РСО (ранее являвшаяся и УК) не предоставляет вновь выбранной УК предыдущие показания ИПУ по ГВС, сведения о поверке и установке ипу. Что делать?

Правильная работа приборов учета позволяет оплачивать коммунальные ресурсы по единому тарифу, поэтому поверка счетчиков воды в срок – это обязательная процедура.

Собственник помещения должен получить подтверждение, что устройство работает без нарушений.

Для этого необходимо действовать согласно существующим правилам, что позволит избежать проблем с УК или ресурсоснабжающей организацией.

РСО (ранее являвшаяся и УК) не предоставляет вновь выбранной УК предыдущие показания ИПУ по ГВС, сведения о поверке и установке ипу. Что делать?

В 2012 году Правительство Москвы приняло Постановление №831, которое отменило регламент проверки, действовавший ранее на основании ППМ №77 от 10.02.2004 г. Это привело к неправильному толкованию.

Дело в том, что нововведения коснулись только срока обращения в государственную метрологическую службу или организацию, имеющую соответствующую лицензию.

Ранее собственник помещения должен был отправлять на поверку счетчик ГВС каждые 4 года, а устройство, контролирующее холодное водоснабжение – каждые 6 лет.

Постановление не отменяет поверку ИПУ, поэтому процесс остался обязательным. Теперь за основу берется не утвержденный период, а межповерочный интервал, который прописан изготовителем. Это позволяет устанавливать в квартире или частном доме счетчики со значительным сроком первичной эксплуатации.

Изменения в законодательстве Москвы в сфере ЖКХ привели существующие положения в соответствие с ПП РФ № 354 от 06.05.2011 , где поверочный интервал определяется на основе сопроводительных документов ИПУ. Любые действия управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций, направленные на установление других параметров, противоречат закону.

На заметку! Осуществление действий по подтверждению работоспособности механизма и его замене целиком лежит на собственнике помещения и относится к обязательным, гарантирующим расчет ресурсов по единому тарифу. За отказ от проведения процедуры не предусмотрены санкции и штрафы, только изменение формы оплаты.

Срок эксплуатации счетчиков: как узнать межповерочный интервал

Правильный учет периода использования ИПУ горячей и холодной воды позволяет избежать возникновения проблем с УК и лишних трат.

 На основании действующего Постановления Правительства РФ № 354 в последней редакции 2018 года расчет интервала поверки происходит на основании технической документации (паспорта) счетчика.

Точный период прописывается изготовителем с проставлением соответствующих пометок.

На данный момент наиболее распространены устройства со следующим интервалом:

  • Для холодного водоснабжения – 6 лет.
  • Для ГВС – 4 года.
  • Некоторые зарубежные производители устанавливают периодичность 10–12 лет. Такие приборы должны пройти обязательную проверку на территории РФ и получить допуск.

РСО (ранее являвшаяся и УК) не предоставляет вновь выбранной УК предыдущие показания ИПУ по ГВС, сведения о поверке и установке ипу. Что делать?

При покупке нового счетчика следует обратить внимание на дату его выпуска, потому как именно от нее будет отсчитываться время до следующей поверки

Сертифицированный счетчик имеет пломбы Госповерки и полный комплект документации. Необходимо правильно оценивать время до продления интервала использования: для этого нужно опираться на дату заводских испытаний, а не на установку или ввод устройства в эксплуатацию.

Также оценивается срок службы счетчиков, в течение которого оборудование может использоваться. Для отечественных приборов чаще всего это 12 лет, зарубежных – 20–25. На долговечность влияет множество факторов, поэтому устройство может прийти в негодность намного раньше.

Ввиду различных условий эксплуатации, не всегда соответствующих установленным, завод-изготовитель определяет гарантийный срок, в течение которого предъявляются претензии по работе счетчика.

Он прописан в паспорте и чаще всего составляет полтора года.

При выходе прибора учета воды из строя или обнаружении недостоверности показаний в течение этого периода можно обратиться с требованием замены, но гарантия действует только при соблюдении указанных условий.

Когда может потребоваться досрочная поверка

Необходимость внепланового подтверждения работоспособности счетчика воды может возникать по разным причинам:

  1. Повреждение контрольных пломб (заводских или установленных при вводе в эксплуатацию).
  2. Появление дефекта, который приводит к неправильному измерению показаний. Это может выявиться при значительном увеличении расхода ресурса.
  3. Нарушение целостности счетчика. При механическом воздействии на корпусе возможны внешние повреждения. Чтобы исключить их влияние на работоспособность, нужно провести перепроверку.
  4. Утеря технической документации или акта предыдущей сверки. В результате смены собственника помещения, УК, ресурсоснабжающей организации или иных причин подтверждающие документы могут быть испорчены или утрачены. Чтобы проверить правильность показаний, потребуется получить подтверждение.
  5. Самостоятельное решение владельца дома или квартиры. Специалист управляющей компании по результатам плановой проверки может указать, что прибор учета работает с нарушением допустимой погрешности. Для того чтобы подтвердить исправность, допускается обращение в сертифицированную лабораторию. В некоторых ситуациях целесообразно заменить счетчик воды в квартире или частном доме на новый, поскольку обследование может подтвердить неработоспособность устройства.

РСО (ранее являвшаяся и УК) не предоставляет вновь выбранной УК предыдущие показания ИПУ по ГВС, сведения о поверке и установке ипу. Что делать?

Наиболее частыми причинами внеочередной поверки счетчика воды считаются нарушение целостности пломбы и дефекты корпуса прибора

Совет! Если прибор был установлен бывшим собственником жилья, но необходимые документы отсутствуют, то время очередной оценки работоспособности можно вычислить по дате на корпусе ИПУ или узнать из квитанции.

Где поверить водомер и нужно ли за это платить

Процедура поверки осуществляется только специальными организациями, поскольку процесс предполагает выдачу разрешающих документов.

Обращаться необходимо в следующие учреждения:

  • Государственная метрологическая служба. Находится в ведении Госстандарта.
  • Организации, получившие аккредитацию в области обеспечения единства измерения. Лицензирование проводит Федеральная служба аккредитации.
  • Управляющие или ресурсоснабжающие компании, но только при наличии соответствующего разрешения.
  • Заводы-изготовители ИПУ. Некоторые предприятия предоставляют услугу повторной поверки выпущенных водяных счетчиков.

При обращении в негосударственную структуру необходимо убедиться, что учреждение имеет все соответствующие документы, действительные на данный момент.

Поверка счетчика воды предоставляется исключительно в виде платной услуги, поскольку обязанность по обеспечению жилья ИПУ лежит на собственнике. Это отражено в ПП РФ № 354 от 06.05.2011 (ред. от 27.03.2018).

В случае аренды жилья у муниципалитета в 2018 году очередную поверку оплачивает администрация. Бесплатно получить услугу можно также при участии в различных акциях организаций или воспользовавшись специальным предложением. В некоторых регионах для льготных категорий граждан действуют особые условия, но для уточнения информации нужно обратиться в Управление социальной защиты.

Порядок проведения поверки

Подтверждение работоспособности бытовых приборов учета воды осуществляется по стандартной схеме:

  1. Исполнителю коммунальных услуг подаются 2 заявления. Первое – для вызова специалиста с целью снятия последних показаний, второе потребуется для демонтажа, который осуществляется сотрудником УК или ресурсоснабжающей организации.
  2. В назначенное время придет специалист, снимет последние показания счетчика и составит акт, в котором будут отражены все сведения. Один экземпляр остается у владельца.
  3. Далее удаляется незаводская пломба, прибор снимается, устанавливается временная проставка.
  4. Собственник должен сдать устройство в официальную организацию, которая имеет соответствующие разрешение, и заполнить заявку на проведение поверки. Обязательно нужно получить акт, в котором будут отражены основные данные счетчика воды. Поскольку процедура проводится платно, вносится нужная сумма.
  5. Сроки поверки разнятся от нескольких часов до недели. В результате вместе с ИПУ выдаются сопроводительные документы, основным из которых является свидетельство о проведенном обследовании. Если недочетов нет, то механизм допускается к дальнейшей эксплуатации.
  6. Перед тем как ставить счетчик обратно, необходимо подать заявку исполнителю коммунальных услуг для вызова специалиста, который введет прибор в эксплуатацию.

Если помещение находится в муниципальной собственности, то работы согласовываются с администрацией.

Поверка счетчика воды на дому без снятия

Альтернативный вариант дает возможность избежать сложностей демонтажа ИПУ. Нужно вызвать мастера, который должен иметь при себе специальный калибровочный прибор с сертификатом соответствия.

Методика проведения:

  1. К моменту, когда срок первоначального использования ИПУ истечет, нужно подать заявку в организацию, которая предоставляет соответствующие услуги. При обращении указывается вся информация о счетчике, в том числе его месторасположение.
  2. У прибывшего специалиста следует проверить подтверждающие документы, после чего можно приступить к работе.
  3. Мастер сделает несколько промеров количества воды, которая проходит через счетчик. Исходя из полученных данных, высчитывается погрешность.
  4. Если проблемы отсутствуют, то выдается свидетельство испытаний, в котором указывается, что механизм пригоден для дальнейшего использования. При обнаружении нарушений в работе прибор не может служить для учета потребления воды, его требуется заменить.

РСО (ранее являвшаяся и УК) не предоставляет вновь выбранной УК предыдущие показания ИПУ по ГВС, сведения о поверке и установке ипу. Что делать?

При выборе организации, предоставляющей услуги надомной поверки водомеров, нужно убедиться в том, что фирма имеет действующую лицензию на выполнение подобных работ, иначе выданные ею документы не будут иметь силы

Все получаемые документы нужно проверять на месте, чтобы удостовериться в наличии печатей и штампов. Обязательно следует получить подтверждение, что испытания проводила лицензированная организация: в этом качестве может выступать договор обслуживания.

Внимание! Частота поверок не ограничивается, но по достижении предельного срока эксплуатации счетчик становится непригодным для использования, поэтому нужно сопоставлять период, указанный в паспорте, с конкретным временным отрезком.

Куда нести документы

Если проводился демонтаж и последующая установка, то необходимо получить акт ввода прибора в эксплуатацию. После того как будут собраны все сведения, нужно отдать документы в офис УК, ТСЖ или ресурсоснабжающей компании и взять подтверждение о приеме. Рекомендуется оставить оригиналы у себя, а подавать цветные копии.

В квитанции за следующий расчетный период должно произойти изменение даты будущей поверки.

Относить документы не всегда нужно самому владельцу: если работы осуществлял специалист от исполнителя коммунальных услуг, то сведения передает он.

Вовремя подтвердить правильное функционирование счетчика воды получается не всегда по разным причинам. Врать о реальных показаниях или скрывать факт неисправности прибора бессмысленно, поскольку исполнитель коммунальных услуг раз в полгода проверяет работоспособность устройства, что обязательно приведет к выявлению проблемы и составлению протокола (акта несоответствия).

Несвоевременная поверка приводит к определенным последствиям:

  • Первоначально происходит начисление по среднему потреблению ресурсов за предыдущие 6 месяцев. Если счетчик функционировал меньше, то для расчета берутся 3 месяца.
  • Если собственник не выполнил замену или не провел экспертизу, то в дальнейшем услуга будет начисляться по нормативу. На сегодняшний день среднее потребление холодной воды на одного человека составляет 7 кубометров, горячей – 5.
  • Дополнительно применяется повышающий коэффициент. Это обусловлено тем, что устройство оценивается как отсутствующее.
Читайте также:  Должны ли мы разделять в квитанции отопление по ИПУ и МОП? Либо должны выставлять совокупно, не разделяя?

Некоторые УК и снабжающие компании могут производить начисление штрафов, что незаконно.

На заметку! Провести официальную поверку работоспособности счетчика никогда не поздно, даже если УК или снабжающая компания сняла механизм с учета.

Возможен ли перерасчет после просроченной поверки

Если срок первичной эксплуатации счетчика заканчивается, но не получено подтверждение его работоспособности, то устройство признается вышедшим из строя, поэтому в дальнейшем происходит начисление повышенных сумм. Это отражено в ПП РФ № 354 от 06.05.2011 п.81(12).

После поверки, по результатам которой счетчик признан пригодным к работе, УК или другая организация вводит прибор в эксплуатацию. Именно с этого момента происходит учет показаний. Но за период, в течение которого механизм считался вышедшим из строя, перерасчет не делается, потому что по правилам ИПУ является рабочим только при действующем межповерочном интервале.

Как проверить счетчик в домашних условиях

Каждый сособственник должен лично следить за функционированием индивидуальных приборов учета воды, и при выявлении неисправностей незамедлительно сообщать исполнителю коммунальных услуг. Если просрочить обращение в УК с указанием выявленной проблемы, то возможен перерасчет по повышенному тарифу.

Определить присутствие дефекта можно так:

  1. Снимаются показания счетчиков горячего и холодного водоснабжения.
  2. В мерное ведро тонкой струей набирается 10 литров жидкости.
  3. При среднем напоре крана последовательно и беспрерывно наливаются 100 л воды.
  4. Расходуются и замеряются 1000 литров. После каждого действия снимаются показания.
  5. Анализируется результат: оценивается реальный расход воды и данные счетчика. Рассчитывается погрешность, которая сравнивается с информацией, указанной в паспорте ИПУ или на устройстве.

Если были выявлены отклонения, то необходимо провести официальную поверку и при необходимости заменить прибор учета на новый.

Блог

РСО (ранее являвшаяся и УК) не предоставляет вновь выбранной УК предыдущие показания ИПУ по ГВС, сведения о поверке и установке ипу. Что делать?

При смене способа управления домом (УК на ТСЖ) или смене управляющей организации возникает ситуация когда выбранная ОСС управляющая организация (ТСЖ) должна осуществлять начисления за коммунальные услуги, зачастую при отсутствии данных о введенных в эксплуатацию ИПУ, а также не располагая информацией о показаниях тех самых ИПУ. Так как же все-таки управляющая организация в рассматриваемом случае должна производить начисления: по показаниям ИПУ или по нормативам потребления? 

Порядок передачи документации от одной управляющей организации (ТСЖ) к другой регламентируется Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416).

В соответствии с пунктом 20 Правил № 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (Правила № 491).

В силу п.

24 Правил № 491 в перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, входят, помимо прочего, документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информация об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информация о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дата последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний, а также акты осмотра и проверки состояния как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета.

В силу подпункта «а» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами № 491, в порядке, установленном Правилами № 416, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).

Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, передает техническую документацию на многоквартирный дом, новой управляющей организации (ТСЖ) по акту приема-передачи в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом (п. 19 Правил № 416).

Согласно п.

21 Правил № 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм можно сделать вывод о том, что ранее управлявшая МКД организация обязана передать новой управляющей организации Акты ввода в эксплуатацию ИПУ, а также контрольные показания ИПУ. Но, к сожалению, на практике «бывшая» управляющая организация халатно относится к обязанности по передаче технической документации на МКД и не торопится передавать всю имеющуюся в ее распоряжении информацию, необходимую для надлежащего управления многоквартирным домом. При таких обстоятельствах, у новой управляющей организации существует право на истребование не переданной документации в судебном порядке. Но, как всем известно, судебное разбирательство – это длительный процесс, отнимающий много времени и сил.

При этом у новой управляющей организации (ТСЖ) возникают права и обязанности уже с момента заключения договора управления многоквартирным домом, и в случае неправомерного начисления платы за коммунальные услуги могут прилетать «письма счастья» от ГЖИ. Поэтому судебный порядок истребования документации по ИПУ на практике не очень удобен для новой управляющей организации (ТСЖ).

Отношения между управляющей организацией, как исполнителем коммунальных услуг, и потребителями  регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.

2011 № 354 (далее – Правила №354). Стоит отметить, что указанными Правилами регулируются вопросы ввода ИПУ в эксплуатацию в случаях первичной установки, ремонта, замены и поверки.

Алгоритм действий новой управляющей организации по принятию ИПУ в связи со сменой управляющей организации Правила № 354 не содержат.

Неправомерные начисления РСО оспариваются в суде

При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №12(110) 2016

Судебная практика показывает, что РСО повсеместно игнорируют требования закона при начислении денежных средств за потребленный многоквартирным домом коммунальный ресурс, а управляющие организации (далее УО) силу отсутствия профессионализма, не имеют возможности проверить корректность начисления и доказать неправомерность начисления. Но не спешите сдаваться, если получили иск от РСО.

Правовые основы для взаимодействия РСО и управляющих организаций

В силу положений ст. 161 ЖК РФ, п. 8 и п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354, УК/ТСЖ/ЖСК являются исполнителем коммунальных услуг (далее КУ) и обязаны приобретать у РСО тепловую энергию и горячую воду с целью предоставления КУ гражданам.

Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ регулирует отношения между поставщиком ресурса и потребителем ресурса.

Однако порядок определения объема энергии в жилищном законодательстве существенно отличается от порядка, предусмотренного общегражданским законодательством.

Статьей 4 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих жилищные отношения.

РСО часто ссылаются на п. 1 ст. 544 ГК РФ, предусматривающего возможность установления расчетного способа объема потребленной энергии отдельным законом, правовыми актами или соглашением сторон. Однако жилищное законодательство, приоритетное в отношениях РСО – УО, не допускает такой возможности — объем потребленной энергии рассчитывается либо по нормативу, либо по прибору учета

При расчетах за поставленный ресурс РСО обязаны принимать во внимание, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров и урегулирования взаиморасчетов (ст. 426 ГК РФ).

Такими правилами являются следующие нормативные акты:

  1. ФЗ от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
  2. ПП РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»;
  3. ПП РФ от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»;
  4. ПП РФ от 29 июля 2013 г. № 643 «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения»;
  5. «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354;
  6. ПП РФ от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»;
  7. «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденные ПП РФ от 23.05.2006 № 306;
  8. «Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг», утвержденные ПП РФ от 28 марта 2012 г. № 253;
  9. ПП РФ от 29 июня 2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг»;
  10. ПП РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в МКД и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
  • Судебная практика и правовые основы, на которые необходимо обратить внимание
  • Как показывает судебная практика, РСО повсеместно игнорирует требования закона, а УО в силу отсутствия профессионализма, не имеют возможности проверить корректность начисления и доказать неправомерность начисления.
  • Решения Арбитражных судов последних лет (дела №№ А40-97448/15, А40-154803/2013, А40-103676/2013, А40-181013/2014, А40-65794/2014, А40-119898/2014) подтверждают неправомерность сумм взыскиваемых задолженностей и начислений РСО, выставленных в адрес УО.
Читайте также:  Изменилась площадь дома из-за изменения площадей двух квартир по итогам законных перепланировок.

Арбитражными судами высших инстанций установлено, что РСО зачастую без наличия на то правовых оснований производят расчет объема горячей воды, исходя из норматива потребления в жилых помещениях, где установлены индивидуальные приборы учета, что противоречит положениям ст.

157 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных ПП РФ от 23.05.2006 № 307 (далее ПП РФ № 307) и Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания КУ, утвержденных ПП РФ от 14.02.

2012 № 124 (далее ПП РФ № 124).

Расчет по нормативу применим только к жилым домам, не оборудованным приборами учета.

Кроме того, Арбитражными судами высших инстанций установлено, что РСО в процессе судебного разбирательства изменяют методику расчета начислений по услугам, при этом ссылаются на представленные РСО в материалы дела акты выполненных работ, подписанные сторонами. РСО настаивают, что такие акты могут служить подтверждением поставленных объемов энергоресурсов.

В силу п. 2 ПП РФ № 124 данные Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения, заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями с РСО, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил. Подпунктом «д» п.

18 ПП РФ № 124 в договоре энергоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения.

Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет РСО соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.

  1. Арбитражными судами высших инстанций повсеместно отклоняются доводы РСО о том, что УО не исполнила обязанность по передаче в адрес поставщика информации о показаниях приборов учета, поскольку данная норма носит лишь организационный характер и не предусматривает последствий нарушения срока предоставления в адрес РСО показаний индивидуальных приборов учета.
  2. А в случае, если расчеты РСО с УО производят через агента (расчетный центр, РЦ), то по условиям четырехстороннего договора об организации расчетов на основании единого платежного документа РСО фактически ежемесячно должен получать показания индивидуальных приборов учета (ИПУ) от РЦ.
  3. Арбитражные суды высших инстанций в своих постановлениях подчеркивают, что несвоевременное предоставление показаний ИПУ не может:
  4. — служить основанием для отказа в перерасчете объема оказанных услуг в соответствии с показаниями ИПУ;
  5. — не является основанием для определения этого объема иным способом;
  6. -не является основанием отказа в перерасчете его стоимости в случае последующего предоставления абонентом в разумный срок достоверных учетных сведений.

Исходя из системного толкования ст. 544 ГК РФ, п. 1 ст. 19, п. 2 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» № 261-ФЗ, пп. «в» п.

21 ПП РФ № 124, коммунальный ресурс, фактически поставленный в МКД, не оборудованный общедомовым прибором учета, определяется как совокупный объем, зафиксированный квартирными приборами учета и норматива по квартирам, где такие приборы отсутствуют. Из буквального толкования пп.

«в» п. 21 ПП РФ № 124 следует, что для применения показаний ИПУ достаточно факта их наличия. Данная норма не содержит ссылки на показания ИПУ, переданные РСО.

При расчетах с УО через агента РСО повсеместно вольно распоряжается с поступившими через транзитный счет платежами, производя их зачет за иной более ранний период, отличный от периода платежа, указанного потребителем услуг.

При этом РСО не представляет доказательств, что ранее уведомлял УО о проводимых зачетах.

При этом УО не изменяли назначение платежей и не давали согласие на зачисление платежей в счет задолженности, обратное не следует из материалов дел.

Такие действия признаются судами высших инстанций неправомерными. Ни истец, ни ответчик, ни РЦ, ни банк не вправе самостоятельно изменять назначение платежа, которое должно соответствовать периоду оплаты, указанному в платежных документах населения.

В соответствии с п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 «Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований» для прекращения обязательства зачетом за иной период, заявление о таком зачете должно быть получено соответствующей стороной.

Ссылки РСО на то обстоятельство, что УО, подписывая счета-фактуры и акты поставки должен был знать о проводимых зачетах, признаны судами несостоятельными, поскольку данные документы подтверждают объем поставки ресурса до перерасчета. Кроме того, эти документы не связаны с денежными расчетами, осуществляемыми сторонами.

Исходя из системного толкования положений ГК РФ и Постановления Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65, производя зачет, кредитор обязан уведомить об этом должника в пределах трехлетнего срока исковой давности.

РСО довольно часто производят зачет платежей, поступивших от потребителей в периоды, которые находятся за пределами трех лет (срока давности).

Согласно п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 обязательство не может быть прекращено зачетом встречного однородного требования, если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек (ст.411 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, действия РСО по зачету требований, срок исковой давности по которым истек, является злоупотреблением права на зачет.

Вс указал, что водоканал обязан контролировать показания приборов учета, а не занимать пассивную позицию

Верховный Суд опубликовал Определение по делу № 310-ЭС20-13165, в котором ответил на вопрос, должна ли компания оплатить задолженность, возникшую из-за исправного прибора учета воды.

Обстоятельства спора

1 октября 2009 г.

между АО «Тулагорводоканал» и АО «Тульский трикотаж» был заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод, по условиям которого водоканал обязался отпускать абоненту питьевую воду из системы Тульского городского водопровода по III категории обеспеченности и принимать от абонента сточные воды в систему канализации, а абонент, в свою очередь, – своевременно и полностью оплачивать услуги водоканала в порядке и сроки, предусмотренные договором. При этом абонент обязался обеспечивать комплектность, целостность, сохранность и исправное состояние средств измерения, пломб на них и на обводных линиях, а также производить своевременный ремонт и госповерку приборов учета.

Согласно акту приемки водомерного узла для проведения финансовых расчетов за услуги водоснабжения и водоотведения от 4 октября 2005 г., составленному представителями водоканала и общества «Тульский трикотаж», на объекте абонента был установлен исправный водомер ВСКМ-40 с датой последней поверки 7 июня 2005 г. и показаниями на день приемки 11 куб. м, водомерное присоединение опломбировано.

18 июля 2018 г. при проведении представителями водоканала и общества обследования технического состояния узла учета холодной воды на объекте абонента было установлено, что межповерочный интервал прибора с показаниями на момент обследования 17 742 куб. м истек 1 июля 2011 г., о чем составлен акт, подписанный сторонами.

14 августа того же года прибор учета ВСКМ-40 был заменен счетчиком воды ВСКМ 90-40, о чем также составлен акт.

Ссылаясь на истечение межповерочного интервала прибора, водоканал произвел расчет объема поставленной обществу холодной воды и принятых сточных вод за период с 18 июля 2015 г. по 18 июля 2018 г.

, исходя из пропускной способности водопроводного ввода в точке подключения к централизованной системе водоснабжения 40 мм при его круглосуточном действии и скорости движения воды 1,2 м в секунду на основании подп. «б» п. 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г.

№ 776, стоимость которых с учетом ранее поступившей от общества платы за указанный период составила более 4,7 млн руб. В направленной абоненту 14 сентября 2018 г. претензии водоканал предложил оплатить задолженность в добровольном порядке.

По заказу общества-абонента ФГБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тульской области» осуществило поверку счетчика воды ВСКМ 16-40, о чем 2 октября 2018 г. выдан соответствующий паспорт.

Поскольку общество не исполнило требование об оплате задолженности, водоканал обратился в Арбитражный суд Тульской области с иском о взыскании задолженности на сумму более 4,7 млн руб.

Удовлетворяя иск, суд руководствовался ст. 309, 310 и 548 ГК РФ, Законом об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, Законом о водоснабжении и водоотведении, а также п.

14, 15, 16, 22, 23, 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776.

Читайте также:  Может ли тсж являться владельцем спецсчёта на капремонт если заключён договор управления с УК?

Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от обязанности оплатить услуги водоканала, объем которых определен расчетным путем, в связи с истечением межповерочного интервала (МПИ) прибора учета, установленного на объекте ответчика.

Отклоняя ссылку ответчика на судебную практику, признающую опровержимость презумпции непригодности для коммерческого использования приборов учета с истекшим МПИ, суд указал, что приводимые ответчиком судебные акты приняты при иных фактических обстоятельствах спора, а выданный 2 октября 2018 г.

ФБУ «Тульский ЦСМ» паспорт счетчика воды ВСКМ 16-40 не является надлежащим подтверждением исправности и коммерческой пригодности данного прибора учета. По мнению суда, поверка была проведена значительно позже составления акта от 18 июля 2018 г.

, а ее результаты неприменимы к периоду, предшествующему поверке.

Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции в силе

ВС не усмотрел оснований для довзыскания с абонента платы за холодное водоснабжение и водоотведение

Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Верховный Суд. ВС указал: судами правильно установлено, что по истечении срока поверки прибора учета он считается вышедшим из строя (неисправным) (подп. «ж» п. 49 Правил учета воды).

Это, в свою очередь, является основанием для определения объема воды расчетным способом (метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки по истечении межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения его допуска к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора (подп. «б» п. 14, подп. «б» п. 16 Правил учета воды в действовавшей в спорном периоде редакции).

Вместе с тем, указал ВС, абонент, пропустивший дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим МПИ, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора соответствующим метрологическим требованиям по смыслу п. 17 ст. 2 Закона об обеспечении единства измерений лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки. Достоверных оснований полагать, что в процессе эксплуатации прибора учета, представляющего собой техническое устройство, происходит улучшение его технических характеристик, влияющих на результат и показатели точности измерений, не имеется.

ВС посчитал, что поскольку обществом в течение разумного срока после получения претензии водоканала с требованием об оплате водопотребления за последние три года в объеме, исчисленном методом пропускной способности, счетчик воды ВСКМ-40 был представлен для поверки в ФБУ «Тульский ЦСМ», являющееся государственным региональным центром метрологии, установившее в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений пригодность данного прибора для изменения объема воды, в подтверждение чего в паспорт средства измерений от 2 октября 2018 г. была внесена запись о поверке, заверенная подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты, такой паспорт является достаточным подтверждением технической исправности и коммерческой пригодности прибора в спорном периоде.

Верховный Суд принял во внимание, что при рассмотрении спора не было установлено, что в 2009–2018 гг. общество-абонент допускало искажения показаний прибора учета при передаче их водоканалу либо умышленно воспрепятствовало допуску его представителей к прибору, т.е. пропуск срока очередной поверки не был связан со злоупотреблением абонентом своими правами.

ВС пришел к выводу, что при наличии паспорта от 2 октября 2018 г. с записью о проведенной ФБУ «Тульский ЦСМ» поверке отсутствовали основания для довзыскания с абонента платы за холодное водоснабжение и водоотведение за 2015–2018 г. сверх объемов, оплаченных обществом, исходя из показания прибора учета ВСКМ-40, в предусмотренном на случай неисправности прибора учета порядке (подп. «б» п.

14, подп. «б» п. 16 Правил учета воды).

«Кроме того, Судебная коллегия учитывает, что водоканал, осведомленный как о дате госповерки установленного у абонента прибора учета (2005 г.), так и о дате следующей поверки этого прибора (2011 г.), в течение длительного времени (до 2018 г.

) не осуществлял проверку состояния приборов учета воды на объекте абонента, принимал от абонента без замечаний показания прибора учета, в том числе по истечении МПИ, т.е.

не проявлял как профессиональный участник отношений по водоснабжению должной заботливости и осмотрительности в целях недопущения нарушений учета со стороны своего абонента», – отмечается в определении.

При этом, указал ВС, последующие действия водоканала, впервые осуществившего проверку состояния приборов учета воды спустя 7 лет после истечения МПИ и потребовавшего оплатить объем водопотребления и водоотведения в объеме и порядке, предусмотренных на случай неисправности прибора учета, несмотря на наличие в выданном ФБУ «Тульский ЦСМ» паспорте средства измерений записи о поверке, не могут быть признаны добросовестными и, следовательно, не должны пользоваться защитой со стороны суда.

«Обобщая вышеприведенные выводы, Судебная коллегия подтверждает безусловную обязанность всех участников отношений по энергоснабжению соблюдать установленные законом и иными нормативными правовыми актами требования по монтажу и демонтажу, надлежащей эксплуатации, своевременной поверке и извещению о технической неисправности приборов (узлов) учета, содержание которых находится в ведении абонентов. Кроме того, признание за абонентом права на осуществление коммерческого учета потребляемого ресурса с использованием прибора с истекшим МПИ при условии последующей успешной поверки этого прибора не может служить основанием для освобождения такого абонента от ответственности (гражданской или административной) за пропуск срока очередной поверки, если соответствующие его действия (бездействие) подпадают под установленные законом основания для привлечения к такой ответственности», – подчеркивается в определении.

Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении исковых требований водоканала.

Адвокаты прокомментировали выводы Суда

В комментарии «АГ» адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина отметила, что ВС наиболее комплексно исследовал фактические обстоятельства дела с учетом положений закона.

«По поводу признания Верховным Судом допустимости опровержения презумпции неисправности прибора учета с истекшим межповерочным интервалом, при условии последующего подтверждения в установленном порядке его пригодности для коммерческих измерений, считаю, что это не должно рассматриваться исключительно как вывод Суда.

На этот счет необходимо ввести изменения в специальное законодательство в сфере ЖКХ», – считает адвокат. Она добавила, что рассматриваемая ситуация уже не первый раз доходит до Верховного Суда.

«Возможно, на практике существуют и еще примеры, однако они не дошли до ВС и незаконно выполняются», – предположила Татьяна Саяпина.

Также адвокат отметила, что ссылки исключительно на судебную практику при принятии решений судами не являются основанием для отказа в удовлетворении иска. «Суд вынес определение на основании закона и фактических обстоятельств дела.

Однако не исключено, что при дальнейшей подаче исковых заявлений стороны будут ссылаться на ранее обобщенную судебную практику.

При этом опора преимущественно на судебную практику, а не закон, не является достаточным аргументом в пользу вынесения законного и обоснованного решения суда», – подчеркнула Татьяна Саяпина.

Партнер и руководитель практики «Трудовое право» фирмы INTELLECT Анна Устюшенко отметила, что, занимая позицию защиты потребителя, определение можно оценить только в позитивном ключе.

Ценность данного определения, по ее мнению, не только в том, что ВС поддержал практику опровержения презумпции неисправности прибора учета, но и в том, что он явно указал на обязанность ресурсоснабжающей организации как профессионального участника отношений по водоснабжению занимать активную позицию по контролю средств измерений, находящихся у потребителей.

«Важно ли данное определение для применения по аналогии? Разумеется. Причем для любого вида ресурсов, необязательно только в вопросах водоснабжения. Ситуация с истечением МПИ систем или приборов учета является рядовой для энергоснабжения в целом.

Однако это не означает, что Верховный Суд упростил алгоритм поведения потребителя до следующего: проверка – акт о безучетном потреблении – экспертиза ПУ – оспаривание акта.

В конкретных делах судами будут учитываться все обстоятельства нарушения потребителем его обязанности по содержанию систем учета в порядке.

Определение не позволяет уйти от ответственности недобросовестным потребителям, если речь идет о классическом безучетном потреблении, сопряженном с вмешательством в работу прибора учета, или невыполнении обязанности по допуску представителей РСО для контроля», – указала Анна Устюшенко.

Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов назвал определение неожиданным, поскольку вся судебная практика в подобных спорах строится, как правило, на формальном подходе. «Суды не пытаются даже выяснять детали спора, выясняя лишь основной предмет доказывания (пропущен ли срок поверки)», – пояснил он.

«Лично у меня давно вызывает вопросы поведение ресурсоснабжающих организаций, которые пользуются подобным формальным подходом судов и получают совершенно необъяснимые прибыли.

В данном определении ВС требует доказывать не вероятность недостоверных показателей (отсутствие поверки), а реальные признаки нарушений в работе прибора учета.

Тем самым поставщик освобожден от доказывания размера убытков, но сам факт требуется хотя бы косвенно обосновать», – заключил адвокат.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *