Настоящая статья входит в цикл публикаций АКАТО, посвященных развенчанию мифов жилищной сферы.
Мифы и лжетеории о различных аспектах жилищных отношений, по мнению специалистов АКАТО, являются губительными для ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг.
Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), но и специалисты жилищной сферы могут найти в них что-то полезное.
Кроме того, публикации цикла «Мифы ЖКХ» могут распространяться от лица исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) среди потребителей таких услуг, что будет способствовать более глубокому пониманию потребителями сути процессов в ЖКХ и развитию конструктивного взаимодействия между исполнителями и потребителями ЖКУ. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >
**************************************************
В настоящей статье рассмотрен миф об установлении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и органами местного самоуправления.
Суть лжетеории
Поскольку общеизвестно, что потребители коммунальных услуг (далее – КУ) не наделены правом устанавливать тарифы на КУ и нормативы их потребления, при этом оплата таких услуг осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ), делается вывод, что тарифы и нормативы потребления КУ устанавливаются именно исполнителями коммунальных услуг. Более «продвинутые» граждане зачастую утверждают, что тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления.
Несмотря на довольное широкое распространение приведенных мнений, их сторонники свои выводы, собственно, ничем не подтверждают.
Чаще всего аргументация строится по простой логике – кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг.
Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку администрация активно занимается вопросами ЖКХ (как минимум – часто затрагивает эту тему в СМИ и на различных мероприятиях), то именно администрация и определяет стоимость услуг.
Какова ситуация на самом деле?
С учетом отсутствия внятной аргументации сторонников лжетеории представляется правильным говорить не об опровержении теории, а о разъяснении порядка утверждения тарифов и нормативов.
Для всестороннего понимания ситуации разъясним не только порядок утверждения тарифов и нормативов на коммунальные услуги (с указанием лиц, обладающих полномочиями по такому утверждению), но и схему предоставления коммунальных услуг и их оплаты в целом.
Итак, сначала необходимо определиться, какие же услуги оказывают жильцам ИКУ, к которым относятся управляющие организации (УО), ТСЖ и ЖСК. Эти услуги можно разделить на две группы:
1. Содержание жилья;
2. Коммунальные услуги.
В состав содержания жилья входят услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). Необходимо отметить, что размер платы за содержание зависит от площади помещения, которым владеет плательщик. В рамках настоящей статьи вопросы содержания жилья не рассматриваются.
Виды коммунальных услуг, предоставляемых потребителям определены пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354):
— Холодное водоснабжение;
— Горячее водоснабжение;
— Водоотведение;
— Электроснабжение;
— Газоснабжение;
- — Отопление.
- Именно о тарифах на указанные коммунальные услуги и о нормативах их потребления пойдет речь в данной статье.
Кто предоставляет коммунальную услугу?
Коммунальные услуги предоставляет исполнитель коммунальных услуг. Лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее – МКД). В соответствии с пунктом 9 Правил 354, такими лицами могут быть УО, ТСЖ, ЖСК и в отдельных случаях ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).
Обязательства потребителя по оплате потребленной коммунальной услуги возникают именно перед исполнителем услуги, поскольку договор предоставления коммунальной услуги заключается между потребителем и исполнителем. В случае управления домом управляющей организацией положения о порядке предоставления коммунальных услуг включаются в договор управления.
Схема предоставления коммунальной услуги
Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить схему предоставления коммунальной услуги.
Как уже сказано выше, исполнитель оказывает потребителям коммунальную услугу. При этом пункт 13 Правил 354 устанавливает: «13.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом … посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям… Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».
Часть 12 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «12.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения … договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)…».
Таким образом, ИКУ в силу закона обязан заключить договор с РСО, по которому приобретает коммунальные ресурсы. Указанные коммунальные ресурсы ИКУ предоставляет потребителям.
Именно этот процесс и называется коммунальной услугой (абзац 9 пункта 2 Правил 354 устанавливает: «»коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»).
В целом получается следующая схема: ИКУ приобретает у РСО коммунальный ресурс и поставляет указанный коммунальный ресурс потребителю, тем самым предоставляя коммунальную услугу.
Оплата коммунального ресурса осуществляется, соответственно, в обратном порядке: потребители оплачивают коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг, а ИКУ покупает у РСО коммунальный ресурс.
Здесь необходимо отметить, что по решению общего собрания собственников помещений МКД оплата коммунальных услуг может производиться напрямую в РСО (это важный момент, чуть ниже мы о нем вспомним).
Из представленной схемы следует, что в части предоставления коммунальных услуг ИКУ является фактически посредником между РСО и потребителями коммунальных услуг. И тут же возникает вопрос – а сколько стоит такая «посредническая деятельность», сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах? Для ответа на этот вопрос продолжим наше исследование.
Как определяется стоимость коммунальной услуги?
Порядок расчета стоимости коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, установлен Правительством РФ. В соответствии с приведенной нормой Правительством РФ принято постановление от 06.05.2011 N354 (в этой статье обозначенное Правила 354).
Правила 354 содержат множество формул, но вся их суть сводится к тому, что стоимость коммунальной услуги определяется как произведение тарифа на коммунальную услугу и потребленного объема услуги.
При этом объем услуги может быть определен либо по приборам учета, либо по нормативам потребления (в случае отсутствия приборов учета). Дополнительно может быть применен повышающий коэффициент, но в рамках этой статьи данный вопрос не рассматривается, более важной целью публикации являются разъяснения размера тарифов на коммунальные услуги.
Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?
Пункт 38 Правил 354 устанавливает «38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)».
Во избежание разночтений необходимо особо обратить внимание, что приведенная норма ссылается на тарифы, «установленные ресурсоснабжающей организацИИ» (то есть – установленные для ресурсоснабжающей организации), но никак не «установленные ресурсоснабжающей организацИЕЙ» (у РСО нет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы).
Таким образом, при расчете стоимости коммунальной услуги применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.
При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ: «2. Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».
Можно сказать, что уже одна эта приведенная норма опровергает мнение о том, что исполнители коммунальных услуг или ресурсоснабжающие организации утверждают тарифы на КУ, однако для полноты картины рассмотрим еще несколько аспектов.
Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг?
Очевидно, что для потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета коммунальных ресурсов, существенную роль играют не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг. Некоторые потребители высказывают мнение, что не только тарифы на КУ, но и нормативы потребления таких услуг якобы устанавливаются решением исполнителей коммунальных услуг.
В опровержение озвученного ошибочного мнения процитируем часть 1 статьи 157 ЖК РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг…, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…».
Таким образом, именно органы государственной власти субъектов РФ утверждают не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг.
Схема финансовых потоков
Как ранее указывалось, у потребителя услуги возникает обязанность по оплате коммунальной услуги в пользу исполнителя коммунальной услуги.
При этом для целей оказания коммунальной услуги исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс, тариф на который равен тарифу на коммунальную услугу. При этом объем потребления коммунальной услуге равен объему потребления коммунального ресурса.
Таким образом, стоимость коммунальной услуги (рассчитанная как произведение тарифа на объем) равна стоимости коммунального ресурса (так же рассчитанной как произведение тарифа на объем).
Из сказанного следует, что размер обязательств потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг равен размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО. Таким образом, мы получаем ответ на ранее поставленный вопрос «сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах?». Исходя из равенства обязательств по оплате коммунальных услуг и по оплате коммунальных ресурсов исполнитель все средства, полученные от потребителей в качестве оплаты коммунальных услуг, обязан оплатить в РСО за коммунальные ресурсы. То есть, никакого «остатка», никакой «маржи», никакой «прибыли» непосредственно от процесса предоставления коммунальных услуг исполнители (УО, ТСЖ, ЖСК) не получают!
Дополнительным доказательством того, что ИКУ не имеет права присваивать некую часть стоимости коммунальных услуг себе, является установленное законодательством право собственников помещений МКД производить оплату коммунальных услуг непосредственно в РСО (о такой возможности ранее упоминалось в настоящей публикации). При этом оплата в РСО производится в том же объеме, в котором она производилась бы в УО, ТСЖ, ЖСК, никакого «агентского вознаграждения» с этой суммы исполнителю не выплачивается
Важно понимать, что правоотношения между ИКУ и РСО урегулированы договором ресурсоснабжения, а отношения между ИКУ и потребителями урегулированы договором предоставления коммунальных услуг (либо договором управления). И поскольку это два различных вида правоотношений, неисполнение одного из указанных договоров не влечет за собой уменьшения обязанностей по исполнению другого договора. И в случае, если потребители не оплатили (или оплатили не в полном объеме) потребленные коммунальные услуги, обязанность ИКУ оплатить весь объем коммунального ресурса, поставленного в МКД, никто не снимает. А поскольку очевидно, что получить от жильцов 100% стоимости потребленных услуг невозможно (ни в добровольном, ни в принудительном порядке), то практически все 100% УО, ТСЖ, ЖСК в России являются должниками перед РСО
Интересы исполнителей коммунальных услуг
Как следует из всего сказанного, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует финансовая заинтересованность в повышении тарифов на коммунальные ресурсы (они же – тарифы на коммунальные услуги), более того – УО, ТСЖ, ЖСК заинтересованы в снижении стоимости таких услуг по ряду причин:
1.
УО, ТСЖ, ЖСК не получают прибыли из стоимости коммунальных услуг;
2. Оплата коммунальных услуг поступает на расчетный счет УО и при некоторых системах налогообложения указанная сумма облагается налогом, независимо от того, что она в полном объеме выплачивается в пользу РСО;
3.
Чем большие суммы поступают в кассы и/или на расчетные счета УО, ТСЖ, ЖСК, тем больше ИКУ несет расходов на администрирование платежей (стоимость банковских переводов, комиссии за зачисление средств на расчетный счет, оплата инкассации и т.д.);
4.
Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем более напряженные отношения складываются между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, несмотря на то, что исполнители не обладают полномочиями по утверждению тарифов и нормативов потребления КУ;
5.
Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем большая задолженность возникает у ИКУ перед РСО вследствие невозможности сбора с потребителей 100% стоимости потребленных коммунальных услуг;
6. Сами работники ИКУ являются потребителями жилищно-коммунальных услуг и, как и все прочие потребители, просто по-человечески заинтересованы в уменьшении своей квартплаты.
- Таким образом, необходимо отметить, что УО, ТСЖ, ЖСК не только не имеют полномочий по утверждению тарифов на коммунальные услуги, но и заинтересованы в уменьшении таких тарифов!
- Для понимания, откуда же ИКУ может получить прибыль, если деятельность по предоставлению коммунальных услуг не только не приносит дохода, но и является фактически убыточной, необходимо заметить, что прибыль ИКУ складывается исключительно из прибыли от деятельности по содержанию жилья (управление МКД, содержание и ремонт общего имущества), но никак не от предоставления коммунальных услуг.
Выводы
Мнение о том, что именно исполнители коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) утверждают тарифы на коммунальные услуги и/или нормативы их потребления, ведет исключительно к росту напряженности в отношениях между потребителями и ИКУ, к увеличению необоснованных обращений как к самим ИКУ, так и в надзорные инстанции. Помимо необоснованного увеличения нагрузки на ИКУ, прокуратуру, органы госжилнадзора, последствиями широкого распространения рассмотренного в данной публикации ошибочного мнения является увеличение неплатежей потребителей коммунальных услуг (в том числе – «протестных») и рост социальной напряженности.
На самом деле, как доказано в настоящей статье, тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, а исполнители коммунальных услуг (за исключением случаев, когда такими исполнителями являются РСО) абсолютно не заинтересованы в повышении тарифов на КУ.
Коммунальные услуги: какие есть и что в них входит
В коммунальные услуги входит передача коммунальных ресурсов потребителям в жилых и нежилых помещениях, в том числе на земельных участках.
Вероника Нецова
оплачивает ЖКУ
Коммунальные ресурсы — это холодная и горячая вода, электричество и отопление, тепловая энергия, газ, твердое топливо для печного отопления, если оно есть. Еще в перечень коммунальных услуг входит отведение сточных вод и вывоз мусора.
Рассказываем подробно про коммунальные услуги.
Что вы узнаете
Есть два документа, которые регулируют правила предоставления и оплаты КУ:
Коммунальные и жилищные услуги — не одно и то же. Важно помнить, что в коммунальные услуги входит передача ресурсов. В жилищные услуги входит управление многоквартирным домом, а также содержание и ремонт общего имущества жильцов.
- Платежи за коммунальные услуги можно вносить управляющей компании или ТСЖ, а можно напрямую поставщику.
- Исполнитель КУ — это организация, которая предоставляет их потребителям.
- В жилом доме исполнителем еще может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.
- Исполнитель обязан:
- Предоставлять потребителям коммунальные услуги, которые входят в договор, круглосуточно и в полном объеме.
- Заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку ресурсов.
- Обслуживать инженерные системы.
- Ежемесячно снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета — воды, газа, электричества — потребителей. Учитывать показания для расчета размера платы пользователей.
- Рассчитывать размер платы и производить перерасчет, если нужно.
- Принимать жалобы от жильцов и сообщать им об авариях и работах, которые могут помешать подаче КУ.
- Исполнителями в одном доме могут быть сразу несколько организаций: управляющая компания и поставщики ресурсов.
- Граждане и организации обязаны оплачивать КУ за помещение, которое они занимают.
- У потребителя может быть одна коммунальная услуга или несколько, но не обязательно все, которые входят в перечень.
- Собственники жилых помещений напрямую договор не заключают — этот вопрос входит в полномочия управляющей организации.
Утвержденной формы квитанции нет, но есть примерная форма платежного документа. Квитанцию формирует управляющая организация. В ней есть список коммунальных и жилищных услуг, указано, что входит в прочие услуги, если они есть.
Квитанция на оплату коммунальных услуг состоит из нескольких разделов:
- Данные о плательщике и исполнителе.
- Расчет размера платы за жилищные, коммунальные и прочие услуги.
- Справочные данные — сюда входят показания общих приборов учета и общий объем потребления КУ многоквартирным домом.
Еще в квитанции пишут тарифы, объем потребления и цены за каждый вид ресурса. Если есть данные о задолженности, переплате и перерасчете, их тоже указывают.
- Квитанция на оплату жилищных, коммунальных и прочих услуг в многоквартирном доме от УК
- Счет формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.
- Если прибора учета нет, размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по другой формуле: количество проживающих в квартире или доме умножается на норматив потребления и цену КУ.
- Разберемся, входит ли капитальный ремонт в коммунальные платежи, а коммунальные услуги — в арендную плату и можно ли от них отказаться.
- Нет, не входят: арендная плата не связана с коммунальными услугами — это отдельный платеж за пользование помещением.
Обратитесь в управляющую организацию и уточните, как отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: через нее или через поставщика. Вам может понадобиться справка от поставщика об отсутствии задолженности.
Порядок расчета нормативов на коммунальные услуги может измениться
Нормативы, по которым начисляется плата при отсутствии счетчиков, сейчас разрешено определять одним из двух способов — методом аналогов или расчетным методом.
Первый учитывает фактическое потребление услуг в оборудованных приборами учета аналогичных домах — с похожими конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и в том же климате.
Этот метод, по мнению разработчиков поправок, «наиболее прозрачный», не позволяет существенно завышать объемы потребления.
Россиян предложили освободить от уплаты коммунальных платежей
Несмотря на то что правила определения нормативов устанавливают приоритет метода аналогов, нередко применяется расчетный метод.
Жители через суды добиваются отмены нормативов, рассчитанных таким образом, однако им приходится вносить завышенную плату весь период судебных разбирательств.
В связи с этим предлагается установить в ЖК, что нормативы должны рассчитываться только методом аналогов. А определять нормативы расчетным методом разрешат, лишь если похожих домов не существует в принципе.
Если заботиться о справедливости размера платы за коммунальные услуги, то нельзя допускать, чтобы кто-то не имел счетчиков и рассчитывался по нормативам, считает директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер.
Нежелание устанавливать приборы учета часто связано с тем, что фактическое потребление в квартире значительно выше нормативного (например, если проживает больше людей, чем зарегистрировано). Потребление сверх норматива этими жильцами в итоге оплачивают их соседи через «общедомовые нужды».
По мнению эксперта, оптимальнее было бы вообще отказаться от использования нормативов и перейти на оплату по общедомовым приборам учета. А как именно учитывать данные квартирных счетчиков, могло бы, например, решать общее собрание дома. Подобная схема используется в других странах.
«Как справедливо распределить общий объем между собой — по людям, по квадратным метрам — решают сами собственники. При этом у каждого есть право (не обязанность!) поставить собственный счетчик. Их показатели учитывает при распределении общего объема управляющий домом.
А поставщик принимает показатели индивидуальных счетчиков, только если ими оборудованы все помещения в доме», — говорит Генцлер.
Предлагается установить, что нормативы должны рассчитываться только методом аналогов
Нормативы — всегда вещь приблизительная, не отражающая реальное потребление, кто-то будет переплачивать, а кто-то — недоплачивать, отмечают в НП «ЖКХ Контроль».
Там тоже выступают за 100-процентную установку приборов учета, а еще лучше — общедомовых систем учета, позволяющих одномоментно снимать показания по всем квартирам и дому в целом.
Однако задачи добиться повсеместной установки счетчиков нет даже в проекте стратегии ЖКХ до 2035 года.
Штрафы за просрочку оплаты электроэнергии менее чем на три месяца отменили
Сейчас объемы потребления тепла, воды и прочих ресурсов могут различаться даже в соседних муниципалитетах, добавляют в «ЖКХ Контроль».
«Это вызывает законные вопросы жителей — почему в одном городе для мытья человеку нужно в несколько раз больше воды, чем в другом», — говорит исполнительный директор организации Светлана Разворотнева.
Где-то власти регионов рост нормативов сдерживают, чтобы не провоцировать народное недовольство, а где-то, наоборот, увеличивают нормативы, чтобы «обойти» ограничения роста тарифов. «Между величиной норматива и наличием приборов учета очень тесная связь, — добавляет Разворотнева.
— Там, где нормативы занижены, граждане, установившие счетчики, понимают, что платежи выросли, и приборы учета очень быстро «выходят из строя».
Тарифы и нормативы
Справочное руководство
Настройка тарифов производится в разделах:
- Раздел главного меню: Справочники ‣ Тарифы
- Тарифы для отдельных объектов системы — вкладка «Тарифы» в карточках объектов: Группа домов, Дом, Группа счетов, лицевой счет
- Тарифы на услуги с определенным учетным ресурсом: «Содержание жилья», «Наем», «Электроэнергия» (матричные тарифы)
- Справочники ‣ Субъекты ЖКХ ‣ Агент ‣ Вкладка «Главное», параметр «Использовать тарифы без НДС в расчете». Настраивается Владельцем системы.
- Справочники ‣ Субъекты ЖКХ ‣ Принципалы ‣ [Принципал] ‣ Параметры ‣ Начисления, параметр «Облагается НДС»
- Справочники ‣ Услуги ‣ Перечень ‣ [Услуга], параметры «Группа НДС» и «Для установки Начисление НДС по умолчанию»
- Карточка лицевого счета ‣ вкладка «Услуги» ‣ значок в строке выбранной услуги (для услуг с заданными параметрами «Группа НДС» и «Для установки НДС по умолчанию»)
Вариаты назначения тарифа:
Примечание
Назначение тарифа на услугу производится после ее создания в разделе: Справочники ‣ Услуги ‣ Перечень.
- Перейдите в раздел: Справочники ‣ Тарифы.
- Выберите вкладку в соответствии с субъектом назначения тарифа — см. Руководство: О тарифах. Уровни назначения.:
- вкладка «Агент»
- вкладка «Принципал»
- вкладка «Поставщик»
- В зависимости от уровня назначения тарифа выполните действия:
- на вкладке «Агент»: нажмите значок в строке выбранной услуги
- на вкладке «Принципал»: нажмите на ссылку «Наименование принципала», затем значок в строке выбранной услуги
- на вкладке «Поставщик»: нажмите на ссылку «Наименование поставщика», затем значок в строке выбранной услуги
- Нажмите кнопку в дополнительном меню и заполните параметры. Для сохранения параметров нажмите кнопку .
Совет
Допускается одновременный ввод тарифов для нескольких субъектов и объектов системы.
В данном случае, выбор тарифа для отдельных ЛС в процессе расчета
производится в соответствии с системным правилом: см. Правило иерархии объектов.
Примечание
Назначение тарифа на услугу объекта/группы ЛС производится после ее создания в разделе:
Справочники ‣ Услуги ‣ Перечень и назначения на ЛС выбранного объекта.
- Перейдите в раздел: Карточка объекта (Группа домов, Дом, Группа счетов) ‣ вкладка «Тарифы» ‣ ссылка [Наименование услуги].
- Нажмите кнопку в дополнительном меню и заполните параметры. Для сохранения параметров нажмите кнопку .
Совет
Допускается одновременный ввод тарифов для нескольких субъектов и объектов системы.
В данном случае, выбор тарифа для отдельных ЛС в процессе расчета
производится в соответствии с системным правилом: см. Правило иерархии объектов.
Примечание
Назначение тарифа на услугу лицевого счета производится после ее создания в Справочнике (раздел:
Справочники ‣ Услуги ‣ Перечень), и после назначения на лицевой счет.
Вариант 1. Назначить тариф в карточке лицевого счета.
- Перейдите в раздел: Карточка лицевого счета ‣ вкладка «Тарифы».
- Нажмите значок в строке нужной услуги.
- Нажмите кнопку в дополнительном меню и заполните параметры. Для сохранения параметров нажмите кнопку .
Вариант 2. Назначить тариф на ЛС из Выборки счетов.
- Сформируйте выборку счетов — см. Инструкции: Сформировать выборку счетов.
- Перейдите в раздел Выборки ‣ Выборка счетов ‣ Просмотр.
- Нажмите кнопку в дополнительном меню и выберите пункт «Добавить».
- Заполните параметры тарифа. Для сохранения параметров нажмите кнопку .
Примечание
- Справочники матричных тарифов на ресурс «Электроэнергия» заполняются Владельцем системы. Для заполнения справочников отправьте заявку в Службу сопровождения.
- Тариф, заданный на учетный ресурс, применяется для начисления при соблюдении следующих условий:
- Тариф на услуги с указанным учетным ресурсом отсутствует на других уровнях тарификации (для Агента, Принципала, Поставщика и/или адресных объектов системы)
- Для выбранного адресного объекта (Дом, Помещение, ЛС) указаны все параметры, необходимые для определения значения тарифа из справочника (матрицы)
- Перейдите в раздел: Справочники ‣ Тарифы.
- Выберите вкладку в соответствии с ресурсом:
- Нажмите кнопку в дополнительном меню и заполните параметры. Для сохранения параметров нажмите кнопку .
Совет
-
Воспользуйтесь функцией копирования параметров текущего тарифа:
Нажмите значок в строке выбранного значения, измените параметры тарифа и нажмите кнопку .Результат:
- При отличии в параметрах тарифа (кроме параметров «Тариф» и «Дата начала») создается новая запись тарифа с новыми параметрами
- При совпадении параметров нового тарифа с существующими (кроме параметров «Тариф» и «Дата начала») предыдущее
значение тарифа с аналогичными параметрами будет автоматически закрыто с «Даты начала» нового тарифа
Важно
- Начисление по услугам с алгоритмами «Разовое начисление» и «Разовый объем» производится
при помощи Акта разовых услуг, в состав которого включены один или несколько лицевых счетов. - Тариф для услуг с алгоритмом «Разовый объем» устанавливается аналогично тарифам на услуги
с ежемесячным начислением в разделе: Справочники ‣ Тарифы ‣ Агента/Принципала/Поставщика,
либо на объекте: Группа домов, Дом, Группа счетов. - Тариф для услуг с алгоритмом «Разовое начисление» указывается при создании Акта разовых услуг
в графе «Сумма» для выбранной услуги. Указанная сумма делится на все ЛС в составе Акта с учетом параметра «% начисления» для каждого ЛС.
Индивидуальная корректировка тарифа состоит в корректировке параметров начисления по услуге для отдельных лицевых счетов:
Примеры:
- Услуга «Обслуживание домофона» для 2х раздельных ЛС в одном помещении: «% начисления» = 50%
- Услуга «Аренда парковочного места» в количестве 2 шт.: «Вес» = 2, либо «% начисления» = 200%
Как формируются цены, тарифы, размеры платы за жилищно-коммунальные услуги
Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые
1. |
В восторге от информации! С уважением главный экономист ЖКХ. Ответ:Пожалуйста! С уважением, Al-7 |
2. |
Огромное спасибо за информацию! Я за час узнала больше, чем за полгода находясь с рядом с экономистом! С уважением, начинающий экономист ЖКХ Ответ:Пожалуйста, Екатерина! Будьте с нами, пишите тоже что-нибудь. |
3. |
Добрый день! Я не первый раз на Вашей странички, как уже писала спасибо за подробное рассмотрение тарифа на РиС! А у Вас есть также подробно рассмотренный тариф на теплоэнергию? Если есть, то где можно посмотреть? Заранее, огромное спасибо! Ответ:Добрый день, посмотрите, пожалуйста, Методические указания №9/6. Там хоть и без картинок, но методика формирования тарифа на тепловую энергию даётся. |
4. |
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как определить приддомовую территорию для расчета тарифа РиС? И как это законно доказать? А то у нас получается ситуация, что в некоторых домах просто огромные придомовые территории (по техническим паспортам). Жильцы делают на них стоянки и т.д. А когда решается вопрос о вкл. такой территории в тариф, жильцы начинают возмущать, ведь тариф сразу возрастает в несколько раз! Заранее спасибо! Ответ:Здравствуйте! Это же просто — нужно воспользоваться данными государственного кадастрового учёта. Пункт 2 Правил содержания общего имущества в МКД (постановление №491): «В состав общего имущества включаются:… е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.» |
5. |
Спасибо за ответ! Но у нас ни один дом не стоит на кадастровом учете. Если другая возможность опред. приддомовую территорию? Ответ:Кадастровый учёт — это единственно возможный способ, предусмотренный законодательством для данной ситуации, насколько я знаю. Учёт по техническому паспорту, если он не подкреплён кадастровым учётом — вызывает разногласия. А других способов вроде и нет. |
6. |
Спасибо большое за информацию. Вопрос в следующем: готовлю дом на конкурс. нужно обсчитать по видам работ согласно перечню обязательных и дополнительных работ стоимость на 1 кв.м. общей площади в месяц. Подскажите, пожалуйста, с чего начать. и хоть на одном примере покажите расчёт. Буду вам очень признательна. с уважением, Наташа. Ответ:Начать стоит с составления акта о состоянии общего имущества МКД. Затем определиться с перечнем обязательных (выбрать из утвержденного списка) и дополнительных работ (какие работы нужны на доме). Дополнительную информацию выслал по эл. почте. Добавлено 18.07.2014 г. (ФАЙЛ): Доступно только для пользователей. |
Как рассчитать плату ТСЖ за разные виды услуг?
Meiram/Depositphotos
Отвечает младший юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания» Ольга Самсонова:
Расходы на содержание дома, в том числе освещение и отопление мест общего пользования, уборку земельного участка, на котором возведен жилой дом, а также придомовой территории жильцы несут соразмерно своей доле в праве общей собственности.
Статьи 37 и 39 ЖК РФ устанавливают, что расходы собственника на общие нужды дома определяются в соответствии с долей гражданина в праве общей собственности на имущество, а эта доля пропорциональна размеру квартиры.
Таким образом, расходы владельца квартиры на охрану территории и шлагбаум рассчитываются на кв. метр помещения.
Расходы на выплату заработной платы работников ТСЖ относятся к обязательным расходам на управление жилым домом. По общему правилу, расходы владельца жилья на оплату труда сотрудников ТСЖ также рассчитывается, исходя из размера доли в праве общей собственности гражданина, соответственно, их размер зависит от площади жилья.
7 главных фактов об общем собрании жильцов
Получает ли ТСЖ доход от коммерческих организаций в доме?
Отвечает юрист девелоперской группы «Сити-XXI век» Василий Шарапов:
Если управление дома осуществляется через ТСЖ и ТСЖ непосредственно управляет многоквартирным домом, то порядок оплаты услуг ТСЖ определяется в соответствии с решениями органов управления этого товарищества собственников.
В случае заключения между ТСЖ и управляющей компанией договора на управление многоквартирного дома собственники помещений обязаны вносить коммунальные платежи на счет управляющей компании по выставленным счетам.
Если речь идет о правоотношениях ТСЖ и собственника помещения, который не является членом ТСЖ, то в этом случае плата за услуги вносится на основании договора между собственником и ТСЖ.
Отвечает адвокат, к. ю. н. Юлия Вербицкая:
Поскольку, создав ТСЖ, жители самостоятельно решили, каким образом будет управляться дом, и наделили соответствующий орган (ТСЖ) этими полномочиями, то принцип, размер и правила оплаты определяются правлением ТСЖ и представляются на утверждение общему собранию жильцов.
Иными словами, все перечисленные расходы вам, как жильцам дома, оплачивать придется. Причем делать это вы будете вне зависимости от того, заключен у Вас с ТСЖ договор или нет.
Суммы, которые ТСЖ потратит на отопление и освещение мест общего пользования; охрану территории; уборку подъездов и территории; зарплату сантехникам, председателю ЖСК, бухгалтеру и прочее, будут по общему правилу, указанному в ЖК РФ, распределены между всеми собственниками пропорционально квадратным метрам занимаемой ими площади по отношении к общей площади многоквартирного дома.
- Вы вправе контролировать затраты ТСЖ, а в случае явного завышения их стоимости имеете право оспорить их в претенциозном или судебном порядке.
- Сколько стоят услуги ЖКХ в разных районах Москвы и Подмосковья?
- Как не платить за ЖКХ офисов и кафе в нашем доме?
Отвечает руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург», генеральный директор ГК «Недвижимость в Петербурге» Николай Лавров:
Общие расходы (уборка, зарплаты, обслуживание) делятся в соответствии с соотношением размеров собственности к сумме всех помещений дома. Таким образом, если Ваша квартира 100 кв. метров, а общая площадь всех квартир и нежилых помещений равна 1 000 кв.
метров, то расходы Вашей квартиры будут составлять 1/10 от общих расходов. Данная схема была разработана при приватизации жилья в коммунальных квартирах, когда присваивались доли в соответствии с отношением жилой площади комнаты ко всей жилой площади квартиры.
Иногда ТСЖ начинает «фантазировать» в распределении расходов. Например, плата за содержание лифта повышается с этажом.
Но это не очень правильно, так как лифт есть имущество многоквартирного дома, и отказаться от него нельзя, соответственно, расходы должны нести все собственники в соответствии с долями.
С такими вещами надо бороться на общих собраниях, но если большинство решает так, то решение собрания может быть обоснованием такого распределения расходов.
Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:
Отопление и освещение мест общего пользования является стандартным видом коммунальных услуг, которые включены в общую квитанцию.
Существует определенный норматив, который соотносится с площадью жилого помещения, находящееся в собственности у гражданина.
За охрану территории и шлагбаум платить придется отдельно собственникам квартир, а уборка подъездов и территории обычно включена в содержание общего домового имущества.
- Текст подготовила Мария Гуреева
- Не пропустите:
- Все материалы рубрики «Хороший вопрос»
- Можно ли убрать забор вокруг многоэтажки?
Соседний дом огородил часть двора под парковку. Это законно?
15 статей об управляющих компаниях в сфере ЖКХ
Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.
Тариф без учета НДС и общая стоимость коммунальных ресурсов для УК и ТСЖ
На страницах журнала мы неоднократно обращались к проблеме применения РСО тарифов, утвержденных соответствующим органом, без учета НДС.
О том, что по договору о приобретении коммунальных ресурсов, заключенному между РСО и управляющей организацией (ТСЖ), стоимость этих ресурсов должна определяться с применением тарифа, утвержденного для населения, свидетельствуют положения п. 8 и 15 Правил предоставления коммунальных услуг.
В отношении правомерности предъявления УК (ТСЖ) к оплате в данном случае еще и суммы НДС, начисленной сверх применяемого тарифа, до недавнего времени определенности не было. Однако она появилась в связи с выходом Постановления Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 № 12552/10 по делу № А29-11137/2009.
Немного истории Нужно признать, что соблазн не уплачивать РСО сумму НДС, исчисленную со стоимости коммунальных ресурсов, приобретенных с целью обеспечения потребителей (домовладельцев) коммунальными услугами, всегда был очень велик, о чем свидетельствует обширная арбитражная практика по данному вопросу. Еще в 2009 году редакция журнала провела тщательный анализ проблемы (см. статью С. Л. Тюрина «Договор ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг: применение тарифов и НДС», № 10, 2009) и сделала неутешительные для УК и ТСЖ выводы. Большинство судебных споров, а также разъяснения сотрудников уполномоченных ведомств свидетельствовали о том, что общая стоимость коммунальных ресурсов, реализуемых РСО в адрес исполнителя коммунальных услуг (УК или ТСЖ), по тарифам, утвержденным для населения (без НДС), в конечном счете должна формироваться с учетом налога.
Лукаво установив различные размеры тарифов (с НДС и без НДС) для разных групп потребителей, государство уравнило общую стоимость потребленных коммунальных ресурсов на стадии исчисления РСО налога к уплате в бюджет. Ведь НДС – косвенный налог, он должен быть предъявлен к уплате покупателю товаров (работ и услуг) в любом случае.
Таким образом, если тариф на коммунальные ресурсы для отдельных групп потребителей установлен без учета НДС, РСО самостоятельно должна предъявить данным потребителям налог к уплате в составе цены приобретаемых ресурсов, исчислив его сверх утвержденного тарифа.
Нельзя сказать, что арбитражная практика была столь однозначна, но все же в большинстве случаев споры о правомерности взимания задолженности за приобретенные УК и ТСЖ коммунальные ресурсы с учетом НДС разрешались не в пользу последних.
Судебное разбирательство по делу № А29-11137/2009 можно считать показательным и, по сути, еще раз подтверждающим ту картину, которая описана выше.
Водоканал обратился в арбитражный суд с иском к ТСЖ о взыскании задолженности (эквивалентной сумме НДС сверх тарифа за коммунальные ресурсы и соответствующему объему потребления) за полученную последним питьевую воду и сброшенные сточные воды.
Требования водоканала были удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о правомерности примененного им метода определения: –объема водопотребления и водоотведения в отсутствие общедомовых приборов учета исходя из норматива потребления коммунальных ресурсов гражданами; –суммы задолженности по тарифу, установленному органом местного самоуправления на услуги водоснабжения и водоотведения без налога, с начислением НДС сверх него. Судьи апелляционной и кассационной инстанций не поддержали данную позицию. Проверив расчет суммы иска, они признали неверным определение водоканалом общей стоимости услуг водопотребления и водоотведения, подлежащих оплате ТСЖ, с включением НДС. Исходя из отсутствия у ТСЖ обязанности по уплате НДС и с учетом произведенной суммы оплаты указанных услуг суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что у ТСЖ нет задолженности перед водоканалом. Последний обратился в ВАС с заявлением о пересмотре вынесенных постановлений.
Постановление Президиума ВАС
Президиум ВАС счел выводы судов апелляционной и кассационной инстанций об отсутствии у ТСЖ задолженности не противоречащими нормам ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг и, что самое главное, НК РФ.
Еще раз подтвердив утверждение, основанное на содержании ст. 157 ЖК РФ и п.
15 Правил предоставления коммунальных услуг, о том, что при расчетах РСО с ТСЖ (исполнителем коммунальных услуг) за питьевую воду и сброшенные сточные воды должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданам, Президиум ВАС перешел к рассмотрению налоговой составляющей данного дела. Так, в силу п. 1, 6 ст.
168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) действительно обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
Однако при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС должна включаться в цены (тарифы). Значит, при расчетах между ТСЖ и водоканалом подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, поэтому у последнего отсутствовали основания для самостоятельного увеличения тарифа на сумму НДС (по налоговой ставке в размере 18%).
Таким образом, Президиум ВАС счел неправомерным расчет водоканалом суммы задолженности ТСЖ за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для РСО, увеличенного на сумму НДС.
Обращаем внимание, что содержащееся в комментируемом постановлении толкование перечисленных норм (в частности, п. 1, 6 ст.
168 НК РФ) является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.