Правожил.com > Вопросы ЖКХ > УК > Управление многоквартирным домом управляющей организацией — что нужно знать каждому жильцу
Российское законодательство устанавливает несколько вариантов управления многоквартирным домом и одним из наиболее распространенных выступает привлечение управляющей организации. Ранее вопросы выбора были возложены на государство и органы местного самоуправления, теперь же это полномочие граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Прочитав статью, Вы поймете, как осуществляется данный вид управления, каковы особенности договора, по каким критериям выбирать организацию и узнать ответы на многие другие вопросы.
Деятельность, направленная на формирование благоприятных условий для жизни населения в конкретном здании, регулирующая вопросы предоставления коммунальных услуг, содержания и порядка пользования имуществом, называется управлением.
Варианты управления жилым домом с управляющей компанией и без нее
В РФ оно организуется несколькими способами в зависимости от субъекта:
- Управляющей компанией;
- Собственниками квартир;
- Специально созданными кооперативами;
- Товариществами, в которые входят жильцы.
Способ управления выбирается на общем собрании граждан, проживающих в доме. В любой момент он может быть изменен. Если в течение календарного года люди не выбрали подходящий вариант, то местные власти занимаются этим вопросом самостоятельно.
Как происходит управление многоквартирным домом управляющей организацией
Управляющая компания — сущность, предназначение и принципы выбора
Что это за фирма и для чего она нужна?
Управляющая организация это фирма, которая привлекается жителями конкретного дома для решения вопросов организации, ремонта и содержания построения. Систему задач, возложенных на компанию, определяет законодательство. Настоящее время, это:
- Формирование и поддержание системы противопожарной безопасности;
- Контроль за стойкостью и исправностью конструкции постройки;
- Обеспечение инженерно-техническим обеспечением;
- Поддержание чистоты внутри дома и на близлежащей территории;
- Решение юридических вопросов, осуществление сделок и формирование договоров;
- Бухгалтерская деятельность – ведение расчетов, планирование расходов, организация бюджета;
- Взаимодействие с контрольно-надзорными органами, иными фирмами-поставщиками.
- Обратите внимание, что структура договора может предусматривать иные задачи и полномочия, возложенные на компанию.
- Как сделать правильный выбор среди множества фирм
- К решению вопроса о выборе УК стоит отнестись со всей серьезностью, ведь это не просто фирма, это гарант благоприятных условий для Вашего проживания. Вашему вниманию предлагаются основные рекомендации и пометки, на что нужно обратить внимание при решении данного вопроса:
- Круг объектов, которые обслуживаются фирмой и количество клиентов. Такие показатели отражают качество предоставляемых услуг, комментарии и впечатления реальных людей. Однако помните, что данный критерий актуален для фирм, существующих давно на рынке услуг, ведь «молодые» организации могли попросту еще не найти своих клиентов.
- Квалификация, опыт работы – несомненно то, что нужно посмотреть. Если предприятие существует достаточно долго и на протяжении своей деятельности зарекомендовало себя с положительной стороны – нужно выбирать. Если же опыта маловато, то возможно будут сложности с налаживанием того или иного процесса, решением вопроса, поставленной задачи.
- Истребование сертификатов и лицензий, которые должны выдаваться в установленном законом порядке. Помимо этого, сами сотрудники должны регулярно проходить переподготовку и повышение квалификации. Это связано с тем, что законы, принципы работы, технические аспекты динамично меняются, а специалисты всегда должны быть в курсе новшеств.
- Отзывы и общение с людьми, клиентами помогут Вам понять, какие недостатки отмечаются в работе организации, сформируют полноценное представление о сути деятельности.
- Наличие материально-технического обеспечения высокого уровня. Только современная, новая техника является залогом оперативного реагирования и решения проблем дома и двора. В противном случае сотрудники будут бессильны перед сложившимися ситуациями.
- Коммуникация с жильцами – помимо вежливости и осмотрительности, сотрудники управляющей фирмы должны прислушиваться к обращениям жильцов, обрабатывать заявки.
Закон об управляющих компаниях в РФ
Рассматривая каждую рекомендацию применительно к потенциальным кандидатам, Вы сможете сложить полноценное и максимально полное представление об организации. Удачи Вам в этом непростом деле, а пока идем дальше!
Порядок привлечения управляющей организации к управлению многоквартирным домом
На общем собрании жильцов решается вопрос о выборе организации
Деятельность УК организуется на основе договора, заключенного с собственниками жилища. Прежде всего граждане собирают всю информацию о действующих организациях, определяются с выбором и переходят к подписанию соответствующего договора.
Все вопросы и принятие решения происходит в рамках общего собрания жильцов многоквартирного дома, порядок проведения которого установлен ст. 45 Жилищного Кодекса РФ.
Жильцы дома обязываются проводить собрания регулярно раз в год, однако они же могут изменить периодичность в большую или меньшую сторону. Есть так же такое понятие, как внеочередные собрания, на которых решаются наиболее важные и экстренные ситуации, требующие незамедлительного реагирования.
В процессе выбора и привлечения управляющей организации закреплено требование о количестве участников – должно присутствовать не меньше 50% собственников всего дома. Если на собрании находится меньше 50%, то принятые решения законной силы иметь не будут.
Что делать, если управляющая компания отказалась от управления домом?
Жильцы каждого дома обязаны выбрать себе управляющую компанию, в обязанности которой входит управление самой постройкой, ее ремонтом и благоустройством прилегающих территорий. Но нередко, если дом принадлежит к старому жилому фонду, от него компания может и отказаться, с этим у жильцов сопряжены определенные трудности.
Право УК отказаться от дома
Любая управляющая компания обладает правом самостоятельно решать, какие дома она будет обслуживать для оформления контрактов.
Она может за месяц до окончания контракта сообщить об отказе его продления и слагает с себя полномочия по его обслуживанию.
Когда договор прекращает действовать жильцам предоставляются квитанции по оплате услуг от ресурса содержащих компаний. Перестает проводиться периодический ремонт, уборка подъездов и прочие платные услуги.
Причин для отказа управлять много, самые распространенные основания:
- задолженность жильцов по коммунальным платежам;
- организация признана банкротом;
- лишение организации лицензии;
- отказ компании заниматься ремонтом старого жилого фонда из-за постоянно возникающих проблем.
Прекращение договора по обслуживанию дома должно быть оформлено с соблюдением всех юридических норм.
Когда происходит отказ управляющей компании осуществлять работу по обслуживанию здания, сотрудники организации должны хорошо понимать, как это происходит. Жильцы после извещения о прекращении договора должны выполнить следующие действия:
- собирается общедомовое собрание для уведомления жильцов об отказе;
- при наличии спорных ситуаций, обсуждаются и принимаются возможные пути соглашений;
- собрание протоколируется и подписывается всеми присутствующими;
- организация составляет заявление об отказе работы с домом и отправляет его в администрацию;
- собственникам жилья передаются документы на строение в виде специального акта;
- представители компании отдают необходимые документы в налоговую службу и жилой надзор.
Жильцы в течение 30 дней должны принять решение и выбрать новую управляющую компанию. Если они ничего не смогут решить за этот период, то этим вопросом займется администрация.
Юридические нормы для оформления
Когда инициатива расторгнут контракт исходит от управляющей компании, она выбирает разные пути для этого:
- мирное соглашение. Когда решение было принято по обоюдному согласию с собственниками и отсутствуют споры;
- прибегают к арбитражному суду, при наличии веских на это причин, таких как задолженность по коммунальным платежам и иных обстоятельств;
- если компании нанесен серьезный ущерб, и сами жильцы являются нарушителями соглашений.
Это серьезные правовые основания для расторжения договора.
При возникновении необходимости отказаться от обслуживания дома, управляющая компания подготавливает всю необходимую документацию. Она передается собственником квартир и государственным надзорным органам. Перечень документов:
- юридически грамотно оформленное обращение к жильцам с указанием причин для расторжения договора по обслуживанию;
- акт для жилищной инспекции;
- официальное обращение для администрации;
- документы, в которых прописывается вся информацию по обслуживанию строения за последние 2 месяца;
- необходимые выписки с лицевых счетов;
- отчеты по всем общедомовым тратам;
- все документы, протоколы с собраний собственников;
- список имущества дома;
- все договоры, заключенные с подрядчиками.
Если документы передаются государственным надзорным органам, то может потребоваться любая другая документация. Полная бухгалтерская отчетность потребуется в том случае, если отказ оформляется в судебном порядке.
Потеря лицензии
Чаще всего компания вынуждена отказаться от обслуживания в связи с потерей на это права-лицензии. У нее отзывают лицензию по нескольким причинам:
- протоколы общедомовых собраний некорректно оформляются, либо не ведутся вообще;
- в документах не прописаны нужные сведения;
- работа компании должна быть прозрачной, если же информации о ней и ее работы нет в открытых источниках, это также служит основанием для потери лицензии.
Лицензии оформляет жилищная инспекция. Если она отказывает в выдаче, то должна иметь для этого законные основания. В таком случае обязанность информировать о потери лицензии, и, соответственно о прекращении сотрудничества лежит на управляющей компании.
Можно ли отстоять право управлять домом
Просто так лицензию конечно же никто не отберет. Лишение производится только на основании серьезных причин. Это не делается одномоментно, УК дается время для возможности выполнить необходимые требования:
- устанавливаются временные рамки для устранения нарушений;
- проводится проверка, чтобы зафиксировать факт исправления недочетов;
- при повторном выявлении проблем лицензия отзывается.
Компания имеет право направить исковое заявление в суд, если она не согласна с решением проверочной комиссии и считает, что ее права были нарушены. При прекращении права управления домом в течение месяца жильцы обязаны найти себе другую компанию или предложить любой другой альтернативный способ.
Для того, чтобы найти себе новую управляющую организацию собственники жилья проводят общедомовое собрание, где выбирают новую УК. Если на собрании не получается прийти к консенсусу, то обращаются за помощью в администрацию. Также помощь в этом вопросе может оказать инспекция по жилищному надзору, у нее есть для этого полномочия.
Порядок действий жильцов при отказе от их дома УК
При отказе управляющей компании от управления домом, жильцы имеют право найти себе новую организацию:
- проведение официального собрания. Важно, чтобы участвовало в нем большая половина собственников;
- обращение в администрацию;
- помощь жилищных надзорных органов в выборе.
Все претенденты на место новой УК должны предоставить жильцам достоверную информацию о своей деятельности.
Процедура отказа должна выполняться по всем правилам с соблюдением юридических норм.
Loading…
Разделяй и властвуй: что делать, если у дома две управляющих компании
© Анастасия Кораблёва. Спорный дом на Кирова (справа)
21 Ноя 2016, 08:04
На 24 ноября в Арбитражном суде Новосибирской области назначено очередное заседание по спору двух управляющих компаний — ООО «Сибавтостройсервис» и ТСЖ «Авангард».
Организации не первый год выясняют отношения, хотя и борются всего лишь за один дом на улице Кирова. У каждого способа управления домом есть свои сторонники, утверждают руководители компаний.
И все бы ничего, если бы не одно «но» — и ТСЖ, и УК выставляют счета за коммунальные услуги. Двойные платежки жильцы получают около года.
И это не единственный такой объект в городе. По данным Государственной жилищной инспекции по Новосибирской области (ГЖИ), в аналогичной ситуации находятся жильцы порядка 200 домов. В судах вопрос удалось решить в 10 случаях.
Судебные тяжбы между «Сибавтостройсервис» и «Авангардом» начались больше двух лет назад. Летом 2014-го на собрании жильцов было принято решение о смене управляющей компании на ТСЖ. Затем суд обязал «Сибавтостройсервис» передать документы по управлению домом ТСЖ «Авангард». Спустя год жильцы решили вопрос с точностью до наоборот. Оба решения оспариваются организациями в судах.
В «Сибавтостройсервисе» утверждают, что ТСЖ в 2014 году было организовано при помощи фальсификации решений собственников.
«С 2014 года мы с ними судимся. Говорим о том, что там [в протоколах решения жильцов] были покойники, дети, люди, которые не подписывали бюллетени. И все это вскрывается и вскрывается.
А он [председатель правления ТСЖ] — нет, все это были люди, — рассказывает директор „Сибавтостройсервис“ Виктор Оспенников.
— С декабря 2015 года начал выставлять вторые квитанции: мы выставляем квитанции, и он выставляет за одни и те же услуги».
Председатель правления ТСЖ Валентин Сысоев в телефонном разговоре с Тайгой.инфо заявил, что не хотел бы по телефону комментировать обстоятельствах появления у дома двух управляющих компаний и количестве жильцов, вступивших в товарищество.
«Кто-то платит ТСЖ, у них есть свои сподвижники — кого-то они убедили. Есть люди, которые платят нам, их порядка 30%, а есть люди, которые никому не платят — они сидят и выжидают»
«Есть такое понятие „собственник“ — вам ясно это понятие? — тем не менее, поясняет он. — У собственников многоквартирных домов есть общее имущество, которое законом правительство наше возложило на нас — управлять им, содержать его вне зависимости от личной квартиры. Это все регламентировано постановлением правительства. Мы со своей стороны все исполняем, как полагается».
По его словам, у жильцов нет договора на управление с УК и ситуация «искусственно» создана совместно с руководством ГЖИ и заключается в «неисполнении Жилищного кодекса статьи 198 части 2». «Как только они исполнят это, проблемы все закончатся», — пообещал Сысоев.
Между тем, согласно официальным данным, легитимной управляющей компанией в ситуации с домом на улице Кирова, 27/3 является именно «Сибавтостройсервис». Сведения значатся в реестре лицензий (дата начала обслуживания — 1 июля 2008 года).
И, как поясняют в госжилинспеции, законом не предусмотрено внесение изменений в реестр на основании заявления ТСЖ. Сам лицензиат также не обращался с заявлением об исключении дома из реестра и он до сих пор несет ответственность за обслуживание дома.
Соответствующего решения суда также не было.
Оспенников утверждает, что большинство жителей не собирались менять управляющую компанию. И «Сибавтостройсервис» оплачивает все коммунальные расходы — за год на эти цели потрачено порядка 11 млн рублей.
«Теперь образовалось три категории плательщиков. Кто-то платим им [ТСЖ], естественно, у них есть свои сподвижники — кого-то они убедили. Есть люди, которые платят нам, их порядка 30%, а есть люди, которые никому не платят — они сидят и выжидают.
А мы-то все время платим, поскольку у нас договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями, мы не можем не платить, — поясняет Оспенников. — Мы в полном объеме за весь дом платим, а уже потом людям выставляем, и вот 30% только нам платят.
И у нас уже большой убыток».
На сайте ТСЖ «Авангард» среди документов можно найти пояснительную, датированную июлем 2016 года, в ней говорится, что договоров с ресурсоснабжающими организациями у товарищества нет, и в этом оно винит «Сибавтосройсервис» и ГЖИ.
Чтобы избежать подобных ситуаций на рынке управления домами, необходимо ограничить возможность смены управляющей организации периодом в три-пять лет
На каком основании ТСЖ высылает жильцам платежки и куда тратит получаемые с населения средства — до сих пор не ясно. Однако очевидно, что платить по их квитанциям не нужно, и это подтверждено решением суда. Попытка ТСЖ взыскать «задолженность» за коммунальные услуги с одного из жильцов провалилась. В удовлетворении иска мировым судьей было отказано 1 ноября.
Непосредственное управление домом: плюсы и минусы самостоятельности
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает три варианта управления многоквартирным домом (МКД): товарищество собственников жильцов (ТСЖ), передача дома в управление управляющей компании (УК) и непосредственное управление (НУ). Каждый из способов законен — выбор должны сделать собственники жилья на общем собрании.
В последнее время тверские жилищные организации начали активно агитировать жильцов за переход от управляющей компании к непосредственному управлению домом. А выгодно ли это жителям? При непосредственной форме управление будет осуществляться непосредственно инициативными собственниками многоквартирного дома, действующими по доброй воле, на свой страх и риск, и к тому же бесплатно.
При кажущемся преимуществе этот аргумент является одновременно и главным недостатком такого способа управления, и чем больше дом, тем в большую проблему непосредственное управление может перерасти. Чем больше в доме проживает жильцов, чем больше в нем площадь общего пользования, тем больше может возникнуть проблем с его управлением и разногласий между жильцами.
При этом чтобы найти такого управляющего, который по своей инициативе практически ежедневно решал бы массу самых разных вопросов, очень сложно. Иными словами, выбор непосредственного управления оптимален в небольших многоквартирных домах, где объем работы по управлению домом минимален.
Призывая жильцов перейти на непосредственное управление многоквартирным домом, управляющие компании преследуют собственные интересы, цели и выгоды, пытаясь таким образом уйти от долгов и ответственности. Именно поэтому жильцам не говорят о многочисленных минусах и подводных камнях, хотя УК обязаны донести до горожан максимум информации, чтобы их выбор был осознанным.
Кроме того, инициатива по переводу домов на непосредственное управление должна исходить от жильцов, а не от УК.
Когда собственников призывают выбрать непосредственное управление, предполагается, что в итоге будет заключен договор на обслуживание с организацией, и она будет выполнять те же работы, что делала в доме управляющая компания, и, следовательно, ответственность подрядчики будут нести такую же, что несла управляющая организация.
Однако это далеко не так. В соответствии с действующим законодательством управляющая организация в любом случае несет ответственность за качество жилищных и коммунальных услуг перед собственником, даже если это не прописано в договоре. Множество надзорных инстанций (Жилищная инспекция, прокуратура, Роспотребнадзор и др.
) всегда могут побудить управляющую организацию выполнить те работы, которые, с их точки зрения, необходимы, даже если в утвержденном перечне работ их нет.
При выборе собственниками помещений способа непосредственного управления МКД не может быть реализовано предусмотренное жилищным законодательством полномочие органа местного самоуправления по проверке деятельности управляющей организации, так как она является лишь выполняющим работы подрядным предприятием, и в ее обязанности не входят ни защита прав собственников, ни решение других организационных вопросов. При непосредственном управлении побудить подрядчика выполнить какие-то работы вы можете только через суд. Обратите внимание на важный нюанс — договор подряда, а не управления! То есть отношения с УК в данном случае будут регулироваться не жилищным, а гражданским кодексом. Кроме того, все штрафы за нарушение пожарной безопасности, аварии и вывоз мусора будут накладываться не на УК, ТСЖ, а на собственника.
Кроме того, при НУ жильцы не могут обращаться в органы местного самоуправления по вопросу проверки выполнения договора на содержание жилья в соответствии с п. 1.1 статьи 165 Жилищного Кодекса РФ, как это могут сделать собственники при способе управления «управляющая организация».
То есть управляющие компании становятся полностью бесконтрольными! Как только жилищная организация получает юридический статус обслуживающей организации, она обретает иммунитет от всех проверок и претензий.
УК снимают с себя обязательства по погашению возникающей задолженности МКД, по контролю за качеством предоставляемых коммунальных услуг.
Взаимоотношения между потребителем и жилищной организацией будут регулироваться только договором, который УК, скорее всего, составит в своих интересах, а интересы жильцов будут явно отодвинуты на задний план.
Известно, что управляющая организация обязана выполнять работы, к примеру, по подготовке дома к зиме даже в случае, если далеко не все собственники оплачивают содержание и ремонт жилья.
В случае с непосредственным управлением подрядная организациявыполняет работы ровно на такую сумму, какую она соберет с жильцов, и ровно на те виды работ, которые оговорены в договоре.
При НУ подрядчику потребуется обязательно заключить договор с каждым собственником, то есть без этого подрядчик при оказании услуги не может требовать платы со всех. Учитывая ситуацию по сбору платежей, рассчитывать на подобную добросовестность со стороны всех собственников не приходится.
Кто-то все равно оплачивать не будет, взыскать с него оплату будет сложно, а значит, добросовестно оплачивающие жильцы будут вынуждены платить и за себя, и «за того парня», как это было и раньше.
Выбрав НУ, каждый жилец будет обязан заключить договор на поставку всех энергоресурсов в дом самостоятельно.
Кто будет следить за собственниками и понуждать их заключить все необходимые договоры? При выборе непосредственного управления плюс заключается только в отсутствии коллективной ответственности. Каждый отвечает за себя.
Подрядная организация не отвечает за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, канализацию, отопление, электроэнергию и газ), дополнительных времени и сил будет стоить заключение отдельных договоров с каждой ресурсоснабжающей организацией, прибавится платёжек.
Каждому собственнику придется заключить как минимум 4, а как максимум 10 договоров. Значит, получить и оплатить столько же счетов, а при необходимости посетить эти 4 или 10 организаций.
Законодательство не определяет ни то, как контролируется обслуживание общего имущества, ни периодичность и формы отчётов управляющей компании перед жильцами, выбравшими непосредственное управление. Органы местного самоуправления тоже не смогут вмешиваться в отношения жителей с УК, являющейся теперь лишь подрядной организацией. Как следствие, с любыми потенциальными проблемами в этом случае вы останетесь один на один.
На сегодняшний день собственники помещений не обладают необходимыми знаниями и практическим опытом для исполнения функций управления, и результатом этого станет отсутствие планирования работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома. Кроме того, из-за недостаточной квалификации собственников помещений отсутствует грамотное финансовое управление, в том числе обоснование необходимых размеров платежей на содержание многоквартирного дома.
Очень интересен вопрос о качестве коммунальных услуг (наличие холодной и горячей воды, необходимой температуры в квартире). Подрядная организация отвечает только за содержание сетей (не текут, прочищены). Ресурсоснабжающие организации воду и тепло до дома подали.
А кто будет отвечать за наличие воды на верхнем этаже или нормальное отопление в угловой квартире? Общее собрание собственников, совет дома или инициативный жилец? Спросить будет не с кого.
Конкретного ответа в законодательстве нет, а если нет, то в чем заключается «максимальная защита прав жильцов», в которой нас так настойчиво уверяют управляющие компании? Рассмотрим подробнее вопрос поставки коммунального ресурса (холодная, вода, горячая вода, отопление). При других формах управления потребитель отвечает только за коммуникации в квартире.
Если вдруг в подвале прорвало трубу или где-то неисправен стояк, за это отвечает ТСЖ или УК. За оперативность работ и за устранение проблемы также отвечает УК или ТСЖ. И если по их невнимательности или нерасторопности вас затопило, или вы понесли другой вред, то можете рассчитывать на компенсацию со стороны ТСЖ или УК.
При непосредственном же управлении в многоквартирном доме возникают многочисленные риски.
Сложив с себя статус управляющей организации и став «подрядчиком по обслуживанию МКД», обслуживающая организация уже не будет нести прежних обязательств перед жителями за состояние общего имущества – подъездов, подвалов, чердаков, крыш, внутридомовых сетей и оборудования. Она будет только выполнять конкретные заявки жителей.
Когда уже что-то случилось, сломалось, рухнуло, протекло. Её дело – устранить. А все остальные заботы и убытки останутся на жителях. Обращаться за помощью в суды и прокуратуру будет бесполезно. Ответ спрогнозировать несложно: «Вы сами выбрали непосредственное управление».
Такая система работы (по устранению аварий, но без существенных капитальных и текущих ремонтов), очевидно, приведет к катастрофическому ухудшению и без того во многом неудовлетворительного состояния МКД. Особенно это ударит по старому, изношенному жилому фонду города Твери. Качество коммунальных услуг неизбежно ухудшится. Увеличатся потери ресурса во внутридомовых сетях, поскольку подрядчик никак не заинтересован в осуществлении энергосберегающих мероприятий. А ведь в настоящее время, согласно закону, все потери ресурса внутри дома распределяются на жителей, и платить придется вам. При этом «новые подрядные организации» вряд ли сократят имеющиеся штаты, вряд ли откажутся от уже установленных высоких тарифов, ведь это экономически невыгодно. А то и вообще установят свои цены. Какими они будут? Не низкими однозначно.
Таким образом, смена формы управления многоквартирного дома на непосредственное управление перекладывает ответственность за все коммунальные беды с УК на жильцов дома, а компания, обслуживающая дом, продолжит собирать деньги с жильцов, и при этом у нее исчезнет всякая ответственность перед собственниками жилья.
Обслуживающие организации уходят из-под муниципального контроля и Госжилинспекции, исчезают рычаги воздействия на них. При НУ вся ответственность за своевременное исполнение многочисленных законов, правил, постановлений ляжет тяжким грузом на собственников помещений.
Им придется самостоятельно выполнять нормы, закрепленные в законодательных актах, содержать свой дом в надлежащем состоянии, проводить мероприятия по энергосбережению, вести техническую документацию. И за эту работу заработную плату платить не будут. Для принятия решений о выполнении работ и их оплаты необходимо проводить собрания собственников.
Возникнут проблемы с выдачей справок, требующихся жильцам дома при обращении в органы социальной защиты и органы местной власти.
Как показывает практика, выбранный способ непосредственного управления в многоэтажном многоквартирном доме влечет за собой многочисленные проблемы.
Так, в Астрахани местные власти стали требовать от собственников-физлиц ликвидировать аварийные деревья, а также эксплуатировать лифты, являющиеся опасными промышленными объектами.
В Ставропольском крае жители многоэтажек Георгиевска не заключили договор с местной теплосетевой компанией, в результате кредиторская задолженность дома возросла до 22 млн рублей, что повлекло сбои в теплоснабжении всего жилого фонда.
В качестве плюса непосредственного управления управляющие компании называют также прозрачность платежей между жильцами и ресурсоснабжающими компаниями.
Но, исходя из своих интересов, они забывают сказать, что в Твери успешно реализуется практика прямых платежей, которая не подразумевает изменения формы управления многоквартирным домом.
В этом случае платежи жителей идут напрямую в ресурсоснабжающую организацию, минуя счета УК, таким образом, управляющая компания не может использовать их по своему усмотрению и на деньги за тепло и горячую воду, скажем, отремонтировать крышу. Принять решение о переходе на прямые платежи могут жильцы на общем собрании собственников.
В настоящее время многие специалисты в сфере ЖКХ считают непосредственный способ управления в многоквартирном доме неэффективным, который влечет его разрушение, а руководителями различных рангов постоянно поднимается вопрос о необходимости исключить из нормы закона этот способ управления домов.
Ну не может, к примеру, девятиэтажный дом управляться одновременно десятками людей. У каждого из них своё мнение, своя жизнь, своя работа, свои проблемы. А жилой дом постоянно требует внимания, заботы, труда. Надо постоянно работать – обслуживать, ремонтировать, убирать, предотвращать и устранять.
Непосредственное управление и кажущаяся «экономия на квартплате» в день возникновения серьёзной аварии может обернуться реальным ЧП, а отсутствие централизованной власти и управления, никогда не приводила к хорошему.
Поэтому, при выборе способа управления многоквартирным домом внимательно прочитайте законодательство, жилищный кодекс, взвесьте все «за» и «против», и главное – делайте выбор самостоятельно, хорошо понимая последствия своего решения. Не спешите верить обещаниям новых «подрядчиков» о том, что «будет лучше».
Проблемы жителей для них всегда стоят после собственных выгод. Помните, что для эффективного управления необходимо быть настоящими хозяевами своего дома, как этого требует Жилищный кодекс.
Обязанность Администрации города назначить нашему дому УК принудительно? — вопрос №17793475 © 9111.ru — 2021 г
Пункт 17 в ст. 161 ЖК РФ был введен федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ и начала действовать с 12 января 2019 года. Под него государство придумало специальные Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. № 1616.
Орган местного самоуправления назначает временную управляющую организацию, если в многоквартирном доме не выбран и не реализован способ управления таким домом, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления.
Здесь нужно обратить внимание, что сама по себе не реализация права на управление домом – не означает фактическое назначение управляющей организации местными властями. Закон указывает, что такое право используется органом местного самоуправления только в том случае, если порядок открытого конкурса или иного выбора управляющей организации, создания ТСЖ, — не был реализован.
Это возможно, например, в случае признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации. Или если регистрация ТСЖ была признана недействительной, а дом никем не управлялся ранее.
Поскольку дом не может оставаться без реального управления, то назначение органом местного самоуправления временной управляющей организации без конкурса является некой экстренной и вынужденной мерой, которая позволяет решить проблему с обслуживанием в режиме «здесь и сейчас».
Как это работает на практике
В нашей стране есть большое количество домов, которые ни одна управляющая организация не захочет взять в управление. Например, это аварийный фонд (но не признанный аварийным в установленным порядке). Или то, что на Севере называется «деревяшками», т.е. деревянными домами с локальными очистными сооружения (септиками и колодцами вместо централизованной канализации).
Такие многоквартирные дома, в случае их выставления на конкурс, не проторговываются.
Управляющие организации их не берут в управление по причине большого числа рисков, связанных с эксплуатацией. Вне зависимости от состояния жилого фонда его нужно поддерживать по требованиям закона. Однако с учетом того, что соблюсти их невозможно, все эти риски ложатся на управляющую организацию, которая не хочет эти риски на себя брать.
Орган местного самоуправления тоже находится под давлением: он проводит конкурс, но результат конкурса – отсутствует. Начинаются проблемы с прокуратурой. В северных регионах в случае передачи в управление «деревяшек» орган местного самоуправления реализует даже некоторые муниципальные преференции, которые, нужно заметить, помогают не всегда.
В такой ситуации появление п. 17 в ст. 161 ЖК РФ призвано помочь местным властям решить проблемы с эксплуатацией жилья.
Временно назначенная управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом не более 1 года до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или проведения открытого конкурса.
Оказание жилищных и коммунальных услуг во «временных» условиях и процедура выбора
Правила № 1616 исходят из того, что предоставление коммунальных услуг при временном управлении осуществляется ресурсоснабжающими организациями, которые являются исполнителями коммунальных услуг. При этом временная управляющая организация занимается только эксплуатацией, т.е. текущим содержанием и ремонтом.
Для того, чтобы выбрать временную управляющую организацию орган местного самоуправления ведет специальный перечень, который подлежит актуализации уполномоченным органом не реже чем один раз в 5 лет и размещается в ГИС ЖКХ.
В этот перечень организаций включаются управляющие организации, представившие заявление о включении и расположенным на территории соответствующего муниципального образования. Включение в перечень идет в хронологическом порядке.
Одной из целью этого нововведения было стимулирование конкуренции. При определении управляющей организации орган местного самоуправления выбирает ту, у которой наименьшее количество многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций. Если число домов одинаковое, то выбирается та, которая попадает первой в перечень (п. 8 Правил № 1616).
- Что делать собственнику?
- Если за управление домом никто не хочет браться и орган местного самоуправления назначает временную управляющую организацию, скорее всего, это не самый интересный объект (дом) с точки зрения управления.
- Либо дом в аварийном или полу аварийном состоянии, либо тариф является заниженным, либо контингент жителей в таком доме не похож на вовлеченных и педантичных «швейцарцев».
- Поэтому в каждой конкретной ситуации нужно относится на временную управляющую организации по-разному: одно дело, если конкурс был признан несостоявшимся из-за нарушения процедуры, а другое, по причине отсутствия желающих управлять домом.
Новые отношения: Имеет ли УК право передать дом другой компании?
В октябре текущего года некоторые жители Советского и Ленинского районов получили уведомление от своих управляющих компаний о необходимости перезаключить договор на техническое обслуживание домов. Выяснилось, что собственникам предлагается перевести их под управление новых компаний. О том, законны ли действия УК и как поступать в подобном случае, – в новом выпуске «Онлайн-приемной».
В соответствии с Жилищным кодексом РФ, жильцы многоквартирных домов имеют право сменить управляющую компанию на основании решения общего собрания собственников.
При этом расторжение договора должно осуществляться в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, по закону полномочия УК прекращаются:• по соглашению сторон;• по основаниям, предусмотренным в самом договоре;• по основаниям, предусмотренным ГК РФ;• по основаниям, предусмотренным другими законами;• по решению суда.
- Но следует учесть, что при наличии любого из этих оснований, необходимо проведение общего собрания собственников.
- Идеальная сторона медали
Участившиеся в городе случаи – пример того, как управляющие организации предлагают первый компромиссный путь расторжения договора, однако в данном случае он имеет «подводные камни». Конечно, он означает, что и УК, и собственники с ситуацией согласны.
Правда, по закону, когда жильцы поддерживают предложения УК, они оговаривают условия разрыва и в идеальном варианте подписывают специальное соглашение между компанией и уполномоченным собственниками лицом (например, Советом МКД).
В документе определяется передача технической документации на дом, средств на текущий ремонт, собранных с собственников, информация о задолженности перед ресурсоснабжающими предприятиями и выполненных работах по содержанию и ремонту общего имущества. Само согласие собственников должно быть закреплено решением общего собрания*.
В случае же, когда инициатор «разрыва» отношений – управляющая компания, требование о расторжении должно быть направлено всем без исключения собственникам помещений в доме. На деле же зачастую не оказывается ни соглашения, ни фактического согласия жильцов.
В поисках лучшей жизни
Управляющие компании Воронежа успокаивают: «С появлением ответственных и подкованных в законодательстве собственников коммунальная сфера самоочищается, постепенно вытесняя недобросовестных управленцев», – рассказывает юрист по вопросам ЖКХ одной из Управляющих компаний Воронежа Екатерина Башкирева.
Таким образом, «некоторые УК закрываются, появляются новые организации, а от услуг других жильцы отказываются». Получается, отказываются сами: «На сегодняшний день и у жителей, и у властей накопилось много претензий к крупным управляющим компаниям, – продолжает эксперт.
– К мелким УК и ТСЖ их меньше, поскольку небольшие обслуживающие организации ближе к людям, быстрее реагируют на проблемы дома, оперативнее устраняют аварии. Кроме того, несомненный плюс небольшой обслуживающей организации в минимизации издержек, в том числе, на содержание штата сотрудников».
Таким образом, по сообщению представителей организации, сами собственники решают, какой обслуживающей организации передать свой дом: «Если, например, старой УК жители перестали доверять и появилась новая, которая вышла на честный, открытый диалог с жильцами и предложила максимально комфортные условия взаимодействия, ее могут выбрать в качестве управляющей и отказаться от прежней. На рынке ЖКХ это нормальные изменения». Отдельно юрист характеризует ситуацию в Ленинском районе: «Судя по информации в СМИ, УК Ленинского района довольно часто является объектом недовольства собственников многоквартирных домов. Одна из причин: на ее балансе числится почти полтысячи домов, а многие МКД давно требуют капитального ремонта и содержать их на «первую строку» на должном уровне крайне сложно. Не удивительно, что активные собственники, в поисках лучших решений для своих ветхих домов, принимают решения о выходе из этой УК».
Нет – отношениям вслепую! Да – общему решению!
Однако в противовес официальной позиции, по сообщению жителей Ленинского района, подобной инициативы с их стороны как раз не исходит.
По словам аналитика по ЖКХ Региональной местной общественной приемной председателя партии «Единая Россия», сегодня со стороны жильцов Ленинского и Советского районов участились жалобы на УК: новые компании, создаваемые преимущественно на основе старых, предлагают составлять договоры, и, что особенно настораживает, – практически вслепую. Новая УК не отвечает по обязательствам прежней и составляет соглашение в свою пользу, а тарифы и услуги прописывает самостоятельно: изначально в договоре оставляют пустое место и не согласуют пакет услуг с собственниками. Жильцам остается только вовремя платить по счетам. Если ситуация развивается подобным образом, советует юрист, следует помнить, что предложение управляющей компании о перезаключении соглашения с другой, даже дочерней, без проведения общего собрания противоречит законодательству и ущемляет право на выбор способа управления домом. Разрешать такой конфликт можно посредством соответствующих жалоб и претензий (см. справку «ГЧ»). Есть и альтернативный мирный путь – проведение общего собрания. В таком случае вы способны сами устанавливать «правила игры» со своей новой УК и не стать жертвой кабального договора, в котором прописаны только обязанности за полным отсутствием прав.
* Статья 161 Жилищного кодекса РФ.