Как расторгнуть договор с рсо

Разбираемся, сколько времени займёт переход и изменится ли сумма в платёжке.

— Наша управляйка задерживают оплату за тепло поставщику ресурса, хотя мы, жильцы, платим исправно. Слышал, что сейчас можно платить не УК, а напрямую тому, кто поставляет тепло. Как это можно сделать и выиграем ли мы от этого?

3 апреля Владимир Путин подписал закон, который позволяет собственникам жилья платить за коммунальные услуги без посредников. Теперь потребители этих услуг могут напрямую заключить договор с той или иной ресурсоснабжающей организацией (РСО) и оплачивать их без участия управляющей компании.

Такая мера была введена для борьбы с долгами управляющих компаний перед ресурсниками. Так, в Кировской области долги УК за отопление и горячую воду перед «ЭнергосбыТ Плюс» на начало 2018 года составили более 650 млн рублей, за воду и водоотведение перед «ККС» — более 54 млн руб.

Притом что 94,3% жителей Кировской области, по данным Кировстата, добросовестно оплачивают коммунальные услуги.

Кто может платить по прямому договору?

Все желающие — за холодную и горячую воду, отопление, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз мусора. При этом возможность платить за электричество и газ напрямую поставщику существовала и до вступления новых поправок в Жилищный кодекс. В большинстве случаев за свет кировчане уже платили СРО.

По теме

Как расторгнуть договор с РСО В 2019 году кировчан ждёт двойное повышение тарифов ЖКХ

2953 10

Если жильцов дома устраивает работа управляющей компании или ТСЖ, они могут по-прежнему оплачивать коммунальные услуги через них. Если управляйка собирает деньги с жильцов, но не переводит их РСО, тогда жильцы могут решить платить ресурсникам напрямую. Причём на прямые договоры не может перейти отдельный собственник, а только весь дом целиком.

РСО, как и до внесения изменений в Жилищный кодекс, сами могут инициировать расторжение договора с УК, если та собирала деньги за ресурс, но не перечисляла их поставщику и имеет долг свыше двух месяцев.

За холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, вывоз мусора. Расчёты за газ и электричество в Кирове в большинстве случаев уже производятся без участия управляющих компаний. За общедомовые нужды жильцы по-прежнему будут платить управляющим компаниям (освещение подъезда, обслуживание лифта, благоустройство двора и т.д.), так как именно они оказывают соответствующие услуги.

Рсо в жкх

bitpics / Depositphotos.com

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды.

Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать «общедомовые» коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между водоканалом и УК по поводу взыскания с последней задолженности за услуги холодного водоснабжения на содержание общего имущества в многоквартирных домах (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3279).

  • УК категорически отказывалась платить, опираясь на следующие умозаключения:
  • Арбитражные суды двух инстанций полностью поддержали УК и отказали водоканалу.
  • Однако ВС РФ не мог согласиться с указанными выводами. Он обратил внимание на следующее:

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Противоположная позиция, ошибочно поддержанная судами, сводится, по существу, к полному освобождению УК от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям п. 4 ст. 1, ст.ст. 10, 544 ГК РФ.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

Вода, электричество и газ сегодня проведены во все квартиры многоэтажных домов ресурсоснабжающими организациями (РСО). Многие хотят перейти на прямые расчеты с РСО, минуя управляющие компании. Подробнее о том, что такое эти компании и как осуществляется взаимодействие между ними и владельцами недвижимости можно прочитать ниже.

Что означает РСО

РСО – это юр. лица и ИП, которые занимаются предоставлением коммунальных ресурсов и их прямой доставкой до мест потребления. Их деятельность регламентируется жилищным законодательством. Такими учреждениями являются поставщики:

  • электрической энергии;
  • воды, как горячей, так и холодной;
  • газа;
  • тепла (отопления и твердого топлива).

Также к таким компаниям относятся и транспортные организации, которые доставляют ресурсы до места назначения. К РСО относятся и объединения, которые занимаются следующей деятельностью:

  • ликвидируют крыс, мышей и насекомых;
  • вывозят мусорные отходы;
  • устанавливают телеантенны;
  • освещают близлежащие участки.

Их этого выходит, что РСО предоставляют как ресурсы, так и услуги для жителей многоквартирных домов. Это подробная расшифровка понятия ресурсоснабжающие организации.

УК как РСО

Управляющая компания – это юр. лицо, которое эксплуатирует, управляет и содержит жилищный фонд по причине договора, заключенного владельцами недвижимости и организацией.

Если говорить кратко, то УК – это посредническое учреждение, которое собирает деньги у жильцов для оплаты ресурсов, поставляемыми РСО. Таким образом, ресурсоснабжающая организация является субподрядчиком, а управляющая компания подрядчиком у жильцов многоэтажек на основании заключенного договора.

Помимо этого, управляющая компания занимается содержанием в надлежащем порядке жилого фонда, собирает деньги на капитальный ремонт, выполняет текущие работы по восстановлению и сохранению общедомовых помещений. Поэтому РСО никак не могут выступать в качестве управляющей компании, потому что не осуществляют подобные мероприятия, занимаясь коммунальными проблемами.

Но они в состоянии принимать прямые платежи от своих потребителей и заключать договора на этот вид деятельности. Когда владельцы квартир многоэтажного дома, которые непосредственно управляют зданием, заключают контракт с ресурсоснабжающей организацией, то последняя становится исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги.

Также РСО – это исполнитель в ЖКХ в следующих ситуациях:

  • если владельцы жилья не избрали способ управления;
  • когда истек период прежнего способа управления, а новый еще не выбрали в жилищном товариществе или при других формах правления.

Все случаи, когда организация ресурсоснабжения выступает в качестве управляющей компании и получает платежи за коммунальные услуги, оговорены в постановлении №354 правительства России.

Преимущества и недостатки прямых расчетов

При прямых расчетах существуют как плюсы, так и минусы. Являются преимуществами при прямых платежах:

[1]

  • снижение рисков разорения управляющей компании, потому что потребитель платит напрямую;
  • никто не отвечает за неуплату услуг жилищно-коммунального хозяйства другими жильцами, поэтому все средства, которые собирают на капремонт и содержание здания идут только по прямому назначению.

Минусами подобных расчетов на основании договора коммунальной оплаты будет следующее:

  • всем потребителям необходимо платить за предоставленные услуги в разных местах;
  • при перерасчетах часто могут возникать затруднительные вопросы.

Прямые договора

Сегодня появилась возможность заключать прямые договоры между потребителями и РСО. Можно это делать в следующих ситуациях:

  • при проживании собственника в частном доме;
  • при избрании на общем собрании подобного способа управления;
  • если потребители ресурсов хозяева необитаемых помещений в многоэтажном доме;
  • если управляющая компания или товарищество собственников жилья задолжали РСО более трех месячных платежей за коммунальные услуги.

Тогда владельцы недвижимости в многоквартирных домах вправе оформить прямой договор на поставку необходимых услуг. У такого способа есть плюсы:

  • нет надобности содержать лишних чиновников;
  • не нужно нести ответственность всем жителям дома за несколько недобросовестных соседей, которые не платят коммунальный взнос;
  • возможен найм на короткий срок подрядчиков для проведения работ по восстановлению жилого фонда, что разрешает сэкономить из-за большой конкуренции в этой области.

Читайте так же:  Как отказаться от наследства

К минусам подобных договоров относят:

  • многоэтажное здание перестает управляться результативно из-за больших разногласий между жителями;
  • коммунальная оплата может осуществляться нерегулярно;
  • нельзя сделать капремонт за счет денег, которые выдает Фонд содействия реформам ЖКХ.

Ответственность РСО за неверные расчеты

По закону за все нарушения отвечает исполнитель коммунальных услуг в размере 50 процентов от надлежащей суммы. Когда РСО напрямую на основании договора становится исполнительным органом, то штраф должна оплачивать она.

При неверном расчете нужно написать заявление исполнителю, а когда ответа не последует, то обратиться в Роспотрбнадзор, прокуратуру или судебные органы. Из-за частых банкротств управляющих компаний и ненадлежащих услуг, которые они предоставляют, правительство разрешило заключать с ресурсоснабжающими компаниями договоры и выполнять расчеты напрямую.

Такие методы при оформленном договоре приведут к улучшению качества коммунальных услуг и увеличению прозрачности расчетов между хозяевами недвижимости и РСО. Но чтобы получить качественные услуги напрямую, следует добиться согласия всех заинтересованных сторон, что в некоторых случаях бывает крайне сложно.

16 ответов на вопросы о прямых договорах потребителей с РСО

Мы собрали в один документ основные вопросы о переходе потребителей на прямые договоры с РСО. Они помогут вам реализовать переход или сохранить действующую систему расчетов.

Читайте также:  РСО навязывает эксплуатацию теплотрассы от котельной до МКД и оплату теплопотерь. Что делать?

ВОПРОС № 1. ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЧТОБЫ СРОЧНО ПЕРЕВЕСТИ СОБСТВЕННИКОВ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО?

Почему прямые платежи за ЖКХ могу выйти жильцам боком

 Карельские вестиКарельские вести

В марте 2005 года в России был принят Жилищный кодекс. С того момента порядок оплаты услуг ЖКХ осуществлялся следующим образом: управляющие компании собирали со всех собственников деньги, которые в дальнейшем передавали ресурсоснабжающим организациям. Но на самом деле эта схема работала далеко не везде. УК брали деньги за «коммуналку» с жильцов, но не перенаправляли их на счета ресурсоснабжающих организаций или переводили, но несвоевременно и не в полном объеме.

3 апреля 2018 года был принят Федеральный закон 59, который внес поправки в Жилищный кодекс. Его цель была такой: убрать управляющие организации из финансовой цепочки. Цель нововведения была благая: сократить цепочку платежей населения и за счет этого подсократить сами эти платежи. Что же получилось на деле?

С того момента, как закон вступил в силу, в Интернете появились узкопрофильные форумы с говорящими названиями типа «Есть ли жизнь без УК» и «Переходы на прямые платежи с РСО — ваше мнение?».

Жительница Челябинска Мария Иванова на одном из них написала, что давно была наслышана о том, что при оплате коммунальных услуг можно обойтись без промежуточного звена в виде УК, к которой у ее семьи было много претензий. «Созвали общее собрание жильцов. Единогласно приняли решение перейти на прямые расчеты с РСО», — рассказывает она.

Каково же было ее удивление, когда в результате выяснилось: плата за «коммуналку» не уменьшилась, несмотря на отсутствие посредника. Если говорить об удобстве прямых платежей, то и тут чуда не произошло. Выяснилось, что оплата ресурса напрямую не дает гарантий в том, что услуга будет поставлена надлежащего качества.

«На каждом углу слышу: «Свершилось! Вы избавились от УК-мошенников и теперь будете платить напрямую!» Только вот законы у нас несовершенны. УК объединяет всех собственников и обслуживает их интересы, а после заключения прямых договоров с РСО спросить уже будет не с кого и некому, — делится наболевшим жительница Челябинска.

— Например, если раньше прорвало трубу в подъезде или засорился мусоропровод, то мы обращались в УК, и они уже разруливали с РСО все проблемы. Если что-то ломалось, УК несла ответственность по замене, восстановлению, и все это за счет средств «управляшки».

Теперь же УК говорит нам: «Это не наша зона ответственности, так как мы расторгли с вами договор, а вы заключили прямые договора с РСО, к ним и обращайтесь». А РСО на это отвечает: «Это не наша забота, так как проблема на общедомовой территории, ею всегда занималась УК».

Почему же закон, который представлялся таким выгодным для жильцов, не сработал? Да потому, что, будучи новым на словах, на деле он почти ничего нового в практику оплаты ЖКХ не принес. Напомним, принятие в России Жилищного кодекса обязало управляющие компании отвечать за все коммунальные услуги в доме.

Но уже тогда, несмотря на нормативный акт, 80% многоквартирных домов оплачивали электроснабжение напрямую РСО, а газоснабжение — 90%. Однако ни прокуратура, ни жилищные инспекции, ни какие-либо другие инстанции этим не интересовались. Если говорить о холодной и горячей воде, порядка 40% МКД получали услугу через прямые договора.

Остальные 60% не хотели отказываться от услуг посредника в лице управляющих компаний и переходить на прямые договора.«Принятие нового закона, по сути, лишь узаконило то, что и так действовало. Именно поэтому никто и не ждал массового перехода на прямые договора: те, кто хотел и мог, уже это сделали.

Следует также отметить, что до сих пор не был принят подзаконный акт, типовой договор, в соответствии с которым и должны заключаться прямые договора. Нельзя сказать, что сейчас закон действует в полном объеме», — отметила в разговоре с «МК» заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева.

Если задать вопрос, как лучше — прямые договора или через УК, — нет единого ответа даже у ресурсоснабжающих организаций, рассказал эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев. «Возьмем, к примеру, водоканалы. Половина из них хочет перехода на прямые договора, половина нет. И в том варианте, и в другом есть свои плюсы и минусы, — говорит он.

— Самое большое достижение принятого в апреле закона в том, что он дал возможность собственникам помещения в многоквартирном доме путем принятия решения на общедомовом собрании переходить на прямые договоры. Закон разрешил выбирать, это очень большое достижение».

Прямые платежи — кривой результат

Бывают такие ситуации, когда управляющие компании, будучи исполнителями коммунальных услуг, собирали платежи с граждан, но своевременно не рассчитывались с ресурсоснабжающими организациями.

Такие РСО сейчас получили право при наличии определенного уровня задолженности в одностороннем порядке расторгать договора с УК: прекращать продавать им холодную и горячую воду, тепловую энергию.

В некоторых регионах этот процесс сдвинулся с мертвой точки: РСО стали в ускоренном темпе заканчивать отношения с «управляшками». Но есть и такие регионы, где ситуация практически не изменилась.

«У РСО философия такая: чем больше продал ресурса, тем лучше. При переходе на прямые договора они не будут заинтересованы в ресурсосбережении, — подчеркнул Гордеев. — УК, которая управляет домом, отвечает за содержание и ремонт домового имущества.

Собственники у них могут потребовать ответа на вопросы: почему в доме потребляется слишком много тепловой энергии, откуда берутся утечки воды в подвале РСО не отвечает за общее имущество в доме, например, за инженерные сети, за разводку по холодной и горячей воде.

Их цель — чтобы домовой прибор учета показал большой объем потребления ресурса, после чего они выставят баснословные платежи. У них нет заинтересованности в экономии и энергосбережении».

К тому же, заметил эксперт, РСО — это местные монополисты. Например, в городе один водоканал. Хочешь не хочешь, придется договариваться с ним, так как никто другой поставлять воду в дома этого города не может.

Такие организации-монополисты — достаточно мощные в экономическом плане, у них хороший юридический штат.

Простому потребителю, случись какие-то разбирательства по качеству воды или неправильно начисленной плате за услуги, бороться за свои права будет труднее.

По идее, помочь жильцам призваны региональные государственные жилищные инспекции, они, как говорят эксперты, во многих случаях предпочитают не связываться с сильными и мощными РСО. Если будет много судов, жилищная инспекция в них просто завязнет, а у РСО большой экономический потенциал, который они могут использовать для продавливания праведными и неправедными способами выгодных им решений.

На вышеупомянутых форумах, посвященных проблемам в сфере ЖКХ, жильцы многоквартирных домов активно жалуются на то, что не могут добиться от ресурсников приемлемого качества услуг. Вот история от Петра Никеричева из Екатеринбурга.

Собственник живет на десятом этаже многоквартирного дома относительно недавней постройки, и у него в квартире настолько слабый напор воды, что даже душ принять проблематично: из крана едва капает. Люди, проживающие на верхних этажах здания, пишет форумчанин, исправно платят РСО, с которыми были заключены прямые договора.

«Несмотря на это мы понимаем, что оплаченная нами услуга поставляется не должным образом: слабый напор воды, низкая температура.

Обращались с соответствующими претензиями к РСО, но получаем примерно такой ответ: ресурс в дом поставляется исправно, а если у вас есть какие-то жалобы, обращайтесь в ту инстанцию, которая будет проверять трубы в доме или давление в водопроводе. Таким образом, ресурсники снимают с себя всю ответственность за качество поставляемой услуги. Она оказана, а дальше разбирайтесь как хотите!» — возмущается жилец.

Между тем в законе ничего не сказано про то, что делать жильцу в таком случае.

«Когда документ находился на стадии принятия, разработчики говорили о том, что все жалобы должны быть адресованы ресурсникам, а за состояние внутридомовых инженерных сетей должна отвечать управляющая компания, что следует из Жилищного кодекса и прочих постановлений, — говорит Разворотнева.

— На деле все эти нюансы нигде не прописаны».

Сейчас, продолжает представитель Общественной палаты, в очередном проекте постановления пытаются ситуацию исправить и прописать четкий порядок: по всем вопросам, связанным с ненадлежащим качеством поставки коммунального ресурса, потребитель обращается в управляющую компанию, а она, в свою очередь, должна разбираться с ресурсниками. Если выяснится, что проблема возникла до ввода ресурса в дом, ответственность должна нести РСО, если внутри дома, то виновата в этом управляющая компания.

Разворотнева отметила, что пока непонятно, как вся эта схема будет функционировать на деле, потому что у УК есть только один вид договорных отношений с РСО: на закупку ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды. Теоретически ко всему остальному УК отношения не имеет.

Читайте также:  Какой срок рассмотрения заявок на добавление временных адресов?

Получается сложная правовая коллизия: как заставить «управляшку» на законных основаниях защищать собственников, если она не является стороной договора. Пока все жалобы переадресовывают УК, но все работает только «по понятиям».

Однако, по мнению эксперта, если дело вдруг дойдет до суда, у «управляшек» будут большие шансы оспорить переброшенные на них жалобы собственников.

«Схема непрямых договоров хороша тем, что там есть одна УК и она в одиночку отвечает за все коммунальные услуги и за общее имущество», — говорит Гордеев.

Сергей Астафьев, еще один участник профильного форума из Мурманска, пишет: «Если в кране нет воды, жильцы знают, что виновата в этом их УК и что бы ни происходило вне дома, например, у водоканала что-то сломалось, с этим тоже должна забираться управляющая организация.

При прямых договорах с РСО, если в квартире нет воды, нужно выяснять: проблема находится во внутренних коммуникациях дома или же вне здания и вода просто не дошла до строения».

Проблема заключается в том, что при наличии прямых договоров собственник жилья остается один на один с РСО. Именно он становится, по сути, покупателем воды непосредственно у производителя.

И требовать с ресурсника надлежащее качество поставляемой услуги гражданину придется в одиночку, в то время как у управляющей компании были свои рычаги воздействия на РСО, например, квалифицированные юристы.

Сейчас, чтобы сгладить все эти недоработки нового закона, к нему принимаются подзаконные акты. Но и тут жильцов подстерегают свои ловушки. К примеру, РСО хотят, чтобы параметры качества поставляемого коммунального ресурса проверялись не в самой квартире, а на вводе в дом. Но конкретному потребителю — к примеру тому самому, живущему на десятом этаже, — легче от этого не станет.

«Получается, за то давление, за тот напор воды, которой на десятом этаже, РСО не отвечает. Они скажут: давление на вводе в дом нормальное, а дальше не наш вопрос. Впрочем, не отвечают ресурсники и за химический состав воды.

Они могут сказать, что в колодце, откуда воду поставляют в дом, она должного качества, а то, что ржавая течет непосредственно из крана, — не их забота», — поясняет Гордеев.

Эксперт убежден, что отвечать за качество коммунальной услуги должен тот, кто отвечает за внутридомовые инженерные системы. А при переходе на прямые договора этот принцип единой ответственности оказался сломан, и теперь жильцам и жаловаться-то некому: ресурсники кивают на «управляшек», и наоборот.

Полгода действия закона о прямых платежах за услуги ЖКХ показали, что в лучшую сторону для жильцов ничего не изменилось. Меньше «коммуналка» стоить не стала, а то, что путь платежей оказался несколько короче, с лихвой компенсируется тем фактом, что гораздо меньше у организаций оказалось и ответственности за качество предоставляемых услуг.

На прямой вопрос — что же делать жильцу многоквартирного дома в случае, если зимой его квартира будет недостаточно отапливаться, а теплоснабжающая организация отказывается за это отвечать, Дмитрий Гордеев ответил односложно: «Бодаться».

Как и зачем переходить на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией

Главная/Жилищные услуги/РСО в ЖКХ

Среднестатистическому жителю мегаполиса сложно представить свою жизнь без благ цивилизации. Особенно, без воды, газа, электричества.

Их обеспечением и занимаются специальные организации, сокращенно именуемые как РСО.

Что представляют собой компании РСО в ЖКХ, каков порядок оказания услуг населению, на какие привилегии могут рассчитывать собственники жилья, получая эти продукты – рассмотрим в статье.

Что такое РСО в ЖКХ?

РСО (Ресурсоснабжающие организации) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предоставление коммунальных ресурсов и их прямую поставку к местам непосредственного потребления.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

  Оформление покупки б/у автомобиля в 2021 году

В качестве учреждений РСО в ЖКХ на практике выступают поставщики:

  • электроэнергии;
  • тепла (отопления);
  • газа;
  • горячей и холодной воды.

Помимо этого, к перечню РСО в ЖКХ принято относить транспортные компании, поставляющие ресурсные элементы к месту назначения. Категория включает в себя и всевозможные объединения, занимающиеся следующими направлениями деятельности:

  • избавление помещений от вредоносных животных (крыс, мышей), насекомых (муравьев, мошек, тараканов, блох);
  • утилизация бытовых отходов;
  • монтирование телевизионных антенн;
  • освещение участков, прилежащих к домовым территориям.

Отсюда следует вывод, что организации по снабжению ресурсами обеспечивают населению широкий перечень услуг.

Деятельность ресурсоснабжающей организации

Ресурсоснабжающая организация предоставляет УК или жильцам многоквартирных домов различные коммунальные ресурсы. Кроме того, такая организация является и транспортной компанией, которая осуществляет ежегодное обслуживание МКД и транспортировку различных бытовых отходов.

Поставка услуг

В соответствии с пп «в» п. 9 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, при обслуживании дома РСО в многоквартирный дом поставляются такие коммунальные ресурсы:

  • горячее и холодное водоснабжение (о проблемах и нормах водоснабжения в РФ узнайте здесь);
  • электроснабжение (о причинах перебоя с электричеством и жалобах рассказано в этом материале);
  • газоснабжение;
  • водоотведение;
  • отопление (о правилах теплоснабжения читайте здесь).

Внимание! Вышеприведенные коммунальные ресурсы поставляются в многоквартирный дом только после оформления управляющей компанией или жильцами МКД отдельного договора ресурсоснабжения с РСО.

Транспортировка и обслуживание

РСО в сфере ЖКХ является и организацией, осуществляющей доставку различных элементов коммунальных ресурсов к конкретному месту назначения. В этой ситуации ресурсоснабжающая организация занимается такими видами деятельности:

  • избавление квартир от различных вредоносных животных (например, мышей) и насекомых (в частности, тараканов или муравьев);
  • утилизация твердых и иных бытовых отходов;
  • установка телевизионных антенн;
  • обеспечение уличного освещения придомовых участков.

В итоге, ресурсоснабжающая организация оказывает населению широкий перечень услуг.

Нормативная база

Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения.

Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании.

Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.

К сведению

Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е.

дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.

Что означает РСО

РСО – это юр. лица и ИП, которые занимаются предоставлением коммунальных ресурсов и их прямой доставкой до мест потребления. Их деятельность регламентируется жилищным законодательством. Такими учреждениями являются поставщики:

  • электрической энергии;
  • воды, как горячей, так и холодной;
  • газа;
  • тепла (отопления и твердого топлива).

Также к таким компаниям относятся и транспортные организации, которые доставляют ресурсы до места назначения. К РСО относятся и объединения, которые занимаются следующей деятельностью:

  • ликвидируют крыс, мышей и насекомых;
  • вывозят мусорные отходы;
  • устанавливают телеантенны;
  • освещают близлежащие участки.

Их этого выходит, что РСО предоставляют как ресурсы, так и услуги для жителей многоквартирных домов. Это подробная расшифровка понятия ресурсоснабжающие организации.

  Гарантийный срок на мебель.

Порядок предоставления услуг

В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость.

В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.

Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е.

доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг).

В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.

Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.

  1. Остро строит перед организациями проблема неплатежей со стороны потребителей ЖКУ. Дело в том, что стоимость этих сервисов высокая, а доходы населения – низкие.
  2. Нередко исполнитель коммунальных услуг вырученные от жильцов средства применяет в собственных целях и нуждах (покрытие других расходных направлений, компенсация прочих издержек и др.).

К сведению Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.

Читайте также:  Есть ли ответственность за нарушение правил оформления решений собственников?

Как инициировать процедуру перехода на прямой договор с РСО

Инициатором могут выступить как собственники, так и ресурсоснабжающая организация

Если переход на прямые расчеты инициируют собственники МКД

Как Расторгнуть Договор на Коммунальные Услуги

Но и здесь можно указать УК о том, что расходы на вывоз такого мусора должны регулироваться отдельными договорами с региональными операторами.

И такой вывоз не относится к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором.

Аналогичная позиция была изложена, например, в пункте 6 Информации Минприроды России «Ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)».

Конечно, если УК требует оплаты газа и электричества, якобы использованных на участке, к которым они не подведены, это незаконно.

Но, скорее всего, речь идет об оплате доли в расходе ресурсов для общих нужд, например, уличного освещения, дорог и охраны в поселке или СНТ, в состав которого входит данный участок.

Степень освоенности участка автора вопроса при этом никак не влияет на регулярность этих платежей.

Но во всех случаях нужно выяснить, у кого в собственности дороги, коммуникации и проч., чтобы не оказалось, что после расторжения договора с УК платить придется буквально за хождение по общей земле, а подключение в индивидуальном порядке к коммуникациям невозможно или слишком дорого.

Отвечает юрист Бюро адвокатов «Де-юре» Ильсур Закиров: (читать далее…)

Вы должны понимать, что договор на покупку земельного участка – это договор о приобретении права собственности.

Договор на обслуживание данного земельного участка – это правоотношения, в которые вы вступили с соответствующей организацией.

Вопрос о расторжении второго договора необходимо решать предварительно в претензионном порядке, а далее в судебном, предоставляя соответствующую аргументацию.

Первоначально необходимо определиться с тем, в каком образовании находится ваш земельный участок. Если земельный участок находится на территории СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество), то все вопросы по обеспечению комфортного проживания – такие, как дороги, электрические и инженерные коммуникации и др. – решает СНТ за счет ваших членских взносов.

Отвечает руководитель отдела городской недвижимости «НДВ-Супермаркет Недвижимости» Елена Мищенко:

Как расторгнуть договор с УКВ случае, если ваш земельный участок расположен на территории ДНТ (дачное некоммерческое товарищество) или так называемого «коттеджного поселка», то тогда вопросы обеспечения комфортности решает УК (управляющая компания), в соответствии с заключенным с ней договором.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Отвечают заместитель директора по юридическим вопросам МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости Ольга Балбек:В то же время нужно учесть, что основной признак твердых коммунальных отходов (ТКО) состоит в том, что эти отходы должны образовываться в жилых помещениях (статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Поскольку на земельном участке ничего нет, то и плата за ТКО является по своей сути незаконной.

Елена Шерешовец разобрала оба аргумента поставщика ресурсов по вопросу расторжения прямого договора и объяснила, входит ли этот вопрос в компетенцию ОСС и может ли РСО отказаться от заключения договора с управляющей организацией.

На ОСС обязательно нужно вынести два вопроса:

  1. Прекращение прямого договора с ресурсоснабжающей организацией, заключённого на основании принятого решения общего собрания собственников помещений в МКД.
  2. Внесение изменений в договор управления: включить в него условия об обязанности УО предоставлять ту коммунальную услугу, которая предоставлялась ресурсоснабжающей организацией напрямую.

Следовательно, РСО не может отказаться от заключения с управляющей организацией договора ресурсоснабжения в целях поставки коммунального ресурса для предоставления коммунальной услуги, ссылаясь на ч. 8 ст. 157.2 ЖК РФ.

РСО считают, что собственники не имеют права расторгнуть прямой договор в одностороннем порядке (читать далее…)

О принятом на ОСС решении необходимо уведомить РСО. Вместе с уведомлением направляются копии протокола и решений общего собрания.

С момента получения поставщиком ресурса такого уведомления прямой договор считается расторгнутым в соответствии с ч. 1 ст. 450.1 ГК РФ.

Вместе с уведомлением о результатах ОСС управляющая организация должна отправить в РСО оферту на заключение договора ресурсоснабжения.

В случае, о котором рассказала Елена Шерешовец, РСО отказалась от расторжения прямого договора, ссылаясь нач. 8 ст. 157.2 ЖК РФ: у неё уже заключён прямой договор с собственниками помещений в МКД. Однако, как заметила эксперт, такой договор прекращает своё действие с момента уведомления РСО о принятом на общем собрании решении.

Расторжение прямого договора относится к компетенции общего собрания собственников

Расторжение прямого договора собственников с — РСО: мнение экспертаПредседатель Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец рассказала о том, могут ли собственники принять решение о расторжении прямого договора с РСО, а поставщик ресурсов после этого – отказаться заключить с УО договор ресурсоснабжения:

Почему УО хотят расторгнуть прямые договоры

Эксперт подробно разобрала вопрос расторжения прямого договора в выпуске «ЖКХ. Мечты сбываются»Долг УО перед РСО растёт и в итоге может превратиться в грубое нарушение лицензионных требований (пп. «д» п. 4(1) ПП РФ № 1110).

Заполните форму, чтобы задать свой вопрос:

Отказ от договора на поставку ресурсов со стороны РСО: что делать?

В последнем обзоре позиций Минстроя мы уже писали про переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями по желанию жителей. Сегодня будет пример об инициативе самой ресурсоснабжающей организации (дело №А41 – 100034/18).

Дело произошло в Московской области. Девятью домами, в которых произошёл такой переход, управляло ТСЖ. Именно оно и обратилось в суд с иском к водоснабжающей организации, где просило признать незаконным одностороннее расторжение договора водоснабжения и водоотведения.

Год назад товарищество получило уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с наличием задолженности, установленной решением суда по другому делу. ТСЖ посчитало такой отказ незаконным, что и привело к длительному, но успешному судебному спору.

Почему переход на прямые договоры не был законным?

Гражданское законодательство, по общему правилу, не разрешает односторонний отказ от исполнения договора, за исключением случаев, предусмотренных правовыми актами. В данном случае такое исключение предусмотрено ст.

157.2 Жилищного кодекса РФ. Право на односторонний отказ от договора может быть реализовано путем уведомления об этом другой стороны. В случае одностороннего отказа от договора он считается расторгнутым или измененным.

 

В силу ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ водоснабжающая организация может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора водоснабжения, если у лица, управляющего домом, образуется задолженность в размере, который равен или превышает две среднемесячные величины денежных обязательств по договору.

Такая задолженность должна быть либо признана самим должником, либо подтверждена решением суда, которое вступило в законную силу. При этом практически не имеет значения последующее погашение этого долга, кроме случая его оплаты до вступления судебного решения в законную силу.

Суд указал, что ранее решением Арбитражного суда Московской области установлено наличие задолженности ТСЖ перед водоканалом в размере 2 млн. руб., что накопилось за полгода по 9 управляемым домам (в 2017 году). В то же время среднемесячный размер величины обязательств по договору составил 4,6 млн. руб., что значительно больше установленной судом задолженности. 

Кроме того, норма про переход на прямые договоры по инициативе ресурсоснабжающей организации вступила в силу в 2018 году, а задолженность накопилась в 2017 году. В связи с этим, применение такой нормы противоречит п. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ о запрете обратной силы жилищного законодательства.

По этим мотивам суд решил, что оспариваемое уведомление об отказе от договора незаконно и нарушает права и интересы ТСЖ. 

Водоканал пытался ссылаться на задолженность товарищества по другим делам, но суд с этими ссылками не согласился, указав, что в основу уведомления об отказе легла задолженность за 2017 год, а новый долг в предмет рассмотрения по данному делу не входит.

Обжалование

Водоснабжающая организация обратилась с апелляционной жалобой в вышестоящий суд.

Тот тоже согласился с самой возможностью одностороннего отказа от договора ресурсоснабжения, сославшись на Правила №124, согласно которым в договоре на поставку ресурсов должно обязательно предусматриваться право ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от исполнения договора при наличии задолженности. 

Однако это не повлияло на выводы апелляционного суда: размер задолженности был меньше двух среднемесячных величин обязательств по договору.

При таких обстоятельствах оснований для одностороннего расторжения договора на основании спорного уведомления у ответчика не имелось, и требование ТСЖ в этой части правомерно удовлетворено.

Односторонний отказ от исполнения договора признали недействительным.

Определением Верховного Суда РФ от 02.12.2019 № 305-ЭС19 – 18374 жалоба водоканала оставлена без удовлетворения.

Рекомендации

  • Из рассмотренного положительного опыта ТСЖ можно выделить такие рекомендации для тех компаний и товариществ, которые попали в аналогичную ситуацию:
  • — погасить задолженность до вступления в силу судебного решения о ее взыскании,
  • — для получения дополнительного времени можно оспорить решение о взыскании долга и погасить задолженность,
  • — проверить, за какой период образована задолженность: возможно, она накопилась также до поправок в законодательство,
  • — перепроверить среднюю величину обязательств по договору: есть вероятность того, что долг окажется недостаточным для одностороннего отказа от договора ресурсоснабжения.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *