Является ли заключение прямых договоров РСО с населением обязанностью РСО?

Является ли заключение прямых договоров РСО с населением обязанностью РСО?

С апреля 2018 года изменился жилищный закон, и жильцы, проживающие в многоквартирных домах, с этого времени имеют возможность заключать договоры на оказание коммунальных услуг непосредственно с их поставщиками (минуя управляющие компании). К ресурсам, на поставку которых можно заключать такие договора относятся: горячая и холодная вода; канализация; снабжение электрической энергией; подача газа; отопление; вывоз мусора.

Как будет осуществляться переход на отношения «РСО-потребитель»

В каких случаях это допускается

Исключить из цепочки поставки жилищно-коммунальных услуг компанию, которая осуществляет управление домом, можно только по двум основаниям:

  1. Инициатива жильцов. Она должна быть одобрена решением собрания собственников помещений МКД. Только тогда, граждане получат легальную возможность платить за услуги на счета РСО.
  2. Поставщик коммунальных ресурсов по закону имеет право прекратить отношения с жилищной организацией и заключать договора с конечными потребителями только в случае если УК имеет задолженность по оплате поставленных ей услуг, и долг подтвержден решение суда.

Каким образом оформляется

При принятии такого решения собранием жильцов, оно излагается в виде протокола. Далее об этом уведомляются управляющая компания и поставщик (и) ЖКУ. В протоколе и уведомлении обязательно указывается срок, с которого прекращаются отношения с УК, и действует договор с ресурсниками. С этой даты оплата производится напрямую тому, кто поставляет коммунальный ресурс.

В ситуации, когда решение об установлении прямых отношений с потребителями услуг исходит от РСО – она рассылает соответствующие уведомления в адрес УК и собственников помещений дома.

Необходимо отметить, что по закону не требуется оформления таких отношений в письменном виде.

Является ли заключение прямых договоров РСО с населением обязанностью РСО?

Плюсы перехода на подобные отношения

  • Управляющие компании не будут иметь отношения к платежам населения за ЖКУ, и у них исчезнет возможность направлять эти деньги на свои нужды, вместо оплаты коммунальных ресурсов (нет нужды напоминать о громких скандалах по поводу растраты или нецелевого использования денег населения, полученных жилищными организациями от населения за ЖКУ)
  • Размер выручки УК снизится за счет исключения из нее платежей населения за комуслуги. В результате этого многие из них смогут применять упрощенную систему налогообложения. В итоге – уменьшаться платежи в бюджет и различные фонды, у жилищных организаций будет оставаться больше финансовых средств на выполнение своих непосредственных обязанностей.
  • Выгода ресурсоснабжающих организаций будет заключаться в том, что при правильном построении работы с потребителями, вырастет собираемость платежей за коммунальные услуги. Как показывает практика – с населения она при постоянном методичном взыскании несвоевременно вносимых платежей составляет примерно 90%, тогда как этот же показатель при отношениях с УК приблизительно равен 75%.
  • Каждый потребитель расплачивается только за тот объем услуг, который получил непосредственно он, а не сообща с соседом.
  • Уменьшение случаев банкротства управляющих компаний. Ведь деньги, собранные ими с населения за ЖКУ, часто не доходили до РСО. Результатом становились судебные процесс и разорение многих УК.
  • Итогом перехода на прямые договора станет улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг. РСО, являясь крупными фирмами, имеют больше возможностей, чем управляющие компании, развивать процесс оказания ЖКУ. А получая платежи населения на свои счета – у них появляется и такая обязанность.

Минусы перехода на договора с ресурсными организациями

  • Граждане не получат от этих изменений никакой финансовой выгоды – размер оплаты за коммунальные услуги не уменьшится, изменится только получатель денег.
  • Как ни странно – исключение УК из процесса оказания услуг приведет к росту тарифов на ЖКУ. Ведь теперь РСО сами должны проводить начисление, принятие показаний приборов учета, взыскание задолженности. Все это ведет к увеличению штата юридических лиц. Которое в обязательном порядке будет закалываться в тарифы.
  • РСО в большинстве своем не готовы пока заниматься прямыми договорами с населением, и самое главное – проводить постоянную работу по взысканию просроченных платежей с потребителей. Ведь довольно большая часть потребителей попросту не имеют денег для оплаты коммунальных услуг. И даже при наличии судебных решений, получить с них реальные деньги – очень тяжело, а то и невозможно.
  • Форма прямого договора, до сих пор не утверждена государством. То есть, какими должны быть условия таких отношений не знает пока никто. Учитывая, что население в данной ситуации является наиболее уязвимой и менее грамотной стороной, можно предсказать возможность злоупотребления РСО своим положением;
  • По сути, не будет центра ответственности за предоставляемые коммунальные услуги. К примеру, в случае если горячая вода в квартиры будет поступать со ржавчиной, — теплоснабжающие организации (они отвечают за подогрев воды) будут пенять на водоканал и УК. А те – в свою очередь – друг на друга (определить, на чьей зоне ответственности произошло загрязнение воды буде непросто).
  • Следующий минус – увеличение количества квитанций за ЖКУ. Кроме того, больше времени будет уходить на оплату коммунальных платежей – за счет возрастания их числа.
  • Более проблематичный перерасчет платы за оказанные услуги. При прямых платежах в РСО решать эти вопросы придется в не водном месте, а в каждой компании отдельно.

Какие отношения выбрать

Как видно, количество минусов от перехода на прямые договора немного больше числа плюсов. При этом достоинства новой формы расчетов зачастую являются выгодой для РСО и управляющих компаний. Тогда как недостатки этого нововведения – в основном ложатся на плечи населения. Что же можно тут посоветовать.

Прямые договоры с РСО и на сколько это выгодно владельцу квартиры

Прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией – это одно из последних нововведений в Жилищном кодексе. Теперь владельцы недвижимости имеют право на получение коммунальных услуг непосредственно от РСО. Но в воздухе зависло много вопросов, рассмотрим их.

Является ли заключение прямых договоров РСО с населением обязанностью РСО?

На этот вопрос попыталось ответить Министерство строительства. По мнению оного, передачу данных с приборов учета (квартирных), а также общедомовых должна осуществлять УК – управляющая компания. При этом Министерство строительство ссылается на 161 статью Жилищного кодекса, в частности, на 11 подпункт.

Но в законодательной норме написано, что передача показаний счетчиков – это обязанность УК только в той ситуации, если такая же обязанность имеется у владельцев недвижимости, то есть собственников жилья. Но как быть, если они таким правом не обладают? На этот вопрос ответа не было получено.

В настоящий момент фактически Постановление Правительства РФ от шестого мая 2011 года под номером 354 (об услугах ЖКХ) не применяется. А это означает, что определить, кто конкретно предоставил показания, ссылаясь на обязанности собственников и исполнителей, невозможно. Поэтому пока не внесут поправки в данное постановление, выявляется немалый правовой пробел.

Надо ли менять договор управления многоквартирным домом в свете прямых расчетов с РСО?

Прямые договоры нивелируют посредника, коим является управляющая компания, поэтому теперь собственники имеют право получать ресурсы непосредственно от РСО. И этот момент приводит к вопросам. Например, нужно ли менять договор управления МКД?

Дело в том, что раньше передавать показания должна была УК. И сейчас эта обязанность не нивелировалась. Но предоставлять услуги коммунальные может и непосредственно ресурсоснабжающая компания.

Условия, касающиеся предоставления услуг, включали во все договоры управления. Так, если общим собранием жильцов будет принято решение о переходе на прямые договоры, то, как быть с этим условием в договоре с УК?

Министерство отмечает, что если было принято решение на общем собрании перейти на прямые договоры, то это предстает основанием для преобразования условий в договоре управления многоквартирным домом. Отдельное постановление о поправках не нужно.

Подводные камни прямых договоров с РСО

Давайте разберемся, так ли положителен переход на прямые договоры с РСО для собственников либо нет? В данный момент считается, что имеются причины, которые данный переход делают нецелесообразным.

Первая причина – это не выгодно. Когда Государственной Думой вносились изменения, касающиеся разрешения перехода на прямые договоры, то она обосновывала это заботой интересов РСО. Якобы, УК получают деньги, при этом не перечисляют денежные средства РСО, вследствие чего формируется большая задолженность, а это уже мешает работать организации, которая поставляет ресурсы.

Но это не так. РСО и раньше имела право отказаться от услуг УК и перейти на прямые договоры с владельцами недвижимости. Однако по какой-то причине этого не делала, соответственно, это ей не выгодно.

Но и собственникам переход на прямые договоры не выгоден. За коммунальные услуги перечисляет денежные средства УК. Если будут вопросы от собственников, то все они будут задаваться управляющей компании. А когда будут проблемы с РСО, а это неизбежно, по каждой услуге придется разбираться самостоятельно именно с РСО.

Вторая причина – не понятно, кто несет ответственность за качество поставляемых услуг. Раньше суд соглашался с тем, что УК должна нести ответственность.

Даже в ситуациях, когда качество страдало по вине РСО. Но в настоящий момент переход на прямые договоры разрешили, но ответственности для ресурсоснабжающей компании не установили.

Поэтому при переходе собственники рискуют нажить немало проблем.

Третья причина – нельзя использовать Правила коммунальных услуг. Поясним. В этом документе четко оговорены условия перерасчета за ЖКХ при отсутствии собственника в квартире, уменьшение квартплаты вследствие поставки некачественной услуги, порядок проведения поверок прибора учета и пр.

Фактически это постановление нельзя применять к прямым договорам с РСО. Их можно использовать только в отношении договоров поставки воды, электричества, но не к документу оказания коммунальных услуг. Безусловно, это можно назвать «буквоедством». Но ведь никто не запрещает РСО отказать в пересчете, ссылаясь на то, что Постановление использовать нельзя. А это еще один риск для собственников.

Как итог: пока Правительство РФ не внесет требуемые изменения и поправки в нормативные акты, лучше на прямые договоры не переходить. Слишком много дополнительных рисков для собственников недвижимости.

Альтернативное мнение

(2 оценок) Загрузка…

Рекомендуем к прочтению:

Услуги ЖКХ: почему потребителю невыгодно заключать прямой договор с РСО?

Является ли заключение прямых договоров РСО с населением обязанностью РСО?

Весной 2018 года законом номер 59-ФЗ были внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, а именно введена статья 157.2, согласно которой жители многоквартирных домов могут заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Теперь заключение прямых договоров возможно как по инициативе жильцов МКД (принятие решения на общем собрании), так и по инициативе ресурсоснабжающей организации, если был расторгнут договор с УК в связи с наличием у последней задолженности свыше двух месяцев. Одновременно с этим РСО заключает «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме.

Читайте также:  Реестр участников ОСС - закрытая информация?

Устанавливается также, что заключение «прямых» договоров в письменной форме не требуется.

Я не буду останавливаться более подробно на всех тонкостях порядка заключения данных договоров. Хотелось бы обратить внимание на другой момент – кому на самом деле выгодны прямые договоры? Давайте разберемся.

Выгодно ли это жильцам МКД?

Работая в управляющей компании, мне ни раз приходилось слышать от жильцов МКД, что они давно непротив прямых договоров с РСО. Аргументировали они свою позицию следующим образом:

  • во-первых, они будут платить напрямую РСО, и не нужно выяснять, перечислила ли их деньги управляющая компания;
  • во-вторых, в случае неисправности или некачественного оказания услуги можно напрямую обратиться к РСО (также, по их мнению, именно управляющая компания виновата, что происходят постоянные неполадки, аварии).

Теперь давайте представим, что будет сейчас происходить при переходе на прямые договоры. Раньше собственник жилого помещения в МКД оплачивал через управляющую компанию все коммунальные услуги.

Теперь при переходе на прямые договоры будут приходить отдельные квитанции на свет, воду, газ, отопление и т.д.

Конечно, такое было и раньше, но я считаю, что это довольно неудобно, прежде всего, для пенсионеров.

Я не вижу разницы, как оплачивать жилищно-коммунальные услуги, по одной квитанции или нескольким. Я оплачиваю их через приложение Сбербанк-онлайн, где уже сохранены реквизиты каждой организации. Но представьте, как оплачивать пенсионеру. Придется идти на почту со всеми квитанциями, ждать, когда по каждой квитанции введут реквизиты. Зная Почту России, это будет довольно длительная процедура.

Также представим, как будут происходить начисления по коммунальным услугам. Раньше этим занимались бухгалтеры управляющих компаний, теперь этим будут заниматься бухгалтеры ресурсоснабжающих организаций.

Таким образом, объем работы для них существенно увеличится. В случае допущения ошибки придется обращаться напрямую в РСО. Потребителю из поселка, деревни придется ехать в город, так как в основном ресурсоснабжающие организации находятся в городе.

Не факт, что потребителя выслушают и сразу все разъяснят.

Такая же ситуация обстоит и с возникновением неполадок. Вроде бы, при прямых договорах потребителю наконец-то становится понятно, что он платит, ему не нужно сомневаться, что деньги будут перечислены, но с другой стороны, получает ли он ещё какие-ибо преимущества при такой системе?

Выгодно ли это УК?

Теперь обратимся к управляющим компаниям, выгодны ли им прямые договоры? При переходе на прямые договоры прежде всего управляющая компания освобождается от ответственности перед ресурсоснабжающей организацией за наличие долгов по коммунальным услугам.

Вспоминаю, как приходилось каждый раз собирать деньги с должников, чтобы только успеть заплатить ресурсоснабжающей организации. Теперь управляющая компания только оказывает услуги по содержанию общего домового имущества и соответственно осуществляет начисления за данную плату.

Таким образом, уменьшается объем работы у бухгалтера и юриста управляющей компании.

Также управляющая компания освобождается от ответственности за некачественное предоставление услуг.

Теперь управляющая компания – не исполнитель коммунальных услуг, она только несёт ответственность за исправность и надлежащее содержание общего домового имущества.

Тем самым она будет отвечать в случае возникновения аварии или приостановления подачи той или иной коммунальной услуги только в случае неисправности внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома.

Раньше все жалобы по некачественному предоставлению коммунальных услуг поступали в управляющую компанию, а затем она должна была выяснять, кто в итоге виноват.

Теперь же устанавливать виновника неполадок придется самому потребителю, обращаясь в управляющую компанию по поводу исправности внутридомовых инженерных систем, затем в ресурсоснабжающую организацию.

Управляющей компании не нужно взыскивать бесконечные долги.

Вывод, управляющие компании получают гораздо больше преимуществ при переходе на прямые договоры.

Выгодно ли это РСО?

Теперь обратимся к ресурсоснабжающей организации. При переходе на прямые договоры на неё ложится ответственность за качественное предоставление коммунальных услуг, также увеличится объем работ в плане начислений по коммунальным услугам, сбору долгов, работе с претензиями и обращениями потребителей. Единственный плюс – РСО напрямую будет получать деньги за оказанные услуги.

Вывод

С одной стороны – потребители и ресурсоснабжающие организации давно ратовали за переход на прямые договоры в обход управляющих компаний. С другой, проанализировав ситуацию, вывод один – прямые договоры больше выгодны управляющим компаниям, нежели потребителю и РСО.

Прямые договоры с РСО: как они избавят от проблем в ЖКХ

   Задолженность управляющих компаний перед ресурсниками постоянно растет, по данным Минстроя РФ это порядка 40% долгов в сфере ЖКХ.

  То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят, из-за этого РСО не могут обеспечить качественные коммунальные услуги. Единственным решением этой проблемы законодатель считает переход на прямые договоры.

31 июля 2019 вступило в силу ПП РФ № 897, которое регулирует отношения управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Такого же мнения придерживается и отличный сервис “Домохозяин”. 

Является ли заключение прямых договоров РСО с населением обязанностью РСО?

   Наши специалисты выступали за реализацию этой модели еще с 2016 года, но тогда положения закона были иными.  До лета этого года закон предусматривал право ресурсника перейти на прямые договоры, но не обязанность.

И если жители и УК хотели перейти и работать напрямую, то ресурсник мог просто отказаться без какой-либо мотивации своего решения, не помогал даже суд.

Тогда ресурсники шли «напрямую» неохотно, потому что пользовались своим доминирующим положением монополистов: нельзя выбрать поставщика,  они могли не выполнять договоренностей, как было в Софрино-1, где переход на прямые договоры был обещан, но долго так и не был реализован.

Из-за этого нужно было судиться, но это время и деньги жителей. Как приняли закон появилась обязанность по переходу на прямые договоры в случае решения собственников, принятом на общем собрании, однако РСО ищут предлоги как не переходить. 

 — Само нежелание переходить ресурсоснабжающих организаций (РСО) на прямые договоры, даже при наличии протоколов связано с тем, что у РСО не было технической возможности принять такое количество абонентов. РСО всячески откладывало переход, ссылаясь на отсутствие договоров с МособлЕИРЦ и т.д.

РСО понимала, что ранее она просуживала миллионные долги с одной компанией, а при переходе на прямые договоры им придется просуживать большое количество должников.

РСО также не понимали, как они вообще будет взаимодействовать с жителями, как будут заключать договоры, как будет собирать показания приборов учёта, — говорит юрист сервиса Сергей Молохин.

   Были отговорки типа недоверия протоколу ОСС (общего собрания собственников жилья), хотя давать юридическую оценку — вне компетенции РСО. Создают любые препоны, чтобы на это не идти.

Для отличного сервиса “Домохозяин” работа на прямых договорах — один из главных принципов, поэтому нашей задачей был полный переход на эту систему.

К тому же, мы пришли к выводу о ее преимуществах, о которых мы вам сейчас расскажем. Но вначале о том? откуда берутся долги.

   Даже у хороших управляющих компаний сбор средств составляет 95-98%, стабильно от 2 до 5% можно отнести на недосбор, а по некоторым домам выходит и все 10% . В структуре платежа содержание и текущий ремонт занимают около 30%, а 70% — идет ресурсникам.

Если провести простую калькуляцию и взять недоплату в 10%, то мы можем увидеть следующее: сбор за коммунальные услуги и ресурсы по дому 1 000 000 р., 300 000 р. идет управляющей компании за содержание и текущий ремонт дома, 700 000 р. ресурсникам.

  И тут если недосбор по дому составляет 10 %, то ресурсникам нужно получить все средства, а брать деньги управляющей компании можно только из 300 000 р. (270 000 р. при 10% недосборе) от строки содержание и текущий ремонт, то есть останется уже не 270 000 р., а 200 000 (70000 р.

недосбор ресурсника по дому (10%), которые УК рано или поздно придётся заплатить). А значит свою работу УК выполнить хорошо не сможет, так как уже более трети средств на содержание дома будут недополучены. Это скажется на обслуживании лифтов, санитарной уборке и т.п.   И в этой порочной практике у управляющих компаний может быть две стратегии.

Не иметь долгов перед РСО и плохо выполнять свою работу, обманывать жителей и не давать им то, за то они заплатили. Либо хорошо работать, но копить долги. Но есть еще и третий выход — переходить на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, и мы пошли по этому пути.

   В процессе борьбы за право работать на прямых договорах несколько компаний пришли к банкротству, что вовсе не значит, что компания жулик, это значит что жители накопили долги (к примеру, 30 млн.) и компания накопила (20 млн.

), но с должников собрать не всегда возможно, потому что срок давности три года, кого-то невозможно найти  и т.д. , сложно выбить долг, так как и условия взыскания для УК постоянно ужесточаются.

Нужно тратить деньги дополнительно на работу юристов и пошлины, а ресурснику достаточно одного иска. Неравная и нечестная борьба.

   К тому же у ресурсников в тарифе заложен недосбор, около 2-3%, когда они утверждают тариф за единицу того, что продают — они имеют право его заложить, однако они на эту сумму не делают скидку УК. И учитывая то, что она недособрала с жителей, с нее  требуют 100%.

Читайте также:  Проверка загазованности подвалов, технических этажей 1 раз в 10 дней

Поэтому честным управляющим компаниям выгодно работать с прямыми договорами. Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств.

Как следствие – с рынка уйдут УК, которые заинтересованы не в управлении домом, а в собственной наживе. 

Преимущества прямых договоров

   Переход на прямые договоры — это мерило честной управляющей компании, которая хочет именно обслуживать дом, а не быть бесплатным расчётным центром для ресурсников.

Мы сервисная компания, которая хорошо выполняет свою работу, мы перешли на прямые договоры через споры, суд и конфликты с администрацией, ибо другого пути нет.  Мы за то, чтобы разделять платежи. Одно из преимуществ — избавление от ЕПД (единого платежного документа).

Мы считаем, что ЕПД — зло. Потому что если не поставляется какая то услуга (плохая вода), вы можете за нее не платить и выстоять в суде, но она стоит в ЕПД, вы не можете оплатить услуги из него отдельно.

Вы платите целиком, а МоОблЕИРЦ расщепляет средства одинаково и у вас нет возможности отказаться, потом можно в суде требовать перерасчёт, но просто взять и не заплатить за услугу, которая не была оказана, нельзя.

   Набережная 35/6 четыре года назад обслуживалась ОД ЖКХ.

МосОблЕИРЦ начислил долг людям, включил его в ЕПД, собственник не хочет платить, услуга не оказывалась, прошел срок давности, а он не может из квитанции это вычеркнуть, а если заплатит, то деньги уйдут в дирекцию, где арестованы все счета и эти деньги никогда не пойдут на благо дома. Наши юристы занялись этим делом и выиграли суд, однако ушло время и силы. И те кто заплатил, уже не вернет своё.

   У нас остаются договоры с ресурсниками на общедомовые нужды общего имущества  и мы заставляем заключить ресурсников отдельные договоры на каждый дом, чтобы люди в кассе дома видели, сколько дом тратит на электричество, тепло и воду – чтобы все финансы были прозрачны, но  ресурсники и здесь упираются — они могут заключить один договор на все, но как мы потом проверим, какую сумму в каком доме начислили? Они не хотят, наши юристы через суд принуждают. 

В чем выгода простому жителю?

   Вы можете быть уверены, что заплатите только за то, что получили, нет рабства ЕПД. Второе — деньги, которые уплачены за содержание и текущий ремонт, пойдут именно на содержание, а не на оплату долга соседа.  

   Временное неудобство разобраться в нескольких квитанциях – тем более можно передавать показания онлайн за один вечер. А в системе «Домохозяина», чтобы оплатить услуги УК, даже регистрироваться не надо, нужно только ввести адрес, номер лицевого счета, сумму и оплатить – занимает меньше одной минуты.

   Есть выгода и ресурсникам. Когда «Щелковский водоканал» перешел на прямые договоры, они признали, что работы прибавилось в абонентском отделе и вместо одного договора с УО — отдельный с каждой квартирой, однако денег на свой расчетный счет стали получать больше.

Потому что любая управляющая компания не на прямых договорах, собирая деньги, в первую очередь гасит долг перед «Мосэнергосбытом», у него есть  преимущество – может выключить свет, остановить лифты.

Потом оплачивают теплоснабжающей организации, потому что горячую воду ограничат, и только в последнюю очередь платят водоканалу, потому что по закону перекрыть воду не так просто. И когда водоканал выскочил из этого порочного круга, они стали получать больше денег. 

   У этой модели в будущем есть возможности, которые помогут изменить систему ЖКХ в лучшую сторону.  Не будет долгов управляющих компаний, ресурсники резко не отключат воду или тепло, как в городе бывает с котельной “Росдормаш” каждое лето. Каждый будет заниматься своим недосбором: квартира недоплатила за электроэнергию — электрики будут ограничивать, за тепло – теплоснабжающая организация.

   УК снимает с себя бремя ответственности и перестает быть прокладкой между ресурсниками и жителями, отключать будут не дом целиком, а точечно должника. 

   У ресурсников будет больше мотивации давать хорошую услугу, потому что не УК платит, а житель, который еще может подумать, переводить им эти деньги или нет, и в какой сумме. 

   Сейчас мы ждем более осознанного отношения ресурсников, чтобы они понимали, что УО — их помощники и партнеры, а не рабы, которые должны выполнять их требования, порой необоснованные с законной точки зрения.  Мы прогнозируем, что сейчас будет сдвиг в лучшую сторону, потому что и «ЖЭУ Пушкино» переходит на прямые договоры, и если бы они были у ОД ЖКХ, то никакого бы банкротства не было.

   Новые дома будут автоматически переходить на прямые договоры, тем домам, которые хотят более прозрачные договоры, нужно собирать ОСС  — обращайтесь в “Домохозяин”, наши юристы подскажут, как действовать грамотно.

Потому что у нас переход на прямые договоры затруднялся еще и тем фактором, что обязали управляющие компании предоставлять  очень много данных на собственников, а у УК их банально не было, например, актуальные паспортные данные. Одной из проблем перехода стала ситуация с правильными формулировками в протоколах Общих собраний.

РСО придираются к каждому слову и самим жителям без помощи юристов УК сложно перейти на прямые договоры.

   Мы, как УК, заняли жёсткую позицию, можно сказать даже оборону. Мы не заключали договоры с РСО, писали отказы с ссылкой на прямые договоры. И только тогда, когда РСО не получали деньги от УК, они вынуждены были идти и начислять жителям, так как понимали, что в суде они нас принудить не смогут.

   Все компании, которые хотят работать честно — за прямые договоры, а ресурсники не хотят работать, потому что, как правило, монополисты со сложной структурой и конкретный менеджмент, который управляет на местах, не хочет лишнюю работу проводить, тем более, что это на его зарплату не влияет.

   Поэтому имея богатый опыт, мы хотим публично призвать ресурсоснабжающие организации, расчётные центры и управляющие компании сесть за стол переговоров. Чтобы выработать алгоритм перехода на прямые договоры и проинформировать жителей. Это станет своеобразным мерилом ответственности, если РСО не пойдут навстречу, то это покажет их не лучшую сторону. 

Отличный сервис “Домохозяин”P.S.

Как и зачем переходить на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией

Главная/Жилищные услуги/РСО в ЖКХ

Среднестатистическому жителю мегаполиса сложно представить свою жизнь без благ цивилизации. Особенно, без воды, газа, электричества.

Их обеспечением и занимаются специальные организации, сокращенно именуемые как РСО.

Что представляют собой компании РСО в ЖКХ, каков порядок оказания услуг населению, на какие привилегии могут рассчитывать собственники жилья, получая эти продукты – рассмотрим в статье.

Что такое РСО в ЖКХ?

РСО (Ресурсоснабжающие организации) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предоставление коммунальных ресурсов и их прямую поставку к местам непосредственного потребления.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

  Оформление покупки б/у автомобиля в 2021 году

В качестве учреждений РСО в ЖКХ на практике выступают поставщики:

  • электроэнергии;
  • тепла (отопления);
  • газа;
  • горячей и холодной воды.

Помимо этого, к перечню РСО в ЖКХ принято относить транспортные компании, поставляющие ресурсные элементы к месту назначения. Категория включает в себя и всевозможные объединения, занимающиеся следующими направлениями деятельности:

  • избавление помещений от вредоносных животных (крыс, мышей), насекомых (муравьев, мошек, тараканов, блох);
  • утилизация бытовых отходов;
  • монтирование телевизионных антенн;
  • освещение участков, прилежащих к домовым территориям.

Отсюда следует вывод, что организации по снабжению ресурсами обеспечивают населению широкий перечень услуг.

Деятельность ресурсоснабжающей организации

Ресурсоснабжающая организация предоставляет УК или жильцам многоквартирных домов различные коммунальные ресурсы. Кроме того, такая организация является и транспортной компанией, которая осуществляет ежегодное обслуживание МКД и транспортировку различных бытовых отходов.

Поставка услуг

В соответствии с пп «в» п. 9 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, при обслуживании дома РСО в многоквартирный дом поставляются такие коммунальные ресурсы:

  • горячее и холодное водоснабжение (о проблемах и нормах водоснабжения в РФ узнайте здесь);
  • электроснабжение (о причинах перебоя с электричеством и жалобах рассказано в этом материале);
  • газоснабжение;
  • водоотведение;
  • отопление (о правилах теплоснабжения читайте здесь).

Внимание! Вышеприведенные коммунальные ресурсы поставляются в многоквартирный дом только после оформления управляющей компанией или жильцами МКД отдельного договора ресурсоснабжения с РСО.

Транспортировка и обслуживание

РСО в сфере ЖКХ является и организацией, осуществляющей доставку различных элементов коммунальных ресурсов к конкретному месту назначения. В этой ситуации ресурсоснабжающая организация занимается такими видами деятельности:

  • избавление квартир от различных вредоносных животных (например, мышей) и насекомых (в частности, тараканов или муравьев);
  • утилизация твердых и иных бытовых отходов;
  • установка телевизионных антенн;
  • обеспечение уличного освещения придомовых участков.

В итоге, ресурсоснабжающая организация оказывает населению широкий перечень услуг.

Нормативная база

Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения.

Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании.

Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.

К сведению

Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е.

Читайте также:  Кто должен платить за электронергию введенного в эксплуатацию дома?

дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.

Что означает РСО

РСО – это юр. лица и ИП, которые занимаются предоставлением коммунальных ресурсов и их прямой доставкой до мест потребления. Их деятельность регламентируется жилищным законодательством. Такими учреждениями являются поставщики:

  • электрической энергии;
  • воды, как горячей, так и холодной;
  • газа;
  • тепла (отопления и твердого топлива).

Также к таким компаниям относятся и транспортные организации, которые доставляют ресурсы до места назначения. К РСО относятся и объединения, которые занимаются следующей деятельностью:

  • ликвидируют крыс, мышей и насекомых;
  • вывозят мусорные отходы;
  • устанавливают телеантенны;
  • освещают близлежащие участки.

Их этого выходит, что РСО предоставляют как ресурсы, так и услуги для жителей многоквартирных домов. Это подробная расшифровка понятия ресурсоснабжающие организации.

  Гарантийный срок на мебель.

Порядок предоставления услуг

В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость.

В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.

Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е.

доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг).

В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.

Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.

  1. Остро строит перед организациями проблема неплатежей со стороны потребителей ЖКУ. Дело в том, что стоимость этих сервисов высокая, а доходы населения – низкие.
  2. Нередко исполнитель коммунальных услуг вырученные от жильцов средства применяет в собственных целях и нуждах (покрытие других расходных направлений, компенсация прочих издержек и др.).

К сведению Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.

Как инициировать процедуру перехода на прямой договор с РСО

Инициатором могут выступить как собственники, так и ресурсоснабжающая организация

Если переход на прямые расчеты инициируют собственники МКД

Рсо в жкх

bitpics / Depositphotos.com

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды.

Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать «общедомовые» коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между водоканалом и УК по поводу взыскания с последней задолженности за услуги холодного водоснабжения на содержание общего имущества в многоквартирных домах (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3279).

  • УК категорически отказывалась платить, опираясь на следующие умозаключения:
  • Арбитражные суды двух инстанций полностью поддержали УК и отказали водоканалу.
  • Однако ВС РФ не мог согласиться с указанными выводами. Он обратил внимание на следующее:

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Противоположная позиция, ошибочно поддержанная судами, сводится, по существу, к полному освобождению УК от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям п. 4 ст. 1, ст.ст. 10, 544 ГК РФ.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

Вода, электричество и газ сегодня проведены во все квартиры многоэтажных домов ресурсоснабжающими организациями (РСО). Многие хотят перейти на прямые расчеты с РСО, минуя управляющие компании. Подробнее о том, что такое эти компании и как осуществляется взаимодействие между ними и владельцами недвижимости можно прочитать ниже.

Что означает РСО

РСО – это юр. лица и ИП, которые занимаются предоставлением коммунальных ресурсов и их прямой доставкой до мест потребления. Их деятельность регламентируется жилищным законодательством. Такими учреждениями являются поставщики:

  • электрической энергии;
  • воды, как горячей, так и холодной;
  • газа;
  • тепла (отопления и твердого топлива).

Также к таким компаниям относятся и транспортные организации, которые доставляют ресурсы до места назначения. К РСО относятся и объединения, которые занимаются следующей деятельностью:

  • ликвидируют крыс, мышей и насекомых;
  • вывозят мусорные отходы;
  • устанавливают телеантенны;
  • освещают близлежащие участки.

Их этого выходит, что РСО предоставляют как ресурсы, так и услуги для жителей многоквартирных домов. Это подробная расшифровка понятия ресурсоснабжающие организации.

УК как РСО

Управляющая компания – это юр. лицо, которое эксплуатирует, управляет и содержит жилищный фонд по причине договора, заключенного владельцами недвижимости и организацией.

Если говорить кратко, то УК – это посредническое учреждение, которое собирает деньги у жильцов для оплаты ресурсов, поставляемыми РСО. Таким образом, ресурсоснабжающая организация является субподрядчиком, а управляющая компания подрядчиком у жильцов многоэтажек на основании заключенного договора.

Помимо этого, управляющая компания занимается содержанием в надлежащем порядке жилого фонда, собирает деньги на капитальный ремонт, выполняет текущие работы по восстановлению и сохранению общедомовых помещений. Поэтому РСО никак не могут выступать в качестве управляющей компании, потому что не осуществляют подобные мероприятия, занимаясь коммунальными проблемами.

Но они в состоянии принимать прямые платежи от своих потребителей и заключать договора на этот вид деятельности. Когда владельцы квартир многоэтажного дома, которые непосредственно управляют зданием, заключают контракт с ресурсоснабжающей организацией, то последняя становится исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги.

Также РСО – это исполнитель в ЖКХ в следующих ситуациях:

  • если владельцы жилья не избрали способ управления;
  • когда истек период прежнего способа управления, а новый еще не выбрали в жилищном товариществе или при других формах правления.

Все случаи, когда организация ресурсоснабжения выступает в качестве управляющей компании и получает платежи за коммунальные услуги, оговорены в постановлении №354 правительства России.

Преимущества и недостатки прямых расчетов

При прямых расчетах существуют как плюсы, так и минусы. Являются преимуществами при прямых платежах:

[1]

  • снижение рисков разорения управляющей компании, потому что потребитель платит напрямую;
  • никто не отвечает за неуплату услуг жилищно-коммунального хозяйства другими жильцами, поэтому все средства, которые собирают на капремонт и содержание здания идут только по прямому назначению.

Минусами подобных расчетов на основании договора коммунальной оплаты будет следующее:

  • всем потребителям необходимо платить за предоставленные услуги в разных местах;
  • при перерасчетах часто могут возникать затруднительные вопросы.

Прямые договора

Сегодня появилась возможность заключать прямые договоры между потребителями и РСО. Можно это делать в следующих ситуациях:

  • при проживании собственника в частном доме;
  • при избрании на общем собрании подобного способа управления;
  • если потребители ресурсов хозяева необитаемых помещений в многоэтажном доме;
  • если управляющая компания или товарищество собственников жилья задолжали РСО более трех месячных платежей за коммунальные услуги.

Тогда владельцы недвижимости в многоквартирных домах вправе оформить прямой договор на поставку необходимых услуг. У такого способа есть плюсы:

  • нет надобности содержать лишних чиновников;
  • не нужно нести ответственность всем жителям дома за несколько недобросовестных соседей, которые не платят коммунальный взнос;
  • возможен найм на короткий срок подрядчиков для проведения работ по восстановлению жилого фонда, что разрешает сэкономить из-за большой конкуренции в этой области.

Читайте так же:  Как отказаться от наследства

К минусам подобных договоров относят:

  • многоэтажное здание перестает управляться результативно из-за больших разногласий между жителями;
  • коммунальная оплата может осуществляться нерегулярно;
  • нельзя сделать капремонт за счет денег, которые выдает Фонд содействия реформам ЖКХ.

Ответственность РСО за неверные расчеты

По закону за все нарушения отвечает исполнитель коммунальных услуг в размере 50 процентов от надлежащей суммы. Когда РСО напрямую на основании договора становится исполнительным органом, то штраф должна оплачивать она.

При неверном расчете нужно написать заявление исполнителю, а когда ответа не последует, то обратиться в Роспотрбнадзор, прокуратуру или судебные органы. Из-за частых банкротств управляющих компаний и ненадлежащих услуг, которые они предоставляют, правительство разрешило заключать с ресурсоснабжающими компаниями договоры и выполнять расчеты напрямую.

Такие методы при оформленном договоре приведут к улучшению качества коммунальных услуг и увеличению прозрачности расчетов между хозяевами недвижимости и РСО. Но чтобы получить качественные услуги напрямую, следует добиться согласия всех заинтересованных сторон, что в некоторых случаях бывает крайне сложно.

16 ответов на вопросы о прямых договорах потребителей с РСО

Мы собрали в один документ основные вопросы о переходе потребителей на прямые договоры с РСО. Они помогут вам реализовать переход или сохранить действующую систему расчетов.

ВОПРОС № 1. ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЧТОБЫ СРОЧНО ПЕРЕВЕСТИ СОБСТВЕННИКОВ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО?

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *