Если ФИО отсутствуют в базах УК, то это не будет распространением ПД?

23 декабря 2020 г. Госдума приняла законопроект о внесении изменений в Закон «О персональных данных» — два чтения законопроект прошел за два дня.

А 30 декабря 2020 г. Федеральный закон № 519-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных” уже был подписан Президентом.

По замыслу создателей изменения вступят в силу в два этапа: основная часть с 1 марта 2021, вторая — с 1 июля 2021 г.

Сразу предупрежу: не спешите переподписывать согласия и перезаключать договоры. Прежде проконсультируйтесь со своим юристом. Ниже изложена моя точка зрения на изменения и она не претендует на истину. Будем ожидать разъяснений Роскомнадзора.

Оперативные обновления узнавайте в моем Телеграм-канале.

Если ФИО отсутствуют в базах УК, то это не будет распространением ПД?Персональные данные в 2021

Что нового

Изменения сводятся к одному важному моменту — понятия общедоступных персональных данных больше не будет. Не путайте с общедоступными источниками персональных данных.

  • Из части 1 статьи 6 исключается пункт 10 — важное условие обработки персональных данных без согласия:
  • «10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);»
  • Этот принцип так или иначе охватывал возможность публикации персональных данных пользователей соцсетей. Да, была и иная точка зрения, но сейчас в этих спорах поставлен восклицательный знак:

любые данные о человеке можно публиковать только с его прямого согласия!

Исключения сделаны только для случаев, где есть государственный, общественный и публичный интерес. Уважаемые журналисты, аккуратно выдыхайте ????

Персональные данные, разрешенные для распространения — это персональные данные, к которым возможен доступ любых лиц. Теперь это так называется.

Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом

новый пункт 1.1 статьи 3 ФЗ «О персональных данных». Можно придумать новую аббревиатуру, например ПДРР ))

Это означает, что пока человек не даст согласия, публиковать его данные нельзя. Нельзя даже на корпоративных сайтах в разделах, аналогичным «О команде», «Наши сотрудники».

Требования к содержанию для специального согласия на обработку персональных данных, будет определять Роскомнадзор. Пока их нет, конечно же. Ждем весны.

Обновление от 27.01.2021. Опубликован приказ Роскомнадзора о требованиях с содержанию согласия.

Плохо, что новое согласие оформляется отдельно от иных согласий субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Хорошо, что новое согласие не обязательно должно быть письменным. Допускается любая форма, позволяющая подтвердить факт его получения.

Если ФИО отсутствуют в базах УК, то это не будет распространением ПД?Придется получать новые согласия на публикацию персональных данных

Как распространять персональные данные в 2021

Пробегусь по пунктам новой статьи 10.1 Закона «О персональных данных». Это она определяет особенности публикации персональных данных. Подумайте заранее, как реализовать в вашей деятельности эти новшества.

1. Возможность выбора

Оператор обязан обеспечить субъекту персональных данных возможность определить перечень персональных данных по каждой категории персональных данных, указанной в согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

Это может выглядеть так: согласен на публикацию ФИО, не согласен на публикацию даты рождения. Посмотрим, что скажет РКН. Совершенно точно придется поломать голову над формулировками.

2. Последовательные доказательства

В случае раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия, предусмотренного настоящей статьей, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.

Например, один сайт написал про чиновника, второй сделал рерайт новости, третий — просто ее перепостил. Чиновник обиделся и написал жалобу в РКН.

В этом примере доказывать, что есть общественный интерес персональным данным чиновника будут все три сайта. Вряд ли у них будет согласие на распространение ПД чиновника. А других законных оснований нет.

3. Случайно все произошло

В случае, если персональные данные оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.

Например, произошел слив базы данных банка в сеть. Кто-то их скопировал и опубликовал. Значит он будет доказывать законность распространения этой информации. Не знаю, получится ли у него это.

4. Четкость формулировок

В случае, если из предоставленного субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не следует, что субъект персональных данных согласился с распространением персональных данных, такие персональные данные обрабатываются оператором, которому они предоставлены субъектом персональных данных, без права распространения.

Речь идет о том, что если вы намудрите в своей форме согласия, то обрабатывать персональные данные можно, но только без распространения.

5. Если не следует, то не следует

В случае, если из предоставленного субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не следует, что субъект персональных данных не установил запреты и условия на обработку персональных данных, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, или если в предоставленном субъектом персональных данных таком согласии не указаны категории и перечень персональных данных, для обработки которых субъект персональных данных устанавливает условия и запреты в соответствии с частью 9 настоящей статьи, такие персональные данные обрабатываются оператором, которому они предоставлены субъектом персональных данных, без передачи (распространения, предоставления, доступа) и возможности осуществления иных действий с персональными данными неограниченному кругу лиц.

Тот же пример: намудрили непонятного в форме согласия — публиковать нельзя.

6. Как вручить согласие

Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, может быть предоставлено оператору: 

  • непосредственно;
  • с использованием информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

С первым случаем все понятно, со вторым пока не понятно. Потому что Роскомнадзор еще не придумал такую систему. Когда придумает и запустит — не понятно. Если к 1 марта 2021 года не придумает, то единственным способом остается прямая передача согласия субъектом оператору. Это понятно, кэп?

7. Как будет работать ИС Роскомнадзора

Правила использования информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, в том числе порядок взаимодействия субъекта персональных данных с оператором, определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Роскомнадзор все придумает, напишет и нам расскажет.

UPD. 25 марта 2021 опубликован приказ Роскомнадзора о функционировании информационной системы.

8. Молчание не является согласием

Молчание или бездействие субъекта персональных данных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

Многозначительно промолчать в ответ на вопрос: «даете свое согласие на публикацию ваших данных на нашем сайте?» — означает нет.

9. Отказать запрещать нельзя

В согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, субъект персональных данных вправе установить запреты на передачу (кроме предоставления доступа) этих персональных данных оператором неограниченному кругу лиц, а также запреты на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) этих персональных данных неограниченным кругом лиц. Отказ оператора в установлении субъектом персональных данных запретов и условий, предусмотренных настоящей статьей, не допускается.

Например, человек может разрешить опубликовать свои ФИО и возраст в отзывы на товар. Но тут же запретить передавать кому-нибудь еще. Например, вашему рекламному агентству. И ограничить человека в этом праве нельзя.

10. Отсроченный пункт

Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения соответствующего согласия субъекта персональных данных опубликовать информацию об условиях обработки и о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

Этот пункт вступит в силу с 01 июля 2021 года, если ничего не изменится. Пока я не понял, где оператор должен что-то публиковать, зачем это вообще нужно. «Посмотрим, что скажет Роскомнадзор» (цы).

11. Общественный или публичный интерес

Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не распространяются на случаи обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Как бороться с собственником нежилых помещений, у которого долги за ЖКУ?

Человеку нельзя запретить публиковать персональные данные в перечисленных случаях. Но наличие нужного интереса должен доказывать оператор, опубликовавший информацию. Четких критериев значимости интересов законодательство не определяет, поэтому нужно каждый случай рассматривать индивидуально.

12. Запретить можно в любой момент

Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных.

Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому оно направлено.

Субъект потребовал удалить информацию, оператор обязан исполнить. Если только нет других случаев обработки персональных данных без согласия субъекта. Например, общественный интерес из пункта 11.

13.Запрет с момента получения требования

Действие согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, прекращается с момента поступления оператору требования, указанного в части 12 настоящей статьи.

Ранее выданное согласие превращается в тыкву в момент получения оператором отзыва согласия.

14. Требования нужно выполнить быстро

Субъект персональных данных вправе обратиться с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) своих персональных данных, ранее разрешенных субъектом персональных данных для распространения, к любому лицу, обрабатывающему его персональные данные, в случае несоблюдения положений настоящей статьи или обратиться с таким требованием в суд. Данное лицо обязано прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных в течение трех рабочих дней с момента получения требования субъекта персональных данных или в срок, указанный во вступившем в законную силу решении суда, а если такой срок в решении суда не указан, то в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Помните пример про три сайта и чиновника? Так вот чиновник может потребовать удалить информацию как с одного, так и со всех трех. Где увидит статью о себе, туда и напишет. А может пойти сразу в суд. Соответственно, каждый сайт должен прекратить публикацию данных чиновника в течение трех дней.

15. … но не всем

Требования настоящей статьи не применяются в случае обработки персональных данных в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления функций, полномочий и обязанностей.

Кратко — им можно. Точка.

Выводы

Важно! Статья 15.5 Закона «Об информации..» позволяет Роскомнадзору по решению суда блокировать сайты, которые допускают нарушения законодательства в области персональных данных. А пункт 14 статьи 10.1 Закона “О персональных данных” позволяет оспаривать отказ в удалении персональных данных в суде.

Что делать со старыми согласиями, полученными до 1 марта 2021?

Они превращаются в тыкву. Для распространения нужно получать отдельное согласие. Но согласие остается возможным для остальных целей.

Когда получать новое согласие?

Не раньше, чем Роскомнадзор утвердит его форму.

Если ФИО отсутствуют в базах УК, то это не будет распространением ПД?Мы следим за изменениями

Остаюсь с вами на связи. Все вопросы по статье можно задать в чате Телеграм или в Я.Дзене. Следить за обновлениями контента удобнее в основном Телеграм-канале

Прокуратура разъясняет: «Уголовная ответственность за распространение сведений о частной жизни лица»

Если ФИО отсутствуют в базах УК, то это не будет распространением ПД? Внимание!
Уважаемые пользователи! Вы находитесь на старой версии сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации теперь находится на

Едином портале прокуратуры Российской Федерации по ссылке

     Зачастую в средствах массовой информации, преимущественно через социальные сети в системе Интернет, имеют место случаи умышленного распространения некоторыми лицами фотографий, видеороликов, сообщений информационного характера, содержание которых нарушает право другого лица на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну. Часто такая информация носит  порочащий  гражданина  характер.

  •      Распространяя такие сведения, злоумышленник не задумывается о том, что данные  действия являются уголовно-наказуемыми.
  •      Статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни.
  •      Предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну.
  •      К таким сведениям относятся, например, выписки из истории болезни, фотографии, аудиовидеозаписи, иные материалы и документы.
  •      Объективная сторона преступления выражается в активной форме поведения путем:
  •      1) незаконного собирания сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  •      2) незаконного распространения таких сведений без согласия лица;
  •      3) распространения этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся  произведении или в  средствах массовой информации.
  •      Собиранием   сведений  о частной жизни лица  понимается  любой способ их  незаконного получения — подслушивание, опрос лиц, фотографирование, аудиовидеозапись информации, ознакомление с документами и материалами, их похищение, копирование без согласия потерпевшего, а также сбор  информации с нарушением процедуры, установленной законом.
  •      Распространением сведений  является любое незаконное или без согласия лица их доведение до  хотя бы одного человека.
  •      К незаконному распространению сведений относится: доведение до сведения иных лиц  в публичном выступлении (на собрании, лекции, митинге) определенной информации о  частной жизни лица, который не давал на это своего разрешения, опубликование сведений, фото, видеоматериалов в средствах  массовой информации, в том числе через сеть Интернет.
  •      Собирание и распространение информации, основанное на положениях закона, например уголовно-процессуального, о полиции, об оперативно-розыскной деятельности, о средствах массовой информации, не образует рассматриваемого состава преступления.

     Состав преступления формальный.  Преступление является оконченным  с момента выполнения противоправных действий по собиранию или распространению информации о частной жизни человека.

     Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Виновный осознает, что незаконно без согласия соответствующего лица собирает или распространяет сведения, составляющие его личную или семейную тайну, или распространяет эти сведения в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации и желает выполнить такие действия.

     Уголовная ответственность за совершение данного преступления наступает с 16-летнего возраста.

     Если преступление совершено лицом с использованием своего служебного положения, то данные действия  содержат  признаки состава, предусмотренного ч. 2 ст. 137 УК РФ.

     Им является лицо, незаконно собирающее или распространяющее сведения о частной жизни лица с использованием своего служебного положения. Это лицо необязательно должно быть должностным.

Достаточно того, чтобы его служебное положение позволяло ему собирать сведения или воспользоваться ими по своему усмотрению. При этом место службы роли не играет.

Это может быть государственный или муниципальный орган, государственная организация, частная организация.

     Частью 3 ст.

137 УК РФ установлена повышенная уголовная ответственность за незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия.

     Объективная сторона этого состава преступления состоит в публичном распространении сведений о несовершеннолетнем, не достигшем шестнадцати лет, сведений, связанных с уголовным делом, и содержащих описание страданий несовершеннолетнего в этой связи.

Обязательным признаком объективной стороны этого состава преступления является наступление последствий в виде причинения вреда здоровью несовершеннолетнего, или его психического расстройства, или иных тяжких последствий (например, покушении на самоубийство).

     В зависимости от характера совершенного преступления санкцией ст. 137 УК РФ предусмотрены альтернативные виды наказаний: штраф – максимальный размер которого может составлять  до 350 тыс.

рублей или в размере заработной платы осужденного (иного дохода)  за период  до  3 лет  обязательные работы до 360 часов, исправительные работы до 1 года,  принудительные работы  на срок до 5 лет,  а также лишение  свободы  до 5 лет.

     За  нарушение неприкосновенности частной жизни  по приговору суда с осужденного может быть взыскана  и компенсация морального вреда в пользу потерпевшего.

Читайте также:  При добавлении дома к договору управления система выдает ошибку. Как ее устранить?

Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

Актуальные новости и аналитика в прямом эфире

Подробное разъяснение, является ли ФИО персональными данными

Если ФИО отсутствуют в базах УК, то это не будет распространением ПД?

Как часто в повседневной жизни мы называем незнакомцам свои имя, фамилию или отчество. Тем самым давая им право на обработку.

В материале мы рассмотрим, ФИО – это персональные данные или нет, а также расскажем, какие законодательство налагает обязательства на обработку такой информации и в каких случаях владельца может защитить закон Российской Федерации.

Скрыть содержание

Законодательные основы

Все процедуры, касающиеся обработки персональных данных (ПД), указаны в Федеральном законе Российской Федерации «О персональных данных» от 27 июля 2006 года.

В законодательном акте N 152-ФЗ четко сказано, что к личной информации относятся любые ведомости, которые прямо или косвенно относятся к физическому лицу, иными словами, принадлежат субъекту (подробнее о том, какая информация относится к ПД, читайте тут, а в этой статье вы найдете примеры персональных данных).

Статья 19 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщает, что ФИО определяет гражданина. С приобретением имени, фамилии и отчества гражданин получает и осуществляет права и обязанности под своим именем.

В законе говорится о том, что ФИО принадлежит человеку, поэтому, если вернуться к определению из ФЗ «О персональных данных», такая информация должна являться персональной со всеми юридическими последствиями и нюансами при ее распространении и обработке.

В то же время Роскомнадзор, регулирующий информационную деятельность в сети интернет, отмечает, что размещение на веб-страницах всемирной паутины фамилии, имени и отчества без каких либо дополнительных пояснений, не считается обработкой ПД физического лица. Роскомнадзор указывает на еще одну важную характеристику конфиденциальных ведомостей – они должны давать возможность выяснить личность гражданина.

Важно! Распространение персональных данных возможно только после разрешения на обработку субъектом и владельцем ПД.

Роскомнадзор разъясняет, что фамилия физического лица считается его персональными сведениями. Однако не позволяет однозначно назвать субъекта. Есть более и менее распространенные фамилии, так что публикация фамилии гражданина Российской Федерации может в разной степени сократить выборку тех, кому оно гипотетически принадлежит.

Персональные данные в РФ неоднородны, они делятся на четыре категории, и для каждой характерны свои особенности.

Если по персональной информации невозможно определить гражданина, которому они принадлежат, ведомости считаются обезличенными. Сведения такого рода хранятся по всем правилам, на бумажных или электронных носителях.

Однако субъект персональных сведений не сможет доказать, что распространением ему был нанесен ущерб.

Имя

Имя принадлежит человеку, считается его личной информацией, ПД, однако максимально обезличенными. Без уточняющих данных выяснить, кому принадлежит имя, невозможно. Более того, зная имя человека, третье лицо не будет иметь возможность установить дополнительные ведомости.

Отчество

Отчество человека принадлежит физическому лицу, является его персональными сведениями. Входит в категорию обезличенных ведомостей. Под ними понимаются данные, не дающие возможность установить к какому человеку они относятся или что-то еще о нем.

Обезличенные сведения также хранятся в недоступных для третьих лиц местах.

ФИО вместе

Является ли ФИО в целом персональными данными, согласно разъяснениям Роскомнадзора? Да. В Федеральном законе России «О Персональных данных» говорится, что под вышеназванную категорию ведомостей попадает любая информация, принадлежащая физическому лицу. Все ФИО вместе является персональными ведомостями более высокого приоритета, чем указанное отдельно имя или отчество.

В зависимости от конкретных обстоятельств сведения могут иметь более высокий или низкий приоритет.

Например, на отдельно взятом предприятии распространение ФИО даст возможность идентифицировать человека, в пределах большого населенного пункта – информация лишь сократит выборку, а если ФИО опубликовано без всякой дополнительной информации, то такие данные станут обезличенными, ведь идентификация не состоится.

Когда эта информация не может относиться к ПД?

Наименее приоритетной, считаются сведения, которые не подлежат сокрытию или не дают возможности идентифицировать человека. ФИО относятся к ПД обезличенного характера, но при этом не перестают быть личными сведениями человека.

В юридической практике это означает следующее – физическое лицо не может обратиться к оператору персональных данных с претензией по распространению таких сведений. Закон не защищает права субъекта, если речь не идет о конфиденциальности.

ФИО гражданина относятся к персональным сведениям, однако в зависимости от ситуации, информация может стать как полностью обезличенной, так и более приоритетной по возможным последствиям для ее владельца.

Распространять персональные данные граждан по-старому больше не получится

Партнер юридической компании «Гареев, Махно и Касьян»

С 1 марта 2021 г. компании и ИП обязаны соблюдать новые правила сбора и размещения персональных данных в открытом доступе. Нововведения способны ощутимо усложнить жизнь предпринимателей

С 1 марта 2021 г. в нашей стране введен новый порядок распространения персональных данных граждан1. В статье мы расскажем об этих изменениях и рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть у предпринимателей уже сейчас.

Персональные данные (ПД) – это любая информация о человеке: Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные, адрес, e-mail и т.д.

Оператор – лицо (компания), которое осуществляет любые действия с персональными данными (в законе эти действия называются обработкой), например собирает, записывает, систематизирует, копит, хранит, уточняет, извлекает, использует, передает, обезличивает, блокирует, удаляет, уничтожает, распространяет, предоставляет доступ.

Распространение ПД – это размещение ПД, при котором к данным имеет доступ неопределенный круг лиц. Например: размещенные в аккаунте социальной сети Ф.И.О., дата рождения, контактные данные могут быть просмотрены и скопированы как пользователями соцсети, так и теми, кто в ней не зарегистрирован.

Предоставление ПД – это размещение ПД, при котором к данным имеет доступ определенное лицо или определенный круг лиц. Например: размещенные в закрытом форуме ПД доступны только тем, кто зарегистрирован как участник форума.

ПД, размещенные в открытом доступе, – это ПД, размещенные в интернете, доступ к которым предоставлен всем желающим без необходимости регистрации на сайте.

Да, если соблюдено одно из указанных условий.

  • На вашем сайте в открытом доступе размещаются ПД.
  • Вы собираете и структурируете ПД, размещенные в открытом доступе.
  • Вы публикуете ПД в печатной или иной форме, при которой ПД находятся в открытом доступе. Пример: социальные сети, сайты объявлений, форумы, печатные издания с объявлениями и т.д.

Нет, если соблюдено одно из указанных условий.

  • На вашем сайте размещаются ПД, доступ к которым есть только у зарегистрированных пользователей, т.е. оператор может ограничить и определить круг лиц, имеющих доступ к ПД. Эта позиция была устно донесена Роскомнадзором в ходе ответов на вопросы на дне открытых дверей 28 января 2021 г. В отсутствие письменных разъяснений остается довериться данной позиции и надеяться на то, что Роскомнадзор не изменит ее. Пример: закрытая корпоративная социальная сеть или сайт-интегратор объявлений, на котором доступ к ПД продавцов можно получить только после регистрации на сайте.
  • Ваша компания распространяет или предоставляет ПД в определенных законом государственных, общественных или публичных интересах независимо от того, что распространение или предоставление ПД запрещено самим лицом2. Под государственными, общественными и публичными интересами в основном понимаются вопросы безопасности государства, граждан и т.д. Поэтому сложно придумать реальный случай, когда коммерческая организация могла бы прикрыться данным пунктом закона.
  • Вы являетесь государственным органом власти или органом местного самоуправления, распространяющим ПД в силу выполнения возложенных на вас полномочий3.

1.

Законность распространения ПД подтверждалась несколькими способами.

  • Оформление согласия на обработку ПД. Оно могло оформляться как письменно, так и путем заполнения формы на сайте4. Пример: предоставление согласия на обработку ПД на сайте объявлений о продаже автомобилей. Сайт получает согласие продавца, размещает его имя и номер телефона, чтобы с ним могли связаться покупатели.
  • Заключение договора с лицом, по которому компания распространяла ПД в его интересах. В этом случае согласие не требовалось5. Пример: заключение договора с рекрутинговым агентством, по которому оно размещает на своем сайте анкету с ПД соискателя и к ней получает доступ неограниченное число лиц.

2.

Если оператор незаконно получил и распространил ПД, то «пострадавшее» лицо доказывало факт незаконности получения оператором его ПД. Оператор обязан был уничтожить ПД, если лицо предоставляло сведения, подтверждавшие, что ПД были получены оператором незаконно6.

Пример: гражданин получил на свой e-mail именное предложение оформить кредит. Он обращается письменно в банк (к оператору) с требованием уничтожить ПД как полученные незаконно и ссылается на то, что никогда не передавал свои ПД в этот банк и не заключал с ним договор.

Читайте также:  Как быть с персональными данными членов ТСЖ и ЖСК при заполнении реестра ГИС ЖКХ?

3. Если оператор получал от лица отзыв согласия на обработку ПД, у него было 30 дней на то, чтобы прекратить обработку ПД и уничтожить их7.

Введено новое понятие – ПД, разрешенные субъектом ПД к распространению.

Под этим термином закон понимает ПД, к которым лицо предоставило доступ неограниченному кругу лиц путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения (далее – согласие на распространение)8.

Это означает, что установлен отдельный порядок регулирования распространения ПД, который не соответствует общему порядку регулирования обработки ПД.

Если раньше для распространения ПД достаточно было получить общее согласие на обработку ПД, то теперь для этого нужно получить отдельное согласие.

Иными словами, оператор должен получить:

  • согласие на обработку ПД, по которому сможет собирать, систематизировать, хранить и осуществлять иные действия с ПД;
  • отдельное согласие на распространение ПД, без которого распространение ПД будет незаконным.
  • Законность распространения ПД и их сбора из открытых источников подтверждается исключительно наличием согласия на распространение.
  • Если ранее оператор мог законно распространять ПД путем получения согласия на обработку ПД, заключения договора или сбора ПД из открытых источников, то теперь законное условие одно – получение отдельного согласия на распространение ПД9.
  • Установлены требования к оформлению согласия на распространение ПД.

1.

Требования к содержанию согласия на распространение ПД должны быть в ближайшее время приняты Роскомнадзором10. С текстом проекта приказа Роскомнадзора можно ознакомиться на сайте: regulation.gov.ru.

Форма согласия на распространение ПД, которую предлагает Роскомнадзор, на наш взгляд, перегружена лишней информацией. Например, оператор должен будет указывать в согласии свои коды по классификаторам (ОКВЭД, ОКПО, ОКОГУ, ОКОП, ОКФС). Каким образом знание этих кодов может помочь лицу в спорах с оператором – непонятно.

2.

В форме согласия на распространение ПД оператор обязан дать возможность лицу предусмотреть:

  • перечень и категории ПД (общие, специальные, биометрические), на которые распространяется его согласие на распространение11;
  • запрет на распространение и предоставление ПД неограниченному кругу лиц12;
  • запрет на обработку ПД неограниченным кругом лиц, за исключением права получения доступа;
  • условия обработки ПД неограниченным кругом лиц, за исключением права получения доступа.

Чтобы соответствовать этим требованиям, операторам придется потратиться на создание на своих сайтах отдельных форм согласий, которые будут учитывать все возможные варианты запретов и ограничений.

При этом обыватели часто не знают, что такое ПД и какие у них есть права относительно обработки их ПД. Непонятно, как они самостоятельно смогут заполнить такое согласие и не допустить ошибок.

3. Согласие на распространение ПД может быть получено оператором непосредственно или с использованием информационной системы Роскомнадзора13.

Согласие оператор может получить от лица в письменной форме или через специальную онлайн-форму на своем сайте. При этом молчание или бездействие лица не являются согласием на распространение ПД14.

Информационная система Роскомнадзора должна заработать с 1 июля 2021 г. Пока она находится на стадии разработки, и о ней ничего не известно, а разъяснений со стороны Роскомнадзора нет. Поэтому комментировать данную норму еще рано.

4. Оператор обязан не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на распространение ПД опубликовать информацию:

  • об условиях обработки ПД;
  • об условиях обработки ПД неограниченным кругом лиц15;
  • о наличии запретов на обработку ПД.

Согласно м Роскомнадзора, озвученным на дне открытых дверей 28 января 2021 г., данная информация должна быть опубликована оператором на своем сайте таким образом, чтобы доступ к документу был у всех желающих. Как мы указывали выше, письменных разъяснений нет, и нам остается довериться данной позиции.

Так как четкие требования к форме согласия не установлены, возникает риторический вопрос: в каком объеме должны быть раскрыты ПД в данном документе, чтобы лицо нельзя было спутать с тезкой? Такой пример: на сайте размещены ПД двух человек, Ф.И.О. которых идентичны. При этом один из них разрешает распространять все свои ПД, а другой – только Ф.И.О. и номер телефона. Как стороннее лицо должно определять, к кому из них относятся те или иные условия обработки ПД?

Что делать оператору, если согласие на распространение ПД составлено некорректно?

1.

Если из текста документа не следует, что лицо согласно на распространение ПД, то такие ПД должны обрабатываться оператором без права распространения16. Данный пункт позволяет сделать вывод о том, что малейшее сомнение в правильности оформления согласия будет трактоваться не в пользу оператора.

2.

Если из текста согласия на распространение ПД не следует, что субъект ПД не установил запреты и условия обработки ПД или он не указал перечень и категории ПД, в отношении которых установлены запреты и условия, то такие ПД должны обрабатываться оператором без права распространения и предоставления неограниченному кругу лиц17. Это означает, что если есть сомнения в правильности установления лицом запретов или условий обработки ПД, то оператор обязан обрабатывать ПД без их раскрытия неограниченному кругу лиц.

Порядок прекращения распространения ПД.

1.

Если ранее оператор должен был прекратить обработку ПД в течение 30 дней с момента получения от лица отзыва согласия, то сейчас он должен прекратить распространение, предоставление ПД и закрыть доступ к ним в любое время по требованию лица18.

Согласие на распространение ПД прекращает действовать с момента, когда оператор получил такое требование19. При этом в законе не определена форма требования. Скорее всего, оно может быть оформлено как письменно, так и в электронном виде.

Возникает вопрос: что делать оператору, если требование было получено на e-mail ночью или в выходной день? Формально он должен удалить ПД с сайта немедленно, поскольку согласие больше не действует. Такой порядок может привести к недобросовестному поведению со стороны граждан (субъектов ПД).

2.

Субъект ПД вправе обратиться к любому лицу, обрабатывающему его ПД, т.е. не только к оператору, которому было дано согласие на распространение ПД, но и к другим лицам, которые стали обрабатывать ПД в последующем. Гражданин вправе требовать от таких лиц:

  • прекратить распространение ПД, или
  • прекратить предоставление ПД и доступ к ним в случае, если такое лицо не соблюдает требования, установленные ст. 10.1 Закона о персональных данных (особенности обработки ПД, разрешенных субъектом ПД для распространения), или
  • обратиться в суд.

В случае такого обращения лицо, обрабатывающее ПД, обязано прекратить распространение, передачу ПД и доступ к ним:

  • в течение 3 рабочих дней с момента получения требования, или
  • в срок, указанный в решении суда, или
  • в течение 3 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда20.

Если раньше обязанность доказать незаконность обработки ПД лежала на гражданине (субъекте ПД), то сейчас «обработчик и распространитель» ПД должен доказать законность распространения или обработки ПД.

Закон прямо указывает, что лицо должно доказать законность последующего распространения или обработки ПД в случае, если ПД были раскрыты неопределенному кругу лиц субъектом без предоставления оператору согласия21.

Это означает, что если субъект сам раскрыл свои ПД на сайте оператора, то ответственность несут только те лица, которые взяли ПД с указанного сайта и продолжают распространять или обрабатывать ПД.

Возникает вопрос: как оператор будет доказывать тот факт, что ПД были распространены субъектом самостоятельно? Здесь также есть шанс, что субъекты ПД будут злоупотреблять своими правами.

Закон указывает, что если ПД были раскрыты неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, то лицо, в последующем распространяющее или обрабатывающее ПД, обязано доказать законность распространения или обработки ПД.

Что делать компаниям, которые собирают ПД из открытых источников?

До 1 марта 2021 г. действовала норма, согласно которой не требовалось получать согласие на обработку ПД лица, если ПД размещались в открытом доступе самим лицом или по его просьбе. Такие ПД назывались «персональными данными, сделанными общедоступными субъектом ПД».22 Пример: компания собирает ПД о конкретном лице на странице социальной сети для его оценки как потенциального клиента банка.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *