В новом видео онлайн-журнала «Школа ЖКХ» эксперт Ассоциации «Р1» Павел Кузнецов разобрал ситуации из судебной практики, когда орган ГЖН отказывал управляющим организациям во внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ. Узнайте, на каких основаниях ведомство это делало.
Почему ВС РФ не разрешил лишать лицензий УО без домов в управлении
Орган ГЖН вносит изменения в реестр лицензий субъекта РФ на основании приказа № 938/пр
Судебные споры органа Госжилнадзора и управляющих организаций из-за отказа ведомства внести изменения в региональный реестр лицензий нередки, и иногда УО удаётся отстоять свою позицию. Эксперт Ассоциации «Р1» Павел Кузнецов в новом выпуске онлайн-журнала «Школа ЖКХ» рассказал о том, почему могут возникнуть такие ситуации и как управляющим домами оспорить такие действия ведомства:
Смотрите видео на YouTube-канале Ассоциации «Р1» ➡️
Для управления многоквартирными домами организации, если это не ТСЖ или кооператив, необходима лицензия (ч. 1.3 ст. 161, ч. 3 ст. 200 ЖК РФ). Реестр лицензий субъекта РФ ведёт орган Госжилнадзора на основании «Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ», утверждённого приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 № 938/пр.
Организация вправе начать управлять МКД только после того, как этот дом будет внесён в реестр лицензий (ч. 9 ст. 161 ЖК РФ). Как отметил эксперт, существуют два способа включить дом в реестр. Образно он назвал их «цивилизованным» и «нецивилизованным».
В первом случае бывшая УО подаёт в ГЖИ заявление на исключение дома из её лицензии, а новая компания, с которой собственники заключили договор управления, со своей стороны направляет в ведомство заявление на включение МКД в реестр (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ). Орган Госжилнадзора принимает решение по этим обращениям в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов.
В чём заключается «нецивилизованный» подход к внесению изменений в реестр лицензий и как происходит эта процедура, узнайте из выпуска онлайн-журнала.
Как обновились порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий
Гжи может отказать внести изменения в реестр лицензий из-за замечаний к протоколу осс или отсутствия копии договора управления
Павел Кузнецов в новом видео «Школы ЖКХ» подробно остановился на основаниях, из-за которых орган ГЖН может принять решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий. Среди них:
- Замечания ГЖИ к протоколам общих собраний.
У жилищной инспекции есть полномочия по проверке отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников (пп. «е» п. 5 приказа № 938/пр). Но при этом ничтожность не равняется оспоримости. В соответствии со ст. 181.5 ГК РФ, решение ОСС ничтожно в том случае, если оно принято:
- по вопросу, не включённому в повестку дня;
- при отсутствии необходимого кворума;
- по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
- вопреки основам правопорядка или нравственности.
Во всех остальных случаях решение общего собрания собственников является обязательным к исполнению, в том числе органом ГЖН (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ). Ведомство не может отказать УО во внесении изменений в реестр лицензий из-за нарушений, допущенных при принятии собственниками помещений решений на ОСС, если такие решения не оспорены в суде (решение АС Московской области по делу № А41-10362/2020).
Как внести изменения в реестр лицензий Свердловской области? — Новости — Пресс-центр — Главная — Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Официальный сайт
30 декабря 2020
Как внести изменения в реестр лицензий Свердловской области?
.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий Свердловской области установлены статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.
2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее – приказ № 938/пр). С 20.12.
2020 в приказ № 938/пр внесены изменения, о которых Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области размещал информационное сообщение.
Изменения в реестр лицензий Свердловской области вносятся на основании:
- заявления на внесение изменений в реестр лицензий Свердловской области (рекомендуемую форму которого Вы можете скачать здесь );
- уведомления о начале / прекращении управления многоквартирным домом (рекомендуемую форму которого Вы можете скачать здесь ).
Указанные заявления и уведомления подаются в Департамент одним из следующих способов:
- преимущественно посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства путем формирования в адрес Департамента обращения с темой «Внесение изменений в реестр лицензий Свердловской области» или «Уведомление о начале / прекращении управления многоквартирным домом». К обращению прилагаются скан-образ заявления / уведомления и прилагаемые к нему документы;
- нарочно.
Департамент рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации в Департаменте. По результатам рассмотрения заявления / уведомления принимается одно из следующих решений:
-
о внесении изменений в реестр;
-
об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
-
о приостановлении рассмотрения заявления.
- Исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов и приостановления рассмотрения заявления регламентирован приказом № 938/пр и расширительному толкованию не подлежит.
- О любом решении заявитель уведомляется Департаментом в день принятия решения с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
- При принятии решения о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области Департамент вносит изменения в реестр лицензий Свердловской области в следующем порядке:
а) в случаях, определенных частями 4, 13, 14, 17 статьи 161, частями 3.1, 5 — 5.
4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, — со следующего дня после дня принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного открытым конкурсом по отбору управляющей организации, договором управления многоквартирным домом с застройщиком, решением органа местного самоуправления;
- б) в случае принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления многоквартирным домом и иных случаях, не указанных выше, — с первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного договором управления многоквартирным домом, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решением общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
- После устранения лицензиатом нарушений условий, установленных подпунктами «а», «г» пункта 5 приказа № 938/пр, послуживших основаниями отказа во внесении изменений, повторное обращение лицензиата с заявлением о внесении изменений в реестр осуществляется в общем порядке.
- В случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок рассмотрения заявления / уведомления продлевается не более чем на 30 рабочих дней.
- С актуальной информацией о поданных в адрес Департамента заявлениях о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области и принятых Департаментом решениях Вы можете ознакомиться на сайте Департамента в разделе «Лицензирование и лицензионный контроль» , обратившись к Реестру заявлений о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области на соответствующую дату.
- Назад к списку
Есть ли коррупция в ГЖИ Московской области?
Собственники одного из домов в подмосковных Химках из ответа Госжилинспекции Московской области с удивлением узнали, что их дом находится под управлением химкинского МУП «Жилищник г.о.
Химки» на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В письме ГЖИ утверждала, что документы собрания проверены, признаны соответствующими закону и на этом основании в реестр лицензий Московской области внесена запись об управлении домом МУП «Жилищник г.о. Химки».
В ходе судебного процесса о признании недействительным решения собрания ГЖИ на запрос суда ответила, что документы, на основании которых она внесла Жилищник в реестр лицензий, у нее отсутствуют. Оказывается, Жилищник написал в ГЖИ письмо, в котором сообщил, что заявил о внесении изменений в реестр по ошибке. И ГЖИ отдала документы обратно.
Представитель Жилищника предпочел в суд не приходить, а на запрос суда ответил, что Жилищник не может предоставить протокол собрания с приложениями, так как по данным системы документооборота эти документы в Жилищник не поступали.
Таким образом, из представленных в суд документов следует, что МУП «Жилищник г.о. Химки» передало в ГЖИ документы собрания с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий. ГЖИ проверила эти документы. сочла процедуру собрания полностью соответствующей закону и внесла изменения в реестр лицензий.
Значит, в ГЖИ был представлен протокол, решения собственников, документы об их уведомлении о собрании и др. После этого Жилищник обратился в ГЖИ с просьбой вернуть документы собрания, которые ГЖИ возвратила, не оставив себе даже копии протокола. При этом Жилищник наличие этих документов у себя отрицает.
Я сообщил суду, что частью 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что подлинники документов собраний (протоколы, решения собственников и пр.) хранятся в Госжилиниспекции. Возможность возврата этих документов из ГЖИ законом не предусмотрена.
Задача ГЖИ – быть независимым хранителем документов, исключая возможность их утраты и внесения в них последующих изменений, и надзирать за соблюдением порядка проведения собраний. Совершенно непонятно, как ГЖИ внесла сведения об управлении МУП «Жилищник г.о. Химки» в реестр лицензий на основании документов, которых никто не видел.
Непредставление документов по запросам суда – это попытка скрыть преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса РФ (подделка документов).
Так как в ходе рассмотрения дела доказательств проведения общего собрания добыть не удалось, иск о признании недействительным решения собрания, судья, естественно, удовлетворила. Также судья обещала направить сообщение в следственные органы по выявленным в ходе процесса фактам.
Позавчера, кстати, Московский областной суд оставил в силе другое решение Химкинского городского суда о признании недействительным решения собрания собственников о выборе в этом же доме другой муниципальной УК – МП «ДЕЗ ЖКУ» (предшественник МУП «Жилищник г.о. Химки», сейчас находится в банкротстве из-за миллиардного долга перед ресурсниками).
Судья Мособлсуда обратил внимание на поведение ГЖИ, которая подачей необоснованной жалобы затянула на полгода вступление в законную силу решения суда, и сказал, что если еще раз встретит дело, где ГЖИ вместо защиты жилищных прав граждан защищает интересы отдельных УК, то вынесет частное определение с просьбой к Прокуратуре Московской области проверить ГЖИ и возбудить уголовные дела в отношении отдельных сотрудников.
Полезная статья? Поделитесь в соцсетях!
Нужна юридическая помощь? Звоните +7(985)477-69-70
Заявления о внесении изменений в реестр лицензий
- Заключение договора управления на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД
- Заключение договора управления на основании решения единственного собственника всех помещений в МКД
- Заключение договора управления с застройщиком
- Заключение договора управления многоквартирным домом с ТСЖ, ЖК
- Заключение договора управления многоквартирным домом на основании открытого конкурса
- Назначение УК для временного управления
- Внесение изменений в реестр в связи с решением суда
- Прекращение договора управления многоквартирным домом в связи с истечением срока действия
- Заявление от имени ТСЖ о прекращении договора управления в связи с выбором собственниками способа управления МКД – ТСЖ
- Заявление от имени лицензиата о прекращении управления МКД в связи с принятием собственниками помещений МКД решения о выборе иной УК
Порядок направления заявлений о внесении изменений в реестр лицензий в главное управление:
Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее — орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 — 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, — уведомления
- о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом. Указанные заявление, уведомление или сведения, должны содержать следующую информацию:
- а) адрес многоквартирного дома;
- б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом;
- в) реквизиты договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, в том числе определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации, или единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, или заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также сведения о размещении в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) электронного образа договора управления многоквартирным домом либо договора управления многоквартирным домом, заключенного в электронной форме, в том числе с использованием системы; сведения о размещении в системе электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом, в случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме;
- г) реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, а в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии — номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее — лицензия);
- е) данные о реорганизации лицензиата в случаях:
- — реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами);
- — реорганизации лицензиата в форме преобразования;
- — реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности;
- ж) сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений
- в многоквартирном доме по вопросу выбора, изменения способа управления многоквартирным домом, принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления многоквартирным домом, в орган государственного жилищного надзора;
- з) сведения о размещении в системе электронного образа протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления управляющей организацией договора управления многоквартирным домом
- в результате проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- и) опись приложенных к заявлению документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов.
- К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом прилагаются следующие документы:
- а) в случае внесения изменений в реестр в связи с заключением управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации:
- — копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
- б) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с определением управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации:
— копия решения органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации — г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и г. Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное, об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом;
- в) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с вступившим в законную силу решения суда о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом в соответствии с частью 3.1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации:
- — копия вступившего в законную силу решения суда о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом и (или) решения общего собрания собственников помещений
- в многоквартирном доме о расторжении договора управления многоквартирным домом;
- г) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом:
- — сведения о размещении копии протокола(-ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе или изменении способа управления многоквартирным домом, об утверждении устава товарищества собственников жилья, об утверждении устава жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в системе или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанным вопросам в орган государственного жилищного надзора;
- — копия устава товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- — сведения о размещении копии протокола общего собрания собственников помещений или членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о заключении договора управления многоквартирным домом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному вопросу в орган государственного жилищного надзора;
- д) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с выбором способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом:
- — сведения о размещении копии протокола(-ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе или изменении способа управления многоквартирным домом, об утверждении устава товарищества собственников жилья, об утверждении устава жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в системе или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанным вопросам в орган государственного жилищного надзора;
- — сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о дате начала управления многоквартирным домом в системе;
- — копия устава товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- е) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с расторжением товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией:
- — сведения о размещении копии протокола общего собрания собственников помещений или членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о расторжении договора управления многоквартирным домом в системе;
- — копия направленного уведомления о расторжении договора управления многоквартирным домом или копия вступившего в законную силу соответствующего решения суда или копия заключенного соглашения о расторжении договора управления многоквартирным домом;
- ж) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с расторжением по инициативе управляющей организацией в одностороннем порядке договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений в многоквартирном доме:
- — копия заявления о прекращении договора управления многоквартирным домом и сведения о способе и сроке его передачи собственникам помещений в многоквартирном доме;
- з) в случае реорганизации в форме присоединения к управляющей организации юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее — присоединяемые лица):
- — копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;
- — копии решений общих собраний участников (акционеров) управляющей организации и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации
- в форме присоединения;
- — копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и управляющей организацией;
- и) в случае реорганизации в форме преобразования управляющей организации:
- — копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования;
- — копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;
- к) в случае реорганизации в форме слияния управляющих организаций (далее — реорганизованные юридические лица):
- — копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния;
- — копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния;
- — копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния;
- — справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником.
- Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным лицом заявителя за исключением случаев направления таких сведений в форме электронных документов (пакета электронных документов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, или посредством информационной системы, использующей функции Единой системы идентификации
- и аутентификации пользователя (ЕСИА).
- Заявление предоставляется непосредственно в Главное управление либо директором организации, либо доверенным лицом (с надлежаще оформленной доверенностью), при себе иметь паспорт:
по адресу г. Челябинск, ул. Энгельса, д. 43, каб. 301 (Приёмная)
с ПН по ЧТ с 8:30 до 17:30 часов, ПТ с 8:30 до 16:15 часов, перерыв с 12:00 до 12:45 часов.
Заявление необходимо оформлять по каждому дому.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
19 мая, 2015 [04:56] Дата изменения: 24 декабря, 2020 [11:00]
7 важных изменений в Приказ Минстроя №938: что нового во внесении изменений в реестр лицензий – Новости ЖКХ
Новый многоквартирный дом, не требующий особого ухода и больших вложений, – лакомый кусок для управляющих компаний. Поэтому УК пытаются отобрать у конкурентов такие МКД разными путями, в том числе нечестными. Липовые протоколы собраний, поддельные подписи жильцов, незаконные договоры управления – в ход идут разные способы.
Однако уже давно существуют инструменты, позволяющие пресекать нарушения интересов жильцов: такие как ГИС ЖКХ, реестр лицензий на управление МКД, ЕГРЮЛ, официально утвержденный порядок проведения собраний жильцов и оформления протоколов таких собраний, которые являются юридически значимыми документами.
На всех этапах оформления управления МКД за соблюдением прав владельцев квартир следит Госжилинспекция. Госорган принимает решение о включении сведений об управлении МКД в реестр лицензий либо принимает отрицательное решение. Рассмотрим, в каких случаях возможен второй вариант.
Госжилинспекция Ростовской области отказала ООО «Управляющая во внесении сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий. УК, чтобы оспорить решение, обратилась с иском в арбитражный суд. Общество также потребовало обязать инспекцию внести в реестр лицензий сведения о МКД.
В январе 2021 года собственники жилого дома выбрали в качестве управляющей , закрепив свое решение в протоколе собрания. Через месяц УК заключила договор управления с жильцами и разместила сведения о доме на сайте ГИС ЖКХ.
О заключении договора была уведомлена предыдущая УК – ООО «Уют». Новая управляющая компания направила заявление в Госжилинспекцию, чтобы внести изменения в региональный реестр лицензий – информацию об управлении МКД. Однако ведомство отказало юрлицу в услуге.
Такое решение вызвано несколькими причинами:
Нарушен порядок внесения изменений в реестр лицензий, принятый приказом Минстроя РФ № 938/пр от 25.12.2015;
- Срок расторжения договора жильцов дома с ООО «Уют» не истек;
- Истцом в ГИС ЖКХ не внесены данные по спорному дому;
- В решении собрания жильцов отсутствовал кворум, он составил меньше половины от общего количества собственников.
Отказ во внесении сведений в реестр лицензий стал поводом для обращения УК в арбитражный суд.
Государственный жилищный надзор
Понятие «государственный жилищный надзор» определяется частью 1 статьи 20 ЖК РФ. Указанной нормой установлено, что функции органов Госжилнадзора именно надзорные.
Причем, надзор может осуществляться в отношении не только управляющих организаций (далее – УО), ТСЖ и ЖСК, но и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц.
А перечень требований, за исполнением которых надзирают органы ГЖН, довольно обширный.
К сожалению, на практике ГЖИ субъектов РФ чаще всего контролируют соблюдение только узкого перечня требований и осуществляют надзор только в отношении УО и ТСЖ/ЖСК. И, как многие другие надзорные органы, «страдают» избирательностью своей деятельности: в отношении одних субъектов рьяно «роют землю» в поисках нарушений, в отношении других – ни при каких условиях «не усматривают нарушений».
Например, ГЖИ имеет право обратиться в суд с иском «о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме» (часть 6 статьи 20 ЖК РФ).
Однако, несмотря на то, что довольно часто в ГЖИ поступают заявления о фальсификации протоколов общих собраний, а некоторые протоколы являются очевидно недостоверными, в подавляющем числе случаев ГЖИ не спешит их оспаривать в суде, сообщая заявителям о наличии права оспаривания у самих заявителей.
При этом оспариваемый протокол ГЖИ берет в работу и на его основании вносит изменения в реестр лицензий.
Одновременно с нежеланием действовать в одних случаях, ГЖИ зачастую активно ищут нарушения в других.
Например, если речь идет о нарушениях управляющей организацией, за которые на эту организацию можно наложить штраф, органы Госжилнадзора нередко проявляют завидное рвение в поисках нарушений.
Разрешение вопроса, продиктовано ли это рвение желанием пополнить бюджет или желанием нанести финансовый ущерб проверяемому лицу, оставим на усмотрение читателей.
Насколько реально привлечь ГЖИ к ответственности за неправомерные действия или бездействие, порассуждаем в последующих публикациях, в настоящей статье сконцентрируемся на некоторых обстоятельствах, позволяющих ГЖИ злоупотреблять своими полномочиями.
Итак, государственный орган, осуществляющий надзор, может серьезно «попортить крови» поднадзорным субъектам.
Дополнительно стоит отметить, что спецификой работы ГЖИ является то, что эти органы помимо жилищного надзора занимаются еще одним видом деятельности – в соответствии со статьей 192 ЖК РФ именно эти органы являются лицензирующими, осуществляют лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и лицензионный контроль.
В том числе, одним из полномочий органов Госжилнадзора является внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ.
И такие полномочия, с учетом последствий внесения/невнесения изменений в реестры лицензий, позволяют органам ГЖИ не только осуществлять жилищный надзор и лицензионный контроль, но и прямо вмешиваться в жилищные отношения между управляющими организациями (осуществляющими управление МКД на основании лицензии) и потребителями жилищно-коммунальных услуг, принимая решения, определяющие, кто и в какой период имеет право управлять тем или иным МКД.
Реестр лицензий
Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ с 1 сентября 2014 года в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) введен Раздел X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».
- В числе прочего в ЖК РФ введено понятие «Реестр лицензий субъекта РФ» и установлено, что указанный реестр «должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат» (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
- Необходимо отметить, что изначально предполагалось, что реестры лицензий служат цели информирования неопределенного круга лиц о том, какая организация управляет тем или иным домом.
- При этом частью 4 статьи 198 ЖК РФ было установлено, что при «внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса».
В свою очередь, частью 7 статьи 162 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания».
То есть, жилищным законодательством было определено, что обязанность по управлению МКД возникала у управляющей организации с того момента, который установлен договором управления, а в случае, если договором такой момент не установлен, то не позднее 30 дней с момента подписания такого договора (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).
Однако, право УО управлять МКД могло возникнуть с этой же даты только при условии внесения в реестр лицензий сведений об этом МКД как о доме, управляемом соответствующей УО (часть 4 статьи 198 ЖК РФ)
Разумеется, таким образом возникло некоторое ограничение. Теперь управляющие организации прежде, чем начать управление многоквартирным домом, должны были направить сведения о заключении договора управления с собственниками помещений такого дома.
Немаловажно отметить, что в соответствии с частями 2-3 статьи 198 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено: «2.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. 3. В течение трех дней со дня получения указанных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».
То есть, если в договоре управления не указывался срок начала действия договора, то в течение 30-дневного срока, предусмотренного для начала управления МКД, управляющая организация вполне успевала направить уведомление в орган ГЖН, который также успевал внести изменения в реестр. Если же в договоре указывалась дата начала управления МКД, необходимо было определить указанную дату с учетом срока направления уведомления и срока внесения изменений в реестр. В принципе, установленные ограничения не были так уж существенны.