Выпадающие доходы. Что мы знаем о них?

Выпадающие доходы. Что мы знаем о них?

Эта статья даст ответы на вопросы, что такое выпадающие доходы в ЖКХ, как управляющие компании производят их налогообложение, а также как выстраивается учетная политика.

Основные понятия, определения, термины

Выпадающие доходы в жилищно-коммунальном хозяйстве представляют собой средства, полученные в рамках льгот по оплате коммунальных услуг. Это своего рода компенсационные льготы, предоставленные бюджетами разных уровней.

Выпадающие доходы — это профит, недополученный частным или юридическим лицом по вине граждан, государства или компании.

В качестве примера можно привести прекращение электроснабжения по желанию потребителя. Так продавец энергии получает выпадающие доходы, связанные с потерей выручки по тарифам.

Выпадающие доходы (ВД) присутствуют не только в сфере жилищного хозяйства. Существует специальное возмещение ВД, посредством которого можно вернуть определенную часть недополученной выгоды. Так происходит в некоторых специфических ситуациях, а выплаты производятся за счет бюджета.

Выпадающие доходы. Что мы знаем о них?Государственные или частные организации производят возмещение прибыли, используя особый учет. Предварительно заключается соглашение для выполнения расчетов по счету 86. Документ разрабатывается по уникальному шаблону с прописывание набора учетных разрезов.

По особому принципу возмещаются выпадающие доходы на приобретение транспортного средства.

В 2015 году финансовые организации, выдающие гражданам потребительские кредиты на покупку автомобилей, получали от Правительства субсидии на возмещение ВД. Эти выплаты направлялись на поддержку отечественной автомобильной промышленности. В эти годы отрасль считалась упадочной из-за кризиса в стране.

Программа действовала для кредитов, взятых гражданами на покупку транспортного средства стоимостью не более 600 тысяч рублей.

Особенности правового регулирования

Для понимания сути выпадающих доходов необходимо разобраться в специфике отношений сторон, между которыми возникают эти обязательства.

Между органами власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и организациями, предоставляющими услуги гражданам льготных категорий, возникают отношения. Относительно выпадающих доходов эти отношения регламентируются п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Льготы имеют особый правовой статус, поэтому облагаются налогами по особым правилам. Налогообложение ВД в сфере ЖКХ регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ.

Выпадающие доходы. Что мы знаем о них?Порядок расчета налогов определяется следующими нюансами:

  • организационно-правовой формой организации, предоставляющей услуги на льготных основаниях;
  • уровнем бюджетной системы, предоставляющей право на льготу.

В плане взыскания налогов прибылью считается экономическая выгода, которая была получена в натуральном или денежном эквиваленте и учитывается в случае возможности ее оценки.

Политика государства выстроена таким образом, что бремя расходов по услугам должны нести граждане, которые их получают. Для отдельных категорий граждан такое бремя является непосильным. Поэтому власти вводят ограничения на рост тарифов и цен по отдельным видам услуг и товаров.

Это делается еще и для того, чтобы ограничить аппетиты монополистов — поставщиков услуг. Государственное регулирование цен обозначено в п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ.

Основы этой правовой нормы заложены также в ряде федеральных законов, в частности:

  • в Указе Президента РФ № 221 от 28 февраля 1995 года;
  • Постановлении Правительства РФ № 239.

Эти нормы действуют и в 2021 году. Получении субсидий из бюджетов разных уровней позволяет предприятиям сдерживать рост цен на товары и услуги, которые могут контролироваться на государственном уровне, так как часть этих услуг оплачивается из казны.

Механизм возмещения выпадающих доходов государством

Выпадающие доходы. Что мы знаем о них?Выпадающие доходы, возмещаемые ресурсоснабжающими и жилищными организациями, регулируются в особом порядке. Но кто их считает? Возмещение производят специальные центры жилищных субсидий.

Компенсацию получают лица, определенные распоряжением руководства конкретного региона. Льготы предоставляются только на одно жилое помещение. В основе расчетов лежат тарифы и ставки, которые используются для расчета услуг ЖКХ.

Если расчет производит жилищная организация, то она сама предоставляет потребителям льготы. Начисления вносятся в расчетные документы. Компенсация производится за счет бюджетных средств, а выплаты проводятся через городской центр жилищных субсидий.

ЖКХ, получающие выплаты из этих центров, все полученные средства учитывают в виде целевых сборов и доходов.

Предоставлять и начислять расчет по льготным основаниям могут также ресурсоснабжающие организации. Причем выпадающие доходы им возмещаются по такой же схеме, а средства направляются из городского центра жилищных субсидий.

Особенности расчета выпадающих доходов

Правила о том, как рассчитать выпадающие доходы, определены приказом Министерства финансов РФ № 209Н от 16 ноября 2016 года. В Приказе Минфина № 65Н от 1 июля 2013 года обозначены операции по списанию сумм начисленных доходов, а также неустоек, штрафов, пеней.

Выпадающим доходом считается также уменьшение суммы начисленного административного штрафа. Это исходит из позиций ч. 1.3. ст. 32.2 КоАП РФ от 18 апреля 2016 года.

На счет выпадающих доходов относятся суммы при соблюдении следующих условий:

    Выпадающие доходы. Что мы знаем о них?

  • доходы начислены по установленным правилам и по оформленным документам;
  • операции не связаны с исправлением ошибок и отражают самостоятельный факт хозяйственной жизни;
  • размер доходов уменьшается в силу выполнения условий, определенных на законодательном уровне;
  • если заранее определить размер ВП не представляется возможным, он рассчитывается в процессе деятельности.

Особенности начисления компенсации выпадающих доходов

В отношении потребителей термин «выпадающие доходы» не применяется. Он используется больше при работе с ресурсоснабжающими организациями при возмещении недополученных доходов. Для граждан применяется компенсация части оплаты за услуги.

Минстроем и ЖКХ определено, что тарифы для ресурсоснабжающих организаций на коммунальные ресурсы устанавливаются приказами региональных энергетических комиссий.

Они утверждаются не для районов и городов, а для конкретных организаций коммунального комплекса, которые оказывают услуги подачи ресурсов.

Рост тарифов обусловлен следующими причинами:

  • увеличением транспортных расходов;
  • инфляционными процессами;
  • подорожанием ГСМ, энергоресурсов.
  • В соответствии с требованиями жилищного законодательства увеличение размера платы за коммунальные платежи, вносимые гражданами на счет ресурсоснабжающих организаций, выше предельных индексов не допускается.
  • Предельный индекс утверждается в целом по комплексу коммунальных услуг, изменение оплаты по каждому виду услуг не учитывается.
  • Выпадающие доходы. Что мы знаем о них?В комплекс услуг включаются:
  • водоснабжение — горячее и холодное;
  • водоотведение;
  • газоснабжение;
  • энергоснабжение;
  • поставки бытового газа в баллонах.

Если в совокупности объем расходов на оплату услуг ЖКХ превышает предельно установленный индекс, производится компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям.

Выпадающие доходы как потери в сфере теплоснабжения

Определение величины тарифа в энергетической отрасли является детально регулируемым в законодательстве процессом. Сбор сведений, произведение расчетов, утверждение тарифа осуществляется в порядке, установленном на государственном уровне. Процесс производится ежегодно.

Энергоснабжающие организации являются коммерческими предприятиями, целью которых является получение доходов от своего рода деятельности.

Энергетическое хозяйство требует постоянного поддержания его в рабочем состоянии для круглосуточного функционирования, в том числе в аварийном режиме. Все эти процедуры требуют регулярных затрат.

Существуют потребители, интересы которых защищает государство. Поэтому расчеты соотносятся с возможностью населения оплачивать потребляемую энергию.

В указанной ситуации возникают выпадающие доходы теплоснабжающих организаций, то есть недополученная прибыль, но соотносимая с рыночными реалиями.

Порядок расчета выпадающих доходов в электроэнергетике

Выпадающие доходы. Что мы знаем о них?

Возмещение осуществляется за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Их используют сетевые организации, Федеральная служба по тарифам России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов.

Состав и расчет выпадающих доходов производит сетевая организация, несущая указанные расходы. Утверждение их размера производится уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов. Это связано с проведением технологического присоединения к электросетям.

Расчет размера расходов на выполнение оргмероприятий и процессов «последней мили», связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт.

Расходы могут быть связаны с предоставлением беспроцентной рассрочки.

Правила расчета выпадающих доходов в сфере водоснабжения

Стоимость услуг водоснабжения рассчитывается как произведение поставленного объема холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей на соответствующие тарифы без учета налога на добавленную стоимость.

Они утверждаются Комитетом по тарифам и ценовой политике или Распоряжением главы администрации. Возмещение выпадающих доходов водоснабжающих организаций производятся на основании соглашения, в котором предусмотрены расчеты по счету 86.

Документ составляется по заданному шаблону. В процессе учета прописывается набор учетных разрезов.

Заключение

Выпадающие доходы в сфере ЖКХ являются прибылью, недополученной человеком или фирмой по вине частных или юридических лиц. Выпадающие доходы применимы к определенным ситуациям. Выплаты по ним производятся за государственный счет.

Специфика и особенность возмещения выпадающих доходов

Выпадающие доходы представляют собой доходы, которые недополучаются человеком или фирмой по вине государства, граждан или какой-либо компании.

В качестве примера можно привести ситуацию, связанную с электроэнергетикой – в связи с прекращением электроснабжения определенного объекта по желанию потребителя, продавец электроэнергии имеет выпадающие доходы от потери выручки по тарифу.

Выпадающие доходы могут присутствовать в совершенно разных сферах деятельности, причем существует специальное возмещение выпадающих доходов, с помощью которого можно вернуть определённую часть недополученных средств. Однако это применимо только к некоторым специфическим ситуациям, а выплаты осуществляются за счет бюджетных средств.

Организации, которые могут быть государственными или частными, осуществляющие возмещение данных доходов, должны осуществлять их правильный учет. Изначально заключается договор, чтобы выполнить расчеты по счету 86, причем данный документ должен составляться по уникальному и проработанному шаблону, а во время учета нужно прописывать набор учетных разрезов.

Следует особенно выделить возмещение выпадающих доходов, выданных на приобретение автомобиля. В 2015 году кредитные организации, которые выдают средства гражданам на приобретение автомобилей, могут получить от Правительства субсидии на возмещение выпадающих доходов по этим кредитам.

Данные выплаты направлены на поддержание отечественной автомобильной промышленности, которая находится в упадке в связи с кризисной ситуации в стране. Программа действует для кредитов, которые берутся гражданами с целью приобрести автомобиль, стоимость которого не превышает 600 тыс.

рублей.

Механизм возмещения выпадающих доходов государством

Механизм возмещения выпадающих доходов на покупку автомобилей был запущен 1 июля 2013 года, причем выдано на эти цели уже больше 0,4 млрд. рублей.

Специалисты утверждают, что эта программа возмещения доходов приведет к тому, что в бюджете существенно увеличится доходная часть, а также будет наблюдаться рост количества купленных отечественных автомобилей.

Читайте также:  Нужно вносить суммы по всем домам в целом или по каждому дому в отдельности?

Кредитные организации так же будут действовать нацелено на увеличение автомобильных кредитов.

Особой популярностью пользуются выпадающие доходы, которые возмещаются различным ресурсоснабжающим и жилищным организациям от предоставления ими льгот граждан по оплате коммунальных и иных услуг.

Возвещение осуществляется специальным центром жилищных субсидий выпадающих доходов, причем сами субсидии могут предоставляться только определенным категориям граждан, которые должны быть указные в распоряжении правительства конкретного города.

Льготы могут предоставляться людям только на одно жилое помещение, а в основе их расчета лежат ставки и тарифы, используемые для расчета коммунальных и иных услуг.

Если расчет осуществляется с помощью жилищной организации, то данные компании должны самостоятельно предоставлять своим клиентам льготы. Это осуществляется с помощью внесения начислений и льгот в расчетные документы.

Данные выпадающие расходы организаций компенсируются за счет бюджетных средств, причем выплаты осуществляются через ГЦЖС. Каждая жилищная организация, получающая выплаты от ГЦЖС, должна все полученные средства учитывать в виде доходов или целевых сборов.

Вместо жилищных организаций предоставлять льготы гражданам могут сами ресурсоснабжающие компании, причем им так же возмещаются выпадающие доходы, а средства получаются от ГЦЖС.

Выпадающие доходы. Что мы знаем о них?

Муниципалитет возместит выпадающие доходы

20 февраля 2015

ИНТЕЛЛЕКТ-С через суд взыскал с казны Североуральска компенсацию выпадающих доходов в пользу своего клиента – поставщика коммунальных услуг

Выпадающие доходы – понятие, которым обозначают разницу между полной стоимостью той или иной коммунальной услуги и тарифом на эту услугу, который установлен для населения. Муниципалитеты, как правило, компенсируют поставщикам коммунальных услуг выпадающие доходы, выделяя на это средства из городского бюджета.

Типичная ситуация в сфере возмещения выпадающих доходов сложилась и в Североуральске. Для ООО «Коммунальщик», которое занимается техническим содержанием и ремонтом лифтов, администрация города утвердила два тарифа на оплату услуг: экономически обоснованный и льготный (для населения).

Экономически обоснованный тариф был рассчитан самой администрацией и предусматривал полное возмещение исполнителю всех издержек, связанных с обслуживанием лифтов. Установленный муниципалитетом тариф для населения, конечно же, не покрывал всех расходов «Коммунальщика» на содержание лифтового хозяйства города.

А разницу между этими двумя тарифами городские власти обязались выплачивать подрядчику в форме субсидий из местного бюджета, о чем было заключено соглашение.

Однако впоследствии между сторонами соглашения возник спор об объемах компенсации выпадающих доходов за три месяца: декабрь 2013 года, январь и февраль 2014 года. Муниципалитет отказался выплачивать компенсацию за этот период по двум причинам.

Во-первых, городская администрация указала на то, что соглашением предусмотрен лимит на выплату компенсации в размере одного миллиона рублей в год, и к декабрю 2013 года эта сумма уже была перечислена исполнителю.

А во-вторых, соглашение на возмещение выпадающих доходов подписывалось только на 2013 год, в силу чего подрядчик, по мнению администрации города, не вправе требовать компенсации выпадающих доходов за два месяца 2014 года.

Выпадающие доходы. Что мы знаем о них?

Комолов Евгений ВикторовичВедущий юрист

Такая позиция властей вынудила ООО «Коммунальщик» обратиться в суд, чтобы защитить свои права. Интересы истца в суде представлял юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Евгений Комолов.

Решением Арбитражного суда Свердловской области исковые требования были удовлетворены в полном объеме: с администрации Североуральска были взысканы выпадающие доходы за три спорных месяца, а также проценты на случай неисполнения судебного акта с момента вступления в силу решения и до полной уплаты взысканной суммы.

Муниципалитет, не согласившись с таким решением, обратился с жалобой в апелляционный суд, и тот изменил решение суда первой инстанции. В компенсации выпадающих доходов за декабрь 2013 года истцу было отказано – в связи с исчерпанием лимита, установленного соглашением.

Кроме того, ссылаясь на письмо Минфина РФ от 16.09.2014 №08-04-06/3095, суд отказал истцу во взыскании процентов на случай неисполнения судебного акта.

Дело в том, что для исполнения судебных решений, которые обращают взыскание на средства местного бюджета, в Бюджетном кодексе РФ предусмотрен трехмесячный срок.

Суд же первой инстанции, вопреки этому положению, предоставил администрации города только один «беспроцентный» месяц для исполнения решения. Поэтому апелляция сделала вывод о недопустимости предварительного начисления процентов до истечения трехмесячного срока и отказала в их взыскании в целом.

В такой ситуации уже истцу пришлось обжаловать постановление апелляционного суда, что и было успешно сделано. Евгений Комолов, юрист ИНТЕЛЛЕКТ-С, защищавший интересы ООО «Коммунальщик», основал кассационную жалобу на следующих доводах.

Апелляционный суд фактически применил «двойной» подход к взысканию убытков (выпадающих доходов), имеющих одинаковую правовую природу. Отличие состоит лишь в периоде их формирования. Однако в компенсации выпадающих доходов за декабрь 2013 года апелляция отказала, а выпадающие доходы за январь и февраль 2014 года постановила полностью возместить.

Подобный подход не соответствовал статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ, которые предусматривают принцип полного возмещения убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, а также практике ВАС РФ по делам со схожими обстоятельствами.

Льготный тариф на содержание лифтового хозяйства для населения утверждается муниципалитетом, так же как и экономически обоснованный тариф, – напоминает Евгений Комолов, юрист ИНТЕЛЛЕКТ-С.

– Поэтому возникновение межтарифной разницы (выпадающих доходов) является прямым следствием реализации администрацией Североуральска своих полномочий по регулированию тарифов на коммунальные услуги.

А это, в свою очередь, влечет обязанность городских властей компенсировать обслуживающей организации такую межтарифную разницу.

Таким образом, установленный соглашением лимит на выплату субсидий не может служить основанием для отказа в возмещении выпадающих доходов, которые этот лимит превышают, если поставщик услуги доказал факт ее надлежащего оказания.

По поводу взыскания процентов на случай неисполнения судебного акта Евгений Комолов в кассационной жалобе отметил, что бюджетная система РФ действительно предусматривает трехмесячный срок исполнения судебных решений при обращении взыскания на средства бюджетов. Однако эта особенность не может являться основанием для освобождения от ответственности за неисполнение судебного акта.

Иной подход противоречил бы п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса РФ, который гласит: в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, муниципальные образования выступают на равных началах с другими участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

«На равных началах» означает, в том числе, равную степень гражданско-правовой ответственности. Из этого следует, что муниципалитет не обладает иммунитетом применительно к ответственности за неправомерное пользование чужими денежными средствами (ст.

395 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, постановление пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.04.2014 №22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта» не позволяет сделать указанные в упоминавшемся выше письме Минфина выводы о недопустимости взыскания с публично-правовых образований процентов на случай неисполнения судебных актов.

  • При этом необходимо отметить, что письмо Минфина РФ адресовано управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и не имеет для арбитражных судов обязательного характера – в отличие от постановлений пленума ВАС РФ, обязательных для всех арбитражных судов, в том числе, после упразднения ВАС.
  • Арбитражный суд Уральского округа, рассмотрев кассационную жалобу, изменил постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда: в пользу ООО «Коммунальщик» взысканы выпадающие доходы за все три спорных месяца, а также проценты на тот случай, если в течение трех месяцев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, муниципалитет не исполнит решение суда.
  • ЖКХ

Что такое выпадающие доходы?

  • Под этим термином принято понимать доходы, которые организация любой формы собственности, в том числе государственная, не получит вследствие обязанности по предоставлению льгот или скидок.
  • В широком смысле, выпадающими доходами является выручка, которая была недополучена компанией из-за действий граждан, государства или других организаций.
  • К выпадающим также относятся доходы организаций, которые в соответствии с законодательством РФ подлежат оплате со скидкой. Это могут быть, в частности:
  • денежные штрафы;
  • различные пени;
  • неустойки.

Это приводит к тому, что выручка компании уменьшается, и может не покрыть расходы компании.

Выпадающие доходы государственных организаций

Чаще всего бюджетные учреждения недополучают доходы в результате предоставления скидок.

Показательными примерами являются следующие:

  • при оплате пошлины за совершение различных действий на сайте Единого портала госуслуг gosuslugi.ru предоставляется скидка, которая может достигать 50%;
  • при оплате административных штрафов за совершение правонарушения в части правил дорожного движения через Единый портал госуслуг в течение определенного срока можно получить скидку. Эта скидка распространяется не на все нарушения ПДД;
  • финансовые санкции и неустойки, связанные с нарушением государственных контрактов, зафиксированные в постановлениях Правительства РФ.

Доходы государственных учреждений планируются заранее в соответствии с бюджетным планом на 1 год, 3 и 5 лет. Если будет предоставлено слишком большое число скидок, то бюджеты разных уровней недополучат запланированные доходы.

Выпадающие доходы компаний в ЖКХ и социальной сфере

Выпадающие доходы очень часто становятся причиной финансовых трудностей компаний, которые осуществляют деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Многие плательщики имеют право на льготы, которые в идеале должны компенсироваться поставщикам коммунальных услуг из специально выделенных на это бюджетных средств.

На практике бюджетные организации, отвечающие за эти выплаты, могут осуществить их не в полном размере или с задержкой. В результате компании — поставщику приходится использовать кредитные средства для покрытия издержек. Это может привести к кассовому разрыву и превышению расходов над доходами.

Например, у компании был запланирован определенный объем поставок электроэнергии, газа или воды, но по разным причинам объем потребления снизился. Компания-поставщик недополучила доходы. В таком случае никакой компенсации из бюджетных средств не предусматривается.

Многие компании, которые производят или продают социально значимые товары и услуги, должны соблюдать нормы ценообразования. К таким категориям относятся:

  • некоторые лекарства;
  • определенные продукты питания;
  • проезд в муниципальном и городском транспорте;
  • билеты в музеи, парки.

Устанавливая максимально допустимые цены или обязывая компании предоставлять скидку, государство не берет в расчет то, что в стоимость не заложена прибыль. Предполагается, что компании получат компенсацию или субсидию из бюджета или различных внебюджетных фондов. Но механизм предоставления средств нередко слишком сложен, поэтому компании часто вынуждены работать в убыток.

Читайте также:  Как определить объемы фактического потребления КУ?

Выпадающие налоговые доходы: последствия для регионов

вопросы экономики

УДК 336.36.1/.5

ВЫПАДАЮЩИЕ НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РЕГИОНОВ*

М.Р. ПИНСКАЯ, доктор экономических наук, директор Института налоговой политики и налогового администрирования E-mail: MPinskaya@fa.ru

Е.Н. МАКСИМОВА, кандидат экономических наук,

  • заместитель директора Института налоговой политики и налогового администрирования E-mail: nalog_nii@fa.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
  • В связи со сложным финансовым положением регионов проблема анализа и оценки их бюджетных потерь в виде выпадающих налоговых доходов является достаточно актуальной.
  • Целями статьи являются анализ и оценка выпадающих налоговых доходов бюджетов территорий, возникающих в связи с предоставлением налоговых льгот. Для реализации целей поставлены следующие задачи:
  • — уточнение понятия «выпадающие налоговые доходы» для оценки бюджетов территорий;
  • — выявление причин возникновения выпадающих налоговых доходов бюджетов территорий;
  • — разработка методики оценки выпадающих налоговых доходов.
  • С помощью эконометрических методов проанализированы потери бюджетов территорий в связи с предоставлением льгот по налогу на имущество
  • * Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» на 2014 г.
  • организаций и земельному налогу, уплачиваемому организациями.

Приведена авторская дефиниция выпадающих налоговых доходов, в которой содержится указание на временной период, что позволяет учесть особенности подготовки законов о бюджетах и отчетов об их исполнении.

В работе выявлены причины возникновения выпадающих налоговых доходов бюджетов территорий.

Разработана методика расчета выпадающих доходов, которая апробирована на данных статистической налоговой отчетности, в том числе в разрезе регионов Российской Федерации.

Расчеты показали, что в ряде регионов потери составляют до 80% от суммы налога, исчисленного без учета льгот, при этом наибольшие потери возникают по земельному налогу, уплачиваемому организациями.

Показана динамика структуры выпадающих доходов по видам льгот, предоставляемых по налогу на имущество организаций и земельному налогу.

Выявлены недостатки предоставления статистической налоговой отчетности, что затрудняет оценку бюджетных потерь, и предложены рекомендации по ее совершенствованию. Рекомендации авторов могут быть использованы

представителями государственной и муниципальной власти при планировании и прогнозировании доходов бюджетов территорий.

Ключевые слова: региональный бюджет, местный бюджет, налоговая льгота, выпадающие доходы, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог.

В настоящее время регионы испытывают большие сложности с привлечением инвестиций на свои территории: уровень инвестиций до сих пор на 25% ниже, чем в 1990 г.

Экономика Российской Федерации столкнулась с серьезным дефицитом инвестиций, поэтому необходима ее модернизация путем повышения роли реального сектора экономики [7, с. 53; 6, с. 28; 1, с.

153], при этом специалисты отмечают наличие тенденции роста суммарной задолженности предприятий и организаций, что негативно сказывается на финансовом состоянии регионов [8, с. 152-153].

С учетом того, что одним из источников финансирования инвестиций являются средства региональных бюджетов, при оценке инвестиционного потенциала региональной экономики особую актуальность приобретает величина бюджетных потерь или так называемых выпадающих доходов.

Выпадающие доходы: понятие.

Под выпадающими доходами обычно понимают убытки, получаемые организациями и физическими лицами в результате применения государственных регулируемых цен на услуги, оказываемые ими льготным категориям граждан, которые в дальнейшем будут компенсированы государством. Это могут быть убытки индивидуальных предпринимателей и предприятий при перевозке пассажиров общественным транспортом, убытки сетевых организаций в результате предоставления услуг льготным категориям граждан [5, с. 20].

Понятие «выпадающие доходы» используется в нормативных правовых актах в отношении доходов сетевых организаций, несущих потери из-за устанавливаемых государством низких тарифов на электроэнергию для населения и компенсируемых за счет бюджетных субсидий1.

Компенсируются эти убытки за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, хотя вопрос обязательности такой ком-

1 Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 511-р.

пенсации оспаривается публично-правовыми образованиями. В качестве примера можно привести судебные решения о компенсации стоимости перевозки льготных категорий граждан в общественном транспорте, когда вопрос об обязательности такой компенсации оспаривается государственными и муниципальными органами власти, но решение принимается в пользу тех, кто несет убытки:

Что поможет регионам справиться с выпадающими доходами

— Сергей Николаевич, почти два месяца страна живет без налога на движимое имущество. Можно уже судить, насколько правы оказались регионы, прогнозируя снижение доходов?

— Пока об этом говорить рано. Точная картина будет понятна через полтора месяца, когда появятся налоговые данные по итогам первого квартала.

— Хватит ли средств, предусмотренных в бюджете для компенсации потерь регионов?

— В прошлом году Совет Федерации убедил Правительство предусмотреть компенсации выпадающих доходов, и кабмин заложил в бюджете на эти цели более 180 миллиардов рублей, исходя из ставки 1,1 процента от налога на имущество.

Правда, сенаторы настаивали на большей сумме. Мы сторонники того, чтобы при расчёте применять полную ставку — 2,2 процента.

Однако Правительство приводит свои аргументы: последние три года регионы жили в условиях пониженной ставки.

— На ваш взгляд, это лукавый подход?

— Отчасти. Тут нужно согласиться с тем, что последние три года после введения санкций в отношении России со стороны Госдепа действительно произошло снижение налогового бремени для реального сектора экономики в части налога на движимое имущество. Мера предпринималась с тем, чтобы предприятия активно модернизировали свои основные фонды. Поэтому налог рассчитывался исходя из ставки 1,1 процента.

— Какие конкретно меры приняло Правительство для компенсации регионам выпадающих доходов?

— За счёт передачи на региональный уровень части акцизов на крепкий алкоголь субъекты в текущем году получат дополнительно 69 миллиардов рублей. Также регионам будут перечислены средства в размере 36 миллиардов рублей, предназначенные для семей, в которых родился третий ребёнок. Помимо этого запланированы дополнительные дотации в 97 миллиардов рублей.

— То есть риски недополучения регионами доходов все-таки минимизированы существенно?

— Да. И сегодня риски мы видим в другом: в размытости формулировки, определяющей параметры движимого и недвижимого имущества. Сейчас всё, что не является движимым имуществом, предлагается считать недвижимостью.

Я уверен, такой подход может спровоцировать недобросовестный бизнес переводить недвижимое имущество в движимое.

И мы говорим Федеральной налоговой службе: сделайте так, чтобы имущественная классификация была простая и понятная и нельзя было по-разному её трактовать.

Сейчас всё, что не является движимым имуществом, предлагается считать недвижимостью. Я уверен, такой подход может спровоцировать недобросовестный бизнес переводить недвижимое имущество в движимое.

— Можно сказать, нас услышали. Сейчас ФНС разработала семь групп имущества. Поправки должны быть внесены в Гражданский и Налоговый кодексы. Если риски эти будут устранены, а меры по компенсации выпадающих доходов будут оказаны в полном объёме, то регионы смогут адаптироваться к новым условиям без потерь.

— Возможно, нарастить доходную базу регионам помогло бы создание электронной продовольственной биржи, о которой вы впервые заявили полгода назад. Фермеры и сельхозпредприятия могли бы реализовывать свой товар более оперативно и масштабнее, при этом налоги бы шли в бюджеты субъектов. В какой стадии находится проект?

Теоретическая часть готова. Что касается практических шагов, мы уже направили письмо в адрес Администрации Президента — Сергею Кириенко. Он дал соответствующее поручение Правительству. Отправлены наши предложения министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву. Сегодня проходят рабочие встречи с ответственными лицами Минсельхоза. Мы считаем, что главным оператором проекта с точки зрения государственно-частного партнёрства должен быть все-таки Минсельхоз. Рассчитываем, что наша инициатива будет поддержана.

Экономист Рубен Ениколопов — Forbes: «Доходы падают, и перспектив особо не видно»

Гость Forbes, ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов рассказал о роли государства в период кризиса, высказался на тему деглобализации и подвел итоги экономической модернизации нашей страны в начале 90-х

Рубен Ениколопов в международном экономическом сообществе фигура известная — выпускник физического факультета МГУ и Российской экономической школы (РЭШ), специалист в области анализа экономических данных. Работал в Институте перспективных исследований (IAS) в Принстоне (США), участвовал в оценке эффективности проектов Всемирного банка и Организации Объединенных Наций.

В 2008 году Ениколопов стал профессором РЭШ, а в 2018-м возглавил свою альма-матер, которую называет лучшим экономическим вузом страны.

В интервью редакционному директору Forbes Russia Николаю Ускову экономист рассказал, каким он видит новый мир после кризиса, оценил действия российского правительства во время пандемии и назвал плюсы российской приватизации, которой в этом году исполняется 30 лет.

«Сейчас, в момент кризиса, развитые государства могут себе позволить сильно увеличить свои расходы, потому что беспрецедентно низкие процентные ставки. Они могут брать в долг практически под отрицательную реальную процентную ставку. Деньги бесплатно лежат, почему бы не взять и не раздать их людям. 

Другой вопрос, как долго может длиться такое счастье. И когда надо остановиться, и успеют ли остановиться. Этот вопрос о возможной потенциальной инфляции на самом деле очень важен.

Потому что эти гигантские стимулы (прежде всего мы говорим о долларе как о валюте, которая как бы якорит общую инфляцию) — уже многие достаточно серьезные экономисты говорят, что такой объем в триллионы долларов может быть серьезной проблемой.

И споры между экономистами заключаются в том, поверит ли рынок, что это беспрецедентные меры и больше такого не будет, или рынок решит, что политикам понравилось и они будут делать так и дальше.

Если это первый вариант (гигантский, но единовременный объем помощи), то, скорее всего, на инфляции это не сильно отразится. Если второй — тогда нам действительно грозит очень сильный разгон инфляции, потому что надо понимать, что прежде всего инфляция определяется ожиданиями людей».

«В чем была проблема брежневской экономики? В том, что был некий доход, даже не совсем базовый, но вполне нормальный. А дальше, даже если вы напрягались, вы не жили сильно лучше тех, кто ничего не делал.

Идея базового дохода [в том], что мы всех людей, которые наименее обеспечены, доводим до некоего приемлемого, нестыдного уровня жизни, а дальше, если вы работаете хорошо и зарабатываете много, у вас нет никаких ограничений.

Основная критика безусловного базового дохода — их две, и надо их четко разводить. Одна — это снижает стимулы, вторая — мы не можем себе его позволить.

Читайте также:  ТСЖ нужно заключать договор с каждым собственником?

Речь идет о том, чтобы выместить существующую сложную, непонятную систему социальной поддержки более простой системой с безусловным базовым доходом и отстаивать только какие-то совсем необходимые дополнительные меры поддержки (инвалидов и так далее). То есть [нужно] существенное упрощение системы.

Тогда все равно (даже при таком маневре в поддержке) потребуется собирать больше денег. То есть тот факт, что надо будет [их] собирать, является основным тормозом на пути введения этого безусловного базового дохода».

«Есть еще пока нереализованные риски — это рост конфликтов между государствами. Почти все экономические кризисы в том или ином виде провоцировали конфликты, потому что мы можем вместе бороться с пандемией, но потом оказывается, что Европа блокирует поставки вакцин и так далее.

Поэтому рост конфликтов между странами после кризисов — это вещь, которая, к сожалению, часто наблюдается, и боюсь, что мы сейчас это тоже увидим. Вопрос в том, насколько далеко это зайдет. И есть надежда, что все-таки [это будет] не Великая депрессия, что дело не кончится Второй мировой войной. Сейчас методы все-таки другие, не столь безжалостные и бесчеловечные.

Но хотя бы в экономическом плане конфликтная конкуренция, скорее всего, вырастет».

«Мы действительно наблюдаем, что начала падать торговля товарами между странами. Многие цепочки разорвались. Но надо учитывать, что в современной экономике товары играют все меньшую и меньшую роль. Гораздо большую роль играют услуги.

И международная торговля услугами на самом деле растет гораздо большими темпами, чем падает торговля товарами. И в этом плане мы не наблюдаем совершенно никакой деглобализации, мы видим смену того, чем именно торгуют между собой страны.

Вместо того чтобы торговать товарами, они торгуют знаниями, технологиями, услугами. Поэтому здесь даже организация больших мультинациональных компаний меняется. Раньше ведь как: технология разрабатывается, допустим, в США, потом это производится дешевой рабочей силой в Китае и развозится по Европе, продается.

Сейчас эта модель меняется — во-первых, потому, что не такая дешевая рабочая сила, во-вторых, если даже у вас дорогая рабочая сила с развитием роботизации, автоматизации, не обязательно ехать за тридевять земель, а можно построить более автоматизированный завод и производить у себя.

Поэтому локализация производства очень сильно растет, и это тренд, который, скорее всего, останется с нами.

Производиться все больше и больше будет на месте.

Но потоки информации, все, что связано с технологиями, — маркетинг, брендирование — это растет и будет расти, потому что в нашей экономике, особенно [если говорить про] цифровые услуги, их роль растет очень сильно, и они практически не ограничены в пространстве. Это одна из особенностей цифровых технологий, что существенная часть этих услуг не имеет географической привязки, и географические барьеры не играют роли.

Там тоже какая-то тенденция к деглобализации наблюдается в регулировании между странами на уровне государств. Поскольку это вообще такая территория Дикого Запада в интернете, где нет никаких правил и полная свобода.

На самом деле она уникальная, и это, скорее, ненормально, что у вас есть такой рынок — практически нерегулируемый и вообще без каких бы то ни было государственных границ. То есть в этом плане, скорее всего, будет какое-то торможение.

И государства пытаются вводить трансграничное регулирование перехода данных, но мы уже видим, что хотеть-то они хотят, а вот реально этого добиться очень тяжело, ввиду особенности технологий».

«С точки зрения падения ВВП Россия прошла кризис гораздо мягче, чем предсказывали. Почти все мировые прогнозы (всех агентств, даже собственного правительства) оказались хуже, чем мы прошли. Это положительная вещь.

Отрицательная — что, скорее всего, с медицинской точки зрения мы прошли [кризис как] одни из худших в мире.

Если мы посмотрим по смертности, не по официальной статистике, а по реальной, то на душу населения у нас один из самых высоких уровней смертности в мире.

Если брать львиную долю экономики, а это именно крупный и средний бизнес, то там мы прошли достаточно удачно. Никакой волны банкротств крупных и средних предприятий мы не наблюдаем.

Проблемы начинаются с поддержкой малого бизнеса, который быстрее всех закрывается, уходит в серый сектор. Ему оказывали помощь, что вообще удивительно, обычно его просто игнорируют.

Но на самом деле он, конечно, пострадал очень сильно.

У нас заметно упали доходы населения, поэтому оказывали помощь прежде всего бизнесу, а не конкретным людям. То есть один пакет помощи семьям с детьми и увеличение пособий по безработице — это были меры, направленные на помощь людям, но этим все ограничилось.И мы видим по цифрам, что реальные располагаемые доходы населения, конечно, сильно сократились.

Тот факт, что из адресных мер социальной поддержки были только [выплаты] семьям с детьми, пока это отражение того, что сама система адресной социальной поддержки, о которой большевики говорят уже лет 10-15, что ее надо настроить, — ее нет, и прежде всего инфраструктурно.

У нас нет данных о людях, чтобы оказывать адресную помощь, у нас нет технических возможностей быстро довести до людей эти деньги, если даже мы вдруг решим. Это такие бытовые, технические подробности, почему у нас не развита система адресной социальной помощи.

Просто многие годы об этом говорили и терпели, а сейчас оказалось, что это важно».

«Это очень трудно предсказать, потому что видно, что недовольство растет. Во-первых, это некий тренд, оно медленно накапливается, поскольку ситуация в том, что доходы падают и перспектив особо не видно.

Не видно, за счет чего страна начнет резко расти, то есть оптимизм у людей тоже подорван. Но приведет ли это к каким-то резким проблемам политическим — не факт.

Потому что иногда недовольство и такое вялотекущее падение доходов приводят к апатии, а не к резким действиям.

Поэтому что-то мы увидим, наверное, на выборах в сентябре — как общество на это отреагирует. Но тут не факт, что произойдет что-то такое значимое. Что выберет общество — либо апатию полную, либо какие-то активные действия, — мы не знаем».

«Ядумаю, что капиталистическая революция [в нашей стране] завершилась, а буржуазная — нет. Потому что переход к рыночной экономике был совершен, и совершен, я думаю, безвозвратно. Это абсолютно другая модель экономики, гораздо более жизнеспособная и адаптивная.

Именно поэтому при всех проблемах этой экономики — это может быть государственный капитализм, негосударственный, но это все управляется рыночным механизмом — мы прошли кризис 2008-2009 годов и страна не развалилась, в отличие от того, что произошло в конце 80-х — начале 90-х, когда сама экономическая система была такая, что она рухнула под внешними обстоятельствами.

Когда рушится экономическая — это трагедия, поскольку она полностью прогнила и была нежизнеспособна. К процессу приватизации в 1991-1992 годах сейчас можно очень много предъявлять претензий. Но на самом деле во многом, конечно, все это определялось политическими ограничениями — с такой скоростью, когда все рушится, сложно осознанно принимать многие решения.

С моей точки зрения, это недооцененный абсолютно гигантский шаг вперед — приватизация жилья, которая тоже могла пойти по-другому. Это создало гигантский класс собственников.

Поэтому, если говорить о капиталистической революции, что это рыночная экономика, основанная на праве собственности, хотя бы личной, хотя бы частной, это был гигантский шаг вперед.

Это абсолютно базовая вещь, которую потом можно развивать».

«У РЭШ всегда были амбициозные цели — поднимать общий уровень экономического образования, науки, дискуссии, экспертного мнения в стране. Эту школу так создавали в 1992 году. Ее создавали с нуля в стране, в которой вообще не было никакого нормального экономического образования и понимания базовых основ мировой экономики.

Ее создавали по лекалам лучших зарубежных экономических факультетов. И я думаю, что амбиции получилось реализовать. Она действительно стала совершенно полноценной школой, включенной в мировую экономическую науку, работает абсолютно на мировом уровне.

Мы сейчас уже нанимаем профессоров только на международном рынке и конкурируем со всеми университетами мира.

У нас один из первых эндаументов. Он появился, поскольку мы изначально ориентировались на мировые стандарты, а это в мировой, во всяком случае в англо-саксонской модели университетов, абсолютно стандартная вещь, которая позволяет университету работать на долгую перспективу.

Идея эндаументов в России недавно появилась и еще не до конца проникла в сердца и умы филантропов. Потому что горизонт планирования, к сожалению, у нас в стране достаточно короткий, и это отражается на том, как доноры думают.

Они делают [так, что] вот здесь и сейчас должно помочь. Поэтому и вложение в эндаумент, и вложение в образование и науку во многом недостаточно.

Видно, что доля меньше, чем в других странах, потому что это вещи, которые [работают] в долгую перспективу.

На самом деле ситуация меняется.

И мы видим, во первых, что сейчас гораздо больше открытых доноров, потому что вкладывают в эндаумент и понимают, что я сейчас дал [средства], и на протяжении всей жизни, на десятки и десятки лет вперед мой вклад будет продолжать приносить пользу той организации, которой я дал. И, во-вторых, мы видим, что больше людей начинают вкладывать в долгосрочные проекты — например, в образование и науку».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *