Информация о состоянии расчетов УК с подрядчикам будет видна жителям?

Минстрой намерен обязать управляющие компании (УК) подробно отчитываться перед жителями о выполнении договора управления. Отчет о выполнении договора управления, кроме сведений о деятельности УК, должен содержать информацию о размере экономии компании.

В случае наличия возражений от жильцов по отчету или непроведения годового общего собрания собственники смогут потребовать возвращения от УК полученной экономии (сейчас организации могут оставлять сэкономленные средства у себя).

Сегодня такие собрания зачастую не проводятся или проводятся для галочки, говорят эксперты.

Проект правительственного постановления, подготовленный Минстроем, уточняет содержание отчета управляющих компаний перед жильцами многоквартирных домов. Министерство предлагает конкретизировать содержание такого отчета.

В частности, он должен содержать информацию о видах выполненных работ, случаях нарушений условий договора и сведения о предоставленных коммунальных услугах.

Кроме того, предполагается указывать информацию о расчетах с организациями за поставляемые коммунальные ресурсы.

Также жители должны быть проинформированы о случаях нарушения периодичности и требований к качеству предоставления коммунальных услуг, в том числе по вине управляющей организации.

Согласно позиции министерства управляющие организации должны отчитываться перед собственниками о рассмотрении жалоб и предложений от собственников квартир и принятых решениях. Жильцы также должны быть оповещены об ущербе общему имуществу действиями управляющей организации.

В документе Минстроя отмечается, что УК должны будут информировать граждан о суммах, полученных по договорам аренды общего имущества и за эксплуатацию рекламных конструкций. Кроме того, необходимо информировать собственников о штрафах и взысканиях с УК со стороны органов госжилнадзора, а также о полученной экономии, если расходы оказались ниже ожидаемых.

Эта информация очень объемная: 15–20 страниц, которые следует размещать на информационных досках в подъездах и офисе УК, прокомментировала «Известиям» директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер.

Помимо этого, в предлагаемом отчете есть декларативные пункты. Например, сведения о соответствии качества и объема услуг требованиям жилищного законодательства и техническим регламентам.

Кроме как «соответствует», сказать здесь ничего невозможно, если не расшифровывать детально, подчеркнула эксперт.

Ирина Генцлер также критично отнеслась к пункту о фактически выполненных работах, так как там отсутствует требование соответствия плановым показателям.

— Если мы не знаем, какой объем должен быть сделан, что нам даст информация о факте? — отметила она.

По ее словам, документ носит односторонний характер: УК должна всё время доказывать, что она хорошая. В то же время нет информации о том, как собственники вели себя в течение этого же периода, исправно ли вносили оплату. Здесь возможны потребительские злоупотребления, считает она.

Если у граждан есть претензии по итогам отчета либо УК или ТСЖ не провели годовое общее собрание, собственники жилья вправе потребовать возврата экономии при оказании жилищных услуг: содержания и текущего ремонта дома, следует из документа.

Несмотря на то что, как жалуются большинство компаний, тарифы оказываются ниже себестоимости работ, экономия, например, достигается за счет выбора подрядчика, который взял меньше денег за услуги.

Или провели техническую экспертизу, и выяснилось, что ремонт нужен не во всех подъездах, а в одном, пояснила исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

— Сегодня общие собрания чаще всего вообще не проводятся. Решения за собственников принимает УК, которая сама индексирует стоимость договора управления, — сказала эксперт.

В целом документ полезный, поскольку стимулирует компании проводить отчетные собрания, причем по существу, а не для галочки, заключила Светлана Разворотнева.

Какие сведения УО не обязана предоставлять собственникам

  • В данной статье разбираемся, какие данные управляющие организации не обязаны предоставлять собственникам.
  • Дайте мне протокол ОСС
  • Управляющая организация провела общее собрание собственников и в течение 10 дней должна уведомить каждого собственника о принятых решениях, разместить протокол ОСС в ГИС ЖКХ, отправить оригинал в ГЖИ.

Уведомить собственников можно одним из следующих способов: разместить результаты ОСС на информационном стенде, донести решение собрания до каждого собственника под подпись, назначить место и время для ознакомления собственников с протоколом и решениями собрания.

То есть можно поступить точно так же, как это обычно делается с материалами повестки дня ОСС – назначаются адрес и время, когда каждый собственник может прийти и ознакомиться с документами. Иногда этого собственникам мало, и они просят предоставить им копии протокола и решений каждому лично в руки.

Управляющая оорганизация не вправе отказать, но может сделать копии за отдельную плату. Всё же в офисе организации не стоит копировальный аппарат с бесплатными чернилами и безлимитной бумагой. Не собственнику помещения в данном МКД протокол ОСС не предоставляется.

Хочу копию документа

Управляющие организации раскрывают информацию по формам Минстроя РФ по письменному запросу потребителя (п. 21 ПП РФ № 731). Потребители – физические и юридические лица, являющиеся собственниками (нанимателями) помещений в МКД (п. 6 ПП РФ № 731).

Потребители не могут требовать с УО оригиналов или копий документов, не перечисленных в Стандарте раскрытия информации, если иное не указано в договоре управления МКД. При запросе уточняется, какие документы хочет получить потребитель.

И проверяется, чтобы запрос соответствовал перечню из Стандарта раскрытия информации и № 152-ФЗ. Согласно ст. 19 № 152-ФЗ, УО имеет право защищать персональные данные.

Ознакомление потребителя с документацией управляющей организации можно зарегистрировать в специальном журнале, снять на фото или видео, чтобы у потребителя не было возможности похитить, уничтожить или испортить оригиналы документов.

Стандарт раскрытия информации говорит, что УО должна предоставлять собственникам информацию о финансово-хозяйственной деятельности. Но вот копии таких документов направлять не обязана.

Об этом есть апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.12.2014 № 33-7126/2014.

Управляющая организация может сделать копии и отправить их собственнику, но за деньги – установить фиксированную плату для снятия копий с оригиналов документов.

Расскажите о себестоимости работ

УО провела ремонтные работы в доме, председатель Совета МКД или уполномоченное ОСС лицо не хотят подписывать акт приёмки выполненных работ, и требуют предоставить им данные о цене материалов и себестоимости работ.

Если иное не предусмотрено договором управления, управляющая организация может отказать в такой просьбе, потому что потребитель не может проверять стоимость выполненных работ и оказанных услуг, включая цену на стройматериалы, указанные в акте.

Потребитель может следить за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдение сроков, качеством материалов (ст. 748 ГК РФ, ПП РФ № 491). Но даже на этом этапе не имеет права требовать информации о стоимости материалов.

В акте приёмки выполненных работ указывается фактическая стоимость работ. Эту информацию собственники и потребители ЖКУ могут посмотреть на сайте УО, портале Реформа ЖКХ и в ГИС ЖКХ.

В печатном виде данные УО представляет на информационных стендах в офисе и на досках объявлений в подъездах МКД.

Скажите-ка, сколько получает ваш бухгалтер

По правилам этикета, задавать вопросы о заработной плате невежливо. Но кого это обычно останавливает… Собственники помещений МКД требуют рассказать им, сколько получают сотрудники УО, и показать штатное расписание.

Штатное расписание – это локальный нормативный акт УО, который определяет трудовые функции работников и  «вилки» должностных окладов. Согласно постановлению Госкомстата РФ от 05.01.

2004 №1, штатное расписание нужно для оформления структуры, численности и состава штата организации в соответствии с ее Уставом.

Для штатного расписания есть унифицированная форма №Т-3. Она не обязательна для применения, носит рекомендательный характер, поэтому управляющая организация или ТСЖ может разработать свою форму штатного расписания.

В трудовом договоре указывается трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием (ст. 57 ТК РФ). Работодатель не обязан при приёме на работу знакомить работника со штатным расписанием (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1).

В очередной раз напомним, что УО раскрывает информацию в соответствии со Стандартом раскрытия информации (п. 10 ст. 161 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень информации для раскрытия представлен в п. 3 Стандарта.

Если в договоре управления МКД или уставе ТСЖ (ТСН, ЖСК) не указана обязанность представлять по запросам собственников дополнительные документы к тем, которые прописаны в Стандарте, на запрос потребителя можно ответить отказом.

Мне нужен мобильный телефон вашего сотрудника

Согласно пп. «а» п. 3 Стандарта, управляющая организация раскрывает общую информацию о себе, в том числе рабочие номера телефонов. Эти данные можно найти на информационных стендах в подъезде МКД и офисе компании, на её официальном сайте, в ГИС ЖКХ и Реформе ЖКХ. Таких сведений вполне достаточно, чтобы связаться с нужным специалистом.

На просьбы дать мобильный номер бухгалтера, электрика или директора можно отвечать отказом, если только этот мобильный номер не рабочий или сотрудник сам не против общаться с жителями. Причина: это персональные данные сотрудника, они охраняются Федеральным законом от 27.07.

2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», управляющая организация не имеет права их разглашать.

Читайте также:  Должна ли РСО регистрироваться на ГИС ЖКХ?

Порядок отчета управляющей компании перед собственниками многоквартирного дома

Статья 162 Жилищного кодекса обязывает управляющие компании отчитываться перед собственниками многоквартирного дома.

Какая либо информация о порядке такого отчета отсутствует, в результате УК на запросы предоставляют просто набор работ якобы выполненный в истекшем году без предоставления смет, бухгалтерских документов и т.д.

, мотивируя это коммерческой тайной. Что должно присутствовать в таком отчете и какими документами это подтверждено?

Вихорев Игорь Юрьевич, Волгоград

В договоре  управления многоквартирным домом должен  быть определен порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления, с указанием того, в какой форме должен представляться отчет, в какие сроки и т.д.

Так как управляющая компания (УК) обязуется (за плату) оказывать коммунальные и жилищные услуги и выполнять соответствующие работы, а также отчитываться перед собственником жилого помещения, то, по сути, договор управления соответствует агентскому договору, определенному ГК РФ.

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

В ходе исполнения агентского договора согласно ст. 1008 ГК РФ агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, предусмотренные договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.

К отчетам должны быть приложены документы, подтверждающие расходы, произведенные агентом за счет принципала.

Как видим, из договора управления с управляющей компанией и агентского договора вытекает обязанность компании представлять отчет собственнику жилья, что соответствует норме ст. 162 Жилищного кодекса РФ в части осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору.

Таким образом, отчет УК должен содержать исчерпывающие сведения о расходовании денежных средств, с приложением копий первичных документов.

Недопустим отказ УК в ответ на требование о предоставлении отчета по мотивам коммерческой тайны (в ФЗ от 29.07.2004 г.

№ 98-ФЗ «О коммерческой тайне» понятие «коммерческая тайна» определено так: конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду), так как отчет о финансово-хозяйственной деятельности представляется собственникам только в отношении деятельности по управлению их многоквартирным домом и в отношении их собственных средств.

На ваши вопросы отвечает юрист Анна Соколова, Бизнес-бюро «Doc-Net«

Имеют ли право собственники квартир требовать с УК подробный отчет в письменной форме?

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

2.
Бугор   [27.03.2011 21:20] 
[Материал]

Да и помимо всяких законов, я считаю, что УК самой выгодно как можно больше раскрывать информации, т.к. у собственников создается меньше вопросов, т.к. ответы на них они получают еще до того как задают вопросы. Посмотрите пример ТАТАРСТАН. Там вся информация на виду, подмечу вся и нужная и ненужная. И что самое интересное все довольны и УК и собственники. И показатели у Татарстана по ЖКХ одни из самых высоких по России. Проходит время совкового управления, пришло время менеджмента и в сфере ЖКХ.

3.
Елена   [08.11.2011 12:08] 
[Материал]

Добрый день! Вопрос хороший, да поздно увидела, но главное прочитала. У нас ТСЖ, ни устных, ни письменных отчетов не дает. На постановление № 731 они чихают, он им не указ.Главное, что местные власти у них на стороне. Куда и на что идут деньги не известно. Из 10 руб. на содержание и текущий ремонт жилья у них запланировано 21 коп. во как. А собственников не расшевелить.

5.
Наталья   [20.10.2013 18:41] 
[Материал]

По этому вопросу была на консультации в ГЖИ. мне ответили, что УК обязана предоставлять развернутый годовой отчет согласно пост.731. более того каждый собственник имеет право в письменной форме затребовать в УК отчет за любой период и если через 20 дней он не получит отчета, то может обратиться в ГЖИ в письменной форме ,приложив письменный запрос в УК. ГЖИ может оштрафовать руководителя УК за не предоставление отчета на 300 тыс. рублей.

6.
миша   [21.10.2013 15:48] 
[Материал]

я думаю достаточно на сайте посмотреть

7.
ирина александровна   [18.11.2014 20:01] 
[Материал]

У меня обратный вопрос. В дом въехал новый житель, самовольно в период отопления влез в систему, отрезал поотенцесушитель, после этого по стояку перестал греться стояк.Затребовал от ЖСК( у нас 1 дом) деньги за то,что себе поменял кусок трубы и навредив, потом еще и сседке ему пришлось кусок старой трубы заменить. На наг отказ, теперь требует отчет за 2 последних года. Собственником является всего две недели.

Как сделать сверку по коммунальным платежам

Весь комплекс бытовых услуг, который направлен на обеспечение комфортного проживания в домах, предоставляется профильными организациями жилищно-коммунального характера. Взаимоотношения между жильцами МЖД и коммунальщиками складываются на основании исполнения условий договоров, которые согласно ЖК обязательны для заключения.

Одной из обязанностей жильцов, согласно статьи 153 Жилищного Кодекса[1], перед исполнителями сервиса ЖКХ является своевременная оплата.

Расчёты происходят путём погашения предоставленных коммунальщиками квитанций.

Иногда возникают ситуации и спорные моменты между гражданами и представителями коммунальных контор, решение которых может быть только после произведенной сверке по коммунальным платежам.

Как происходит формирование сведений о плательщиках

В различных регионах страны существуют свои правила предоставления услуг населению в разрезе обособленности исполнителей услуг друг от друга. Это разделение происходит по направленности оказания сервиса ЖКХ. Предприятия имеют свои расчётные счета и отдельный баланс.

Каждый житель наделён обособленным лицевым счётом, который открыт во всех организациях ЖКХ и имеет уникальный набор цифр для своего населённого пункта. Личный счёт наполнен информацией о потребителе. К таким данным относятся:

  1. ФИО квартиросъёмщика.
  2. Адрес, за которым закреплён лицевой счёт.
  3. Общая и жилая площадь жилища.
  4. Количество зарегистрированных в квартире лиц.
  5. Тарификация услуги.
  6. Ежемесячные начисления и динамика оплат.
  7. Наличие льготных прав.

На основании распоряжения местных властей каждый населённый пункт обладает единой расчётной базой, которая составлена на основе данных переданных каждой коммунальной конторой.

База синхронизирована с поставщиками услуг, и в случае внесения изменений в бухгалтерии предприятия, это действие отразится и в единой базе.

При этом вносить коррективы в лицевые счета правомочны только работники непосредственно организации, которая оказывает услугу ЖКХ.

Скачать образец акта сверки начисленной и внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Способы выполнения сверки коммунальных платежей

Для удобства жильцов в вопросах проверки состояния баланса и получения информации по своему лицевому счёту единая база установлена во многих госструктурах. Поэтому сделать проверку задолженности или наличия переплаты можно следующими доступными способами:

  • при посещении бухгалтерии коммунального учреждения. При этом следует понимать, что каждая организация сможет произвести сверку только по своей услуге. То есть квартплата сверяется в ЖЭКе, а начисления по свету у энергетиков. Нюансом в этом вопросе может быть наличие полномочий в УК по работе с отдельными коммунальными платежами, о наличии таких прав можно узнать непосредственно в УК;
  • через официальные сайты коммунальщиков онлайн. Такой сервис существует во многих организациях. Как правило, эта функция работает в разделе «Личный кабинет». Каждый потребитель может пройти регистрацию на сайте и затем вести учёт своих платежей и правильности начислений;
  • также онлайн сервисами по проверке платежей оснащены многие ведущие банки страны. В случае наличия такой функции на официальном сайте финучреждения, гражданину остаётся только зарегистрироваться в специальном разделе портала – Интернет банкинге, и осуществлять необходимые операции без посещения коммунальных контор;
  • многие населённые пункты оборудованы МФЦ. Обычно расположены эти МФЦ в здании исполкомов МО. Это направлено для обеспечения максимальных удобств для граждан. Центры наделены информацией о состоянии лицевых счетов всех организаций оказывающих услуги ЖКХ. Удобство сверки в МФЦ состоит в отсутствии очередей и быстроте обслуживания;
  • осуществить сверку возможно и в почтовых отделениях, наделённых такими функциями. Неудобство при выборе этого способа заключается в постоянном наличии очередей, что не даёт возможность получения интересующей информации в полном объёме.

Что делать если, выявлены несоответствия в квитанциях ЖКХ

Необходимость в выполнении сличения по лицевому счёту возникает, если утеряны квитанции об оплате или обнаружено не соответствие, в расчётах с поставщиками услуг. Получив квитанцию с некорректными данными, необходимо свериться любым доступным способом. Если после работы по сопоставлению данных уверенность в неправдивости информации, прописанной в квитанции, только усилилась, следует выполнить следующие действия:

  1. Составить письменное заявление на имя руководителя конторы ЖКХ, допустившей ошибку в квитанции. В обращении следует расшифровать свои несогласия.
  2. Запросить выдачу акта сверки за период, допускаемый к рассмотрению в суде. То есть за последние три года.
  3. В случае неполучения письменного ответа и акта сверки в тридцатидневный срок следует обратиться в надзорные органы с заявлением о нарушении гражданских прав.
  4. Если, акт выдан и исходя из информации, прописанной в нём, существует факт завышения тарифа или неправомерных дополнительных начислений обжаловать эти нарушения можно только в судебном порядке.

Необходимость получения акта сверки заключается в том, что выданный документ является подтверждением для суда о начислениях произведённых коммунальщиками. И если они действительно неправомерны, то суд обяжет исключить их из лицевого счёта.

Также в случае возникновения такой спорной суммы, взыскать её через суд, как задолженность, у коммунальщиков будет проблематично, так как она является оспариваемой и действия с ней замораживаются до определения правильности её возникновения. Но только при наличии переписки с коммунальной конторой.

Поскольку в последнее время ужесточились методы борьбы с задолжниками, были внедрены различные способы получения информации о состоянии своего баланса по коммунальным платежам. Поэтому в случае несогласия с данными прописанными в квитанции, всегда можно произвести официальное сопоставление информации не откладывая это мероприятие на долгое время.

1.статьи 153 Жилищного Кодекса.

Как узнать задолженность по ЖКХ

Вероника Нецова

не любит долги

Оплачивать ЖКХ своевременно — обязанность собственника или нанимателя жилого и нежилого помещения.

По закону ЖКХ необходимо оплачивать до 10-го числа месяца, следующего за месяцем оплаты. Другой срок может быть установлен договором управления домом или собранием собственников.

О долге за коммунальные услуги может узнать тот, кто знает номер лицевого счета квартиры или нежилого помещения.

Лицевой счет — это индивидуальный номер, который присваивается жилому помещению и на который начисляются жилищно-коммунальные платежи. Если собственник продает жилье, лицевой счет переходит к новому владельцу.

Самое простое объяснение — потому что не заплатили. Возможно, заплатили поздно — и последняя оплата не пришла, когда поставщик составлял квитанцию. Но могут быть и другие причины.

Например, просрочили поверку счетчиков, и поставщик посчитал оплату по нормативу. Срок поверки счетчиков на газ — 8 лет, на горячую воду — 4 года, на холодную — 6 лет, электроэнергию — 16 лет. После этого счетчик требует поверки. Если ее не сделать, считается, что он неисправен, и управляющая компания начисляет по нормативам.

Бывает, что поставщик не прописывает сумму за свои услуги, а указывает только цену за единицу. Сумму вы должны рассчитать сами: посмотреть по счетчику, сколько потратили единиц и умножить их на цену за единицу. Потом оплатить эту сумму. Если не будете этого делать, появится долг.

В этой квитанции «Омскгоргаз» оставляет столбик «Сумма» пустым. Указывает только размер платы за кубометр газа. Я должен был сам вписывать показания счетчика, считать потраченные кубометры и умножать их на размер платы, а получившуюся сумму прибавлять к сумме из графы «Итого». Я не обращал на это внимания и просто платил итоговую сумму по квитанции. Через полгода пришла контролер горгаза и сообщила, что я должен семьсот рублей

Зачем сверять квитанции за коммуналку с платежами в интернете. Когда платите за услуги ЖКХ через интернет, лучше сверять данные из квитанции с информацией, которая появляется в платеже.

Проверяйте наименование поставщика услуг, номер его расчетного счета, ваш лицевой счет, сумму платежа и за что платите.

Если где-то будет ошибка, платеж может не поступить или его не увидят — и появится задолженность по оплате ЖКУ.

Сервисы для проверки задолженности. Узнать о долге за ЖКХ можно на госуслугах или в специальном сервисе ГИС ЖКХ. Еще — в приложении или на сайте Тинькофф и других банков.

Как проверить квартплату по адресу. Проверить долг по адресу в интернете можно только на сайте поставщика услуг.

На сайте УК или поставщика ЖКУ необходимо зарегистрироваться и авторизоваться. Долг будет отображаться в разделе «Платежи» или «Оплата».

Информация о задолженности в личном кабинете на сайте управляющей компании Санкт-Петербурга

Информация о задолженности на сайте поставщика электроэнергии в Санкт-Петербурге. Задолженность высвечивается в разделе «Оплата»

Как проверить квартплату по лицевому счету. Чтобы проверить состояние расчетов в других сервисах, обязательно нужно знать лицевой счет.

Чтобы узнать о задолженности на госуслугах, сделайте запрос на оплату ЖКУ, выберите поставщика услуг и заполните специальную форму. Информация о задолженности появится на экране.

Проверка задолженности по электроэнергии в личном кабинете портала госуслуг

Проверка задолженности УК в личном кабинете портала госуслуг

Воспользоваться сервисом ГИС ЖКХ могут граждане, зарегистрированные на госуслугах. Для этого подключите лицевой счет к личному кабинету и заполните специальную форму. Но пока система работает не в полном объеме, и информации по некоторым квартирам может не быть.

Москвичи также могут узнать о задолженности на специальном сервисе «Яндекс-деньги» или на сайте мэра Москвы, запросив ЕПД. В обоих случаях нужно знать номер лицевого счета или код плательщика.

Запрошенный ЕПД на сайте мэра Москвы

Информацию о задолженности можно найти в ЕПД или квитанции на оплату ЖКУ. Также о долге можно узнать на почте, в управляющей компании, банке, банкомате, терминале оплаты или у поставщика услуги.

Если УК вывешивает информацию о должниках, про задолженность можно узнать на стендах в местах общего пользования: например, в лифте или подъезде.

В почтовом отделении. Сообщите оператору наименование поставщика коммунальных услуг и номер лицевого счета. Если квитанции какого-то поставщика на почте нельзя оплатить, то и узнать задолженность по нему не получится.

В банковском отделении. Операционист банка тоже может подсказать вам сумму задолженности. Назовите ему поставщика коммунальных услуг и номер лицевого счета.

У поставщика коммунальных услуг вы можете узнать задолженность лично или по телефону, назвав номер лицевого счета либо адрес. Задолженность вам сообщат только по той услуге, которую оказывает данный поставщик. Возможно, потребуют паспорт.

В терминале оплаты или банкомате. Чтобы узнать задолженность в терминале оплаты или банкомате, необходимо выбрать поставщика услуг и ввести номер лицевого счета плательщика. Сумму долга вы увидите на экране.

Бывает, что у разных собственников одной квартиры разные лицевые счета в фонде капитального ремонта. Тогда недостаточно информации по одному из них. У каждого владельца будут свои квитанции и своя справка об отсутствии задолженности.

Бывает, что важно знать, нет ли у родственника долгов. Например, если человек вступает в наследство, долги он тоже наследует. Подытожим все варианты того, как проверить состояние расчетов по ЖКУ, если платили не вы.

Специальные графы в квитанциях

Квитанции

Сайты УК и поставщиков ЖКУ

Адрес или номер лицевого счета

Интернет-сервисы

Наименование поставщика коммунальных услуг и номер лицевого счета

Почта или банк, терминал оплаты или банкомат

Наименование поставщика коммунальных услуг и номер лицевого счета

УК или поставщик ЖКУ

Адрес или номер лицевого счета, возможно паспорт

Для оплаты любым способом нужно знать наименование поставщика коммунальных услуг и номер вашего лицевого счета. Они указаны в квитанциях, которые поставщик услуг направляет каждый месяц. Когда введете эти данные, актуальная сумма подгрузится автоматически, ее вводить необязательно.

Номер лицевого счета не меняется, поэтому оплатить коммунальные услуги можно по квитанции предыдущих месяцев. Главное, чтобы не поменялся поставщик услуг.

На почте, в отделениях банков, банкоматах и приложениях банков оплачивать можно с помощью QR-кода с квитанции.

QR-код как раз содержит информацию о лицевом счете и поставщике услуг, поэтому сканировать его можно даже с оплаченной квитанции за любой месяц.

Сумма с этой квитанции в коде не зашита — второй раз платить ее не предложат. Подгрузится сумма, которую поставщик хочет получить на текущий момент.

Поставщик коммунальной услуги вправе ограничить или прекратить подачу услуги, если накопится долг за два месяца. Задолженность рассчитывается по нормативам по каждому виду коммунального ресурса.

Но по закону нельзя ограничить подачу отопления и холодной воды.

В любом случае поставщик сначала пришлет должнику уведомление с просьбой погасить долг и предупреждением, что в случае неуплаты отключит услугу.

Выселение из квартиры — крайняя мера, и это возможно только в судебном порядке. Выселить из квартиры могут нанимателя жилья по договору социального найма, если тот не платит за квартиру полгода и дольше.

Кто с экономической точки зрения несет риск неоплаты жителями дома коммунальных услуг?

  •          Рассмотрим следующую типовую ситуацию:
  •          — многоквартирный дом находится в управлении управляющей компании или товарищества собственников жилья, или кооператива (далее, обобщенно – УК);
  •          — коммунальные ресурсы предоставляет ресурсоснабжающая организация (РСО);
  •          — часть потребителей (владельцев помещений в доме) коммунальную услугу не оплачивают или оплачивают не полностью, или не вовремя.
  •          Кто в действительности несет риски в связи с такими долгами потребителей  – УК или РСО?

         Проблема возникает тогда, когда стоимость потребленного домом коммунального ресурса больше собранных с потребителей средств. Реальное взыскание долгов с потребителей часто затруднено или невозможно (например, в случае отсутствия у них имущества и доходов) и объем их ответственности за неуплату ограничен законом.

         Итак, есть два возможных ответа на этот вопрос:

         1. УК обязана оплатить РСО всю стоимость коммунальной услуги, независимо от того, оплатили ли ее потребители. Тогда именно УК несет риск того, что часть долгов потребителей окажется безнадежными или неустойка, взысканная с УК в пользу РСО, превысит неустойку, уплаченную потребителями на счет УК.

         2. УК несет перед РСО только обязательства по перечислению действительно уплаченных потребителями денежных средств. Задолженность потребителей за коммунальную услугу не возлагается на УК. Тогда риск неуплаты потребителем несет РСО.

         Первый вариант предполагает правоотношения УК и РСО по нормам о договоре энергоснабжения (§ 6 ГК РФ, в главе о купле-продаже; на основании ст. 548 применяется также к договорам тепло- и водоснабжения и т.п.).

         Второй вариант предусматривает наличие между УК и РСО агентского договора.

         На первый взгляд, ответ очевиден: правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утверждены  Правительством РФ (постановление от 14 февраля 2012 года № 124).

Анализ общих положений этих Правил позволяет понять, что исполнитель (УК в данном контексте) обязан «купить» у РСО коммунальный ресурс и предоставить его потребителям. Потребители обязаны оплатить ресурс на счет УК.

(И даже в случае, если общее собрание решило перечислять плату за коммунальный ресурс непосредственно на счет РСО, тогда полученная РСО от потребителя плата учитывается в счет исполнения обязательств УК перед РСО, но не более того; обязательство по уплате не внесенного потребителями несет УК).

         Этот «очевидный» ответ несколько странно воспринимается в сочетании с ч. 6.2. ст. 155 ЖК РФ – УК, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы с РСО в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ (редакция закона несколько упрощена).

         Указанные в указанной части ст. 155 ЖК РФ требования утверждены (постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 253).

По ним УК обязана в кратчайшие сроки (по общему правилу – на следующий рабочий день) перечислять РСО поступившие от потребителей платежи за коммунальный ресурс.

Что происходит с расчетами между УК и РСО в случае, когда потребители заплатили меньше, чем стоит потребленный домом ресурс, не уточняется.

         Не вполне ясно, означают ли указанные нормы, что риск неуплаты потребителем ложится на РСО? Вроде бы, нет – они, скорее призваны ограничить УК в возможности пользоваться денежными средствами потребителей, уплаченных для РСО. Т.е.

, даже если договорной срок (по договору между УК и РСО) платежа не наступил, а потребители уже заплатили, УК все равно обязана тут же перечислить РСО заплаченное потребителями.

В этом контексте данные положения, скорее, призваны защитить РСО от нецелевого расходования платы за коммунальный ресурс.

  1.          Но все так однозначно. Пункты 7 и 8 Требований устанавливают следующее:
  2.          —  если в течение 10 рабочих дней (или иного установленного срока), от УК в пользу РСО не поступают платежи, РСО вправе обратиться к УК с запросом о предоставлении информации, касающейся причин задержки платежей. УК в течение 3 рабочих дней со дня получения такого запроса предоставляет указанную информацию РСО (здесь и далее – цитаты из НПА упрощены для целей данной статьи);
  3.          — УК и РСО осуществляют обмен информацией о платежах УК и платежах потребителей за истекший расчетный период.

         Если верно утверждение о том, что УК обязано платить РСО независимо от платежной дисциплины потребителей, зачем РСО предоставлять контроль за платежами потребителей? Не вполне ясно (разве что опять же с целью контроля за платежной дисциплиной УК по такой логике: если вам заплатили жильцы, но вы не перечислили уплаченное РСО – вы злостные нарушители; если же вам жильцы не заплатили и поэтому вы ничего не перечислили – вы невинны в нарушении публичных норм, но все ж обязаны исполнить обязательство и все равно будете нести гражданско-правовую ответственность).

         Судебная практика арбитражных судов первых трех инстанций разделяет такое толкование (вариант № 1 – УК обязана оплатить РСО всю стоимость коммунального ресурса).

Например, в постановлении по делу № А13-7352/2015 Арбитражный суд Северо-Западного округа указывает, что из содержания Постановления № 253 не следует, что с введением в действие указанного нормативного акта изменяется объем обязательств исполнителя коммунальных услуг перед энергоснабжающей организацией, а также срок исполнения обязательства.  

         Судья ВС РФ в «отказном» кассационном определении (от 7 ноября 2014 года № 301-ЭС14-2280) так и указал, что нарушение платежной дисциплина конечных потребителей коммунальных услуг перед исполнителем не является достаточным основанием для освобождения от своевременного исполнения обязательств перед энергоснабжающей организацией и не может являться препятствием для принудительного взыскания задолженности с исполнителя.

         ВАС РФ, в своих «отказных», тогда еще надзорных определениях использовал несколько иную логику: из содержания оспариваемых судебных актов и заявления предприятия однозначно не следует, что взыскиваемый с ответчика долг (в том числе и его часть) на 01.09.2012 (дата, с которой подлежат применению Требования № 253) вызван неплатежами конечных потребителей.

Более того, Требования № 253 связывают пропорциональное исчисление размера оплаты с определением общего объема обязательств исполнителя, который подтверждается актами сверки расчетов исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы и (или) судебными решениями (определения от 15 июля 2013 года № ВАС-9368/13 и от 3 апреля 2014 года № ВАС-3078/14).

         То есть ВАС РФ не стал определять, имеет или нет значение факт неполного получения УК платежей потребителей при взыскании платы за коммунальный ресурс по иску РСО к УК.

Данный суд просто указал, что данный факт, важен он или нет, по делам не установлен.

Контекст определений может давать лишь неясную надежду на иное толкование (тем более что «отказные» определения судей высшей инстанции вряд ли имеют правообразующее значение).

         Значит, господствующим является положение, согласно которому УК, заключившее с РСО договор на предоставление коммунального ресурса для потребителей – не агент, а посредник при купле-продаже. Она (УК) обязана закупить этот ресурс, обеспечить им потребителей. И, как любой посредник, несет риск того, что сумма оплаченного конечными покупателями окажется меньше суммы закупки.

         Такая ситуация могла бы быть допустимой… Но тогда несправедливо то, что:

Размер ответственности потребителей перед УК ограничен (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ), а размер ответственности УК перед РСО – нет (и договорная неустойка, как правило, значительно выше пени для потребителей).

Ни о какой государственной защите УК (а среди них: и частные УК, и муниципальные предприятия, и некоммерческие объединения жителей – ТСЖ, ЖСК) речи не идет. По сути, на УК возлагаются сугубо рыночные риски, типичные для коммерческой перепродажи.

Сомнительно, что обоснованно возлагать эти риски, в особенности, на некоммерческие объединения… Да и на коммерческие УК, занимающиеся социально значимой деятельностью (чтобы уберечься от неизбежных убытков, таким УК придется увеличивать договорные цены или – что более правдоподобно – удешевлять услуги по основной деятельности – содержанию и текущему ремонту дома).

         Тем более это актуально сейчас, когда плата за вывоз мусора (обращение с ТКО) тоже начинает регулироваться по аналогии с коммунальными услугами.

(Ранее УК включали вывоз мусора в общий размер платы за содержание и ремонт и распоряжались этими деньгами по смете, могли привлечь любого подрядчика в условиях высокой конкуренции (подрядчиков); теперь плата за содержание и ремонт должна быть уменьшена, а вывоз мусора будет оплачиваться отдельной строкой; эти деньги получит региональный оператор).

         И еще, самое интересное. Вряд ли такой подход выгоден РСО. Если обязанное перед ними лицо – не потребители, а УК, то риск неплатежеспобности УК несут РСО.

(В такой фразе это – общее рассуждение? Да! Речь о другом: УК и жителям выгодно накопить долг перед РСО, затем избрать другую УК или сменить способ управления, оставив долги на организации, пусть формально и не ликвидированной, но уже не получающей никаких поступлений. Тогда у РСО останется лишь один способ защиты – банкротить «брошенную» УК и убеждать арбитражного управляющего взыскивать «старые» долги с жителей).

Призываю цивилистов высказываться! Проблемы жилищного права не часто привлекают внимание «чистых» цивилистов, вот и получается такое… Вдруг что исправится?

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *