Соответствуют ли положения устава законодательству?

Какими бывают уставы акционерных обществ и почему их виды могут вызвать путаницу, рассказывают эксперты «Право.ru». Они поясняют, чем ограничена свобода при составлении учредительного документа и как правильно вносить изменения в него. Кроме этого, юристы предупреждают о последствиях противоречий положений устава законодательству.

С чего начинается АО

Учитывая положения ст. 52 ГК («Учредительные документы юриических лиц») и ст. 11 ФЗ «Об АО» («Устав общества»), устав акционерного общества является единственным учредительным документом АО. То есть, к этому документу предъявляются самые высокие требования, потому что от полноты его содержания зависит вся дальнейшая деятельность предприятия.

Соответствуют ли положения устава законодательству?

  • Самохвалов выделил характерную черту нетипового устава — детально прописанные корпоративные процедуры, а именно:
  • 1) Порядок принятия решений органами общества
  • 2) Система предоставления информации акционерам
  • 3) Механизм распоряжения акциями компании.

Дораев объясняет, что такое стремление подробно регламентировать все отношения внутри компании возрастает с ее развитием, когда появляется возможность привлекать квалифицированных юристов для подготовки корпоративной документации. По словам юриста, небольшие стартапы и так называемые «фирмы-однодневки» чаще всего используют «штампованные» уставы. Их предлагают многочисленные компании, которые оказывают услуги по регистрации юридических лиц.

Важно отметить и еще одну особенность. По сравнению с публичными акционерными обществами, непубличным дается большая свобода действий, для них законодатель устанавливает меньше императивных требований, от которых можно отступать при подготовке устава.

При рассмотрении вопроса о разновидностях уставов, не стоит забывать о том, что упомянутая экспертом «Транснефть» и другие компании нефтяной отрасли (прим. ред. — «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и «Транснефтепродукт») имели свою специфику создания.

Их учредителями являлся Совет Министров — Правительство РФ, а уставный капитал таких производств и вовсе складывался из ценных бумаг дочерних АО, которые передавало государство. Кроме того, учредительные документы этих предприятий разрабатывались целой группой государственных структур: начиная от Госкоимущества, заканчивая Минтопэнерго.

 Таким образом, в 90-е годы для каждой компании нефтяного сектора в России сформировали по специальному уставу.

Учреждался такой документ отдельным правительственным актом. Например, устав «Транснефти» утвердили постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 14 августа 1993 года № 810 «Об учреждении акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть».

Споры и изменения

Свобода в формировании чего-либо всегда порождает и споры. Дораев говорит, что чаще всего судебные разбирательства связаны с положениями устава, которые позволяют перераспределить контроль между участниками общества.

В частности, речь идет о размере уставного капитала, компетенции органов управления и порядке избрания в них. Кроме того, распространены дела о допуске миноритариев к информации о деятельности общества, отмечает Олевинский.

К потенциальным спорам могут привести и недальновидные изменения в устав АО, поэтому надо знать, что можно менять в учредительном документе, а что нельзя.

По общему правилу внесение изменений в устав АО – это компетенция общего собрания акционеров, поясняет Соничев.

Но, например, поправки в учредительный документ из-за увеличения или уменьшения уставного капитала можно вносить по решению совета директоров, добавляет юрист.

Для непубличных АО диспозитивных положений немало, однако для одобрения таких изменений зачастую требуется единогласное решение акционеров всех классов акций. С 1 января 2017 года таких положений будет еще больше за счет изменения порядка одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Соответствуют ли положения устава законодательству?

Нет каких-то особых последствий и для законных изменений специальных учредительных документов таких компаний как «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Транснефть» и «Транснефтепродукт».

Если увеличивается их уставной капитал и выпускается определенное количество дополнительных ценных бумаг, то положения Типового устава из Указа Президента РФ от 1 июля 1992 года № 721 все равно не станут распространяться на указанные организации.

Вообще же, как показывает практика, большинство крупных компаний, появившихся в 1990-е годы, за прошедшие 20 с лишним лет внесли множество поправок в свои учредительные документы. Не стали исключением и предприятия нефтного сектора.

Их специальные уставы сегодня уже значительно отличаются от первоначальных вариантов и имеют не так уж много общих положений с ними.

К чему приводят противоречия

Немаловажный вопрос, могут ли некоторые положения устава противоречить законодательству и какие последствия будут в случае такой ситуации. Олевинский рассказывает, что такие случаи возможны, если после создания компании произошли изменения в законодательстве.

 Самохвалов объясняет, что в случае противоречия устава законодательству приоритет отдается последнему: «В то же время, не следует путать «противоречие законодательству» с «отличием положений устава от типовых норм».

Дело в том, что закон в ряде случаев предоставляет возможность формулировать положения устава собственным образом. Например, в п. 5 ст. 2 ФЗ «Об АО» указано, что «общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом».

То есть, обычно акционерное общество создается бессрочно, но уставом такая норма может быть изменена, и в этом случае будет действовать учредительный документ».

Дораев напоминает, что ст.

11 ФЗ «Об АО» прямо предусматривает, что устав может содержать только положения, не противоречащие законодательству: «К примеру, если правила выплаты дивидендов в АО не соответствуют положениям закона, то такие пункты устава просто не подлежат применению. В этом случае решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов можно признать недействительным в судебном порядке».

Одно из условий удовлетворения подобного иска — наличие достаточного количества ценных бумаг у акционера, поэтому юрист советует миноритариям — владельцам привилегированных акций, в таких случаях подавать иск о возмещении убытков в форме упущенной выгоды. Другой вариант — признать в судебном порядке привилегированные акции голосующими.

Важно упомянуть и о том, что устав акционерного общества имеет приоритет над решением о выпуске ценных бумаг. Сторонники противоположной позиции чаще всего опираются на п. 3 ст. 17 ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года.

В нем указано, что эмитент не может изменить объем прав по ценным бумагам, которые установлены изначальным решением об их выпуске. Однако права акционеров по ценным бумагам определяются уставом, а именно п. 3 ст. 11 ФЗ «Об АО».

Следовательно, все изменения по ним происходят путем внесения поправок в учредительный документ, что законом не запрещено.

Возвращаясь к наиболее распространенным спорам, Соничев предупреждает, что нельзя в учредительном документе указать, что все сделки общества заключаются без согласования, так как это прямо противоречит закону.

Последний будет в таком случае определяющим. Олевинский тут же напоминает, что в уставе общества можно наоборот прописать порядок одобрения аналогичный крупным сделкам для других соглашений. Это будет вполне законно.

Бычков поясняет, если суд установит, что в уставе общества содержатся положения, противоречащие закону, то они не будут применяться при разрешении спора.

По словам эксперта, суд может признать недействительным положение устава, которое противоречит Закону «Об АО»: «Однако, ни нормы последнего, ни нормы ГК не предусматривают возможность оспорить и признать недействительным весь учредительный документ».

Читайте далее: «Зеленое письмо» – какие последствия у такой «корреспонденции»

Содержание устава ООО

Федеральный закон от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об ООО) не только определяет формальные требования к Уставу ООО, но и относит решение многих вопросов корпоративных отношений участников конкретного общества с ограниченной ответственностью в сферу, регулируемую его Уставом.

То есть, Закон содержит императивные нормы, предписывающие ряд конкретных сведений, которые неизменно должны содержаться в Уставе каждого Общества и диспозитивные нормы, которые оставляют решения того или иного вопроса, касающегося организации деятельности и управления Общества на усмотрение участников Общества.

Императивными нормами в частности установлено обязательнее содержание в Уставе следующих положений:

  • наименования Общества;
  • адрес его местонахождения;
  • сведения о е филиалах и представительствах Общества;
  • состав и компетенции управляющих органов Общества, срок действия их полномочий;
  • размер Уставного капитала Общества;
  • основные права и обязанности участников;
  • порядок хранения документов Общества и др.

Диспозитивные нормы Закона об ООО, предполагающие вариантность их применения требуют более детального рассмотрения. Их условно можно подразделить на несколько групп:

Нормы, регламентирующие общие вопросы статуса общества:

Срок, на который создается Общество. По умолчанию ООО создается на неограниченный срок, но участниками может быть предусмотрен конкретный срок деятельности Общества.

Нормы, регламентирующие права и обязанности участников Общества:

Помимо обязательного перечня прав и обязанностей участников, предусмотренного Законом, Устав может содержать дополнительные права и обязанности, которые могут распространяться как на всех участников, так и на отдельных участников Общества.

Нормы, устанавливающие порядок перехода доли другому лицу:

  • Уставом Общества может быть предусмотрено обязательное получение согласия всех участников на отчуждение доли или части доли одним участником другому участнику Общества.
  • Уставом может быть предусмотрен запрет продажи доли или части доли третьему лицу или обязательное получение согласия всех участников на осуществление такой сделки.
  • При осуществлении преимущественного права покупки доли внутри Общества Уставом может быть предусмотрена заранее определенная цена, отличная от цены предложения третьему лицу.
  • При осуществлении преимущественного права покупки доли Уставом может быть предусмотрено преимущественное право покупки доли самим Обществом, если участники не использовали это право.

Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли наследникам лиц, являющихся участниками Общества, осуществляется только с согласия остальных участников. Если такое согласие не получено, то наследнику выплачивается денежный эквивалент доли, но к нему не переходят права и обязанности участника Общества.

Читайте также:  Есть ли законные основания не платить налог на недвижимое имущество ЖСК?

Обратите вниманиеУставом может быть запрещена передача доли в залог третьему лицу, не являющемуся участником Общества.

Нормы, регламентирующие порядок выхода участника из Общества:

Выход участника путем отчуждения своей доли возможен, только если это предусмотрено Уставом. Если Устав не содержит положений о порядке выхода участника, то у участника отсутствует право выйти из Общества.

При выходе участника Устав может предусматривать иные порядок и срок выплаты ему действительной стоимости доли, чем предусмотренные в Законе.

Нормы, регламентирующие распределение прибыли между участниками:

Устав может предусматривать распределения прибыли Общества между участниками непропорционально их долям в Уставном капитале Общества.

Нормы, устанавливающие порядок проведения общего собрания участников Общества:

Изменение положений устава — пошаговая инструкция по внесению изменений в устав в 2021 г

Процедура по изменению положений устава — это очень сложный и трудоемкий процесс

Рекомендуем вам обратиться к профессионалам, так вы сэкономите время и деньги, и легко пройдете всю процедуру в соответствии с действующим законодательством

Стоимость услуги по изменению положений устава

Изменение положений устава от 11 700 рублей

Необходимо изменить положения устава?

Услуга платная

Устав – основной документ организации. От того, насколько правильно, составлен устав, зависит дальнейшая жизнь и развитие фирмы.

  • Нередко устав при начале жизни организации берется типовой, и в него особо никто не вчитывается.
  • Но потом, насущные задачи фирмы вынуждают более детально прописывать положения Устава, а иногда и менять их кардинально.
  • Впрочем, это не единственная причина поменять устав или внести в него изменения, рассмотрим все причины по порядку.

Последние два основных закона, предписывающих организациям внести изменения в устав, это: Федеральный закон от 30.12.2008 N 312-ФЗ и Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ.

Закон N 312-ФЗ принес с собой следующие положения:

  • Учредительный документ у ООО теперь только один – Устав. Учредительный договор потерял статус обязательного документа.
  • Не обязательно указывать точный адрес. Достаточно указать название населенного пункта. Это удобно: при смене адреса в пределах одного региона не нужно менять устав.
  • Список участников в уставе указывать не нужно.
  • Отсутствуют сведения о внесения уставного капитала, достаточно указать его размер.
  • В уставе может быть прописан запрет на выход участника и продажу им своей доли.
  • В уставе нужно указать порядок выхода участника и порядок распределения долей.

Большинство требований Закона N 99-ФЗ не требуют немедленного изменения устава, но если есть желание модернизовать устав, то имеет смысл внести следующие изменения:

  • Для того, чтоб решение общего собрания не надо было каждый раз удостоверять у нотариуса, есть смысл указать иной порядок удостоверения такого решения. На наш взгляд оптимально указать в качестве альтернативного способа — подписание протокола всеми участниками.
  • Вносимое в уставный капитал имущество может оценивать только независимый оценщик, если у вас другой порядок оценки – имеет смысл его поменять.
  • Есть возможность внести право выступать от имени общества нескольким лицам.
  • Есть возможность добавить новые права и обязанности участников, например, право требовать исключения участника из общества в суде, если деятельность участника или ее отсутствие причиняют вред обществу; обязанность участвовать в принятии решений, без которых компания не сможет функционировать.
  • Есть возможность добавить в устав необходимость уведомлять участников о решении подать иск в суд о возмещении убытков, причиненных сделкой других участников.

Также хочется отметить, что при подаче документов для изменения устава в соответствии с требованиями законодательства в соответствии с ФЗ N 312 следуют ставить в форме P13001 галку в графе о приведении устава в соответствии с законодательством, а при приведении устава в соответствии с ФЗ № 99 — нет.

Госпошлина при приведении устава в соответствии с законодательством не оплачивается.

Изменение устава в связи с изменениями значимых данных организации, отображающихся в уставе

  • Изменение размера уставного капитала.
  • Смена населенного пункта нахождения организации.
  • Смена наименования.
  • Смена видов деятельности.

Изменение устава в связи с желанием участников по-новому отобразить некоторые его положения, например

  • дополнительные права участников общества или конкретного участника общества.
  • предельный размер доли в уставном капитале.
  • запрет на переход доли в уставном капитале третьим лицам путем продажи или иным способом.
  • способы распределения прибыли.
  • можно предусмотреть наличие резервного фонда.

Подготовка комплекта документов:

  • протокол или решение об изменении устава,
  • два оригинала устава или листов изменения в устав,
  • заполненная форма P13001 (необходимо заполнить титульный лист и лист М), заверенная нотариусом,
  • в последних двух случаях – квитанция, подтверждающая оплату пошлины – 800 рублей.

Это может сделать лично директор или лицо, уполномоченное нотариальной доверенностью. Также это можно сделать по почте или, в некоторых случаях через многофункциональный центр (МФЦ).

  1. Получение документов.
  2. В случае успешной подготовки комплекта документов в указанный срок директор или лицо, уполномоченное нотариальной доверенностью может получить новую редакцию устава или лист изменения в устав.
  3. Стоит отметить, что при заполнении документов в первый раз можно не учесть все необходимые нюансы, поэтому лучше обратиться к специалистам.

Необходимо внести изменения в коды ОКВЭД?

Услуга платная

Соответствует ли данное положение законодательству Российской Федерации?

Да, данное положение соответствует законодательству РФ: ФЗ-184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти одного из субъектов Российской Федерации предложили внести в Устав региона следующее положение— Согласно ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации с предложением о внесении изменений и (или) дополнений

 2.

Имеет ли право законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации?

  • Глава субъекта назначает министра экономики области с согласия законодательного (представительного) органа государственной власти области да
  •           орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  • Вправе ли законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие

Законодательный (представительный) орган государственной власти области вправе выразить недоверие министру экономики, что влечет немедленное освобождение его от этой должности».- да

этого же законазаконодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

Ситуационная задача 38

Органы власти планируют проект: «Разработка концепции программы формирования культуры здорового образа жизни обучающихся в образовательных организациях N -ской области 2017-2021 гг.».

Цель проекта, сформулированная разработчиком: «Реализация комплекса мероприятий, направленных на уменьшение числа подростков, употребляющих спиртные напитки и зависимых от табакокурения в установленные сроки».

Исходя из методологии проектного управления:

1. Скорректируйте название проекта, цель проект. Исходя из скорректированной цели, пропишите задачи проекта

2. Оцените экономические и социальные последствия реализации данного проекта.

3. Укажите ожидаемый результат и критерии успеха проекта.

  1. Решение:
  2. 1. Название проекта:«Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики асоциальных проявлений обучающихся в общеобразовательных организациях N-ской области на период до 2021 гг »
  3. Цель (по SMART ):
  4. Разработать и внедрить комплекс мероприятий по формированию здорового образа жизни и профилактики асоциальных проявлений обучающихся в общеобразовательных организациях позволяющий снижать степень доступности алкогольной и табачной продукции для несовершеннолетних и употребления их на душу населения на 3-5% ежегодно при помощи Министерства здравоохранения N-ской области, Министерства социальной политики N-ской области, Министерства финансов N-ской области, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка для уменьшения числа подростков, употребляющих алкогольную и табачную продукцию и имеющих от нее зависимость в период 2017-2021гг.
  5. Задачи проекта:
  6. — Привлечь все органы и учреждения социальной сферы N-ской области для осуществления проекта
  7. — Сформировать единую концептуально-методологическую базу профилактической работы со школьниками N-ской области
  8. — Разработать план мероприятий профилактической работы для работы с обучающимися среднеобразовательных организаций N-ской области
  9. — Осуществить профилактические работы в семьях, а также в местах досуга подростков N-ской области
  10. 2. Экономические последствия:
  11. — Снижение затрат на лечение клинических последствий алкоголизма, госпитализацию, медицинские вытрезвители, бригады скорой и наркологической помощи
Читайте также:  Обязательны ли начисления по нормативам ОДН?

— Снижение затрат на ликвидацию различных немедицинских последствий, связанных с алкоголизмом (содержание социальных сирот, дорожно-транспортные происшествия, пожары и т.д.)

  • — Сокращение прямых и непрямых затрат на ликвидацию последствий массового ­курения
  •            Социальные последствия:
  • — изменение общественных норм в отношении употребления алкоголя и к его потребителям;
  • — активное отношение родителей к риску алкоголизации в той микросреде, в которой растет и общается ребенок;
  • — развитие детских и молодежных движений, волонтерства и социальных инициатив;
  • 3. Ожидаемый результат:
  • — распространение в СМИ информационных материалов, в том числе социальной рекламы, телевизионных фильмов, теле- и радиопередач, а также материалов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», пропагандирующих привлекательность здорового образа жизни в детско-подростковой и молодежной среде.
  • — формирование в семье «моды» на здоровый образ жизни;
  • — обучение несовершеннолетних жизненным навыкам противостояния агрессивной среде, провоцирующей потребление алкоголя
  • Критерии успеха проекта:
  • — Относительное сокращение алкогольной и табачной продукции на 3-5% ежегодно среди подростков N-ской области (в течение срока проекта на 15-25%)

* Критерием оценки может быть только количественное сокращение курения, а не отношение учителей и детей к программе или высказываемое отношение к курению, т.е. не слова, а поведение.

Устав ООО не соответствует закону: возможные последствия, как исправить

Устав ООО является учредительным документом компании, по нему компания «живет» и работает. Хотелось бы сказать, что в каждой компании устав составляется по-своему, но, к сожалению это не так.

Устав, чаще всего, используется один и тот же, скачанный из Интернета с наиболее «раскрученных» сайтов.

И, если данный устав был составлен с ошибками, эти ошибки начинают «гулять» по десяткам, а то и сотням компаний.

Что должен содержать устав ООО в обязательном порядке

В уставе обязательно должны быть сведения, предусмотренные ст. 12 ФЗ об ООО. Если их там нет, получается, устав закону не соответствует. Казалось бы, как можно чего-то там не указать, это же очевидно? Да и пунктов в указанной статье Закона не так много.

Однако, такое бывает. Часто распространенная ошибка – в уставе ничего не указано о порядке выхода участника. Когда как из абз. 8 п. 2 ст. 12 указанного Закона следует, что устав должен содержать «сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества».

Если предусмотрено право на выход – нужно указывать порядок выхода и его последствия. Однако, на наш взгляд, необходимо указывать и тот момент, когда права на выход из общества нет.

Возможные последствия

Предположим, создается новое общество с ограниченной ответственностью, участники поленились прочитать устав при его утверждении, и утвердили его с ошибками. Какие возможны последствия?

В теории, если считать регистрацию компании сделкой, а утверждение ее устава – частью сделки, то, согласно ст. 180 ГК РФ, «Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части».

Однако, без учредительного документа общество существовать не может, следовательно недействительность устава влечет за собой недействительность всей сделки, то есть регистрация компании в данном случае незаконна.

Другое дело, на практике никто и никогда в налоговой инспекции уставы не читает, и на предмет их соответствия закону не проверяет. Поэтому, регистрация скорее всего пройдет. Другое дело, заинтересованное лицо может данную регистрацию оспорить и признать недействительной.

А вот где уставы читают, так это в банке. Поэтому, риск отказа в открытии расчетного счета из-за устава, не соответствующего закону, вполне реален.

Как исправить устав

Если в вашем уставе есть ошибки, он не соответствует закону – проще принять новую редакцию устава, где все эти ошибки будут исправлены.

Совершенно нет обязанности принимать новую редакцию устава только вместе с другими существенными изменениями, такими как смена наименования, места нахождения, увеличения уставного капитала и прочими важными изменениями. Можно просто принять новую редакцию, где будут исправлены все ошибки.

Для этого достаточно подать форму заявления Р13001 на новую редакцию устава, заверенную нотариально, к которой приложить две копии устава в новой редакции, протокол (решение) и квитанцию об оплате госпошлины за внесение изменений в учредительные документы ООО.

Противоречие положений устава закону |

Если при рассмотрении судом дела будет установлено, что в уставе общества содержатся положения, противоречащие закону, они не должны применяться судом при разрешении возникшего спора.

«Требования к содержанию устава общества определяются пунктом 2 статьи 12 Закона.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что в уставе общества содержатся положения, противоречащие Закону и иным федеральным законам, они не должны применяться судом при разрешении возникшего спора.

В случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества приоритет, как для участников общества, так и для третьих лиц, имеют положения устава общества (пункт 5 статьи 12 Закона)».

Постановление приводится в рамках Обзора арбитражной практики по признанию недействительными положений устава.

  • ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    N 90
  • ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    N 14
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 9 декабря 1999 года
  • О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
    «ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»

В целях обеспечения правильного применения судами и арбитражными судами (далее — судами) Федерального закона от 8 февраля 1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также учитывая, что у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановляют дать судам следующие разъяснения.
1. При рассмотрении споров, связанных с применением Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон), судам следует исходить из того, что его действие распространяется на все общества с ограниченной ответственностью, включая те, которые приобрели такую организационно-правовую форму в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 октября 1994 года «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», предусматривающей применение норм законодательства об обществах с ограниченной ответственностью к ранее созданным товариществам с ограниченной ответственностью и обязывающей последних привести свои учредительные документы в соответствие с нормами главы 4 Кодекса об обществах с ограниченной ответственностью в порядке и сроки, определенные Законом.
На основании пункта 3 статьи 95 Гражданского кодекса Российской Федерации правила Кодекса об обществах с ограниченной ответственностью, а соответственно и положения Закона применяются также к обществам с дополнительной ответственностью, поскольку иное не предусмотрено специальными правилами, установленными для этих обществ.
2. Согласно пункту 2 статьи 1 Закона особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами.
Статьей 87 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 8 июля 1999 года) предусмотрено, что особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
Судам необходимо иметь в виду, что круг вопросов, указанных в приведенных нормах Закона и Кодекса, по которым особенности правового регулирования названных в них обществ могут устанавливаться в иных федеральных законах, является исчерпывающим. По другим вопросам, в том числе связанным с гарантиями и способами защиты прав участников обществ (кроме кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью), применяются общие положения Закона.
Особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в области сельскохозяйственного производства относятся лишь к тем из них, которые созданы на базе колхозов, совхозов и других предприятий, непосредственно занятых сельскохозяйственным производством, либо вновь образованы для ведения деятельности в этой сфере, и не распространяются на общества, действующие в промышленности и осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, выполнение работ и оказание услуг для сельскохозяйственных производителей.
3. При разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 4 Закона, согласно которым местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Вместе с тем следует учитывать, что Закон в соответствии с названной статьей Кодекса допускает изъятие из этого правила, предусматривая, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности.
——————————————————————
КонсультантПлюс: примечание.
Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ в статью 54 Гражданского кодекса РФ внесены изменения.
——————————————————————
4. Судам при рассмотрении дел необходимо иметь в виду, что Закон ограничивает число участников общества, которых должно быть не более пятидесяти. Если указанный предел будет превышен, общество обязано в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив (пункт 3 статьи 7 Закона). При невыполнении этого требования и несокращении числа участников в указанный срок общество подлежит ликвидации в судебном порядке на основании пункта 2 статьи 61 и статьи 88 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 59 Закона общества с ограниченной ответственностью (товарищества с ограниченной ответственностью), насчитывающие на момент введения Закона в действие более пятидесяти участников, должны преобразоваться в акционерные общества или в производственные кооперативы до 1 июля 1999 года либо в тот же срок уменьшить число участников общества до установленного предела.
Вместе с тем названная норма содержит исключение: допускается преобразование таких обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью) в закрытые акционерные общества без соблюдения требований, установленных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 7 Федерального закона «Об акционерных обществах» (ограничивающих число участников закрытого акционерного общества). Таким правом общество, созданное до 1 марта 1998 года и насчитывающее более пятидесяти участников, могло воспользоваться согласно Закону лишь до 1 июля 1999 года.
5. При рассмотрении дел судам необходимо учитывать, что согласно статье 11 Закона учредительными документами общества являются учредительный договор и устав общества.
Учредительный договор является документом, регулирующим создание общества и взаимоотношения учредителей друг с другом и с обществом на период его существования, и должен отвечать общим требованиям, предъявляемым Гражданским кодексом Российской Федерации к договорам и сделкам (включая нормы об основаниях признания сделок недействительными), а также отражать особенности, предусмотренные Законом для данного договора как учредительного документа.
Требования к содержанию устава общества определяются пунктом 2 статьи 12 Закона. Если при рассмотрении дела будет установлено, что в уставе общества содержатся положения, противоречащие Закону и иным федеральным законам, они не должны применяться судом при разрешении возникшего спора.

Читайте также:  Кто платит штраф при прямых договорах?

В случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества приоритет, как для участников общества, так и для третьих лиц, имеют положения устава общества (пункт 5 статьи 12 Закона).
6. Согласно пункту 1 статьи 14 Закона размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. При применении указанной нормы судам следует учитывать, что если на момент принятия документов общества для государственной регистрации (при его создании) размер уставного капитала соответствовал уровню, установленному действовавшими в тот период правовыми актами, то при регистрации изменений, вносимых в устав общества (регистрации устава в новой редакции), в том числе в связи с приведением его в соответствие с Законом (пункт 3 статьи 59), государственный орган, осуществляющий такую регистрацию, не вправе отказывать в ее проведении по мотиву несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, действующему на дату регистрации изменений. Отказ в регистрации изменений по этому основанию может быть обжалован (оспорен) в судебном порядке.
7. При рассмотрении дел, связанных с формированием уставного капитала общества, нужно иметь в виду, что в качестве вклада в уставный капитал общества могут вноситься деньги, ценные бумаги, другие вещи, имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. В связи с этим необходимо учитывать следующее:
а) денежная оценка неденежных вкладов, в том числе имущественных и иных прав, подлежит единогласному утверждению решением общего собрания всех участников (учредителей) общества;
б) при внесении неденежного вклада с номинальной стоимостью, превышающей сумму, эквивалентную двумстам минимальным размерам оплаты труда, установленным федеральным законом на дату представления документов на государственную регистрацию, требуется его оценка независимым оценщиком, которая должна быть произведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Данные правила действуют как при учреждении общества, так и в случаях увеличения его уставного капитала.
В случае завышения стоимости неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в его уставе могут быть солидарно привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества при недостаточности его имущества для погашения долгов. Объем такой ответственности ограничен размером завышения стоимости соответствующих неденежных вкладов.
8. При рассмотрении дел, связанных с передачей обществу в качестве вклада в уставный капитал права пользования имуществом на определенный срок, необходимо иметь в виду, что в случае досрочного прекращения такого права участник, передавший имущество, обязан предоставить обществу по его требованию денежную компенсацию, равную плате за пользование таким же имуществом на подобных условиях в течение оставшегося срока. Учредительным договором могут быть предусмотрены иные порядок и сроки предоставления участником общества компенсации при досрочном прекращении пользования имуществом по сравнению с указанными в Законе (пункт 3 статьи 15). Вместе с тем при выходе или исключении из общества участника, передавшего имущество в пользование обществу в качестве вклада в уставный капитал, это имущество остается в пользовании общества до истечения установленного срока, если учредительный договор не предусматривает иное (пункт 4 статьи 15 Закона).
9. При разрешении споров, связанных с увеличением уставного капитала общества, следует учитывать, что увеличение его за счет имущества общества осуществляется в соответствии со статьей 18 Закона с соблюдением следующих требований:
а) решение об увеличении уставного капитала указанным способом должно быть принято общим собранием участников на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, предшествующий году, в течение которого принято такое решение;
б) сумма увеличения уставного капитала не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества;
в) при увеличении уставного капитала пропорционально увеличивается номинальная стоимость долей всех участников общества без изменения размеров и соотношения их долей.
10. По спорам, связанным с увеличением уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников, а также вкладов третьих лиц, необходимо иметь в виду следующее:
а) в тех случаях, когда увеличение уставного капитала осуществляется за счет дополнительных вкладов всех участников общества (пункт 1 статьи 19 Закона), решением общего собрания участников общества должна определяться общая стоимость дополнительных вкладов, а также единое для всех участников соотношение между стоимостью дополнительного вклада участника и суммой, на которую увеличивается номинальная стоимость его доли. Не допускается ограничение права участника общества внести дополнительный вклад, не превышающий части общей стоимости дополнительных вкладов, пропорциональной размеру доли этого участника в уставном капитале общества.
По решению общего собрания участников общества увеличение уставного капитала может быть осуществлено за счет вкладов отдельных участников общества;
б) увеличение уставного капитала за счет вкладов третьих лиц допускается лишь тогда, когда это не запрещено уставом общества (пункт 2 статьи 19 Закона);
в) дополнительные вклады участников общества, а также вклады третьих лиц в уставный капитал общества вносятся в порядке и в сроки, установленные статьей 19 Закона. В учредительные документы общества в этих случаях вносятся соответствующие изменения.
Несоблюдение сроков внесения вкладов отдельными участниками (третьими лицами), срока созыва общего собрания по утверждению итогов внесения дополнительных вкладов, когда они вносятся всеми участниками, а также срока передачи регистрирующему органу документов, необходимых для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, влечет признание увеличения уставного капитала несостоявшимся. При фактическом внесении участниками и третьими лицами соответствующих вкладов они в этом случае подлежат возврату им в разумный срок.
11. В соответствии с Законом общество вправе уменьшить свой уставный капитал путем уменьшения долей всех участников и (или) погашения долей, принадлежащих обществу (пункт 1 статьи 20).
Вместе с тем Закон запрещает уменьшение уставного капитала общества, если в результате этого его размер станет меньше минимального размера уставного капитала, определенного в соответствии со статьей 14 Закона на дату представления документов для государственной регистрации соответствующих изменений, вносимых в устав (а не на дату государственной регистрации общества).
Общество обязано уменьшить свой уставный капитал, в частности:
а) в случае неполной оплаты уставного капитала в течение года с момента государственной регистрации общества. Уменьшение уставного капитала производится до фактически оплаченного его размера (если в связи с неполной оплатой уставного капитала не будет принято решение о ликвидации общества);
б) если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала. Размер уставного капитала уменьшается в этих случаях до уровня, не превышающего стоимость чистых активов.
Если стоимость чистых активов общества, обязанного в силу Закона уменьшить свой уставный капитал, окажется ниже минимального уровня, предусмотренного статьей 14 Закона на дату государственной регистрации (создания) этого общества, оно подлежит ликвидации.
12. При разрешении споров, связанных с переходом доли участника в уставном капитале общества к другим лицам, необходимо иметь в виду следующее:
———————————

Под долей понимается и часть доли.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *