Поправки в Жилищный кодекс обязали собственников жилых помещений в многоквартирных домах с 2014 года оплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.
Общая сумма накапливаться на счете регионального оператора или личного счета дома в случае, когда на собрании жильцов было принято решение об его открытии.
В 2021 году некоторым категориям граждан можно избежать затраты по этой статье на законных основаниях.
Денежные средства, аккумулируемые на счете капитального ремонта, имеют определенное назначение и могут быть потрачены только на проведение конкретных работ. Они направляются на улучшение состояния жилого фонда по составленному и утвержденному графику. В перечень работ по статье капитальный ремонт входят:
- фасадные работы, связанные с реставрацией и восстановлением (шпаклевка и заделка образовавшихся щелей, покраска, а также утепление);
- работы по укреплению фундамента здания;
- кровельные работы (восстановление конструкций, обновление кровельного покрытия с целью недопущения протечек);
- обслуживание помещений подвалов и коммуникаций, расположенных в них;
- ремонт лифтов;
- обслуживание и ремонт систем коммуникаций дома, в том числе работы по замене общедомовых приборов учета энергоносителей, которые проводятся в рамках модернизации.
Жильцы имеют полное право контролировать выполнение всех перечисленных ремонтов, средства на которые они собирают на своем счете. Каким образом можно осуществить контроль?
- Выбирать организацию, которой доверить проведение мероприятий по капитальному ремонту своего жилого дома.
- Проверять составленные сметы на выполнение работ и требовать разъяснений и обоснований тех или иных позиций и цен. А также уточнять график планируемых работ и сроки их выполнения.
В случае, если жильцы не смогли либо не захотели выбирать компанию для ремонта, эта задача ложится на плечи органа местного самоуправления или организации, которой доверено управление домом.
Все средства, собираемые собственниками квартир на капремонт дома, могут быть потрачены только на определенный вид работ. Итогом проведенных работ служит предоставление полного отчета об объемах и средствах, которые были потрачены на их реализацию, а также остатках на счете.
Уточним несколько моментов в вопросе капитального ремонта, о которых должны знать владельцы жилья в многоквартирном доме:
- фонд капитального ремонта составляет по всем домам, которые накапливают взносы на его счете, план мероприятий с перспективой на несколько лет и публикует его в свободном доступе;
- средствами фонда возможно воспользоваться не только планово, но и для проведения срочных ремонтов, независимо от времени года;
- выполнение плановых ремонтов сопровождается сметами и анализируется их необходимость.
Также следует отметить, что жильцы новостроек освобождаются от оплаты квитанций за капитальный ремонт в течении 5 лет.
Проверить целевое использование расходования сумм можно с привлечением государственных органов по надзору (комиссию при администрации, Роспотребнадзор, управляющую организацию), а также, при подозрении на схемы мошенничества, в органы прокуратуры.
Нужно ли оплачивать квитанции за капитальный ремонт? Требование Жилищного кодекса говорит о том, что взносы оплачиваются в обязательном порядке, поскольку жилой фонд постепенно изнашивается и затраты на его восстановления ложатся на плечи собственников. Поэтому платить их нужно в целях собственного комфорта и безопасности. Но есть ряд условий, когда можно избежать платы за капитальный ремонт.
Статья 169 Жилищного кодекса определяет несколько исключений, на основании которых граждане имеют право не платить взносы. К ним относятся:
- жильцы домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (согласно основаниям п. 10,11 ст. 32 ЖК РФ);
- при условии, когда решением местной администрации участок земли под домом подлежит изъятию для нужд муниципалитета или государства. Жильцы в этом случае освобождаются от этой статьи расходов на содержание дома на следующий месяц после вынесения решения.
- исключение из региональной программы капремонта МКД, в которых меньше 5 квартир.
Если ваш случай подходит под выше описанное, то нужно обратиться к региональному оператору за возвратом денег.
Как вернуть деньги за капитальный ремонт?
Взносы за капитальный ремонт можно вернуть по статье 184 Жилищного кодекса РФ. В законе описываются конкретные случаи при котором возврат средств допустим, приводить их нет смысла они повторяются с вышеизложенным.
Так же возвращают потраченные деньги льготным категориям граждан.
Льготы по оплате капитального ремонта пенсионерам
Расходы по этому пункту рассчитываются в зависимости от квадратных метров занимаемой жилой площади и составляют порой значительную сумму. Особенно для граждан пожилого возраста, когда основным доходом является только пенсия.
Требование предоставления льготы на оплату капитального ремонта со стороны пенсионеров вполне понятно. Но предоставлена она законодательством далеко не всем лицам, достигшим пенсионного возраста.
Статья 169 Жилищного кодекса определяет ряд условий, соответствие которым даст возможность предоставления компенсации понесенных расходов за капремонт. Только выполнение всех условий сразу предоставит это право:
- достижение возраста 70 лет и старше;
- квартира должна находиться в собственности пенсионера;
- он должен проживать там один;
- являться неработающим.
Семья пожилых неработающих пенсионеров старше 70 лет также имеет право на получение компенсации.
В сумме льгота будет предоставлена:
- в размере 50% от рассчитанной платы при достижении 70 лет;
- в полном размере 100% при достижении 80 лет.
Чтобы получить компенсацию:
- Нужно ежемесячно оплачивать квитанцию.
- Написать заявление в органе соцзащиты или МФЦ на возврат средств. Потребуются документы:
- паспорт;
- СНИЛС;
- выписка из лицевого счета;
- выписка из ЕГРН или свидетельство;
- документ доказывающий статус безработного (копия трудовой книжки и т.д.);
- реквизиты счета в банке;
- квитанции об оплате.
Возврат средств поступит на счет в начале месяца после обращения (например, если 11.09 написали, то 1.10 получите деньги).
При расчете компенсации учитываются:
- минимальный тариф на один кв. метр;
- нормативная площадь жилья (отличается в зависимости от региона);
- процент выплат 50 или 100.
Льготы инвалидам
Инвалиды являются федеральными льготниками по оплате всех коммунальных услуг. Эта норма закреплена в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ».
Рассчитывается компенсации исходя из минимального размера взноса на каждый квадратный метр общей площади жилого помещения, который установлен нормативными актами субъекта Российской Федерации.
В статье 17 указанного закона определено, что компенсация по уплате взносов за капремонт может быть предоставлена не более 50 процентов для следующих категорий:
- инвалидов I и II группы,
- детям-инвалидам и граждан, имеющих детей-инвалидов.
Льготы ветеранам труда
Лицам, имеющим статус ветеран труда, также предоставляется льгота по капремонту, в том числе и нетрудоспособным членам семьи, находящимся на их иждивении. Она составляет половину суммы взноса из расчета минимального размера по региональному закону и с учетом площади жилья, занимаемого гражданином и его семьей.
Существуют определенные нормы площади, которые установлены:
- проживающему одному не более 33 кв.м.,
- семье из двух человек – 42 кв.м.,
- семье из трех и более человек – 18 кв.м. на каждого.
Если общая площадь жилища оказывается больше этих норм, то компенсация предоставляется только на них, а свыше ложится на плечи собственника.
Рассмотрев предоставленные документы, орган соц. защиты принимает решение о компенсации и возвращает ранее уплаченные взносы в срок до 60 дней с того дня, когда гражданин обратился. Средства зачисляются тем способом, который будет указан в заявлении.
Видео: Капитальный ремонт, платить или нет?
Законно ли требование к гражданам РФ уплачивать ежемесячный взнос на капитальный ремонт? Когда его планируют провести в твоем доме? Сколько в среднем в год ты платишь за него? И можно ли на законных основаниях не платить за капитальный ремонт?
Как участвовать в закупках на капитальный ремонт?
Статья актуальна на 10 сентября 2018
Органы местного самоуправления, бюджетные и казенные предприятия могут найти подрядчика на капремонт дома, только проведя конкурентную закупку по 615 постановлению правительства. Поучаствовать в такой закупке можно, пройдя предварительный отбор в своем регионе. Расскажем, как стать подрядчиком на капремонт и как искать такие закупки.
Закупки капремонта регламентирует 615 постановление правительства, а проводят их инструментами 44-ФЗ.
Что регулирует 615 постановление | Что регулирует 44-ФЗ |
|
|
По 615 постановлению капитальный ремонт включает в себя:
- Услуги или работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов,
- Услуги или работы по капитальному ремонту общего имущества, многоквартирных домов, которые являются объектами культурного наследия,
- Ремонт или замена лифтового оборудования,
- Ремонт лифтовых шахт,
- Оценка технического состояния дома,
- Разработка проектной документации на проведение капитального ремонта,
- Разработка проектной документации на ремонт (замену) лифтового оборудования,
- Работы по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента (ТР ТС 011/2011),
- Строительный контроль.
Как пройти предварительный отбор
Узнать сроки нового отбора
Чтобы участвовать в закупках по 615 ПП, поставщик должен быть в реестре квалифицированных подрядных организаций (РКПО) в своем регионе. Реестр формируется по результатам предварительного отбора.
Предварительные отборы минимум раз в квартал проводят на ЭТП госзакупок органы по ведению РКПО. Они собирают комиссию, определяют ее состав и порядок работы, публикуют документы на ЭТП и ЕИС. Участие в предварительном отборе бесплатное. Например, в Свердловской области за отбор подрядчиков и ведение реестра отвечает Министерство энергетики и ЖКХ.
Извещение и документация предварительного отбора публикуется не меньше, чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок. Если до окончания срока подачи заявок изменяется документация, то срок подачи заявок увеличивается минимум на 10 дней. На каждый из девяти перечисленных выше работ проводят свой отбор. Предмет отбора менять нельзя.
- Вот примеры таких отборов в Калининградской области и в республике Адыгея.
- Соответствовать установленным требованиям
- Потенциальный подрядчик должен:
- Соответствовать единым требованиям, как и участники закупок по 44-ФЗ.
- Иметь нужное количество квалифицированных специалистов в соответствии с предметом отбора.
- За прошлые три года иметь не меньше трех исполненных контрактов на аналогичные предмету отбора работы, и их сумма должна быть не меньше минимального размера стоимости из документации об отборе.
- За прошлые три года не иметь контрактов или договоров, которые были расторгнуты из-за существенных нарушений условий подрядчиком
- Отсутствовать в реестре недобросовестных подрядных организаций
Подать заявку
Для участия в предварительном отборе подрядчик подает электронную заявку и подписывает ее электронной подписью. Форма заявки и сроки подачи указаны в документации к предварительному отбору.
Содержание заявки:
Для юридического лица | Для ИП |
Данные об организации | ФИО, паспортные данные, адрес, контактный телефон |
Выписка из ЕГРЮЛ или засвидетельствованная копия | Выписка из ЕГРИП или засвидетельствованная копия |
Копии учредительных документов ЮЛ | |
Документ, подтверждающий право действовать от имени участника предварительного отбора | |
Документы, которые подтверждают соответствие участника требованиям. | |
Иностранный участник также предоставляет заверенную у нотариуса копию перевода документов о госрегистрации юридического лица или физического лица |
Заявки рассматриваются не дольше 14 дней после окончания срока подачи. С результатами можно ознакомится в протоколе проведения предварительного отбора. Он публикуется на ЕИС и ЭТП в течение двух дней после завершения работы комиссии. По результатам отбора участника включают в РКПО или отказывают ему в этом.
Есть всего три причины для отказа:
- участник не соответствует требованиям,
- в заявке отсутствуют необходимые документы,
- участник представил недостоверную информацию.
Участников, которые успешно прошли отбор, включают в РКПО на три года. После этого нужно пройти отбор заново.
Как искать закупки на капремонт?
Заказчики размещают закупки на ЭТП госзакупок, на которой потом пройдет аукцион. С мая 2018 все закупки дублируются в ЕИС. С этого же времени закупки на капремонт есть в Контур.Закупках. Сервис также показывает результаты этих закупок и учитывает их при формировании аналитики по организациям.
Для поиска закупок по капитальному ремонту:
- Перейдите на форму расширенного поиска:
Надо ли оплачивать задолженность по капремонту, если фонд сам не присылал квитанции?
Подскажите, пожалуйста, насколько законно действует фонд капитального ремонта. Ситуация такая.
Мой муж в этом году унаследовал квартиру, после чего выяснил, что квитанции за капремонт почему-то не приходят, хотя сам дом включен в программу капремонта.
Я написала запрос в фонд, и выяснилось, что у них не было данных о квартире, и они не формировали квитанции. По итогу обращения нам отправили ответ, по которому начисления были произведены с 1 ноября 2014 года, то есть за 6 лет!
Насколько это правомерно? Ведь во-первых, квартира перешла в собственность только в этом году как наследство. Во-вторых, это же ошибка самого фонда, что они не формировали квитанции. Почему мы должны за это оплачивать огромную сумму за капремонт?
Если это не правомерно, то как бы вы посоветовали нам поступить? Обращаться в суд? И на какие аргументы можно опираться, чтобы доказать свою правоту?
Заранее спасибо за ответ.
Екатерина, к сожалению, часть долга точно оплатить придется. Взносы на капитальный ремонт привязаны к квартире, а не к собственнику в отличие от остальных коммунальных услуг. И если предыдущий собственник не платил за капремонт, то этот долг перешел к вашему мужу вместе с унаследованной квартирой.
Но не торопитесь вносить всю сумму долга. Если фонд капитального ремонта подаст иск, вы можете просить суд применить срок исковой давности — три года. Тогда вы сможете заплатить меньше. Поясню, как выгоднее поступить в вашей ситуации.
Собственник не обязан платить взносы, пока его дом не включен в региональную программу капремонта. Но как только дом попал в программу, новость об этом официально публикуют на официальном сайте администрации региона. У собственников есть время, чтобы с ней ознакомиться.
Узнать о публикации собственник должен сам. Здесь действует аналог правила «незнание закона не освобождает от ответственности». Даже если фонд капремонта не присылает вам квитанции, нужно периодически интересоваться, не попал ли ваш дом в программу, чтобы не пропустить момент, когда надо вносить платежи.
Тот факт, что ни он, ни предыдущий собственник не получали квитанций, роли не играет. Собственник все равно обязан оплачивать расходы на капремонт.
Минстрой считает, что трехгодичный срок действует и в отношении обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт. Суды тоже придерживаются этого правила.
Например, в Ханты-Мансийском автономном округе женщина не платила за капитальный ремонт несколько лет, поскольку ей не присылали квитанции. Фонд капитального ремонта подал иск и потребовал взыскать с нее задолженность с 1 сентября 2014 года по 29 февраля 2020 года, то есть почти за пять лет. По мнению фонда, женщина сама должна была обратиться за квитанциями, если она их не получала.
Должница просила суд отказать фонду в исковых требованиях: раз она не получала квитанции, то и платить не могла.
Однако суд сказал, что обязанность собственника жилого помещения платить взносы на капремонт возникает в силу закона.
А значит, если фонд не направлял собственнику платежные документы и требования об уплате задолженности, в том числе в течение длительного времени, — это не основание, чтобы вообще не платить за капремонт.
Однако взыскать всю сумму фонду так и не удалось. Женщина обратилась с заявлением о применении срока исковой давности, и суд его удовлетворил. Он частично уменьшил исковые требования: сумму задолженности сократил почти в два раза, а сумму пеней — в три.
Все о том, как жить в РоссииИ взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи
Попробуйте договориться с фондом капитального ремонта. Напишите туда письмо, скажите, что готовы оплатить задолженность с момента, когда ваш муж стал наследником, а также часть задолженности предыдущего собственника.
Например, если напишете в декабре 2020, отсчитайте три года назад. Получается, вы должны оплатить задолженность наследодателя с декабря 2017 года до момента его смерти.
Если фонд капремонта откажется заключить с вами такое соглашение, у вас есть два варианта. У каждого свои плюсы и минусы.
С одной стороны, чем позже начнется судебное разбирательство, тем меньше будет срок задолженности. Он постепенно будет оставаться в прошлом, и долг будет уменьшаться.
Заплатить часть долга предыдущего собственника. Вы оплачиваете свою сумму, начиная с момента смерти наследодателя, и продолжаете вовремя вносить все очередные платежи. Также погашаете часть долга наследодателя за три предыдущих года. Например, если будете платить в январе 2021 года, то нужно внести сумму с января 2018 года по месяц смерти наследодателя.
Если фонд капремонта обратится в суд, чтобы взыскать с вас оставшуюся задолженность наследодателя, попросите применить срок исковой давности.
Этот вариант тоже неоднозначен. С одной стороны, сумма пеней, которую может потребовать фонд капремонта, будет меньше, поскольку вы добровольно погасите долг раньше.
Но если хотите сэкономить, то этот вариант не подойдет. Допустим, вы оплатите свою часть и еще за три предыдущих года. А если бы фонд капремонта затянул с подачей иска в суд на полгода, то вам пришлось бы платить всего за 2,5 года: по остальному периоду уже истечет срок исковой давности. Возможно, фонд еще больше затянет с иском, и платить придется меньше. Но предсказать это сложно.
Если вам интересно узнать больше про способы оплаты коммунальных услуг, у нас есть подборка статей на эту тему.
Новые правила оплаты капитального ремонта в многоквартирном доме
В настоящее время по самым скромным оценкам треть многоквартирных домов (МКД) в РФ изношены и нуждаются в капитальном ремонте.
Капитальный ремонт многоквартирного дома – проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
До вступления в силу Федерального закона РФ от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее Закон № 271-ФЗ) капитальный ремонт помогал проводить фонд реформирования ЖКХ.
Теперь фонд будет спонсировать только переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. После вступления в силу Закона № 271-ФЗ за капитальный ремонт будут платить собственники жилплощади в многоквартирных домах. Платежи за капремонт являются обязательными.
Размер ежемесячной платы в каждом регионе устанавливается отдельно и будет варьироваться от 5 до 7 рублей с квадратного метра.
К 2014 году органы местного самоуправления обязаны создать фонд капитального ремонта и назначить регионального оператора, который будет ремонтировать жилфонд и своевременно публиковать информацию о состоянии ремонтируемых домов в сети интернет.
На первый взгляд всё предельно ясно, более того, в некоторых регионах и до принятия указанного закона за капитальный ремонт жилых домов платили собственники, однако вокруг этого документа ходит множество домыслов и слухов о том, как будут собираться и расходоваться эти деньги. Далее рассмотрим плюсы и минусы Закона № 271-ФЗ, его новшества, и как это отразиться на кошельках рядовых граждан.
Новый закон, по сути, не привнес новую норму в гражданское право, так как в ГК РФ (ст. 210) и в ЖК РФ (п.1 ст. 158) четко прописано: ответственность за содержание жилья, находящегося в собственности, лежит на его собственниках.
Другими словами, человек, купивший, приватизировавший или иным способом получивший право собственности на квартиру в многоквартирном доме, получает не только права, но и обязанности по содержанию жилья в надлежащем состоянии (ремонт крыши, фасада, фундамента и т.д.).
Закон № 271-ФЗ, признавая плату за капремонт обязательной для всех собственников, направлен на создание четкого механизма, который позволит проводить капремонт всего жилого фонда в плановом порядке.
По данным Росстата в конце 2011 года в РФ насчитывалось 20,5 млн квадратных метров аварийного жилья, а также почти 80 миллионов – «ветхого». Удельный вес таких жилищ в общем объеме жилищного фонда составляет 3%.
По неофициальным данным, еще примерно столько же фактически являются аварийными, но таковыми не признаны, т.к. у местных бюджетов просто нет средств на расселение жильцов из таких домов. Сумма, необходимая для приведения жилого фонда в надлежащее состояние, для бюджета неподъемная.
Вполне целесообразно то, что собственники будут выполнять предусмотренную законом обязанность содержать свое имущество.
Но, учитывая неприятную закономерность, когда деньги исчезают, либо используются не по назначению, гражданам необходимы гарантии, что эти средства не разворуют и направят на цели, для которых осуществлялся их сбор. Закон № 271-ФЗ решает эту проблему следующим образом:
1-й вариант: до конца 2013 года регионы РФ должны создать фонд капитального ремонта и учредить государственное предприятие – регионального оператора.
Региональный оператор будет проводить капитальные ремонты на средства, которые будут поступать в фонд по плану, в который будет включен каждый многоквартирный дом в субъекте РФ. Составлять такие списки будут органы местного самоуправления.
Реестры будут находиться в общем доступе, и каждый гражданин сможет следить за продвижением очереди на ремонт. В каждом регионе для жильцов будет установлен свой размер платы, но при этом федеральный и региональный бюджеты будут софинансировать капремонты.
Данный вариант сбора средств фактически противоречит Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ. Как было отмечено выше, собственник несет бремя содержания своего имущества, но не чужого.
По общему правилу чиновники разрешают использование собранных средств с одного дома на капитальный ремонт другого, согласно утвержденному графику.
Остается только догадываться каким образом будет сформирована очередь, и кому выделят в первую очередь помощь, а чей дом отремонтируют через 10 лет;
2-й вариант: ТСЖ вправе открыть собственный специальный счет, на который собственники будут перечислять взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта. При этом средства с такого счета могут быть использованы только для капитального ремонта и ни для чего другого.
В случае если Управляющая компания своевольно повысит размер взноса на капитальный ремонт, собственники за защитой интересов могут обратиться в суд.
Рассмотрим пример: Решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан.
Из материалов дела: Истец И.А.П. обратилась с исковым заявлением к ООО «Жилкомзаказчик», мотивируя свои требования следующим: Обслуживание дома, в котором она является собственником квартиры, осуществляется управляющей организацией ООО «Жилкомзаказчик» (УК).
Несмотря на то, что общим собранием собственников жилья решение о проведении капитального ремонта дома не принималось, размер взносов не устанавливался, от управляющей компании предложений о сроках проведения капитального ремонта не поступало, УК взимает плату за капитальный ремонт дома.
Истец неоднократно обращалась в управляющую компанию с просьбой прекратить начисление по данной статье, однако в нарушение требований ст. 44 и 158 Жилищного кодекса РФ и при отсутствии какого-либо иного решения собственников жилых помещений, расположенных в доме №, УК продолжила начислять и удерживать плату по статье «капитальный ремонт» для жителей указанного дома.
Истец просит признать действия УК по начислению платы за капитальный ремонт, незаконными и обязать УК прекратить начисление по данной статье и произвести истцу выплату наличными или перечислением на банковский счет излишне уплаченные суммы за капитальный ремонт.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковое заявление И.А.П. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Принятие решения о ремонте общего имущества собственников жилья в многоквартирном доме отнесено статьей 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников жилья.
Как установлено судом, истцом заключен договор управления многоквартирным домом с УК, по условиям которого управляющая организация обязуется оказать комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся его помещениями лицам. Пунктом 4.9 Договора управления предусмотрено указание в выставляемом Управляющей организацией платежном документе в составе начисленной платы за жилое помещение платы за капитальный ремонт общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме при условии принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о проведении капитального ремонта общего имущества собственников в соответствии со ст. 44 и 158 ЖК РФ. Согласно пункту 4.18 Договора управления капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника на основании дополнительного соглашения к договору, подготовленного на основании решения общего собрания собственников помещений.
Ответчиком не представлено доказательств того, что собственниками помещений многоквартирного дома (адрес) принималось решение на общем собрании о сроках проведения капитального ремонта многоквартирного дома и об оплате расходов на проведение капитального ремонта. В нарушение условий пункта 4.18 Договора управления дополнительное соглашение к нему о проведении капитального ремонта не заключалось.
Произведенный ремонт кровли не дает основания для взыскания этих средств с собственников жилья путем ежемесячного сбора средств, поскольку доказательств утверждения на общем собрании собственников сметы и порядка оплаты этих работ не имеется. Тем самым ответчиком нарушены положения ч. 2 ст. 158 ЖК РФ, оснований для сбора с собственников жилых помещений в многоквартирном доме платы за капитальный ремонт у ответчика не имелось.
Протоколом общего собрания собственников дома подтверждено установление размера платы на содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Однако из представленных истцом квитанций и представленной ответчиком выписки из лицевого счета следует, что наряду с начислением платы за содержание жилья истцу производилось начисление платы за капитальный ремонт отдельной строкой в размере N руб.
, что противоречит представленному ответчиком решению общего собрания.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованными требования истца о незаконности установления ответчиком платы за капитальный ремонт истцу и перерасчете платы, которые следует удовлетворить в пределах заявленного истцами требования.
Вывод: второй вариант является предпочтительным. Прежде всего, капитальный ремонт не привязан к установленному чиновниками плану, следовательно, сделать его можно раньше, чем в порядке очереди.
Кроме того, собственники сами устанавливают размер ежемесячных взносов (размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт не должен быть менее, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ). Ремонтные работы выполняют управляющая компания или любая другая организация по решению собственников.
Банк перечислит деньги подрядчику только после того, как владельцем спецсчета будет представлен акт приемки работ, подписанный представителями собственников, органов местного самоуправления.
Важно: в соответствии со ст.
175 ЖК РФ, владельцем специального счета может быть ТСЖ, осуществляющее управление МКД и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу, и, в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
Таким образом, если полномочия ТСЖ выходят за рамки ст. 175 ЖК РФ, то оно должно открывать счета у регионального оператора, либо дробиться на отдельные ТСЖ.
В случае если собственники многоквартирного дома до 2014 года не определятся, каким образом собирать средства на капитальный ремонт общего имущества, они «по умолчанию» попадают в региональный фонд. Так или иначе избежать капремонта не получится.
Более того, в соответствии со ст. 165 ЖК РФ, взнос на капремонт является обязательным платежом, и за просрочку платежа предусматривается пени 1/300 от ставки рефинансирования Центрального Банка. Решение собственников об отказе от уплаты будет являться незаконным. Деньги с неплательщиков могут взиматься и в судебном порядке.
Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД принимается на общем собрании собственников помещений.
Собственники в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД по предложению лица, осуществляющего управление домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, регионального оператора, либо по собственной инициативе.
Возникает вопрос: Что делать если пришло время делать ремонт, а средств недостаточно?
- Можно взять кредит в банке под поручительство регионального фонда.
- Перейти в региональный фонд и затем платить ему, пока не будет погашена сумма, потраченная на капремонт.
Следует отметить, что ТСЖ, которое перечисляло денежные средства в региональный фонд, может выйти из него и открыть специальный счет.
И если плановый ремонт в его доме еще не был произведен, денежные средства будут перечислены на спецсчет.
Если ремонт уже произведен, но перечисленных средств не хватило, и фактически доплачивал региональный фонд, то ТСЖ должно сначала погасить долг, и только потом открывать спецсчет.
Итак, собственники жилых помещений обязаны нести расходы на капитальный ремонт. Как быть нанимателям муниципальных квартир? В муниципальных квартирах собственник – муниципалитет. Значит, и платить должен муниципалитет. Люди, которые живут в муниципальных квартирах, от уплаты взноса на капитальный ремонт освобождаются.
Такой позиции придерживается и Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 11 сентября 2013 г. № 17АП-9691/2013-ГК).
Из материалов дела: ООО «Единый РКЦ» г.
Ижевск обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к муниципальному образованию «город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «город Ижевск» о взыскании 634 635 руб. 34 коп.
долга за услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, где администрация является собственником некоторых квартир; 50 000 руб., 00 коп. в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики с муниципального образования за счет казны муниципального образования в пользу ООО взыскано 470 404 руб. 97 коп. долга, а также 62 408 руб. 10 коп. в возмещение судебных расходов.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Считает недоказанным факт принадлежности ответчику квартир в спорных домах. Указывает на отсутствие решения собрания собственников помещений в спорных домах о производстве капитального ремонта.
Указывает на отсутствие заключенного договора управления между ООО «Ижкамсервис» и Администрацией г. Ижевска как собственника муниципального жилого помещения, в связи с чем требование о взыскании задолженности не могло перейти к истцу в рамках ст. 384 ГК РФ.
Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В ч. 1 ст. 36 ЖК РФ содержится перечень имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.
- Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
- Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
- Следовательно, являясь собственником помещений в многоквартирных жилых домах, муниципальное образование обязано нести бремя содержания принадлежащего ему имущества путем внесения платы за капитальный ремонт общего имущества домов.
Апелляционным судом не принимается во внимание довод апеллянта об отсутствии заключенного договора управления ООО «Ижкамсервис» и Администрацией г. Ижевска.
В соответствии с п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение о выборе управляющей организации в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным.
Необходимость капитального ремонта спорных домов подтверждается актами обследования домов и техническими паспортами на указанные дома. Кроме того, представленными в материалы дела протоколами общих собраний собственников многоквартирных домов подтверждена необходимость взимания платы на проведение капитального ремонта.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. № 1077 утверждены федеральные стандарты стоимости капитального ремонта помещений, которые для Удмуртской Республики на 2012 – 2014 гг. составили 5 руб. 50 коп. на кв. м площади в месяц.
Раздробили госзакупку по капремонту помещений — подрядчика обязали вернуть все полученные деньги за выполненные работы в бюджет
В соответствии с определением Верховного суда Российской Федерации № А34-4692/2017 от 5 июля 2018 года, Антимонопольная служба РФ может потребовать взыскать с подрядчика весь полученный по этим контрактам доход
По определению Верховного суда России № А34-4692/2017 от 5 июля 2018 года, Антимонопольная служба может потребовать взыскать с подрядчика весь полученный доход по сделкам.
На основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона № 44, заказчиком заключены c подрядчиком 8 государственных контрактов на проведение работ по капитальному ремонту помещений. На все работы составили общую проектно-сметную документацию, а 5 первых государственных контрактов было подписано в один день.
Антимонопольная служба решила, что подобные действия являются ограничением конкуренции, и предписала подрядчику проводить перечисление в бюджет полученных за работу денежных (больше 1 млн. рублей).
Подрядчик обратился в судебные органы. Доводом о незаконности этого предписания было то, что, в соответствии с КоАП России, вместо перечисления средств обратно заказчику должен быть назначен штраф.
Административный штраф, назначенный за подписание антиконкурентного соглашения между участником и государственным заказчиком, может составить до 50 процентов от НМЦК.
В соответствии с нормами Закона «О защите конкуренции», исполнитель подобного соглашения может получить предписание о перечислении в бюджет полученного по сделке дохода.
Ранее ФАС указывала следующее: при возможности расчёта размера административного штрафа нарушителя надо наказывать в соответствии с КоАП России.
Ссылка на эту позицию подрядчику не помогла.
Его доводы суды отвергли, оставив предписание в силе и обосновав свое решение таким образом: Антимонопольная служба РФ имела все основания для того, чтобы выдать предписание о возврате всех полученных денежных средств в бюджет, поскольку был доказан факт создания заказчиком, подрядчиком и основным распорядителем средств бюджета согласованного искусственного дробления единой сделки на капитальный ремонт (перепланировку) помещений с целью уклонения от соблюдения конкурентной процедуры размещения государственного заказа.
Теги: дробление, капремонт, взыскание, 44-ФЗ,
Количество просмотров: 807