить угрозу создания аварийной ситуации при начале работ. В большинстве случаев монтаж прибора сопровождается заменой разводящих труб водопровода.
- Несмотря на небольшую сложность выполнения работ, поручить её выполнение лучше специалистам. Предварительно в водоканале нужно получить информацию о требованиях этой организации к специалистам по монтажу водомера. В некоторых регионах требуется разрешение на ведение таких действий. Встречаются также водопоставляющие компании, не принимающие к учёту приборы, установленные не имеющими лицензию исполнителями. Вопрос законности этих требований лежит в юридической плоскости, но установленный прибор не принятый к учёту может долго быть бесполезным. Проще доверить монтаж лицензированным специалистам, которые обычно дают гарантию на выполнение своей работы.
Что входит в установку счётчиков воды
Независимо от того, кто будет устанавливать расходомер правила проведения работ одинаковые:
- монтажные работы производятся при отключенной подаче воды. Во избежание затопления соседей перекрыть воду можно не только на квартиру, но и на стояк;
- подготавливается водомерный узел согласно [2]СНиП 2.04.01-85 путём соединения водомера, фильтра грубой очистки воды и обратного клапана согласно схеме приложенной к расходомеру. Патрубок фильтра монтируется с направлением вниз. Все резьбовые соединения тщательно уплотняются. Прокладки устанавливаются в необходимых местах;
- устанавливая собранный узел важно обратить внимание на стрелку в водомере, которая указывает направление потока жидкости;
- при вырезании места установки расходомера важно правильно замерять длину водомерного узла и не вырезать неверное количество трубы. При разрезе труб побеспокоиться об остаточной в трубах воде, которая может пролиться на пол при работе;
- далее нарезается резьба для присоединения конструкции, и устанавливаются необходимые фитинги;
- монтируется водомерный узел. И происходит испытание конструкции под давлением водопроводной жидкости на предмет протекания;
- после удачного монтажа счётчика подаётся заявка на опломбировку водомерного узла. Эта работа выполняется представителями водоснабжающей организации или управляющей компании в зависимости от полномочий этих организаций. Услуга бесплатная;
- через несколько дней опломбировщик проверяет правильность подключения узла на месте и соответствие документации. При отсутствии замечаний производит опломбировку водомера. Составляется акт с фиксированием текущих показаний и датой следующей госповерки прибора. Акт скрепляется подписями опломбировщика и владельца водомера. С этого момента водомерный узел считается принятым к учёту и расчёт за потреблённую воду ведётся по его показаниям.
Все документы, полученные в ходе сборки расходомера необходимо хранить до возможной установки другого счётного механизма.
Правила установки расходомера в частном доме
Согласно ЖК частный жилой дом, это здание с жилыми помещениями и инженерными коммуникациями. Правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг предписано устанавливать водомеры в местах точки подключения домового водопровода к действующей сети.
Это может быть и колодец ХВ на земельном участке и подвальное помещение частного дома. Поэтому важно согласовать с водоканалом место установки прибора учёта во избежание недоразумений во время принятия к учёту водомерного узла.
Правила и порядок монтажа узла такой же, как и в многоэтажном доме с разницей в невозможности затопления нижерасположенной квартиры при монтажных работах.
[1]Постановления Правительства №644
Нормативные показатели температуры горячей воды в квартире
Многие люди сталкиваются с проблемой, когда температура воды намного ниже или выше законодательных норм. А ведь ее отклонения в обе стороны от нормальных значений приводят к отрицательным последствиям для организма человека и водопроводной системы. Разберемся, какая должна быть температура горячей воды в квартире по нормативу, и как нужно себя вести в случае ее отклонений.
Температурные нормативы для горячей воды
По действующему закону, температура горячей воды должна быть не ниже 50 0C. Однако по этому поводу действуют некоторые ограничения:
- Норматив распространяется только на жилые дома, подключенные к центральной системе водоснабжения (ГВС).
- Также минимальная температура зависит от используемого вида системы. В открытой системе она составляет не менее 60 0, а в закрытой – от 50 0. Это связано с тем, что в первом случае наблюдается выраженная потеря тепла.
- Разрешенные отклонения от нормы зависят от времени суток. Разрешается, чтобы в период между 00:00 и 05:00 температурные значения воды в трубопроводе были меньше на 5 градусов, а в остальное время – на 3 0. Исходя из этого, днем является нормальной температура 57 0, а ночью – 55 0.
Из-за сниженной температуры увеличивается расход подаваемой жидкости. И как следствие, растет стоимость коммунальных услуг. Если температура воды во всех местах водоразбора будет низкой, начнут размножаться болезнетворные бактерии. Под их влиянием в человеческом организме развиваются патологические процессы.
Например, в теплой пресной воде может поселиться легионелла. Это опасный микроорганизм, который быстро размножается и вызывает воспаление легких и другие серьезные патологии.
Максимальное значение температуры – 75 0. Это позволяет устанавливать подходящие показатели температуры воды во время мытья. Мыться чересчур горячей водой запрещается – она может негативно сказываться на здоровье человека, вызывая мгновенные ожоги. Кроме того, она вызывает деформации в системе водоснабжения, в особенности часто повреждает пластиковые трубы.
Норматив СанПин
СанПин 2.1.2496-09 – важный законодательный акт, в котором определены минимальные (60 0) и максимальные (75 0) температурные значения для горячей воды. Также здесь указываются разрешенные отличия от нормативов.
В нем отмечается, что на входе в дом показатели температуры могут быть чуть выше. Это связано с тем, что при прохождении по трубопроводным сетям жидкость может немного остыть.
Норматив СНИП и ГОСТ
Также норма температуры холодной и горячей воды в многоквартирном доме определяется СНИПАми и ГОСТами. Во всех законодательных актах значения норм одинаковые, однако вопросы по теме горячей воды рассматриваются с разных сторон.
По ГОСТу, нормальная температура горячей воды начинается от 60 0 для системы открытого типа, и от 50 0 – для закрытого. При этом максимальный показатель температуры в обоих случаях равен 75 0. Если она ниже 40 0, стоимость горячей воды рассчитывается, как для холодной.