Повестки дня и техническая грамотность повестки дня.

Как и о чем стоит уведомлять участников совещания? Какие материалы следует собирать еще до начала мероприятия? Как фиксировать ход совещания и когда необходимо оформить сам протокол? Чем его полная форма отличается от краткой и какие нововведения появились для федеральных органов исполнительной власти? Как оформить выписку из протокола для выборочного уведомления исполнителей о принятых решениях? Как потом хранить протоколы? В статье подробно разобраны все реквизиты протокола с объяснением ­вариаций их оформления и образцами целых документов.

О каком протоколе пойдет речь?

В практике управления применяются такие разновидности протокола, как протокол о намерениях, протоколы согласования, протоколы изъятия вещественных доказательств (документов). В числе основных документов общего собрания акционеров закон называет протокол собрания и протоколы счетной комиссии.

Кроме того, протокол может составляться одним должностным лицом в ходе реализации им административных функций – протокол дорожно-транспортного происшествия, протокол задержания и др. Каждая из этих разновидностей протокола имеет соответствующую типовую форму.

Мы же в настоящей статье будем говорить о протоколе, составляемом по итогам коллегиального управленческого действия – собрания, совещания или заседания. Данный документ предназначен для документального оформления коллегиального обсуждения вопросов и принятия решений.

В российском делопроизводстве протокол применяется с начала ХVIII века, с того периода, когда в управленческой практике стало практиковаться обсуждение вопроса перед принятием решения. Исторически сложилось, что протокол является:

  • и информационным документом (в нем документируется ход обсуждения),
  • и распорядительным документом (фиксируется принятое в результате обсуждения решение).

В современной управленческой практике протоколы составляют для документирования деятельности совещаний, проводимых руководителями разных рангов. Протоколы используют также для отражения работы конференций, собраний, семинаров и т. д.

Решение о необходимости составления протокола во время оперативных совещаний принимает руководитель, который их назначает и проводит.

Если речь на совещании пойдет об информировании подчиненных по какой-то проблеме, о разъяснении принятого ранее решения и др., то протокол может и не понадобиться.

Но необходимость составления протокола такого оперативного совещания тоже возможна. В этом случае протокол зафиксирует состав присутствующих, высказанные мнения или предложения.

Подготовка к проведению совещания

Особенности документирования работы постоянно действующих коллегиальных органов

Постоянно действующие коллегиальные органы (советы, коллегии, комиссии) отличаются высокой степенью организации своей работы.

Выражается это в наличии:

  • регламента работы;
  • плана работы на ближайший год;
  • собственного аппарата, возглавляемого секретарем.

Данный список из трех пунктов (программа максимум) в реальности может сократиться до одного-единственного секретаря коллегиального органа (программа минимум). Теперь прокомментируем эти три пункта подробнее.

В регламенте коллегиального органа определяется периодичность заседаний, вид принимаемых решений, порядок документирования деятельности, день и время заседания. Иногда на предприятиях встречаются регламенты проведения совещаний, относящиеся к работе не одного коллегиального органа, а любой коллегиальной деятельности.

Протокол относится к числу необходимых документов, прежде всего потому, что фиксирует факт проведения заседания, принятые на нем решения, сроки их выполнения. Этот документ может в дальнейшем служить основанием для издания решения или постановления (т.е. распорядительного документа) данного коллегиального органа.

Постоянно действующие коллегиальные органы должны иметь план работы на год, в который включают основные вопросы, намеченные к обсуждению.

Постоянно действующие коллегиальные органы обычно имеют аппарат, который обеспечивает работу этого органа. Возглавляет это подразделение секретарь (секретарь ученого совета, секретарь коллегии и др.

), который относится к категории специалистов или руководителей.

Это должностное лицо несет ответственность и за организацию заседаний, и за документирование деятельности постоянно действующих коллегиальных органов, и за сохранность документов.

Подготовка собраний

Но собрания как форма коллегиального способа принятия решения могут проводиться в любом составе участников, не только членов коллегиального органа.

Это могут быть совещания руководителей департаментов или совещания специалистов определенных структурных подразделений по какой-то конкретной проблеме. В любом случае, когда речь заходит об организации встречи более чем 3 человек, это нельзя пускать на самотек.

Чем качественнее будет подготовка собрания, тем меньше времени будет потрачено на обсуждение в ходе самой встречи и тем более эффективные решения будут приняты.

В ходе подготовки заседания последовательно возникают документы, которые затем становятся приложениями к протоколу, или в него перетекает информация из них.

Первым документом из этого ряда является повестка дня. Она составляется секретарем на основе указаний председателя (коллегиального органа или данного конкретного собрания) и положений регламента (если таковой имеется). При формировании повестки дня необходимо учитывать сложность обсуждаемых вопросов с тем, чтобы обсуждение укладывалось в отведенное для заседания время.

Повестка дня рассылается участникам заседания и приглашенным. Несколько экземпляров повестки остается у секретаря. Они используются для составления будущего протокола, для ведения заседания.

В повестке указывается количество и последовательность обсуждаемых вопросов, фамилии докладчиков, дата и время проведения заседания, а также место его проведения. Таким образом, повестка дня одновременно является документом оповещения о предстоящем заседании и приглашением участников.

Форма повестки может быть любой. Приведем два варианта; первый – более официальный (см. Пример 1), а второй подойдет и для проведения оперативных совещаний (см. Пример 2). Хотя именно при подготовке оперативных совещаний секретарь часто игнорирует рассылку повестки в письменном виде, ограничиваясь только устным информированием участников.

Повестки дня и техническая грамотность повестки дня.

Повестки дня и техническая грамотность повестки дня.

В ходе подготовки каждого заседания принято заранее собирать у выступающих тезисы докладов или выступлений, а также информационно-справочные документы, иллюстрирующие их (таблицы, графики, экономические расчеты, справки и др.). Все эти материалы тиражируют по числу участников совещания и раздают им.

Обязательно в состав этих документов входит проект решения по каждому вопросу, включенному в повестку дня. Готовят проекты таких решений докладчики.

Задача секретаря – своевременно получить эти документы и размножить в необходимом (по числу участников) количестве экземпляров.

Материалы к заседанию должны быть разосланы за 48 часов до его начала, чтобы люди успели найти время с ними ознакомиться, подготовиться к обсуждению. Для рассылки часто используют электронную почту.

В ходе подготовки собрания может готовиться лист регистрации или явочный лист его участников (см. Пример 13).

Такой документ составляется при количестве участников более 15 человек (тогда эти лица не перечисляются в числе присутствующих в протоколе, вместо этого данный документ идет приложением к протоколу), а также при подготовке заседания постоянно действующего коллегиального органа (на нем важно наличие кворума).

Когда на заседании важно наличие кворума, составление такого листа регистрации становится обязательным – данный список необходим для документирования явки на заседание определенных лиц, что подтверждается, как правило, личной подписью в списке.

Личные подписи в начале заседания собирает секретарь, обходя прибывающих на заседание. Второй распространенный способ сбора подписей и контроля числа присутствующих – это проведение регистрации участников. Регистрация обычно начинается за 30 минут и заканчивается за 5 минут до начала заседания.

Таким образом, еще до начала заседания / собрания секретарь должен иметь следующие документы: повестку дня, тезисы выступлений и проекты решений по каждому вопросу, список участников.

Типовые правила оформления протокола

Порядок оформления протокола определен ГОСТом Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Данный ГОСТ определяет правила оформления заголовочной и заключительной части этого документа, а также требования к его тексту.

Заголовочная часть протокола

В заголовочной части протокола размещают следующие реквизиты:

  • полное наименование организации;
  • вид документа (ПРОТОКОЛ);
  • номер и дату;
  • место составления протокола;
  • заголовок к тексту.

Наименование организации всегда указывается вместе с организационноправовой формой и должно соответствовать официально установленному наименованию (в уставе или положении об организации). При этом организационно-правовая форма должна быть написана не в виде аббревиатуры, а полностью.

Если у организации есть официально зарегистрированное сокращенное наименование, то оно тоже может присутствовать в скобках строкой ниже полного наименования (см. Пример 3).

Если у организации есть вышестоящая организация, то ее наименование указывают выше наименования организации – автора документа, желательно в сокращенном виде (см. Пример 5).

Итак, посмотрите на возможные варианты оформления:

  • Открытое акционерное общество Агентство «Распространение, обработка, сбор печати»
  • (ОАО Агентство «Роспечать»)

Закрытое акционерное общество «Новые технологии»

  1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  2. Воронежский политехнический университет

Датой протокола является день проведения заседания. Если заседание продолжалось несколько дней, то дата протокола включает даты его начала и окончания (а не дату подписания протокола, который может оформляться через несколько дней после окончания самого мероприятия).

Заседание совета директоров акционерного общества длилось 2 дня: 13 и 14 января 2009 года. Протокол был составлен на следующий день и подписан через день после окончания заседания – 16 января.

Принципы формирования информационной повестки дня — pdf скачать бесплатно

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

#ФАКТЫРОССЫПЬЮ В ХОДЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В США В 2008 ГОДУ, 14,5 МИЛЛИОНОВ ЧАСОВ ВИДЕО, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПРЕДВЫБОРНОЙ ГОНКЕ, БЫЛО ПРОСМОТРЕНО НА YOUTUBE. ЕСЛИ БЫ ДАННЫЙ ОБЪЕМ БЫЛ РАЗМЕЩЕН НА ТЕЛЕВИДЕНИИ,

Подробнее

Секция ѕжурналистикаї Специфика освещения экстренных новостей на региональном телевидении (на примере информационных выпусков ГТРК «СтавропольеВести. Ставропольский край») Санькова Ирина Сергеевна Студент

Подробнее

Общительность как одно из проявлений социальной активности личности следует рассматривать в качестве совокупности личных потребностей. Движущей силой в развитии общительности выступает диалектическое единство

Подробнее

29 ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В 2018 г. Аннотация В современных представительных демократиях институт выборов является ключевым способом участия населения в государственной

Читайте также:  Какие есть основания для поставки КР (отопление и ГВС) в соседний МКД от крышной котельной находящейся в собственности жильцов?

Подробнее

ДЕМОВЕРСИЯ муниципальной контрольной работы по обществознанию «Человек и общество» 8 класс 2016 год Вариант 1 Время выполнения работы — 90 минут Часть 1. При выполнении заданий 1-10 запишите в «Бланк ответов»

Подробнее

п/п Аннотации рабочих программ дисциплин (модулей) Аннотации к рабочим программам дисциплин основной образовательной программы, направление подготовки: 42.06.01 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное

Подробнее

Программа и план занятий «Креативная сущность журналистики и PR» Профессора Е.Я. Дугин Учебно-методический комплекс содержит программу спецкурса «Креативная сущность журналистики и PR», методические рекомендации

Подробнее

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) Общие сведения: Русской филологии и массовых 1 Кафедра 2 Направление подготовки коммуникаций 42.04.02 Журналистика.

Подробнее

Содержание 1. Основные принципы проведения и типы эксперимента 2. Этапы организации эксперимента, экспериментальные планы 3. Критерии и оценка качества данных, полученных в эксперименте Тема 20 http://soc.hse.ru/socinf/mmci

Подробнее

Вопросы государственного экзамена образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» по дисциплине «Реклама и связи с общественностью» Основы теории коммуникации

Подробнее

«NAUKA- RASTUDENT.RU» Электронный научно-практический журнал График выхода: ежемесячно Языки: русский, английский, немецкий, французский ISSN: 2311-8814 ЭЛ ФС 77-57839 от 25 апреля 2014 года Территория

Подробнее

бражение. Так, смена аватаров происходит у некоторых пользователей практически каждый день или несколько раз в неделю, что, несомненно, отражает его эмоциональное состояние и чувственные переживания. К

Подробнее

Center for Scientific Cooperation «Interactive plus» Долгов Максим Игоревич аспирант ФГАОУ ВО «Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва (НИУ)» г. Самара, Самарская

Подробнее

Промежуточная аттестация по учебному предмету Обществознание. 6 класс. Итоговый тест. Демонстрационная версия Итоговый тест состоит из 19 заданий. Ответом к заданиям 1-15 и 17-18 является единственно правильный.

Подробнее

Театральная коммуникация осуществляется в определенной культурной среде, которая представляет устойчивую совокупность вещественных и личных элементов, окружающих социальный субъект и непосредственно влияющих

Подробнее

ПОМОГАЮТ ЛИ СОЦИОЛОГИ ГРАЖДАНАМ ФОРМИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ МНЕНИЯ О РЕАЛЬНОСТИ? СОЦИОЛОГ ДЛЯ ОБЩЕСТВА И СЕБЯ САМОГО Римский Владимир Львович (Фонд ИНДЕМ, Москва) Что значит иметь мнение? Следует согласиться

Подробнее

I. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ И ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ОСОБЕННОСТИ КОНВЕРГЕНЦИИ РАЗЛИЧНЫХ СФЕР МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Л. К. Лободенко, В. Н. Максимова

Подробнее

Социальные проблемы Курс Социальная политика П.В.Романов Подходы к пониманию социальных проблем Традиционные (функционализм) Конструкционизм Традиционные подходы к социальным проблемам Социальные проблемы

Подробнее

Учебно-методические материалы по дисциплине «Связи с общественностью в органах власти и бизнесе» Список тем докладов и сообщений по дисциплине «Связи с общественностью в органах власти и бизнесе» 1. Основные

Подробнее

ВВЕДЕНИЕ Информационное пространство современного общества Современную эпоху характеризует расширяющееся социокультурное пространство средств массовой коммуникации, отличающееся культурной всеохватностью,

Подробнее

Хроника Российских выборов. Начало 2000- ых.истина фантомное качество прессы. В полемике в Европейский институт средств массовой информации (ЕИСМИ) некоммерческая, негосударственная исследовательская организация,

Подробнее

УДК 316.774:654.1 КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВЫПУСКОВ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ Дудка А.Н. Научный руководитель доцент Шестаков В.Н. Сибирский федеральный университет, г. Красноярск Тема нашей работы является

Подробнее

5. Методические указания по подготовке к семинарским, практическим или лабораторным занятиям На практических занятиях изучаются наиболее важные и сложные темы учебного курса. Каждое семинарское занятие

Подробнее

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Логинова Ю.Е. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал Шуя, Россия THE INFLUENCE OF MASS -MEDIA

Подробнее

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ: РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Материалы

Подробнее

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ «МАЛЕНЬКИХ» ТЕЛЕКОМПАНИЙ Видная О.Е., Зайцева Г.С. Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина olga0871@mail.ru Современный этап развития телевизионный коммуникации дает

Подробнее

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СМИ Черчес Т.Е. к.пс.н., доцент В настоящее время развивается совершенно новый тип культуры, ориентиры в которой меняются стремительно

Подробнее

Социологические науки СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Кутолина Дарья Вячеславовна студентка Захарова Александра Владимировна старший преподаватель ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет»

Подробнее

УДК 81 СУБЪЕКТИВНЫЕ ДЕФИНИЦИИ СЛОВА РАССТОЯНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ФРАГМЕНТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА А.В. Гребенников Аспирант кафедры английской филологии e-mail: alexgreb2012@gmail.com

Подробнее

Международный издательский центр «Этносоциум» Сулейманова Ш.С. Рябова Е.Л. ИНФОРМАЦИЯ В XXI ВЕКЕ: РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ Москва 2018 УДК 342.9 ББК 67 ISBN 978-5-9908483-3-7 Рецензенты: Медведев Николай Павлович,

Подробнее

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры Исполнительный совет ex Сто семьдесят пятая сессия 175 EX/18 ПАРИЖ, 1 cентября 2006 г. Оригинал: английский Пункт 17 предварительной

Подробнее

62 С.В. Ануфриенко Медиатизация политики и политизация медиа Расширение влияния медиа является объективной закономерностью современности в ее внутри- и межгосударственных проекциях. Участие медиа приобретает

Подробнее

410 Дорошенко А.А., студент Научный руководитель Мицкевич Ю.В. ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В век информационных технологий особая роль отводится рекламным коммуникациям,

Подробнее

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА Спецкурс Бережная Марина Александровна, доктор филологических наук, профессор Кафедра телерадиожурналистики Журналистика, очная форма, 3 курс 5 семестр 2016-2017уч. г. В процессе

Подробнее

Баталыгина Юлия Александровна Batalygina Yulia «СМИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО И МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» «MASS MEDIA AS A FACTOR OF RELIGIOUS AND MORAL CONSCIOUSNESS FORMATION

Подробнее

Е.А. Сорокоумова САМОПОЗНАНИЕ В ПРОЦНССЕ ОБОГАЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ В статье рассматриваются инновационные подходы к обогащению сознания субъектов учебной деятельности (учителя и учащиеся) в процессе их самопознания.

Подробнее

УДК 070.22 + 659.44 + 159.9 СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО МИФОТВОРЧЕСТВА В МАССОВЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ В.П. Васильева В статье описаны результаты исследования специфики социального мифотворчества в массовых печатных

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Психология» Класс: 10-11 Срок реализации программы: года (018-00 гг.) Составители рабочей программы: Е.В. Реморенко, Е.М. Орлова Москва 018 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Подробнее

Тема лекции: Общение как фактор развития личности Основные понятия: общение, функции и средства общения, правила эффективного общения Опорная (структурно-логическая) схема содержания учебного материала

Подробнее

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ БИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ КАК ФАКТОР ДИНАМИЧНОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ к.э.н. Матвеева О.Б. Чиркова В.Ю. Оренбургский филиал ИЭ УрО РАН к.т.н. Коровин Ю.И. Оренбургский государственный

Подробнее

УДК 81 23:070 МОДЕЛЬ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СПОРТИВНОГО РЕПОРТАЖА РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА МОЛОДЕЖНУЮ АУДИТОРИЮ (НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНОГО РЕПОРТАЖА БАШКИРСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ) Э.Г. Никитина Кандидат филологических

Подробнее

Ю.А.Нисневич, доктор политических наук, директор Института проблем либерального развития, профессор РУДН и ГУ-ВШЭ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО

Подробнее

Л.А. Кравцова Формирование эффективной организационной культуры в органах местного самоуправления С целью определения современного состояния организационной культуры в органах местного самоуправления и

Подробнее

Рожкова A.B. Калужский государственный университет им.к. Э. Циолковского, Калуга, Россия ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТЯХ И ПРАКТИКАХ ГРАЖДАНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙЦЕВ И РОССИЯН)

Подробнее

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Томский политехнический университет» Утверждаю Декан ГФ ТПУ В.Г.Рубанов » » 2004г.

Подробнее

Введение За время существования российского государства нет поколения, которое являлось бы очевидцем военных действий. У каждого поколения война своя, со своими потрясениями, оставившими глубокий след

Подробнее

А. Мельник Оценка эффективности деятельности некоммерческих организаций Проблема оценки эффективности деятельности отечественных НКО практически не разработана. Об оценке эффективности в нашей стране только

Подробнее

ПЕДАГОГИКА Белова Елена Геннадьевна учитель математики Болдырева Анна Владимировна учитель истории и обществознания Некипелова Светлана Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 8» г. Астрахань,

Подробнее

1. Цель профессионально-творческой практики Целью профессионально-творческой практики является приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по избранному направлению профессионально-творческой

Подробнее

МАРКЕТИНГ-ТЕХНОЛОГИИ. КОММУНИКАТИВНАЯ ПОЛИТИКА Павленко И.Н. ГАОУ ВО ТО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» Тюмень, Россия MARKETING TECHNOLOGY. COMMUNICATION POLICY

Подробнее

Жаворонков, Александр Васильевич. Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967-2004 годы / Александр Жаворонков. Москва : Вершина, 2007. 576 с.: ил., табл. — ISBN 5-9626-0268-4.

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Южно-Уральский государственный университет ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ 454080, г. Челябинск, Пр. Ленина, 76, к.237. Тел., факс: (351) 267-90-29 ОТЗЫВ официального

Подробнее

Теория установления повестки дня

Библиографическая ссылка на статью:
Федорова Е.Д. Теория установления повестки дня // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/05/23985 (дата обращения: 28.03.2021).

 «Новости – это рамка, которая придает миру определенные очертания».

Gaye Tuchman, 1978

Мир современного человека удивительно богат информацией. Порой она рождается моментально, практически из ничего и растет в геометрической прогрессии.

Складывается ощущение, что «недвижный кто-то, черный кто-то» забыл или намеренно не захотел произнести магическую фразу: «Горшочек не вари!».

И информация, как каша из волшебной глиняной посуды братьев Гримм, заполонила комнаты, дома, квартиры, улицы, даже воздух. Большинство людей буквально дышит информацией.

Многие характеризуют себя, так скажем, независимыми новостными «эмансипе». Мы намеренно употребили броское французское существительное, чтобы наглядно продемонстрировать, как похожи сегодняшние новостные «фрики» на обретших некогда свободу представительниц прекрасного пола.

Безусловно, современная система СМИ, допустим, в России позволяет людям рефлексировать над той информацией, которую они получают. Она совершенно не поддается сравнению с ужесточено вертикальными СМИ тоталитарного советского режима. Однако значительная часть населения вовсе не догадывается о том, что их мысли текут по заведомо выкопанному руслу.

Читайте также:  Нужно ли заключать трудовой договор с председателем правления ТСН?

Подобный феномен объясняет теория повестки дня («agenda-setting»).

Термин «повестка дня», или «agenda», обозначает сводку новостей, актуальных на данный момент времени. С научной точки зрения, повестка дня характеризуется как совокупность продуктов масс-медиа, убеждающая людей считать события или явления, с которыми те познакомились при помощи прессы, телевидения, Интернета, более значимыми, чем другие.

Первопроходцем, человеком, раньше всех наметившим идею вышеуказанной теории, является Уолтер Липпман.

Именно он констатировал факт о том, что СМИ, хотя и не влияют на аудиторию «прямолинейно» (во что свято верили исследователи масс-медиа до начала 40-х годов XX века), но создают «образ внешнего мира», рисуя в головах индивидов (а не простреливая их) определенные стереотипические «картинки» [1].

Более поздних исследователей медиа-пространства Максвелла МакКомбса (McCombs) и Дональда Шоу (Show), оценивавших когнитивные эффекты воздействия прессы, заинтересовала гипотеза Липпмана. Подойдя к неразрешенному вопросу эмпирически, ученые обобщили результаты в десяти постулатах своей книги.

Само же исследование было тесно связано с политикой и базировалось на сравнении важности тех или иных социальных проблем (выдвинувшихся по случаю выборов президента) в глазах населения и прессы.

Оказалось, что несмотря на наличие несоответствий во мнениях людей и масс-медиа касательно социальных проблем, приоритетность последних совпадала буквально с точностью до единицы. То, какое внимание и в какой степени масс-медиа уделяли тем или иным проблемам избирательной кампании, отражалось во мнениях людей прямо пропорциональным образом.

Именно это и натолкнуло ученых на мысль о возможности массовых коммуникаций формировать в сознании человека определенные рамки, а Б. Коэна высказать самую рейтинговую и цитируемую в научных трудах фразу о том, что пресса, «возможно, не очень преуспела в том, чтобы указать людям, что именно думать, но она удивительно успешна в указании своим читателям на то, о чем думать». Ключевыми здесь являются местоимения «что» и «о чем», идеально демонстрирующим отличие теории повестки дня от теорий пропаганды и трудов Г. Лассуэла.

  • Обратимся теперь к тем положениям, на которых построена теория повестки дня. Из десяти постулатов исследователи Лоуэри и Дефлер выделили пять самых ярких и основополагающих:
  • 1)      Характеристика формирования повестки дня.
  • 2)      Источники получения информации, способствующие генерированию персональной повестки дня.
  • 3)      Временная грань формирования повестки дня.
  • 4)      Степень способствования личностных характеристик организации повестки дня.
  • 5)      Роль политических механизмов в генерировании повестки дня.

Алла Черных в своей работе «Мир современных медиа» говорит: «то, что мы получаем в качестве новости, — результат тщательного отбора и решения, принимаемого в процессе создания информационного продукта, реальным ограничителем которого выступают фиксированные объемы газетных площадей и экранного времени, диктующие размер места, отводимого каждой конкретной теме» [2]. Процесс формирования повестки дня начинается именно с детального отбора новостей и резолюции о том, что войдет в палитру для будущих рисунков, а что останется за кадром, продуцируя таким образом фальсифицированную реальность происходящего. Этот аспект моментально заставляет вспомнить и подкрепляется одной из операциональных теорий МК – «Гейткипингом» или «Гейткипингом в медиа». Первым термин «gatekeeper» (буквально, «страж ворот») ввел в науку психолог Курт Левин, после чего его использовал Г. Лассуэл. Привратниками в медиа выступают бесчисленные редакторы, модераторы, операторы, провайдеры, правительство, веб-мастеры и даже сами пользователи СМК. Именно они «перекрывают кислород» одним новостям, за счет чего пускают в массы те известия, из которых по расчетам должна сформироваться повестка дня. Блокирование одних новостей и активное внедрение других более всего способствует созданию фрейма. Для примера, представим себе некоего господина N, пользующегося одним из модных на данный момент СМИ – «The Village», и не берущего во внимания другие источники информирования. Так как в интернет-издании доминирующими являются мягкие и запланированные новости (по классификации новостей),  N скорее будет озадачен выбором одного из двух новых ресторанов с уютными креслами, арт-дизайном и миндальными круассанами, чем взрывом в Анкаре. И совсем не обязательно считать господина N аполитичной бездушной незаинтересованной амебой. Он ведь даже не представлял о взрыве, разглядывая фото круассанов. Утрируя, можно заключить, что N стал «жертвой» определенной группы заинтересованных лиц, адаптируя информацию и преследуя тем самым свои экономические, политические, социальные интересы.

Теперь обратимся к источникам, из которых люди черпают информацию, наполняя сосуды своих будущих повесток. Мы уже упомянули об СМК как основном осведомителе населения. Здесь же необходимо дополнить, что в большинстве своем информационные источники избегают категоричных оценок того или иного события, происшествия, явления.

Они не делят новости на черные и белые, пытаясь максимально отойти от, возможно, раскрывающих их карты аналитики. Цель заключается в том, чтобы предложить новость, для которой начинку (горькую, сладкую, кислую или соленую) покупатель выбирает самостоятельно. Кроме замалчивания и ухода от авторской рефлексии, создатели источников используют прием активного внедрения сообщения.

Сейчас, буквально в каждой Интернет-статье возможно помимо основного текста новости встретиться с тремя-четырьмя ссылками на похожую информацию, предыдущие события или свежие прогнозы, уводящие читателя по цепочке вдаль, когнитивно конструирующие тем самым его социальную реальность.

Здесь же допустимо вспомнить о «боте», созданном общественно-политическим сетевым изданием, «Медузой», отправляющем новости в сети «Telegram Messenger». В итоге у подписавшихся на информирование образуется диалог (монолог, по сути) с тысячью известей, о которых приходят оповещения каждые полчаса.

Кроме того, «Медуза» с помощь всплывающих иконок на компьютере/планшете/смартфоне информирует пользователей о так называемых «breaking news». Стоит не забывать, посты интернет-издания содержатся также и в новостной ленте «ВКонтакте», совершенно не оставляя возможности любителям «Медузы» о ней запамятовать.

Agenda-setting theory

Постановка повестки дня описывает «способность (средств массовой информации ) влиять на важность, придаваемую темам общественной повестки дня ». Постановка повестки дня — это манипулирование общественным сознанием и вниманием к важным вопросам со стороны средств массовой информации.

Изучение установления повестки дня описывает способы, которыми СМИ пытаются влиять на зрителей, и устанавливает иерархию распространенности новостей. Страны с большей политической властью получают больше внимания в СМИ.

Формирование повестки дня СМИ определяется их предвзятостью в отношении таких вещей, как политика , экономика, культура и т. Д. Эволюция компонентов установления повестки дня и невмешательства в коммуникационные исследования способствовала быстрому росту и расширению этих перспектив.

Постановка повестки дня состоит из этапов, которые должны быть в определенном порядке, чтобы добиться успеха.

История

Теория установления повестки дня была формально разработана Максом Маккомбсом и Дональдом Шоу в исследовании президентских выборов 1968 года в США . Постановка повестки дня — это теория социальных наук; он также пытается делать прогнозы.

Теория также предполагает, что СМИ имеют большое влияние на свою аудиторию, внушая им то, о чем они должны думать, а не то, что они думают на самом деле .

То есть, если новость освещается часто и на видном месте, аудитория будет рассматривать этот вопрос как более важный.

Раннее исследование

История изучения установления повестки дня восходит к первой главе книги Вальтера Липпмана 1922 года « Общественное мнение» .

В этой главе « Внешний мир и картины в наших головах » Липпманн утверждает, что средства массовой информации являются основной связью между событиями в мире и образами в сознании публики. Не используя термин «установление повестки дня», Вальтер Липпманн писал о том, что мы сегодня назвали бы «установлением повестки дня».

Вслед за Липпманном в 1963 году Бернард Коэн заметил, что пресса «может быть не всегда успешна в том, чтобы говорить людям, о чем думать, но она потрясающе успешна в том, чтобы указывать своим читателям, о чем думать. Мир будет выглядеть по-разному для разных людей.

, — продолжает Коэн, — в зависимости от карты, нарисованной для них писателями, редакторами и издателями газеты, которую они читают ». Еще в 1960-х Коэн высказал идею, которая позже привела к формализации теории установления повестки дня Маккомбсом и Шоу.

Истории, имеющие наибольшее влияние на формирование повестки дня, как правило, связаны с конфликтами, терроризмом, преступностью и проблемами наркотиков в Соединенных Штатах. Те, которые не включают или не вовлекают Соединенные Штаты и политику, негативно ассоциируются с общественным мнением. В свою очередь, беспокойства меньше.

Хотя Максвелл МакКомбс уже проявил некоторый интерес к этой области, он познакомился с работой Коэна, когда работал преподавателем в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе , и именно работа Коэна оказала сильное влияние на него, а затем и на Дональда Шоу.

Концепция установления повестки дня была выдвинута Маккомбсом и Шоу во время президентских выборов 1968 года в Чапел-Хилл, Северная Каролина. Они изучили идею Липпмана о построении картинок в наших головах, сравнив вопросы в повестке дня СМИ с ключевыми вопросами в повестке дня еще не определившихся избирателей.

Они обнаружили доказательства установления повестки дня, определив, что значимость повестки дня новостей сильно коррелирует с повесткой дня избирателей. МакКомбс и Шоу были первыми, кто предоставил поле общения эмпирическим свидетельствам, продемонстрировавшим силу средств массовой информации и их влияние на общественную повестку дня.

Эмпирические данные также принесли этой теории доверие среди других социальных научных теорий.

Относительно неизвестный ученый по имени Дж. Рэй Фанкхаузер провел исследование, очень похожее на исследование Маккомбса и Шоу, примерно в то же время, когда авторы формализовали теорию. Все три ученых — Маккомбс, Шоу и Фанкхаузер — даже представили свои выводы на одной и той же научной конференции.

Читайте также:  Может ли УО ликвидировать недостатки ОИ, если гарантийный срок на МКД не истек?

Статья Фанкхаузера была опубликована позже, чем статья МакКомбса и Шоу, и Фанкхаузер не получил такого большого признания, как МакКомбс и Шоу, за открытие установки повестки дня. По словам Эверетта Роджерса , для этого есть две основные причины. Во-первых, Функхаузер официально не назвал теорию.

Во-вторых, Фанкхаузер не стал проводить свои исследования намного дольше, чем была написана первоначальная статья.

Роджерс также предполагает, что Фанкхаузер был географически изолирован в Стэнфорде , отрезанным от заинтересованных исследователей, тогда как Маккомбс и Шоу заинтересовали других людей исследованиями, определяющими повестку дня.

Развитие «теории постановки повестки дня»

В «исследовании Чапел-Хилл» 1968 года Маккомбс и Шоу продемонстрировали сильный коэффициент корреляции (r> 0,9) между тем, что 100 жителей Чапел-Хилл, штат Северная Каролина, считали наиболее важной проблемой выборов, и тем, что сообщали местные и национальные средства массовой информации. самый главный вопрос.

Сравнивая значимость проблем в новостном контенте с восприятием общественностью наиболее важного вопроса о выборах, МакКомбс и Шоу смогли определить степень, в которой СМИ определяют общественное мнение .

Со времени исследования 1968 года, опубликованного в выпуске Public Opinion Quarterly за 1972 год , было опубликовано более 400 исследований, посвященных функции СМИ , определяющих повестку дня , и эта теория по-прежнему считается актуальной.

3 модели установления повестки дня

Существуют следующие 3 модели анализа «эффекта установления повестки дня» :

  1. «Модель осведомленности»
  2. «Модель приоритетов»
  3. «Модель заметности»

В исследовании влияния определения повестки дня сравнивается значимость вопросов в новостном контенте с общественным восприятием наиболее важного вопроса, а затем анализируется степень влияния со стороны СМИ. Макс МакКомбс предлагает три модели: «модель осведомленности» , «модель приоритетов» и «модель значимости» . Большинство исследований сосредоточено на этих трех моделях.

У разных СМИ разный потенциал для определения повестки дня. С точки зрения определения повестки дня, анализ взаимосвязи между традиционными медиа и новыми виртуальными пространствами набирает обороты. Одним из наиболее важных аспектов концепции роли массовой коммуникации, определяющей повестку дня, являются временные рамки этого явления.

Большинство исследований по определению повестки дня основаны на следующем:

  1. пресса и СМИ не отражают действительность; они фильтруют и формируют его;
  2. концентрация средств массовой информации на нескольких проблемах и темах приводит к тому, что общественность воспринимает эти вопросы как более важные, чем другие вопросы.

3 типа определения повестки дня: лица, определяющие политику, СМИ и аудитория

Исследования показывают, что повестка дня СМИ, повестка дня аудитории и политическая повестка влияют на постановку повестки дня, как описано в следующем разделе. Роджерс и Диринг описывают, как следующие типы установления повестки дня ( зависимая переменная в исследовании) зависят от других факторов:

  1. «Установление политической повестки дня» или « Постановка политической повестки дня » : эта модель исследования фокусируется на том, как на повестку дня элитных политиков влияют другие факторы, т.е. повестка дня политиков рассматривается как зависимая переменная.
  2. «Формирование повестки дня СМИ» или « Построение повестки дня » : эта модель исследования фокусируется на том, как на повестку дня СМИ влияют другие факторы, т.е. повестка дня СМИ рассматривается как зависимая переменная.
  3. «Формирование повестки дня общественности / аудитории» , эта модель исследования, которая также является традиционной гипотезой, фокусируется на том, как на повестку дня аудитории или общественности влияют другие факторы, такие как личные, религиозные и культурные ценности , т.е. общественная повестка дня рассматривается как зависимая переменная.

Исследования показали, что то, что СМИ решают разоблачить, коррелирует с их взглядами на такие вещи, как политика, экономика и культура. Помимо предвзятости, другие критики средств массовой информации заявляют, что новости в Соединенных Штатах стали формой развлечения.

Вместо того, чтобы предоставлять общественности необходимую информацию, журналисты стремятся удовлетворить аппетит публики к шокирующим и сенсационным заголовкам. Страны, которые, как правило, обладают большей политической властью, с большей вероятностью будут освещаться средствами массовой информации.

Финансовые ресурсы, технологии, внешняя торговля и деньги, потраченные на вооруженные силы, могут быть одними из основных факторов, объясняющих неравенство в охвате.

Исследования в области массовых коммуникаций, как утверждают Роджерс и Деринг, в значительной степени сосредоточены на «установлении общественной повестки дня» (например, McCombs and Shaw, 1972) и «постановке повестки дня для СМИ» , но в значительной степени игнорируют «постановку политической повестки дня » , которую политологи . Таким образом, авторы предлагают исследователям массовых коммуникаций уделять больше внимания тому, как средства массовой информации и общественные программы могут повлиять на повестки дня элитных политиков (т. Е. Ученые должны спросить, откуда президент или члены Конгресса США получают свои новости и как это влияет на их политику). . В 2006 году Уолгрейв и Ван Элст приняли предложения Роджерса и Диринга, создав предварительную теорию определения политической повестки дня, в которой исследуются факторы, которые могут повлиять на повестку дня элитных политиков.

Процесс установления повестки дня (известный как доступность)

Постановка повестки дня происходит посредством когнитивного процесса, известного как «доступность» . Доступность означает, что чем чаще и заметнее освещается проблема в средствах массовой информации, тем больше примеров этой проблемы становится доступным в памяти аудитории.

Когда респондентов спрашивают, какая самая важная проблема, с которой сталкивается страна, они отвечают, запомнив наиболее доступный выпуск новостей, который, как правило, является вопросом, на котором средства массовой информации сосредоточены больше всего.

Эффект установления повестки дня не является результатом получения одного или нескольких сообщений, а является результатом совокупного воздействия очень большого количества сообщений, каждое из которых имеет разное содержание, но все они касаются одной и той же общей проблемы.

Освещение в СМИ в целом и формирование повестки дня в частности также оказывает сильное влияние на то, что люди думают о том, что думают другие люди, и, следовательно, они склонны придавать большее значение вопросам, широко освещаемым в СМИ. Это также называется теорией схем .

В психологии и когнитивной науке схема (схемы или схемы множественного числа) описывает образец мышления или поведения, который организует категории информации и отношения между ними.

Сравнение определения повестки дня с формированием политической повестки дня

По мере того, как все больше ученых публиковали статьи о теориях установления повестки дня, становилось очевидным, что в этом процессе участвует не только активная роль СМИ, но и участие общественности и политиков.

Роджерс и Диринг описали разницу между установлением повестки дня и построением повестки дня, основанной на доминирующей роли СМИ или общественности.

Таким образом, «установление» повестки дня относится к влиянию повестки дня СМИ на общество, переносу повестки дня СМИ к общественной повестке дня, в то время как «построение» повестки дня включает «некоторую степень взаимности» между СМИ и обществом, когда как СМИ, так и общественные программы влияют на государственную политику.

По мнению Сун Ён Ли и Дэниэла Риффа, теория построения повестки дня предполагает, что СМИ не действуют в вакууме. Повестка дня СМИ на самом деле является результатом влияния, которое оказывают определенные влиятельные группы в качестве тонкой формы социального контроля.

Журналисты имеют ограниченное время и ограниченные ресурсы, которые могут способствовать вовлечению внешних источников в процесс контроля СМИ, и некоторые ученые попытались выявить определенные взаимосвязи между источниками информации и повесткой дня, составленной СМИ, исследуя, кто формирует повестку дня СМИ. .

Существует множество источников, которые могут участвовать в этом процессе формирования повестки дня различными способами, но исследователи больше всего интересовались эффективностью информационных средств, таких как комплекты материалов для СМИ и пресс-релизы, в повестке дня средств массовой информации, и это мера успех усилий организаций по связям с общественностью.

Берковиц реализовал более детальный анализ теорий установления повестки дня и построения повестки дня, введя термины «определение политической повестки дня» и «построение политической повестки дня».

Он утверждает, что, когда ученые исследуют только связь между СМИ и политиками, все еще уместно использовать понятие определения политической повестки дня.

Однако, когда акцент делается не только на личных программах политиков, но и на более широких проблемах, когда СМИ представляют собой лишь один из индикаторов общественного мнения, Берковиц предлагает говорить о формировании политической повестки дня.

Построение повестки дня

Перспектива построения повестки дня придает важность не только средствам массовой информации и политикам, но и социальным процессам, взаимозависимым отношениям между проблемами, возникающими в социальной среде, и жизнеспособностью правительственного процесса.

Таким образом, согласно Коббу и Элдеру, структура построения повестки дня допускает продолжающееся массовое участие и расширяет диапазон признанных влияний на процесс выработки государственной политики.

Хотя у общественности есть место в списке людей, которые могут повлиять на повестку дня СМИ, не считается, что она сильно влияет на повестку дня СМИ.

Кажется более правильным утверждать, что, когда журналисты обращаются к своим собственным интересам в поисках идей для сюжетов, они на самом деле пытаются предсказать потребности своей аудитории.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *