Штрафы надзорных органов гжи, как избежать ?

Правила работы компаний прописаны в постановлении Правительства России. А контролируют их исполнение сами жители — через управы, Мосжилинспекцию или портал «Наш город».

Чаще всего управляющие компании просто не успевают вовремя выполнять все нужные работы. В этом случае жилищные инспекторы дают им шанс исправиться и устранить нарушения в дополнительно отведённый срок. Если же ситуация не изменилась ко второй проверке, то в отношении домоуправления составляется протокол об административном правонарушении, а дело передаётся в суд.

Суды признают решения Мосжилинспекции законными почти во всех случаях. За прошлый год управляющим компаниям удалось оспорить лишь 42 более чем из 15 тысяч постановлений.

С 2017 года государственным жилищным инспекциям планируют разрешить штрафовать управляющие компании без решения суда. Минстрой уже готовит соответствующие поправки в закон.

На что чаще всего жалуются москвичи

Всего за прошлый год жители столицы направили в Мосжилинспекцию 110 тысяч жалоб. Около 60 процентов обращений поступило через электронную приёмную инспекции, ещё более 23 тысяч москвичей рассказали о проблеме на портале «Наш город».

Горожан беспокоили содержание и текущий ремонт общедомового имущества, а также вопросы начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Число таких жалоб выросло на 43 процента — до 12 тысяч.

Новые штрафы за некачественные коммунальные услуги

С 2016 года за предоставление некачественных услуг — например недостаточно горячей воды — управляющая компания обязана не только сделать перерасчёт, но и выплатить собственнику штраф в 30 процентов от стоимости услуги.

Проблема недостаточной температуры воды кажется незначительной только на первый взгляд. Кубометр горячей воды обходится горожанам в среднем на 100 рублей дороже холодной. Когда горячую воду не надо разбавлять, то её расход увеличивается в несколько раз, а вместе с ним и сумма в платёжках.

Штрафы надзорных органов ГЖИ, как избежать ?

Например, в ноябре жильцы дома на Шелепихинской набережной добились перерасчёта платежей за горячую воду и вернули более 735 тысяч рублей.

Из кранов в квартирах лилась вода на 10 градусов ниже нормы — 49,9 вместо положенного минимума в 60 градусов. С похожей ситуацией столкнулись и жители Хамовников.

Сейчас температура горячей воды в доме 41 по Комсомольскому проспекту соответствует норме, а квартирантам вернули 109 тысяч рублей, переплаченных с ноября 2015 года.

Борьба с лишними нулями

За лишние пункты в квитанциях и завышенные тарифы также накажут рублём. По новым правилам управляющая организация должна будет перечислить собственнику 50 процентов от несправедливо начисленной суммы.

Большинство обращений жителей, требующих перерасчёта, связаны с неправильным начислением платы за отопление.

Недобросовестные управляющие компании начисляют плату за тепло произвольно, не снимая показания общедомового прибора учёта.

Однако их действия нарушают постановление Правительства России № 354 от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Жители дома 13 по улице Маршала Голованова смогли вернуть около 7,5 миллиона рублей переплаты. За 2013 и 2014 годы им незаконно начислили 6,5 миллиона рублей за отопление и ещё порядка миллиона рублей квартиросъёмщики переплатили в 2012 году.

Жильцы товарищества собственников жилья в районе Отрадное вернули около 3,3 миллиона рублей, ещё более миллиона смогли получить обратно жители пяти домов в Северном Измайлове, а москвичам из дома 36 по Аминьевскому шоссе (район Фили-Давыдково) сделали перерасчёт на 435 тысяч рублей.

Не стоит забывать и о такой полезной услуге как домофон. Многие москвичи при оплате единого платёжного документа (ЕПД) не обращают на этот пункт внимания, ведь сумма за запирающее устройство взимается незначительная — в среднем 45–65 рублей.

Если на общем собрании собственников не было решено включить услугу по оплате домофона в платёжку отдельной строкой, то расходы на обслуживание автоматически входят в статью «Содержание и ремонт». Жители дома 4 на Новорублёвской улице платили за домофон дважды. В результате управляющая организация в Кунцеве незаконно получила более 210 тысяч рублей. Сейчас деньги уже вернули жителям.

А ГБУ «Жилищник района Москворечье-Сабурово» продолжал брать деньги с жителей за неисправные домофоны. Не отреагировала компания и на предписания Мосжилинспекции. В результате руководство было оштрафовано на 400 тысяч рублей — по 200 тысяч за каждый сломанный домофон.

Неработающий мусоропровод — ещё одна причина запросить перерасчёт. Жителям многоэтажек в Зеленограде вернули около 100 тысяч рублей за четыре месяца, на протяжении которых они ходили выкидывать мусор на улицу.

Штрафы надзорных органов ГЖИ, как избежать ?

Перерасчёт за коммунальные услуги москвичи могут получить и в том случае, если уезжали из дома на праздники, в отпуск или ложились в больницу. Холодную и горячую воду, водоотведение и газ пересчитают тем, кто отсутствовал более пяти дней подряд. О том, как это сделать, можно узнать в специальном материале mos.ru.

К слову, получить перерасчёт за воду или свет можно и в том случае, если вы просто забывали несколько месяцев подряд передавать показания и оплачивали услуги по общим нормативам. Так, жителю Таганского района вернули 150 тысяч рублей, которые он переплатил за воду с 2012 года из-за собственной забывчивости.

Как получить перерасчёт

По вопросам, связанным с перерасчётом, необходимо обращаться в свою управляющую компанию. Информацию о ней можно найти на портале «Дома Москвы». Там, в разделе «Узнать о доме», хранится вся информация по объекту. Набираем нужный адрес, и сразу выводится название управляющей компании, её телефон, график работы, часы приёма и другие полезные данные.

Если решить проблему не удалось, можно направить жалобу в надзорный орган — Мосжилинспекцию — через официальный сайт mgi.mos.ru или по почте. При этом важно указать точный адрес и чётко передать суть претензии. Рекомендуется также прикладывать копии платёжных документов.

Если выяснится, что управляющая организация допускает нарушения и начисляет некорректные платежи, то инспекция выдаст предписание провести перерасчёт. Подробнее о перерасчёте можно узнать в разделе «Городской советник» сайта mos.ru.

Штрафы надзорных органов ГЖИ, как избежать ?

Штрафы за грязный подъезд и неубранный снег

Управляющие организации обязаны следить за уборкой мусора и содержать в чистоте лестничные клетки. Жители часто жалуются, что в подъезде не хватает освещения, ступени на крыльце скользкие или потрескались, а крыши протекают при сильном дожде.

Если управляющая компания «кормит завтраками», а вы не собираетесь мириться с таким отношением, то нужно снова жаловаться в управу или Мосжилинспекцию. При отсутствии времени можно также оставить заявку на портале «Наш город».

Инспекторы организуют проверку и заставят управляющую организацию провести необходимые работы.

Штрафы надзорных органов ГЖИ, как избежать ?

В случае если нарушения вовремя не устранят и после законного предписания Мосжилинспекции, должностным лицам грозит административный штраф в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация на срок до трёх лет. Юридическим лицам придётся заплатить от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей. При этом штрафы не ложатся на плечи жителей домов, а вычитаются из чистой прибыли организаций.

Например, разбитые ступени и площадка крыльца подъезда обошлись управляющей компании Донского района в 200 тысяч рублей. Штраф в 150 тысяч рублей был назначен за трещину в доме 12, корпус 2 по Конаковскому проезду. А управляющие компании Зеленограда за плохое содержание подъездов в 2015 году оштрафованы на 16 миллионов рублей.

Зимой управляющие компании должны следить ещё и за уборкой снега. На миллион рублей оштрафована организация во Внуковском поселении (ТиНАО) за несвоевременную расчистку снега около подъездов. Разобраться, кто виноват в сугробах и подтоплениях, жителям помогут материалы официального сайта Москвы.

Работа на рейтинг: Мосжилинспекция составила топ лучших управляющих компаний

В рейтинг по итогам девяти месяцев 2015 года вошло 486 организаций из всех округов столицы. Их оценивали по трём параметрам: уровень удовлетворённости населения, уровень надёжности и уровень нарушений в работе. Первые три места заняли организации Центрального округа.

Собственники жилья могут на собрании отказаться от услуг недобросовестной управляющей компании и выбрать любую другую.

Повысить контроль в сфере управления многоквартирными домам позволит и новая схема назначения руководителей.

Главы управляющих многоквартирными домами компаний теперь могут работать только при наличии специального аттестата, который получают, сдав квалификационный экзамен. В ином случае их ждёт штраф.

Самим управляющим компаниям также запрещается работать без лицензии. В прошлом году лицензии были выданы 717 организациям, из них 499 уже занимались содержанием 29 973 многоквартирных домов, а 218 только планировали начать работу.

  • Такие компании должны полностью раскрыть всю информацию о своей деятельности:
  • — общую информацию: реквизиты и актуальные контактные данные;
  • — основные показатели финансово-хозяйственной деятельности: расходы и доходы компании на содержание вашего дома, выручку, прибыль, убытки;
  • — порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту, нормативы выполнения работ;
  • — информацию обо всех проведённых работах и оказанных услугах по содержанию и ремонту общего имущества вашего дома;
  • — сведения о стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества;
  • — цены и тарифы на коммунальные услуги.
  • За сокрытие какого-либо из пунктов предусмотрена административная ответственность, а за неоднократные нарушения — лишение лицензии.
Читайте также:  Частичное утепление фасада отдельной квартирой

Чем должны заниматься управляющие компании

  1. Управляющие компании обязаны:
  2. — следить за исправностью конструктивных элементов подъезда и своевременно их ремонтировать;
  3. — ежедневно проводить влажное подметание лестничных клеток первых двух этажей, площадок перед мусоропроводами, вывозить отходы из мусороприёмной камеры и проводить её уборку, мыть пол лифта;
  4. — два раза в месяц проводить влажную уборку всех лестничных площадок и пролётов в домах без лифта;
  5. — один раз в месяц проводить влажную уборку всех лестничных площадок и пролётов в домах, оборудованных лифтом;
  6. — один раз в месяц мыть, чистить и дезинфицировать все элементы мусоропровода;
  7. — содержать в исправном состоянии и ремонтировать стояки холодного и горячего водоснабжения и канализации;
  8. — следить за работоспособностью систем вентиляции;
  9. — регулярно проверять работу газового оборудования, установленного в квартирах;
  10. — обеспечивать бесперебойную работу системы отопления;
  11. — следить за состоянием стен дома, проводить ремонт, включая капитальный, если повреждения произошли по вине управляющей организации;
  12. — содержать и ремонтировать системы водоснабжения и канализации;
  13. — следить за работоспособностью систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
  14. — регулярно проверять безопасность системы газоснабжения.

Жалуясь на УК, жильцы сами себя наказывают рублем?

Почему функции ГЖИ пока, по большей части, карательные, а не по-настоящему контрольные?

«Контроль и надзор убивает» — такой слоган для своего выступления на заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищно-коммунального хозяйства выбрал один из ключевых спикеров, зампред ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Сергей Креков. В ТПП на этот раз обсуждали тему очень непростую, даже болезненную: взаимоотношения управляющих компаний и горжилинспекций.

Контроль по максимуму

Тему заострили до предела, поставив вопрос ребром. Он был сформулирован так: стали ли такие «непростые» отношения новым административным барьером для бизнеса или столь обостренное взаимодействие можно считать надзором и контролем, как раз достаточным для того, чтобы УК работали эффективно?

Когда Сергей Креков перечислил организации, которые призваны осуществлять надзор за УК, впору было за голову схватиться.

Итак (загибайте пальцы!) управляющие компании подотчетны ГЖИ (жилинспекции), АТИ (административно-технической инспекции), ФАС (Федеральной антимонопольной службе).

Кроме того их проверяют органы тарифного регулирования, муниципальные жилищные органы, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, пожнадзор. И, наконец, существует общественный контроль…

Если судить по открытым данным, уже в прошлом году число проверок ГЖИ дало солидный прирост. Соответственно, было выявлено и больше административных нарушений — на целых 17%.

Штрафы надзорных органов ГЖИ, как избежать ?

Было подсчитано и среднее количество проверок Московской городской жилинспекции, приходящихся на один объект: три! Причем средний размер штрафа, накладываемого МЖИ, колебался в районе 250 тыс руб.

Руководитель ООО «УК «Pioneer – Сервис» Денис Снегов посетовал на несовершенство законодательства. По его словам, к одному и тому же нарушению можно при желании применить как минимальный, так и максимальный штраф: от 40—50 тыс. руб. до 250—300 тыс. Увы, заметил Денис, горжилинспекция не стремится облегчить бремя УК, применяя чаще штрафные санкции как раз по максимуму.

И  доля таких максимальных штрафов в выручке ГЖИ растет.

В судах лежит по 8 дел, относящихся к одной и той же жалобе

Свои проверки ГЖИ обычно осуществляет по жалобам жителей. Стоит только кому-то из жителей пожаловаться на свою УК, как жилинспекция уже на пороге.

Казалось бы, вот она, объективность — орган надзора и контроля оперативно реагирует на обращение снизу. Но давайте разберемся. Не секрет, что жители многоквартирных домов — люди очень разные. Обязательно найдутся те, кто недоволен тем, что и как делается.

Проводились замеры, выявившие любопытную статистику: таких «недовольных» в многоквартирном доме бывает от 10% до 15%. Причем часто самыми активными жалобщиками являются как раз те, кто имеет большую задолженность по квартплате.

Между тем, практически любая такая проверка ГЖИ (независимо от объективных обстоятельств и «тяжести» жалобы) заканчивается штрафом для управляющей компании.

Штрафы надзорных органов ГЖИ, как избежать ?

Сегодня количество проверок ГЖИ не ограничено никаким законом. Причем контрольные рейды могут проводиться разными организациями по одному и тому же факту или жалобе. В итоге в судах, рассматривающих административные правонарушения, скапливается по 6—8 дел, относящихся к одному и тому же эпизоду.

И уж совсем обидно, сетует Денис Снегов, когда УК обвиняют в том, что информация, выложенная на сайт, который постоянно «глючит», и поэтому по чисто техническим причинам «слетевшая» оттуда, якобы не была там размещена.

Послания от «злобных карликов» рассматриваются на полном серьезе

Из каких средств УК может выплатить штраф, который на нее наложила ГЖИ. Из прибыли? Вряд ли. Она невелика. Остается  графа «Содержание дома». То есть, получается, жалуясь на УК, жители сами себя наказывают рублем!

— Для чего нужны штрафы? — поделилась своими размышлениями директор СРО «КИТ» Елена Шерешовец. — Наверное, для того, чтобы заставить УК работать эффективнее. Но что происходит на самом деле? УК теряют на штрафах пятую часть своих финансов. Деньги изымаются и средств, предназначенных на поддержание дома.

Заплатив штраф, управляющая компания начинает судорожно выполнять предписание ГЖИ. В итоге она не успевает выполнить комплекс плановых работ. Дальше снова приходит ГЖИ и вновь штрафует — теперь уже за невыполнение обязательного перечня. Получается замкнутый круг, из которого трудно выбраться.

Как ни странно, заметила Елена Шерешовец, к сведению принимаются не только официальные жалобы от жителей, но и некие посты в интернете (с сайта «Добродел», например), которые могут быть подписаны самыми замысловатыми никами типа «Злобный карлик». И вот такие анонимные послания от «злобных карликов» рассматриваются на полном серьезе.

Штрафы надзорных органов ГЖИ, как избежать ?

Может быть, резонно было бы, предложил один из участников обсуждения, если бы ГЖИ начинала свою проверку с регистрации заявления собственника в свою управляющую компанию.

  Если собственник туда не обращался, то нужно посоветовать ему это сделать. То есть начинать жаловаться нужно с УК, а не бежать сразу в ГЖИ.

Управляющая компания и без предписаний, как правило, вполне в состоянии устранить те недостатки, которые заметил собственник.

ГЖИ пока только штрафует, а должна помогать

Некая оптимизация в сфере надзора и контроля, явно назрела, суммировал мнение присутствующих Александр Вербицкий, руководитель Экспертного совета Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства.

Он предложил сократить количество проверок вдвое и ввести ключевые показатели эффективности контрольно-надзорной деятельности. «А то ведь у нас сейчас вся эффективность базируется на том, сколько штрафов собрано с УК», — резюмировал он.

— Да, сейчас ГЖИ у нас, в основном, наказывает, — соглашается и Вероника Межецкая, заместитель генерального директора ЗАО «Центр муниципальной экономики». — А вот проконтролировать состояние многоквартирного дома при этом практически некому. Поэтому жилинспекторам нужно перенести акцент со штрафной деятельности на контроль состояния жилого фонда.

Весь перечень работ, который проводится на доме, должен быть прозрачным. Собственник должен хорошо понимать, какие работы и в какие сроки будут проведены. Обязательно должен быть в наличии Журнал эксплуатации дома — сейчас такой документ есть далеко не везде.

Как рассказала Вероника Межецкая, в прошлом году в Минстрой и ЖКХ РФ были переданы предложения по увеличению эффективности контрольно-надзорной деятельности. Но  никакой ответной реакции пока не последовало.

— Давайте вернем персонифицированную ответственность ГЖИ за состояние объекта, — предложил генеральный директор НП эффективного управления недвижимостью и обеспечения безопасности зданий и сооружений при их эксплуатации «Индустрия Сервейинг» Юрий Павленков. — А вообще, давно пора восстанавливать в полном объеме институт технического учета и контроля: у нас ширится число пожаров, обрушений конструкций, взрывов бытового газа, несчастных случаев.

Денис Снегов предложил установить четкую градацию штрафных санкций в зависимости от тяжести нарушения. Обстоятельства, выявленные в результате проверок, по его мнению, должны оцениваться объективно. Следует четко определить и методологию применения различных статей КоАП.

Словом, главное «узкое место» в этой сфере сегодня заключается в отсутствии базовых критериев оценки деятельности ГЖИ. Отсюда и целый клубок проблем, убежден председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков.

На протяжении всей встречи директор департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя РФ Оксана Демченко вежливо кивала и вроде бы соглашалась со всеми доводами выступавших.

Но по выражению лица Оксаны Николаевны было видно: Минстрой и ЖКХ РФ, все-таки, твердо убежден в том, что лицензирование управляющих компаний и строгий учет и контроль ГЖИ за их деятельностью на данном этапе нужны и введены не зря.

Просто и тем, и другим надо лучше работать — тогда и претензий друг к другу будет меньше.

Елена МАЦЕЙКО

Правонарушения, по которым государственная жилищная инспекция вправе привлекать к ответственности участников сферы ЖКХ

В Кодексе РФ об административных правонарушениях содержатся составы правонарушений, по которым орган государственного жилищного надзора вправе привлекать к ответственности недобросовестных участников сферы ЖКХ. Виды правонарушений и размеры штрафов приведены в таблице ниже.

Таблица

Статья КоАП РФ Деяние Размер штрафа, руб.
7.21. ч. 1 Порча собственником жилых домов, жилых помещений, а также использование их не по назначению 1 000-1 500
7.21. ч. 2 Самовольная перепланировка собственником жилых помещений в многоквартирных домах 2 000-2 500
7.22. Нарушение УК или ТСЖ правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением должностные лица: 4 000-5 000 юридические лица: 40 000-50 000
7.23. Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами должностные лица: 500-1 000 юридические лица: 5 000-10 000
7.23.2.# Отказ от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов организации, осуществляющей управление домом, или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо уклонение от передачи таких документов указанным лицам, либо нарушение порядка и сроков передачи указанных документов граждане: 2 000-5000 должностные лица: 30 000-40 000 юридические лица: 150 000-200 000
9.16. ч. 4 Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества должностные лица: 5 000-10 000 индивидуальные предприниматели: 10 000-15 000 юридические лица: 20 000-30 000
19.4.1. ч. 1 Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок граждане: 500-1 000 должностные лица: 2 000-4 000 юридические лица: 5 000-10 000
19.4.1. ч. 2 Действия, указанные в ч. 1 ст. 19.4.1., если они повлекли невозможность завершения проверки должностные лица: 5 000-10 000 юридические лица: 20 000-50 000
19.5. ч. 1 Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства граждане: 300-500 должностные лица: 1 000-2 000 юридические лица: 10 000-20 000
19.7. Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде граждане: 100-300 должностные лица: 300-500 юридические лица: 3 000-5 000
Читайте также:  Что ставить, если у работы или услуги периодичность установлена "по необходимости"?

Муниципальный жилищный контроль

Этот контроль проводят районные и городские администрации. В принципе, их задачи и права примерно те же, что и у жилинспекции, но проверять они могут лишь те дома, где есть муниципальное жилье.

В некоторых регионах часть своих полномочий Государственная жилинспекция официально делегирует муниципальному жилищному контролю.

Если в вашем регионе дела обстоят именно таким образом, то и обращаться с жалобой нужно в первую очередь именно в местную администрацию.

Как и в случае с государственной жилищной инспекцией, заявление в муниципалитет составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.

Органы прокуратуры РФ

«Я буду жаловаться в прокуратуру!» — часто можно услышать от граждан, которые отчаялись найти правду в борьбе с недобросовестными исполнителями услуг. Но можно ли писать заявления в прокуратуру, если дело касается сферы ЖКХ?

Да, можно и нужно. Прокуратура надзирает за соблюдением законности во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Еще одна важная функция этого органа — надзор за соблюдением прав и свобод человека.

Прокурор имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения, куда рядовым гражданам может быть вход запрещен, он может знакомиться с документацией (от жителей её могут скрывать) — по требованию прокурора руководители организаций обязаны предоставить её в полном объеме. Если прокурор усмотрит признаки административного правонарушения или уголовного преступления, он имеет право возбуждать административное производство или передавать материалы в полицию, чтобы там приняли решение о возбуждении уголовного дела.

Обратиться к прокурору с жалобой на ущемление своих прав и свобод может любой гражданин России. При этом прокурор должен рассмотреть заявление, разъяснить порядок защиты прав и свобод и, если факты, описанные в заявлении, подтвердятся, работать над привлечением к ответственности лиц, нарушивших закон.

Требования прокурора обязательно должны быть исполнены в установленный срок!

У прокуратуры есть еще одно важное полномочие. Если гражданин из-за своего возраста, недееспособности, состояния здоровья (или по другим уважительным причинам) не может самостоятельно обратиться в суд, за него это может сделать прокурор.

Также прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Речь идет о ситуации, когда нарушаются права значительного числа граждан или когда нарушение приобрело особое общественное значение.

  • Таким образом, в органы прокуратуры есть смысл обращаться, если вы сомневаетесь в том, что правонарушение относится только к сфере ЖКХ, если по состоянию здоровья не можете защищать свои права в суде или в случае, когда ответ из других государственных и муниципальных органов не позволяет разобраться в ситуации.
  • Заявление в органы прокуратуры составляется в произвольной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.
  • Роспотребнадзор

Главные задачи Роспотребнадзора — следить за санитарно-эпидемиологическим благополучием граждан и защищать права потребите-лей. Если в вашем доме не вовремя вывозят (или не вывозят вообще) мусор, если в подъездах плесень, вечная грязь, крысы и тараканы — вы имеете полное право писать заявление в Роспотребнадзор.

  1. Жаловаться на слишком громких соседей тоже нужно сюда: определение «шум» также входит в понятие «санитарно-эпидемиологическое благополучие».
  2. Сотрудники Роспотребнадзора имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших или допустивших нарушение требований закона «О защите прав потребителей».
  3. Пример

Наиболее типичное нарушение — обман потребителей. Чаще всего он выражается во взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В платежных документах могут указываться неполные или ложные сведения о ЖКУ и их исполнителях.

Кроме того, специалисты Роспотребнадзора тоже могут обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга лиц. Помимо этого они могут вступить в рас-смотрение дела в суде и давать заключение по нему.

Также в Роспотребнадзоре можно получить консультацию по вопросам, которые входят в компетенцию его специалистов.

Заявление в Роспотребнадзор составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его принятия.

Цель ГЖИ — собирать штрафы или защищать жителей?

Нашу редакцию буквально закидывают жалобами на неэффективность работы жилищной инспекции, где основная претензия граждан: «отвечают отписками, ничем не помогают». На днях Минстрой РФ утвердил показатели эффективности работы Госжилинспекций (ГЖИ), может быть, после этого что-то изменится.

Не будем огульно обвинять наших жилинспекторов в бездействии, возможно, что те, кому они действительно помогли, просто не обращаются в газету, чтобы сказать добрые слова благодарности. А вот те, кто не получил желаемого от обращения в Главрегионнадзор, в обиде говорят об этом жестко и не выбирая выражений.

На самом деле, тема эффективности работы надзорных органов в сфере ЖКХ давно нас заботит. Так, например, мы уже много раз писали о несправедливой системе наказания, которая подразумевает взимание штрафов в казну государства, а не в пользу пострадавших граждан.

Более того, бывали случаи, когда наказывали самих обратившихся, взыскивая деньги с управляющей организации, которая расплачивалась деньгами, собранными с тех же жильцов.

В результате такого надзора денег в ЖКХ становилось еще меньше, соответственно, еще меньше средств шло на содержание и ремонт наших домов и дворов. Есть сомнения,что такая система в принципе может служить повышению качества жилищных услуг. Лицензирование тоже не оправдало надежд, жалоб на работу УК меньше не стало, даже наоборот.

Количество обращений в Минстрой РФ за год лицензирования увеличилось в полтора раза! По мнению экспертов, нововведение породило сокращение числа участников рынка, уменьшение
конкуренции, рост цен и падение качества услуг.

Сейчас даже обсуждается вопрос об отмене лицензирования, на рассмотрение Госдумы внесен соответствующий законопроект.

Если не штрафами, то единственная надежда граждан добиться чего-то оставалась лишь в судебном разбирательстве. И тут люди, конечно, рассчитывают на помощь государства в лице жилинспекторов, которые защитят их от произвола коммунальщиков.

Подразумевается, что вслед за обращением в ГЖИ и проведением проверки при выявлении нарушения гражданам (которые, напомним, не являются специалистами в ЖКХ и юриспруденции) помогут защитить их права в суде. Но так происходит далеко не всегда.

Чаще вместо реальной помощи жители получают письма с пространными цитатами из Жилищного кодекса, да еще и написанные как под копирку сухим чиновничьим языком, разобраться в котором может далеко не каждый.

Читайте также:  Сроки размещения информации о квитировании ПД?

– Кто же защитит интересы жителей в сфере ЖКХ от произвола управляющих компаний, если ответственные структуры, которые много говорят о необходимости наведения порядка, на деле остаются в стороне, пишут отписки и предлагают людям самим добиваться всего в суде? – возмущается Владимир ТОЛМАЧЕВ, старший по дому №9 по пр-ту Академика Филатова.

По его словам, в МКД провели общее собрание с нарушениями, о чем собственники написали коллективное обращение в надзорные органы.

– Прокуратура переслала наше заявление в Главную государственную инспекцию регионального надзора без оставления контроля о принятом решении.

Инспекция подтвердила, что нарушения имеются, однако предложила нам самим оспаривать данные решения в суде, – поясняет мужчина. – Обратиться в суд не проблема, проблема в том, что у нас очень большой дом – 14 подъездов, 9 этажей, почти 1000 собственников.

Как показывает судебная практика, иски не принимают к производству по причине ненадлежащего извещения собственников о намерении обратиться в суд об оспаривании решений общего собрания.

Суду недостаточно повесить объявление на подъезды, а нужно уведомить заказным письмом каждого собственника – это очень накладно. Зачем тогда нужны эти надзорные органы?! Мы и без их советов можем в суд-то обратиться.

Ежегодно ГЖИ подводит итоги работы, где основными показателями ее эффективности являются количество предписаний и сумма штрафов, собранных, считай, изъятых, денег из ЖКХ.

О том, что такой подход работы инспекции не отвечает запросам общества и поставленным целям по улучшению жилищных услуг, видимо, догадались и в Правительстве РФ.

Так, 31 мая 2016 года был утвержден новый перечень целевых показателей эффективности работы ГЖИ.

Наиболее весомым показателем качества работы ГЖИ стало количество исполненных предписаний, выданных в связи с нарушениями лицензионных требований, в соотношении с общим количеством предписаний. Это сделано для того, чтобы максимальное внимание в своей работе жилищные инспекции уделяли именно деятельности УК.

– Результаты оценки будут публичными, Минстрой России планирует ежеквартально публиковать рейтинг эффективности Госжилинспекций. Уверен, что это позволит не только оперативно получать информацию о возникающих проблемах, но и мотивировать жилищных инспекторов работать с максимальной отдачей, – прокомментировал Главный государственный жилинспектор России Андрей ЧИБИС.

Кроме того, при определении качества работы ГЖИ будут учитываться доля оспоренных и отмененных решений об отказе в выдаче лицензий, а также доля оспоренных и отмененных результатов проверок.

Еще один важный показатель – отсутствие назначенных административных наказаний должностным лицам ГЖИ.

К слову, не так давно, 10 мая, прокуратура Ульяновской области сообщила, что начальник Управления регионального государственного жилищного надзора Татьяна КАРТУЗОВА в апреле этого года проигнорировала более 20 обращений граждан.

Кроме того, вопреки закону, ею не были своевременно направлены в соответствующие органы свыше 10 заявлений, рассмотрение доводов которых не относится к компетенции ГЖИ. Вскрыты случаи необоснованного продления срока рассмотрения жалоб, факты несвоевременного направления заявителям уведомлений и ответов.

Доходило и до прямого обмана, как говорится в сообщении прокуратуры, «допускалось направление гражданам ответов, содержащих недостоверные сведения о принятых жилинспекцией мерах». В этой связи в отношении Татьяны КАРТУЗОВОЙ возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ.

Подытоживая, можно сказать, что жителям хотелось бы видеть в лице жилинспекторов своих защитников и помощников, а не просто советчиков и консультантов по основам законодательства.

Илья Антонов

Что ждет тех, кто нарушит порядок отключения коммунальных услуг

Отключили должнику электричество, а вместо оплаченного долга получили штраф. Дело в том, что как исполнитель КУ вы имеете право ограничить или приостановить их подачу, но порядок ваших действий четко регламентирован. Если его нарушить, придется заплатить штраф до 50 000 руб.

Из этой статьи вы узнаете:

  • по каким позициям есть требования к отключению КУ;
  • кто и как может оштрафовать за нарушение порядка отключения КУ;
  • как избежать штрафа за нарушение порядка отключения КУ.
  • Для удобства мы условно назовем ограничение и приостановление КУ «отключение» и будем разделять эти понятия только там, где это необходимо.
  • По каким позициям есть требования к отключению КУ
  • Есть несколько позиций, которые нужно соблюдать при отключении КУ: определение возможности отключения КУ, уведомление потребителя, продолжительность отключения.

Все процедуры и требования к ним определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Кто и как может оштрафовать за нарушение порядка отключения КУ

За тем, чтобы КУ отключали только по делу, следят жилищные инспекции и Роспотребнадзор. Эти надзорные инстанции усматривают разные составы административных правонарушений, подробнее об этом – в таблице.

Таблица квалификации нарушений в отключении КУ надзорными органами

Надзорный орган Состав административного правонарушения Сумма штрафа Нормативное обоснование
Роспотребнадзор Оказание с нарушением установленных законодательством требований До 30 000 руб. за первое нарушение и до 50 000 руб. за второе Статья 14.4 КоАП
ГЖИ Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами До 10 000 руб. Статья 7.23 КоАП

Как правило, контрольно-надзорные органы начинают проверку по жалобе потребителя. Есть и другие основания для проверки, но вряд ли они появятся в рассматриваемой ситуации. Ведь главное заинтересованное лицо – это сам потребитель.

Пример: должник пожаловался на отключение КУ и выиграл суд

ТСЖ приостановило оказание коммунальной услуги потребителю по причине наличия у него задолженности. Потребитель пожаловался в Роспотребнадзор, который вынес постановление о привлечении ТСЖ к ответственности по части 1 статьи 14.44 КоАП. 

Суд поддержал контролеров. Суд указал, что «взносы собственника», долги по которым были у потребителя, не являются коммунальной услугой и платой за содержание жилого помещения согласно статье 154 ЖК.

Вместе с тем, оплаченная потребителями сумма распределялась пропорционально между всеми видами платежей, в том числе и «взносом собственника», а не по назначению платежа, в связи с чем задолженность по оплате за КУ полностью не была погашена (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 № 09АП-53234/2016 по делу № А40-147428/16).

Если вы получили предписание «о необходимости устранения нарушений законодательства в сфере обеспечения населения коммунальными услугами по причине нарушения порядка их приостановления», то можете его оспорить.

Если вы не оспорили, но и не выполнили предписание, вас могут привлечь к ответственности. Штраф предусмотрен статьей 19.5 КоАП и достигает 300 000 руб. Есть случаи, когда исполнителя КУ понуждают исполнить предписание в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.07.2016 № Ф05-9387/2016).

Как избежать штрафа за нарушение порядка отключения КУ

Мы рекомендуем соблюдать три правила, чтобы не получить штраф за нарушение порядка отключения КУ.

Правило № 1. Всегда уведомлять потребителя в установленном порядке.

Приостановление или ограничение предоставления КУ допускается в двух вариантах: с предварительным уведомлением либо без него. Это зависит от причины, по которой вы решили отключать КУ.

Вы обязаны письменно уведомлять потребителя перед тем, как отключить КУ из-за:

  • неполной оплаты потребителем коммунальной услуги;
  • проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей или внутридомовых инженерных систем.

Это предусмотрено пунктом 117 Правил № 354.

В случае планово-профилактического ремонта разместите уведомление в подъездах. Сообщить потребителям о таком отключении нужно за 10 рабочих дней (подп. «б» п. 117 Правил № 354).

Введите правило фотографировать объявления, которые вы размещаете. Так вы сможете подтвердить, что уведомляли жителей. В сложных случаях составляйте акты освидетельствования стендов с участием жителей.

Правило № 2. За долги отключать только ту КУ, по которой накопился долг.

Сначала делайте расчет и только потом вводите ограничения. Нельзя отключать, к примеру, электричество, если сумма долга именно по этой услуге не достигла предельного уровня.

  1. Внимание: приостановление подачи КУ – потребителю временно прекращается подача коммунальной услуги
  2. Ограничение подачи КУ – исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунальной услуги или вводит график предоставления КУ в течение суток.
  3. Приостановление КУ за долги возможно при наличии у потребителя долга по оплате одной КУ в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за эту КУ.
  4. Порядок приостановления (ограничения) коммунальной услуги в связи с задолженностью установлен в пунктах 119–122 Правил № 354.
  5. Вы должны направить должнику уведомление о том, что в случае непогашения задолженности по оплате КУ в течение 20 дней вы сначала ограничите, а затем приостановите ее подачу.

Уведомление можно доставить потребителю любым способом: по электронной почте, прямо в платежном документе. Телефонный звонок с записью разговора, информация на вашем сайте тоже подойдут.

Если долг погашен не будет, вы можете ввести режим ограничения предоставления КУ. Если долг останется и после установленного в предупреждении срока, можно приостановить КУ, которая не оплачена. Это можно сделать по истечении 10 дней с момента введения ограничения.

Расходы на отключение КУ возлагаются на должника. Снова подать КУ вы обязаны в течение двух дней с момента погашения задолженности.

  • Ситуация: когда можно отключить КУ без предварительного уведомления
  • Без предварительного уведомления потребителя отключение КУ допускается в случае:
  • а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации;
  • б) возникновения стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, устранения их последствий;
  • в) выявления факта несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым или централизованным инженерным сетям;
  • г) использования потребителем бытовых приборов, оборудования, мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки;
  • д) получения исполнителем КУ предписания уполномоченного органа о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией.
  • Эти исключения перечислены в пункте 115 Правил № 354.

Правило № 3. Сначала ограничивать и только потом приостанавливать предоставление КУ.

Если вы сразу приостанавливаете подачу КУ, без предварительного ограничения, подготовьтесь к тому, что придется доказывать отсутствие технической возможности для введения ограничения.

Пример: отсутствие технической возможности ограничения КУ нужно доказать

УО направила должнику уведомление о приостановлении электроснабжения за долги. Впоследствии электроснабжение было приостановлено. Потребитель посчитал действия УО незаконными и обратился в суд.

Суд отметил, что из содержания пункта 119 Правил № 354 следует, что право на полное отключение подачи электроэнергии связывается с отсутствием технической возможности ограничения подачи электроэнергии.

Оказание потребителю КУ сначала должно быть ограничено и только при отсутствии технической возможности полностью прекращено. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что УО не имела технической возможности ввести ограничения.

УО сразу прекратила подачу электроэнергии.

Одно лишь указание в уведомлении на отсутствие технической возможности ограничения, не подтвержденное доказательствами, не говорит о доказанности указанного обстоятельства. Действия УО незаконны (решение октябрьского районного суда г. Ижевска от 28.08.2015 по делу № 2-4927/2015).

Если таких доказательств нет, то ваши действия по введению режима приостановления КУ будут признаны незаконными.

Первоисточник: НО «Ассоциации предприятий ЖКХ Чувашской Республики»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *