Осуществлять хозяйственную деятельность в МКД поручается управляющей компании на основании договора управления. Однако, существуют случаи, когда собственников жилья не устраивает качество, оперативность и стоимость предоставляемых услуг. Тогда начинается процедура смены УК в многоквартирном жилом доме на любую другую альтернативную фирму, представляющую аналогичный сервис. Процесс строго регламентирован законами Жилищного и Гражданского Кодексов. Поэтому для самостоятельной смены УК важно знать особенности и юридические тонкости перед началом процедуры. Незнание некоторых положений, фактически аннулирует любые претензии со стороны жильцов к управляющим компаниям, чем собственно они активно пользуются, чтобы уйти от ответственности и при этом сохранить лицензию на управление домом.
Когда стоит менять УК
Законодательство предусматривает возможность самостоятельно расторгать договорные обязательства с управляющей компанией на основании:
- Банкротства. Разорение управляющих компаний возникает из-за неграмотного ведения финансовых потоков бухгалтерами, или на основании умышленного сокрытия мошеннических операций, с целью уйти от уголовной ответственности. Если последнее будет доказано, то руководство фирмы понесет наказание, вплоть до лишения свободы
- Аннулирование лицензии жилинспекцией. Такое происходит после 2-3 жалоб со стороны жильцов, если УК никак не отреагировало на первичные претензии. Предварительно управляющим компаниям выписывается штраф, проводится проверка и разъяснительная беседа сотрудниками жилищной инспекции
- Систематическое невыполнение функциональных обязанностей
Под предоставлением ненадлежащих услуг управляющей компанией обычно понимается:
- Некачественная уборка подъездов, лестниц и придомовых участков
- Отсутствие смены электрических лампочек и всех важных коммуникаций
- Неосуществление своевременного ремонта лифтов, труб и крыш
- Отсутствие какой-либо реакции на жалобы собственников жилья
- Завышенная стоимость проведенных работ и нежелание проводить перерасчеты с обслуживаемым населением, на основании отсутствия якобы предоставленных ранее «услуг»
Существуют и иные коммунальные сервисные услуги, которые зафиксированы в договоре. Их также УК обязана выполнять, и если по каким-то причинам работы не были проведены, то на основании подписанного документа, собственники имеют право требовать досрочного прекращения сотрудничества.
Может ли УК отказаться от управления МКД
Действующее законодательство запрещает управляющим компаниям в одностороннем порядке досрочно расторгать договор, так как он является публичным. Эта прерогатива исключительно у собственников многоквартирных домов.
Разумеется, что после окончания срока действия документа, УК может отказаться от дальнейшей пролонгации без объяснения причин.
Как правило, это происходит в случае, когда жильцы не оплачивают услуги или из-за очень плохого технического состояния жилого строения, которое требует значительных капиталовложений и руководство не уверено в целесообразности предполагаемого ремонта, а жильцы не хотят его оплачивать.
Это касается аварийных домов и зданий, отданных под «снос». Второй вариант расторжения, это договориться с собственниками жилья о расторжения договора по соглашению сторон. В этом случае УК придется инициировать общее собрание жителей.
Законные основания
Смена договора с управляющей компанией в многоквартирном доме не может происходить стихийно, действия всех участников (собственники жилья, руководство) подчинены законам, а именно:
- Статья 162 действующего Жилищного Кодекса, часть 8.2 предоставляет возможность жильцам в одностороннем порядке разорвать договорные отношения со старой управляющей организацией на основании невыполнения прописанных в документе обязательств (162 статья ЖК РФ)
- Статья 199 ЖК РФ регулирует случаи, когда происходит аннулирование лицензии УК сотрудниками жилищной инспекции (статья 199 ЖК РФ)
- В 161 статье указаны функциональные обязанности, которые должна предоставлять УК вне зависимости прописано это в договоре или нет (161 ст. ЖК РФ)
- В статье 124 указано, что при выборе новой УК гражданские права всех собственников жилья не были ущемлены (124 ст. ГК РФ)
- В случаях нежелания старой управляющей организации выполнять свои функции и последующем отказе досрочно прекращать договорные обязательства, при полном содействии местных судебных органов стоит обращаться в Арбитраж (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 1027/10 по делу N А11-10018/2008).
Подготовка к переходу
Существует только 2 способа, планомерного не судебного перехода:
- По добровольному соглашению сторон, что происходит довольно редко. Важно понимать, что каждый находящийся на балансе дом приносит неплохую прибыль, и добровольно отказываться от неё ни одна УК не будет
- По окончании срока действия договора. Среднестатистический документ подписывается на 1-5 лет, после этого он должен быть прекращен или пролонгирован. Легко отказаться от старой УО можно, если в договоре нет пункта «автоматическое продление». Обычно, по умолчанию, его вносят юристы для экономии времени, которое затрачивается на пролонгацию. Но, именно в этом пункте и кроется подвох. Если жильцы твёрдо намерены перейти в другую управляющую компанию, то им необходимо подготовить все документы до момента окончания и автоматической пролонгации договора. И уведомить старую УК хотя бы за 30 рабочих дней, иначе судебного разбирательства не избежать.
Во всех остальных случаях предстоит довольно длительная и утомительная процедура перехода.
Если тщательно подготовиться, то процесс займет около 3-х месяцев, но если были допущены ошибки или инициативная группа жильцов, оказалась плохо юридически подготовленной, то процедура может продлиться до 2-х лет. Поэтому на нулевом подготовительном этапе важно соблюдать правильную последовательность действий.
Все начинается с формирования инициативной группы среди собственников, которая будет первично решать, когда и к какой новой эксплуатирующей организации будет переводиться дом. После начать заниматься организацией процесса. Именно на плечи этих людей лягут следующие функции:
- сбор доказательств
- подготовка документов
- сбор информации о финансовом балансе дома
Сбор доказательств
Главными аргументами плохого качества предоставляемых услуг станут:
- частные или коллективные претензии собственников
- документально зафиксированные данные о плохом состоянии коммуникаций дома или подъезда, при участии инициативной группы и представителей управляющей компании
- выписка из аварийно-диспетчерской службы о количестве зарегистрированных заявок
- фотографии и видеосъемка
- результаты анализов независимых экспертиз
- копии результатов проверок сотрудниками жилищной инспекции по жалобам граждан
Также если удалось найти бумагу о привлечении к административной ответственности руководство УО за недобросовестное предоставление услуг, то это будет прямым доказательством в суде повторного ненадлежащего исполнения своих обязанностей.
Какие понадобятся документы
Перед тем как отказаться от УК, инициативная группа должна проанализировать все действующие документы и оценить риски.
- договор управления с действующей УК
- копии актов выполненных работ, из которых видно нарушение (например, работа по документам отражена, а по факту не выполнена)
- архив обращений и ответов УК, писем в ГЖИ по вопросам плохого обслуживания дома. Все факты недобросовестного исполнения договорных обязательств со стороны УК должны быть отражены в переписке с компанией
- Выписки о состоянии начисления и оплат по подомовым приборам
- Выписка из расчетного центра по начислению услуг дому в целом за последние 3 года в разрезе годов. Этот документ понадобится для проверки финансового баланса дома
Важно все документы собрать до того, как УК поймет, что инициативная группа намерена выбрать другую компанию. И собирать их лучше поэтапно, чтобы не вызывать подозрений.
Финансовый баланс дома
В результате проведенной реформы ЖКХ, на каждом эксплуатируемом доме заведен свой лицевой счет учета. Этот лицевой счет отражает факт всех движений денежных средств: доходов, расходов и сбора по зданию. Например, жильцы в течение года собирают денежные средства по утвержденному тарифу на ремонт подъезда.
Ремонт подъезда не совершается, а УК не может ответить по срокам выполнения или кормит «завтраками». Председатель должен запросить финансовый отчет по дому.
В этом отчете должен быть отражен баланс по расходам и денежные средства, и по приведенному примеру выше по строке ремонт подъездов должна быть отражена сумма накопленных, но не освоенных средств.
Документ, полученный от компании, должен содержать следующую информацию:
- начисленные суммы за оказанные услуги
- собранные суммы денежных средств
- структура затрат
- информация о выполненных работах и их стоимости
- общее количество долгов
К сожалению, законодательство не предусмотрело предоставление этой информации по единому утвержденному образцу. Поэтому такую бумагу составляет бухгалтер или экономист в свободной и понятной форме.
Собранные, но не освоенные денежные средства подлежат перечислению старой УК на лицевой счет дома в новой УК. Поэтому этот вопрос будет очень сложным в планах переговоров. Бывали случаи, когда речь шла о нескольких миллионах рублей.
Как подобрать управляющую компанию, критерии оценки
Для того чтобы не ошибиться во второй раз, новую УК следует выбирать более тщательно, ориентируясь на следующие критерии:
- надежность предприятия и многолетний успешный стаж
- высокий рейтинг в госорганах
- качественное обслуживание в домах с которыми уже заключен договор
- наличие материальной базы и необходимого инвентаря
- наличие жалоб в ГЖИ (государственная жилищная инспекция)
- территориальная удаленность офисов и эксплуатационных участков от дома
- готовность УО взять дом на баланс и активно сотрудничать
Оценка материальной базы потенциального партнера
Под материальной базой понимается наличие специальной техники и активных договоров с подрядчиками.
У качественной управляющей организации проблем с предоставлением доказательств по вопросам осуществления надлежащего технического обслуживания нет – необходимые договоры подряда или акты приема-передачи выполненных работ находятся в открытом доступе.
На уточняющие вопросы сотрудники охотно отвечают и дают возможность самостоятельно ознакомится с документами или пообщаться с жильцами других домов, включенных в их лицензию. Зачастую у стабильной организации есть свой парк спец техники, своя аварийная служба, тракторы и коммунальные машины.
Оцениваем рейтинги в госорганах
- На порядок выбора новой управляющей компании должен влиять общий рейтинг в государственной жилищной инспекции. Оценивание происходит по следующим критериям
- Соотношение общего количества поступивших жалоб граждан и общей площади многоквартирного дома (рассчитывается средний %)
- Процентное соотношение выявленных инспекторами нарушений к общей площади жилого дома
- Общее количество исполненных предписаний и выписанных административных правонарушений
Наличие общедомовых счетчиков и оперативность решения запросов от населения, добавляют лишних баллов. Рейтинг УК можно посмотреть на сайте www.reformagkh.ru.
Проводим встречу с руководством
Прежде чем затевать процедуру смены УК, важно предварительно пообщаться с руководством новой УО. Это необходимо прежде всего для понимания того, возьмёт ли новая управляющая компания мкд на содержание или нет. К сожалению, плохое техническое состояние дома ставит под вопрос будущее сотрудничество, т. к. маленькие, аварийные и проблемные дома неинтересны УК.
Грамотный руководитель предварительно тщательно изучит техническую документацию, поинтересуется о среднем проценте неплательщиков за услуги ЖКХ и общем долге перед старой УО. О состоянии финансового баланса дома. Эти вопросы являются обязательными, по сути, от них и зависит дальнейшее сотрудничество, но существуют и другие подводные «камни».
Инициативная группа обязана поинтересоваться готова ли управляющая компания организовывать самостоятельно собрание, собирать подписи жильцов, проводить разъяснительную работу.
Также существует ли у них юридический отдел, и способен ли он оказывать поддержку в суде – хорошая фирма, решение всех этих вопросов берет на себя. А главное, важно понимать, если старая УК начнет оказывать давление на новую, то есть ли у них собственные рычаги влияния.
Если организация в устной форме гарантирует представительство в госорганах и не возражает против перехода мкд на их баланс, то можно смело начинать сотрудничество.
Примерный перечень вопросов, которые стоит задать представителю новой УК:
- средний тариф на эксплуатацию с одного метра квадратного. Его следует сравнить с текущим, также задать вопрос о его структуре
- средний % сбора по домам. Сама УК занимается сбором дебиторской задолженности или они для этого привлекают членов совета дома.
- запросить форму финансового отчета по дому. Если в отчете нет расшифровок по структуре затрат, лучше с такой УК не связываться так как, скорее всего, есть незаконные списания и увеличенные сметы.
- как предполагается управлять домом, к какому эксплуатационному участку он будет привязан, какая численность штата сотрудников.
- порядок выполнения текущих ремонтов: собственный штат или привлечение подрядчиков
- как списываются затраты на доме: нормативное списание или же в соответствии с актами выполненных работ. Если будет сказано про нормативное списание — повод задуматься, так как в этом случае, материалы могут списываться, но по факту на дом они не расходуются.
Территориальная оценка
Для некоторых граждан важно, чтобы офис домового управления должен был вблизи обслуживаемого дома. Этот критерий сугубо индивидуальный и несёт в себе только один плюс – возможность лично посещать организацию и общаться с руководством по любому поводу.
В случае территориальной удаленности самостоятельное посещение будет затруднительным, а значит и способы немедленного воздействия на сотрудников УК тоже будут ограничены. Кроме того, дома, находящиеся вдали от эксплуатационных участков, как правило менее качественно эксплуатируется, т.к.
начальник ЖЭУ или директор УК не имеют возможности часто посещать объект лично.
Как сменить УК в многоквартирном доме, порядок действий
Так как получить добровольный отказ управляющей компании от управления мкд практически нереально, то следует готовиться к некоторым мероприятиям.
Опираясь на гражданский и действующий жилищный кодексы, собственники жилья имеют право созывать общие собрания для выбора подходящей УК. Как показала практика, наиболее эффективных результатов добиваются инициативные группы, созданные наиболее активными гражданами.
Именно на эту команду возлагается основная миссия по соблюдению интересов жильцов дома.
Поэтому активисты начинают изучать законы, регулирующие правовые взаимоотношения между УО и собственниками, общаются с юристами или другими инициативными группами, имеющими положительный опыт смены управляющей компании.
Это необходимо для того, чтобы активисты могли давать компетентные ответы на вопросы граждан при выборе новой УК. Полученные знания пригодятся на общем собрании жильцов мкд, когда будет необходимо доказательно и аргументировано объяснять преимущества смены УО.
Составление договора управления
Основным документом, регулирующим правовые и финансовые взаимоотношения между руководством УО и собственниками мкд является договор управления. На основании его осуществляется передача дома для дальнейшего технического обслуживания.
Договор составляется:
- самими владельцами жилья;
- непосредственно управляющей компанией.
На деле встречаются документы составленные при активном содействии обеих сторон. Главное правило, создания грамотного документа – это подробное внесение всех услуг, исполнять которые обязуется управляющая компания, с указанием приблизительной стоимости.
Юристы рекомендуют не экономить время и бумагу, а расписать подробно буквально по пунктам, но никак не в общем. Это в будущем поможет грамотно отстаивать свои права, и при малейшем несоблюдении обязательств, сразу начинать процедуру досрочного прекращения договора.
Подписывается документ руководством компании и жильцами, которых набралось больше чем 50 %.
Подготовка протокола собрания
Прежде всего важно подготовить общую повестку собрания, в которой будут включены следующие вопросы:
Договор с управляющей компанией — подводные камни!
После введения в Жилищный кодекс требования об обязанности управления многоквартирными домами (МКД) многие многоэтажки перешли под крыло управляющих компаний.
Взаимоотношения между УК и МКД регламентируются строго условиями договора управления. А так как в настоящее время выявляется множество нарушений в работе УК, есть смысл проверить: не составлен ли договор управления только в пользу управляющей компании.
Как выбирается управляющая компания
По правилам 161‑й статьи Жилищного кодекса все многоэтажки, кроме муниципальных, должны иметь один из статусов:
- ТСЖ;
- ЖСК;
- ЖСПК или другой кооператив.
При этом общее имущество должно поддерживаться в рабочем состоянии, и не частями, а целиком. Поэтому и было введено обязательное управление, чтобы дом был под присмотром.
В течение года с момента создания ТСЖ или сдачи в эксплуатацию кооператива общее собрание должно выбрать, кто будет управлять их домом:
- сам кооператив от лица всех собственников;
- управляющая компания.
В свою очередь решение собрания только тогда будет законным, если оно проводилось в соответствии с Уставом. А поэтому нужно в уставе посмотреть, при каких условиях собрание правомочно принимать решения (сколько человек должны присутствовать на собрании, чтобы оно состоялось).
- кто будет управлять домом: сами собственники или УК;
- с какой компанией будет подписываться договор, если от самостоятельного управления собрание откажется;
- какие условия управления будут включены в договор.
Управляющую компанию нужно выбирать из тех, которой жильцы больше доверяют. Полный список лицензированных УК, которые работают в районе, можно запросить в местной администрации. Выбрать нужно одну из них, которой жильцы отдадут предпочтение.
- по отзывам на интернет‑форумах;
- по количеству исполнительных производств (на официальном сайте ФССП);
- по количеству судебных дел (на сайте каждого районного суда или участка мирового судьи есть база судебных решений: во вкладке «делопроизводство» нужно ввести название УК и посмотреть результаты рассмотрения дел).
Как только жильцы проголосуют за выбор, с компанией нужно будет заключить договор. А сама УК приступит к управлению максимум через месяц со дня подписания договора.
Структура договора с управляющей компанией
У договора управления две стороны: УК, которая за плату будет управлять домом, и кооператив (или ТСЖ). Условия договора обязательны для исполнения всеми собственниками квартир в доме.
- адрес дома и состав общего имущества;
- полный список работ, которые должна будет производить УК;
- сколько дом будет платить УК за работу;
- сколько и как будет вноситься денег за коммунальные услуги;
- как будет контролироваться работа УК.
Если не будет на собрании решено поменять управляющую компанию или сама УК не откажется от договора, он будет считаться продлённым на тот же срок без изменения условий.
На что следует обратить особое внимание при заключении договора
Обычно жители не придают особого значения подобным документам, полагаясь на порядочность компаний, а зря.
- игра с тарифами (если на общем собрании не был решён вопрос о применении тарифов на коммунальные услуги, УК самостоятельно может их установить в завышенном размере. В связи с этим совет: нужно установить в договоре условие о том, что оплата услуг будет производиться по тарифам, установленным службой ФСТ);
- увеличение срока договора (некоторые УК в договоре прописывают завышенный срок действия — до 10 лет. При этом обозначен запрет на расторжение договора в течение этого срока, что можно счесть договорным рабством. По условиям Жилищного кодекса максимальный срок договора — 5 лет. И менять УК можно в любое время по решению собрания, если с её стороны нарушаются условия договора);
- игнорирование строительных недоделок (иногда в договоре можно встретить условие о том, что УК снимает с себя ответственность за убытки, возникшие по причине строительных недоделок или скрытых дефектов. Однако по закону компания должна действовать так: при обнаружении дефектов нужно их устранить, а стоимость ремонта взыскать с застройщика);
- запрет перерасчёта (по закону жильцы имеют право требовать уменьшения стоимости услуг, которые были предоставлены с нарушениями норм. Например, если давление воды в кране меньше допустимого, плата за неё должна быть уменьшена или совсем исключена из квитанции по заявлению потребителя. Однако в договоре можно встретить такое условие, при котором потребители не имеют права требовать перерасчёта. Это незаконно, такое условие нужно исключать из договора).
Если в тексте что‑то смущает, не нужно торопиться его подписывать, даже если со стороны УК последуют заверения о том, что договор типовой, общий и т.д. Изменить условия можно двумя способами:
- составить договор, который всех устроит;
- подписать протокол разногласий к договору.
Имейте в виду, что если компания не нарушает условий договора, расторгнуть его досрочно будет сложно. Перед подписанием по условиям договора можно проконсультироваться в жилинспекции или у грамотного юриста.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Порядок и нюансы смены управляющей компании многоквартирного дома — На Вахте РФ
Опубликовано: 13 октября, 2020
Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно определяют способ управления многоквартирным домом. Таких способов три:
- Собственники помещений МКД самостоятельно непосредственно управляют помещениями в многоквартирном доме. Такой способ возможен, только если количество квартир в таком доме не более чем тридцати.
- Собственники помещений МКД передают управление ТСЖ, либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам.
- Собственники передают управление управляющей организацией.
Суть работы управляющих компаний
В новом Жилищном кодексе отображена реформа сферы ЖКХ, согласно которой на смену жилищно-эксплуатационным структурам пришли управляющие компании или товарищества собственников жилья (ТСЖ). Эти организации являются частными фирмами. Большинство из них было создано на базе ЖЭКов.
Управляющая компания – альтернативный способ обслуживания МКД. Руководство объектом может выполняться также через ТСЖ или напрямую собственниками.
УК выступает в роли посредника между поставщиками и потребителями ресурсов, взаимодействует с коммунальными структурами и субподрядчиками.
Кстати, жильцам, которым неизвестно, кто высылает платежки за услуги, следует знать, что это – еще одна функция УК.
Управляющая компания представляет собой коммерческий союз или юридическое лицо, которое занимается обслуживанием МКД на основании договора, заключенного с жильцами. Её задача состоит в том, чтобы обеспечить комфортные условия проживания в доме, поддерживать общие помещения в хорошем состоянии.
Почему жильцы меняют УК
Коммунальная организация занимается благоустройством МКД, создает безопасные условия проживания, обеспечивает потребителей водой, электричеством и газом. УК обслуживает инженерные коммуникации, отстаивает права собственников жилья и так далее. Если организация плохо справляется со своими обязанностями, её можно сменить.
В законодательстве не указывается, как часто можно менять управляющую компанию ЖКХ. Главное, чтобы при этом соблюдалась установленная процедура.
Причины смены управляющей компании:
- Желание жильцов дома.
- Отсутствие лицензии у коммунальной организации.
- Ненадлежащее содержание общего имущества: невыполнение ремонта, несвоевременное устранение поломок и так далее.
- Перебои с предоставлением услуг: отсутствие горячей воды, проблемы с отоплением, водоснабжением, несвоевременный вывоз мусора.
- Отсутствие реакции на заявки и жалобы потребителей.
- Сокрытие данных о ее деятельности.
Жильцы заинтересованы в комфортных условиях проживания, поэтому они вправе инициировать смену УК.
Что делать, если вы недовольны работой УК?
Безусловно, жители не всегда довольны качеством работы управляющей компании. Однако некоторые недостатки в работе возможно устранить, не меняя саму УК.
Во-первых, собственники квартир всегда могут обратиться непосредственно в УК с официальной заявкой в диспетчерскую службу либо через личный кабинет. Обратите внимание на то, чтобы вашей заявке присвоили официальный номер (его вам скажет диспетчер либо пришлют в смс). Как правило, УК реагирует на обращения, и большинство ситуаций удается разрешить.
Основания для смены управляющей компании
Если вы приняли решение сменить УК, то необходимо знать, что именно может служить основанием для реальных действий.
Порядок расторжения договора с УК предусмотрен п. 8 ст. 162 ЖК РФ о выборе или изменении способа управления МКД. Допустим, общее собрание собственников решило, что хочет образовать ТСЖ для управления домом. Тогда договор с УК можно досрочно расторгнуть путем одностороннего отказа (п. 8.1 указанной статьи).
Если УК не выполняет обязательства по договору, общее собрание вправе принять решение в одностороннем порядке отказаться от договора с такой компанией (п. 8.2 указанной статьи).
Важно, что факт невыполнения обязательств по договору должен быть зафиксирован: например, к УК применялись административные взыскания, связанные с ненадлежащим управлением
Жилищный кодекс и смена управляющей компании
Раздел VIII Жилищного кодекса РФ «Управление многоквартирными домами» дает ответы на большинство наших вопросов.
А именно:
- какие требования предъявляются к управлению МКД;
- какие существуют способы менеджмента;
- как грамотно составить договор с УК;
- и как его расторгнуть.
Обратите внимание, речь идет именно о переходе в другую УК, а не о смене способа управления домом.
Как перейти в другую управляющую компанию
Главная задача самого процесса управления домом – обеспечить комфортные условия проживания в нем, безопасность жизни и здоровья. И если комфорт жильцам не создан, то у них появляется закономерный вопрос: зачем нужна такая компания?
Ваш дом отсутствует в лицензии УК ! Последствия и Мифы
Определенно, только персонажи имеющие наследственную ограниченность в мыслях и чувствах, могут оценивать как правильное, такое положение дел когда «ближним»очень даже и не легко.
Разумному человеку, «хорошо» может быть только тогда, когда другим вокруг «хорошо», соседям, продавцу в магазине, учителю в школе, начальнику..
Ведь если иначе, то как он можно быть счастливым в окружении несчастных!?
Так только социопаты могут, да различные поврежденные властью, алчность и высокомерием организмы.
Начнем с определения ВС РФ от 24.12.2019 № 302-ЭС19-17595. Там правда дело было у военных, но как прецедент касается всех.
Существовала контора (УК), которая управляла МКД и собирала на это платежи с жильцов.
В общем обычная для большинства городов РФ схема.
Поступила жалоба на качество услуг ЖКХ, далее прибыл Госжилнадзор и как полагается начал проверку со «знакомства», то есть потребовал подтверждающие право на оказание услуги документы..
Лицензия у конторы оказалась, а вот дом (адрес)в реестре лицензии отсутствует( не включен).
Ну раз не включили — будем Вас наказывать за нарушение лицензионных требований, решил Госжилнадзор. Это есть, управление домами без включения в реестр лицензии.
- Это очень распространенный МИФ, что не включив дома в реестр управлять ими нельзя.
- Но чтобы это доказать, УК пришлось проиграть в апппеляции и кассации и добраться до ВС РФ.
- И уже только ВС РФ (наверно там читать только и умеют) указал:
- Не включение дома в реестр лицензий, не является нарушением лицензионных требований;
- Не включение в реестр не может быть основанием для запрета к управленияю МКД;
Дополнительно ВС РФ уточнил, что в случае если договор заключен, то УК приступает к управлению без наступления каких-либо последствий (штрафов, предписаний, возвратов платежей за время отсутствия в реестре..).
Ранее подобное уже было в постановлении ВС РФ касательно дела в Свердловской области.
Поэтому надо помнить, что приступать к управлению необходимо на основании договора управления, а не дожидаться внесения в реестр, прочего..
И хоть с 31.07. 2019г. в ПП РФ № 124 п.6 пп. а1 появилась норма, что для заключения договора управления, необходимо приложить заключения органа госвласти о внесении дома в реестр..
6. К заявке (оферте) прилагаются следующие документы или их копии, заверенные руководителем исполнителя или уполномоченным им лицом: а.1) лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и решение органа государственного жилищного надзора о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации — для управляющих организаций;
Но с 03.04.2018г. в ЖК РФ в ст.157.2 пункте 9.
- Четко и понятно написано, что до заключения договора между УК и РСО.
- РСО осуществляет предоставление КУ (коммунальные услуги) на основании прямого договора с собственника помещений в конкретном МКД.
- И с управлением МКД это никак ни связано.
- СОИ (содержание общедомового имущества) ничем не связано с КУ.
И даже отсутствие договора на СОИ с РСО, не снимает с УК обязанности их (СОИ) оплачивать. То есть это расходы и проблемы с их покрытием.
А вот отсутствие договора на предоставление КУ у УК — ни каких не создает! Ни для жильцов, ни для РСО.
Нет договора, получаем напрямую от РСО. И при этом, никаких претензий к УК быть не может. Это однозначно указано в ЖК РФ в ст.157.2 пункте 9.
Поэтому, перед тем как писать жалобы, рвать волосы и голосить, что все пропало и вокруг одни жулики..
Не плохо было бы прикинуть, а что изменится если все формально исполнить?
Ведь если услуги подают с надлежащим качеством, так может и не надо бежать с жалобой.. А переговорить с исполнителем.
Ну, а если услуги отвратительные. То тут есть в реестре или нет, не важно..
Надо гнать и прекращать сотрудничество с такой организацией, хоть она премию за поддержание мира и принципов гуманизма на планете земля имеет.
Я так — дума..юую.
Спасибо за внимание.
Если было интересно, поддержите пожалуйста ???? и подпиской
В какие сроки управляющая компания должна дать ответ на заявления граждан или гос.органов?
Не секрет, что каждая организация, которая управляет многоквартирным домом (далее – МКД), почти ежедневно сталкивается с необходимостью обрабатывать входящую корреспонденцию, в числе которой немало как писем собственников помещений, так и запросов государственных органов, а также прочих лиц и организаций. При этом от своевременного и корректного ответа на запросы во многом зависит стабильная и безубыточная деятельность управляющей компании (далее – УК).
Прием и рассмотрение заявок, предложений, письменных и устных обращений граждан – один из стандартов управления МКД, за нарушение которого предусмотрен штраф по статье 7.23.3 КоАП: на работников УК в размере от 50000 руб. до 100000 руб., на саму УК – от 150000 руб. до 250000 руб.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87. Это быстро и бесплатно!
Показать содержание
Срок ответа на заявление в управляющую компанию
Нормативные акты, которые определяют для УК сроки ответов:
В представленной ниже таблице указаны сроки ответов УК на различные обращения, с которыми она чаще всего сталкивается на практике. В частности, срок рассмотрения обращений в управляющую компанию граждан, прокуратуры, Жилинспекции.
Вид запроса (обращения) | Срок ответа | Обоснование |
о проведенных работах по содержанию и текущему ремонту МКД | 5 рабочих дней с даты обращения | подпункт «а» п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 |
о правильности начислений за коммунальные услуги | немедленно при обращении | п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг |
об ознакомлении с показаниями общедомового прибора учета | в течение 1 рабочего дня со дня обращения | |
жалоба на качество коммунальных услуг | в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (запроса) | |
об объемах электроэнергии, тепла, воды, газа, потребленных в МКД (в том числе на общедомовые нужды) | ||
о вводе в эксплуатацию счетчиков воды, электроэнергии, газа в жилом (нежилом) помещении | не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, (если УК не согласна с датой и временем, предложенных собственником) | п. 81_1 Правил предоставления коммунальных услуг |
о перерасчете платы за коммунальные услуги на срок временного отсутствия потребителя (например, если он уехал в отпуск или командировку) | 5 рабочих дней после получения заявления (если оно подано до отъезда собственника) | п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг. |
30 календарных дней после приезда | ||
о причинах нарушения качества коммунальной услуги (упала температура воды, холодные батареи, нет газа/электричества) | немедленно (если известно, почему нарушилось качество) | п. 107 Правил предоставления коммунальных услуг |
о составлении акта о залитии | не позднее 12 часов с момента обращения. | п. 152 Правил предоставления коммунальных услуг. |
запрос надзорного органа (например, Жилинспекции) о предоставлении документов (при проведении документальной проверки) | в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса | ч. 5 ст. 11 ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП» |
требование прокурора о предоставлении информации, документов (их копий) | в сроки, указанные в требовании прокурора | ч. 1 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре» |
предписание Жилинспекции | в срок, указанный в предписании | п. 59 Приложения 1 к Методическим рекомендациям, утвержденных Приказом Минстроя от 28.10.2014 г. N 657/пр |
Если со сроками ответа управляющей компанией на претензии, жалобы, заявления и иные обращения граждан все более или менее понятно, то по поводу запросов гос.организаций требуется уточнение.
Таким образом, ответы на запросы прокуратуры, например о задолженности, даются в срок, указанный в запросе, а на запросы Жилинспекции – в срок не более 10 дней со дня получения запроса.
Например, 10 января в УК поступил запрос прокурора о претензионно-исковой работе УК с собственниками помещений в МКД. В запросе указан срок предоставления информации – 5 дней.
Следовательно, не позднее 15 января данная информация должна быть отправлена прокурору. Согласно ч. 2 ст.
194 Гражданского кодекса РФ, не будет нарушением сдать ответ на запрос в почтовую организацию до 24 часов последнего дня срока.
Статья 194 ГК РФ. Порядок совершения действий в последний день срока
- Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
- Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
То есть, если госорган запросил у УК информацию и дал на ее предоставление только 1 день, можно спокойно отправить ее через ближайшее почтовое отделение. Сроки при этом будут соблюдены.
Что делать, если на обращение не ответили в отведенный период времени?
Превышение сроков ответов на запросы Прокуратуры, Жилинспекции – весьма неприятная, но, к счастью, нечастая ситуация. Если в УК практикуется регистрация входящей корреспонденции, и ее хотя бы время от времени просматривает руководитель (либо юрист), пропустить сроки практически невозможно.
Если превышение произошло, не стоит отчаиваться. В ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП» есть небольшая лазейка, которая позволит УК избежать негативных последствий от непредоставления запрошенной информации. Согласно ч. 11 ст. 11 ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП», нельзя запрашивать документы и сведения, которые госорган может получить от иных контролирующих органов.
Внимание: просроченный запрос рекомендуется тщательно анализировать на предмет того, предоставлялась ли ранее подобная информация в другие надзорные органы. Если данная информация предоставлялась, запрос надзорного органа может быть обжалован, как неправомерный.
Таким образом, сроки ответа управляющей компании на заявление собственника или организаций могут сильно различаться от того, какое лицо и по какому поводу сделало запрос. Используя на практике информацию, представленную в статье, УМ сможет сэкономить до 250 000 руб. на штрафах по ст. 7.23.3 КоАП РФ.