Правомерно ли начислять услуги ркц, вц, банков на текущий ремонт?

Вступило в силу постановление правительства о запрете на включение в затраты поставщиков коммунальных услуг комиссий, взимаемых банками при приеме платежей населения. Однако, по словам экспертов, жители почувствуют это только в следующем году.

Правомерно ли начислять услуги РКЦ, ВЦ, Банков на текущий ремонт? Правомерно ли начислять услуги РКЦ, ВЦ, Банков на текущий ремонт?

Внося платежи за коммунальные услуги, жители не будут платить банкам комиссии дважды. Allvisionn / Istock

До сих пор водоканалы, электросети, поставщики газа, тепла или организации, отвечающие за вывоз мусора, могли заключать соглашения с банками и другими организациями о том, что плату за услугу по приему коммунальных платежей они вносят самостоятельно.

А житель, пришедший в банк заплатить за квартиру, вносит только ту сумму, которая указана в квитанции. Однако по сути платили все равно жители: затраты коммунальной организации на комиссии включались в тарифы на воду, тепло, газ, свет и вывоз мусора.

Правомерно ли начислять услуги РКЦ, ВЦ, Банков на текущий ремонт?

Домам со спецсчетами помогут разобраться с капремонтом

К тому же поставщики ресурсов не могли заключить договоры со всеми организациями, через которые жители оплачивают коммунальные услуги, добавляет директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер. «В одной организации потребители комиссию не платили (за них платила ресурсоснабжающая организация), а в другой — с них брали комиссию.

Поэтому плательщики за коммунальные услуги «перетекали» в организации, где можно было заплатить без комиссии.

А потребители, с которых комиссию взимали при внесении платежа, на самом деле уплачивали двойную комиссию — одну организации, через которую они оплачивают услуги, а вторую — в составе платежа по тарифу (эта комиссия, видимо, оставалась в распоряжении ресурсоснабжающей организации)».

После исключения комиссии из состава тарифа все жители будут оплачивать комиссию самостоятельно и в размере, установленном организацией, принимающей платежи. И эта организация может также освобождать прием платежей от комиссии — например, если платеж делают безналично или в каких-то других случаях, уточняет Генцлер.

Установление тарифов на ЖКУ ведется заранее, задолго до даты их повышения. Так что запрет на включение комиссий в тариф фактически начнет действовать лишь после очередного повышения тарифов, жители заметят это лишь в следующем году, добавляет эксперт.

Правомерно ли начислять услуги РКЦ, ВЦ, Банков на текущий ремонт?

Какие меры позволят ускорить предоставление квартир очередникам

Установление запрета позволило исключить возможность возникновения ситуации, при которой потребители коммунальных услуг дважды уплачивают комиссию или оплачивают услуги, которые фактически не были им оказаны, говорит начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева.

«Кроме того, это будет стимулировать организации, оказывающие платежные услуги, в борьбе за потребителя снижать стоимость своих услуг, повышать их качество и удобство оказания, в том числе через создание различных онлайн-сервисов для оплаты.

Что, в свою очередь, будет стимулировать потребителя выбирать именно такие, более выгодные и удобные для него, способы оплаты», — говорит Сергеева.

Между тем в Госдуму в феврале нынешнего года был внесен законопроект о запрете на взимание комиссий при оплате гражданами жилья и коммунальных услуг.

Он был поддержан правительством и в апреле принят в первом чтении.

Однако ко второму чтению был скорректирован — запрет на комиссии предлагается ввести с существенной оговоркой: не платить их смогут лишь пенсионеры и получатели жилищных субсидий.

Правомерно ли поступает банк, начисляя НДС за счет средств заемщика?

Правомерно ли начислять услуги РКЦ, ВЦ, Банков на текущий ремонт?

Примечание: ссылки проставленные в тексте позволяют быстро перейти к документу в обновляемом комплекте КонсультантПлюс, установленном на вашем компьютере (при условии наличия данного документа в вашем комплекте)

Вопрос: При заключении кредитного договора с банком физлица подписывают одновременно заявления о согласии на страхование, на подключение к добровольному страхованию жизни и здоровья. За услугу подключения к программе страхования банк удерживает комиссию и НДС. Является ли в данном случае заемщик плательщиком НДС и правомерно ли поступает банк, начисляя НДС за счет средств заемщика?

Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим услуги по включению заемщика в программу страховой защиты, оказываемые банком при оказании услуг по кредитованию, облагаются налогом на добавленную стоимость.

В то же время следует отметить, что если договором кредитования, заключаемым банком с физическим лицом, предусмотрено взимание с заемщика, включенного в программу страховой защиты, вознаграждения за оказание расчетно-гарантийных услуг, направленных на снижение рисков заемщика по обслуживанию кредита, в частности услуг по проведению расчетов по переводу страховых премий, выплате заемщику страхового возмещения при наступлении страхового случая, а также иных аналогичных услуг, то такие услуги могут быть освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость на основании следующего.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в том числе размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом на основании пункта 5 статьи 149 Кодекса банк, осуществляющий данные операции, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 149 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Таким образом, банковской операцией по размещению привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков, не подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость, является предоставление банком заемщику денежных средств (кредитование) на условиях возвратности, срочности и платности (уплата процентов).

Поскольку оказываемые заемщику банком, не отказавшимся на основании пункта 5 статьи 149 Кодекса от освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, вышеназванные расчетно-гарантийные услуги включаются в условия кредитного договора в соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса и, соответственно, являются неотъемлемой частью банковской операции по кредитованию, освобождаемой от налогообложения налогом на добавленную стоимость, то данные услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются. В связи с этим плата, получаемая банком от заемщика, включенного в программу страховой защиты, за оказанные расчетно-гарантийные услуги, в налоговую базу по данному налогу не включается.

Какова расшифровка тарифа «Содержание и текущий ремонт общего имущества» в новостройке или МКД? Как не платить взносы за данную услугу?

Правомерно ли начислять услуги РКЦ, ВЦ, Банков на текущий ремонт?

Наша жилплощадь не ограничивается территорией собственной квартиры, мы вынуждены пользоваться подъездами, подсобными помещениями, находящимися в доме.

Намного приятнее, если здесь нас ожидает чистота и порядок.

От чего и от кого это зависит и за чьи деньги осуществляется? Об этом наша статья. Попробуем ответить на ряд конкретных вопросов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Что такое текущий ремонт и на чьи средства осуществляется его оплата?

Что туда входит? В тек. ремонт МКД включается ремонт общего имущества, коммуникаций, технической части дома и облагораживание придомовой территории.

Ссылаясь на статью 12 (закон № 176 – ФЗ от 29. 06. 15) можно утверждать, что оплата за текущий ремонт взимается с жильцов (собственников) квартир. Для этого в квитанцию за коммунальные услуги вписывается определенная сумма взноса.

Расшифровка пункта о содержании и текущем ремонте в квитанции

В расшифровку тарифа «Содержание и текущий ремонт общего имущества» входят следующие пункты:

  • обслуживание внутридомового инженерного оборудования;
  • обслуживание внутридомового газового оборудования;
  • обслуживание частей конструкций дома.

Как самостоятельно рассчитать затраты на него в многоквартирном доме?

Сумма взноса напрямую зависит от того, кто ее устанавливает. Размер оплаты может быть утвержден решением общего собрания, на котором присутствуют владельцы квартир и местная администрация. Тариф начисляется в зависимости от места нахождения, масштабов работ, стоимости материалов и др.

Рассчитать сумму самостоятельно можно умножив тариф на общую площадь своей квартиры.

ВНИМАНИЕ. Число человек, здесь проживающих, к сведению не берется.

На практике УК (управляющая компания) настаивает на установлении муниципального тарифа для содержания и ремонта общего имущества. Это неправильно, сначала необходимо составить конкретную смету (план работ), и на основании ее формировать финансирование.

Новые цены должны утверждаться решением собраний. В общую копилку должна упасть разница в тарифах, рассчитанных для собственников приватизированного жилья и для нанимателей.

УК имеет право изменить расценки только в случае не состоявшегося вовремя собрания. Если же собственники могут предоставить акт о проведенном в оговоренные строки собрании, заверенный подписями всех жильцов, то только они могут диктовать изменение цен. В противном случае можно смело отказываться от уплаты и возбудить дело против превышения полномочий представителями УК.

Самое обидное, что при своевременной оплате законопослушными гражданами ремонтных работ самого процесса дождаться очень сложно. А УК нередко повышают тариф, даже не предупредив жильцов заранее.

В новостройке начисление всех коммунальных услуг и платы за содержание жилья (включая текущий ремонт) производится:

  • только после введения дома в эксплуатацию;
  • вторым условием является вступление в право собственности, до этого времени так же не должно быть представлено потенциальным жильцам никаких требований об уплате.

После законного введения в эксплуатацию застройщик имеет право выбора управляющей компании, с которой будет подписывать договор (он должен быть составлен в течение пяти дней).

Так же плата за текущий ремонт не взимается, если дом признан в статусе аварийного, а жилые помещения признаны непригодными для проживания в них.

Текущий ремонт и содержание жилого помещения — в чем разница?

Содержание общего имущества включает в себя меры поддержания его в состоянии, пригодном для эксплуатации, не допуская угрозы жизни жильцов.

В содержание общего имущества, кроме пункта о проведении текущего и капремонта, входит еще ряд мероприятий:

  1. обеспечение освещения подъездов.
  2. Поддержание температурного режима.
  3. Соблюдение мер пожарной безопасности.
  4. Уборка общих помещений.
  5. Своевременный вывоз отходов.
  6. Обработка прилегающего земельного участка.

Сумма оплаты за содержание жилого помещения (ЖП) включает в себя оплату за содержание и текущий ремонт общего имущества.

Как происходит расчет стоимости, если собственники сами хотят его заказать?

Жилищный кодекс Российской Федерации (статья № 156 ЖК РФ) описывает несколько способов определить, в пределах какой суммы проиходит оплата за ремонт:

  1. на общем собрании всех владельцев квартир, с непосредственным участием управляющей компании.
  2. Отдельно рассматривается неприватизированная квартира. Если собственник – муниципалитет или государство, то оплату обязан вносить наниматель, по установленной местным самоуправлением цене. Т.е. нанимателей не касается решение общего собрания.
  3. Если собственник является членом ТСЖ, то тариф оплаты утверждает управленческий состав ТСЖ, на основании устава.
  4. Если управление домом производится посредством ТСЖ, но собственник не входит в состав членства – тариф прописывается в договоре, что заключается между собственником и ТСЖ.
Читайте также:  Что делать, если площади МКД на Реформе ЖКХ, в ГИС ЖКХ и в техпаспорте не совпадают?

Расчет стоимости платы за содержание помещений в квартирах и проведение текущего ремонта можно произвести по такой формуле — P = S / S1 * S2 * C, где:

  • Р – сумма месячной уплаты за содержание жилых помещений и текущий ремонт в рублях;
  • S – общая площадь жилья;
  • S1 – общая жилая площадь;
  • S2 – жилая площадь комнаты (комнат), пребывающего в собственности жильца или соответственно договору найма;
  • С – цена за 1 кв. м общей площади, учитывая степень благоустроенности.

Что произойдет, если не платить по данному тарифу?

Круг обязанностей граждан неудержимо растет. Заработная плата не может угнаться за все время растущими ценами и тарифами. Где же брать деньги обычным трудящимся, их катастрофически не хватает?

Оглядываясь на случаи, когда управляющие компании не очень добросовестно начисляли оплату по квитанциям, Минстрой разрешил жильцам платить меньше нормы, но только в том случае, если ресурсы расходовались меньше нормы. Т. е. оплачивать можно только фактический расход.

А вот касательно ремонта (текущего и капитального) – тут все выглядит менее оптимистично. В этом году в Жилищный кодекс были внесены поправки, которые не дают выбора собственникам квартир – нужно платить.

Теперь оплата ремонта – это обязательный платеж, он входит в состав единого платежа. В случае уклонения от оплаты грозит пеня. И перепиской с фондом уже ничего не добьешься, протокол разногласий уже никого не интересует.

Закон есть закон. Теперь можно только обжаловать неправильность принятого закона в судебном порядке, но даст ли это положительный результат – берут сомнения.

На практике наблюдается хроническая неуплата. Управляющие компании изо всех сил стараются пресечь этот процесс:

  • вывешиваются списки неплательщиков на досках объявлений и печатаются в местных газетах. Иногда с опровержениями.
  • назначены неустойки. Статья № 155 Жилищного кодекса предусмотрела наложение фиксированной пени за несвоевременную оплату всех видов коммунальных услуг. Она составляет 1/300 часть ставки рефинансирования Банка РФ за каждый день платежной отсрочки.

ВАЖНО. Если же со стороны УК работы выполняются некачественно или не вовремя (соблюдение величины установленного перерыва), плата за ремонт должна быть снижена. Не позже шести месяцев после такого нарушения владельцы жилья могут составить письменное заявление о просьбе снизить плату.

Далее, в течение двух рабочих дней, получатель должен отписаться, указав дату получения письма, номер его регистрации и, собственно, свое решение. При отказе администрация должна указать причины.

Такое заявление можно сделать устно, обратившись в УК лично, но оно обязательно должно быть зарегистрировано. Оплата текущего ремонта снижается способом вычитания рабочих дней, во время которых зафиксирован простой.

Если не вносить плату за инициативу других собственников

Ссылаясь на статью № 247 Гражданского кодекса, надо уточнить, что пользоваться имуществом, которое состоит в долевой собственности, можно лишь после согласования со всеми ее участниками.

Если же возникло желание отделить свой лицевой счет на оплату взносов за ремонт, то нужно составить письменно заявления (от каждого собственника индивидуально) с просьбой разделения счетов. К таким заявлениям, в обязательном порядке, прилагаются следующие документы:

  • копия свидетельства о регистрации права собственности (с указанием своей доли);
  • письменное соглашение между владельцами данной жилой площади, которое составляется в свободной форме.
  • Если же другие собственники не хотят проведения выше описанной процедуры, можно лично обратиться в суд, написав исковое заявление.
  • Как заключение: благоустройство дома прямо пропорционально зависит теперь от денег жильцов, значит им дано право подробно интересоваться организацией, соблюдением сроков и течением данного процесса, участвовать в формировании справедливых тарифов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 

8 (800) 350-14-90 (Москва)

Это быстро и бесплатно!

Фас россии подтверждена правомерность взимания комиссии с граждан при оплате услуг жкх

ФАС России от 27.09.2019 N АК/84598/19 «О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг»

Сообщается, что ввиду отсутствия в законодательстве запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг ЖКХ, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.

В настоящее время существует практика включения в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов физических лиц — потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями, в связи с заключением между этими организациями договоров.

Такие договоры, как правило, заключены с ограниченным количеством организаций, оказывающих платежные услуги, и содержат условие о невзимании платы за внесение платежей с потребителей коммунальных услуг. Соответственно, потребители коммунальных услуг обращаются в такие организации, поскольку в них отсутствует необходимость оплаты комиссии за внесение платежей за коммунальные услуги.

Постановление Правительства РФ от 05.09.

2019 N 1164 устанавливает прямой запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности (в сферах водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжения, электроснабжения) расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги. С момента вступления в силу этого Постановления платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении платы за коммунальные услуги, будут оплачиваться потребителями коммунальных услуг непосредственно в этих банках и организациях.

  • Также даны разъяснения, касающиеся возможности оплаты без взимания комиссионного вознаграждения взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
  • Одновременно ФАС России обращает внимание на то, что хозяйствующие субъекты при оказании услуг по приему и переводу денежных средств обязаны соблюдать требования антимонопольного законодательства.
  • Перейти в текст документа »
  • Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  • Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 02.10.2019

Поделиться ссылкой:

Контроль жильцов дома над расходами по текущему ремонту — Правовед.RU

208 юристов сейчас на сайте

Мы — ваш онлайн-юрист

Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький. Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Проконсультироваться

Добрый день.Подскажите,как быть в такой ситуации.На текущий год ук был запланирован ряд работ по текущему ремонту нашего дома и были определены конкретные затраты на эти работы.

По факту под конец года часть работ не осуществилась,на что в ук ответили,что выполнялись другие работы и расходы ушли на них.Отчет будет в начале 2020 года о проделанной работе.

Что нам делать?Качество не вошедшего в план ремонта оставляет желать лучшего,стены подмазали в лифтах стены обклеили дешевой пленкой и якобы 400 т.р.

на это ушло?Жильцы писали обращение на включение на 2020 г работ по утройству пандусов для колясочников и мамачек с детьми.Но в план это так и не попало.Дайте пожалуйста нам рекомендации,как в правовом поле контролировать расходы по тек.ремонту и как мы можем влиять на проведение тех или иных работ?

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (2)

Здравствуйте!

Дайте пожалуйста нам рекомендации, как в правовом поле контролировать расходы по тек.ремонту 

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»

  • п. 4 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
  •  з) обеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе:
  • предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом;

собственники вправе на общем собрании решить о том как будет отчитываться УК перед собственниками.

Согласно п. 36. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416 

Срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в пунктах 31, 32 и 34 настоящих Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения).

УК обязана предоставить Вам первичные документы по расходам на текущий ремонт в течении 10 рабочих дней.

  1. Здравствуйте!
  2. Порядок заключения и расторжения договора с УК установлен статьей 162 ЖКРФ.
  3. Часть 3 ст 162 ЖКРФ предусматривает, что

3.

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления

4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно статье 161 ЖКРФ

2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Таким образом, права, обязанности и ответственность Ук установлены заключенным с собственниками МКД договором.

Фактически Ук осуществляет управление имуществом МКД, и обязано следовать утвержденном плану по проведению ремонтных работ (если я правильно понимаю, план утвержден решением общего собрания).

Читайте также:  Как быть с начислением ОДН в коммунальной квартире?

Указанным договором с УК также предусмотрен и порядок осуществления контроля за деятельностью УК.

Фактически самовольное изменение утвержденного общим собранием плана является нарушением условий договора.

Ук обязана отчитываться перед собственниками МКД за исполнение условий договор. В случае, если выявлено нарушение условий договора, Вы вправе направить направить в УК претензию с требованием устранить указанные нарушения в установленный срок. 

Если данное требование не будет исполнено, то собственники МКД вправе обжаловать действия управляющей компании в жилищную инспекцию, прокуратуру и либо в суд в установленном законом порядке.

 Также, согласно ч. 8.2  статьи 162 ЖКРФ :

Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Таким образом, советую Вам изначально направить в Ук требование устранить выявленные нарушения и действовать согласно утвержденному плану, если требование не будет исполнено, то обжаловать действия УК в ГЖИ, прокурату либо суд.

Почему ЦБ не торопится закрывать расчетно-кассовые центры

В отличие от времен десятилетней давности сегодня банки практически не совершают операции через расчетно-кассовые центры (РКЦ) Банка России. Однако закрывать их сеть ЦБ не спешит.

Уже несколько лет работники каждого из расчетно-кассовых центров со страхом ожидают дня, когда из вышестоящего органа — главного РКЦ — придет уведомление о закрытии их организации. Их настроение понять нетрудно — многие отработали в этих организациях больше десяти лет.

Это в 90-х годах на центры ложилась огромная ответственность за проведение операций коммерческих банков. Малейшая ошибка сотрудника — и платеж могла получить не та кредитная организация, которой он был адресован. Или платежка доходила до адресата, но не в полном объеме.

К началу нового века вся полнота власти перешла к компьютерным технологиям, а РКЦ оказались не у дел.

Золотой век

Необходимость в расчетно-кассовых центрах появилась в начале 90-х, чтобы пресечь массовые кражи денег путем создания фальшивых авизо (оформленное на специальном бланке сообщение одного контрагента другому о выполнении банковской расчетной операции).

РКЦ начали создавать в 1991 году для расчетов между коммерческими организациями. В обязанности сотрудников структуры входили инкассация денег и проведение операций, связанных с денежным оборотом, например выплата зарплат бюджетникам. Но основная миссия центров заключалась в обслуживании расчетной деятельности банков.

Движение документов проходило по следующей схеме: плательщик — банк плательщика — РКЦ банка плательщика — РКЦ банка получателя — банк получателя — получатель. Таким образом, в ЦБ поступала вся информация об истории конкретного платежа.

Анализируя обороты и остатки денежных средств на корреспондентских счетах банков в РКЦ, ЦБ имел возможность получать информацию об их ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии, а также возникающих случаях мошенничества.

Середина 90-х была для РКЦ «золотым веком». Считалось престижным работать в этих структурах Центрального банка, пусть и на районном уровне, а сами сотрудники имели солидные оклады плюс премии, тринадцатые зарплаты и прочие надбавки.

Положение дел в этом подразделении хорошо характеризовали слова, сказанные в 1998 году тогдашним зампредом бюджетного комитета Совета Федерации Александром Суриковым: «Средний клерк в РКЦ получает в три раза больше губернатора — это стыдно».

С другой стороны, уровень квалификации многих представителей штата РКЦ был явно недостоин уровня банковского работника — например, чтобы пересчитать людей с высшим образованием многих РКЦ, зачастую хватало пальцев одной руки.

Победа IT

РКЦ изначально создавались как временная структура. Уже в первые годы их деятельности было понятно, что не за горами время электронных платежей и «натуральная» форма расчетов, применяемая РКЦ, вскоре потеряет актуальность.

А в середине 90-х об этом заговорили всерьез: 1 апреля 1996 года советом директоров ЦБ была утверждена «Стратегия развития платежной системы России», нацеленная на «создание к началу следующего столетия современной автоматизированной системы расчетов, работающей преимущественно в режиме реального времени».

Стратегии, предполагающей более быструю и простую процедуру проведения операций, придерживались многие банки. Постепенно они начали отказываться от услуг РКЦ и переходить на прямые расчеты между собой. «Вначале от нас ушел Агропромбанк, — вспоминает источник «Ф.», работавший в середине 90-х в одном из РКЦ Калужской области. — Потом ушел Сбербанк — после этого работы сильно поубавилось».

На смену РКЦ пришли другие структуры: часть операций забрали органы Федерального казначейства, многие предприятия начали обслуживаться в Сбербанке.

А если кредитным организациям необходимо было провести расчеты между собой, они открывали друг у друга корреспондентские счета. Для организаций это было удобнее, поскольку не требовалось показывать свои счета регулятору.

Огромную роль сыграло и появление электронных систем «Банк -клиент», которые позволяют клиентам общаться с банком на рабочем месте без помощи ЦБ.

В некоторых случаях банки все же пользуются услугами РКЦ, например если между ними нет корреспондентских отношений. Такое случается — ведь бессмысленно открывать корсчет для единственной операции в банке, если с ним нет каких-либо совместных проектов. «В таких случаях как раз удобнее воспользоваться услугами РКЦ», — пояснил «Ф.» источник в Пробизнесбанке.

Меньше — не лучше

Но в целом услугами РКЦ пользуются сейчас крайне редко — по оценкам банкиров, через них проходят десятые, а то и сотые доли процентов коммерческих платежей. Лишившись своей основной работы, РКЦ в силу своего юридического положения не могут заняться другим видом деятельности — например, как коммерческие банки, выдавать кредиты, принимать вклады, совершать операции по обмену валют.

Для такого малого количества функций в структуре задействовано довольно много людей: сегодня, по данным ЦБ, насчитывается 940 расчетно-кассовых центров. В каждом из них работает от 8 до 20 человек. Получается, общий штат насчитывает 7,5—18,8 тыс. человек (всего в ЦБ работает порядка 80 тыс.

человек). Зарплата большинства специалистов в регионах находится в пределах 9—25 тыс. рублей. Если перемножить эти цифры и прибавить расходы на аренду помещений, связь, коммунальные услуги и прочее, можно оценить, какая сумма денег ежемесячно уходит на содержание морально устаревшего института.

Руководство ЦБ не могло этого не понимать, поэтому еще в конце 90-х началось сужение сети РКЦ. Тогда оно проходило в виде сокращений 2—4 штатных единиц. А сами РКЦ начали закрываться только два года назад. В 2003 году их число уменьшилось с 1172 до 1139, а в 2004 году — еще на 198.

Но эксперты считают, что торопиться с закрытием РКЦ не стоит. «Много РКЦ или мало — исключительно вопрос технологий, — полагает исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков.

— Если будет единая федеральная технология расчетов и абсолютно четкая юридическая технологическая процедура, позволяющая в режиме реального времени провести платеж, необходимость в расчетных центрах ЦБ отпадет сама собой. А пока главным документом остается бумага.

До тех пор пока не существует электронной системы, которая работала бы нормально и без сбоев, необходимость в операциях через РКЦ останется».

По мнению Дмитрия Лепетикова, последствия от ликвидации РКЦ сейчас будут стоить гораздо больше, чем обходится их содержание. «Если мы сократим сотрудников, будет штат ЦБ на несколько процентных пунктов меньше, — комментирует он. — Но радикальной экономии все равно не будет.

Вместе с тем система расчетов в любом случае почувствует стресс.

Стоит ли, условно говоря, экономия нескольких копеек ради того, чтобы взломать действующую систему без качественного скачка? На мой взгляд, если ее и нужно перестраивать — а это действительно нужно, — то надо это делать глобально».

Впрочем, причина не только в этом. Согласно Бюджетному кодексу, коммерческие банки не имеют права обслуживать счета бюджетов и государственных внебюджетных органов (если на данной территории есть учреждения ЦБ).

Последние несколько лет банкам разрешалось обслуживать только так называемые временно свободные остатки бюджета, которые возникают из-за кассовых разрывов. На практике это не совсем так: многие счета школ, больниц и других госучреждений по-прежнему находятся в коммерческих структурах — на 1 апреля их общий объем превышал 220 млрд рублей.

Кредитные организации вовсе не хотят отдавать их в ведение ЦБ, так как получают за эти операции комиссионные. Однако недавно президент Владимир Путин подписал закон о внесении поправок в бюджет-2005.

По одной из них банки больше не смогут размещать временно свободные средства госучреждений — эти деньги должны быть переведены в территориальные органы Федерального казначейства, которые обслуживаются в ЦБ. Так что если бюджетные счета действительно будут полностью выведены из кредитных организаций (во что верится с трудом), то РКЦ прибавится работы.

Однако не факт, что они с ней справятся, и тому есть и еще одна причина. «Между ЦБ и правительством была договоренность, что оно заберет часть РКЦ для нужд казначейства, но это происходит не слишком быстро. Скорее неготовность забрать РКЦ, чем неготовность отдать их, тормозит сокращение», — отмечает зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев.

  • Банк России от комментариев по данному вопросу отказался.
  • ЛОРО — счета, открываемые банком своим банкам -корреспондентам, на которых отражаются все операции, осуществляемые по их поручению.
  • НОСТРО — банковские корреспондентские счета, которые банк открывает у других кредитных организаций для исполнения своих поручений.
  • Окончательно и безотзывно

Для проведения операций каждая кредитная организация открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в РКЦ ЦБ. РКЦ принимает расчетные документы независимо от остатка средств на корреспондентском счете банка на момент их принятия.

Кредитная организация определяет вид платежа: почтой, телеграфом, электронно и в зависимости от выбранного вида платежа представляет в подразделение РКЦ необходимые документы на бумажных носителях или в электронном виде (по каналам связи, на магнитных носителях).

Платеж, осуществляемый через РКЦ, считается безотзывным с момента списания денежных средств со счета плательщика. С момента зачисления денежных средств на счет получателя в РКЦ он считается окончательным.

Читайте также:  Как производить начисления по отоплению?

Как ЦБ узнает о расчетах

Кредитные организации предоставляют Банку России так называемую справку о платежах, которые проходят, минуя корреспондентский счет в ЦБ. Эта справка дает возможность оценить валовое количество платежей, которое проходит через корсчета между банком и клиентом, между самими банками и через счета межфилиальных расчетов банка. В справке банк указывает расчеты через счета лоро и ностро.l

Ольга КОНДРАШОВА

Повышение тарифа на содержание и ремонт жилья в 2019 году

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Не каждый жилец многоквартирного дома во время оплаты счетов углубляется в особенности такого пункта, как «содержание и текущий ремонт здания». В общем смысле эта категория подразумевает устранение неполадок, что мешают комфортному проживанию.

Также в нее включается проведение всех необходимых ремонтных работ, которые осуществляются с целью поддержания надлежащего внешнего вида всех общих помещений.

Каждый владелец обладает законным правом предоставления ему информации о тарифах, значение которые повысится в 2019 году.

Имеет ли право управляющая компания повышать тариф на содержание жилья?

Управляющая компания обязуется следить за общим состоянием помещений в многоквартирном доме, предотвращать износ имущества и, в случае необходимости, проводить соответствующие данной конкретной ситуации ремонтные работы.

Также представители организации ответственны за выполнение регулярных санитарных проверок на протяжении всего эксплуатационного периода.

Полный перечень услуг с их особенностями содержится в «Методическом пособии по ремонту и содержанию жилфонда».

Управляющая компания не имеет законного права самостоятельно изменять какие бы то ни было тарифы на содержание жилья. Оплата за содержание здания устанавливается в размере, который утвержден требованиями законодательства.

Также в соответствии со статьей №156 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение предложений по регулированию расценок на коммунальные услуги находится в компетенции общего собрания собственников здания.

Любые изменения в тарифах либо дополнительные платежи, которые управляющая компания вводит без одобрения общего собрания собственников квартир, рассматриваются как нарушение закона. В такой ситуации необходимо обратиться в муниципальную жилищную инспекцию и прокуратуру.

До вынесения окончательных решений данных органов жильцы могут попросту не вносить плату сверх утвержденного ранее тарифа.

С 1 января 2019 года тарифы на квартплату будут меняться дважды. Первый раз — в январе, второй — в июле. Причина внезапного и досрочного повышения объясняется увеличением ставки налога на добавленную стоимость в России.

Закон о повышении НДС с 18 до 20 процентов был подписан президентом Путиным в августе 2018 года.

В отсутствии дополнительных инфляционных факторов это подразумевает увеличение стоимости большинства товаров и услуг в стране на 1,7%.

Считается, что в настоящее время тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства обоснованы, и цены на них не являются коммерческими.

После повышения НДС у поставщиков коммунальных услуг также возникли сложности с уплатой налога, так как денег на оплату НДС по повышенной ставке попросту не хватало.

По этой причине управляющие компании и поставщики услуг света, газа и тепла обратились с просьбой пересчитать и тарифы ЖКХ. Результатом стало повышение тарифа на содержание и ремонт жилья в 2019 году.

В январе 2019 года все тарифы ЖКХ во всех регионах России повышаются на один и тот же процент — 1,7%. Никакой дифференциации не предусмотрено, что и понятно в силу специфики этого повышения.

Январская индексация направлена только на компенсацию разницы ставки налога на добавленную стоимость. С 1 июля будущего года тарифы дополнительно проиндексируют еще на 2,4%.

Это средний по стране процент, таблица по регионам разнится и выглядит намного сложнее.

Порядок установления тарифа на содержание и ремонт жилья

Расценки денежных средств на содержание и ремонт общего имущества жильцов проводятся с учетом размера площади, которую занимает каждый собственник.

Доля каждого владельца будет равна процентному отношению от общего метража всех имеющихся на содержании управляющей компании помещений.

В зависимости от установленных стандартов по каждой конкретной квартире начисление платежа производится с помощью перемножения указанной доли на тарифную ставку. Итоги арифметических действий подобного рода являются суммой оплаты в квитанции.

Расчетами занимаются представители управляющей компании. Жителям квартир следует заранее внимательно изучить все пункты и особенности соглашения, чтобы знать, на что уходят их деньги. В 2019 году стоимость содержания общего имущества в многоквартирном доме будет определяться в первую очередь перечнем и периодичностью ремонтных работ.

Для планирования себестоимости работ и услуг управляющие компании руководствуются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Рекомендации по нормированию труда работников, которые заняты содержанием и ремонтом жилищного фонда (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 09 декабря 1999 года под № 139);
  • Методические рекомендации финансового обоснования тарифов по содержанию и ремонтным работам в жилищном фонде (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 28 декабря 2000 года под № 303);
  • Рекомендации относительно нормирования материальных ресурсов по содержанию и ремонтным работам в жилищном фонде (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 22 августа 2000 года под № 191).

Огромное количество управляющих организаций считают необходимым для себя планировать конкретные виды и объемы работ, объявляя при этом только общий размер платежа.

При подобных обстоятельствах выходит, что сособственники многоквартирного дома не в состоянии полноценно проконтролировать расходы.

В условиях неустановленной периодичности совершения конкретных ремонтных работ очень сложно придерживаться установленных на определенные затраты норм.

Для формирования тарифного плана управляющей компании необходимы технико-экономическая информация о здании. Чем детальнее будут предоставленные данные, тем более точным получится итоговый тарифный план.

В интересах собственников и жильцов МКД обеспечить представителей управляющей компании точными материалами, ведь в противном случае при расчетах будут использованы примерные, зачастую сильно увеличенные показатели.

Как рассчитать тариф?

При расчете тарифа учитываются ресурсы, которые уходят на содержание здания. Это электроэнергия на освещение подъездов и фасадов домов, уборка придомовой территории и подъездов, покраска стен, текущий ремонт и прочие расходы на поддержание дома в хорошем состоянии.

Процент индексации не зависит от места жительства или особенностей коммунальной услуги. Для вычисления текущего тарифа необходимо умножить действующий на сегодня план на 1,017 или прибавить на калькуляторе 1,7% от суммы.

Например, за один кубометр холодной воды жители Москвы платили 38,06 рублей, после индексации 2019 года эта сумма выросла до 38,70 рублей. Если в 2018 году киловатт электричества в столичном доме стоил 5,38 рублей, то в 2019 году он увеличится до 5,47 рублей. Раньше отопление в столице стоило 2279,95 рублей за 1 ГКал тепла, новый тариф изменил данную сумму до 2318,59 рублей.

Принцип подсчета всегда один и тот же. Можно взять любую коммунальную услугу в любом городе страны и легко выяснить ее стоимость с 1 января 2019 года, прибавив 1,7%. Можно поступить еще проще — вычислить общие расходы на коммунальные платежи и прибавить к ним необходимый процент.

Составляющие элементы платы за содержание и ремонт многоквартирного дома:

  • Финансовые средства, которые были потрачены на обслуживание общих помещений;
  • Штрафы за несвоевременную выплату земельных налогов на содержание и ремонт инженерных коммуникаций;
  • Поддержание санитарных норм в общих помещениях и на территории придомового участка;
  • Оплата труда сотрудников управляющей компании и подрядных организаций;
  • Содержание информационных баз данных и иных вспомогательных систем, которые позволяют систематизировать и хранить все материалы, связанные с проведенными работами.

Размер регулирования или изменения тарифного плана, который предлагает управляющая многоквартирного дома, должен иметь обоснования. Его предназначение в обеспечении рентабельности организации.

При условии, что управляющая компания лишь выходит на рынок управления жилищным фондом, для нее довольно важно сформировать наиболее оптимальный план по себестоимости работ, что по факту означает составление смет.

Как оспорить повышение тарифа на содержание жилья УК?

Оплата за содержание и ремонт в многоквартирном жилом помещении считается результатом соглашения между сторонами управления МКД.

Представители управляющей компании не имеют права в одностороннем порядке, то есть не обсудив это с собственниками здания, заниматься установлением или изменением тарифов.

Данные требования закреплены в положениях Постановления ФАС СЗО от 17 декабря 2009 года по делу № А66-5611/2009.

В соответствии с пунктом 7 статьи №156 Жилищного законодательства, владельцы квартир имеют право сами регулировать предложенные управляющей компанией тарифные ставки на предоставляемые услуги.

Как хозяин помещения в многоквартирном доме, любой человек вправе инициировать общее собрание собственников с целью изменения тарифа на содержание.

Это приоритет, которым каждый жилец имеет право пользоваться на законных основаниях.

На собрании жильцов может быть произведено самостоятельное вычисление предварительных расчетов.

При выявлении явных завышений платежей и требований уплаты тех услуг, которые так и не были предоставлены управляющей компанией, жильцы и собственники многоквартирного дома имеют право потребовать новую тарификацию.

На этом основании устанавливаются поправки к существующему договору на оказание услуг, и управляющая компания обязуется изменить оплату.

Собственники должны понимать, что тарифы нельзя сменить в любой момент – они будут действовать в течение года, и только по окончанию отчетного периода могут быть внесены поправки по новым платежам.

Когда жильцы сталкиваются с фактом завышения со стороны управляющей компании цен на тарифы, необходимо обратиться к представителям УК с заявлением о перерасчете коммунальных платежей. Управляющая компания обязана рассмотреть предоставленное заявление и принять решение. Когда признается факт ошибки со стороны УК, ответ будет положительным.

Лишние финансовые средства будут возвращены либо перечислены в счет будущих платежей. Заявление составляется в двух экземплярах. Также его можно отправить заказным письмом с описью о вложении.

Когда ответ от управляющей компании является отрицательным, жильцам следует написать заявление с жалобой в жилищную инспекцию.

Вместе с жалобой необходимо приложить все заключенные соглашения, а также доказать сам факт обращения в УК.

В качестве доказательства выступает уведомление о получении письма или завизированный секретарем управляющей компании второй экземпляр заявления в том случае, если заявление вручалось лично.

Представители жилищной инспекции должны будут провести проверку. Если факт нарушения будет подтвержден, то управляющей компании придется выплатить значительный штраф. Если Жилищная инспекция будет бездействовать, то собственникам придется обратиться в прокуратуру или суд.

При обращении в суд или прокуратуру будет лучше все действия фиксировать документально. При обращении следует оперировать полезными пунктами в законодательстве. Все тексты должны быть предельно точными и не иметь эмоциональной окраски.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *