- Сейчас жильцы часто сталкиваются с тем, что управляющая компания нарушает их права.
- Однако еще более плачевно то, что сами жильцы обычно даже не подозревают о том, что они нарушаются.
- Поэтому стоит разобраться в том, что входит в прямые обязанности управляющей компании в сфере ЖКХ по содержанию и ремонту домов.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации:
Обязанности управляющей компании ЖКХ по закону
Деятельность управляющих компаний регулируется законодательством. Законодательная база, устанавливающая права и обязанности УК, содержится в Жилищном кодексе РФ. В частности, это оговаривается в 161-162 статьях.
Жилищный кодекс
УК должна обеспечить жильцов подходящими и безопасными условиями проживания, а также достойное содержание общей собственности, решать проблемы его использования и предоставлять жильцам коммунальные услуги.
- Так гласит первый пункт 161 статьи ЖК.
- Его первый подпункт вносит больше конкретики в вопрос содержания общего имущества и дает более четкую формулировку.
- Согласно ему, УК обязана:
- Соблюдать санитарно-эпидемиологические требования и правила пожарной безопасности, в целях сохранения надежности дома и благополучия жильцов;
- Сохранять уровень безопасности, подходящий для поддержания жизни и здоровья людей, хранение их владений, а также собственности государства и муниципалитета;
- Давать жильцам доступ к использованию помещений и общей собственности владельцев жилья;
- Соблюдать права и интересы владельцев жилья в многоэтажном доме, если это не противоречит законодательству;
- Поддерживать коммуникационную систему в хорошем состоянии, а также следить за исправностью приборов для учета и прочих видов всеобщего оснащения;
- Осуществлять поставки ресурсов, необходимых для обеспечения жильцов коммунальными услугами.
- Управляющая компания возлагает на себя обязанность за общую собственность в конкретном многоквартирном доме и за поставку коммунальных услуг, вне зависимости от степени благоустройства этой недвижимости.
- Качество обслуживания в любом случае должно соответствовать государственным требованиям и правилам, которые указаны в Жилищном кодексе.
- При этом УК несет ответственность не только перед государством или муниципалитетом, но и непосредственно перед жильцами.
- Также управляющая компания обязана обеспечивать для жильцов доступ к сведениям о ее финансово-хозяйственной деятельности, об услугах, которые она оказывает, и о порядке их оказания.
- Она должна осведомлять жильцов о стоимости и тарифах на все предоставляемые ей услуги.
В 162 статье оговариваются правила заключения соглашения управления многоквартирным домом, которое заключается между УК и всеми собственниками его помещений. Данный документ стоит рассмотреть отдельно, так как он имеет под собой достаточно объемную законодательную базу.
Договор управления
Данный документ может быть заключен лишь с УК, которая имеет разрешение на такую деятельность.
- В противном случае, организация не будет соответствовать требованиям, которые установлены законом, и следовательно не имеет права на заключение подобных соглашений.
- При его заключении необходимо собрать всех владельцев жилья в этом доме.
- Согласно второму пункту, соглашение по управлению домом означает, что УК обязуется:
- Выполнять свою работу в срок, за установленную плату;
- Проводить ремонт и обеспечивать содержание общей собственности владельцев помещений;
- Предоставлять им коммунальные услуги;
- Проводить другую управленческую деятельность.
При этом, список работ и услуг, которые входят в обязательства УК, должен быть указан в соответствующем соглашении.
Образец типового договора управления многоквартирным домом с управляющей компанией Вы можете скачать здесь.
Начать выполнение условий соглашения компания должна не позже, чем в течение одного месяца после его подписания. Однако если в соглашении указан иной срок, то УК обязана приступить к работе в течение указанной даты.
За месяц до окончания срока действия договора, УК должна передать всю документацию на данный дом управляющей организации, которая была выбрана. А также УК обязана давать владельцам квартир регулярные отчеты о своей деятельности.
Иные нормативные акты
- Согласно иным документам, управляющая компания должна содержать в надлежащем состоянии придомовую территорию закрепленного за ней многоквартирного дома.
- Придомовой территорией принято считать участок земли, который закреплен за конкретным объектом недвижимости.
- Контролировать факт и качество выполнения работ по содержанию данной территории должны жильцы.
- А следить необходимо за следующим:
- За тем, чтобы УК регулярно выполняла уборку придомовой территории;
- Проводила ее озеленение;
- Вовремя вывозила все бытовые отходы;
- Устанавливала на территории детские площадки, лавочки и прочее.
Рекомендуем прочитать статью, о том, как нужно выбирать квартиру для покупки, здесь.
Права
- Кроме обязанностей, законодательство и нормативные акты устанавливают права УК.
- Жильцам также необходимо их изучить, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нарушив одно из прав организации.
- Итак, УК имеет право на:
- Получение дохода;
- Взыскание долгов с жильцов;
- Лишать жильца определенного ресурса за долги;
- Начислять пени.
- По сути, доход управляющей компании зависит от тарифа на оплату ее услуг.
- Организация имеет полное право на его повышение, однако лишь при проведении собрания владельцев квартир и предоставлении сметы.
Конечно, на собрании увеличение тарифа может быть не одобрено, и в таком случае УК обязана продолжить работу в прежнем режиме. На взыскание долгов УК имеет право, но только через суд.
Однако можно обойтись и без суда, попросту отключив поставку коммунальной услуги, за которую не платит должник.
На последнее УК также имеет полное право. Его дает 354 Постановление. Но это возможно лишь в том случае, если ресурс поставляется жильцу через данную организацию, а не от ресурсоснабжающей организации напрямую.
Еще одним способом борьбы с должниками является право на начисление им пени. Это разрешает 14 пункт 155 статьи ЖК. Пени начисляется с 91 дня просрочки.
Функции
Разобравшись со всеми законами и нормативными актами, которые устанавливают права и обязанности УК, стоит четко разобраться в том, что все-таки входит в обязательства организации, а что нет:
- Обслуживание
В обязанности УК входит наем организаций, которые специализируются на такой деятельности. При найме, компания заключает с ней договор.
- Ремонтные работы
Данная обязанность указывается в соглашении по управлению и в 161 статье. УК обязана проводить работы по сохранению состояния конкретного объекта недвижимости и его улучшению.
В этот пункт также входит:
- Контроль над предоставлением коммунальных услуг;
- Контроль за их оплатой;
- Организация ремонтных работ;
- Сохранение безопасности и надежности многоквартирного дома.
- Коммунальные услуги
- Уход за придомовой территорией
Организация должна следить за придомовой территорией, а также выполнять ее уборку, озеленение и улучшение. Это регулируется условиями соглашения между жильцами и УК.
- Технический контроль
Организация обязана следить за качеством работы приборов учета, прочего оборудования и системы коммуникаций. Также, необходимо выполнять их ремонт и прочие работы, направленные на сохранение их в надлежащем состоянии.
- Перерасчет
Перерасчет является больше правом, чем обязанностью УК. Однако организация все же обязана проводить перерасчет тарифов и стоимости оказываемых жильцам услуг.
- Финансовое обеспечение
УК может и должна получать финансовое обеспечение для проведения ремонтных работ и работ по содержанию общей собственности владельцев квартир. Обычно, такими средствами ее обеспечивают сами жильцы.
УК не обязана осуществлять данную деятельность. Она лишь нанимает обслуживающую компанию и контролирует ее работу в конкретном доме.
УК должна обеспечить жильцов коммунальными услугами, путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, следить за их качеством и своевременной оплатой.
Советуем прочитать статью о том, как правильно сделать перерасчет коммунальных услуг за время вашего отсутствия.
Как надо оформлять акты приемки работ управляющей организации: судебная практика
Выполнение управляющей организацией работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества должно фиксироваться актами, которые подписываются председателем совета многоквартирного дома.
Есть приказ Минстроя РФ от 26.10.2015 №761/пр. Им утверждена такая форма акта:
- Жилищная инспекция обязала управляющую компанию из Крыма сделать перерасчет жителям за содержание и текущий ремонт, которые не были подтверждены актами приемки выполненных работ. Предписание было оспорено, но суды поддержали орган жилищного надзора:
- «действующим жилищным законодательством оформление актов выполненных работ определено в качестве обязанностей управляющей организации, а сам акт выполненных работ является единственным надлежащим и допустимым доказательством оказания таких работ и услуг».
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 по делу № А83 – 3946/2020
Снова управляющая организация из Крыма думала, что может победить орган жилищного надзора и признать его предписание о перерасчёте недействительным через суд.
В обоснование своей правоты компания ссылалась на то, что все работы фактически выполнялись, а отсутствие в актах подписи председателя Совета МКД не свидетельствует о нарушениях и не может служить основанием для возврата собственникам денег.
Суд установил, что у компании есть акты по форме приказа Минстроя РФ, однако они не содержат подписи председателя Совета МКД, отметок о предоставлении актов нарочно и об отказе от подписи заказчика по МКД.
При этом организация не представила доказательств, что направляла акты председателю Совета МКД сопроводительным письмом, заказной корреспонденцией или составляла акты о неполучении и отказе от подписи актов председателем Совета МКД.
Признавая предписание законным и ссылаясь на указанное выше Определение ВС РФ, суд также отметил:
- акты приемки выполненных работ могут подписываться как ежемесячно/ежеквартально, так и по завершении каких-либо конкретных работ (например, ремонтных, или аварийных). Данный вопрос (о периодичности подписания актов) можно прописать в договоре управления.
- в случае если какие-либо работы по содержанию МКД выполнялись подрядчиками, с такими подрядчиками в обязательном порядке необходимо подписывать акты приемки-передачи выполненных работ (статья 720 ГК РФ). При этом подписание акта выполненных работ с подрядчиками не снимает обязанности подписания актов выполненных работ с собственниками помещений МКД. При подписании актов с собственниками не обязательно предоставлять им акты выполненных работ с подрядчиками, поскольку в акте с собственниками управляющая организация указывает договорную стоимость работ.
- в силу положений ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300 – 1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе и реализуемых работах, услугах. Таким образом, составление актов является прямой обязанностью управляющей компании и подтверждает факт выполненных работ; их отсутствие свидетельствует об отсутствии работ.
- форма акта, утвержденная Приказом № 761/пр, не является рекомендуемой, значит, ее следует соблюдать неукоснительно.
- акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, представленные предприятием в ходе проверки, не соответствуют требованиям Приказа № 761/пр, и, как следствие, ограничивают право собственников МКД на получение информации о стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию общедомового имущества.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 по делу № А27 – 4881/2020
Управляющая организация пыталась оспорить предписание Государственной жилищной инспекции Кузбасса. Инспекция требовала всего лишь оформить акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту в многоквартирных домах.
Управляющая компания ссылалась на то, что в домах не выбраны советы, поэтому она не может подписать акты у председателей в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.
Суд отклонил этот довод:
- в создавшейся ситуации заявитель не лишен возможности подписывать акты с участием любых собственников помещений в МКД, в то время как сведения о направлении обществом указанных актов в адрес собственников в материалах дела отсутствуют.
- в этой связи акты выполненных работ по текущему содержанию общего имущества не соответствуют требованиям Приказа № 761/пр.
- отсутствие претензий со стороны собственников на качество работ не освобождает управляющую организацию от обязанности документального оформления результатов оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 № 07АП-7501/2020 по делу № А27 – 10040/2020
В этом деле управляющей компании удалось признать недействительным аналогичное предписание Государственной жилищной инспекции Кузбасса. Тут тоже в домах не были выбраны советы, но имелись протоколы, свидетельствующие о безуспешных попытках их избрания.
Также компания принесла в суд акты за 12 месяцев 2019 года, каждый из которых подписан тремя собственниками помещений в МКД (различными), что «свидетельствует о принятии обществом всех возможных мер по подписанию актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества».
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу № А21 – 14716/2019
Управляющая организация из Калининграда проиграла спор с органом жилищного надзора.Оспаривая предписание о перерасчете платы за целый год по всему дому, она указывала на то, что работы выполняет надлежащим образом, а подписанные председателем акты отсутствуют из-за конфликтной ситуации между компанией и собственниками, которая послужила основанием для отказа от подписания документов.
Суды отказали управляющей организации:
- управляющая организация обязана предоставлять собственникам помещений МКД акты выполненных работ.
- акты, подписанные от имени уполномоченного собственниками лица, Обществом ни в ходе проверки, ни в материалы дела не представлены.
- доказательства направления актов в адрес уполномоченного представителя собственников заявитель также не представил.
- при рассмотрении спора судом учтены акты о непредоставлении услуг в период декабрь 2016 года – декабрь 2017 года, составленные собственниками.
- судом произведен осмотр интернет-страниц в ГИС ЖКХ, по результатам которого установлено, что информация об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества не размещена, что также подтверждает факт неоказания управляющей компанией услуг.
Споры с прокуратурой
Постановление Арбитражный суд Волго-Вятского округа от 14.11.2019, дело № А17 – 10849/2018
Управляющая компания из Иваново оспаривала представление прокуратуры.
Надзорный орган при проверке выявил несоответствие составляемых актов требованиям приказа Минстроя: не было периодичности выполненных работ, единиц измерения работ, стоимости и сметная стоимость выполненных работ за единицу, цены выполненной работы за единицу в рублях. В актах были указаны лишь общие финансовые показатели без указания цены выполненных работ и оказанных услуг за каждую единицу.
Прокуратура и суды пришли к выводу, что форма акта не является рекомендуемой, значит, ее следует соблюдать неукоснительно. Если акты приемки не соответствуют требованиям Приказа № 761/пр, то они ограничивают право собственников МКД на получение информации о стоимости выполненных работ по содержанию общедомового имущества.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу № А33 – 15493/2020
Суды также поддержали прокуратуру, которая внесла представление в управляющую компанию из Дивногорска. В акте прокурорского реагирования одним из нарушений как раз была указана неправильная приемка работ.
В доме был выбран совет дома и председатель, который наделен полномочиями на приемку работ. Дальше собственники решили провести текущий ремонт цоколя.
Управляющая компания с помощью подрядчика выполнила ремонт, подписала с ним же акт приемки работ, но председателю совета никто работы не сдавал, и акт он не подписывал.
Уже позже, когда стали вылезать косяки, допущенные при ремонте, компания привлекла председателя к приемке работ по устранению недостатков.
Суды согласились, что при таких обстоятельствах управляющая компания нарушила порядок приемки работ.
Споры с собственниками
Апелляционные определения Свердловского областного суда, дела № 33 – 795/2019 и № 33 – 6469/2019
Это дела о взыскании задолженности, и в решениях по ним высказана противоположная позиция. Суд взыскал задолженность, хотя ответчик-собственник указывал на отсутствие актов:
«Действительно, законодательство предусматривает необходимость наличия в составе технической документации документов (актов) о приемке результатов работ; подписание такого акта входит в полномочия председателя совета дома в соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 161.
1 Жилищного кодекса РФ; форма акта утверждена приказом Минстроя…Вместе с тем, несоставление данного акта (с участием председателя совета МКД) не свидетельствует о том, что работы по управлению домом, в том числе услуги по содержанию общего имущества, не были оказаны, такие последствия законом прямо не предусмотрены для договора управления, соответственно, отклоняется довод жалобы ответчика относительно того, что истец не доказал факт предоставления услуг, за которые требует взыскать задолженность».
Апелляционное определение Воронежского областного суда, дело № А14 – 10663/2018
Ещё один спор о взыскании задолженности, который закончился тем же самым (взысканием денег с должника):
«Отсутствие акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества по форме, утвержденной приказом Минстроя России от 26.10.
2015 № 761/пр, … не является основанием для освобождения ответчика от внесения платы за содержание общего имущества дома……документов, опровергающих факт оказания услуг истцом в спорный период, ответчиком не представлено, как и не представлено объективных доказательств, подтверждающих факт оказания иным лицом услуг по техническому обслуживанию и содержанию общего имущества».
***
Управляющим организациям стоит принимать все меры для подписания акта приемки выполненных работ, фиксировать все попытки подписания, если председатель уклоняется от приемки. Иначе это может привести к претензиям контролирующих органов: от безобидных требований подписать акты до печальных предписаний о перерасчёте за все услуги и работы.
Должникам следует иметь ввиду, что отсутствие правильных актов у управляющей организации совсем не гарантирует освобождение от оплаты задолженности за содержание жилья.
Собственникам надо выбрать совет дома и хорошего председателя (если он еще не выбран), наделить последнего полномочиями по подписанию актов, чтобы потом не оказалось, что акты подписаны какими-то левыми собственниками, то ли введенными в заблуждение, то ли мотивированными управляющей организацией.
Непосредственное управление домом: плюсы и минусы самостоятельности
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает три варианта управления многоквартирным домом (МКД): товарищество собственников жильцов (ТСЖ), передача дома в управление управляющей компании (УК) и непосредственное управление (НУ). Каждый из способов законен — выбор должны сделать собственники жилья на общем собрании.
В последнее время тверские жилищные организации начали активно агитировать жильцов за переход от управляющей компании к непосредственному управлению домом. А выгодно ли это жителям? При непосредственной форме управление будет осуществляться непосредственно инициативными собственниками многоквартирного дома, действующими по доброй воле, на свой страх и риск, и к тому же бесплатно.
При кажущемся преимуществе этот аргумент является одновременно и главным недостатком такого способа управления, и чем больше дом, тем в большую проблему непосредственное управление может перерасти. Чем больше в доме проживает жильцов, чем больше в нем площадь общего пользования, тем больше может возникнуть проблем с его управлением и разногласий между жильцами.
При этом чтобы найти такого управляющего, который по своей инициативе практически ежедневно решал бы массу самых разных вопросов, очень сложно. Иными словами, выбор непосредственного управления оптимален в небольших многоквартирных домах, где объем работы по управлению домом минимален.
Призывая жильцов перейти на непосредственное управление многоквартирным домом, управляющие компании преследуют собственные интересы, цели и выгоды, пытаясь таким образом уйти от долгов и ответственности. Именно поэтому жильцам не говорят о многочисленных минусах и подводных камнях, хотя УК обязаны донести до горожан максимум информации, чтобы их выбор был осознанным.
Кроме того, инициатива по переводу домов на непосредственное управление должна исходить от жильцов, а не от УК.
Когда собственников призывают выбрать непосредственное управление, предполагается, что в итоге будет заключен договор на обслуживание с организацией, и она будет выполнять те же работы, что делала в доме управляющая компания, и, следовательно, ответственность подрядчики будут нести такую же, что несла управляющая организация.
Однако это далеко не так. В соответствии с действующим законодательством управляющая организация в любом случае несет ответственность за качество жилищных и коммунальных услуг перед собственником, даже если это не прописано в договоре. Множество надзорных инстанций (Жилищная инспекция, прокуратура, Роспотребнадзор и др.
) всегда могут побудить управляющую организацию выполнить те работы, которые, с их точки зрения, необходимы, даже если в утвержденном перечне работ их нет.
При выборе собственниками помещений способа непосредственного управления МКД не может быть реализовано предусмотренное жилищным законодательством полномочие органа местного самоуправления по проверке деятельности управляющей организации, так как она является лишь выполняющим работы подрядным предприятием, и в ее обязанности не входят ни защита прав собственников, ни решение других организационных вопросов. При непосредственном управлении побудить подрядчика выполнить какие-то работы вы можете только через суд. Обратите внимание на важный нюанс — договор подряда, а не управления! То есть отношения с УК в данном случае будут регулироваться не жилищным, а гражданским кодексом. Кроме того, все штрафы за нарушение пожарной безопасности, аварии и вывоз мусора будут накладываться не на УК, ТСЖ, а на собственника.
Кроме того, при НУ жильцы не могут обращаться в органы местного самоуправления по вопросу проверки выполнения договора на содержание жилья в соответствии с п. 1.1 статьи 165 Жилищного Кодекса РФ, как это могут сделать собственники при способе управления «управляющая организация».
То есть управляющие компании становятся полностью бесконтрольными! Как только жилищная организация получает юридический статус обслуживающей организации, она обретает иммунитет от всех проверок и претензий.
УК снимают с себя обязательства по погашению возникающей задолженности МКД, по контролю за качеством предоставляемых коммунальных услуг.
Взаимоотношения между потребителем и жилищной организацией будут регулироваться только договором, который УК, скорее всего, составит в своих интересах, а интересы жильцов будут явно отодвинуты на задний план.
Известно, что управляющая организация обязана выполнять работы, к примеру, по подготовке дома к зиме даже в случае, если далеко не все собственники оплачивают содержание и ремонт жилья.
В случае с непосредственным управлением подрядная организациявыполняет работы ровно на такую сумму, какую она соберет с жильцов, и ровно на те виды работ, которые оговорены в договоре.
При НУ подрядчику потребуется обязательно заключить договор с каждым собственником, то есть без этого подрядчик при оказании услуги не может требовать платы со всех. Учитывая ситуацию по сбору платежей, рассчитывать на подобную добросовестность со стороны всех собственников не приходится.
Кто-то все равно оплачивать не будет, взыскать с него оплату будет сложно, а значит, добросовестно оплачивающие жильцы будут вынуждены платить и за себя, и «за того парня», как это было и раньше.
Выбрав НУ, каждый жилец будет обязан заключить договор на поставку всех энергоресурсов в дом самостоятельно.
Кто будет следить за собственниками и понуждать их заключить все необходимые договоры? При выборе непосредственного управления плюс заключается только в отсутствии коллективной ответственности. Каждый отвечает за себя.
Подрядная организация не отвечает за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, канализацию, отопление, электроэнергию и газ), дополнительных времени и сил будет стоить заключение отдельных договоров с каждой ресурсоснабжающей организацией, прибавится платёжек.
Каждому собственнику придется заключить как минимум 4, а как максимум 10 договоров. Значит, получить и оплатить столько же счетов, а при необходимости посетить эти 4 или 10 организаций.
Законодательство не определяет ни то, как контролируется обслуживание общего имущества, ни периодичность и формы отчётов управляющей компании перед жильцами, выбравшими непосредственное управление. Органы местного самоуправления тоже не смогут вмешиваться в отношения жителей с УК, являющейся теперь лишь подрядной организацией. Как следствие, с любыми потенциальными проблемами в этом случае вы останетесь один на один.
На сегодняшний день собственники помещений не обладают необходимыми знаниями и практическим опытом для исполнения функций управления, и результатом этого станет отсутствие планирования работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома. Кроме того, из-за недостаточной квалификации собственников помещений отсутствует грамотное финансовое управление, в том числе обоснование необходимых размеров платежей на содержание многоквартирного дома.
Очень интересен вопрос о качестве коммунальных услуг (наличие холодной и горячей воды, необходимой температуры в квартире). Подрядная организация отвечает только за содержание сетей (не текут, прочищены). Ресурсоснабжающие организации воду и тепло до дома подали.
А кто будет отвечать за наличие воды на верхнем этаже или нормальное отопление в угловой квартире? Общее собрание собственников, совет дома или инициативный жилец? Спросить будет не с кого.
Конкретного ответа в законодательстве нет, а если нет, то в чем заключается «максимальная защита прав жильцов», в которой нас так настойчиво уверяют управляющие компании? Рассмотрим подробнее вопрос поставки коммунального ресурса (холодная, вода, горячая вода, отопление). При других формах управления потребитель отвечает только за коммуникации в квартире.
Если вдруг в подвале прорвало трубу или где-то неисправен стояк, за это отвечает ТСЖ или УК. За оперативность работ и за устранение проблемы также отвечает УК или ТСЖ. И если по их невнимательности или нерасторопности вас затопило, или вы понесли другой вред, то можете рассчитывать на компенсацию со стороны ТСЖ или УК.
При непосредственном же управлении в многоквартирном доме возникают многочисленные риски.
Сложив с себя статус управляющей организации и став «подрядчиком по обслуживанию МКД», обслуживающая организация уже не будет нести прежних обязательств перед жителями за состояние общего имущества – подъездов, подвалов, чердаков, крыш, внутридомовых сетей и оборудования. Она будет только выполнять конкретные заявки жителей.
Когда уже что-то случилось, сломалось, рухнуло, протекло. Её дело – устранить. А все остальные заботы и убытки останутся на жителях. Обращаться за помощью в суды и прокуратуру будет бесполезно. Ответ спрогнозировать несложно: «Вы сами выбрали непосредственное управление».
Такая система работы (по устранению аварий, но без существенных капитальных и текущих ремонтов), очевидно, приведет к катастрофическому ухудшению и без того во многом неудовлетворительного состояния МКД. Особенно это ударит по старому, изношенному жилому фонду города Твери. Качество коммунальных услуг неизбежно ухудшится. Увеличатся потери ресурса во внутридомовых сетях, поскольку подрядчик никак не заинтересован в осуществлении энергосберегающих мероприятий. А ведь в настоящее время, согласно закону, все потери ресурса внутри дома распределяются на жителей, и платить придется вам. При этом «новые подрядные организации» вряд ли сократят имеющиеся штаты, вряд ли откажутся от уже установленных высоких тарифов, ведь это экономически невыгодно. А то и вообще установят свои цены. Какими они будут? Не низкими однозначно.
Таким образом, смена формы управления многоквартирного дома на непосредственное управление перекладывает ответственность за все коммунальные беды с УК на жильцов дома, а компания, обслуживающая дом, продолжит собирать деньги с жильцов, и при этом у нее исчезнет всякая ответственность перед собственниками жилья.
Обслуживающие организации уходят из-под муниципального контроля и Госжилинспекции, исчезают рычаги воздействия на них. При НУ вся ответственность за своевременное исполнение многочисленных законов, правил, постановлений ляжет тяжким грузом на собственников помещений.
Им придется самостоятельно выполнять нормы, закрепленные в законодательных актах, содержать свой дом в надлежащем состоянии, проводить мероприятия по энергосбережению, вести техническую документацию. И за эту работу заработную плату платить не будут. Для принятия решений о выполнении работ и их оплаты необходимо проводить собрания собственников.
Возникнут проблемы с выдачей справок, требующихся жильцам дома при обращении в органы социальной защиты и органы местной власти.
Как показывает практика, выбранный способ непосредственного управления в многоэтажном многоквартирном доме влечет за собой многочисленные проблемы.
Так, в Астрахани местные власти стали требовать от собственников-физлиц ликвидировать аварийные деревья, а также эксплуатировать лифты, являющиеся опасными промышленными объектами.
В Ставропольском крае жители многоэтажек Георгиевска не заключили договор с местной теплосетевой компанией, в результате кредиторская задолженность дома возросла до 22 млн рублей, что повлекло сбои в теплоснабжении всего жилого фонда.
В качестве плюса непосредственного управления управляющие компании называют также прозрачность платежей между жильцами и ресурсоснабжающими компаниями.
Но, исходя из своих интересов, они забывают сказать, что в Твери успешно реализуется практика прямых платежей, которая не подразумевает изменения формы управления многоквартирным домом.
В этом случае платежи жителей идут напрямую в ресурсоснабжающую организацию, минуя счета УК, таким образом, управляющая компания не может использовать их по своему усмотрению и на деньги за тепло и горячую воду, скажем, отремонтировать крышу. Принять решение о переходе на прямые платежи могут жильцы на общем собрании собственников.
В настоящее время многие специалисты в сфере ЖКХ считают непосредственный способ управления в многоквартирном доме неэффективным, который влечет его разрушение, а руководителями различных рангов постоянно поднимается вопрос о необходимости исключить из нормы закона этот способ управления домов.
Ну не может, к примеру, девятиэтажный дом управляться одновременно десятками людей. У каждого из них своё мнение, своя жизнь, своя работа, свои проблемы. А жилой дом постоянно требует внимания, заботы, труда. Надо постоянно работать – обслуживать, ремонтировать, убирать, предотвращать и устранять.
Непосредственное управление и кажущаяся «экономия на квартплате» в день возникновения серьёзной аварии может обернуться реальным ЧП, а отсутствие централизованной власти и управления, никогда не приводила к хорошему.
Поэтому, при выборе способа управления многоквартирным домом внимательно прочитайте законодательство, жилищный кодекс, взвесьте все «за» и «против», и главное – делайте выбор самостоятельно, хорошо понимая последствия своего решения. Не спешите верить обещаниям новых «подрядчиков» о том, что «будет лучше».
Проблемы жителей для них всегда стоят после собственных выгод. Помните, что для эффективного управления необходимо быть настоящими хозяевами своего дома, как этого требует Жилищный кодекс.
Вместо общедомовых нужд (ОДН) теперь будет плата за содержание общедомового имущества (СОИ). Как теперь оплачивается общее потребление воды и света в многоквартирных домах?
31.01.2017
ЖКХ / Тарифы на ЖКХ
Вскоре жители российских городов получат очередные квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Те, кто проживает в многоквартирных домах, в платежках за январь должны увидеть изменения. К чему готовиться? Региональное издание «Пензенская правда» обратилась за разъяснениями в местную жилищную инспекцию.
Изменения в оплате общедомового потребления
Мы привыкли, что платим за воду и свет, использованные не только в квартирах, но и на общедомовые нужды (ОДН). Эта плата включалась в состав коммунальных услуг и складывалась из разницы между показаниями общедомовых приборов учета и суммой показаний индивидуальных счетчиков вместе с нормативными объемами тех, у кого приборов нет.
Те самые ОДН распределялись пропорционально площади помещений. Правда, не полностью, а в пределах нормативов.
Теперь плата за ОДН будет взиматься в рамках платы не за коммунальные, а за жилищные услуги, т. е. перекочует из одной строки платежки в другую. В плату за содержание жилья войдут расходы холодной и горячей воды, электроэнергии, а также отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Роста платежей быть не должно, ведь с собственника за жилищные услуги больше норматива брать не могут, а он пока не изменился.
А как насчет снижения платы? Такое возможно при условии ответственности и старания управляющих компаний, правлений ТСЖ и ЖСК.
В чем суть изменений в оплате общедомовых нужд?
Аббревиатура «ОДН» отныне в Жилищном кодексе не фигурирует. Появилась новая — «СОИ» — содержание общего имущества.
- То есть в графе «Жилищные услуги» мы должны будем увидеть четыре новые строки — виды ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества: две строки — это «ГВС» (компонент «ХВС» и компонент «Тепловая энергия»), «ХВС» и «Электроэнергия».
- А в строке «Коммунальные услуги» останутся только платежи за индивидуальное потребление ресурсов.
- Эти изменения вступили в силу 1 января 2017 года согласно Постановлению Правительства РФ № 1498 в рамках реализации Федерального закона № 176, внесшего поправки в ЖК еще в середине 2015 года.
По водоотведению нормативов пока нет, и в платежках таких расходов на СОИ быть не должно. То же самое с отоплением — за тепло вне квартир собственник не платит.
Кого касаются изменения в оплате общих нужд?
Всех собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых действует способ управления — УК, ТСЖ и ЖСК.
Нужно ли расшифровывать плату за СОИ?
Такой вопрос, в частности, задают руководители ТСЖ, ведь к ним первым люди придут за разъяснениями.
И он абсолютно резонный, ведь плата за жилищные услуги в квитанциях не расписывается: значится одна цифра (например, 18,11 руб.), и в нее входит все. Но если приплюсовать СОИ к тарифу за жилищные услуги, плата вырастет, а это незаконно без решения собрания собственников. Как быть?
Жилинспекция разъясняет правлениям товариществ, кооперативов и управляющим организациям, что выделять СОИ необходимо отдельными строками.
Кстати, жилинспекция подсчитала, что для стандартной двушки, расположенной в девятиэтажке, плата за ХВС, ГВС и электричество, идущих на содержание общего имущества, составит 1,65 руб. с квадратного метра.
Куда обращаться с вопросами и жалобами
1. В ту организацию, которая выставила вам счет: УК, правление ТСЖ или ЖСК. Их адреса и телефоны указаны в платежке.
2. В контролирующие органы: жилинспекцию, а также в органы прокуратуры по месту жительства.
Если дом потребил ресурс сверх норматива?
Это проблема управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК: «небаланс» они оплатят ресурсникам за свой счет. Причем, по задумке законодателей, переписавших Жилищный кодекс, такое положение дел стимулирует УК, ТСЖ и ЖСК заниматься энергосбережением, тщательнее следить за утечками в сетях, всерьез бороться с воровством ресурсов, выявлять тех, кто «рисует» нули в показаниях квартирных счетчиков…
Если дом потребил ресурс меньше норматива?
Формулировка «плата, не превышающая норматив» позволяет начислять за содержание общего имущества по факту. Пусть и на рубль меньше, а человеку приятно.
Не исключено, что правления ТСЖ и ЖСК так и будут делать, они к своим жильцам максимально близки.
А вот что касается УК, у них-то какой стимул беречь народные деньги? Ведь в один месяц дом «недолил» воды и «недожог» света до норматива, а в другой будет перебор и за него придется раскошелиться управляйке…
Пока прецедентов нет, вопрос открыт. Что будет на практике — увидим. В конфликтных ситуациях предстоит разбираться надзорным органам.