Может ли уо выставлять услуги паспортного стола для ресурсоснабжающих организаций платно?

Может ли УО выставлять услуги паспортного стола для ресурсоснабжающих организаций платно?

        Оказание дополнительных платных услуг управляющей организацией может ежемесячно приносить многомиллионную выручку. Основной вопрос, который необходимо решить, правильная организация такой работы с учетом последних требований российского законодательства при онлайн-кассах.

        Откуда берутся дополнительные платные услуги

        Содержание общего имущества многоквартирного дома заложено в тарифе, утверждаемом на общем собрании или устанавливаемом органом местного самоуправления (п. 4 ст. 158 ЖК РФ).

По этому тарифу управляющая домом организация обязана оказывать услуги в объеме Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

  •         При этом, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
  • — соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
  • — безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
  • — соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
  • — постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг;
  • — поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

— соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, далее – Правила № 491).

        Помимо содержания общего имущества жители ставят перед управляющей организацией задачи по дополнительным работам на внутриквартирном оборудовании (имуществе).

Поскольку данные объекты не являются общим имуществом, эта работа является платной.

При этом сама управляющая домом организация начинает оказывать дополнительные услуги в дополнение к своей основной обязанности – содержанию общего имущества.

        Особенность дополнительных услуг в многоквартирном доме в том, что они будут всегда в достаточном объеме.

По всем возникающим проблемам жителям проще всего звонить в «свою» управляющую организацию, чем искать каких-то сотрудников на стороне.

Это правильнее и с технической точки зрения: управляющая организация может без проблем перекрыть стояк с отоплением, водой или отключить электрическую энергию на время проведения ремонтных работ.

        Почти всегда обращение к управляющей организации при проведении ремонта – неизбежно. А раз так, то оказание дополнительных платных услуг управляющей организацией выглядит логичным и обоснованным.

Может ли УО выставлять услуги паспортного стола для ресурсоснабжающих организаций платно?

        Что платно, а что бесплатно?

        Управляющая домом организация должна предельно емко объяснить жителям, что для них является платным, а что бесплатным. Для этого должно быть понимание о границах общего имущества и зонах ответственности.

Такая граница между общим имуществом и внутриквартирном оборудовании прямо установлена в законе, а потому проблем с пониманием возникать не должно (более того, жителям в контексте общего развития и ЖКХ-просвещения даже полезно наличие такого понимания).

        В части внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения граница с потребителем идет по первому запорно-регулировочному крану на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Стоит отметить, что запорные устройства также включены в состав общего имущества и не являются собственностью потребителя.

        В части внутридомовых инженерных систем водоотведения граница с потребителем идет от стояков до первых стыковых соединений (включая эти соединения). Такой же принцип применяется к внутридомовой инженерной системе газоснабжения.

        Что касается внутридомовых инженерных систем электроснабжения, то здесь граница с потребителем идет по индивидуальным приборам учета электрической энергии (не включая эти приборы, которые относятся на баланс собственника) (п. 5-9 Правил № 491).

        С другой стороны, всегда полезным будет утвердить и разместить в открытом доступе прайс-лист платных услуг. Желательно, чтобы такой перечень был максимально полным, чтобы в нем были представлены любые потенциальные работы.

        Как оформить оказание дополнительных платных услуг

        Прежде всего, необходимо размещение публичной оферты на сайте управляющей организации. В оферте необходимо предусмотреть все основные вопросы по порядку оплаты, гарантийным обязательствам и прочим аспектам, которые являются существенными для оказания дополнительных услуг.

        Существенным также является соблюдение законодательства в части онлайн-касс, которые являются обязательными при оказании платных услуг населению. Целесообразным будет подключение онлайн-кассы с функцией эквайринга.

        Кроме соблюдения закона прием оплаты безналичным способом (по карте) сделает процесс оказания услуг контролируемым (и это будет гарантией того, что сотрудники управляющей организации не будут шабашить, раздавая свой телефон с присказкой, что «Если Вы обратитесь ко мне напрямую, я сделаю в два раза дешевле»).

        Дополнительные платные услуги – хорошее подспорье для управляющей организации, особенно в условиях кризиса, когда необходимо обеспечить загрузкой своих работников. При этом важно не просто зарабатывать на допуслугах, а обеспечить надлежащее качество сервиса для удобства жителей.

         Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук

Что такое РСО в ЖКХ: порядок предоставления услуг, преимущества и недостатки работы на прямую | Услуги ЖКХ в 2021 году

Среднестатистическому жителю мегаполиса сложно представить свою жизнь без благ цивилизации. Особенно, без воды, газа, электричества.

Их обеспечением и занимаются специальные организации, сокращенно именуемые как РСО.

Что представляют собой компании РСО в ЖКХ, каков порядок оказания услуг населению, на какие привилегии могут рассчитывать собственники жилья, получая эти продукты – рассмотрим в статье.

Что такое РСО в ЖКХ?

РСО (Ресурсоснабжающие организации) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предоставление коммунальных ресурсов и их прямую поставку к местам непосредственного потребления.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.

Может ли УО выставлять услуги паспортного стола для ресурсоснабжающих организаций платно?В качестве учреждений РСО в ЖКХ на практике выступают поставщики:

  • электроэнергии;
  • тепла (отопления);
  • газа;
  • горячей и холодной воды.

Помимо этого, к перечню РСО в ЖКХ принято относить транспортные компании, поставляющие ресурсные элементы к месту назначения. Категория включает в себя и всевозможные объединения, занимающиеся следующими направлениями деятельности:

  • избавление помещений от вредоносных животных (крыс, мышей), насекомых (муравьев, мошек, тараканов, блох);
  • утилизация бытовых отходов;
  • монтирование телевизионных антенн;
  • освещение участков, прилежащих к домовым территориям.

Отсюда следует вывод, что организации по снабжению ресурсами обеспечивают населению широкий перечень услуг.

Нормативная база

Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения.

Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании.

Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.

Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е.

дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.

Порядок предоставления услуг

В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость.

В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.

Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е.

доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг).

В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.

Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.

  1. Остро строит перед организациями проблема неплатежей со стороны потребителей ЖКУ. Дело в том, что стоимость этих сервисов высокая, а доходы населения – низкие.
  2. Нередко исполнитель коммунальных услуг вырученные от жильцов средства применяет в собственных целях и нуждах (покрытие других расходных направлений, компенсация прочих издержек и др.).
Читайте также:  В каком случае делать перерасчет по ИПУ?

Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.

Может ли РСО быть управляющей компанией?

Управляющая организация (УК) – юридическое лицо, занимающееся эксплуатированием, управлением и содержанием жилищного фонда в связи с договором, заключенным между собственниками недвижимости и УК.

Проще говоря, управляющее звено является посредником, занимающимся сбором средств у жильцов в целях оплаты ресурсов, поставляемых со стороны РСО. Т. е.

последние выступают в качестве субподрядчиков, а УК – в роли подрядчиков для жильцов многоэтажек.

Вдобавок к этому за управляющей организацией закреплено обязательство, связанное с содержанием жилого фонда в соответствующем состоянии (т. е. оказание жилищных услуг). В итоге она:

  • занимается сбором денег с населения на капитальные ремонтные работы;
  • проводит восстановительные мероприятия в отношении общедомовых помещений.

Поэтому РСО в ЖКХ никак не могут являться управляющими компаниями, т. к. не осуществляют подобных мероприятий и не решают коммунальные задачи.

Тем не менее, ресурсоснабжающие компании в состоянии принимать платежи от потребителей своих же услуг и заключать договора на данный вид деятельности. Когда собственники квартир многоэтажного дома, управляющие своим зданием в самостоятельном порядке (например, посредством ТСЖ), заключают контракт с РСО, то последняя принимает на себя роль исполнителя и оказывает коммунальные услуги.

Помимо этого, РСО в ЖКХ является непосредственным исполнителем в рамках следующих ситуаций:

  • если владельцы жилья до сих пор не выбрали оптимальный для себя способ управления жилым фондом;
  • если период действия прежнего способа истек, а новый еще не был установлен.

Все ситуации, в которых РСО приравнивается к УК, оговариваются в рамках правительственного постановления России №354.

Когда можно заключить договор напрямую с РСО, минуя ЖКХ?

Может ли УО выставлять услуги паспортного стола для ресурсоснабжающих организаций платно?В настоящее время потребители коммунальных услуг вправе заниматься заключением прямых соглашений с РСО, минуя ЖКХ. Сделать это позволено в следующих случаях:

  • если собственник проживает в частном доме;
  • если в рамках проведения общего собрания был избран подобный способ управления;
  • если УК или ТСЖ задолжали РСО свыше трех месячных сумм за коммунальные сервисы.

При возникновении подобных ситуаций владельцы недвижимости имеют возможность оформления прямого договора на поставку нужных услуг с РСО. Такой способ сопряжен с рядом положительных моментов:

  • не нужно держать на рабочих местах много государственных служащих;
  • отсутствует необходимость несения ответственности за деяния или бездействие недобросовестных соседей, которые не вносят платежи за КУ;
  • возможность найма подрядчиков на короткий временной период в целях проведения мер, связанных с восстановлением жилого фонда (а это, в свою очередь, способствует экономии по причине большой конкуренции в этой нише).

Если говорить об отрицательных моментах, возникающих в ходе заключения подобных договоров с РСО, можно выделить следующее:

  • разногласия между жителями могут привести к тому, что многоэтажное здание перестает подлежать качественному и эффективному управлению;
  • есть вероятность нерегулярного внесения платы за коммунальные услуги;
  • отсутствие возможности проведения капитального ремонта за счет средств, выданных Фондом содействия реформам ЖКХ.

Плюсы и минусы работы напрямую с РСО

Взаимодействие напрямую с РСО минуя ЖКХ имеет несколько положительных и отрицательных аспектов. Рассмотрим их в таблице.

Критерий Преимущества Недостатки
 Рисковые факторы Вероятность разорения управляющей организации стремится к нулю, т. к. потребитель оплачивает услуги напрямую Может снизиться качество управления жилым фондом в связи с противоречиями, возникающими между жильцами
 Распределение средств Оно является максимально справедливым, поскольку никто не несет ответственности за неуплату услуг другими жильцами Возможно, оплата услуг будет осуществляться жильцами нерегулярно в связи с нестабильностью доходов населения
 Удобство оплаты Средства вносятся строго на счет РСО, которая закреплена за каждым домохозяйством Придется оплачивать предоставляемые услуги в разных местах всем потребителям
 Дополнительные трудности Т. к. посредническое звено отсутствует, расчетные операции являются максимально простыми и прозрачными В процессе проведения расчетов могут возникать некоторые нюансы, требующие поиска нескольких путей решения

Ответственность РСО за расчеты

Согласно действующему законодательству, за все нарушения несет ответственность непосредственно исполнитель коммунальных услуг. Размер взысканий составляет 50% от суммы погрешности. Т. е.

когда РСО начинает принимать на себя роль исполнителя, на нее возлагается ответственность и по оплате штрафа. Если расчет неверный, пишется заявление исполнителю. В случае отсутствия ответа необходимо обращаться в РОСПОТРЕБНАДЗОР, суд, прокуратуру.

Такие методы способствуют повышению качественных характеристик КУ и повышению прозрачности расчетных операций.

Планируемые нововведения

Жилищное законодательство постоянно совершенствуется и обновляется. Прямое тому доказательство – выход нового закона в 2018 г., позволяющего сторонам (РСО и жильцам) заключать договоры напрямую минуя ЖКХ. В ближайшее время планируется усовершенствовать системы расчетно-оплатных мероприятий и добиться повышения качества оказываемых коммунальных услуг.

Заключение

Организации, снабжающие население ресурсами – важнейшие звенья во всей структуре ЖКХ. Их задача – бесперебойная поставка воды, газа, света и поддержание качества услуг на соответствующем уровне.

Какие обязанности выполняет паспортист в управляющей организации

Паспортный стол в управляющей организации – подразделение, выполняющее функции посредника между гражданами и УФМС. Должность паспортиста требует внимания и ответственного подхода к работе.

По договору управления, управляющая организация по заданию собственников берёт на себя обязанность в течение согласованного срока выполнять указанные в нём работы и услуги (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Выдача справок, ведение регистрационного учёта собственников помещений – обязательное условие договора управления МКД.

Эти обязанности в управляющей организации выполняет паспортный стол – отдельное подразделение, в задачи которого входит регистрация и учёт граждан по месту жительства, снятие с учёта, первичное оформление документов, удостоверяющих личность.

Должность работника, который занимается выполнением таких обязанностей, называется паспортист.

Паспортист в управляющей организации отвечает за:

  • проверку документов, которые сдают жильцы;
  • учёт граждан согласно законодательству;
  • ведение паспортного учёта;
  • выдачу справок/выписок установленной формы;
  • ведение картотеки как в бумажном, так и в электронном виде;
  • составление отчётности.

Помимо этих обязанностей, руководство управляющей организации может возложить на паспортиста и другие функции, связанные с учётом и документацией, например, ведение реестра собственников помещений в МКД.

Основная функция паспортиста управляющей организации – посредничество между жителями и УФМС. Все полученные от граждан документы паспортист передаёт в территориальный отдел УФМС. Паспортист имеет высокий уровень ответственности перед каждой из сторон. Он должен предоставлять в УФМС достоверные сведения и отвечает за сохранность документов жителей МКД.

Паспортный и регистрационный учёт граждан регламентируется:

Управляющая организация может не нанимать в штат паспортиста, а заключить договор с Паспортной службой. В таком случае оплачивать услуги Паспортному столу будет УО, а не каждый собственник в отдельности. Управляющая организация закладывает эти расходы в тариф на содержание и ремонт общего имущества МКД. Отдельной строкой в квитанции их выставлять нельзя.

Отделения УФМС осуществляют регистрационный учёт граждан через структурные подразделения согласно постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 № 713.

Управляющие организации осуществляют первичный приём от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учёта по месту пребывания и месту жительства, подготовку и передачу документов в орган регистрационного учёта, а также ведут и хранят поквартирные карточки регистрации по месту жительства.

Место пребывания и место жительства:

  1. Местом пребывания считается место, где гражданин проживает временно. Это могут быть гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристские базы, хостелы и другие жилые помещения, не являющиеся постоянным местом жительства.
  2. Местом жительства считается жилое помещение, где гражданин проживает постоянно или большую часть времени: на праве собственности; по договору найма; по договору социального найма; на иных основаниях, предусмотренным законодательством РФ. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в органах регистрационного учёта.

Находиться в помещении, которое не является местом жительства гражданина, разрешено не более 90 дней. По истечению этого срока гражданин обязан обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

При этом нужно предоставить:

  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания.
  • Документ, являющийся основанием для временного проживания в указанном жилом помещении – заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением.
  • Иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением.

Регистрация граждан по месту осуществляется на срок, определённый соглашением с лицами, предоставившими жилое помещение.

Действия паспортиста при регистрации гражданина по месту пребывания:

  • принять заявление гражданина и необходимые для регистрации документы;
  • проверить комплектность предоставленных документов в присутствии заявителя;
  • передать в орган регистрационного учёта документы с адресными листками прибытия, составленными в двух экземплярах.
Читайте также:  Прямые договоры с рсо в новостройках

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства, предоставить должностным лицам, ответственным за регистрацию:

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства.
  3. Документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение – заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением.
  4. Иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением.
  5. Если гражданин снят с регистрационного учёта на предыдущем месте жительства, ему необходимо предоставить адресный листок убытия, выданный органом регистрационного учёта по последнему месту жительства.

Процедура регистрации по месту жительства проходит в несколько этапов:

  • гражданин предоставляет в паспортный стол управляющей организации документы, необходимые для регистрации;
  • в паспортном столе проверяют комплектность предоставленных документов в присутствии заявителя;
  • паспортист вносит записи в регистрационную и поквартирную карточку, домовую книгу, адресные листки прибытия и формы статистического учёта;
  • паспортист управляющей организации передаёт документы в орган регистрационного учёта; орган регистрационного учёта рассматривает документы, проверяет сведения, указанные в заявлении и оформляет регистрацию по месту жительства;
  • орган государственного учёта передаёт документы в УО или гражданину.

Если документы переданы в УО, ей остаётся только передать их зарегистрированному гражданину.

Если жилое помещение не является местом жительства гражданина, он считается снятым с регистрационного учёта с момента истечения срока, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания.

Другая ситуация с гостиницами, санаториями, домами отдыха, туристическими базами, пансионатами и кемпингами – гражданин остаётся на учёте до момента выезда.

А в медицинских учреждениях гражданина снимают с регистрационного учёта при выписке.

Снять гражданина с регистрационного учёта следует при:

  1. изменении места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации на новом месте жительства или заявления о снятии его с регистрационного учёта по месту жительства;
  2. призыве на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата;
  3. осуждении к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу судебного решения;
  4. признании без вести пропавшим – на основании вступившего в законную силу решения суда;
  5. смерти или объявления решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти;
  6. выселении из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу судебного решения;
  7. обнаружении не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации – на основании решения суда;
  8. неправомерных действиях должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании судебного решения.

Отметка о снятии гражданина с регистрационного учёта ставится в его паспорте в день поступления документов в орган регистрационного учёта.

Услуги ЖКХ: платные и «бесплатные»

Число оказываемых предприятиями жилищно-коммунального хозяйства услуг может исчисляться многими десятками. Разобраться во всем этом многообразии подчас затруднительно даже самим коммунальщикам. При этом общие требования к порядку и срокам услуг ЖКХ продолжают меняться и совершенствоваться. 

Так, на смену Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (с изменениями от 6 мая 2011 г.), установившему порядок предоставления коммунальных услуг гражданам приходит Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (пока еще не вступило в законную силу).

Платные и «бесплатные» услуги ЖКХ

В настоящее время бесплатных услуг ЖКХ не существует. Даже в том случае, если какая-то категория жильцов (допустим, лица, пользующиеся квартирой по договору социального найма) не оплачивает ту или иную услугу, либо оплачивает ее не полностью, за услуги платят другие субъекты – муниципалитеты, например.

Дело в том, что  сейчас жилищное законодательство провозглашает принцип платности оказываемых в коммунальной сфере услуг и работ.

Любая услуга, осуществляемая предприятиями ЖКХ в целях обслуживания и содержания жилого дома, должна быть оплачена, невзирая на наличие или отсутствие договоренности об этом с самими жильцами.

В свою очередь граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах состоит из двух больших блоков платежей — платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги. Первый блок включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Особенностью данной разновидности платежей является регулируемость цен на коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Заблуждение же относительно бесплатного характера ряда оказываемых управляющими компаниями услуг связано с тем, что жильцы зачастую путают договорные услуги с недоговорными.

Первые услуги обязаны оказываться в силу указания на них в договоре на управление многоквартирным домом (аварийные работы, промывка системы отопления и другие), вторые же оказываются по желанию самих жильцов (установка нестандартной сантехники, смена работоспособных элементов отопления и так далее).

И те, и другие услуги являются платными. Просто в первом случае жильцы на случай экстренной необходимости и в целях исключения разного рода аварийных ситуаций в будущем вносят плату ежемесячно.

Зачастую общее наименование такой платы — “за содержание и ремонт жилья”. Во втором случае плата вносится непосредственно за оказание дополнительных, так называемых “платных ” услуг, приобретаемых жильцами по своему усмотрению.

Периодичность такой платы, само собой, отсутствует, отсюда, собственно и “платность” подобного рода услуг.

Виды и периодичность оказания «бесплатных» услуг

Рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда, приведен в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

С конкретным набором услуг по содержанию жилого дома можно ознакомиться в обслуживающей дом управляющей компании. Перечни вывешиваются на сайтах компаний, а также непосредственно в офисах для ознакомления всеми жильцами.

К обязательным услугам относятся:

  • Смена прокладок в водопроводных кранах, уплотнение сгонов, устранение засоров, регулировка смывных бачков, прочистка сифонов, притирка пробочных кранов в смесителях, набивка сальников, очистка бачка от известковых отложений.
  • Мелкий ремонт теплоизоляции, устранение течи в трубопроводах, приборах и арматуре.
  • Смена перегоревших электролампочек в помещениях общественного пользования, смена и ремонт штепсельных розеток и выключателей, мелкий ремонт электропроводки.
  • Проверка исправности канализационных вытяжек.

Подобные работы проводятся управляющей компанией при проведении технических осмотров и обходов.

  • Утепление чердачных перекрытий.
  • Ремонт, регулировка и испытание систем центрального отопления.
  • Утепление и прочистка дымовентиляционных каналов.
  • Замена разбитых стекол окон и дверей вспомогательных помещений.
  • Ремонт и укрепление входных дверей.

Данные работы проводятся при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период.

  • Озеленение территории, уход за зелеными насаждениями.
  • Удаление с крыш снега и наледей.
  • Очистка кровли от мусора, грязи, листьев.
  • Уборка и очистка придомовой территории.
  • Уборка жилых, подсобных и вспомогательных помещений.
  • Мытье окон, полов, лестничных маршей, площадок, стен, удаление пыли и т.д. в лестничных клетках.
  • Удаление мусора из здания и его вывозка.
  • Очистка и промывка стволов мусоропровода и их загрузочных клапанов.
  • Поливка тротуаров и замощенной территории.

Данные работы проводятся по мере необходимости в зависимости от загрязненности и частоты использования того или иного объекта. Например, уборка придомовой территории, очистка кабины лифта должны производиться ежедневно. Поливка тротуаров в жаркое время дня должна производиться не реже двух раз в сутки. При снегопадах значительной интенсивности уборка территорий от снега должна производиться непрерывно. Влажная уборка лестничных площадок и маршей осуществляется ежемесячно, а мытье окон, стен, дверей, подоконников, отопительных приборов, оконных решеток, чердачных лестниц и почтовых ящиков – каждую весну.

  • Укрепление водосточных труб, колен и воронок.
  • Расконсервирование и ремонт поливочной системы.
  • Снятие пружин на входных дверях.
  • Консервация системы центрального отопления.
  • Ремонт оборудования детских и спортивных площадок.

Проводятся при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период. При этом стоит помнить, что периодичность выполнения тех или иных работ может меняться при выявлении неисправностей самими жильцами и необходимости экстренного их устранения. Например:

  • Разбитые стекла и сорванные створки окон, форточек, балконных дверей подлежат замене в летнее время в течение 3 суток, в зимнее – в течение 1 суток.
  • Входные двери в подъездах, наружная кирпичная кладка, течи в водопроводных кранах, трещины и неисправности в печах, дымоходах и газоходах, неисправности мусоропроводов и лифтов, протечки в отдельных местах кровли ремонтируются/устраняются в течение суток.
  • Неисправности в системе освещения общедомовых помещений устраняются в течение 7 суток.
  • Замена предохранителей, автоматических выключателей, рубильников, неисправности автоматов защиты стояков и питающих линий, неисправности в электроплите с ее отключением производятся/устраняются в течение 3 часов.
  • Повреждение кабелей, питающих жилой дом и отключение системы питания жилых домов или силового электрооборудования устраняются в течение 2 часов.
Читайте также:  Есть ли перечень работ, которые УО не имеет права выполнять самостоятельно?

Сроки устранения отдельных неисправностей начинают течь с момента их обнаружения или заявки жильцов. Что же касается планового, текущего ремонта, то периодичность его осуществления принимается в пределах трех-пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.

Все вышеперечисленные услуги входят в обязательный набор и оплачиваются ежемесячно путем внесения платы за содержание и ремонт жилья.

Для того, чтобы повторно не оплачивать ранее уже оплаченную услугу необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую жилой дом, заполнить заявку на требуемую услугу и получить наряд-квитанцию. То же касается и всех дополнительных услуг, оказываемых сверх обязательного минимума.

Если выданной управляющей компанией квитанции на руках не имеется, то работник ЖЭКа может с полным на то основанием потребовать с жильца оплатить оказанную услугу по факту окончания работ, причем в завышенном размере.

Плата за коммунальные услуги и ее перерасчет

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан.

Перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение возможен при временном отсутствии потребителя в занимаемом жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего заявления, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Для перерасчета к заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

Такими документами могут являться справки о командировке, заверенные по месту работы, справки о нахождении на лечении, проездные билеты, счета за проживание в гостинице и так далее.

Перерасчет производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.

Вторым случаем изменения размера платы за коммунальные услуги является предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, либо с перерывами, превышающими установленную законодательством продолжительность.

Допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также их качество определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г.

N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Например, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов в месяц, либо не более 4 часов единовременно. Для горячей воды правила те же самые.

В случае отклонения состава и свойств холодной или горячей воды от санитарных норм оплата холодного и горячего водоснабжения вообще не производится. Допустимая продолжительность перерываэлектроснабжения составляет 2 часа.

За каждый последующий час размер ежемесячной платы снижается на 0.15 процента.

Объем непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги. Если исполнитель своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг, потребитель вправе потребовать от исполнителя возмещения понесенных убытков и уплаты неустойки.

В целях подтверждения факта предоставления услуг ненадлежащего качества потребитель должен уведомить об этом управляющую компанию, либо указанную ей аварийно-диспетчерскую службу.

Такое уведомление с указанием потребителем своей фамилии, имени и отчества, точного адреса проживания, а также вида непредоставленной коммунальной услуги делается в письменной форме или по телефону и подлежит регистрации в аварийно-диспетчерской службе.

В диспетчерской службе обязаны сообщить регистрационный номер заявки и время ее приема.

Если причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества известны, диспетчерская служба делает соответствующую отметку в журнале регистрации заявок, которая в дальнейшем будетявляется основанием для признания исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Таким же основанием является и акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который составляется по результатам проверки.

С конкретными примерами расчета изменения размера платы за предоставление услуг ненадлежащего качества можно ознакомиться в Письме Минрегиона РФ от 4 июня 2007 года №10611-ЮТ/07.

Что входит в платные услуги оказываемые населению предприятиями ЖКХ

Коммунальными услугами пользуются практически все граждане. Обслуживающие организации выполняют работу по обеспечению жильцов многоквартирных домов всеми необходимыми ресурсами согласно перечню выполняемых услуг. Работа, не входящая в этот перечень, подлежит дополнительной оплате. Но платные услуги в сфере ЖКХ имеют ограничения.

Нормы права, регулирующие жилищные правоотношения

Жилищные отношения, возникающие между потребителями и поставщиками, регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

Также данная сфера правоотношений регулируется актами Федеральных и местных исполнительных органов и Правительства РФ. Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются органами местной исполнительной власти.

Безвозмездная и возмездная деятельность УК

Перечень услуг определяется сторонами при подписании соглашения. Во время согласования условий договора, сотрудники УК или ЖКХ должны сообщить второй стороне о том, какие услуги предоставляются на платной основе, и какая установлена цена на них.

Что предоставляется управляющей компанией на оплачиваемой основе:

  1. Снабжение всеми природными ресурсами.
  2. Сантехнические, электромонтажные и ремонтно-строительные работы в приватизированной квартире.
  3. Производство текущего ремонта, не вошедшего в перечень обязательных услуг.
  4. Выполнение капитального ремонта.
  5. Содержание и ремонт общедомового оборудования и внутриквартирного имущества.

Бесплатное обслуживание фактически касается только содержания общедомовых территорий и подающих коммуникаций. Пользователь обязан оплачивать только тот сервис, которым он пользуется.

Тарификация

С каждым годом появляется все больше организаций, которые предоставляют коммунальные услуги. И многие управляющие компании незаконно завышают стоимость своей работы. Поэтому местными исполнительными органами устанавливаются ограничения на размер их стоимости.

Ежегодно компетентным органом и тарифной комиссией отдельного субъекта государства выносится постановление, в котором указаны нормативы. Но они устанавливают ограничения только на отдельные виды коммунальных услуг.

Предельная ставка дополнительного обслуживания определяется жилищно-коммунальным хозяйством и собранием собственников многоквартирного дома.

Что влияет на цену

Прейскурант цен коммунального обслуживания сложно составить. Так как в большинстве случаев люди ежемесячно вносят различные суммы. На стоимость влияют следующие факторы:

  • показания счетчика;
  • размер установленного тарифа;
  • наличие скидок;
  • регион проживания.

Так как большинство сантехнических процедур производится в весенний и осенний период, то на стоимость в этот период оказывает влияние выполнение таких работ:

  1. Замена радиаторов и плит.
  2. Проверка смесителей, смывных бочков, а также водоразборных кранов.
  3. Проверка отопительной системы.
  4. Обновление арматуры.

Это включается в общую плату. Поэтому чтобы узнать точный размер расходов потребуется у УК запросить сметные документы.

Кому предоставляются льготы

Коммунальное обслуживание, оказываемое населению, недешевое, особенно сильно оно сказывается на положении граждан, относящихся к социально уязвимым слоям населения.

Чтобы поддержать такую категорию людей, государство полностью или частично выполняет некоторые их обязательства.

Но многие граждане не знают о том, что им положены льготы, и производят оплату в полном объеме, так как в законах нет точного списка.

От расчета с УК полностью или частично освобождены следующие категории людей:

  1. Герои РФ и Советского союза, кавалеры ордена Славы и труда, а также их кровные родственники, живущие с ними в одном доме. Указанные лица полностью освобождены от оплаты коммунальных услуг.
  2. Близким умерших военнослужащих, семьям, потерявшим кормильца, дается 60% скидка.
  3. Инвалиды, ветераны, их нетрудоспособные родственники, ликвидаторы аварий на АЭС, родители и опекуны, которые заботятся о детях-инвалидах, оплачивают только 50% от общей суммы.
  4. Пенсионеры. Однако не все пенсионеры пользуются этой привилегией. Размер скидки завит от множества факторов, поэтому каждый случай рассматривается индивидуально. То, когда будет предоставлена льгота, зависит от момента поступления заявки и включения требования в реестр.

За сервис предоставляемый населению юридическими лицами взимается плата. Так как УК и ЖКХ необходимо оплачивать ресурсы и обеспечивать свою деятельность.

Перечень платных услуг определяется сторонами при заключении соглашения. Чтобы не возникало спорных ситуаций, собственникам жилых помещений следует сначала узнавать расценки всех обслуживающих компаний.

Так как после оформления договоренности, изменить ее условия достаточно сложно.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *