С какого момента должно приступить к управлению ТСЖ?

Когда собственники отказываются от управляющей организации и создают товарищество собственников жилья (недвижимости), то часто сталкиваются с проблемой: управляющая организация не уходит с дома, не подаёт заявление о внесении изменений в реестр лицензий.

Возникает вопрос – можно ли управлять домом, пока он числится в лицензии управляющей организации или ждать решения органа жилищного надзора. Последний вариант займёт кучу времени, появится новый протокол по выбору старой компании, и ситуация станет еще более запутанной.

Опасность для товарищества в том, что начисление платы до внесения изменений в реестр лицензий могут признать незаконным, особенно если управляющая организация также будет выставлять платёжки.

Как-то ко мне обращался подписчик моего телеграм канала с подобным вопросом, и я, не изучая практику судов, набросала такую таблицу рисков:

С какого момента должно приступить к управлению ТСЖ?

Теперь в картотеке арбитражных дел попалось несколько решений по похожим ситуациям, и настала очередь заметки по этой теме. Результат рассмотрения споров разный, но начало везде одинаковое – предписание органа жилищного надзора о незаконных начислениях платы товариществом.

Дело № А71 – 2101/2019, Определение Верховного Суда РФ № 309-ЭС20 – 12908

ТСЖ «Азина, 134» успешно оспорило предписание Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики. От товарищества требовали вернуть жильцам собранные деньги за тот период, когда дом значился в лицензии управляющей организации.

Собственники в июне 2018 года создали товарищество, уведомили управляющую компанию о смене способа управления.

Управляющая организация не обращалась в орган жилищного надзора с заявлением о расторжении договора управления, поэтому административный орган не спешил внести изменения в реестр лицензий.

ТСЖ тем временем заключало договоры, необходимые для управления домом – на вывоз отходов, аварийно-диспетчерское обслуживание, приём платежей и т. д.

Товарищество даже жаловалось в Управление на удержание компанией технической документации, однако вместо помощи чуть позже получило предписание. Управление считало незаконным сбор платы за жилое помещение и коммунальные услуги и требовало вернуть начисленное за 3 месяца работы товарищества обратно жильцам.

Суды встали на сторону ТСЖ: решение собрания о создании товарищества было признано судами общей юрисдикции законным; старую компанию уведомили о расторжении договора как положено, товарищество фактически приступило к управлению домом, следовательно, в спорный период правомерно выставляло квитанции собственникам.

В удовлетворении всех жалоб органа жилищного надзора было отказано:

  • «вопреки позиции управления обязанность товарищества по управлению МКД в этом случае возникла с момента принятия общим собранием решения об избрании способа управления МКД – управление товариществом, соответствующим обстоятельством определяется и момент прекращения правоотношений по управлению МКД управляющей организацией».

Похожий спор выиграло ТСН «Дружный дом» в споре с Государственной жилищной инспекцией города Москвы (дело № А40 – 232426/19 – 130-1754, Постановление Арбитражного суда Московского округа).

Там также признали незаконными требования надзорного органа о возвращении жильцам денег, собранных почти за 2 года – период, пока дом значился в лицензии управляющей организации, фактически домом не управлявшей.

Дело № А33 – 22557/2019, Определение  Верховного Суда РФ от 23.11.2020 № 302-ЭС20 – 17802

ТСН «ТСЖ Белая стрела» из Красноярска проиграло Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. Та требовала устранить нарушение в виде начислений собственникам помещений в доме, который в момент выставления спорной платы находился под управлением управляющей организации. Период незаконных начислений составил 4 месяца.

  • Суды пришли к выводу о законности предписания «из-за отсутствия у товарищества правовых оснований для выставления платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений МКД в спорный период, поскольку управление домом осуществляла в этот период управляющая компания, оказывая услуги собственникам помещений, а товарищество в установленном для этого порядке не приступило к предоставлению коммунальной услуги».
  • Это предписание было повторным, и суды учли свои предыдущие решения по другому спору с тем же ТСН, где оценивалась первоначальное предписание (дело №А33 – 550/2019, Определение от 4 марта 2020 г № 302-ЭС20 – 382):
  • Товарищество ссылалось на то, что недобросовестное и незаконное поведение ресурсоснабжающих организаций, уклонившихся без законных оснований от заключения договоров ресурсоснабжения, не может служить основанием для лишения товарищества статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении спорного дома, а также обусловленного этим статусом права направлять собственникам платёжные документы.
  • Суды отклонили эти доводы и указали:
  • Нет доказательств того, что данные управляющие компании были исключены из реестра лицензий.
  • Товарищество не представило подтверждение того, что обращалось в Службу с заявлением о внеплановой проверке.
  • Указание суда апелляционной инстанции на то, что без соответствующих изменений в реестр лицензий товарищество не имело правовых оснований осуществлять управление домом, относится к требованиям статьи 161 Жилищного кодекса РФ о том, что МКД может управлять только одна управляющая компания. Такое право возникает у товарищества при принятии решения о выборе способа управления товариществом собственников жилья и осуществлении государственной регистрации товарищества.
  • Вместе с тем, поскольку у товарищества отсутствуют договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, то оно не вправе было выставлять счета собственникам помещений, так как не оказывало коммунальные услуги.
  • Управляющие компании не прекращали деятельность по управлению спорным домом, имели договоры с ресурсоснабжающими организациями, следовательно, между товариществом и ресурсоснабжающими организациями не могли возникнуть фактические правоотношения. То есть коммунальные услуги товариществом в спорный период года не оказывались, в то время как только исполнитель услуг имеет право требовать плату за потребление собственниками помещений коммунальной услуги.

Таким образом, товариществам в аналогичных ситуациях важно доказать фактическое управление домом, наличие статуса исполнителя коммунальных услуг. 

Последнее особенно сложно, так как ресурсоснабжающие организации едва ли захотят заключать договоры, пока в реестре лицензий дом числится за управляющей организацией, которая вдобавок удерживает техническую документацию на многоквартирный дом. Суды хоть и признают право управления товариществом с момента его регистрации (в отличие от инспекций), могут ожидать от товариществ трудновыполнимого (как в последнем примере). 

В любом случае, при выборе товарищества для управления домом не забывайте направить все предусмотренные законом уведомления – ч. 7 ст. 135 жилищного кодекса рф, п. 18 правил управления мкд № 416. 

Что такое ТСЖ: функции, обязанности, пошаговая инструкция создания, утверждение устава и нюансы работы | Услуги ЖКХ в 2021 году

Владение имуществом в многоквартирном доме предполагает не только права, но и обязанности. Поддержание технического состояния здания – одно из обязательств владельцев многоквартирного дома. Именно для этого собственники жилья должны выбрать способ управления МКД, а именно прибегнуть к услугам специализированных организаций или создать свое ТСЖ.

Что такое товарищество собственников жилья?

Согласно п.1, ст. 135 ЖК РФ, ТСЖ (Товарищество собственников жилья) – организация, работающая на некоммерческой основе и созданная собственниками для управления МКД, в котором расположено их имущество. Данная организация регистрируется в государственном реестре как юридическое лицо, а значит, имеет свой устав, печать, банковский счет и юридический адрес.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.

Несмотря на то, что Товарищество является юр. лицом, управление такой организацией значительно отличается от руководства обычной компанией. Основную проблему представляют собой ограниченность полномочий председателя ТСЖ, а также разногласия собственников, возникающие в процессе управления многоквартирным домом.

Нормативная база

Основным законодательным актом, регламентирующим создание и работу ТСЖ, является Жилищный кодекс Российской Федерации. Данным вопросам посвящен VI раздел нормативно-правового документа ( ст. 135-152). Кроме того, работу некоммерческой организации регламентируют:

  • Гражданский кодек РФ;
  • Земельный кодекс РФ;
  • КоАП РФ.

Еще один важный документ – ФЗ №129 от 8 августа 2001 года.  Данный закон устанавливает порядок создания Товарищества как юридического лица, а также его дальнейшую регистрацию.

Функции и обязанности ТСЖ

С какого момента должно приступить к управлению ТСЖ?К основным функциям, выполняемым некоммерческой организацией, относятся:

  • предоставление владельцам помещений услуг и ресурсов надлежащего качества и в достаточном объеме;
  • обеспечение и контроль над санитарно-техническим состоянием МКД;
  • контроль над работой подрядчиков, предоставляющих услуги по содержанию многоквартирного дома;
  • организация парковочных мест и обустройство придомовой территории;
  • прочие функции, прописанные в уставе Товарищества.

В обязанности же ТСЖ входит:

  • исполнение требований действующего законодательства;
  • контроль над движением бюджетных денежных средств;
  • установление тарифов на потребляемые жильцами услуги и ресурсы;
  • составление сметы на проведение различных работ по поддержанию состояния МКД;
  • оформление на работу сотрудников, поддерживающих надлежащее состояние МКД;
  • подписание договоров, счетов и накладных;
  • произведение работ и предоставление различных услуг по запросу собственников помещений (в рамках устава);
  • ведение бухгалтерской и налоговой отчетности и сдача её на проверку в компетентные органы;
  • решение прочих вопросов путем выставления их на рассмотрение собранию собственников жилых и коммерческих помещений.

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку права и обязанности ТСЖ прописываются в уставе и могут касаться различных сторон жилищно-коммунальной сферы.

Плюсы и минусы ТСЖ

Товарищество собственников жилья как способ управления МКД имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их более подробно:

Преимущества
Оперативное решение возникающих проблем ТСЖ состоит из собственников помещений, расположенных в МКД, а значит из лиц, заинтересованных в решении любой проблемы за короткие сроки.
Прозрачность всех финансовых операций В любой момент каждый из членов Товарищества или собственников жилья вправе запросить для ознакомления все документы, отражающие движение бюджетных денежных средств.
Самостоятельный выбор контрагентов Данный вид управления позволяет прибегать к услугам надежных и проверенных подрядчиков, выбранных членами ТСЖ, или производить ремонтные работы своими силами.
Сокращение затрат Жилищно-коммунальные взносы включают в себя оплату ресурсов и услуг, действительно необходимых жильцам МКД.
Эффективное использование общедомовых помещений  и конструкций ТСЖ вправе использовать все помещения общего пользования, конструкции и придомовую территорию с целью получения выгоды (сдача в аренду для размещения офисов, рекламы и т.д.).
Недостатки
Ошибки в управлении Поскольку среди жителей МКД не всегда находятся специалисты, риск доверить управление многоквартирным домом некомпетентному лицу очень велик.
Повышенная стоимость услуг и ресурсов Как правило, выполнение разовых работ для ТСЖ обходится на порядок дороже, чем для Управляющей компании, имеющей постоянных подрядчиков и скидки.
Ограниченный бюджет Суммы, находящейся на счете Товарищества не всегда хватает на оплату внеплановых работ, что создает дополнительную финансовую нагрузку для жильцов МКД.
Несовершенство действующего законодательства В случае отказа от оплаты жилищно-коммунальных услуг некоторыми собственниками, ресурсоснабжающая компания в судебном порядке может взыскать долг непосредственно с Товарищества.
Читайте также:  Неизменность суммы договора по капремонту

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются собственники при регистрации  ТСЖ, становится грамотное документальное оформление на всех этапах создания организации.

Отличие ТСЖ от ЖСК

Жилищно-строительный кооператив – организация, основанная с целью возведения и дальнейшей эксплуатации недвижимости. Таким образом, главным отличием рассматриваемых объединений становится цель их создания: ТСЖ регистрируется для управления МКД, а ЖСК – для постройки и управления им в дальнейшем.

Еще один важный момент – Товарищество создается при условии, что инициативу поддержали более 50% всех собственников, тогда как кооператив регистрируется при согласии 100% его членов (которых к слову, должно быть не менее 5). Отчет о деятельности ТСЖ доступен абсолютно всем собственникам помещений, расположенных в МКД, а вот ознакомиться с документами кооператива имеют право лишь лица, входящие в него.

В целом, обе организации являются некоммерческими и действуют на основании устава, принятого на общем собрании.  Однако члены Товарищества не отвечают по обязательствам последнего, тогда как пайщики кооператива несут ответственность в размере невыплаченного взноса.

В каких домах разрешается создавать тсж?

Поскольку ТСЖ регистрируется для управления многоквартирным домом, создавать его можно в зданиях, содержащих две квартиры и более. Принять решение о регистрации Товарищества могут и собственники нескольких домов, граничащих между собой.

Согласно ст. 136 ЖК РФ, в одном МКД может быть создано только одно ТСЖ, тогда как несколько Товариществ могут объединяться для совместного управления имуществом.

Зарегистрировать ТСЖ могут и собственники нескольких частных домов или дачных коттеджей, граничащих между собой и имеющих общие коммуникации.

Принятие решения о создании ТСЖ

Закон о тсж с 1 января 2020 года: последняя информация, советы

Товарищество собственников жилья является юридическим лицо, которое создается в целях управления многоквартирным домом и общим имуществом.

Деятельность ТСЖ регулируется определенными нормативными правовыми актами.

Ранее был единый закон, который непосредственно касался деятельности товариществ собственников. В настоящее время вопросы такого характера регулируются Гражданским и Жилищным кодексами РФ. В них указаны все основные положения, относящиеся к ТСЖ. В том числе создание и ликвидация товариществ, а также членство в них.

Закон о ТСЖ

Основным нормативным актом, который раньше регулировал все, что связано с деятельностью ТСЖ, являлся Федеральный закон от 15 июня 1996 года № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».

Он закреплял следующие понятия:

  1. Товарищество собственников жилья – организация некоммерческого характера, созданная для совместного управления и эксплуатации общим имуществом.
  2. Домовладелец – собственник недвижимости в доме.
  3. Помещение – единица в жилом массиве, предназначенная для технических нужд или проживания.
  4. Общее имущество – часть жилого массива, необходимая для его эксплуатации.
  5. Кондоминиум – единый комплекс, в который входит не только сам дом, но и прилегающая к нему территория.
  6. Доля участия – часть общего имущества, принадлежащая владельцу.
  7. Застройщик – любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее строительство, приобретение или реконструкцию недвижимости.

Указанные понятия тесно связаны с деятельностью ТСЖ.

Сфера регулирования

Закон № 72-ФЗ имел определенную сферу регулирования. Она распространялся на отношения, связанные с собственностью в жилом массиве, которая принадлежала двум и более владельцам, ТСЖ и ЖСК. Им регулировалось взаимодействие, возникавшее на территории страны, с участием отечественных и иностранных физических и юридических лиц.

История принятия

Закон № 72-ФЗ был принят в 1996 году. Это было связано с необходимостью систематизировать и упорядочить правоотношения, между собственниками недвижимости.

До принятия указанного нормативного акта, только в некоторых законах было указано, что владельцы жилья вправе создавать товарищества. Однако более конкретной информации нигде не содержалось.

А поскольку деятельность ТСЖ имеет свою специфику, то необходим был отдельный нормативный правовой акт, который бы регулировал вопросы такого характера. По этой причине и был принят Закон № 72-ФЗ.

Основания отмены

Федеральный закон № 72-ФЗ в настоящее время не применяется, поскольку он утратил силу.

Произошло это в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ. Официальной датой отмены Закона № 72-ФЗ является первое марта 2005 года. Именно с этого числа начала действовать новая редакция ЖК РФ. Отмена произошла в связи с тем, что в Жилищный кодекс был введен целый раздел, касающийся деятельности ТСЖ. По этой причине Закон № 72-ФЗ утратил свою актуальность.

Что выполняет ТСЖ

После создания организации собственники самостоятельно определяют круг обязанностей ТСЖ согласно ст.137 Жилищного кодекса:

  1. Подписание договоров с обслуживающими организациями и поставщиками коммунальных ресурсов для обеспечения комфортной и безопасной жизни жильцов.
  2. Проведение ряда работ с привлечением наемных работников и организаций для уборки и вывоза мусора.
  3. Составление смет и контроля расходов на проведение ремонтных работ с привлечением компаний-подрядчиков.
  4. Формирование финансового резерва для успешного ведения деятельности.
  5. Оплата счетов сервисных служб, выполняющих поручения ТСЖ в интересах собственников дома.
  6. Привлечение заемных средств в рамках предусмотренного законом порядка.
  7. Распоряжение общедомовым имуществом от имени и в интересах жильцов (аренда, передача в собственность другим владельцам, заключение договоров мены), иные юридически значимые действия с недвижимостью, входящей в состав общедомового имущества).
  8. Финансовый контроль и расчеты квитанций по квартплате.
  9. Принятие средств по квитанциях в счет оплаты коммунальных услуг.
  10. Работа с должниками, просрочившими ежемесячные платежи, в пределах разрешенных законодательством мероприятий.
  • Обязанности председателя ТСЖ и его права

Вопрос-ответ

Эти вопросы задают часто. Познакомьтесь с ними:

Об определении размера платы за отопление на территории Пермского края.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Коммунальная услуга по отоплению оплачивается совокупно без разделения на плату за потребление в жилом или нежилом помещении и потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, что закреплено в пункте 40 Правил № 354.

Что такое переустройство и перепланировка квартиры? Переустройство квартиры – это установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения). Перепланировка квартиры – это изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров).

Как выполнить перепланировку или переустройство в квартире. Для выполнения перепланировки и переустройства квартиры собственнику необходимо представить в администрацию района г.

Перми или администрацию поселения, городского округа следующие документы для согласования: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. В течение 45 дней администрация должна принять решение о согласовании либо об отказе в согласовании перепланировки и переустройства. Только после этого собственник, в случае согласования, может приступить к перепланировке или переустройству. По окончании работ составляется акт приемочной комиссии, который направляется администрацией в центр технической инвентаризации.

Читайте также:  Как рассчитывать плату за ОДН по ОДПУ?

Перевод из жилой квартиры в нежилое помещение. Перевод квартиры в нежилое помещение возможен, если эта квартира расположена на первом этаже или над ним, если на первом этаже расположены нежилые помещения. Вход в переводимое помещение должен быть отдельным, а не из подъезда многоквартирного дома.

Чтобы перевести квартиру в нежилое помещение собственник квартиры должен представить следующие документы в администрацию района г.

Перми или поселения, городского округа для согласования: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Через 45 дней со дня получения документов администрация принимает решение о согласовании либо об отказе в согласовании перевода квартиры в нежилое помещение.

После получения согласования перевода собственник может приступить к работам. По окончании работ составляется акт приемочной комиссии, после чего администрация направляет данный акт в центр технической инвентаризации, если работы выполнены в соответствии с проектом.

Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в межведомственную комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, — в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя. Заявителем может выступить любой гражданин. В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные выше документы. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения, многоквартирного дома.

В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу администрация поселения или городского округа в течение 5 дней издает распоряжение о сроках отселения граждан.

На письменные запросы управляющая организация не предоставляет договор управления многоквартирным домом и протоколы общего собрания собственников помещений.

Вопрос о предоставлении экземпляра договора управления многоквартирным домом, протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть решен по соглашению с управляющей организацией, при недостижении согласия —  в судебном порядке.

Кроме того, договор управления многоквартирным домом, протоколы, которыми утверждены решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, подлежат размещению управляющими организациями в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ) на официальном сайте в сети Интернет www.dom.gosuslugi.ru. В случае отсутствия в ГИС ЖКХ указанных документов, Вы вправе обратиться в Инспекцию для принятия мер в рамках компетенции.

Необходимо актуализировать информацию на сайте ИГЖН.

На каком основании лица, не являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, могут использовать общее имущество собственников помещений в таком доме.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений.

Государственная регистрация ТСЖ

ТСЖ, созданное по желанию более 50% собственников жилья одного многоквартирного дома или 2/3 собственников, если речь идет о нескольких многоквартирных домах, является некоммерческой организацией и непременно должно быть официально зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке. Прежде всего, нужно провести общее собрание собственников, и если более половины из них проголосуют за создание товарищества, чтобы самостоятельно решать вопросы, связанные с управлением многоквартирным домом, важно собрать все подписи в протокол собрания с указанием сведений о присутствующих. Инициативная группа готовит пакет необходимой документации: Органы государственного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, если в ходе проверки будет выявлено несоответствие устава нормам действующего законодательства и в установленные предписанием сроки недочеты не будут устранены.

Сроки регистрации ТСЖ

Зарегистрировать ТСЖ налоговый орган должен в течение 5 дней со дня представления соответствующих документов. Если вы подаете документы через портал «Госуслуги» – в течение 3х рабочих дней.

Срок регистрации может продлиться, если вы принесли не все документы или какие-то из них неверно заполнены.

Поэтому от степени вашей подготовки будет зависеть, в какие сроки зарегистрируют ваше товарищество.

Важно, что государственная регистрация некоммерческой организации должна быть проведена с соблюдением действующего законодательства.

При этом ко всем процедурам создания ТСЖ необходимо подходить крайне ответственно, максимально точно соблюдать установленные Жилищным кодексом РФ требования, так как впоследствии допущенные нарушения могут повлечь принудительную ликвидацию ТСЖ в судебном порядке, если суд установит, что ошибки регистрации грубо нарушают закон и носят неустранимый характер.

Как создать в России ТСЖ в 2020 году

Что же касается остальных расходов, то общая сумма намного превысит 4800 рублей. Это финансовое бремя изначально ложится на плечи инициаторов создания ТСЖ. И, по всей вероятности, никто из них не согласится нести затраты, которые справедливо было бы распределить среди всех членов товарищества.

Жильцы многоквартирного дома могут на общем собрании выбрать форму управления. Особой популярностью пользуется товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Этот способ управления подразумевает, что жители дома сами содержат свое имущество. Но чтобы эта деятельность была законной, товарищество следует правильно оформить с точки зрения права.

В противном случае дом может остаться без обслуживания и необходимых ресурсов. Поэтому им нужно выяснить, как создать ТСЖ.

Регистрация ТСЖ как юридического лица

Выбранный Председатель обязан предоставить в налоговую заявление о государственной регистрации. К нему должен быть приложен паспорт.

Кроме того, копия протокола подлежит обязательному нотариальному заверению.

Устав ТСЖ тоже должен быть подписан у нотариуса.

Необходимые документы

Для регистрации нужно предоставить некоторые документы. Без них в оформлении ТСЖ будет отказано.

Следует отметить, что предоставлять нужно оригиналы документов:

  • удостоверение, подтверждающее личность можно копировать;
  • все бумаги должны быть подписаны нотариусом.

Закон о ТСЖ в 2020 году определяет и регулирует деятельность этой организации.

Куда можно пожаловаться на ТСЖ? Узнайте .

Протокол

Протокол проведения собрания составляется обязательно:

  • в письменном виде должны быть зафиксированы все результаты;
  • если опрос проводился при помощи анкетирования, то к протоколу в обязательном порядке прилагаются анкеты каждого собственника.

Данный документ очень важен. Он служит основанием при принятии решения. Обязательно должен быть заверен у нотариуса, иначе считается недействительным.

Здесь можно протокола общего собрания собственников.

Устав товарищества собственников жилья

Каждое ТСЖ имеет свой собственный устав, он регламентирует деятельность товарищества.

В нем закреплены все требования и обязанности:

  • членов Правления;
  • участников ТСЖ;
  • ревизионной комиссии.

Примерный устав ТСЖ можно скачать здесь.

Но на основании своих данных составляется документ. Он подлежит обязательной подписи Председателя.

  Коллективная жалоба на соседей — причины и суть

Заявление

Необходимо составить заявление на регистрацию товарищества. Его в обязательном порядке нужно подписать у нотариуса.

Заявление о государственной регистрации на создание товарищества сособственников жилья составляется по форме Р11001.

В первых 3-х листах отображаются сведения:

  • адрес;
  • наименование ТСЖ;
  • данные о членах Правления.
Читайте также:  Какие требования предъявляют к кассовым чекам ?

На странице «Сведения о видах экономической деятельности» указывается наименование вместе с кодами по ОКВЭД: 70.32 И 70.32.1. Если ТСЖ планирует сдавать в аренду помещение, то указывается код-7020.

Здесь можно заполнения заявления о регистрации ТСЖ по форме Р11001.

Квитанция об оплате госпошлины

Государственная пошлина, согласно статье 333 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не менее 4000 рублей. К пакету документов необходимо приложить квитанцию.

Если государственная пошлина не оплачена, то регистрация товарищества собственников жилья невозможна.

Поэтому следует внимательно отнестись к данному вопросу.

Последний этап

На заключительном этапе необходимо открыть расчетный счет, на который будут перечисляться:

  • финансы;
  • различные взносы;
  • возможно субсидии от государства.

ТСЖ должно иметь свою печать. Поэтому её следует также заказать.

Следует отметить, что при открытии р/с нужно перекинуть на его баланс соответствующий дом.

Образец устава ТСЖ поможет составить документ грамотно.

Как стать председателем ТСЖ? Читайте .

Как правильно организовать ТСЖ в многоквартирном доме? Подробная информация в этой статье.

Регистрация ТСН

Товарищество собственников недвижимости (ТСН) — это добровольное объединение собственников таких недвижимых вещей, как помещений в здании, в т.ч.

в многоквартирном доме, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и.т.д.

, которое по закону находится в их общей собственности и (или) пользовании а также для достижения иных целей, предусмотренных законами . (п.1 ст.123.12 ГК РФ)

  Наружный водопровод движимое или недвижимое имущество

Рекомендуем прочесть: Какое Содержание Алкоголя В Крови Допустимо 2020

Чтобы зарегистрировать ТСН самостоятельно, необходимо изучить правовые положения регулирующие деятельность товарищества и грамотно заполнить документы. Как зарегистрировать ТСН в налоговой? Сроки создания ТСН? С чего начать — вопросов много!

Регистрация тсж в налоговой 2020

  • Зачастую попадаются специалисты, цель которых набить собственные карманы.
  • С одной стороны должность председателя ТСЖ довольно сложная и требует юридической сноровки.
  • Круг его обязанностей довольно широкий и не всегда есть желающие готовые приступить к выполнению таких обязательств.
  • Если подойти к вопросу управления многоквартирным домом с юридической точки зрения, то стоит отметить, что законодательством основательно продуманы все нормативы, касающиеся управления.
  • Так что если вы все-таки рискнете поработать на благо собственников жилья нашего дома, то в любом спорном вопросе всегда найдете ответ, опираясь на жилищный и гражданский кодекс, а также руководствуясь уставом.

Многие настаивают на том, что достаточно договора исполнения обязательств.

Не может получиться нормального функционирования организации без руководителя. Согласно ст.149 ЖК РФ должность председателя обязывает контролировать все процессы, происходящие в организации, обеспечивать должный порядок принятия решений, осуществлять контроль за персоналом.

Пошаговая инструкция

Чтобы регистрация и организация были проведены без проблем, следует четко придерживаться пошаговой инструкции. Благодаря ей возможно осуществить регистрацию в максимально короткие сроки.

  • Само товарищество является некоммерческой организацией, которая создана для управления многоквартирным домом.
  • Примечательно, что организовать товарищество можно даже еще в не достроенном доме.
  • В самом начале необходимо провести общее собрание жильцов.
  • Следует отметить, что провести опрос можно 2-мя способами:
  • очное собрание;
  • письменный опрос, кто «за» и кто «против».

Методические рекомендации по реализации решения о выборе и изменению способа управления многоквартирным домом (МКД), смене управляющей организации

Рекомендации носят информационно-разъяснительный характер и предназначены для практического применения собственниками помещений многоквартирных домов (МКД), управляющими организациями (УК – управляющая компания), товариществами собственников жилья (ТСЖ), жилищными кооперативами (ЖК) и другими участниками правоотношений, возникающих при реализации принятого общим собранием собственников помещений МКД решения о выборе или изменении способа управления домом.

Принятое собственниками жилых помещений дома решение о выборе способа управления реализуется путем:

  • заключения договоров, предусмотренных ст. 164 ЖК РФ (при непосредственном способе управления);
  • государственной регистрации ТСЖ;
  • заключения договоров управления домом, предусмотренных ст. 162 ЖК РФ (при выборе управляющей организации).

Управление домом должно обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.

В зависимости от выбранного способа управления обязанность по надлежащему техническому содержанию дома и обеспечению предоставления жителям коммунальных услуг лежит либо на УК (ТСЖ, ЖСК), либо на собственниках многоквартирного дома.

Законодательство РФ не предусматривает передачу дома как объекта недвижимого имущества собственниками жилых помещений вновь выбранной УК (ТСЖ).

Статьей 162 ЖК РФ предусмотрена передача технической документации на дом и иных, связанных с управлением таким домом документов (в том числе документации по учету движения населения как плательщика жилищно-коммунальных услуг, бухгалтерской и финансовой документации и т.д.).

Управляющая организация, вновь выбранная на общем собрании собственников жилых помещений в доме, обязана приступить к управлению домом не позднее чем через 30 дней со дня подписания договора управления многоквар­тирным домом с первым собственником помещения, если иное не установлено договором управления.

ТСЖ либо ЖСК (ЖК) – со дня государственной регистрации как юридического лица. Однако совершения одних только действий по подписанию договора управления или государственной регистрации недостаточно. Процесс предоставления коммунальных услуг непрерывный.

Между сторонами этого процесса существуют или складываются гражданско-правовые отношения, которые регулируются договором (поставки) и гражданским законодательством.

Основные принципы договорных отношений следующие: граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается; изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, а также в случаях, предусмотренных договором либо законом. Таким образом, необходимо заключение договора поставки энергоресурсов и коммунальных услуг.

  • Изменение способа управления домом осуществляется на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в доме, проведенно­го в очной, а при отсутствии кворума -заочной форме, в порядке, установленном статьями 44-48 ЖК РФ.
  • Для того, чтобы собственники жилых помещений дома могли реализовать свое право на выбранный способ управления домом, необходимо совершить следующие действия:
  • 1. Письменно уведомить о принятом собственниками решении предыдущую УК (ТСЖ, ЖСК):
  • данное уведомление допускается направить как со стороны собственников дома, так и со стороны совета (председателя) МКД. При этом к уведомлению обязательно должна быть приложена копия протокола общего собрания собственников помещений МКД;
  • в уведомлении следует указать конкретную дату, с которой УК (ТСЖ) намерена приступить к управлению домом.

Примечание. Период платы за коммунальные услуги в соответствии с законодательством РФ установлен равным календарному месяцу. Соответственно, целесообразно, чтобы дата начала управления домом совпадала с первым числом месяца.

2. Руководитель прежней УК (ТСЖ, ЖСК) в течение семи дней после получения уведомления извещает энергоснабжающие и коммунальные службы города о расторжении договоров по данному дому, если иной срок не установлен договором энергоснабжения или договором на поставку коммунальных услуг.

3. Прежняя УК (ТСЖ, ЖСК) передает вновь выбранной УК (ТСЖ), а та принимает технический паспорт на дом и копии иной технической документации, документацию паспортной службы, бухгалтерскую документацию, а также:

  • копии документов от энергоснабжающих и коммунальных служб города о расторжении (изменении) договоров с предыдущей УК (ТСЖ, ЖСК) на поставку (обслуживание) данного дома, либо копии документов, подтверждающих наличие договорных отношений между ресурсоснабжающими и управляющими организациями (предыдущими) с актами, устанавливающими границы балансовой принадлежности сетей;
  • сальдовые остатки (задолженность и переплата) жителей дома за потребленные жилищно-коммунальные услуги;
  • документы, подтверждающие на­копленные на специальном счете денежные средства собственников помещений в доме для проведения капитального ремонта дома.

4. Стороны осуществляют прием — передачу документации по акту. Перечень документов, включаемых в состав технической документации на дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491.

Передача технической документации должна быть осуществлена за 30 дней до прекращения договора управления домом с предыдущей УК.

При смене управляющей организации либо способа управления целесообразно составить двухсторонний акт состояния общего имущества МКД. Такой акт подписывается представителями предыдущей и вновь избранной УК.

Акт состояния общего имущества может использоваться для оценки результативности работы УК до момента составления акта, а также планирования работ по управлению, обслуживанию и ремонту общего имущества.

Требование по составлению такого акта может быть прописано в договоре управления.

5.

Руководитель вновь выбранной управляющей организации после дачи заключения по условиям проекта договора советом многоквартирного дома и рассмотрения его на общем собрании собственников МКД заключает с собственниками помещений в доме договор управления, предусмотренный ст.162 ЖК РФ, а председатель ТСЖ заключает договор о содержании и ремонте общего имущества в доме с собственниками помещений, не являющимися членами товарищества.

Датой начала действия договоров целесообразно установить первое число месяца.

Статьей 162 ЖК РФ определено, что договор управления домом заключается путем составления одного документа в простой письменной форме, подписанно­го сторонами.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *