Плата за сбор и вывоз бытовых отходов появилась в квартплате россиян с 1 января. И тут же вызвала немало вопросов. В первую очередь — из-за начисленных сумм. Следом отреагировали контролирующие органы, и это уже может стать проблемой для всей мусорной реформы.
100 тысяч за идею
Первая ласточка прилетела из Челябинска. В двухмиллионном городе около сорока человек пожаловались в местное управление Федеральной антимонопольной службы, что с них берут слишком много. Например, в квартире живёт три человека, а плата им приходит на пятерых. В УФАС, разумеется, встали на сторону горожан.
И предписали региональному оператору «Центр коммунального сервиса» точно установить, сколько людей проживает как постоянно, так и временно в каждой квартире города. И даже уточнили: «любыми доступными способами». Срок сначала назначили до 31 мая, потом продлили до 30 июня. Он на исходе, но работа не выполнена.
Оказалось, что «любых доступных способов», которые были бы ещё и законными, нет. Сотрудники челябинского экологического портала «Пчела» даже провели эксперимент: попытались собрать требуемые сведения в управляющих компаниях, паспортных столах — им всюду отказывали, ссылаясь на закон о персональных данных.
За неделю видеоролик об этом посмотрели 110 тысяч человек — челябинцев явно эта проблема волнует. «Пчела» пообещала заплатить 100 тысяч рублей тому, кто предложит легальный способ установить точное количество жильцов в квартирах. Идей пока не поступало.
А сотрудники портала признались, что и не надеются их услышать: законных методов обойти защиту персональных данных нет.
В Госдуме придумали, как снизить плату за вывоз мусора
Эта история вполне может повториться ещё в 59 регионах России, где тоже выбрали подушевой тариф за вывоз отходов, когда плата рассчитывается от количества людей, живущих в квартире.
Люди или метры?
Тем временем в самом Челябинске ждут последствий.
Город едва оправился от прошлогоднего кошмара, когда мусор вообще не вывозили: переполненную городскую свалку по требованию Минприроды закрыли как не отвечающую нормам, а предприятия, работающие с отходами, предпочли разорвать договоры с управляющими компаниями, чем гонять машины на полигон в 70 километрах от Челябинска. Мэрия нашла нового оператора — тот самый «Центр коммунальных услуг». Мусор опять начали вывозить. Но если санкции УФАС парализуют работу, город снова превратится в помойку.
В самом «Центре коммунального сервиса» напомнили, что по Жилищному кодексу не они должны считать людей, а УК обязаны предоставлять им сведения, необходимые для начисления квартплаты.
«Однако в жизни эта норма не действует, — сообщили в пресс-службе челябинского оператора. — Мы рассылаем письма в адрес УК, ТСЖ с требованиями предоставить такие данные, однако в ответ либо получаем отказ, либо они вообще игнорируются».
Обращения в прокуратуру результата пока не дали. Правда, толку бы всё равно не было: в УК тоже не знают, сколько у них живёт людей.
Исходя из их сведений, мусора должно получаться намного меньше, чем фактически вывозят из города.
А значит, ситуация, когда в квартире зарегистрировано трое, а живёт пятеро, встречается намного чаще, чем наоборот. Только эти люди не жалуются, а молча платят меньше, чем должны.
Самарские «мёртвые души»
Плату за вывоз мусора предлагают формировать по количеству жильцов
Проблема начисления платы за вывоз мусора проявилась и в Самарской области, где, как пишет «Комсомольская правда», регионального оператора по обращению с отходами уличили в том, что компания «прописала» в доме жителя села Утевка несколько лишних человек. Об этом стало известно после обращения мужчины в прокуратуру. Проверка показала, что заявителю начислили плату за 14 человек, притом что фактически в доме были зарегистрированы всего 5.
Как пишет агентство REGNUM, собираемость платы за вывоз мусора в Самарской области за пять месяцев года составила меньше 50 процентов. Такие данные привели на заседании общественной комиссии по вопросам охраны окружающей среды в губернской думе.
Депутат Самарской думы Михаил Матвеев считает, что такая низкая собираемость связана в том числе с отсутствием у регоператора адекватной базы жителей.
«Регоператор, начав свою деятельность, не имел базы персональных данных плательщиков. Для того чтобы её корректно получить, он должен был чуть ли не от самих граждан получить согласие на то, что они предоставляют ему свои данные.
В конечном итоге, какими они базами пользовались, до конца не понятно, как и то, насколько это было законно — передача частной компании персональных данных. Но мы знаем, что с этой базой у них огромная путаница.
Есть немало примеров, когда люди получали счета с абсолютно неадекватным либо количеством прописанных, либо количеством квадратных метров, либо ещё с чем-то таким», — пояснил депутат корреспонденту ИА REGNUM.
Впрочем, от подобной ситуации застрахованы 11 регионов, где решили, что платить за вывоз мусора лучше исходя из площади жилья. Тут тоже есть подвох: тот, у кого три квартиры, платит, будто живёт во всех трёх сразу. С другой стороны, торжествует социальная справедливость: богатые платят больше.
Да и информация о площади квартир в отличие от сведений о жильцах не относится к персональным данным. Когда законодатель даёт субъектам Федерации право выбора системы оплаты, это, конечно, хорошо.
Но тут, по мнению экспертов, надо либо делать второй шаг и дать мусорным операторам законный инструмент выяснения точного количества жильцов — даже тех, кто его арендует, — либо определить, что способ оплаты может основываться только на открытых данных. Иначе — не логично.
Причём затягивать с решением проблемы нельзя, так как она может ещё сильнее обостриться, когда мусорная реформа коснётся городов федерального значения.
Защита персональных данных помешала взысканию долгов за вывоз мусора :: Бизнес :: РБК
Региональные мусорные операторы столкнулись с трудностями при истребовании долгов через суд. Они обязаны указывать персональные данные должников, но не имеют права их получить
Сергей Ещенко / ТАСС
После вступления в силу закона, который обязал коммунальщиков при взыскании долгов через суд указывать персональные данные ответчиков, судебные приказы перестали работать, а взыскание усложнилось. Об этом РБК заявил гендиректор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев в интервью, публикация которого запланирована на вторник.
«Теперь, чтобы запустить судебную процедуру для взыскания долгов, нужны дополнительные данные. Легальной возможности их получить нет», — подчеркнул Буцаев. По его словам, дополнительная сложность, которая касается мусорной отрасли, — размер платы такой, что даже если истребовать долг за год, расходы на судебное разбирательство будут больше самого долга.
В конце 2018 года федеральным законом 451 были внесены изменения в том числе в процедуру подготовки судебных разбирательств по имущественным спорам.
Региональным операторам обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) теперь нужен доступ к информации паспортных столов о количестве проживающих, а также информация собственника объекта для выставления корректных счетов за оказанные услуги и решения вопросов в судебном порядке, пояснил РБК представитель РЭО. Но регоператоры не являются операторами персональных данных и испытывают сложности с правильным выставлением счетов за услуги, а также с решением вопросов в судебном порядке, добавил он.
В июне 2019 года первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов внес законопроект, предполагающий, что организации ЖКХ смогут запрашивать персональные данные о пользователях своих услуг у госорганов (МВД и Росреестра) и управляющих организаций — ТСЖ, ЖСК.
Предоставление информации о потребителях жилищно-коммунальных услуг не предполагает согласия субъекта персональных данных, в отношении которого запрашивается информация, подчеркивается в документе.
Отсутствие таких сведений сейчас создает риски некорректного расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также риски невозможности обращения в суд в целях взыскания задолженности, указано в пояснительной записке к законопроекту.
Правительство обязало УК и ТСЖ предоставлять регоператорам по обращению с ТКО персональные данные потребителей
На официальном интернет-портале правовой информации publication.pravo.gov.ru 23 июля опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями».
Согласно документу, пункт 1481 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) дополняется абзацами следующего содержания:
— Реклама —
«Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях предусмотренных подпунктами „д“ и „е“ пункта 148 11 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до начала предоставления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанных случаях».
Такие сведения должны включать:
- фамилию, имя, отчество (при наличии),
- дату и место рождения,
- реквизиты документа, удостоверяющего личность,
- контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме,
- наименование и место государственной регистрации юрилца, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юрлицо,
- адреса жилых помещений в МКД с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД,
- количество постоянно и временно проживающих лиц,
- иные сведения, необходимые для расчета коммунальной услуги,
- сведения о применении в отношении собственника мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг,
- сведения о периодах и основаниях перерасчета платы за «Обращение с ТКО»,
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в МКД или их копии.
Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных.
Также Правила дополняются пунктом 148 1-1 следующего содержания:
«Управляющая организация, правление товарищества и кооператива предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения».
Персональные данные в ЖКХ
«Защита персональных данных», «уведомление об обработке персональных данных», «согласие на обработку персональных данных», «законодательство о защите персональных данных» — данные словосочетания становятся проблемой и головной болью многих УО, ТСЖ, ЖСК, которые неожиданно столкнулись с понятием «персональные данные» и которым не хочется ни нарушить закон, ни поссориться с собственниками, ни навлечь на себя предписания и штрафы контролирующих органов.
При этом расплывчатые формулировки законодательства о персональных данных, отсутствие внятных разъяснений гос.органов (и их стремление, в первую очередь, к карательной, а не регулирующей функции) делают еще более сложно определяемыми как отнесение той или иной информации к персональным данным, так и порядок обращения с такими данными.
Да еще и собственники помещений все больше проникаются пониманием некой «священной неприкосновенности» их персональных данных, которые, по мнению довольно значительного собственников числа, якобы нельзя использовать для целей предъявления этим собственникам к оплате стоимости потребленных ими же услуг, для взыскания имеющихся задолженностей, для исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, и т.д. и т.п.
Что такое персональные данные?
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2016 № 152-ФЗ (далее — ФЗ № 152) персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п. 2 ст. 3 ФЗ № 152).
Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 ФЗ № 152).
Таким образом:
- персональные данные — это любая информация, относящаяся к собственникам (нанимателям) помещений МКД, а также работникам УО, ТСЖ, ЖСК;
- обработка персональных данных — это любое действие, которое с ними совершается;
- все управляющие компании, ТСЖ, ЖСК (далее — управляющие организации) являются операторами по обработке персональных данных, поскольку собирают, систематизируют, хранят, уточняют, используют и передают информацию, касающуюся собственников многоквартирного дома.
Уведомление уполномоченного органа
По общему правилу оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (п. 1 ст. 22 ФЗ № 152).
Органом, уполномоченным на защиту прав субъектов персональных данных в соответствии со ст. 23 ФЗ № 152 является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Уведомление рекомендуется направлять в территориальный орган Роскомнадзора — управление Роскомнадзора по субъекту РФ по месту регистрации оператора в налоговом органе (абз. 2 п. 3.1.13 Приказа Роскомнадзора от 30 мая 2017 г.
№ 94 «Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения».
Уведомление должно быть подготовлено и направлено в уполномоченный орган в соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями»).
Неуведомление (непредставление или несвоевременное представление) уполномоченного госоргана в порядке ст. 22 ФЗ № 152 влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.7).
Ответственность за подобные правонарушения установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа (на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц от трех тысяч до пяти тысяч рублей).
Вместе с тем, п. 2 ст. 22 ФЗ № 152 установлены случаи, в соответствии с которыми УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять без уведомления Роскомнадзора обработку персональных данных, к которым относятся данные:
- обрабатываемые в соответствии с трудовым законодательством;
- полученные оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
- относящиеся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
- сделанные субъектом персональных данных общедоступными;
- включающие в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
- необходимые в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
- включенные в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
- обрабатываемые без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
- обрабатываемые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Так, если УО, ТСЖ, ЖСК осуществляет, например, обработку в соответствии с трудовым законодательством, то при обработке данных своих работников, они не обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале обработки персональных данных. Отметим, что право не уведомлять Роскомнадзор не исключает возможности (в случае желания, на всякий случай и по прочим индивидуальным причинам) уведомить уполномоченный орган о начале обработки данных.
Из вышеприведенного перечня интерес также представляет следующее положение — УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления в случае, когда данные получены оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных. Иными словами, если УО, ТСЖ, ЖСК персональные данные собственников обрабатывает, однако не распространяет и не передает третьим лицам, то оно не обязано направлять уведомление в Роскомнадзор.
Таким образом, за исключением случаев, установленных п. 2 ст. 22 ФЗ № 152, УО, ТСЖ, ЖСК обязаны уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор).
Если до того, как УО, ТСЖ, ЖСК приступили к работе, связанной с обработкой персональных данных, уведомление в Роскомнадзор направлено не было, то представление уведомления в таком случае будет несвоевременным.
Вместе с тем, даже если ранее не было направлено уведомление об обработке персональных данных, такое уведомление необходимо направить во избежание более серьезных санкций в дальнейшем.
К ситуации, при которой обязанности по уведомлению Роскомнадзора не существовало, а в какой-то момент она возникла, можно отнести, например, переход от обработки данных без использования средств автоматизации к обработке с использованием таких средств.
Передача данных с согласия субъекта персональных данных
Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152).
Требования к согласию субъекта персональных данных установлены ст. 9 ФЗ № 152.
Так, например, согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным (п. 1 ст. 9 ФЗ № 152), а в случаях, предусмотренных законом обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме (п. 4 ст. 9 ФЗ № 152).
Обработка персональных данных без согласия субъекта и без уведомления Роскомнадзора в связи с исполнением договора
Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (ч. 2 ст.
6 ФЗ № 152), а также для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (ч. 5 ст. 6 ФЗ № 152).
В указанных случаях согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется.
Обработка персональных данных жителей региональным оператором по обращению с ТКО без их письменного согласия
- Дело №5-553/19
- П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
- дата адрес
- Мировой судья судебного участка №9 по Советскому судебному району адрес фио,
- рассмотрев дело об административном правонарушении по части 2 статьи 13.11 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица наименование организации, ИНН телефон, расположенного по адресу: адрес, офис 10, генеральный директор фио,
- У С Т А Н О В И Л:
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от дата, в ходе проведения проверки коллективного обращения граждан в прокуратуру адрес, выявлено, что с дата региональным оператором по обращению с ТКО – наименование организации на адрес непосредственно выставляются счета на оплату услуг «Обращение с ТКО» 6 428 жителям индивидуальной жилой застройки, с указанием ФИО граждан, количества проживающих лиц и адресом регистрации. Согласно доводам жильцов, свои персональные данные наименование организации и согласия на их обработку они не давали. В реестре операторов обработки персональных данных сведения об наименование организации отсутствуют.
Помощник прокурора адрес фио на рассмотрение административного дела в суд явилась, обвинение поддержала по основаниям указанным в постановлении.
Представитель наименование организации — фио, действующая на основании доверенности от дата, на рассмотрение дела об административном правонарушении в суд явилась, вину не признала, мотивировав тем, что наименование организации действовал исключительно в рамках законодательства. Для сбора и обработки персональных данных, во исполнение обязанности оператора по заключенным договорам согласия субъекта не требуется. Предоставила письменное возражение для приобщения к материалам дела.
В доказательство вины наименование организации суду предоставлены: акт проверки от дата, в ходе которой выявлено нарушение закона (л.д.
6-7); копия жалобы фио, фио, фио в прокуратуру адрес из которой следует, что контейнерные площадки вблизи адрес отсутствуют, договоры с жильцами на вывоз ТКО наименование организации не заключался, квитанции об оплате услуги по «Обращению с ТКО» жильцам регулярно выставляются (л.д.
8-10); обращение граждан фио, фио, фио в наименование организации о необходимости заключения договора на вывоз ТКО (л.д.11-12); счет – фактура на оплату коммунальных услуг (л.д.
13); ответ в прокуратуру адрес от наименование организации из которого следует, что услуга по вывозу ТКО с адрес предоставляется гражданам на основании акцепта ими публичной аферты, размещенной на официальном сайте в информационно- коммуникационной системе «Интернет», а также средствах массовой информации – газете адрес № 191 от дата.
Счета на оплату регулярно выставляются и потребителями услуги оплачиваются (л.д.15-16); копия соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по адрес деятельности регионального оператора на территории адрес от дата (л.д.
17); объяснение юрисконсульта наименование организации из которого следует, что после избрания наименование организации региональным оператором и после утверждения единого тарифа на услуги ТКО наименование организации в СМИ было размещено предложение на заключение договоров, после чего потребители начали подавать заявки на заключение договора с наименование организации. С теми потребителями, которые в установленное время заявки не подали, договоры были заключены в одностороннем порядке автоматически на условиях типового договора. адрес схемой размещения утвержденной адрес Казани на адрес не предусмотрено (л.д.27-28); копия выписки из ЕГРЮЛ от дата (л.д.31-32).
- Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
- Федеральный закон «О персональных данных», принятый, как указывается в его статье 2, в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, в главе 2 устанавливает принципы и условия обработки персональных данных, под которой понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статьи 3).
- В соответствии с пунктами 1, 2, 5 и 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением, в частности, правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в случаях, если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных, необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, а также в случае, если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, либо для достижения общественно значимых целей, и при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
- Частями 1, 2 и 3 статьи 9 данного Федерального закона, в частности, предусматривается, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе; согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным; согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом; согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных; в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных, в частности, в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6 данного Федерального закона; обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 данного Федерального закона, возлагается на оператора.
Судом установлено, что наименование организации внесено в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных под номером телефон. Указанные сведения содержатся в открытых источниках информации, а именно: на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: https://rkn.gov.ru/personal-data/register/.
наименование организации осуществляет свои обязанности в качестве регионального оператора в рамках закона № 89-ФЗ, и договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором носит характер публичной оферты.
Согласно п.
8(4) Постановления Правительства РФ от дата № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от дата №641» (далее – Постановление №1156), основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее — заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании п.
8(5) Постановления № 1156, заявка потребителя может направляться региональному оператору, начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на дата действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами наименование организации по адрес деятельности на территории адрес на дата был установлен Постановлением Государственного комитета адрес по тарифам №10-190/кс дата
В соответствии с п.
8(17) Постановления № 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на дата действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора были опубликованы в печатном издании – газете адрес, № 191 (28573) от дата, стр.№6. На официальном сайте clcity.ru указанная информация была размещена дата.
В соответствии с Постановлением № 1156, договор с потребителями считается заключенным на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте.
Следовательно, договор считается заключенным с даты начала предоставления коммунальных услуг исполнителем — Региональным оператором и обработка персональных данных (исключая распространение и передачу) в таком случае не требует письменного согласия субъекта на обработку его персональных данных.
Таким образом, судом установлено, что наименование организации при осуществлении деятельности, действовало исключительно в рамках установленных действующим законодательством, не нарушая права и законные интересы граждан.
Часть 2 статьи 13.
11 КоАП РФ предусматривает ответственность за обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
При таких обстоятельствах суд не находит объективных оснований для привлечения наименование организации к административной ответственности по части 2 статьи 13.11 КоАП РФ, то есть действия наименование организации по сбору и обработке персональных данных не образуют состав вменяемого ему административного правонарушения.
Отсутствие в действиях лица привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения в соответствии с п.2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь статьями п.29.9-29.11, п.2 ч.1ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по административному делу по части 2 статьи 13.11 КоАП РФ в отношении наименование организации, ИНН телефон, расположенного по адресу: адрес, офис 10 прекратить.
- Постановление может быть обжаловано в Советский районный суд адрес в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
- Мировой судья — подпись фио
- Копия верна.
- Мировой судья- фио
Источник: http://mirsud.tatar.ru/courtservices/texts/ta/?id=68882694
В совфеде разработали проект о доступе операторов тко к персональным данным граждан
МОСКВА, 9 апреля. /ТАСС/. Члены Совета Федерации разработали законопроект о доступе региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) к персональным данным пользователей данных коммунальных услуг, в четверг он будет направлен в правительство РФ для согласования. Текст законопроекта есть в распоряжении ТАСС.
Авторами законопроекта выступили главы комитетов Совфеда по экономической политике, аграрно-продовольственной политике и природопользованию Андрей Кутепов и Алексей Майоров, член комитета СФ по экономполитике Игорь Панченко.
«Лица, осуществляющие деятельность по предоставлению коммунальных услуг, имеют бесплатный доступ к информации, включая персональные данные, содержащейся в системе и необходимой для расчета платы за коммунальные услуги, исполнения договоров о предоставлении коммунальных услуг и обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа или исковым заявлением, содержащими требование о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг», — говорится в тексте законопроекта. Соответствующие изменения предлагается внести в закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно документу, оператор информационной системы обеспечивает доступ к данным о фамилии, имени, отчестве гражданина, месте его жительства, дате и месте рождения, страховом номере индивидуального лицевого счета, наименовании и реквизитах документа, удостоверяющего личность, площади помещения, количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан, числе проживающих в жилых помещениях. Как говорится в пояснительной записке, сейчас у потребителей нет законодательно установленной обязанности предоставлять региональным операторам свои персональные данные при заключении и исполнении договоров по обращению ТКО.
«При этом персональные данные необходимы региональным операторам для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, для обращения в суд для взыскания задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО», — говорится в пояснительной записке. Как уточняется в законопроекте, так как у региональных операторов отсутствуют сведения о гражданах, а также нет возможности их получения, то обращение в суд с исками к должникам становится невозможным.
Задолженность
По экспертным оценкам, собираемость платежей по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО составляет порядка 70%, размер дебиторской задолженности региональных операторов за 2019 год превысил 30 млрд рублей. Есть риски частичного или полного прекращения оказания населению такой услуги в отношении 17 региональных операторов, работающих в 10 субъектах РФ, добавляют авторы.
Численность населения в обслуживаемых зонах деятельности этих региональных операторов составляет 13,6 млн человек.