С апреля 2018 года изменился жилищный закон, и жильцы, проживающие в многоквартирных домах, с этого времени имеют возможность заключать договоры на оказание коммунальных услуг непосредственно с их поставщиками (минуя управляющие компании). К ресурсам, на поставку которых можно заключать такие договора относятся: горячая и холодная вода; канализация; снабжение электрической энергией; подача газа; отопление; вывоз мусора.
Как будет осуществляться переход на отношения «РСО-потребитель»
В каких случаях это допускается
Исключить из цепочки поставки жилищно-коммунальных услуг компанию, которая осуществляет управление домом, можно только по двум основаниям:
- Инициатива жильцов. Она должна быть одобрена решением собрания собственников помещений МКД. Только тогда, граждане получат легальную возможность платить за услуги на счета РСО.
- Поставщик коммунальных ресурсов по закону имеет право прекратить отношения с жилищной организацией и заключать договора с конечными потребителями только в случае если УК имеет задолженность по оплате поставленных ей услуг, и долг подтвержден решение суда.
Каким образом оформляется
При принятии такого решения собранием жильцов, оно излагается в виде протокола. Далее об этом уведомляются управляющая компания и поставщик (и) ЖКУ. В протоколе и уведомлении обязательно указывается срок, с которого прекращаются отношения с УК, и действует договор с ресурсниками. С этой даты оплата производится напрямую тому, кто поставляет коммунальный ресурс.
В ситуации, когда решение об установлении прямых отношений с потребителями услуг исходит от РСО – она рассылает соответствующие уведомления в адрес УК и собственников помещений дома.
Необходимо отметить, что по закону не требуется оформления таких отношений в письменном виде.
Плюсы перехода на подобные отношения
- Управляющие компании не будут иметь отношения к платежам населения за ЖКУ, и у них исчезнет возможность направлять эти деньги на свои нужды, вместо оплаты коммунальных ресурсов (нет нужды напоминать о громких скандалах по поводу растраты или нецелевого использования денег населения, полученных жилищными организациями от населения за ЖКУ)
- Размер выручки УК снизится за счет исключения из нее платежей населения за комуслуги. В результате этого многие из них смогут применять упрощенную систему налогообложения. В итоге – уменьшаться платежи в бюджет и различные фонды, у жилищных организаций будет оставаться больше финансовых средств на выполнение своих непосредственных обязанностей.
- Выгода ресурсоснабжающих организаций будет заключаться в том, что при правильном построении работы с потребителями, вырастет собираемость платежей за коммунальные услуги. Как показывает практика – с населения она при постоянном методичном взыскании несвоевременно вносимых платежей составляет примерно 90%, тогда как этот же показатель при отношениях с УК приблизительно равен 75%.
- Каждый потребитель расплачивается только за тот объем услуг, который получил непосредственно он, а не сообща с соседом.
- Уменьшение случаев банкротства управляющих компаний. Ведь деньги, собранные ими с населения за ЖКУ, часто не доходили до РСО. Результатом становились судебные процесс и разорение многих УК.
- Итогом перехода на прямые договора станет улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг. РСО, являясь крупными фирмами, имеют больше возможностей, чем управляющие компании, развивать процесс оказания ЖКУ. А получая платежи населения на свои счета – у них появляется и такая обязанность.
Минусы перехода на договора с ресурсными организациями
- Граждане не получат от этих изменений никакой финансовой выгоды – размер оплаты за коммунальные услуги не уменьшится, изменится только получатель денег.
- Как ни странно – исключение УК из процесса оказания услуг приведет к росту тарифов на ЖКУ. Ведь теперь РСО сами должны проводить начисление, принятие показаний приборов учета, взыскание задолженности. Все это ведет к увеличению штата юридических лиц. Которое в обязательном порядке будет закалываться в тарифы.
- РСО в большинстве своем не готовы пока заниматься прямыми договорами с населением, и самое главное – проводить постоянную работу по взысканию просроченных платежей с потребителей. Ведь довольно большая часть потребителей попросту не имеют денег для оплаты коммунальных услуг. И даже при наличии судебных решений, получить с них реальные деньги – очень тяжело, а то и невозможно.
- Форма прямого договора, до сих пор не утверждена государством. То есть, какими должны быть условия таких отношений не знает пока никто. Учитывая, что население в данной ситуации является наиболее уязвимой и менее грамотной стороной, можно предсказать возможность злоупотребления РСО своим положением;
- По сути, не будет центра ответственности за предоставляемые коммунальные услуги. К примеру, в случае если горячая вода в квартиры будет поступать со ржавчиной, — теплоснабжающие организации (они отвечают за подогрев воды) будут пенять на водоканал и УК. А те – в свою очередь – друг на друга (определить, на чьей зоне ответственности произошло загрязнение воды буде непросто).
- Следующий минус – увеличение количества квитанций за ЖКУ. Кроме того, больше времени будет уходить на оплату коммунальных платежей – за счет возрастания их числа.
- Более проблематичный перерасчет платы за оказанные услуги. При прямых платежах в РСО решать эти вопросы придется в не водном месте, а в каждой компании отдельно.
Какие отношения выбрать
Как видно, количество минусов от перехода на прямые договора немного больше числа плюсов. При этом достоинства новой формы расчетов зачастую являются выгодой для РСО и управляющих компаний. Тогда как недостатки этого нововведения – в основном ложатся на плечи населения. Что же можно тут посоветовать.
Сократят ли граждане коммунальные платежи после перехода на прямые договоры с поставщиками
В конце марта в сфере ЖКХ произошло важное событие: был принят закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями (РСО; № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»). Заключив прямые договоры, жители смогут расплачиваться непосредственно с самими поставщиками за воду, тепло, вывоз мусора, электричество и газ «без посредника», минуя управляющую организацию (УО).
Но чтобы идеи закона воплотились на практике, нужно дождаться постановления правительства на эту тему и текста типового договора. Эти документы разрабатывает Минстрой, и на момент написания статьи они еще не были опубликованы.
Закон о прямых договорах предоставил жителям свободу маневра: хотят – остаются со своей УО и доверяют ей работу с деньгами, не хотят – отставляют ее и сами распоряжаются платежами. Кроме того, закон защитил граждан от откровенных Остапов Бендеров, переквалифицировавшихся в управдомы.
То есть от тех самых компаний, которые собирают деньги жителей, тратят их, как хотят, бывает, отправляют в офшоры, оставляя гигантские долги перед РСО, а себя объявляя банкротами. Не говоря уже об обманутых людях и неотремонтированных сетях.
Правда, такие махинации на рынке ЖКХ встречаются гораздо реже, чем еще лет пять назад.
Дело вовсе не в коммунальных триллерах с УО в главной роли злодея. Галина Хованская, председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (один из авторов закона), указывает на банкротство не мошеннических, а прежде всего порядочных УО, ТСЖ и ЖСК из-за того, что они недостаточно эффективно собирают платежи.
Ведь за задолженность перед РСО отвечают именно они. 100% платежей с населения не собирает никто и никогда, сейчас средняя цифра – 93%. «Недосдачу» приходится покрывать из собственных средств. Если из месяца в месяц компания недобирает 4–5–6% платежей, то неминуемо обанкротится.
В частности, Хованская сообщила более чем о 200 случаях банкротств ТСЖ по стране.
Есть и другой вариант развития событий помимо банкротства. «Из-за задолженностей перед ресурсниками страдают все жители, ведь управляющие организации начинают экономить на услугах по содержанию дома, нанимают дешевых подрядчиков.
Есть примеры, когда они ставят жителям ультиматум: «Вы не платите коммуналку, значит, мы не будем ремонтировать подъезд», – рассказывает Хованская.
Еще один способ закрыть финансовые дыры – разбросать чужие долги на добросовестных плательщиков, заставить платить «за того парня».
Как отмечает депутат, многие управляющие организации ждали этого закона, а их представители постоянно интересовались, когда же их освободят от сбора платежей и позволят сосредоточиться на содержании дома, текущем ремонте, уборке и прочих хозяйственных заботах.
В самой идее прямых договоров ничего революционного нет, подчеркивает Хованская, почти у всех уже давно есть прямые договоры с электроснабжающими и газоснабжающими организациями.
Кроме того, прямые договоры заключались и раньше – с жителями, которые выбрали форму непосредственного управления своим домом. Такая схема в настоящее время возможна в небольших домах – до 30 квартир, а с 2011 по 2015 г.
можно было перейти на непосредственное управление независимо от количества квартир в доме. В этот период сформировался основной пул прямых договоров, которые действуют по сей день.
Теперь и обитателям многоквартирных домов дано право заключать прямые договоры. Решение должно принять общее собрание собственников (ОСС). РСО должна подчиниться (в одной из предыдущих версий закона право отказаться у РСО было, но потом исчезло).
«Это сделано для того, чтобы жители могли избежать монополизма РСО, которые неохотно переходили на прямые договоры, можно было годами этого добиваться, – комментирует Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, председатель правления ТСЖ «Аркада хаус».
– Водоканалы, например, совершенно не стремятся к переходу на прямые договоры. Некоторые теплоснабжающие организации (теплосбыты) – тоже».
платежей за жилищно-коммунальные услуги с населения не собирает никто и никогда, сейчас средняя цифра – 93%. Если из месяца в месяц управляющая компания недобирает 4–5–6% платежей, то неминуемо обанкротится
Отсутствие энтузиазма со стороны РСО, не привыкших работать напрямую с потребителями, эксперты объясняется тем, что им придется создавать абонентские отделы, колл-центры и т. д.
Хованская предвидит, что в Москве возможно сопротивление закону со стороны тепловиков: «Ведь они хотят получить 100% собираемости платежей, но чтобы для них собирали деньги УО.
В Москве деньги в большинстве случаев собирает бюджетное учреждение и недобор компенсируется из бюджета. «Хорошая» схема, правда?»
Есть еще один путь заключения прямых договоров – не самый приятный. Потребовать перехода со старой схемы на новую имеет право РСО, но только в том случае, если управляющая организация ей задолжала и не платит больше двух месяцев, на руках имеется судебное решение, подтверждающее задолженность. Тогда РСО тоже ни у кого не спрашивает согласия – ни у собственников, ни у управляющей компании.
Впрочем, у проштрафившейся стороны есть время, чтобы такого не допустить. Крохин обращает внимание на то, что два месяца дается «с момента вступления в силу судебного решения, после апелляционной инстанции. То есть у жителей есть возможность, пока идут судебные разбирательства, собрать деньги. Реально есть 3–5 месяцев».
Эксперт замечает, что причины задолженности могут быть разные, не обязательно это несоблюдение платежной дисциплины. Например, мог быть неисправным общедомовой счетчик воды и, пока его меняли, дом какое-то время платил по среднему потреблению. А потом сам водоканал «забыл» об этом и выставил долги.
Для УО копить долги крайне нежелательно и опасно.
Юрий Кочетков, председатель Ассоциации управляющих организаций «Бурмистр», указывает на готовящиеся изменения в законодательство, они касаются грубых нарушений лицензионных требований, в их число включается и задолженность перед РСО. Наказание – «из лицензии могут быть исключены сразу все дома, что равноценно потере бизнеса в целом», предупреждает он.
А вот третий участник – УО – в официальном порядке не может инициировать переход на прямые договоры. Ей только останется жечь глаголом, т. е. на ОСС убеждать собственников, что им нужны прямые договоры, предполагает Кочетков.
«Да, схему договоров выбирает или собственник, или РСО – таков подход законодателя. Так что УО у нас считаются в какой-то мере мальчиками для битья.
Однако у них есть возможность изначально отказаться вообще от обслуживания какого-то дома, не заключать договор управления многоквартирным домом», – замечает Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города».
Впрочем, перед тем как переходить на прямые договоры, эксперты советуют жителям все как следует взвесить и просчитать, стоит ли отказываться от своей УО или ТСЖ. Крохин уверен, что дом, где он руководит ТСЖ, заключать прямые договоры с ресурсниками не захочет: товарищество умеет работать с людьми, защищает их интересы, уделяет внимание энергосбережению.
Если жители все-таки решатся на прямые договоры, то они должны понимать, что их ждет впереди. Власти постарались сократить бюрократические процедуры и предложат сторонам типовой договор, который сейчас разрабатывает Минстрой. Никаких дополнительных соглашений гражданам подписывать не нужно.
«Обязанность заключить публичный договор у нас есть для поставщика, – объясняет Крохин. – Что же касается собственника, договор считается заключенным с момента платежа, когда вы взяли квитанцию и заплатили по ее реквизитам. Это договор присоединения.
Типовой договор висит на сайте, вы к нему присоединяетесь автоматически, проведя платеж».
При переходе может возникнуть, например, необходимость поменять счетчики, если они устарели. Менять их должен собственник, но делает это не всегда вовремя.
«Родная» УО может особенно уж не обращать на это внимания, а просто мягко напоминать, что хорошо бы как-нибудь приобрести новые приборы учета.
Ресурсники же миндальничать не станут – потребуют заменить приборы учета, в противном случае будут рассчитывать платежи по нормативам, а не по показаниям счетчика.
При схеме прямых договоров УО никуда не исчезает и продолжает отвечать за содержание общего имущества, в том числе внутридомовых сетей. И за эти услуги жители будут продолжать платить – а тарифы имеют свойство расти.
И наконец, один из самых волнующих вопросов – кто будет отвечать за качество коммунальных услуг? По мнению Гордеева, этот вопрос остался до конца не понятым: «В Жилищном кодексе (ЖК) данные положения отсутствуют. В предыдущих проектах закона было написано, что УО отвечает за качество коммунальных услуг, не будучи их исполнителем.
Сейчас этих норм в ЖК нет, но Минстрой собирается их включить в проект типового договора». Как вспоминает эксперт, были намерения вменить УО обязанности начислять плату за коммунальные услуги, принимать жалобы, снимать показания счетчиков, контролировать качество коммунальных услуг. Для РСО это было бы удобно.
Но в итоге этот перечень обязанностей уменьшился: за УО остались только обязанности контролировать качество услуг и принимать обращения.
Кроме того, сейчас в статье 20 ЖК прямо сказано, что органы госжилнадзора должны контролировать выполнение правил предоставления коммунальных услуг. «Значит, если исполнителем коммунальных услуг при прямых договорах будет РСО, то у жилинспекций есть все права и полномочия их контролировать. Нужно только, чтобы они не боялись требовать с РСО выполнять их обязанности», – говорит эксперт.
К кому же идти жаловаться? Кочетков считает, что собственнику необходимо сначала обратиться в УО (ТСЖ), которая обязана передать жалобу в РСО, и дальше ждать ответа. Ответственность за отсутствие ответа для РСО не предусмотрена, подчеркивает эксперт, если это обращение ничего не дало, надо подключать жилищную инспекцию.
Общения с потребителями поставщикам ресурсов не избежать, если дело касается платежей. Тем РСО, у кого нет абонентских служб, нужно будет ими обзаводиться. «У нас большинство потребителей – это люди старшего возраста, они не пользуются электронными услугами и идут на личный прием.
Абонентский отдел нужно обязательно создавать – и недалеко от дома. Это скорее всего будет заложено в тарифе (ничего другого не придумано), – полагает Крохин. – В крупных городах, таких как Москва, вероятно, заключат соглашения с МФЦ и серьезно никто не пострадает.
Но опять-таки какие-то суммы РСО им будет отчислять за услуги, а деньги, пусть и не очень большие, – брать с потребителя».
«Часть дополнительных затрат надо будет учитывать в тарифах на соответствующие коммунальные ресурсы», – соглашается Гордеев. «Всегда так или иначе сегодня и завтра люди будут нести эти затраты. Даже когда говорят: «За это заплатит бюджет», за это все равно заплатим мы с вами. Вопрос в том, чтобы не заплатить дважды или не переплатить», – заключает эксперт.
Специалисты уже сейчас видят моменты, которые обойдены законом.
Так, Гордеев говорит о проблеме «обратного перехода» – с прямых договоров на старую схему, когда жители снова захотят выбрать УО в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Но такой переход назад возможен только при согласии на это РСО, а она может отказать. Необходимо все-таки дать возможность жителям вернуться к непрямым договорам, «иначе получается игра в одни ворота», считает Гордеев.
Переход на прямые договора с РСО по своей инициативе: как не исполнить невыполнимые требования п. 6 Правил № 354
01.10.2020 11:20 1 Октября 2020 в 11:20
Конструкции прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО) около двух с половиной лет. За это время наработана практика взаимодействия с РСО в разных направлениях с общей тенденцией ассиметричного правового регулирования в пользу ресурсника.
Переход на прямые договора по инициативе РСО и по инициативе собственников: ассиметричный подход законодателя
То, что мы называем прямыми договорами в законе поименовано предоставлением коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) (ст. 157.2 ЖК РФ).
Однако несмотря на такую очевидную формулировку, РСО, как право, отказываются считать себя исполнителями коммунальных услуг, перекладывая данную ответственность на управляющую многоквартирным домом организацию. Жилищные инспекции, как правило, очень неохотно реагируют на недобросовестное поведение ресурсников и почти никогда не вмешиваются в данные вопросы.
Таким образом, РСО как исполнители коммунальной услуги (поскольку нельзя осуществлять предоставление коммунальной услуги не будучи исполнителем) фактически выпадают из государственного жилищного надзора, определенного в ст. 20 ЖК РФ.Законом предусмотрено два варианта перехода на прямые договора потребителей с ресурсником.1.
В случае признанной управляющей организацией или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности управляющей домом организации перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору РСО (п. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).
В этом случае РСО:- уведомляет о дате переходе на прямые договора управляющую домом организацию (по адресу, который указан в выписке из ЕГРЮЛ) (п. 3 ст. 157.2 ЖК РФ);- уведомляет о дате переходе на прямые договора собственников помещений многоквартирного дома (п. 4 ст. 157.2 ЖК РФ).
Как правило такое уведомление осуществляется через сайт ресусника, а также информационные стенды около подъездов дома.
По истечении 30 дней с даты направления уведомления управляющей домом организации договора ресурсоснабжения договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается прекращенным полностью, а договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (п. 5 ст. 157.2 ЖК РФ).При этом договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг считаются заключенными РСО в указанном случае со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно (в бесписьменной форме путем совершения конклюдентных действий).Фактически собственники не имеют права голоса в этой ситуации, а все решения за них принимает ресурсник. При этом никакие дополнительные сведения до начала перехода на прямые договора – предоставлять ресурснику не требуется.2. По решению общего собрания. Такая компетенция общего собрания определен в пп. 4.4 п. 2 ст. 44 ЖК РФ. Одновременно законодатель обязал инициатора общего собрания в срок, не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания направить РСО копии решений и протокол общего собрания собственников (п. 1 ст. 46 ЖК РФ).После этого РСО приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, определенной в решении общего собрания. Указанный срок может быть перенесен, но не более чем на 3 календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с ТКО уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее 5 рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений (пп. 1 п. 7 ст. 157.2 ЖК РФ).
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Как выполнить невыполнимые требования п. 6 Правил № 354Первоначально никаких дополнительных действий от управляющей организации для перехода на прямые договора не требовалось и закон был минимально симметричный. Однако с принятием Постановления Правительства РФ от 13.07.2019 № 897 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями» процедура перехода на прямые договора по инициативе собственников стала крайне тяжелой и затруднительной. Данное постановление ввело поправки в п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), которыми на управляющую домом организацию возложена обязанность не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида предоставить ресурсоснабжающими организациями пакет сведений из 8 позиций.Такие сведения должны включать в себя:- фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, – наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;- адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги; — сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений;- сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома;- сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;- сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления соответствующей коммунальной услуги, на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления;- сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы за предыдущие 12 месяцев;- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе. Обязанность предоставить указанные сведения ресурснику обрекла управляющие организации на полное бесправие. Реквизиты документа, удостоверяющего личность можно предоставить только в том случае, если собственник добровольно их предоставил. Как быть в случае, если собственник такие сведения предоставить отказывается?Получить показания приборов учета за 12 расчетных периодов можно только в том случае, если управляющая организация управляла данным домом, а как быть, если она только что приступила к управлению? Большей части этих сведений у управляющей организации может просто не быть и взять из негде. При этом на управдомов повесили обязанность собирать сведения, необходимые ресурснику для того, чтобы выставить квитанции и получить деньги за свой коммунальный ресурс. Более того, для управляющих организаций ввели штраф за ситуацию, если пакет данных сведений не был передан в 100%м объеме и это повлекло ошибки ресурсника в начислениях (что также неизбежно в первые 2-3 месяца). В случае, если потребитель заявит в РСО претензию о выплате штрафа за ошибку через п. 155(1) Правил № 354, данный штраф в РСО обязана компенсировать управляющая организация.Поскольку все законодательство в сфере ресурсоснабжения написано исключительно в пользу РСО, поправки в п. 6 Правил № 354 не стали чем-то особенно новым: законодатель пошел по самому простому пути, переложив полную ответственность на управляющие организации, которые вынуждены бесплатно собирать информацию, необходимую ресурснику и нести ответственность за ошибки ресурсника.
Пытаемся противодействовать ресурснику, неправомерно отказывающему в переходе на прямые договора
Основная проблема, связанная с применением п. 6 Правил № 354 – касается крайней недобросовестности РСО, которые отказываются выставлять квитанции до момента передачи 100%го объема сведений, указанных в п. 6 Правил № 354.
Как уже было сказано, собрать в полном объеме, например, паспортные данные, невозможно, что очень затягивает переход на прямые договора. Основой противодействия ресурснику, отказывающего в переводе на прямые договора, может быть такая схема:1.
Управляющая организация полностью исключает из своих квитанций плату за коммунальные услуги с даты начала прямых договоров, указанной в решении общего собрания.2.
После этого ресурсник уведомляется о данном факте и в случае, если он начинает взыскание задолженности, управляющая организация обязана доказывать в суде, что она не является надлежащим ответчиком.В пользу такого подхода есть ст. 157.2 ЖК РФ прямого действия, которая по силе действия выше п.
6 Правил № 354 и не требует никаких дополнительных условий для начала прямых договоров, кроме как наличия решения общего собрания (Важно также подчеркнуть, что п. 6 Правил № 354 не распространяется на регионального оператора по обращению с ТКО, видимо, забыли это изначально вписать).
Безусловно, есть общая проблема в несправедливости законодательного регулирования в части перехода на прямые договора. Изначально ассиметричное законодательство продолжается видоизменяться в сторону максимальной защиты ресурсников при полном бесправии собственников и управляющих многоквартирным домами организаций.
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наукСайт: pavelkuznetzov.ru
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Другие публикации в блоге
Работа с выморочным имуществом: заставляем расплачиваться орган местного самоуправления
Как ТСЖ подать на судебный приказ по задолженности ЖКХ
Новый СанПиН 1.2.3685-21 о ежедневной уборке подъездов: как управляющей организации работать в новых условиях
«Прямые договоры» вместо «прямых платежей»?
Вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее — ФЗ № 59), в соответствии с которым стало возможным заключать «прямые договоры» предоставления коммунальных услуг между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах (МКД) и ресурсоснабжающей организацией (РСО).
Вопреки расхожему мнению о том, что якобы после вступления в силу ФЗ №59 законодательством предусмотрена возможность выбора как «прямых платежей» (оплата потребителями коммунальных услуг в РСО при сохранении статуса исполнителя коммунальных услуг у УО/ТСЖ), так и «прямых договоров» (оплата потребителями коммунальных услуг в РСО по договору предоставления коммунальных услуг при наличии у РСО статуса исполнителя коммунальных услуг), указанным законом одновременно с введением возможности перехода на «прямые договоры» ранее предусмотренная возможность выбора в качестве порядка оплаты внесения платы за все или некоторые коммунальные услуги РСО и региональному оператору по обращению с ТКО («прямые платежи») была отменена — части 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ, а также положения ЖК РФ, содержащие ссылки на данные нормы, утратили силу.
Указанными положениями была предусмотрена возможность собственников и нанимателей помещений вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги в РСО (а за коммунальную услугу по обращению с ТКО — региональному оператору по обращению с ТКО). При этом ТСЖ, ЖК, ЖСК, УО отвечали перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, то есть сохраняли статус исполнителя коммунальных услуг.
При этом частью 6 статьи 3 ФЗ № 59 установлено, что в случае, если до 03 апреля 2018 г.
было принято и реализовано решение о внесении собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги РСО, а за коммунальную услугу по обращению с ТКО — региональному оператору по обращению с ТКО, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, то есть до принятия собственниками решения о переходе на «прямые договоры». В этом случае внесение платы за коммунальные услуги указанным организациям признается выполнением собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Интересен тот факт, что в соответствии с вышеприведенной статьей, если ранее применялись «прямые платежи», в будущем возможен переход только на «прямые договоры». Варианта отказа от «прямых платежей» и перехода на оплату коммунальных услуг в УО, ТСЖ, ЖСК законодатель не предусмотрел.
Таким образом, с 3 апреля 2018 г. выбрать в качестве способа расчета за коммунальные услуги «прямые платежи» невозможно, однако ранее принятое решение о «прямых платежах» сохраняет свое действие до перехода на «прямые договоры». При этом переход на «прямые договоры» возможен как с «классического» способа оплаты коммунальных услуг в УО/ТСЖ, так и с «прямых расчетов» потребителей с РСО.
Дополнительно стоит отметить, что порядок отказа от заключенных «прямых договоров» потребителей коммунальных услуг с РСО законодательством не установлен, то есть наличие самой возможности отказа от «прямых договоров» сомнительно.
Отказ рсо от заключения прямых договоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ рсо от заключения прямых договоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Отказ рсо от заключения прямых договоров
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.02.2021 N Ф09-7975/20 по делу N А60-61736/2019Требование: О взыскании с управляющей организации задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки.Обстоятельства: Региональный оператор по обращению с ТКО ссылался на неоплату услуг в отношении многоквартирных домов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку собственниками помещений приняты решения о заключении прямых договоров с оператором, в которых определены даты заключения таких договоров, данные решения направлены в адрес оператора, которым не представлено доказательств реализации права на перенос сроков заключения прямых договоров, непредставление приложений к протоколам общих собраний собственников не может являться основанием для отказа от заключения прямых договоров.
Ссылка заявителя на непредставление ответчиком приложений, указанных в пункте 20 Приказа Минстроя России от 28.01.
2019 N 44/пр, являющихся неотъемлемой частью протоколов общих собраний собственников помещений, в обоснование правомерности доводов об отсутствии правовых оснований для заключения прямых договоров, поскольку непредставление таких документов не может являться основанием для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения прямых договоров с собственниками помещений в доме при принятии ими такого решения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Отказ рсо от заключения прямых договоров
Нормативные акты: Отказ рсо от заключения прямых договоров
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Минстроя России от 22.01.2019 N 1324-ОО/06Согласно описанному в обращении в Минстрой России случае собственники помещений в многоквартирных домах с водоподогревателями (бойлерами) приняли решение в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) о заключении договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, в т.ч. с организацией, осуществляющей на дату принятия такого решения поставку тепловой энергии в многоквартирный дом в целях предоставления в многоквартирный дом коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению. При этом теплоснабжающая организация, имеющая изначально намерение перейти на прямые договоры с потребителями коммунальных услуг с 1 октября 2018 года, отказалась от такого перехода по причине невозможности предоставления ею коммунальной услуги, поименованной в решении собственников о переходе на прямые договоры, как коммунальной услуги «тепловая энергия».