Может ли управляющая компания закупать воду, электричество идругие ресурсы, при этом рассчитываясь самостоятельно с поставщиками?

В Жилищный кодекс внесены изменения, позволяющие ресурсоснабжающим компаниям и владельцам жилья в многоквартирных строениях заключать договоры прямого типа с целью исключения посредников в оплате потреблённых жильцами коммунальных ресурсов.

МУП «Водоканал» при переходе на прямые соглашения становится «исполнителем» жилищных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в больших постройках, в отношении которых осуществляется переход.

Итак, как платить за воду напрямую Водоканалу и что это дает?

Как было раньше?

Заключить соглашение напрямую с поставщиком ресурсов было нельзя. УК отправляла счета, в которых сама указывала определенные суммы, тарифы и нормы. Владельцы переводили всю сумму на счет управляющей организации, а та — поставщикам.

В ЖК была возможность для оплаты напрямую, но не всем можно было ее использовать. Соглашение между владельцем жилья и поставщиком при этом все равно не заключалось: прямой могла быть лишь оплата. Но теперь все изменилось.

Чаще всего у дома есть УК или ТСЖ, которые отправляют счета и принимают средства. Некоторые управляющие организации честно выполняют работу: не завышают оплату, переводят деньги вовремя и не меняют показания. Тогда собственники не платят много, а дом не числится в должниках у поставщиков.

Может ли управляющая компания закупать воду, электричество идругие ресурсы, при этом рассчитываясь самостоятельно с поставщиками?Источник: getty

Однако есть нечестные управляющие организации. Они искажают показания, неправильно зачисляют плату, а средства от клиентов не переводят вовремя. Иногда подобные фирмы даже воруют средства, а потом банкротятся или исчезают. На постройке висят долги, а разбираться с этим приходится владельцам жилья или новой УК.

Долгое время граждане не могли полностью контролировать платежи. Приходилось доверять УК, но это не всегда приводило к хорошему результату.

Что изменилось?

Изменения в ЖК России, позволяющие клиентам заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими компаниями, были одобрены, как объясняют разработчики проекта, из-за огромного количества жалоб на УК. Компании не вовремя платили поставщикам несмотря на то, что жители исправно переводили им средства за коммунальные услуги.

Теперь, согласно новым нормативам ЖК, инициировать переход на прямые соглашения между владельцами помещений в многоквартирных постройках и РСО могут сами жители и поставщики.

Если желание избавиться от посредничества УК по оплате жилищных услуг проявляют собственники помещений, то им необходимо провести общего типа собрание и принять решение об оформлении прямых договоров с РСО.

Протокол собрания с принятым решением отправляется к поставщикам и региональному оператору по обращению с твердыми отходами. Отдельные письменные соглашения с ресурсоснабжающими компаниями заключать не придется.

Договор вступает в силу с момента платежа по выставленному счету.

РСО могут избавиться от услуг УК и перейти на прямой расчет с клиентами, только если управляющая фирма накопила немаленький долг, превышающий 2 среднемесячные величины обязательства по оплате по соглашению ресурсного снабжения или договору на оказание услуг по вывозу мусора. В таком случае по желанию поставщиков с управляющей организацией прерываются договоренности, а перечислять деньги начинают владельцы квартир.

Может ли управляющая компания закупать воду, электричество идругие ресурсы, при этом рассчитываясь самостоятельно с поставщиками?Источник: pixabay

Но даже если собственники помещений перешли на прямые договора с ресурсниками, готовность инженерных коммуникаций и иного оборудования, входящего в состав общедомового имущества, к предоставлению услуг обеспечивают все равно управляющие организации.

Важно!! Если сравнивать тарифы ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, то можно прийти к выводу, что они не отличаются. Например, тарифы за жилищные услуги, по которым идет расчет владельцев ЖК «Георгиевский» с УК «Престиж» в Краснодаре, один в один совпадают с тарифами, выставленными городскими РСО.

На какие услуги можно заключить договор с поставщиком

Напрямую можно перечислять деньги за все жилищные услуги:

  • водоснабжение;
  • водоотведение;
  • отопление;
  • электричество;
  • газовое снабжение;
  • вывоз мусора.

Можно заключать прямые соглашения на все разновидности услуг или только на вывоз мусора и отопление.

Заключить соглашение по желанию владельцев жилья

Может ли управляющая компания закупать воду, электричество идругие ресурсы, при этом рассчитываясь самостоятельно с поставщиками?Источник: pinterest

Чтобы осуществлять прямой расчет, необходимо провести собрание собственников. Договор с РСО заключается со всеми жильцами одновременно. Не будет такого, что один человек платит напрямую в Водоканал, а другой — управляющей фирме.

Если на общем собрании все проголосуют за прямую оплату, это решение придется направить в РСО. Тогда жители будут получать счета от Водоканала и средства переводить тоже ему.

Как платить за воду напрямую Водоканалу из-за задолженности УК

Если УК или ТСЖ задолжали РСО деньги больше чем за 2 месяца, договор с ними могут разорвать в принудительном порядке. Для этого поставщик должен подать на управляющую организацию в суд и выиграть дело.

Водоканал или энергосбыт пришлют владельцам сообщение о разрыве договора с управляющей фирмой и заключении прямых соглашений. Жителям новый договор заключать не надо: отказ РСО работать через УК будет односторонним.

Информацию о переходе на прямой расчет разместят где-то на видном для собственников месте, опубликуют на портале и выделят в официальной газете.

Через месяц после получения уведомления соглашение с УК теряет свою силу. Жители начинают платить напрямую. УК больше не сможет отправлять счета за воду, свет, газ и требовать денег. А если она так сделает, ее можно оштрафовать: хитрая управляющая организация заплатит собственнику в 2 раза больше, чем выставила в счете.

Кому пожаловаться на качество жилищных услуг

Даже при наличии прямого соглашения с РСО жаловаться можно по-прежнему в УК. По закону она должна содержать все системы зданий в порядке, даже если за ресурсы жильцы платят не ей.

Если владелец найдет ошибку в квитанции или жидкость покажется ему недостаточно горячей, можно обратиться в управляющую компанию.

Не забывайте, УК не может ответить: «С кем заключали соглашение, туда и идите», — она должна принять жалобу и отреагировать. Но нести ответственность за качество услуг по прямому соглашению будет РСО, а не УК. За коммуникации в постройке даже при прямых соглашениях отвечает управляющая фирма. Если течет труба или проблемы с электричеством, можно требовать от УК все починить.

Если жилец задолжал поставщику услуг

По договоренности с поставщиком управляющая организация может ограничить ему доступ к ресурсам. Отключить в помещениях должников свет может сотрудник из энергосбыта, а может — из УК. Они договорятся, кто это сделает: ведь все законно.

Может ли управляющая компания закупать воду, электричество идругие ресурсы, при этом рассчитываясь самостоятельно с поставщиками?Источник: getty

Зачем тогда необходима управляющая организация?

УК зарабатывает не на ресурсах, а на обслуживании строения и содержании общедомового имущества. Свою прибыль она не потеряет: владельцы будут платить ей по определенным тарифам за текущий ремонт, уборку и иные услуги, которые есть в соглашении на управление домом.

Даже заключив договора прямого типа, вы все равно будет получать счета от управляющей фирмы и обязаны их оплачивать. Там просто не будут значиться те ресурсы, которые вы оплачиваете РСО.

Как заключить прямое соглашение с поставщиком услуг

Ресурсоснабжение МКД: услуга или поставка?

Анализируя соотношение норм Жилищного законодательства и Гражданского Кодекса, можно заметить существенное расхождение в подходе определения правовой природы поставки энергоресурсов потребителям в многоквартирных домах.

Жилищное законодательство, обеспечение многоквартирного дома водой, теплом и прочими ресурсами относит к коммунальным УСЛУГАМ, т.е. бестоварным отношениям.

В то время как в Гражданском праве поставка любого ресурса понимается к передаче от поставщика к потребителю, объектов материального мира, в т.ч. и теплого ресурса и электроэнергии.

  • Важно отметить, что проблема существенно глубже и не сводится исключительно к лингвистике.
  • Закрепляя в жилищном праве ресурсоснабжение как услугу, законодатель не только создал не преодолимую стену между гражданским и жилищным законодательством, но и «породил» проблему в правовом регулировании деятельности по управлению жилым фондом.
  • На сегодня, вопреки здравому смыслу и действующей системе правового понимания в России, считается что подача ресурса потребителям в многоквартирный дом (МКД) является коммунальной услугой, которую оказывает организация осуществляющая управление МКД.
  • На самом деле в сфере ресурсоснабжения, лицо управляющее МКД конечно никакой услуги не оказывает.
  • Можно много спорить и бессмысленно рассуждать о том, что управляющая организация осуществляет выставление счетов, производит начисление, следит за приборами учета и прочее, но ничего из того что делает управляющая компания ни коим образом не относится к передаче коммунальных ресурсов потребителям.
  • Все чем занимаются управляющие организации, это оказание вспомогательных и самостоятельных услуг, которые напрямую не влияют ни на качество, ни на количество поставляемого потребителям ресурса.
  • Правовое регулирование Энергоснабжения осуществляется в соответствии с Главой 30 Гражданского кодекса РФ Купля-Продажа, с особенностями, предусмотренными для договоров энергоснабжения.

Таким образом, мы видим, что поставка горячей воды, отопление, электроснабжение и пр. никакой услугой не является.

Далее обратимся к статье 162 Жилищного Кодекса РФ.

В пункте 2 названной статьи указано следующее: По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

  1. Как видно в тексте нет упоминание о тепле, горячей или холодной воде, отоплении или коммунальном ресурсе.
  2. Более того, рассматривая правовую модель договора управления многоквартирным домом мы видим что она более чем логична, а именно одна сторона по заданию другой стороны  … за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги.
  3. Весь корень зла сосредоточен в упоминании «предоставлять коммунальные услуги».
  4. Что означает с правовой точки зрения «предоставлять коммунальные услуги» и какие услуги относятся к коммунальным.
  5. Как было указано в начале данной статьи, Жилищный Кодекс РФ не содержит определения коммунальной услуги.
Читайте также:  Посоветуйте программу для расчета расценок и стоимости услуг на содержание и ремонт МКД?

Дефиниция коммунальной услуги приведена в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.

2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и понимается следующим образом: «коммунальные услуги» — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;

  • Отдельно обратим внимание на то, что данное Постановление содержит и понятие «коммунальные ресурсы«, под которым понимается — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
  • Обращает на себя внимание то, что законодатель (по только ему понятным соображением) понимает под коммунальной услугой отдельный элемент исполнения договора поставки ресурса, а именно деятельность по ПЕРЕДАЧЕ!
  • Более неудачной конструкции и придумать невозможно!
  • Ведь очевидно, что сама конструкция договора поставки предполагает передачу ресурса потребителю и очевидно что никакой деятельности по ПЕРЕДАЧЕ коммунального ресурса, вне договора поставки данного ресурса в природе быть не может, (ХИЩЕНИЕ НЕ В СЧЕТ) потому как эта «деятельность» полностью поглощается обязательным условием предусмотренным договором поставки – поставить ресурс потребителю.
  • Можно бесконечно искать причины почему, кто и когда признал поставку ресурса услугой, но более важным является приведение правового регулирования в сфере ЖКХ в соответствие здравому смыслу.

Далее, обратим внимание на еще один занимательный момент. Во втором пункте 354 Постановления, коммунальная услуга и коммунальный ресурс – не тождественные понятия. При этом, весь Жилищный Кодекс РФ просто пестрит таким содержанием – коммунальные услуги (коммунальные ресурсы).., т.е. Жилищный Кодекс РФ отожествляет понятие коммунальной услуги с понятием коммунального ресурса. УЖАС!

Но на этом метаморфозы жилищного законодательства не заканчиваются.

В пункте 5 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ, указано: В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, …, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

А как Вам такая конструкция указанная в пункте 6.2.

статьи 155 Жилищного Кодекса РФ: Управляющая организация, ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения … ЧТО ЗА БРЕД?

  1. И приведенные случаи далеко не единственные, когда законодатель скачет из стороны в сторону, то отожествляя понятия коммунальной услуги и коммунальных ресурсов, то опять делая их автономными и различными объектами правового регулирования.
  2. Если в процессе изучения вопроса о том, что понимается под коммунальной услугой в жилищном праве удалось избежать разрыва мозга, то неизбежно напрашивается вывод о том, что положения Жилищного кодекса РФ требуют незамедлительной корректировке.
  3. В тексте Жилищного Кодекса необходимо исключить любое отожествление понятий «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс».
  4. Извращенное понятие «коммунальной услуги» – как деятельности по ПЕРЕДАЧЕ «коммунальных ресурсов», должно навсегда быть ИСКЛЮЧЕНО.

В понятие «коммунальной услуги» необходимо включать исключительно то, что в действительности является услугой (оборот ТБО, текущее обслуживание внутридомовых коммуникаций, устранение аварий и повреждений внутридомовых систем и пр.).

Все правовое регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами и предоставлению должно базировать исключительно на принципе, указанном в п.2 ст.162 Жилищного Кодекса РФ одна сторона по заданию другой стороны.

Кроме того, в Жилищный Кодекс РФ необходимо ввести норму, согласно которой управляющие компании, ТСЖ, ТСН, Жилищные кооперативы несут солидарную ответственность по обязательствам собственников помещений в многоквартирных домах, а в случае списания (добровольного или принудительного) со счета управляющей компании (ТСЖ, ТСН и пр.) средств в счет погашения задолженности за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, к ней переходят права требования в соответствующей части.

Отдельно необходимо остановиться на вопросе о приеме коммунальных платежей.

Могут ли жители платить за коммунальные услуги (воду, электроэнергию и др.) напрямую поставщикам (ресурсоснабжающим организациям)?

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

1.
Al-7 (Al-7)
  [19.10.2011 21:49] 
[Материал]

wow пишет 11.10.2011 г.: Два месяца как выделили оплату отопления и гор воды в отдельный счет. При этом не учли то обстоятельство,что некоторые клиенты оплачивают услуги посредством интернета.В счёте мне предлагается идти на почту,или в Сбербанк,или»Ижкомбанк»,а у меня счёт в Трастовом? Ввожу свой новый лицевой -молчание,такого счёта нет. Почему вы делаете только как вам выгодно и удобно? Почему в одностороннем порядке изменяете лицевые счета? Своими действиями создаёте только дополнительные неудобства. Отвечаю: Добавлю, что в законодательстве не содержится нормы о том, что жителям должно выставляться более одного платёжного документа.

2.
Al-7 (Al-7)
  [09.03.2012 18:26] 
[Материал]

Ива пишет 03.03.2012 г.: Мне ответили, что можно заключить на прямую договор с ресурсоснабжающей организацией, то есть с «Водоканалом»решением общего собрания, но что это даёт, не пойму никак. Ведь всё равно будут учитываться показания общего счётчика? Или можно его не ставить, заключить договор и платить конкретно по счётчикам и тарифам на чел. Я всё на тему, чтобы не было этих доначислений за ..того дядю???? Отвечаю: На общем собрании можно: 1. Принять решение о непосредственном управлении домом собственниками. Это ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ:

    8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

И ч. 2.1. ст. 161 Жилищного кодекса РФ:

    2.1. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Оплата по индивидуальным приборам учёта возможна. Ресурсоснабжающие организации обязаны устанавливать как общедомовые, так и индивидуальные приборы учета. Также действует п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг:

    16. При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

2. Принять решение о внесении платы за отдельные коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Соответствующий пункт из Жилищного кодекса процитирован выше (ч. 7.1.). Такая схема выгодна ресурсоснабжающим организациям. Показания общего счётчика будут учитываться.

3.
Вера Аркадьевна (Ива)
  [04.04.2012 17:52] 
[Материал]

Спасибо за ответ, но всё это крайне не радует, а создавать ТСЖ или управление собственниками помещений в одной 5 этажке- это смерти подобно, финансово не выжить!!! Только собрав под крыло 4-5 таких домов есть смысл, но это никому не надо.

4.
Larchic   [04.04.2012 18:21] 
[Материал]

У нас в Ижевске чиновники от УК и УЭСК совершенно безнаказано не выполняют законодательство в части применения ст.155 п.7.1, Кокорин и прокуратура кивает на жил.инспекцию, та в свою очередь, пишет отписки о своей непричастности к таким вопросам… Похоже придётся обратиться к самому законотворцу..
+1
5.
Al-7 (Al-7)
  [20.04.2012 19:13] 
[Материал]
A39 пишет 11.04.2012 г.: Здравствуйте! (1) Прошу дать разъяснение по оплате ком. услуг. МКД,где я проживаю, управляется УК, по извещениям-квитанциям которой я оплачиваю эл-энергию,водоснабжение и пропуск стоков. Услуги по газоснабжению, отоплению и очистке стоков оплачиваю по извещениям-квитанциям трех других организаций,минуя УК. (2) Вопрос по очистке стоков. В ЖК РФ и в Правилах оказания ком.услуг не упоминается очистка стоков в числе ком. услуг. Как отсюда перекинуть мостик к обязательности и правомерности оплаты этой услуги в составе платы за жилое помещение? Спасибо. Отвечаю: Здравствуйте! (1) В законодательстве нет положения о том, что жителям должно выставляться более одного платёжного документа на оплату ЖКУ. Поэтому можно утверждать, что описанная Вами схема расчётов не соответствует законодательству. (2) Потребителю в многоквартирном доме УК может в обязательном порядке предъявлять только коммунальные услуги, указанные в Правилах. «Очистки стоков» в перечне коммунальных услуг нет, это верно. Может предъявляться только услуга «водоотведение». Иное, опять-таки, не соответствует законодательству.

6.
Al-7 (Al-7)
  [20.05.2012 12:14] 
[Материал]

A39 пишет: Здравствуйте! В продолжение темы оплаты собственниками жилья в МКД «очистки сочных вод»,которую они вносят по отдельным счетам-извещениям в ОАО «Завод «Автонормаль» в Башкирии по тарифу 8,14 руб.за 1 куб. м. стоков. Тариф установлен Комитетом по тарифам РБ постановлением «1155 от 1.11.2011г. Вопрос.Если «очистка стоков» не входит в состав установленных законом обязательных,оплачиваемых населением коммунальных услуг, то имеются ли и кем устанавливаются полномочия региональных или местных властей обязать население оплачивать «очистку сточных вод»? Как этот вопрос решен в Удмуртии, оплачивает ли население ваших городов «очистку сточных вод»? Спасибо. Отвечаю: Здравствуйте! «Очистка сточных вод (стоков)» — не коммунальная услуга (в том смысле, что не предусмотрена Правилами для оказания потребителям в многоквартирных и жилых домах). Но, тем не менее, эта услуга может оказываться организациями коммунального комплекса, и на эту услугу может устанавливаться отдельный тариф. В Удмуртии так есть (пример: тариф на очистку сточных вод в Ижевске). Потребителям же в многоквартирных и жилых домах оказывается коммунальная услуга «водоотведение». Очистка сточных вод является частью этой услуги. Всегда являлась. То есть услуга «водоотведение» состоит из 2-х услуг: (1) транспортировка (передача) стоков и (2) очистка стоков. На эти составляющие могут устанавливаться отдельные тарифы для организаций коммунального комплекса, а может один общий тариф. Данные тарифы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». (Кстати, в законе нет понятия «транспортировка (передача) стоков». Тем не менее, тарифы на транспортировку стоков устанавливаются: пример 1 (сформулировано как транспортирование стоков), пример 2 (сформулировано как водоотведение (транспортирование сточных вод))Из 210-ФЗ:

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 1) организация коммунального комплекса — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; 17) потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов — лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее — потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются: а) в многоквартирных домах — товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений; б) в жилом доме — собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги;

Таким образом, законом не предусмотрен случай, когда управляющая организация приобретает отдельную услугу по очистке сточных вод.

7.
Al-7 (Al-7)
  [18.06.2012 19:49] 
[Материал]

ООО «Удмуртские коммунальные системы» выступает за участие расчётных центров в расчётах с потребителями Сейчас в Ижевске с биллинговым центром (АНО «КРЦ Удмуртии» — прим. ред.) работают 27 управляющих компаний. Жители перечисляют коммунальные платежи не на счет организации, которой они доверили управление домом, а в АНО «КРЦ Удмуртии», где перечисленная сумма сразу же расщепляется на целевые платежи поставщикам ресурсов.«Переход на обслуживание в КРЦ для управляющих компаний — своеобразная лакмусовая бумажка, проверка намерений, с какими они пришли на коммунальный рынок, — комментирует заместитель директора по сбыту «Удмуртских коммунальных систем» Михаил Губасов, — так как схема работы с КРЦ на сегодняшний день наиболее соответствует законодательству. Это своего рода гарантия добропорядочности управляющей компании». Сейчас на страничке размещена полезная информация для собственников жилья о деятельности «КРЦ Удмуртии», а так сведения об оплате теплоресурса (горячего водоснабжения и отопления) за апрель — какую сумму управляющие компании начислили населению и какой процент от этого жители оплатили. Прозрачность платежей — один из главных принципов биллингового центра. Эти данные будут обновляться в ежемесячном режиме. Адрес странички: http://www.udmks.ru/krcudm/Источник: ООО «УКС», 07.06.2012 г.

8.
Al-7 (Al-7)
  [23.07.2012 18:43] 
[Материал]

При поручении управляющей компанией обработки персональных данных жителей многоквартирного дома АНО «КРЦ Удмуртии» по начислению и сбору денежных средств за жилищно-коммунальные услуги выявлены нарушения.

9.
Al-7 (Al-7)
  [24.09.2012 00:21] 
[Материал]

ОАО «УЭСК» будет собирать деньги за электроэнергию с жителей вместо ООО УК «Ижтехсервис»

Прямые отношения: плюсы и минусы

07 августа, 2015 Гарантирующий поставщик электроэнергии начал процедуру перехода на прямые отношения с потребителями в многоквартирных домах. Несмотря на очевидные плюсы такого решения, некоторые пензенцы опасаются роста платежей за ОДН.

Какие изменения ожидают жителей? Зачем вообще нужны прямые договоры? И как сами жители могут влиять на величину ОДН? Для начала необходимо разобраться, как до недавнего времени происходил сбор и распределение средств за коммунальные услуги, собранных с жителей многоквартирных домов.

Посредником между поставщиком и потребителем являлась управляющая компания (УК, ДУК, ТСЖ).

Как работает схема «поставщик — управляющая компания (посредник) — потребитель»?

Управляющая компания в данной схеме — это своеобразный кошелёк, в который попадают деньги жителей за все коммунальные и жилищные услуги. Будучи посредником, управляющая компания собирает деньги с жителей и затем распределяет их своим подрядчикам (дворникам, ремонтникам и т.п.) и поставщикам ресурсов — энергосбыту, водоканалу, теплоэнерго.  Таким образом, деньги всех жителей — и добросовестных, и недобросовестных плательщиков — попадают в «общий котёл». Если кто-то из жителей дома не внёс плату за коммуналку в «общий котёл», управляющей компании не хватает денег на оплату ресурсов и она «занимает» их из других статей квитанции. От этого страдают все жители дома, в том числе и те, кто добросовестно вносит плату за все услуги. Как это происходит? К примеру, в доме живут соседи: Иван и Пётр. Оба пользуются и электричеством, и теплом, и водой. Допустим, плата за жилищные услуги для каждого из них составила одну тысячу рублей, и за коммунальные услуги столько же. Итого каждый из них должен заплатить две тысячи: по одной тысяче — на коммуналку, и по одной — на содержание жилья. Всего оба должны четыре тысячи. При этом Иван заплатил управляющей компании (ТСЖ) за все услуги, а Пётр — не заплатил. То есть управляющая компания получила две тысячи рублей вместо четырёх: одну тысячу (вместо двух) — для коммунальщиков и одну (вместо двух) — на содержание и ремонт дома, уборку подъездов и территории.  Управляющая компания (ТСЖ), будучи посредником, обязана перечислить поставщикам и за Ивана, и за Петра. То есть две тысячи рублей. Но ведь на коммуналку ей заплатили только одну тысячу. Откуда ей взять недостающую сумму?  Так как управляющая организация (ТСЖ) распоряжается только деньгами, которые заплатили жильцы, она вынуждена взять недостающую тысячу из денег, заплаченных Иваном за содержание жилья. Итого на ремонт дома остаётся… ноль! Но если денег на ремонт и содержание жилья нет, то и качество жилищных услуг соответствующее. То есть Иван заплатил за себя и должен получить все услуги в полном объёме. Но так как он платил через «общий котёл», то его деньгами покрыли долги Петра. И в результате Иван не получит добросовестно оплаченную им качественную жилищную услугу. В каждом доме всегда найдутся неплательщики. Есть те, которые совсем не платят. Есть те, которые платят, но с большой задержкой. И даже если управляющая организация применит все возможные санкции, выставит штраф, обратится в суд, то на это уйдёт достаточно большое время, в течение которого деньги приходится «вынимать из кармана» ремонта и содержания дома. А это приводит к плохой уборке, дырявым трубам, годами некрашеным подъездам, а в худшем случае к аварийному состоянию дома.  То есть когда договоры на поставку коммунальных ресурсов заключаются через «общий котёл» ТСЖ или УК, то это неизбежно приводит к тому, что добросовестные плательщики своими деньгами покрывают долги соседей и не получают должное качество жилищных услуг. Это несправедливо.

Напомним, что жилищные услуги оказывает управляющая компания согласно договору управления многоквартирным домом. Сюда входят услуги по ремонту и содержанию дома, в том числе мытьё и покраска подъездов, уборка придомовой территории, мелкий ремонт (не капитальный) и т.п.

Коммунальные услуги — это те услуги, за которые мы платим ресурсоснабжающим организациям — компаниям-поставщикам, которые поставляют в наши дома коммунальные ресурсы: электричество, воду, тепло, газ.

Как работает схема прямых договорных отношений «поставщик — потребитель»? Главное отличие «прямых отношений»: во взаиморасчётах поставщика и потребителя исключается посредничество управляющей компании. То есть потребитель оплачивает ресурс (электричество, воду, тепло, газ) непосредственно поставщику ресурса. 

ГЛАВНОЕ: Поставщик ресурсов получает право требовать оплату только с каждого конкретного потребителя в рамках только его долга. При этом поставщик не может снимать деньги со счёта дома, предназначенные для содержания и ремонта, требуя с ТСЖ оплатить за всех должников. Таким образом, каждый потребитель отвечает только по своим долгам.

Почему схема прямых отношений «потребитель — поставщик» выгодна жителям?

  • Каждый потребитель отвечает только по своим долгам. 
  • Исключаются попытки поставщиков ресурсов решить проблемы с долгами граждан путём изъятия у УК и ТСЖ денег, направленных на оплату жилищных услуг. То есть деньги, собранные на содержание и ремонт многоквартирного дома, не будут направляться управляющей организацией поставщикам (в счёт оплаты света, воды и тепла), а будут расходоваться на нужды жителей дома.
  • Повышается качество жилищных услуг за счёт того, что деньги, уплаченные потребителями управляющей компании за содержание и ремонт, не будут уходить поставщикам на оплату долгов недобросовестных потребителей.
  • Сдерживается рост платы за жилищные услуги. Потому что управляющим организациям и ТСЖ не придётся закладывать в плату за содержание и ремонт стоимость рисков недосбора платежей за коммунальные услуги (то есть УК перестанут включать в свои тарифы потенциальные долги недобросовестных потребителей). 
  • Управляющая компания не является посредником, а потому не зависит от «хороших отношений» с поставщиками. Это значит, что УК и ТСЖ могут смело представлять интересы потребителей перед поставщиками ресурсов, более активно требовать обеспечения качества ресурсов и проведения перерасчётов при некачественной поставке.

Как следствие, повышается не только качество жилищных услуг, но и качество работы поставщиков ресурсов.

  • Исключается воровство недобросовестными управляющими организациями и ТСЖ денег потребителей, направленных на оплату коммунальных услуг. 
  • Крупные поставщики (энергосбыты, водоканалы, теплоэнерго), заинтересованные в быстрой оплате поставленных ресурсов, зачастую предоставляют лучший сервис по возможностям оплаты, чем могут себе позволить небольшие управляющие организации и ТСЖ. Сюда входит: дистанционная передача показаний счётчиков, оплата счетов через сайты, банки и терминалы, возможность получения электронных квитанций, лёгкий доступ потребителя к истории платежей по своему лицевому счёту и мн.др.

Поставщик ведет расчёты по каждому гражданину в отдельности, а не через «общий котёл» управляющей организации. В результате поставщик применяет санкции за неплатежи к конкретным неплательщикам и не имеет право изымать у управляющей организации средства, оплаченные добросовестными жителями на содержание жилья. То есть каждый гражданин отвечает только за свои долги, а не спонсирует через «плату за содержание жилья» своих нерадивых соседей. Таким образом, перевод граждан на прямые расчёты с гарантирующим поставщиком решает важную проблему — граждане не платят по долгам соседей.  Но долги — это неоплаченная сумма по выставленным счетам. Счета формируются на основании сданных показаний. То есть если показания не сданы или сданы неверные, то до контрольной проверки прибора учёта суммы счетов (а, значит, и долгов) будут неверные. И какой-то части долга, как такового, до передачи правильных показаний счётчиков может и не быть.  В этом существенная разница между долгами и неверными показаниями. И их нельзя путать! Зачастую можно услышать, что ОДН — это распределение долгов нерадивых граждан на добросовестных. Это не так! Распределение долгов на добросовестных граждан происходит только при расчётах граждан за коммунальные услуги через управляющую организацию, и эта проблема решается переводом граждан на прямые отношения с поставщиком. А что же тогда такое ОДН и как его снижать? Давайте разберемся!

ОДН и МОП — в чём разница?

Часто от жителей многоквартирных домов можно услышать, что «в подъезде горит одна лампочка, а за ОДН приходиться платить внушительные суммы». Почему так происходит? Дело в том, что представление о том, что ОДН (общедомовые нужды) — это электроэнергия, израсходованная на освещение мест общего пользования (МОП) является таким же распространенным заблуждением, как и то, что ОДН — это оплата долгов соседей. ОДН и МОП — не одно и то же.  Потребление электроэнергии на места общего пользования (МОП) определяется по установленному на них прибору учёта или исходя из мощности и графика работы потребляющих устройств. А ОДН определяются как разница между тем количеством электроэнергии, которая поступила в данном месяце в дом согласно показаниям общедомового счётчика, и тем, которое сообщили жители как индивидуальное потребление в квартирах.  То есть именно сумму индивидуальных потреблений вычитают из общедомового, чтобы рассчитать ОДН. Если индивидуальное потребление занижено, то ОДН будет завышено. Таким образом в общедомовые нужды попадает всё недоучтённое индивидуальное потребление жителей дома.  Практика показала, что высокие ОДН чаще связаны не с незаконными подключениями к общедомовым сетям магазинов и ларьков или банальным воровством («скручиванием» счётчиков).  Причиной высоких ОДН, как правило, становятся несвоевременно сданные или намеренно заниженные показания индивидуальных счётчиков. Например, передача показаний вашим соседом на 10 дней раньше срока, без учёта потребления последующих дней, добавляет в ОДН 30% его индивидуального потребления. Занижение индивидуального потребления может происходить также в случаях, когда счётчик отсутствует, не работает или работает неправильно.

ОДН = освещение МОП + технологические потери + воровство + недоучтённое индивидуальное потребление

Может ли управляющая организация заставить жителей сдавать корректные показания? Контроль показаний может проводиться не чаще 1 раза в полгода. И, к сожалению, действенных мер, которые могла бы применить управляющая организаций к тем, кто не сдаёт показания вовремя или сдаёт заниженные, на сегодня законодательством не предусмотрено. На текущий момент управляющие компании без помощи жителей дома не имеют эффективных инструментов работы с недобросовестными собственниками.  В решении вопроса высоких ОДН необходима совместная работа и, самое главное, — понимание и поддержка гражданами действий управляющей организации по выявлению нарушителей.

  • Может ли управляющая компания влиять на величину ОДН?
  • Могут ли сами жители многоквартирного дома влиять на величину ОДН?
  • Борьба за приведение платы ОДН к действительно общедомовым нуждам невозможна силами только управляющей организации без поддержки со стороны жителей.

Управляющая компания может влиять на ту часть ОДН, которая расходуется на освещение мест общего пользования.  Например, управляющая компания может поменять лампы на энергосберегающие, установить датчики движения в подъездах и датчики освещённости на общедомовой территории. Это, как правило, окупаемые мероприятия и выполняются в счёт платы за содержание жилья. Для снижения уровня технологических потерь во внутридомовых сетях управляющая организация должна проводить ремонт сетей. В том числе, капитальный. Капитальный ремонт сетей УК может провести только по решению общего собрания собственников и если дом открыл индивидуальный специальный счёт капитального ремонта.  Да. Существенному снижению ОДН способствует единовременное снятие и передача показаний общедомового и индивидуальных приборов учёта в энергосбытовую компанию. Также по решению общего собрания в договор управления могут быть внесены расширенные обязанности и полномочия управляющей организации (ТСЖ) по контролю показаний счётчиков жителей.  Наиболее эффективными являются мероприятия, связанные с техническими изменениями, включая обеспечение дистанционного доступа управляющей организации к приборам учёта. Ведь при установке системы дистанционного доступа не только усложняется передача неверных показаний, но и все показания передаются в один и тот же момент. А значит ни один день, ни одна минута потребления не «гуляет» через ОДН между месяцами. Жителям важно понимать:единственным источников средств, которыми распоряжается управляющая компания, являются деньги самих жителей, которые они вносят по статье «содержание и ремонт». Обязав управляющие компании оплачивать сверхнормативный ОДН, законодатели не предусмотрели тот факт, что УК взять деньги на оплату сверхнормативного ОДН жителей попросту неоткуда, кроме как с самих жителей. Как следствие, управляющая компания вынуждена выбирать из трёх зол: 

  • брать деньги на оплату «сверхнормативных ОДН» из других статей расходов, снижая качество уборки, ремонта и содержания
  • закладывать средства на оплату сверхнормативных ОДН в стоимость жилищных услуг, способствуя их удорожанию
  • копить долги и банкротиться, как это массово произошло в Пензе в 2014 году.

Таким образом, представление о том, что оплачивая управляющей организации ОДН по нормативу, несмотря на фактическое потребление, жители экономят — это миф. Просто жители перестают видеть проблему, которая начинает «прятаться» от них.  Но деньги, как известно, из «ниоткуда» не берутся. Управляющие организации и ТСЖ не получают и не могут получить кредиты на оплату сверхнормативных ОДН. Для оплаты недостачи также используются деньги жителей, но уже в скрытой форме. А когда проблема прячется, то её никто не решает.  Для решения проблемы высоких ОДН необходима открытая активная солидарная позиция всех собственников помещений в доме с действиями управляющей организации и ТСЖ.

При посредничестве управляющих организаций и ТСЖ жители фактически не освобождаются от оплаты сверхнормативных ОДН, продолжая оплачивать их через статью «содержание жилья». То есть управляющая компания, изыскивая средства на оплату «сверхнормативных ОДН», либо снижает качество содержания дома, либо завышает стоимость своих услуг.

Вывод

Таким образом, переход на прямые отношения выгоден всем участникам договорного процесса, и, прежде всего, — самим жителям многоквартирных домов:

  • Жители платят только за себя. 
  • Поставщик получает возможность плотнее работать с должниками. 
  • Управляющая организация тратит деньги, собранные на содержание жилья, на дело, а не на покрытие долгов нарушителей.

Для того, чтобы расходы на ОДН не выросли и не «убили» положительный эффект, необходимо, чтобы жители понимали и поддерживали свою управляющую компанию в борьбе с нарушителями. И сами не нарушали порядок оплаты, использовали исправные счётчики и вовремя сдавали показания. Этот текст «Прямые отношения: плюсы и минусы» в виде документа — скачать
← Возврат к списку

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *