Есть ли альтернатива фиксированному перечню работ и услуг?

Есть ли альтернатива фиксированному перечню работ и услуг?

  • В последние годы все большую распространенность приобретают услуги, оказываемые косметологическими кабинетами, медицинскими организациями и салонами красоты.
  • Далеко не всегда организации, оказывающие услуги в сфере «индустрии красоты», имеют лицензию на ведение медицинской деятельности, обосновывая это тем, что их услуги являются косметическими, а не косметологическими.
  • Грань между косметологией и косметическими услугами действительно не так очевидна, а проблему разграничения данных категорий нельзя назвать решенной.

Некоторые специалисты делают попытку разделить косметические услуги на услуги немедицинского характера (макияж, окрашивание бровей и ресниц и т.д.) и услуги медицинского характера (инъекционная коррекция лица, аппаратные процедуры и т.д.).

Тем не менее, анализ действующего законодательства позволяет сделать другой вывод. В большинстве нормативно-правовых актов слово «косметологический» используется в контексте, связанном с осуществлением медицинской деятельности, в то время как слово «косметический» соотносится с оказанием бытовых и иных немедицинских услуг. Рассмотрим эту закономерность подробнее на примерах.

Косметические услуги

Одним из примеров нормативных актов, регламентирующих деятельность по оказанию косметических не медицинских услуг, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 59 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2631-10.

Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы»)».

Этот документ устанавливает обязательные требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги.

В этом Постановлении отдельно оговаривается, что правила не распространяются на отделения реконструктивно-пластической хирургии, косметические отделения и клиники, клиники и отделения по лечению заболеваний кожи и подкожной клетчатки, косметологические, массажные кабинеты и солярии в составе лечебно-профилактических учреждений.

Кроме того, существует Приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1069н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг»» (далее – Профстандарт). В соответствии с этим Профстандартом, трудовая функция такого специалиста может быть представлена следующими видами деятельности:

  • Предоставление косметических услуг по уходу за кожей лица, шеи и зоны декольте;
  • Предоставление косметических услуг по уходу за телом;
  • Предоставление услуг по косметическому татуажу.

При этом границы такого ухода описываются выполнением косметических масок, окраской бровей и ресниц, выполнением очищающих и иных не медицинских процедур.

Возможными наименованиями специалистов, оказывающих такие услуги, являются:

  • Косметик-эстетист;
  • Техник-эстетист;
  • Специалист в области прикладной эстетики;
  • Эстетист;
  • Спа-косметик и другие.

Таким образом, можно предположить, что обобщенное определение косметических услуг может выглядеть следующим образом:

Это комплекс эстетических манипуляций немедицинского характера, осуществляемых специалистами без медицинского образования и не требующих получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Представляется, что на законодательном уровне было бы целесообразно определить исчерпывающий перечень таких услуг.

Косметологические услуги

Действующее законодательство, включая Федеральный закон 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», прямо не определяет понятие косметологических услуг.

Ряд нормативных актов содержат существенные критерии оказания косметологических услуг, с помощью которых можно сформулировать обобщенное определение таких услуг. Рассмотрим эти нормативные акты.

В первую очередь необходимо отметить Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Постановление Правительства № 291).

Косметологические услуги входят в Перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность, которая подлежит лицензированию.

Согласно данному Постановлению, работы (услуги) по косметологии составляют медицинскую деятельность, к осуществлению которой в целях лицензирования предъявляются Требования, определяемые Минздравом РФ.

Особенности лицензирования медицинской деятельности по профилю «косметология», рассмотрены нами в одноименной статье.

Также необходимо отметить Приказ Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология»» (далее – Приказ № 381н).

Этот документ определяет содержание медицинской помощи по профилю «косметология». Такая помощь включает в себя «комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц)».

Приказ № 381н определяет, что медицинская помощь по данному профилю оказывается врачом-косметологом. Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога.

Таким образом, представляется возможным определить косметологические услуги следующим образом:

Это подлежащая лицензированию медицинская деятельность, представляющая собой комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма, оказываемая врачами-косметологами, а также средним медицинским персоналом по назначению врача-косметолога.

Разграничение косметологических и косметических процедур

К сожалению, нельзя назвать однозначным и достаточным существующее разделение косметологической и косметической сфер на уровне законодательства.

Во многом это связано с формулировками классификаторов видов деятельности, в частности «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст), также известного как ОКВЭД.

В данном классификаторе услуги, направленные на эстетическое преображение, достаточно четко прописаны в разделе «Прочие персональные услуги», но прямо не названы в разделе, посвященном услугам в области здравоохранения:

ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
Раздел Q. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг Раздел S. Предоставление прочих видов услуг
86 Деятельность в области здравоохранения 96 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг
86.2 Медицинская и стоматологическая практика
Эта группировка включает:

  • медицинские консультации и лечение в области общей и специальной медицины, предоставляемые врачами общего профиля, врачами-специалистами и хирургами, стоматологами и т.д.;
  • деятельность, осуществляемую в поликлиниках и медпунктах при предприятиях, в школах, домах для престарелых, рабочих и прочих объединениях, а также помощь на дому

Пациенты обычно являются амбулаторными и могут направляться к специалистам врачами общего профиля (терапевтами).
Эта группировка также включает:

  • частную консультационную деятельность в больницах
96.02.2 Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты
Эта группировка включает:

  • предоставление услуги по простому и сложному гриму лица, макияжу;
  • окраску бровей и ресниц, коррекцию формы бровей, наращивание ресниц, завивке ресниц;
  • косметические маски по уходу за кожей лица и шеи с применением косметических средств;
  • гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный массаж, СПА-массаж;
  • косметический комплексный уход за кожей лица и шеи, включая тестирование кожи, чистку, косметическое очищение, глубокое очищение, тонизирование, гигиенический массаж, маску, защиту, макияж, подбор средств для домашнего ухода;
  • маникюрные услуги;
  • комплексный уход за кожей кистей рук;
  • наращивание ногтей;
  • педикюрные услуги;
  • комплексный уход за кожей стоп;
  • предоставление прочих косметических услуг: услуги СПА-ухода по телу, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов
86.22 Специальная врачебная практика
Эта группировка включает:

  • медицинские консультации и лечение в области специализированной медицины врачами-специалистами и хирургами
96.09 Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки
Эта группировка включает:

  • деятельность салонов татуажа и пирсинга;
86.9 Деятельность в области медицины прочая
86.90 Деятельность в области медицины прочая
Эта группировка включает:

  • деятельность по обеспечению здоровья человека, не осуществляемую больницами, врачами или стоматологами;
  • деятельность медсестер, акушерок, физиотерапевтов или других специалистов среднего медицинского персонала в области оптометрии, гидротерапии, массажа, трудотерапии, логопедии, ухода за ногами, гомеопатии, мануальной рефлексотерапии, иглоукалывания и т.д.

Эти виды деятельности могут осуществляться в лечебных организациях, действующих при предприятиях, школах, домах для престарелых, и прочих организациях, а также в частных консультационных кабинетах, на дому у пациентов и в других местах

Как видим, косметология как деятельность в области здравоохранения вообще не имеет отдельного кода.

Представляется, что в условиях растущего спроса на косметологические процедуры, данный факт является очевидным упущением законодателя.

Кроме того, конкретные наименования эстетических процедур в разделе «Предоставление прочих видов услуг» создают иллюзию, что соответствующая деятельность всегда является немедицинской.

Сделки с недвижимостью: альтернативная, прямая и свободная

Есть ли альтернатива фиксированному перечню работ и услуг?

  • Сделки с недвижимостью: альтернативная, прямая и свободная

Часто в объявлениях о продаже недвижимости написано «альтернатива», «прямая сделка» или, например, «свободная продажа». Это названия видов сделок, которые используют на рынке недвижимости. Если коротко, то прямые или свободные — это простые сделки, а альтернативные — сложные сделки с несколькими участниками и разной недвижимостью.

Разберем подробно, что значит каждый термин и какие есть плюсы и минусы у разных видов сделки. 

Прямая или свободная продажа (сделка)

Если так написано в объявлении, значит продавец просто хочет получить деньги за свою недвижимость. Такие сделки самые простые, в них всего две стороны: продавец и покупатель. Продавец получает деньги, покупатель — недвижимость. Все довольны и счастливы, если не забывать, что везде есть свои плюсы и минусы:

Сделку можно провести быстро. В идеале такая недвижимость абсолютно готова к продаже, вплоть до того, что все жильцы уже выписались. А значит, можно уместить весь процесс оформления буквально в неделю-две.

Можно оформить стандартный задаток, тем самым закрепив договоренность, и спокойно готовиться к сделке. В сложных сделках так не получится, дальше подробно  расскажем — почему, и что с этим делать. 

Так как всё кажется предельно простым, некоторые продавцы или покупатели не пользуются услугами риелтора в таких сделках.

В итоге могут случиться неприятности, если, например, в сделке есть несовершеннолетний собственник или один из жильцов не выписался из проданной квартиры.

Не стоит забывать о правилах безопасности при покупке квартиры, а лучше всего доверять дорогостоящие решения профессионалам.

Такая недвижимость может стоить дороже, чем похожие квартиры на рынке. Продавцы знают, что многие готовы переплатить, чтобы скорее купить жилье. А ещё недвижимость со свободной продажей может стать замыкающим звеном в цепочке сделок, где люди одновременно и покупают и продают жилье — так называемой альтернативной сделке.

Прямая или свободная продажа: деньги в обмен на недвижимость

Альтернативная сделка, альтернатива, цепочка

Все эти названия обозначают, что хотя бы один участник сделки собирается продать недвижимость и одновременно купить другую. 

В самом простом случае в альтернативной сделке будет 2 квартиры и 3 участника:

  • Участник 1. У него есть деньги и он покупает квартиру
  • Участник 2. Продает старую и одновременно покупает новую квартиру
  • Участник 3. Только продает свою квартиру

Чаще всего основную сумму вносит Участник 1. Взамен он получает квартиру. Причем деньги он отдает не Участнику 2 — своему продавцу, а сразу Участнику 3. 

Участник 2 не получает деньги от продажи своей квартиры. Если цена квартир одинакова, хотя такое бывает очень редко, все деньги прямиком отправляются Участнику 3.

Но обычно Участник 2 получает разницу в стоимости, если его квартира дороже той, которую он покупает. Или он сам доплачивает разницу продавцу — Участнику 3, когда покупает квартиру дороже.

Даже такая самая простая альтернативная сделка может занимать целый день. А чем больше участников и квартир в сделке, чем больше разница в стоимости квартир, тем сложнее сделка, тем дольше времени уходит на ее подготовку.

 Такие сделки не проводятся без грамотных риелторов и обязательной проверки каждого звена цепочки. Если хотя бы одна купля-продажа не состоится или будет оспорена, то вся сделка может развалиться, а участники потерпят убытки.

Не всегда слово «альтернатива» значит, что ждать сделки придется долго. Если в объявлении написано, что сделка альтернативная и альтернатива подобрана, это означает, что цепочка уже полностью или частично собралась. 

Если вы при этом намерены только купить недвижимость, ничего одновременно не продавая, то возможно сделка пройдет быстро. При этом можно даже попробовать снизить цену. Чтобы ускорить процесс, продавец может пойти вам навстречу. 

Риелторы 80 уровня могут проводить сделки с 6-8 участниками одновременно. Но это очень редкие случаи. Сложность не только в том, чтобы организовать столько людей и всё оформить, при этом не допустив выхода из сделки участников.

Важно еще, чтобы переход права собственности был зарегистрирован у всех одновременно и успешно. Часто для одновременной регистрации люди пользуются услугами специальных юридических компаний, которые занимаются оформлением сделок.

При этом в договорах купли-продажи рекомендуется прописать, что если право собственности одной недвижимости не регистрируется — то не регистрируется вся цепочка. 

А теперь, резюмируем плюсы и минусы альтернативной сделки: 

Можно снизить цену, если у продавца уже подобрана альтернатива.

Юридическую чистоту недвижимости тщательно проверят, возможно даже не один риелтор. Участникам цепочки невыгодно, чтобы она распалась.

«Не пытайтесь повторить это дома». Такие сделки сложные в организации, долгие, более дорогие для участников. Ошибка, неправильное оформление документов, недостаточная проверка может привести к потере времени, денег или даже недвижимости.

Риск выхода участников. Договоренности в таких сделках сложнее закрепить, чем при прямой продаже. Один участник зависит от другого, а значит задаток, с его жестко регламентированными по закону условиями возврата, может быть рискован для продавца.

Если сделка сорвётся даже не по его вине, он будет вынужден вернуть задаток в двойном размере. А так называемый аванс ничего не гарантирует. Юристы рекомендуют в таких случаях оформлять обеспечительный платеж.

О том, что надо знать о его оформлении, а также о задатке и авансе, у нас есть отдельная статья.

Читайте ещё

Сбербанк смягчил условия покупки в ипотеку квартир с перепланировками

В какое время года выгоднее покупать квартиру

Какие документы потребуются для оформления ипотеки

Квартира в залоге у банка: можно ли ее купить?

Была ли эта статья полезна?

Самозанятые граждане в 2021: виды деятельности и налоги

С середины октября 2020 года льготный налоговый режим для самозанятых, более известный как налог на профессиональный доход, действует по всей стране (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ). 19 октября к эксперименту подключился последний регион — Республика Ингушетия. Теперь любой желающий может принять в нем участие. 

Под профессиональным доходом понимается доход физлиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. 

В этой статье рассмотрим следующие вопросы:

Кто может перейти на специальный налоговый режим

Это могут сделать физлица и ИП, которые ведут деятельность на территории России. Также самозанятыми вправе стать некоторые иностранные граждане, а именно граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии. Налоговый режим они могут применять на тех же условиях, что и граждане России.

Выбирая спецрежим для самозанятых, можно заниматься теми видами деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, но без необходимости регистрации в качестве ИП.

В числе таких видов деятельности:

  • оказание косметических услуг на дому;
  • фото- и видеосъемка на заказ;
  • реализация продукции собственного производства;
  • проведение мероприятий и праздников;
  • юридические консультации и ведение бухгалтерии;
  • удаленная работа через электронные площадки;
  • сдача квартиры в аренду посуточно или на долгий срок;
  • услуги по перевозке пассажиров и грузов;
  • строительные работы и ремонт помещений.

Какие ограничения действуют для применения спецрежима

У самозанятых не должно быть работодателя и наемных работников. К этой категории относятся граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности.

Максимальный доход не должен превышать 2,4 млн руб. в год, то есть 200 000 руб. в месяц, если распределить этот лимит по месяцам (хотя суммы доходов в месяц могут варьироваться в большую или меньшую сторону, главное — чтобы итоговая сумма за год не превышала 2,4 млн руб.).

Спецрежимом не могут воспользоваться те, кто торгует подакцизными товарами, например, алкоголем или бензином. Также его нельзя применять:

  • лицам, осуществляющим перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • лицам, занимающимся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
  • лицам, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
  • лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, за исключением лиц, оказывающих услуги по доставке товаров и приему (передаче) платежей за указанные товары (работы, услуги) в интересах других лиц;
  • лицам, применяющие иные режимы налогообложения, предусмотренные ч. 1 НК РФ, или осуществляющие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются НДФЛ, за исключением случаев применения иных режимов налогообложения и исчисления НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности до перехода на указанный специальный налоговый режим.

Что признается местом ведения деятельности самозанятого

Это место нахождения налогоплательщика при осуществлении деятельности. Физлицо уведомляет налоговую о месте ведения деятельности при переходе на применение спецрежима.

Какие правила действуют в этом случае:

  • если самозанятый ведет деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, то он вправе самостоятельно выбрать субъект, на территории которого им ведется деятельность;
  • место ведения деятельности можно менять только один раз в календарный год;
  • если самозанятый прекращает вести деятельность на территории выбранного субъекта, то он для целей применения спецрежима выбирает другой субъект, включенный в эксперимент, на территории которого им ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения;
  • при изменении места ведения деятельности физлицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект.

От каких налогов освобождены самозанятые

  • Физлица: от НДФЛ, в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход;
  • ИП, применяющие специальный налоговый режим: от НДФЛ с доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход, от НДС (исключение: НДС, подлежащий уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией), от фиксированных страховых взносов (однако на других спецрежимах страховые взносы уплачиваются даже при отсутствии дохода).

Если дохода в течение налогового периода нет, то нет и никаких обязательных или фиксированных платежей. При этом самозанятые участвуют в системе обязательного медицинского страхования, поэтому могут рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь.

Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей, которые не разбираются в бухгалтерии. Начинающим ИП — год в подарок!

Попробовать бесплатно

Постановка самозанятого на учет 

  • Тем, кто хочет использовать специальный налоговый режим, нужно зарегистрироваться в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
  • Сделать это можно за считанные минуты с помощью нескольких инструментов: специального мобильного приложения «Мой налог»; кабинета налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» на сайте ФНС; на портале Гослуги.
  • Однако проще всего использовать всё же мобильное приложение «Мой налог».
  • Алгоритм постановки на учет включает следующие этапы:
  • 1. Отправка комплекта необходимых документов в налоговую:
  • заявления о постановке на учет;
  • копии паспорта и фотографии физлица (не требуются, если у гражданина РФ есть доступ в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или портале Госуслуг).

Памятка – Особенности применения постановления правительства рф от 30.04.2020 № 616

Любые заказчики (п.7 ч.1 ст.3 Закона 44-ФЗ) по Закону 44-ФЗ. Это обязанностьзаказчика.

Автономные учреждения и иные юридические лица, не являющиеся заказчиками, применяют ст.14 Закона 44-ФЗ и ПП 616 только в случае, установленном ч.6 ст.15 Закона 44-ФЗ. Однако Минфин России считает, что такие лица должны применять ст.14 Закона 44-ФЗ и в иных случаях, установленных ст.15 Закона 44-ФЗ[1].

Также нац.режим не применяется при закупках[2]:

  • в целях обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности,
  • в целях обеспечения органов ФСБ России средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом,
  • органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны

В ЗАКУПКАХ КАКОЙ ПРОДУКЦИИ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПП 616:

В закупках промышленных товаров.

Промышленные товары – это товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности.

К ним относятся товары из отраслей:  добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, а также ликвидация загрязнений (классы  ОКВЭД 05-33, 36-39) [3].

Товары, работ, услуги Для закупок «на общих основаниях» Для нужд обороны и безопасности государства[4]
Работы  Нет 
Услуги  Нет  +
Промышленные товары из Перечня + +
Промышленные товары, не включенные в Перечень Нет  +
Работы, услуги, при которых ИСПОЛЬЗУЮТСЯ промышленные товары Нет + (но применяется не к товарам, а к работам/услугам)
Работы, услуги, при которых ПОСТАВЛЯЮТСЯ промышленные товары[5] + (только для товаров из Перечня) + (для любых промышленных товаров)
Аренда промышленных товаров  + (только для товаров из Перечня) + (для любых промышленных товаров)
Лизинг промышленных товаров + (только для товаров из Перечня) + (для любых промышленных товаров)
Закупка промышленных товаров, указанных в п. 1-7, 125 и 127[6]  Использование при производстве промышленных товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является РФ и (или) государство – член ЕАЭС (искл. – если на территории нет производства/исполнителей). 
Включение в один контракт промышленных товаров из Перечня и товаров, не включенных в Перечень[7]  НЕЛЬЗЯ включать в один лот. МОЖНО включать в один лот
Закупка медицинских масок, указанных в п. 123 и 126 Перечня Запреты, установленные в отношении медицинских масок, действуют до 31.12.2021 г.Медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень[8].

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАКИХ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА ПРИМЕНЯЕТСЯ ПП 616:

Всех способов, кроме закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – ЕП).

Этот вопрос прямо в ПП 616 не урегулирован. Есть разные мнения – одни эксперты считают, что во всех способах (даже в ЕП), другие – что только в конкурентных. Позиция Минпромторга России и Минфина России – надо применять в закупках у ЕП[9].

Но из текста ПП 616 следует, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным постановлением, участник закупки представляет заказчику документы в составе заявки, которой в закупках у ЕП нет[10].

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ПП 616:

Где указывается условие о применении ПП 616 В извещении об осуществлении закупки[11].В документации о закупке – перечень необходимых документов в составе заявки.Для товаров из п. 1-7, 125 и 127 Перечня в ПП 616 – дополнительно в требованиях к участникам закупки.
Порядок рассмотрения заявок Если товар иностранный (не Россия и иные страны ЕАЭС), то заявку отклоняем.Если документы, подтверждающие страну происхождения, не представлены в составе заявки – заявку отклоняем.
Если товар попадает под действие ПП 616 и иного акта о нац.режиме Устанавливаем в извещении о закупке оба требования, но сначала применяем запрет.Если закупка попадает под исключение из применения ПП 616, то устанавливаем только требование по акту об ограничении участия.
Если товар попадает под действие ПП 616 и условий допуска (Приказ Минфина 126н) Устанавливаем только требование о применении ПП 616[12].Если закупка попадает под исключение из применения ПП 616, то устанавливаем требование по Приказу 126н.

ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ:

Этап Закупка промышленных товаров по перечню Закупка промышленных товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, подпадающих под запрет, но не включенных в перечень Закупка товаров, указанных в п. 1-7, 125 и 127 перечня
  • Закупка вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение,
  • снабжение, в эксплуатацию, и (или) при закупке образцов вооружения, военной и
  • специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с
  • литерой не ниже «О1»
В составе заявки Во второй части заявки – выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием:

  • – номеров реестровых записей соответствующих реестров

информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ (если такое предусмотрено ПП РФ от 17.06.2015 № 719) (например, для автомобилей легковых, грузовых, автомобилей скорой медицинской помощи и т.п.) (далее – выписка)

В первой части заявки – декларация о стране происхождения товара (участник просто указывает страну). Правило действует только до 1 июня 2021 г. Во второй части заявки – выписка на поставляемый товар  Нет 
При исполнении контракта Нет  Нет  Выписка на сырье (материалы, полуфабрикаты) Нет 

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЕСТРОВ:

Подтверждение Чем подтверждается Основание включения в Реестр
Подтверждение производства продукции на территории РФ  наличие сведений о такой продукции в Реестре российской промышленной продукции https://gisp.gov.ru/pp719/p/pub/products/ Заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом РФ в соответствии с ПП от 17.07.2015 № 719
Подтверждение производства промышленной продукции на территории ЕАЭС наличие сведений о такой продукции в Реестре евразийской промышленной продукции https://gisp.gov.ru/pp616/pub/app_eaeu/search/ Соответствие такой продукции требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ, предусмотренным приложением к ПП 719
Выписку получает участник закупки.Выписка выдается на конкретный товар конкретного производителя.

Товар – российский или евразийский, если он есть в соответствующем реестре.

Формирует и ведет реестры – Министерство промышленности и торговли РФ[13].

Случаи, когда ПП 616 не применяется[14]:

№  Случай закупки Подтверждение/обоснование
1 На территории РФ нет производства/исполнителей
товары из перечня
  1. Наличие разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием ГИС промышленности в порядке, установленном Минпромторгом России[15].
  2. Разрешение получает заказчик.
  3. Выдает разрешение – Минпромторг России. 
  4. При размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Минромторг РФ для получения разрешения. 
иные промышленные товары (для ГОЗ) Решение заказчика. Требований  к оформлению решения нет.
работы/услуги (для ГОЗ)
2 Любые промышленные товары, кроме товаров из п. 1 – 7, 123, 125 – 127 перечня (Цена ед.товара ≤ 100 тыс. рублей)  И  (Суммарная стоимость таких товаров < 1 млн. рублей).Суммарную стоимость считаем для всех товаров по одному коду ОКПД2[16].
3 Любые промышленные товары, кроме товаров из п.67 – 71 перечня Необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки. 
4 Товары по п.47 – 51 перечня Закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. 
5 Любые промышленные товары, кроме:

  • –                      товаров из п.1 – 7, 52 – 57, 73 – 75, 81 перечня,  
  • –                      товаров из п.47 – 51 перечня (при условии закупки одной единицы товара ≤ 2 млн. рублей).
Закупки, осуществляемые ФСБ РФ, ФСО РФ, Службой внешней разведки РФ, органами внешней разведки Минобороны РФ, МВД РФ, Нацгвардией и подведомственными им организациями.
6 Любые промышленные товары, кроме:

  • –                      товаров из п.1 – 7, 52 – 57, 81 перечня,  
  • –                      товаров из п.47 – 51 перечня (при условии закупки одной единицы товара ≤ 2 млн. рублей).
Закупки, осуществляемые Главным управлением специальных программ Президента РФ и подведомственными ему организациями
7 Любые промышленные товары, кроме:

  • –                      товаров из п.3 – 7, 52 – 57, 73-75, 81 перечня,  
  • –                      товаров из п.47 – 51 перечня (при условии закупки одной единицы товара ≤ 2 млн. рублей).
Закупки, осуществляемые Управлением делами Президента РФ и подведомственными ему организациями
8 Любые промышленные товары Заказчик – ФСО РФ. Цель закупки – реализация мер по осуществлению государственной охраны. 
9 Транспортные средства Заказчик – МВД РФ.Цель закупки – обеспечение безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий.

Особенности исполнения контракта

Содержание контракта Для промышленных товаров, кроме товаров из п. 1-7, 125 и 127 перечня
  • – страна происхождения товара,
  • – реестровые записи о товаре из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции[17],
  • – условие о замене одной страны на другую при исполнении контракта.
Для товаров из п. 1-7, 125 и 127 перечня
  1. – страна происхождения товара,
  2. – реестровые записи о товаре из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции,
  3. – условие об использовании при производстве промышленных товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является РФ и (или) государство – член ЕАЭС,

Если участник закупки в ходе исполнения контракта не подтвердит соответствие этому условию  или заказчик установит, что при производстве использовалось сырье не российское (не евразийское), то заказчик обязан расторгнуть контракт с таким поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с п.1 ч.15 ст.95 Закона 44-ФЗ,– условие о замене одной страны на другую при исполнении контракта.

Возможность замены при исполнении контракта страны происхождения товара[18] Для промышленных товаров, включенных в перечень Нельзя менять на «иностранные» товары. Можно менять только на РФ или иные страны ЕАЭС.
Для промышленных товаров, не включенных в перечень Можно, но только в рамках ГОЗ.

[1]

Как, не ограничив конкуренцию, установить требование о дилерстве при размещении закупки

Заказчикам хочется получить дилера как поставщика, поскольку он почти наверняка является гарантией высокого качества продукции. Как же, не ограничив конкуренцию, установить требование о дилерстве?

Заказчикам хочется получить дилера как поставщика, поскольку официальный дилер почти наверняка является гарантией высокого качества продукции (услуг, работ).

Законом № 223 предусматривается ограничение круга потенциальных поставщиков дилерами, однако законно это далеко не всегда.

Расскажем, каким образом, не ограничивая конкуренцию, заказчик вправе установить требования о дилерстве по Закону № 223.

Когда возможно установление требования о дилерстве: три условия

Если требование о дилерстве установлено без обоснования, то можно запросить у заказчика разъяснения. Основаниями обоснованности такого требования является наличие хотя бы одного условия из трех:

  1. Если техническая документация содержит требование о дилерстве, то у заказчика есть право продублировать данное требование в закупочной документации.
  2. Вторым возможным вариантом является наличие официальной информации производителя продукции о том, что ее поставка и обслуживание может осуществляться исключительно дилером.
  3. Третье условие – наличие обоснования необходимости поставки техники именно дилером, в котором есть ссылка на качественные параметры.

Дилерство при закупке товаров

В соответствии с Законом № 223, у заказчика имеется возможность устанавливать к товару требования, включая средства индивидуализации, но при условии, что это содержится в положении о закупках. При закупке товара, важно не ограничить круг участников, устанавливая требование о статусе дилера, поскольку это вполне может быть признано нарушением конкуренции.

Однако у заказчика есть возможности:

  • отклонения заявки, если поставщиком не подтверждена готовность выполнения предъявляемых требований;
  • оштрафовать поставщика и удержать с него обеспечение исполнение контракта, если нарушения требований выявлены при поставке;

У заказчика также имеется возможность обосновать факт ограничения дилерами круга участников: так как в соответствии с Законом № 223 (статья 3, часть 1) запрещается лишь необоснованное ограничение конкуренции.

Требование о дилерстве касается не только закупки комплектующих и запасных частей.

К примеру, при поставке техники в качестве обоснования такого требования также выступает официальная информация изготовителя о реализации этой техники только через дилерскую сеть.

Таким образом, если при наличии подобных сведений установлено требование о дилерстве, заказчик будет стараться исключить возможность приобретения иных товаров.

В закупочной документации уточните, что вами приобретается именно новая техника. Также в положении о закупке стоит предусмотреть возможность установления требований о поставке дилерами – а вдруг это вам понадобится.

Когда условие дилерства лучше не устанавливать

Условие дилерства не стоит устанавливать без серьезных обоснований. Заказчику не следует указывать статус дилера как обязательное требование к участнику закупки, поскольку его все равно можно учесть в случае сравнения заявок, при условии, что заказчиком будет выбран наиболее подходящий способ закупки.

Далеко не каждому объекту закупки требуется поставка и обслуживание от официального дилера, так что, если требования о дилерстве применять повсеместно, то это может быть признано ограничением конкуренции.

Дилерство при закупке работ (услуг)

При закупке работ (услуг), например, по обслуживанию машин и оборудования, возможность установки требований о дилерстве расширяется. Дело заключается в том, что при закупке работ дилерство является требованием и к поставщику, и к качеству выполняемых работ.

Если вы в качестве поставщика закупаете работы (услуги) через конкурс либо запрос предложений, то у вас есть возможность потребовать статус дилера, если выполнить работу (предоставить услугу), помимо официального дилера, не может никто, дилер же способен выполнить ее с гораздо более высоким качеством.

Не стоит устанавливать требование о дилерстве, если невозможно его обосновать, поскольку это наверняка признают ограничением конкуренции.

Как выбирать способ закупки для получения исполнителя-дилера

При желании получить официального дилера в качестве поставщика, заказчик может провести закупку через запрос предложений либо конкурс. В таком случае в числе критериев сравнения заявок он может поместить критерий «статус официального дилера». Также должны быть прописаны порядок подтверждения статуса, доля данного критерия, а также число полученных дилером дополнительных баллов.

Кто не является дилером, не может быть отстранен от участия в госзакупке, значит, ограничения конкуренции нет. При прочих равных условиях поставщиком станет официальный дилер оборудования, а это окажет положительное влияние на качество поставки.

Мнение судов о дилерстве в государственных закупках

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *