11.03.2021
Вода / Счетчики холодной и горячей воды
Плата за воду – одна из основных статей коммунальных расходов жителей многоквартирных домов. Как рассчитывается размер платежа за услугу «водоснабжение»? И как выгоднее платить – по счетчику или по нормативу? Постараемся разобраться с этими вопросами, отталкиваясь от существующей практики и действующей нормативной базы.
Плата за воду: где описываются правила начислений?
Главный документ, в котором описываются различные аспекты интересующей нас темы – «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.
Для простоты будет называть их «Правила». Ссылка на актуальную версию документа — https://base.garant.ru/12186043/
Далее по ходу изложения материала мы будем приводить пункты «Правил», которых прописаны те или иные нормы.
Расчет платы за воду по счетчику
Платить за воду жильцы многоквартирных домов и частных домовладений (если они подключены к центральному водоканалу) могут двумя способами: исходя из показаний счетчика, или по нормативам.
Кстати, это утверждение отнюдь не является просто формальностью. Нередко собственники жилья сталкиваются со стороны управляющей компаний или водоканала с ультимативным требованием уставить счетчик воды. Мол, обязательная установка счетчика воды – это требование действующего законодательства.
Так вот, это не так. В п. 42 «Правил» говорится, что при отсутствии прибора учета воды потребитель имеет право оплачивать потребление исходя из действующих в данном регионе нормативов потребления.
Но, вернемся к способам расчета размера платежей за воду. С оплатой по счетчику вроде бы все понятно. В большинстве случаев квартиры оснащаются механическими приборами учета с барабанным механизмом.
В зависимости от модели в прорезях видны четыре или пять черных цифр слева от запятой. Они означают целые кубометры. Две или три красные цифры справа от запятой – это десятые, сотые и тысячные доли кубометра. Спишите число и округлите до целого.
Вычтите из него предыдущие показания, снятые месяц назад. Вы получите расход воды в кубометрах.
Если в квартире установлено несколько счетчиков холодной воды (два и более), определите расход по каждому из них, а полученные цифры сложите. Точно так же вычисляется суммарное потребление при наличии нескольких счетчиков горячей воды.
Данные передаются либо в управляющую компании дома (ТСЖ), либо в местный водоканал (если квартира или частный имеют прямой договор водоснабжения).
В полученной платежке потребитель видит свой расход горячей/холодной воды в кубометрах, действующий тариф на водоснабжение и сумму к оплате.
Расчет платы за воду по нормативу
Норматив – это расчетная величина потребления, сколько (теоретически) потребляет человек воды для бытовых нужд в месяц. Нормативы на услугу водоснабжения устанавливаются в России региональными органами власти, поэтому в разных городах могут заметно отличаться.
Посмотреть действующий в вашем населенном пункте норматив потребления горячей и холодной воды можно на сайте Государственного информационной системы (ГИС) ЖКХ в разделе «Реестр нормативов потребления коммунальных услуг» — https://dom.gosuslugi.ru/#!/public-rate-consumption/list.
Эта информация так же доступна на сайте регионального органа тарифного регулирования (в разные регионах они имеют разные названия – комитет по ценам и тарифам, региональная энергетическая комиссия и т.п.)
Наконец, данные по размеру нормативов потребления услуги горячего/холодного водоснабжения и водоотведения жильцам по их требованию обязаны предоставлять управляющие компании (и ТСЖ) многоквартирных домов.
Расчет по нормативу производится так: количество лиц, проживающих в квартире (частном доме), умножается на действующих в данном регионе норматив по водоснабжению. Полученный объем потребления умножается на действующий тариф. Получается сумма к оплате за услугу горячего/холодного водоснабжения.
По нормативу плата за воду взимается в следующих случаях:
- квартира (частный дом) не оборудован прибором учета потребления воды. И если при этом собственник не предоставил справки об отсутствии технической возможности поставить счетчик, то применяется повышающий норматив 1,5.
- квартира (частный дом) оборудован счетчиков воды, однако его показания не передавались более трех месяцев подряд. В таком случае объем потребленной воды считается по нормативу без повышающего коэффициента
- квартира (частный дом) оборудован счетчиков воды, однако прибор учета вышел из строя (как вариант – у него закончился срок поверки). В таком случае объем потребления воды, рассчитанный по нормативу, увеличивается на коэффициент 1,5.
Здесь имеет смысл сделать важную оговорку: плата за воду по нормативу рассчитывается исходя из количества жильцов, проживающих в квартире (частном доме) официально. Т.е. временно или постоянно зарегистрированных.
При этом управляющая организация многоквартирного дома имеет право проверить – соответствует ли фактическое количество жильцов количеству официально зарегистрированных? В случае, если по факту в квартире живет людей больше, то коммунальщики имеют право начислять плату за воду исходя из реального количества проживающих, выявленного в ходе проверки.
Если в квартире (частном доме) официально никто не зарегистрирован, то плата за воду по нормативу начисляется исходя из количества собственников жилого помещения.
Плата за воду холодную и горячую
С платежами за холодную воду все относительно просто. Объем потребления устанавливается, как уже говорилось выше, либо по счетчику, либо по нормативу. Эта цифра умножается на действующий тариф. Полученная сумма выставляется потребителю к оплате.
Тарифы на холодную воду можно узнать там же, где и нормативы потребления. А именно – на сайтах региональных тарифных органах, ГИС ЖКХ и в своей управляющей компании. Кроме того, тарифы для населения публикуют так же местные водоканалы.
C расчетом платы за горячую воду ситуация сложнее… Начиная с 2012 года (в разных регионах это случилось в разные годы) жильцам начали выставлять платежки, где за услугу горячего водоснабжения надо платить по так называемому «двухкомпонентному» тарифу. Отдельно оплачивается потребление воды (руб/кубический метр), отдельно – за услугу по ее подогреву (руб/гигакалория).
Расходы воды определяется в таком случае по показаниям счетчика горячей воды. Расходы на подогрев воды рассчитываются исходя из соответствующего норматива – сколько нужно тепла, чтобы подогреть один кубометр воды до нужной (от 60 до 75 С) температуры.
Норматив этот не один на все случаи жизни, а разный для разных типов домов. Таким образом учитываются индивидуальные особенности многоквартирного дома (наличие/отсутствие полотенцесушителей, изоляция стояков горячего водоснабжения и т.п.). Подробнее об этом см. пп.
32 и 42 «Правил предоставления коммунальных услуг».
Стоит так же отметить, что двухкомпонентные тарифы на горячую воду внедрены пока далеко не во всех регионах. И даже в тех регионах, где в большинстве домов жильцы платят по двухкомпонентному тарифу, в некоторых многоэтажках плату взимают как и раньше – за кубометры.
Формально говоря, к общему знаменателю ситуация должна прийти с 1 января 2020 года. Именно к этой дате действующее законодательство требует от региональных органов власти утвердить нормативы потребления тепла на подогрев горячей воды. И тогда двухкомпонентные тарифы станет возможным применять во всех российских регионах.
Но как это будет на практике – сложно сказать. По факту окончательно решение о введении двухкомпонентного тарифа на ГВС принимает управляющая организация (ТСЖ или УК) многоквартирного дома.
Плата за услугу водоотведения
Объем услуги по водоотведению рассчитывается как сумма потребления холодной и горячей воды (пятый абзац п. 42 «Правил предоставления коммунальных услуг»). Оплачивается эта услуга по тарифу, который утверждается региональными властями.
Если в квартире стоят счетчики и холодной, и горячей воды, то объем сточных вод равен сумме показаний всех счетчиков воды.
Если в квартире счетчиков нет, то объем стоков равен объему холодной и горячей воды, потребленной в жилом помещении исходя из действующих нормативов. При этом повышающий коэффициент 1,5, о котором речь шла выше, к определению объемов услуги по водоотведению не применяется.
Наконец, важное уточнение – если в квартире вышел из строя хотя бы один из счетчиков (у него, например, вышел срок поверки), то плата за услугу по водоотведению рассчитывается по нормативам.
Плата за воду: перерасчет за время отсутствия
Немаловажный вопрос: можно ли получить перерасчет платы за воду в период, когда в квартире (частном доме) никто не живет?
Ответ такой: такая возможность есть лишь в том случае, если квартира (частный дом, подключенный к водоканалу) не оборудован счетчиками воды и при этом собственник представит документ об отсутствии технической возможности установить счетчик.
Во всех остальных случаях за воду в период отсутствия жильцов придется платить либо по счетчику (если он установлен и исправен), или по нормативу (если счетчика нет, либо он неисправен, либо не переданы показания) (п. 86 «Правил»).
По счетчику или по нормативу?
И в завершение, ответ на часто задаваемый вопрос: как выгоднее платить за воду, по счетчику или по нормативу? Он зависит от того, сколько человек, с одной стороны, фактические проживает в квартире и сколько, с другой, официально зарегистрировано в жилом помещении.
Если живут двое, а прописано четверо, то, конечно выгоднее платить по счетчику. Если, наоборот, прописан один человек, а фактически проживает пятеро, то норматив может оказаться выгоднее. Даже с учетом повышающего коэффициента 1,5, если в квартире нет счетчиков либо у них вышел срок поверки.
Если же счетчик установлен, он исправен и срок его эксплуатации не истек, то перейти на оплату по нормативу можно просто не передавая показания счетчика. В таком случае повышающий коэффициент применяться не будет.
Впрочем, при этом надо помнить, что управляющая компания (или водоканал, если заключен прямой договор водоснабжения) имеет право раз полгода проверять показания счетчика.
И собственник обязан допустить представителя УК или водоканала в жилое помещение, чтобы тот проверил состояние счетчика и снял показания.
После этого плата за воду будет пересчитана исходя из текущих показаний прибора учета и действующего на данный момент тарифа.
Кроме того, управляющая компания имеет право проверить (с привлечением представителей местных органов внутренних дел) фактическое количество проживающих в квартире (п. 32 е.1 «Правил»). И затем начислять плату по нормативу исходя из выявленного реального количества жильцов.
Норматив на подогрев кубометра горячей воды в одном и том же МКД может быть разным: для жителей – один, а для УК – другой
Новости и аналитика Новости Норматив на подогрев кубометра горячей воды в одном и том же МКД может быть разным: для жителей – один, а для УК – другой
Если регион установил два норматива на подогрев горячей воды в одной и той же системе одного и того же МКД – один, выше, для предоставления коммунальной услуги по ГВС жителям, и второй, в 40 раз меньше, для целей содержания общего имущества в доме, – то управляющая организация обязана использовать именно меньший норматив для расчета размера платы за содержание жилого помещения. На это указали суды, рассматривая дело об оспаривании предписания ГЖН (Определение Верховного Суда РФ от 4 сентября 2019 г. № 306-ЭС19-14299, Постановление АС Поволжского округа от 31 мая 2019 г. № Ф06-47195/19).
Орган ГЖН провел проверку правильности начисления платы за содержание жилья в части ее начисления за теплоэнергию на нужды ГВС, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в МКД.
Выяснилось, что когда УК подсчитывала, сколько тепла было затрачено на подогрев всей горячей воды, использованной в МКД, она применила региональный норматив 0,068 Гкал на 1 кубический метр воды.
При этом УК не делала разницы между тем, из какого именно крана текла эта вода: из крана в квартире (оттуда течет вода для коммунальной услуги жителям дома), или из крана «для уборщицы» (вода оттуда забирается для уборки общего имущества собственников дома).
Между тем, по мнению органа ГЖН, это вопиющее нарушение норм жилищного законодательства: ведь для подогрева «общедомовой» воды регион придумал совсем другой норматив – 0,0016 Гкал на 1 кубический метр воды (разница с «коммунальным», для жителей, – 42,5 раза).
А раз так, то нужно – для расчета тепла, затраченного на подогрев воды для уборки коридоров и холлов – применять именно этот, специальный норматив.
И, соответственно, платеж за содержание жилого помещения следует уменьшить – ведь собственники жилья оплачивают коммунальный ресурс на содержание общего имущества только в пределах регионального норматива (конечно, если фактический расход ресурса по ОДПУ не окажется еще меньше).
Орган ГЖН предписал пересчитать жителям дома спорную плату.
УК показалось странным, что один ИТП в одном доме должен греть воду по разным нормативам, не говоря уже о том, что они в любом случае не «дотягивают» до реальных показаний счетчиков.
Более того, УК представила жилинспекторам Протокол внеочередного ОСС в МКД, которым оформлено решение собственников об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, за отведение сточных вод), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из фактического объема потребления, определяемого по показаниям ОДПУ.
Опираясь на эти аргументы, УК попыталась оспорить предписание в суде.
Увы, все судебные инстанции встали на сторону органов жилнадзора:
- в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов количество тепла, использованного на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода теплоэнергии на подогрев воды независимо от наличия ОДПУ, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД;
- регион установил отдельный норматив для подогрева «общедомовой» воды, значит, именно его и нужно применять.
Решение ОСС о плате за ОДН «по счетчику» судебные инстанции оставили без комментариев.
Верховный Суд РФ отказал в пересмотре дела в СК ЭС ВС РФ, отметив, что указанная позиция не противоречит сложившейся судебной практике. Таким образом, разница в плате за тепло будет оплачена из кармана УК.
Напомним, что недавно ВС РФ рассматривал дело с похожими – но не аналогичными – обстоятельствами: из-за некачественного нормативного регулирования на уровне региона РСО неизбежно должна была нести убытки – ибо подогревать воду для ГВС необходимо до 60°C, а плату рассчитывать по «55-градусному» региональному нормативу. ВС РФ отметил тогда, что свои убытки РСО может либо закладывать в тариф на следующие периоды, либо взыскивать с региональных властей (мы рассказывали об этом деле ранее).
Документы по теме:
«Подогрев ГВС»
Данная публикация входит в цикл статей «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы.
Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли.
Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное.
Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >
- **************************************************
- В настоящей статье рассмотрена лжетеория о незаконности предъявления к оплате потребителям коммунальных услуг стоимости теплоэнергии, содержащейся в потребленной горячей воде (нередко исполнители коммунальной услуги по горячему водоснабжению стоимость такой теплоэнергии указывают в квитанции в строке «подогрев ГВС», либо «тепло в ГВС»).
- Разберемся, что же такое «подогрев ГВС» и законно ли его предъявление к оплате потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Суть лжетеории
Если горячая вода поступает в многоквартирный дом из централизованной сети горячего водоснабжения, то никакого дополнительного подогрева этой горячей воды непосредственно в многоквартирном доме не производится (в доме не установлено ни котлов, ни теплообменников и т.п.
). Следовательно, предъявление к оплате некого «подогрева ГВС» незаконно.
Кроме того, такой коммунальной услуги «подогрев ГВС» действующим законодательством не установлено — Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.
2011 № 354 (далее — Правила 354) содержат исчерпывающий перечень коммунальных услуг, среди которых никакого «подогрева ГВС» нет. Таким образом, «подогрев ГВС» — несуществующая услуга, незаконно предъявляемая потребителям к оплате.
В настоящей статье рассмотрим, как же обстоят дела на самом деле.
Теплоэнергия в ГВС
Для понимания, что же такое «подогрев ГВС», необходимо прежде всего рассмотреть сам процесс производства горячей воды для горячего водоснабжения (далее — ГВС) с технической точки зрения.
А процесс этот упрощенно состоит из следующих этапов — сначала подготавливается холодная вода, затем она нагревается до установленной соответствующими нормами температуры, а потом подается потребителю в виде горячей воды.
Стоимость ГВС для потребителей до марта 2015 года устанавливалась уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в рублях за кубический метр.
Еще в 2012 году Правительство РФ признало наличие проблемы, обусловленной установлением тарифа на ГВС в рублях за кубический метр горячей воды.
Проблема заключалась в том, что при расчете этого тарифа необходимо было учитывать, что непосредственно сама холодная вода поставлялась водоснабжающей организацией в теплоснабжающую организацию, которая, в свою очередь, осуществляла нагрев этой воды до требуемой температуры и поставляла потребителям уже горячую воду. При этом если объем холодной воды (в кубометрах) и объем горячей воды (в кубометрах), полученный после нагрева этой воды, были практически равны, то объем затраченной на этот нагрев теплоэнергии существенно отличался в зависимости от конкретных условий предоставления ГВС — от состояния и протяженности сетей, от наличия/отсутствия циркуляционных контуров и т.п.
На уровне субъектов для расчета объема теплоэнергии, затраченной на подогрев одного кубометра холодной воды до состояния горячей воды, применялись некие коэффициенты, которые в большинстве своем составляли величину, близкую к 0,06.
Разъясним физический смысл этого коэффициента.
1 калория тепла (энергии) необходима для нагрева 1 грамма воды на 1 градус Цельсия. Следовательно, для нагрева одной тонны воды (1 миллион грамм) на 1 градус потребуется 1 млн калорий или 1 мегакалория (Мкал).
Например, для нагрева 1 кубометра воды от 0 до 60 градусов цельсия (60 градусов — нижняя граница допустимого интервала температуры горячей воды, предоставляемой потребителям в жилых и многоквартирных домах в качестве ГВС) потребуется 60 мегакалорий (Мкал), что равно 0,06 (0,060) гигакалорий (Гкал).
В некоторых случаях учитывалось, что холодная вода нагревается до требуемой температуры не от 0 градусов Цельсия, а летом — от 15, а зимой — от 5. Если взять усредненную начальную температуру холодной воды 10 градусов, то для нагрева одного кубометра такой воды до 60 градусов потребуется 0,05 Гкал.
При этом могли учитываться потери тепла в теплосети.
Например, если потери составляют 20%, то затраты тепла на подогрев воды упрощенно можно рассчитать следующим образом: конечное (требуемое) теплосодержание кубометра воды 0,06 Гкал принимается как 80% от теплосодержания, обеспеченного на выходе из котельной, исходя из чего определяется теплосодержание на выходе из котельной 0,075 Гкал (0,06 / 0,8 = 0,075 Гкал, что соответствует температуре 75 градусов Цельсия). Затем из полученной цифры вычитается начальное теплосодержание холодной воды (0,01 Гкал, соответствующая 10 градусам Цельсия), в результате чего получается количество тепла, необходимое для нагрева одного кубометра воды, равное для рассматриваемого случая 0,065 Гкал.
Разумеется, для разных субъектов, для разных муниципальных образований приведенные цифры могли разниться — это могло быть и 0,05 Гкал/куб.м, и 0,08 Гкал/куб.м, но в подавляющем числе случаев коэффициент все же был близок к 0,06 Гкал/куб.м.
- И именно количество гигакалорий, потраченных на нагрев ГВС, и называют «подогрев ГВС».
- Если внимательно изучить квитанцию, то можно увидеть, что стоимость ГВС чаще всего состоит из двух частей: непосредственно вода (называемая или «холодная вода для ГВС» или даже просто «ГВС»), стоимость которой очень близка или даже равна стоимости холодной воды, указанной в строке «ХВС», и тот самый «подогрев ГВС» (или «тепло в ГВС»).
- Таким образом, «подогрев ГВС» — это не отдельная коммунальная услуга, а составная часть коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Двухкомпонентный тариф
О применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, при начислении платы за услугу горячего водоснабжения при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду — новости — пресс-центр — главная — департамент государственного жилищного и строительного надзора свердловской области официальный сайт
20 февраля 2018
О применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, при начислении платы за услугу горячего водоснабжения при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1149 «О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на горячую воду состоят из двух компонентов: — компонент на теплоноситель (подача воды, куб. метр); — компонент на тепловую энергию (нагрев воды, Гкал/куб. метр).
Компонент на тепловую энергию представляет собой количество тепловой энергии, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды.
Для определения количества тепловой энергии, использованной на цели горячего водоснабжения, как при наличии индивидуальных приборов учета, так и при их отсутствии, должен быть применен норматив потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, равный количеству тепла, необходимому для приготовления одного кубического метра горячей воды, т. е. одним из показателей, необходимых при расчете платы за горячую воду, является норматив тепловой энергии на подогрев теплоносителя (исходной воды).
Постановлением от 22.11.2017 № 123-ПК Региональная энергетическая комиссия Свердловской области утвердила нормативы расхода тепловой энергии, используемые на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Свердловской области, которое вступило в силу с 30 ноября 2017 года.
- Нормативы установлены в зависимости от вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов:
- а) неизолированные стояки и полотенцесушители;
- б) изолированные стояки и полотенцесушители;
- в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;
- г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
Порядок расчета размера платы коммунальной услуги по горячему водоснабжению установлен в пунктах 42, 44 и 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354), в соответствии с которыми при применении двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы определяется по формулам 23, 23(1), 24 и 25 приложения № 2 к Правилам № 354.
В указанных формулах применяется показатель объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, исходя из объема потребленной воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется в соответствии с ч. 9.2, 9.
3 Жилищного кодекса Российской Федерации исходя из объема воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Иного порядка начисления платы за услугу горячего водоснабжения законодательством не предусмотрено.
Данное правило определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению применяется вне зависимости от способа управления многоквартирным домом всеми исполнителями коммунальных услуг, оно принято Правительством Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав потребителей от завышения платы граждан за горячую воду, в том числе в целях обеспечения соблюдения предельных индексов роста платы за коммунальные услуги, установленные Правительством Российской Федерации по субъектам Российской Федерации во исполнение статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
- Поскольку правило определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению обязаны применять все исполнители коммунальных услуг, в том числе и ресурсоснабжающие организации, осуществляющие горячее водоснабжение с использованием открытых, закрытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также при нецентрализованной системе горячего водоснабжения, то соответственно, порядок определения ресурсоснабжающими организациями стоимости горячей воды при централизованной системе её подачи в многоквартирные дома с непосредственным способом управления многоквартирным домом собственниками помещений не может отличаться от порядка определения стоимости горячей воды в тех же условиях при способе управления многоквартирным домом управляющими организациями, товариществами и кооперативами, кроме случая ограничения объемов горячей воды, потребляемой на общедомовые нужды, установленного пунктом 44 Правил № 354.
- В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации
- к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется иное законодательство с учетом требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а соответственно, и Правил № 354.
Исходя из совокупности норм жилищного законодательства Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», следует, что теплоснабжающая организация обязана поставлять в многоквартирные дома по договору с исполнителем горячую воду, объем которой подлежит определению в соответствии с пунктом 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, исходя из показаний общедомовых приборов учета горячей воды.
- Соответственно расход тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определяется в соответствии с формулами 23 — 25 Правил № 354 – исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды
- в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
- Приведение порядка расчетов за горячую воду между теплоснабжающей организацией и исполнителями в соответствие жилищному законодательству позволит исключить проблему возникновения убытков у исполнителей, связанных с предъявлением им к оплате фактических объемов потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, определяемых исходя из показаний соответствующих приборов учета.
- Если при применении порядка расчетов за горячую воду с исполнителем в соответствии с порядком определения её стоимости, установленным жилищным законодательством, у теплоснабжающей организации образуются выпадающие доходы в части, непокрываемой стоимостью горячей воды по компоненту «тепловая энергия», определяемой исходя из показаний приборов учета тепловой энергии, соответствующие выпадающие доходы учитываются для теплоснабжающей организации по правилам ценообразования, установленным для государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
- Назад к списку