ФЗ «О ГИС ЖКХ», который был выдан 21 июля 2014 года, гласит, что все ресурсоснабжающие организации должны разместить информавцию о предоставлении ими коммунальных услуг, на соответствующем сайте. Данное постановление начало действовать еще 1 июля 2016 года.
Однако для большинства данных компаний множество нюансов, связанных с работой в их личном кабинете на сайте ГИС ЖКХ, остается понятным не до конца. Поэтому стоит подробнее разобраться с тем, какие шаги нужно предпринимать, чтобы заполнить все сведения верно.
Перед началом работы
Прежде чем пользователь сможет начать работу в личном кабинете ГИС ЖКХ, администратор компании должен назначить ему полномочия для выполнения соответствующих действий в системе.
Ресурсоснабжаюшим организациям придется внести в систему множество информации о своих услугах и прочем. Но прежде чем к ней приступить, придется настроить структуру сведений об объектах. Для этого, придется выбрать пункт «Настройка сведений об объектах» и поставьте галочку напротив каждого пункта в списке. Таким образом, Вы откроете возможность заполнения всех необходимых сведений и их отображение в системе.
Какую информацию нужно заносить?
Компания, которая занимается поставкой ресурсов, должна внести в ГИС ЖКХ определенные сведения. Но то, какую именно информацию следует вносить, понятно далеко не всем. Специалисты этого сайта отвечают на этот вопрос следующим образом. Ресурсоснабжающая компания обязана внести в систему данные о:
- Домах. Эти сведения следует размещать, если компания является не только поставщиком, но и исполнителем услуг, а в системе сайта не размещен ее договор управления. Также, их стоит вносить, если в систему еще не внесена информация об определенном доме.
- Коммунальных услугах. Которые компания может предоставить по прямому соглашению. После того, как Вы указали сведения о конкретном доме, стоит сказать и о том, какие услуги Ваша организация ему оказывает.
- Помещениях данного дома. Когда Вы уже внесли информацию о самом доме и поставляемых в него ресурсах, стоит рассказать о его подъездах и помещениях.
- Объектах коммунальной инфраструктуры. Информация о линиях электропередач, теплоснабжения, а также водопровода и прочего – обязательна к заполнению. Она также должна касаться каждого из домов, с которыми компания работает, по отдельности.
- Использовании общего имущества. Если заключены соглашения об использовании общей собственности владельцами помещений в данном многоквартирном доме, специалист ресурсоснабжающей организации обязательно должен указать все сведения о них.
- Приборах учета. Эти данные также касаются каждого дома отдельно. Здесь нужно указать как общедомовой прибор учета, так и индивидуальные.
Справка! Ресурсоснабжающей организации придется внести информацию и о предоставляемых услугах. Эти сведения несколько отличаются от тех, которые были упомянуты во втором пункте.
В нем говорилось о перечне услуг, которые предоставляются тому или иному многоквартирному дому. А данные, о которых идет речь сейчас, указываются в справочниках системы ГИС ЖКХ, и больше говорят о том, какие ресурсы ваша компания может представить в целом.
Инструкция по заполнению
Разобравшись с тем, какую именно информацию необходимо размещать РСО, стоит узнать, как происходит процесс наполнения всех вышеперечисленных данных.
Как заполнить данные о домах?
- перейти в меню «Объекты управления»;
- выбрать пункт «Объекты»;
- после этого, отобразится реестр объектов;
- нужно отыскать кнопку «Добавить дом».
Вы можете добавить в реестр информацию о новом доме лишь в том случае, если система не смогла найти размещенное ранее соглашение управления домом, устав его жилищно-строительного кооператива или товарищества собственников жилья. Также, для этого в системе не должен быть зарегистрирован ОМС, на территории которого размещена данная постройка.
После нажатия кнопки для добавления дома, вам придется заполнить все открывшиеся поля. Их заполнение обязательно. Исключение составляет лишь форма «Ранее присвоенный государственный учетный номер», но только в том случае, если указан кадастровый номер.
Адрес дома самостоятельно писать не придется. Вы можете выбрать его из Федеральной информационной системы, нажав соответствующую кнопку. Таким образом, можно избежать допуска опечаток или неправильного указания адресных данных.
Внимание! Бывают случаи, когда ФИАС не может отыскать нужный пользователю адрес. В таком случае, можно отправить запрос в службу поддержки ГИС ЖКХ.
Форма для запроса размещена на сайте, и ее можно загрузить перейдя по соответствующей ссылке. В заявке пользователь может указать адрес дома самостоятельно, после чего, когда заявка будет зарегистрирована, в системе он появится как временный.
Услуги по прямым договорам
Сначала, вам также придется перейти в реестр объектов жилищного фонда. Но теперь Вы нажимаете уже кнопку «Услуги, предоставляемые по прямым договорам» и после «Добавить услугу». Последняя находится в правом углу. После ее нажатия, появится специальная форма. Все ее поля являются обязательными. Заполнив их, нажмите кнопку «Сохранить».
Помещения дома
Для этого, вам придется перейти в сведения об уже добавленном доме. Они размещены в меню объектов жилищного фонда. В сведениях о доме, вы сможете найти кнопку «Добавить». В данном случае, именно она вам и нужна. После ее нажатия, вы увидите перечень всего, что можно добавить. Среди всего списка, обратите внимание на пункты «Помещение» и «Подъезд». В дальнейшем, вам придется воспользоваться именно ими.
Нажав кнопку «Подъезд», вы увидите форму для его добавления. Принцип внесения сведений тот же – необходимо заполнить все поля, помеченные звездочкой. Далее, нажимаете кнопку «Сохранить» и переходите в раздел добавления помещений.
При заполнении формы о помещении, стоит помнить – если вы указали кадастровый номер, то ранее присвоенный государственный учетный номер писать не обязательно, даже несмотря на то, что звездочкой помечены оба эти поля.
Если необходимо указать комнаты в помещении, можете сделать это, нажав на кнопку «Сведения о комнатах». Информация вносится по тем же правилам, что и данные о помещении.
Объекты коммунальной инфраструктуры
Теперь можно выйти из меню «Объекты жилищного фонда». В этом пункте вам потребуется меню, размещенное немного ниже, под названием «Объекты коммунальной инфраструктуры». Вам откроется соответствующий реестр. Здесь вы сможете нажать на кнопку «Добавить объект»:
- После нажатия, откроется окно «Добавление нового объекта».
- Нужный объект можно выбрать из списка, и в зависимости от выбранного вами вида ОКИ, будут появляться разные поля и блоки. Их обязательно нужно заполнять.
- После этого, можно добавить новый ресурс, нажав соответствующую кнопку.
- Откроется новое окно с формой, заполнение полей которой также обязательно.
- После этого, сохраняете.
Важно! Если вы добавляете сеть, то будет необходимо указание всех ее участков.
Использование общего имущества
- На этот раз перейдите в «Договоры на пользование общим имуществом».
- В отобразившемся блоке, выберите кнопку «Добавить договор» и заполните все поля в открывшейся форме.
- Здесь вам дается возможность прикрепления файлов. Имеется ввиду, что нужно загрузить текстовый файл с соответствующим соглашением.
Предоставляемые услуги
- Здесь вам потребуется выбрать поле «Справочники» в верхней панели ЛК.
- После этого, выберите нужный, и после нажмите кнопку «Добавить».
- Далее, вам предлагается два варианта – добавить главную или техническую услугу.
- После нажатия нужной вам ссылки, откроется окно с формами для заполнения.
- Дальнейшие действия аналогичны предыдущим правилам заполнения сведений.
Приборы учета
- Для их добавления, придется открыть меню «Приборы учета».
- В реестре, стоит нажать кнопку «Добавить ПУ».
- Откроется новая форма.
- Тип ПУ можно выбрать из перечня, и в зависимости от его вида будет отличаться и набор полей для заполнения.
Теперь давайте поговорим о том, как разместить договор в системе?
Как добавить договор ресурсоснабжения?
Для этого, откройте «Реестр договоров» в меню объектов управления.
- Нажмите кнопку «Добавить договор».
- Дальнейшие действия будут обычным заполнением полей.
- После, выбираются стороны договора. В этом случае, ими будет ваша организация и исполнитель услуг. То есть, управляющая организация этого дома.
- УО еще придется отыскать в списке, после чего можно приступать к заполнению формы о предмете договора и оплате.
Реестр
Реестр содержит все соглашения, заключенные между организациями и исполнителями услуг. Размещение соглашений в системе обязательно. Именно эти документы являются основными и наиболее точными поставщиками сведений для государственной информационной системы.
Заключение
Разобравшись с тем, как и какую информацию стоит размещать РС организациям, можно сделать свою работу гораздо проще и прозрачнее. Понять принципы работы с данным сервисом стоит как можно раньше, так как вышеупомянутый ФЗ №209 обязывает данные компании указывать сведения о себе в системе, а также размещать текстовые файлы с договорами.
Как и зачем переходить на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией
Кто несет ответственность за качество услуг? Кому передавать показания счетчиков?
3 апреля 2018 года вступили в силу изменения в ЖК РФ, принятые федеральным законом о прямых Договорах между потребителями и поставщиками коммунальных услуг в многоквартирных домах. Жилищный кодекс был дополнен ст. 157.2, которая так и называется
«Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».
Собственники квартир получили возможность заключения Договоров по услугам холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и вывоза мусора напрямую с ресурсниками. Без посредничества управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.
https://www.youtube.com/watch?v=sLc8lcV-j4s
Инструкция Центра защиты прав граждан «Прямые договоры в ЖКХ» расскажет, в чем преимущество прямых Договоров с ресурсниками, как перейти на такой Договор, кто несет ответственность за качество предоставляемых услуг.
У кого беру – тому и плачу
В большинстве регионов управляющие компании и ТСЖ выставляют гражданам единую платежку, где помимо платы за содержание общего имущества собственникам рассчитывают платежи за потребленные свет, газ, воду и отопление. Разумеется, ни УК, ни ТСЖ или ЖСК не являются поставщиками газа или света. Это всего лишь посредники при расчетах за потребленные коммунальные услуги.
По данным Минстроя РФ, порядка 40% долгов в сфере ЖКХ составляет задолженность именно управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.
Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие – с рынка уйдут УК, которые заинтересованы не в управлении домом, а лишь в возможности «погреть руки» на обороте денежных средств.
Эксперты полагают, что ресурсоснабжающие организации, которые начнут своевременно получать весь объем платежей, смогут выделять больше средств на реконструкцию и модернизацию сетей.
Что в конечном счете скажется на качестве предоставляемых услуг. Да и потребителю так спокойнее: сколько израсходовал воды, газа или света – за столько и рассчитался. И никто не отключит тебя от ресурса за мнимые долги.
Итак, изменения вступили в законную силу в 2018 году.
Ниже мы рассмотрим процедуру перевода многоквартирного дома на заключение прямых договоров с РСО.
Как инициировать процедуру перехода на прямой договор с РСО
Инициатором могут выступить как собственники, так и ресурсоснабжающая организация
Если переход на прямые расчеты инициируют собственники МКД
Договор на коммуналку можно заключить без УК
Чтобы платить напрямую, нужно договориться с соседями и принять решение на общем собрании. Если все получится — сэкономите, уменьшите риск мошенничества со стороны УК и сможете получить от нее денег.
В жилищном кодексе была возможность для оплаты напрямую, но не все могли ее использовать. Договор между собственником и поставщиком при этом все равно не заключался: прямой могла быть только оплата. Но теперь этот пункт уже не работает.
Чаще всего у дома есть управляющая компания или ТСЖ, которые выставляют квитанции и принимают деньги.
Некоторые управляющие компании работают честно: не завышают плату, перечисляют деньги вовремя и не искажают показания. Тогда собственники не переплачивают, а дом не числится в должниках у условного энергосбыта или водоканала.
Но есть нечестные УК. Они завышают показания, неправильно начисляют плату, а деньги от жильцов не переводят поставщикам ресурсов вовремя. Иногда такие УК даже воруют деньги, а потом банкротятся или пропадают. На доме висят долги, а разбираться с ними приходится собственникам или новой УК.
Теперь жильцы многоквартирного дома могут заключить прямые договоры с поставщиками ресурсов. Платежки за коммуналку им будут выставлять не управляющие компании, а энергосбыт, межрайгаз или водоканал — то есть те компании, которые подают в дом свет, тепло и воду.
Напрямую можно платить за все коммунальные услуги:
- Холодное и горячее водоснабжение.
- Водоотведение (то есть канализацию).
- Отопление всех видов.
- Энергоснабжение.
- Газоснабжение.
- Вывоз мусора.
Можно заключить прямые договоры на все виды услуг или только на вывоз мусора и отопление, в любом сочетании.
Чтобы платить напрямую, нужно провести общее собрание собственников. Договор с поставщиком ресурсов заключается со всеми собственниками одновременно. Не будет такого, что одна квартира платит напрямую в энергосбыт, а другая — управляющей компании.
Если управляющая компания или ТСЖ задолжали поставщику ресурсов деньги больше чем за два месяца, договор с ними могут расторгнуть принудительно. Для этого поставщик должен подать на УК в суд и выиграть его.
Водоканал или энергосбыт пришлют собственникам уведомление о расторжении договора с УК и заключении прямых договоров. Жильцам письменный договор заключать не нужно: отказ поставщика работать через управляющую компанию будет односторонним.
Уведомление о переходе на прямую оплату разместят где-то на видном для жильцов месте, опубликуют на сайте и напечатают в официальной местной газете.
Даже при наличии прямого договора с поставщиками ресурсов жаловаться можно по-прежнему в управляющую компанию. По закону она обязана содержать в порядке все системы в доме, даже если за воду и газ жильцы платят не ей.
Если собственник найдет ошибку в квитанции или горячая вода покажется ему недостаточно горячей, можно обратиться в УК. Управляющая компания не может сказать: «С кем заключали договор, туда и идите», — она обязана принять обращение и отреагировать. Но нести ответственность за качество услуг по прямому договору будет поставщик, а не управляющая компания.
По соглашению с поставщиком управляющая компания может ограничить ему доступ к ресурсам. Отключить в квартире должников свет может электрик из энергосбыта, а может — из управляющей компании. Они договорятся, кто это сделает: закон позволяет.
Управляющая компания зарабатывает не на ресурсах, а на обслуживании дома и содержании общего имущества. Свои деньги она не потеряет: собственники будут платить ей по согласованным тарифам за текущий ремонт, уборку подъездов и другие услуги, которые есть в договоре на управление домом.
Даже заключив прямые договоры, вы все равно будет получать квитанции от управляющей компании и обязаны их оплачивать. Там просто не будут указаны те ресурсы, которые вы оплачиваете поставщикам.
Ресурсоснабжение МКД: услуга или поставка?
Анализируя соотношение норм Жилищного законодательства и Гражданского Кодекса, можно заметить существенное расхождение в подходе определения правовой природы поставки энергоресурсов потребителям в многоквартирных домах.
Жилищное законодательство, обеспечение многоквартирного дома водой, теплом и прочими ресурсами относит к коммунальным УСЛУГАМ, т.е. бестоварным отношениям.
В то время как в Гражданском праве поставка любого ресурса понимается к передаче от поставщика к потребителю, объектов материального мира, в т.ч. и теплого ресурса и электроэнергии.
- Важно отметить, что проблема существенно глубже и не сводится исключительно к лингвистике.
- Закрепляя в жилищном праве ресурсоснабжение как услугу, законодатель не только создал не преодолимую стену между гражданским и жилищным законодательством, но и «породил» проблему в правовом регулировании деятельности по управлению жилым фондом.
- На сегодня, вопреки здравому смыслу и действующей системе правового понимания в России, считается что подача ресурса потребителям в многоквартирный дом (МКД) является коммунальной услугой, которую оказывает организация осуществляющая управление МКД.
- На самом деле в сфере ресурсоснабжения, лицо управляющее МКД конечно никакой услуги не оказывает.
- Можно много спорить и бессмысленно рассуждать о том, что управляющая организация осуществляет выставление счетов, производит начисление, следит за приборами учета и прочее, но ничего из того что делает управляющая компания ни коим образом не относится к передаче коммунальных ресурсов потребителям.
- Все чем занимаются управляющие организации, это оказание вспомогательных и самостоятельных услуг, которые напрямую не влияют ни на качество, ни на количество поставляемого потребителям ресурса.
- Правовое регулирование Энергоснабжения осуществляется в соответствии с Главой 30 Гражданского кодекса РФ Купля-Продажа, с особенностями, предусмотренными для договоров энергоснабжения.
Таким образом, мы видим, что поставка горячей воды, отопление, электроснабжение и пр. никакой услугой не является.
Далее обратимся к статье 162 Жилищного Кодекса РФ.
В пункте 2 названной статьи указано следующее: По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
- Как видно в тексте нет упоминание о тепле, горячей или холодной воде, отоплении или коммунальном ресурсе.
- Более того, рассматривая правовую модель договора управления многоквартирным домом мы видим что она более чем логична, а именно одна сторона по заданию другой стороны … за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги.
- Весь корень зла сосредоточен в упоминании «предоставлять коммунальные услуги».
- Что означает с правовой точки зрения «предоставлять коммунальные услуги» и какие услуги относятся к коммунальным.
- Как было указано в начале данной статьи, Жилищный Кодекс РФ не содержит определения коммунальной услуги.
Дефиниция коммунальной услуги приведена в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.
2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и понимается следующим образом: «коммунальные услуги» — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- Отдельно обратим внимание на то, что данное Постановление содержит и понятие «коммунальные ресурсы«, под которым понимается — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- Обращает на себя внимание то, что законодатель (по только ему понятным соображением) понимает под коммунальной услугой отдельный элемент исполнения договора поставки ресурса, а именно деятельность по ПЕРЕДАЧЕ!
- Более неудачной конструкции и придумать невозможно!
- Ведь очевидно, что сама конструкция договора поставки предполагает передачу ресурса потребителю и очевидно что никакой деятельности по ПЕРЕДАЧЕ коммунального ресурса, вне договора поставки данного ресурса в природе быть не может, (ХИЩЕНИЕ НЕ В СЧЕТ) потому как эта «деятельность» полностью поглощается обязательным условием предусмотренным договором поставки – поставить ресурс потребителю.
- Можно бесконечно искать причины почему, кто и когда признал поставку ресурса услугой, но более важным является приведение правового регулирования в сфере ЖКХ в соответствие здравому смыслу.
Далее, обратим внимание на еще один занимательный момент. Во втором пункте 354 Постановления, коммунальная услуга и коммунальный ресурс – не тождественные понятия. При этом, весь Жилищный Кодекс РФ просто пестрит таким содержанием – коммунальные услуги (коммунальные ресурсы).., т.е. Жилищный Кодекс РФ отожествляет понятие коммунальной услуги с понятием коммунального ресурса. УЖАС!
Но на этом метаморфозы жилищного законодательства не заканчиваются.
В пункте 5 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ, указано: В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, …, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
А как Вам такая конструкция указанная в пункте 6.2.
статьи 155 Жилищного Кодекса РФ: Управляющая организация, ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения … ЧТО ЗА БРЕД?
- И приведенные случаи далеко не единственные, когда законодатель скачет из стороны в сторону, то отожествляя понятия коммунальной услуги и коммунальных ресурсов, то опять делая их автономными и различными объектами правового регулирования.
- Если в процессе изучения вопроса о том, что понимается под коммунальной услугой в жилищном праве удалось избежать разрыва мозга, то неизбежно напрашивается вывод о том, что положения Жилищного кодекса РФ требуют незамедлительной корректировке.
- В тексте Жилищного Кодекса необходимо исключить любое отожествление понятий «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс».
- Извращенное понятие «коммунальной услуги» – как деятельности по ПЕРЕДАЧЕ «коммунальных ресурсов», должно навсегда быть ИСКЛЮЧЕНО.
В понятие «коммунальной услуги» необходимо включать исключительно то, что в действительности является услугой (оборот ТБО, текущее обслуживание внутридомовых коммуникаций, устранение аварий и повреждений внутридомовых систем и пр.).
Все правовое регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами и предоставлению должно базировать исключительно на принципе, указанном в п.2 ст.162 Жилищного Кодекса РФ одна сторона по заданию другой стороны.
Кроме того, в Жилищный Кодекс РФ необходимо ввести норму, согласно которой управляющие компании, ТСЖ, ТСН, Жилищные кооперативы несут солидарную ответственность по обязательствам собственников помещений в многоквартирных домах, а в случае списания (добровольного или принудительного) со счета управляющей компании (ТСЖ, ТСН и пр.) средств в счет погашения задолженности за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, к ней переходят права требования в соответствующей части.
Отдельно необходимо остановиться на вопросе о приеме коммунальных платежей.
Какую информацию управляющая компания вправе требовать у РСО
С апреля 2018 года нормы ЖК РФ предусматривают прямые договоры между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями (далее-РСО). В свою очередь, у управляющей организации с РСО остаются договоры на поставку коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (далее- КР на СОИ).
Являясь монополистами в своей отрасли, ресурсоснабжающие организации зачастую отказываются от предоставления достоверных данных об индивидуальном потреблении собственников помещений МКД, что делает невозможным проверку начисленных сумм КР на СОИ.
Следует понимать, что такие действия РСО не законны, разберемся в данной статье.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как указано в п.21.
1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.
2012 № 124 ( далее- Правила 124), в случаях, предусмотренных подпунктами «г» — «ж» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг №354, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, определяется по формулам, указанным в данном пункте с учетом данных об индивидуальном потреблении коммунальных ресурсов собственниками помещений МКД.
Поскольку с момента заключения прямого договора РСО становится исполнителем коммунальной услуги, на нее распространяются обязанности, предусмотренные Правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354) в том числе: ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета; прием от потребителей показаний приборов учета; проверка достоверности переданных показаний; осуществление осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги.
Подпунктом «ж» п.
31 Правил №354, предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета ( при наличии прямых договоров на предоставление коммунальных услуг у собственников помещений МКД с ресурсоснабжающей организацией).
Часть собственников помещений МКД по ранее принятым решениям общих собраний оплачивают коммуналку непосредственно в РСО, в связи с чем, управляющие организации, хоть и являются исполнителями коммунальных услуг, с трудом добиваются расшифровки выставленной РСО задолженности.
При этом, как указано в пп.Е1 п.
18 Правил 124, в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются условия об обязательствах ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21.1 настоящих Правил, за исключением случая, если обязательства по сбору такой информации осуществляются исполнителем по соглашению с ресурсоснабжающей организацией. Таким образом, нормы действующего законодательства прямо предусматривают предоставление управляющей компании ресурсоснабжающей организацией полной информации для определения и сверки выставленных объемов потребления коммунального ресурса.
Как правило, в обоснование выставленных по Договору объемов коммунального ресурса на содержание общего имущества РСО предоставляет только счета-фактуры.
В соответствии со статьей 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой. Указанный документ не является первичным учетным документом, подтверждающим хозяйственную операцию.
Кроме того, согласно абз.4 п.
25 Правил 124, в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о его задолженности по оплате коммунального ресурса на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом, а также порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта. Акт сверки расчетов составляется не реже 1 раза в квартал.
Отсутствие договора между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, проблемы и пути решения
В данном научном исследовании рассматривается проблема отсутствия заключенного договора ресурсоснабжения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, а также возможные последствия для указанных предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В представленной научной статье предложены пути решения вышеуказанной проблемы путем внесения изменений в действующее законодательство РФ.
Ключевые слова: ресурсоснабжающая организация, управляющая компания, договор ресурсоснабжения, многоквартирный дом, коммунальные услуги, потребители коммунальных услуг, правила предоставления коммунальных услуг, Жилищный кодекс РФ.
This scientific study addresses the problem of the absence of a concluded resource supply agreement between the management company and the resource-supplying organization, as well as the possible consequences for these enterprises of the housing and utilities sector. In the presented scientific article proposed ways to solve the above problem by amending the current legislation of the Russian Federation.
Keywords: resource supplying organization, management company, resource supply agreement, apartment building, utilities, utility consumers, utilities provision rules, Housing Code of the Russian Federation.
Не для кого не секрет, что законодательство в жилищно-коммунальной сфере имеет огромное значение как для государства, огромной бюрократической машины, так и для простых граждан.
В тоже время комфортное функционирование юридических лиц в этой сфере вызывает множество вопросов, одним из них, которые мы рассмотрим в данной научной статье, является правовые последствия отсутствия договора поставки ресурсов.
Одним из основополагающих документов, регулирующих деятельность являются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» [1] (далее по тексту — Правила № 354), которые при всей своей зарегулированности имеют определенные проблемы при рассмотрении судебных споров, к примеру, споров о взыскании с управляющих компаний, товариществ и кооперативов платы за отпущенные в многоквартирные дома (далее по тексту — МКД) коммунальные ресурсы в отсутствие заключенного письменного договора ресурсоснабжения. Эти проблемы обусловлены, как нам видится, тем, что законодатель прописал достаточно размыто вопрос об определении надлежащего исполнителя коммунальных услуг и как следствие, обоснованность взыскания задолженности с того или иного лица. Головной болью в данной ситуации являются те недобросовестные юридические лица, которые не проявляют стремления заключать с ресурсоснабжающими организациями договора поставки энергоресурсов.
- После вступления Правил № 354 в судебной практике сформировалось два основных подхода к решению возникающих споров.
- Согласно первому подходу организация (вне зависимости от её организацонно-правовой формы, разрешенной жилищным законодательством) управляющая фондом МКД автоматически является исполнителем коммунальных услуг и тем самым на ней лежит обязанности по оплате коммунальных ресурсов.
- Согласно второму же, отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения предполагает, что коммунальные услуги оказывает направляемую ресурсоснабжающая организация, в таком случае управляющая компания не является исполнителем и не обязана оплачивать соответствующие счета [2].
Сложность правильного трактования возникает из-за формулировок п. 14, 15Правил № 354.
В соответствии с указанными Правилами в целях осуществления функций по управлению многоквартирным домом избирается установленном жилищным законодательством РФ порядке управляющая компания, которая начинает предоставлять коммунальные ресурсы жителям МКД с даты, установленной решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей компании или, соответственно, с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей компанией, избранной органами местного самоуправления по результатам проведения открытого конкурса, но не ранее срока начала предоставления услуг по договору ресурсоснабжения.
Следует отметить, что договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня подписания обеими сторонами договора (п. 15 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее по тексту — Правила № 124) [3].
В связи с этим, согласно ст.
161Жилищного кодекса РФ [4] (далее по тексту — ЖК РФ), в случае отсутствия заключённого договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и предприятием, избранным в качестве исполнителем коммунальных услуг жителям многоквартирных домов, последняя не вправе приступать к предоставлению коммунальных ресурсов и не несет ответственность, установленную жилищным законодательством и договором управления многоквартирным домом, а значит, утрачивает статус исполнителя коммунальных услуг. Из этого следует, что указанные положения вышеупомянутых Правил № 354 противоречат жилищному законодательству РФ, а именно п. 7 ст. 155, п. 2, 3, 12 ст. 161ЖК РФ [5].
На практике существует мнение: в случае отсутствия заключенного договора ресурсоснабжения с энергосберегающей организацией управляющая компания не вправе получать от потребителей, находящегося в их управлении многоквартирного дома, денежных средств.
Существует позиция судов, согласно которой при отсутствии договора ресурсоснабжения Правилами № 124 не предусматривают возможность предоставления коммунальных ресурсов управляющей компанией жителям МКД.
В данном случае действия ресурсоснабжающей организации, непосредственно оказывающей коммунальные услуги потребителям — собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и выставляющей счета на оплату указанных услуг, не будут рассматриваться как противоречащие законодательству РФ.
[6] На основании изложенного, можно сделать вывод, что отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения влечет возникновение следующих последствий для исполнителя коммунальных услуг (управляющей копании):
- ‒ управляющая компания теряет возможность быть исполнителем коммунальных услуг;
- ‒ не имеет возможности осуществлять сбор денежных средств с населения (потребителей услуг) и дальнейшего их перечисления в адрес ресурсоснабжающей организации;
- Однако, считаем, что данная позиция выглядит как минимум спорной с практической точки зрения.
Если исходить из того, что жители многоквартирных домов проявили свою волю и выбрали в качестве управления дома управляющую компанию, то соответственно на нее они и возлагают обязанность по всестороннему обслуживанию дома, что в себя и включает поставку энергоресурсов.
Понятно, что договор на поставку энергоресурсов должен быть и это не вызывает сомнение, но прямолинейная позиция согласно которой нет договора — нет управления домом так же порочна. Сфера жилищно-коммунального обслуживания слишком важна для столь топорных умозаключений.
Более адекватной и подлежащей применению считаю позицию судов, согласно которой договор должен быть заключен с момента фактического предоставления ресурсов.
Так Верховный Суд пришел к выводу, что п. 14 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг основывается на носящих специальный характер положениях ч. 12 ст.
161ЖК РФ, согласуется с системой находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений и не может расцениваться как нарушающий установленный решением общего собрания порядок ведения управления управляющей организацией [7]. В п.
8 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг конкретизирует данные правовые нормы: исполнителем коммунальных услуг может быть как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация, а период времени, в течение которого соответствующее лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от них оплаты предоставленных им коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с п. п. 14, 15, 16 и 17 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг. В свою очередь, согласно пп. «б» п. 17этого же документа ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления, но не наступили события, указанные в п. п. 14 и 15 новых Правил предоставления коммунальных услуг, со дня возникновения права собственности на помещения. Одновременно с даты начала предоставления коммунальных услуг исполнителем, обозначенной в п. п. 14, 15, 16 и 17, считается заключенным путем совершения потребителем конклюдентных действий договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 10 данных Правил) [8].
Схожая в чем-то позиция нашла отражение и в информационном письме Высшего Арбитражного суда РФ. Согласно п. 2 указанного акта [9] если потребитель отказывается от заключения договора, а фактически пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т. п.
), которые предоставляет обязанная сторона, в таком случае фактическое пользование ресурсами расценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, поставляющей соответствующие услуги (п. 3 ст.
438ГК РФ) [10], следовательно, такие взаимоотношения считаются договорными.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрено, что организации, осуществляющие функции по управлению многоквартирными домом, являются ответственными за поставку ресурсов жителем МКД и не вправе отказываться от заключения договоров ресурсоснабжения (ст. 161 ЖК РФ).
Так как же лучше всего разрешить данную проблему? На наш взгляд, идеальным вариантом могло бы стать внесение изменений в действующее законодательством РФ, а именно в Правила № 354, согласно которым в случае избрания жильцами и собственниками помещений в МКД способа управления по средствам управляющей компанией или ТСЖ, то у таких организаций по истечении 3 месяцев со дня проведения общего собрания жильцов автоматически должен заключаться договор с ресурсоснабжающей организацией, если за это время они не предоставили поставщику ресурсов заявления на отказ от поставки и документов, подтверждающий возможность поставки ресурсов потребителям — физическим лицам альтернативным путем.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // СПС «Консультант Плюс». 2017.
- Максимова Н. Н. Вопрос-ответ // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 7. С. 19–21; Козырева С. Н. Исполнитель коммунальных услуг- без договора с РСО? // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 3. С. 46–51.
- Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 (в ред. от 01.06.2017) «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» // СПС «Консультант Плюс». 2017.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». 2014.
- Разин Р. А. Практика заключения договора ресурсоснабжения // Юрист. 2015. N 5. С. 30–35.
- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 ноября 2013 г. по делу № А26–536/2013; Постановление ФАС Поволжского округа от 6 мая 2014 г. по делу № А12–19023/2013 // СПС «Консультант Плюс». 2017.
- Решение Верховного Суда РФ от 13 января 2014 г. № АКПИ13–1116 Об отказе в признании частично не действующим пункта 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 // СПС «Консультант Плюс». 2017.
- Козырева С. Н. Исполнитель коммунальных услуг — без договора с РСО? // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 3. С. 46–51.
- Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» // СПС «Консультант Плюс». 2017.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // СПС «Консультант Плюс». 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): ресурсоснабжающая организация, управляющая компания, услуга, РФ, заключенный договор ресурсоснабжения, многоквартирный дом, Правило, договор ресурсоснабжения, жилищное законодательство, Правило предоставления.